Парламент как орган законодательной власти его представительный характер и компетенция в зарубежных странах

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

1. Понятие, социальные функции парламента
2. Общая характеристика компетенции парламента
3. Структура парламента и организация его палат
4. Специальные парламентские процедуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная конст.зар. моя.doc

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Кафедра конституционного и административного права

Контрольная работа

1. Понятие, социальные функции парламента

2. Общая характеристика компетенции парламента

3. Структура парламента и организация его палат

4. Специальные парламентские процедуры

1. Понятие, социальные функции парламента

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромисов2.

Парламент – это общенациональный, представительный выборный коллегиальный орган государства, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей3.

Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах, но тогда они были лишь совещательными органами при монархе и имели лишь ограниченные финансовые права. Следовательно, можно считать, что парламенты в их современном значении возникли в буржуазном государстве. Расцвет парламента и парламентаризма связан с концом XVIII-началом XX вв. Кризис парламентаризма связан с началом XX века, в период, когда органы исполнительной власти усиливали свое влияние в различных областях общественной жизни за счет парламентских полномочий, использованием разнообразных методов воздействия на парламент. Крайним средством во многих государствах была ликвидация парламента. Ослабление роли парламентов характерно для периода кризисов в экономической и социально-политической жизни страны, в период войн (вторая и первая мировая война).

Занимая законодательную нишу в системе разделения властей парламент тесно взаимодействует с исполнительной властью, которая стремиться ограничить его полномочия. Теперь такую привилегию как законотворчество парламенту приходится делить с правительством. При этом парламент ущемляют в его законодательных правах следующими путями:

- увеличивающаяся монополизация правительством права законодательной инициативы;

- прямое наделение правительства правом издания нормативных актов имеющих силу закона (делегированное законодательство). Например в соответствии со ст. 38 конституции Франции правительство имеет право просить парламент о разрешении в течении ограниченного срока путем издания ордонансов осуществлять мероприятия, которые отнесены к сфере закона;

- фактическое ограничение круга вопросов по которым может законодательствовать парламент;

Важным средством воздействия на правительство, является способность парламента выразить ему недоверие, однако сам парламент становится под угрозой роспуска (а именно его нижняя палата).

Парламент играет важную роль в формировании правительства. В Германии (парламентская республика) федеральный Канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению федерального президента, однако кабинет министров формируется федеральным Президентом по предложению федерального Канцлера (ст.63 конституции). В США (президентская республика) в соответствии со ст.2 разделом 2 конституции Президент назначает должностных лиц государства по совету и с согласия Сената. Во Франции (полупрезидентская республика) Президент формирует правительство без согласия парламента.

Необходимо также сказать о существенной тенденции к усилению воздействия на парламент различных групп давления, представляющие, как правило, интересы различных группировок внутри правящих классов. Эти группы преследуют цель принятия парламентом решений в свою пользу, в частности корпорации занимающиеся производством вооружений в США стремятся к проведению через парламент законопроектов предусматривающих выделение крупных ассигнований на национальную безопасность.

Таким образом парламент является не просто законодательным органом, а государственной структурой через которую выражается не только воля народа в целом, а также правящих классов и капитала.

2. Общая характеристика компетенции парламента

Важное значение для определения места парламента в системе государственных органов имеет его компетенция. Компетенция парламента зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил. По характеру закрепленной в конституции законодательной компетенции парламенты принято делить на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией.

Сравнивая парламенты предложенных стран по законодательной компетенции можно их расположить в следующей последовательности: США – строго разграничены законодательные права Конгресса и штатов, а также для Конгресса установлен перечень вопросов по которым он не может принимать законы; Германия – законодательная компетенция федерации и ее земель подвижна; Франция – здесь прописаны законодательные права парламента, а также сферы жизни общества, где парламент устанавливает общие принципы;

Кроме законодательных полномочий парламенты обладаю рядом других, в частности полномочия: в финансовой сфере, сфере международных отношений, в сфере безопасности и обороны, сфере формирования государственных органов и учреждений, судебные, парламентского контроля, а также делегирование части своих полномочий, как правило, правительству.

В области финансовых полномочий парламенты рассматриваемых государств устанавливают налоги, акцизы и сборы. Во Франции и США финансовые законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента. Правительство Франции может начать сбор налогов с разрешения парламента если финансовый закон не принят в срок. В ФРГ правительство имеет право в случае непредусмотренной и неотложной потребности производить сверхбюджетные и внеплановые расходы с одобрения не парламента а федерального министра финансов.

В области контрольных полномочий в США само по себе требование согласия сената при назначении должностных лиц государства президентом, является своеобразной формой контроля. В Германии члены правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность пред бундестагом, бундестаг может сместить федерального канцлера путем выражения ему вотума недоверия, причем все правительство уходит в отставку. Во Франции парламентский контроль над деятельностью правительства осуществляется с использованием депутатских вопросов министрам, ответы на которые обязательны; посредством деятельности временных комиссий по контролю и расследованию, а также парламентского посредника. Таким образом, парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рассматриваемых странах довольно сильный, что позволяет уравновесить исполнительную и законодательную власть.

В области внешней политики парламенты имеют право ратификации и денонсации международных договоров и соглашений. В США парламентом ратифицируются и денонсируются все договора и соглашения. Во Франции (ст.53 Конституции) и ФРГ только наиболее важные. Относительно обороны и национальной безопасности конгресс США имеет право объявления войны ст.1 раздел 8. В Германии в Бундестаге имеются комитет по иностранным делам и обороне, а также уполномоченный бундестага по обороне, также действия вооруженных сил следует прекратить, если этого требует Бундестаг. В Германии бундестаг с одобрения бундесрата констатирует состояние обороны ст.115а. Во Франции право объявления войны принадлежит парламенту ст.35 (сходство с США).

Президент США с согласия сената назначает послов, консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц ст.2 конституции США, что позволяет парламенту активно участвовать в формировании органов исполнительной власти. Во Франции парламент участвует в формировании Конституционного совета. Который состоит из девяти членов: три назначаются президентом, три – председателем Национального собрания, три -председателем Сената ст.56 конституции. Также парламент Франции участвует в формировании высокой палаты правосудия избираемой из представителей сената и национального собрания ст.67. В Германии федеральный президент избираются федеральным собранием без прений ст.54 конституции. Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента ст.62. Таким образом, парламенты США и Германии участвуют активно в формировании ведущих органов исполнительной власти в отличие от Франции.

Читайте также: