Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Фофанова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Перевозский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: Нижегородская область г. Перевоз
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Раздел: дошкольное образование

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой

родного края.

последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической,

политической и культурной сферах жизни наблюдается спад в процессе воспитания

подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из наиболее важных

направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и

развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы.

Поэтому наиболее актуальной проблемой, стоящей перед дошкольным образованием, в

соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, является

проблема становления ценностного отношения к родной стране, воспитания основ

гражданственности у детей дошкольного возраста. Эта проблема требует эффективных

подходов к ее решению.

Система ценностей начинает формироваться у детей в младшем дошкольном возрасте под

воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького

человека. Проживая в Перевозе, в городе, где есть много значимого и доступного с чем

можно познакомить детей, что послужит фундаментом, для формирования будущего

гражданина своей Родины. История и культура округа, города должны стать основой

вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение,

созидание, сотворчество детей и взрослых. Поэтому, нет, и не может быть настоящего

человека без любви к родному краю.

Выбор данной темы обусловлен пониманием значимости этой проблемы, с одной

стороны, и не достаточным уровнем знаний у детей и родителей о родном крае, с другой.

Необходимо отметить, что в настоящее время эта работа не только актуальна, но и требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Проживая в городе Перевоз, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем

их, но и мало знаем о них.

Работая по данной теме, я обратила внимание, что большинство авторов указывают на

важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Так, в работах Т.Н.Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического

воспитания детей дошкольного возраста;

В исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание

рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Н. Бабаева, Т.С.Комарова, Е.И.

Корнеева, О.Л. Князева, , В. И. Логинова, М.Д. Маханева, Л.Е. Никонова, Н.А Ноткина,

Е.В. Пчелинцева; Т.А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к

культурному наследию народа.

Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы

воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

1.Цель работы по формированию представлений о родном крае: с детьми дошкольного

возраста состоит в том, чтобы сформировать у своих воспитанников целостное

представление о родном крае, пробудить в них любовь к родному городу, в котором

живем. Помочь осознать значение нашего маленького города в жизни большой страны,

роль каждого жителя в жизни своего города.

2.Задачи, которые я поставила перед собой:

1.Формировать у детей чувство любви и гордости за свой родной край, свою малую

родину на основе изучения истории, природы родного края;

2. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к

родному дому, семье, детскому саду.

3. Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье.

Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.

4.Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности,

экологическая ситуация в городе;

5.Познакомить с событиями, происходящими в общественной жизни города;

6.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

7.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать

участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в организованной

образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Мною была выдвинута гипотеза: развитию нравственно – патриотических чувств,

способствует ознакомление детей с историей и культурой родного края.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя три этапа работы:

Подготовительный, практический и аналитический.

На 1 этапе я изучила соответствующую литературу по данной проблеме и опыт других

- Составила перспективный план работы

- Разработала диагностический материал, провела диагностику.

- Провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и расширения кругозора о

- Обогатила развивающую предметно - пространственную среду.

Одним из важных условий ознакомления с родным краем является организация

развивающей предметно - пространственной среды. Важно обеспечить детям зону

ближайшего развития. Поэтому деятельность по обогащению среды проходила на глазах

детей и с их посильным участием.

На 2 этапе осуществляла:

- просветительскую работу с родителями по вопросам формирования нравственно –

патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с

. Проводила родительские собрания, консультации.

- Организовывала творческие фотовыставки.

- Реализовала перспективный план работы.

На первом этапе дети знакомились со своей семьей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к

матери, отцу, бабушке, дедушке. Дети составляли рассказы о своей семье, рисовали

сюжетно - ролевые и строительные игры.

Совместно с родителями составляли генеалогическое дерево семьи. В результате

проделанной работы дети стали более заботливо относиться к родителям, бабушкам и

дедушкам. Они рассказывали, как помогают дома, как относятся к членам своей семьи.

Совместно с родителями и педагогами детского сада была проведена музыкально –

прошлое, настоящее и будущее страны.

аппликации, изготовлении макетов.

Также нами были проведены экологические акции на улицах нашего города: «Берегите

мусорить, как это может быть опасно для людей, что нужно делать, чтобы наш город стал

Большое значение уделяю знакомству с памятными местами нашего города. Это

Отечественной войне, на аллею славы. Вместе с родителями дети принимали активное

Для реализации поставленных целей и задач я применяю следующие формы работы:

организованная образовательная деятельность. Для большего эмоционального

воздействия на детей различные формы занятий сопровождаются просмотром

презентаций, мультфильмов, видеофильмов.

Полученные знания дети осмысливают и реализуют в различных видах творческой

деятельности, создавая рисунки, аппликации, поделки, сувениры к праздникам и

историческим датам. Творческая деятельность детей способствует развитию их

воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.

При подготовке и организации тематических праздников используются практически все

формы работы с детьми.

Использую разные способы организации детей: групповую, подгрупповую,

индивидуальную. Методы воспитания и развития ребенка дошкольника которые я

применяю в работе

Наглядные – наблюдение и демонстрация,

Словесные – рассказ, чтение, беседа

Практические – упражнения, моделирование, игры

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

1.Принцип организации личностно- ориентированного взаимодействия с учетом

индивидуальных возможностей. Предполагает построение образовательной деятельности

с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

2.Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с

3.Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы,

уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4.Принцип интеграции образовательных областей.

5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и

семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

В ходе работы активно взаимодействовала с родителями: проводила консультации

В конце года родители приняли участие в создании альбомов и презентаций по темам:

На последнем заключительном этапе я провела педагогическое наблюдение и

диагностическое обследование детей, которое показало, что в результате проделанной

работы: у детей сформированы знания о родном городе и крае. Дети называют улицы

города, памятные места, символику города, известные события. У детей сформированы

представления краеведческого характера. Они много знают о достопримечательностях

Результатом проведенной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не

только в современном, но и в историческом пространстве города. Он любит свою малую

родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и

красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы

Своим личным вкладом в развитие образования считаю:

Разработки конспектов, проектов;

Формирование тематических папок, картотек.

Разработка консультаций для родителей.

Участие детей и педагога в конкурсах.

интерактивную папку для детей, подобрать такие дидактические игры и упражнения,

выполняя которые дети пополнили бы свой багаж знаний о родном крае, научились

узнавать любимые объекты города и края, делиться впечатлениями. Фотоальбомы,

представленные в лэпбуке, способствуют развитию связной речи детей, формированию

любви к родному городу. Кроссворд, разрезные картинки помогут детям закрепить знания

о родном крае, развивают мышление, подготавливают к обучению грамоте и чтению.

Мы принимаем активное участие в различных конкурсах. Родители вместе с детьми

выразительности передавали красоту природы родного края, в региональном конкурсе

Нижнем Новгороде. Также участвовали в муниципальном конкурсе «Интеллектуальное

бабочках, обитающих в нашем крае и о бережном отношении к ним, их защите и

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из непростых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

И чтобы впечатления детства у детей стали истоками патриотических чувств, любви к своей Родине, к родному городу и к людям, живущим в нем, для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек, своей семье и близкому окружению, и продолжается в любви к своей стране, своему народу.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Мне хотелось, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Целью моей деятельности является воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей, воспитание гордости за свою малую Родину, воспитание любви к своему городу, семье и дому через возрождение исторической памяти и культурного наследия. Для этого проводилась большая работа по созданию предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Создание условий для развития у детей чувства любви к своему родному городу, краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Привитие гражданско-патриотических чувств через изучение символики родного города (герб, флаг) и родной страны. Знакомство с историей возникновения города.

Воспитание уважительного отношения к землякам-труженикам, результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, землякам-ветеранам ВОВ, общественным праздникам.

Воспитание чувства патриотизма, уважения к культурному наследию своего народа, прошлому и настоящему родного города.

1. Принцип энциклопедичности и историзма. Реализуется его путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

2. Принцип гуманизации. Ориентируется на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации. Создаются оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип краеведения. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями родного города.

5. Принцип наглядности. Соблюдаются требования к культуре показа и к оформлению наглядности. В своей работе широко использую фото и видеоматериалы о родном городе.

6. Принцип развивающего обучения. Используются в работе с дошкольниками современные методы и технологии обучения в соответствии с ФГОС, элементы ТРИЗ, развивается творческая личность, умеющая разрешать нестандартные ситуации.

Свои путешествия по городу мы продолжали и на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями, я проводила все занятия в определенной последовательности: прошлое и настоящее города; из чего состоит наш город; город, в котором мы живем. Для активизации познавательной активности, для развития мышления и воображения я использовала современные методы и технологии обучения в соответствии с ФГОС.

Совместная работа с родителями помогла уточнить и закрепить знания детей о родном городе, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту и богатство своими глазами, познакомились с деревянным зодчеством родного города. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможно только при совместном подходе всех структур социума. Потому что патриотизм – это когда не только словами, но и на деле показываешь свою любовь к Родине.

2. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 – 90 с.

Общеизвестно, что любовь ребенка - дошкольника к своему Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к дому, улице на которой он живет. Для наших детей это, прежде всего наш город Коряжма, в котором они родились. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а через него и Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, знаменитыми людьми, традициями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе. Так, в процессе беседы и выполнения задания дошкольники сомневались в ответах, затруднялись назвать известных жителей города, достопримечательности, названия улиц. Чтобы расширить и углубить работу в данном направлении, мною был организован краеведческий кружок, проводимый 1 раз в неделю.

В работе кружка использовались самые разнообразные формы детской деятельности: игры, викторины, видеопросмотры, беседы, экскурсии, наблюдения, просмотр иллюстраций, плана города, чтение художественной и учебной литературы (см. рисунок 1).


Сопровождала рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.

Отдавала предпочтение доступной детям лексике, значение незнакомых слов объясняла, избегала специальной терминологии.


Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее знания, учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление.


Во время наблюдений и путешествий по родному краю я учила детей восхищаться красотой родной природы, испытывать восторг при взаимодействии с ней. Совместно с детьми наблюдала за полетом птиц, за листопадом, за кружением снежинок, за узорами на окнах детского сада. Совершая экскурсии или целевые прогулки, учила ориентироваться по картам-схемам.

Знакомя воспитанников с родным краем, я стремилась, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли первые годы его жизни, а также усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая.

При воспитании у детей чувства любви к родному городу ставилась задача подвести их к пониманию, что их город - это часть их большой Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну сочеталось с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, жителям города;

пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека, детского сада, города, страны;

приобщать к русской народной культуре через устное народное творчество, изобразительное искусство, музыкальное развитие;

Опираясь на этот комплекс задач, я разделила работу по краеведческому воспитанию на пять блоков.

Цель блока - воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье, горожанам.

Цель блока - формирование образа Родины в доступной для детей форме.

Цель блока - знакомство с историей родного края, некоторыми историческими фактами, ознакомление дошкольников с русской народной культурой - необходимым компонентом воспитания любви к Родине.

Цель блока - изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.

Цель блока - совершенствование изобразительной деятельности детей через эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира.

Для реализации каждого блока была разработана система занятий по ознакомлению детей с городом Коряжмой (см. табл. 1).

Отбирая соответствующий материал, я старалась сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город, показать детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.Диагностика.

Беседа «Улицы города: название и расположение.

Рассматривание карты города Коряжма.

Экскурсия по улицам города.

Посещение тематической выставки.

Чтение произведений местных писателей и поэтов.

Целевая прогулка в городской парк для изучения природы родного края.

Знакомство с гербом и гимном нашего города.

Составление зимних коллажей.

Знакомство с творчеством местных художников (посещение выставочного зала).

Знакомство с русским народным костюмом.

Знакомство с народами России.

Беседа о реке Вычегда.

Знакомство с играми народов Севера.

Знаменитые люди Коряжмы.

Посещение выставки работ в Школе искусств.

Табл. 1. Планирование занятий по ознакомлению с родным городом

Как называется город, в котором мы живем?

Как называют жителей нашего города?

Что представляют собой герб и флаг нашего города?

На какой реке расположен город Коряжма?

Какие улицы города ты знаешь?

Какие памятники есть в нашем городе?

Каких людей, прославивших наш город, ты знаешь?

Назови улицу, на которой находится детский сад?

Сравнительный анализ уровня развития детей на начало и конец учебного года позволил выявить положительную динамику в формировании патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем. Как видно из диаграммы, процент детей с высоким уровнем увеличился на 22 %; со средним - на 34%; процент детей с низким уровнем снизился на 56 % (см. рисунок 4).


Таким образом, результаты диагностики подтвердили эффективность проведенной кружковой работы. Кружок позволил расширить и углубить работу по патриотическому воспитанию за счёт дополнительного времени и использования методических пособий. Уровень знаний детей о родном крае, по сравнению с началом года, значительно вырос. У дошкольников сформированы представления о природном своеобразии родного края, о его достопримечательностях, о знаменитых людях нашего города. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность. Это говорит о том, что поставленные цели и задачи достигнуты.

Данная работа может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, а также учителям начальных классов, осуществляющим работу по патриотическому воспитанию детей.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

Библиографическое описание:

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции, социальный опыт

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной. Так К. Д. Ушинский о. считаяфольклор блестящим средством раскрытиянациональной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал,что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества,их красоты и величия. Большой вкладвнаучное обоснование нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов в том, что внравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

‒ Ознакомление дошкольников сродным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

‒ Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам.

‒ Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

‒ Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).

‒ Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество. Пасха и др.), познакомиться с жителями города — носителями социокультурных традиции в области ремесел, песни, танца и т. п.

‒ Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

‒ Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к городу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новокуйбышевска.

Интеграция в педагогическом процecce ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлении и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. I1ри этом необходимо помнить следующее.

‒ Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

‒ Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? Как можно догадаться, что кремль — это крепость?).

‒ Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина…) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием и уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города. Его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

‒ Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

‒ Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

‒ Формировать умение ориентироваться в природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, вид деятельности, жизнь города, педагогический процесс, составление рассказов, Формирование.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определила, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной – это знакомство с историей и культурой своего народа, его обычаями и традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, повсюду живут люди разных национальностей, есть общие профессиональные и общественные праздники, люди берегут и охраняют природу и др.

Надо показать детям, что наш родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Внимание детей привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, парковый комплекс, почта, аптека, и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Им объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого с детьми проводятся экскурсии по городу, на природу, беседы, презентации и т.д.

Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, культурой, с выдающимися людьми.

Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему;

воспитывать чувство гордости за свою Родину, за своих земляков;

развивать бережное отношение к достопримечательностям города, к его природе;

уважать и ценить труд людей;

умение ориентироваться в своем городе, знать название улиц;

воспитывать желание украсить свой город, сделать его лучше и чище.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группах оформлены национальные уголки с российской и осетинской символикой. Создан национальный музей, где дети наглядно знакомятся с бытом осетинского народа и где проходят разные мероприятия.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном городе.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, свою родную республику.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом для старшей группы

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом для подготовительной группы

История возникновения родного города.

Люди, прославившие город.

Закрепление знаний о памятниках родного города – рассказ о героях революции (Алагирский район).

Составление рассказов об истории города по названиям улиц.

Рассказ воспитателя Экскурсия

Читайте также: