Ознакомление детей с песочными часами времени происходит в какой группе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Купыра Яна Васильевна

Организация: МБДОУ ЦРР - ДС №36

Населенный пункт: Пензенская область, город Кузнецк

Время, бесспорно, следует измерять событиями, а не количеством протекших часов. Генри Райдер Хаггард Цель проекта: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

Содержание Задачи Содержание деятельности образовательных областей

- Продолжать знакомить детей с разнообразием видов часов. Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

- Развивать умение устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.
- Закрепить временные понятия, умение ориентироваться во времени, воспитывать усидчивость.

- Упражнять в умении определять время.

- Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы.

- Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать, что можно сделать за минуту.

- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

- Формировать умения составлять короткие рассказы о разных часах, развивать связную речь.

- Упражнять в понимании смысла художественных произведений. Воспитывать желание слушать новое произведение.

- Развивать логическое мышление.

- Формировать умение воспринимать информацию на слух и концентрировать внимание.

- Продолжать совершенствовать умение рисовать по замыслу, придумывая детали; Развивать умение отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.

- Развивать умение детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

- Развивать умение детей создавать часы из бумаги, следуя инструкции: вырезать все детали, сделать циферблат (правильно расположить и наклеить цифры, устанавливая часовой и минутной стрелкой любое время.)

- Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по собственному замыслу.

- Формировать у детей ролевые способы отображения окружающего, разнообразные эмоционально-выразительные действия, ролевые высказывания.

- Закрепить представления детей о профессиях людей, работающих в магазине часов, познакомить с разными видами часов. Закрепить правила поведения в магазине.

- Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка

- Совершенствовать двигательные навыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений.

- Побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству

- Формировать умение детей правильно располагать стрелки на циферблате часов, определять точное время

- Развивать мелкую моторику рук, умев соединять части предметов одно целое.

Взаимодействие с родителями

- Формировать сотрудничество между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создать атмосферу доверия и личностного успеха в совместной деятельности, объединять усилия для достижения высоких результатов в ситуации как научить ребёнка определять время.

Приложение 2

Стихотворения и сказка о часах

— Без четверти шесть! Без пятнадцати шесть! Хотите услышать Приятную весть?

— Так что же случилось Без четверти шесть? Какая такая
Приятная весть?

— А то, что я сам, Понимаете, САМ Умею часы
Узнавать по часам.
— Ты прав. Так и есть, Без пятнадцати шесть! Спасибо тебе

За приятную весть!

Чтобы ходики Ходили,
А будильники будили И всегда любой из нас Точно знал,
Который час,
По каким часам

Мы теперь приходим в класс Раньше всех на целый час.

Цель: Развивать способности к двигательной импровизации, развитие внимательности, быстроты реакции.
Ход игры.Данная игра проводится на улице или в спортивном зале. Воспитатель говорит стишок, задача детей услышать задание (какое действие необходимо выполнять.)

Бой курантов, 6 утра, Разбежалась детвора.

Бьют куранты 2 часа, Прыгает вся детвора.
Бью куранты 20 раз
Мы поплаваем сейчас.
Бой курантов услыхали,
На левой ножке заскакали. Слышишь ты восьмой удар, Руками быстро помахай.

Приложение 3

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о часах и их назначении. Программное содержание:
Познавательное развитие.
- Формировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить умение выставлять время, заданное педагогом. - Продолжать формировать умение распознавать геометрические фигуры и ориентироваться на поверхности листа;

- Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).
-Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных математических задач.

- Воспитывать бережное отношение ко времени;

циферблатов часов, рисунок полки с будильниками, карандаши, иллюстрации часов геометрической формы, белые листы А4, мольберт, ватман с изображенным кроссвордом.
Ход:

- Ребята, сегодня утром на столе я нашла посылку, которая адресована детям подготовительной группы No6. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут конверты с заданиями. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

Воспитатель достаёт письмо и читает:

- Ребята, а гном-часовщик прислал нам макет его часов с потерянными цифрами. Посмотрите, какие цифры не успели вернуться домой?
Дети: 2 ,4, 6, 8, 10
-Поможем вернуться цифрам в свои домики? (Да)

- Эти цифры не простые, они волшебные. Поэтому чтобы они смогли вернуться на свои места, мы должны им помочь. За каждое правильное выполненное задание одна из цифр сможет вернуться в свой домик.
Ну, что, готовы? Тогда – за дело! Открываем первый конверт.

-Эти часы, человек носит на руке, они (наручные)
-А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные) -Есть часы, которые стоят на полу, они (напольные)
-Даже на башне Кремля есть часы (башенные)
-Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные)
-А эти часы измеряют время с помощью солнца (солнечные)
-В этих часах отмеряет время вода (водяные)
- У гномика в мастерской были разные по форме часы. А какой геометрической формы могут быть часы?
Дети: Овальной, круглой, прямоугольной, квадратной.
- Пройдите, пожалуйста, за столы. У вас лежат разные часы. Вам нужно разложить их в определённом порядке.
-Поместите часы треугольной формы в правый верхний угол.
-Часы круглой формы в центр листа.
-Часы овальной формы в левый нижний угол.
-Поместите часы прямоугольной формы в правый нижний угол.
-Часы квадратной формы в левый верхний угол.
-Где находятся часы овальной формы? (в левом нижнем углу)
-Какие часы расположили в правом нижнем углу? (часы прямоугольной формы)
-Где находятся часы треугольной формы? (в правом верхнем углу)
-Какой формы часы в центре листа? (круглой формы)
-Какие часы в левом верхнем углу? (квадратной формы)

- Справились с первым заданием, вернули первую пропавшую цифру 2. Вернем ее на свое место на макете часов. Давайте посмотрим на второе задание, открываем второй конверт.
- Откроем следующий конверт. Какое же задание нас ждет.

Нужно поставить на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения, и возьмите макет часов для работы: Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,
В три — сметану ел из миски
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался,
В шесть тащил сельдей из кадки,
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь — хитро щурил глазки,
В девять — ел и слушал сказки,
В десять — шел к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
- Быстро и правильно мы справились и с заданием. Теперь мы можем вернуть ещё одну цифру на место. Какую?
Дети: 4
-Открываем следующий конверт с заданием. Друзья мои, я предлагаю вам перейти на ковер.
Цифры все блестят, сверкают
Они точно знают суть,
Быстро время ты узнаешь
Лишь на него спиши взглянуть.
(циферблат)
Хвост на месте лежит,

Голова вокруг бежит.

Вам необходимо найти себе пару, часы которого показывают тоже время. Каждой паре назвать который час показывают ваши часы.
Дети берут карточки в корзине с указанием времени на циферблате и электронных часах, нашедшие правильное изображение стрелок на циферблате и времени на электронных часах встают в пару.

- И с этим задание мы справились, вернули еще одну потерявшуюся цифру 6. Дети ставят цифру на макет. Продолжим искать цифры.
- Все часы, которые чинил гномик, он ставил на полку. Помогите гномику узнать, сколько он починил часов. Откроем последний конверт и решим еще одно задание. Посмотрите внимательно на картинку и составьте задачу. Давайте снова вернемся к своим столам (на доске иллюстрация полка с будильниками.)

Задача. На полке стоят 3 будильника красного цвета и 2 синего цвета. Сколько всего будильников стоит на полке?
Решение: I вариант 3+2=5 (запись на доске).
II вариант 2+3=5 (запись на доске).

- Ребята, определите какой отрезок времени является более длинным, более протяженным. Слушайте внимательно, думайте, потом отвечайте.
Один час или 2 часа?
Что длиннее - неделя или месяц?

- на каких часах сейчас 4 часа.
- на каких часах сейчас 3 часа.
- на каких часах сейчас 2 часа.
- Эти задания тоже решены. Цифра 8 на месте. Осталось вернуть последнюю цифру. Откроем последний конверт и справимся с последним заданием.

Вам нужно разгадать кроссворд. Кроссворд этот не простой. В нем зашифрованы слова, связанные со временем.
Вопросы читает воспитатель
1. В этом отрезке 60 секунд.

2. В этом промежутке времени целых 12 месяцев. 3. Что длится 7 дней.
4. Темное время суток.
5. Светлое время суток.

6. Их двенадцать в году.
7. Они показывают время.
(По мере угадывания слова пишутся в кроссворде детьми).
- Ребята, у нас все получилось! Все волшебные цифры с вашей помощью на своих местах. Будем надеяться, что они не попадут в такую трудную ситуацию и Гном сможет ими дальше любоваться и знать точное время. Давайте мы соберем посылку Гному-часовщику и отправим ему все вернувшиеся на места цифры.
- Что нового интересного для себя вы сегодня узнали? Вам было сложно или нет? Для чего нужны человеку часы? Теперь вы многое знаете про часы и время! Но много еще предстоит узнать. (Ответы детей)

- Время течёт очень быстро, чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Вот мы сделали с вами полезное дело, помогли цифрам вернуться домой. Принесли радость не только им, но и Гному. А сейчас вы можете взять цветные карандаши, немного пофантазировать и нарисовать свои необычные волшебные часы.

Много трудностей приходится преодолевать детям, у которых не развиты временные различения. В школе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, управлять своими действиями во времени. Первоклассники должны научиться: не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовления уроков дома, все успевать.

А для этого необходимо уметь определять время по часам. Но ориентация во времени – процесс достаточно трудный для понимания, поэтому овладение им происходит в течение длительного периода. Поэтому уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать у ребенка чувство времени и знакомить с часами в общих чертах.

Итак, с чего начать?

- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.

- Устройте вечер загадок про часы и время, например:

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать, Когда можно погулять. (часы)

- Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах, « например, стихотворение

А у нас, по всей квартире, Громко часики ходили!
А потом вдруг тихо встали. Видно - ноженьки устали!

- Рассмотрите с ребенком книги про часы.

-Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12

- Сделайте с ребенком самодельные часы.

- Предложите ребенку нарисовать разные виды часов, сконструировать часики из бумаги.

-Научите ребенка узнавать, сколько времени (с

- Научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5

минут). Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту.

Благодаря проведенным методам и приемам Ваш ребенок научится: - понимать и принимать задания взрослого;
- определять время по часам (с точность до часа, до получаса, до четверти часа);
- принимать решение и использовать имеющиеся знания при выполнении заданий;
- следить за течением времени в процессе деятельности;
- распределять свою деятельность во времени;
- ускорять и замедлять темп своей деятельности;
- рационально использовать время;
- выполнять и прекращать работу в срок.

Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

  • Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа);
  • Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;
  • Учить детей изготавливать простейшие водяные часы;
  • Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы;
  • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал: разнообразные часы (солнечные, восковые, водяные, механические (карманные, наручные, настенные), электронные, гиревые, кварцевые; иллюстрации с изображением масляных и водяных часов; карточки с цифрами от 1 до 12; песочные часы интервалом 1 минута, 4 кувшина с водой; пластиковые бутылки емкостью 1,5 литра; раздаточный материал – игра “Режим дня”.

  • Наглядный метод (демонстрация часов, иллюстраций; показ способа изготовления водяных часов)
  • Практический метод (самостоятельное изготовление водяных часов)
  • Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра)
  • Игровой метод (загадывание загадки; развивающие игры, которые активизируют интеллектуальные возможности дошкольников)
  • Организационный момент
  • Введение в тему
  • Актуализация чувственного опыта детей
  • Рассказ и беседа педагога с детьми о разных видах часов
  • Объяснение и показ педагога по изготовлению водяных часов
  • Практическая работа – Изготовление водяных часов
  • Рассказ педагога о механических часах
  • Рассказы детей о часах
  • Физкультминутка
    Игра “Ходят стрелочки по кругу”.
  • Развивающая игра “Режим дня”
  • Итог занятия.
  • Игра “Разбегалочки”
  • Рефлексия.
  • Продолжительность занятия 25–30 минут.

Ход занятия

I. Вводная часть

Дети подходят к кабинету интеллектуального развития.

Педагог: Дети, в нашем детском саду открывается музей “Хочу все знать и измерять”. В нем находятся разнообразные предметы для измерения: длины, массы, давления, времени, температуры. Как вы думайте, что это за предметы?

Дети: Весы, линейки, часы, термометры и т.д.

Педагог. Мы попадем на выставку. А что это за выставка? Послушайте загадку и отгадайте:

Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.

Дети проходят в кабинет, в котором оформлен мини-музей “Хочу все знать и измерять”.

II. Основная часть

Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.

Педагог. Для описания астрономических явлений нужно точно фиксировать моменты времени, которые происходят, а для этого необходимо уметь измерять время, используя специальный прибор – часы.
Дети, посмотрите на выставку часов. Чем похожи они между собой?

Дети. У часов есть цифры, стрелки.

Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов.
Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).

Показ макета часов.

– У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.
Как вы думайте, удобны ли такие часы?

Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время.

Педагог. Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели масляные часы.

Показ иллюстрации масляных часов.

Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

Дети. Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.

Педагог. В нашем музее есть восковые часы.

Показ восковых часов.

Педагог. Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.

Педагог. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
Я предлагаю вам, сделать такие часы.

Объяснение педагога по изготовлению часов.

Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.

Дети разбиваются тройками и проходят к столам.

Практическая работа – изготовление водяных часов

Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.


Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”

Педагог. Похоже устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.

Дети снова возвращаются в музей.

Педагог. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?

Педагог. Часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.

Рассказы детей о часах.

У нас дома есть часы, которые называются “будильник”. Без них мы всегда опаздывали в детский сад, потому что крепко спим
В нашей семьи есть часы, которые надевают на руку. Это наручные часы.
У нас дома есть часы. Только они без стрелок, там цифры мигают. Они называются “электронные”. Их не нужно заводить, надо только батарейки менять.
У моей мамы есть часы на цепочке, их надевают на шею, как кулон.
Я видел часы, в которых живет кукушка. Она каждый час кричит: “Ку-ку!”

Все эти часы дети находят и рассматривают в музее.

Педагог. Итак, мы узнали, что бывает много разных часов. А сейчас представим, как они работают.

Физкультминутка

Игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)

Педагог. Пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.)

Игра повторяется.
Дети проходят за столы.

III. Заключительная часть

Педагог. Послушайте стихотворение Валентина Берестова “Часы”.

Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!

Педагог. Вы тоже умеете определять время по часам. Мы сейчас поиграем.

Развивающая игра “Режим дня”

У детей карты с нарисованными циферблатами часов и разрезанные картинки с режимными моментами. Каждый циферблат часов разного цвета. Картинки с изображением режимных моментов на обратной стороне тоже разного цвета.

Задание: составить режим дня.

Дети проверяют правильность выполнения самостоятельно (используется самоконтроль). Педагог предлагает перевернуть картинки с изображением режимных моментов на другую сторону. Педагог сообщает детям о том, что если цвет циферблата совпал с цветом картинки значит, они думали так же, как воспитатель. Но, мнение детей может отличаться от мнения педагога. Дети делают вывод.

Педагог. Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу.

IV. Итог занятия

Педагог. Раз, два, три встань по три.

Дети по команде педагога разбегаются тройками. Педагог раздает карточки с вопросами “ЧТО?”, “КАК?”, “ЗАЧЕМ?”
Дети вместе с педагогом подводят итог занятия.

Педагог. Я предлагаю вам на прогулке вместе с воспитателем, в солнечную погоду, изготовить солнечные часы. Для этого вы подготовите камушки, палку, цветы и продумайте с мамами и папами эскизы этих часов. А затем их изготовите на участке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления детей об определении времени по часам.

1. Познакомить детей с циферблатом часов. Закрепить и расширить знания

детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

2.Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение

делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности

3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и

умение взаимодействовать со сверстниками.

Ход занятия:

Организационный момент:

1.Знакомимся с часами.

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят равным ходом

От восхода до захода.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки на наших часах остановились, и мы теперь не сможем определить время. Как вы думаете, время везде остановилось, или только на часах?

Воспитатель: Правильно, время продолжает идти дальше. Какое сейчас

Воспитатель: А какое время суток сменит утро?

Воспитатель: А дальше?

Воспитатель: Время идёт по кругу, так же как и стрелки на часах. Значит,

время не стоит на месте. Люди используют часы, чтобы определить точное время.

- Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда?

- Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

2 часть. Рассмотреть какие бывают часы

-Как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене?

-стоят на столе? (Настольные.)

-носят на руке? (Наручные.)

-чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом

расположения, разными по длине стрелками.)

-чем все эти часы похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они

-Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент.

Стрелки разные: одна длинная, другая короткая.

Длинная стрелка движется быстрее. Она показывает минуты.

Короткая стрелка проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы.

Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.

Если длинная стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы

узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Ставим обе стрелки на 12. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь

короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную минутную – на 12.

Часы показывают ровно час.

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставим часовую стрелку на 2 (3,4 и т.д.), а минутную на 12.

-который час показывают часы?

-поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали, ровно 5 часов.

-который час показывают часы?

-как расположены стрелки?

3 Дети учатся определять время; правильно ставить вопросы:

Воспитатель: Ребята, все часы перепутались, а чтобы понять, как правильно

они должны стоять послушайте стихотворение и расставьте часы так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом.

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В десять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

Воспитатель: А какой геометрической формы могут быть часы?

Воспитатель: У вас на столах лежат разные часы. Разложите их в определённом порядке.

-Поместите часы треугольной формы в правый верхний угол.

-Часы круглой формы в центр листа.

-Часы овальной формы в левый нижний угол.

-Поместите часы прямоугольной формы в правый нижний угол.

-Часы квадратной формы в левый верхний угол.

4- На круглых часах нарисуйте стрелки часов таким образом, чтобы они

показывали три часа.

- На квадратных часах девять часов.

- На овальных часах шесть часов.

- На прямоугольных часах двенадцать.

-Где находятся часы овальной формы?

-Какие часы расположили в правом нижнем углу?

-Где находятся часы треугольной формы?

-Какой формы часы в центре листа?

-Какие часы в левом верхнем углу?

4часть. Итог занятия.

- Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).

- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).

- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).

- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).

- Какие часы наиболее точно показывают время? (Наиболее точно показывают время электронные часы)

Екатерина Гущина

Важно помнить, что нужна постоянная, систематическая работа по формированию у детей
представлений о времени. Поэтому сегодня хочу предложить вашему вниманию новые задания.

Для закрепления знаний детей можно использовать небольшие стихотворения, в которых описываются характерные для данной части суток действия. Прочитайте стихотворение и спросите ребенка: Когда это бывает?

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать… (А. Барто)

Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят. (С. Маршак)

Встала – прямо не узнать!
До пояса умылась,
Убрала свою кровать
И даже косы расчесать
Сама не поленилась. (С. Баруздин)

Наступила ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра.
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка,
Спи, дочурка, сладко. (Н. Воронько)

Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит. (А. Блок)

Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило. (Ю. Яковлев)

Над рекой заря встает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.

Солнце в небе высоко,
До заката далеко.
Зерна в норку прячет мышь,
Учит азбуку малыш.

Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку за собой ведет.

В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.

Екатерина Гущина

Игра: "Назови пропущенное слово".
Взрослый говорит предложение, пропуская название части суток, а ребенок договаривает пропущенное слово. Можно использовать в этой игре мяч. Взрослый кидает или катит ребенку мяч, начиная фразу, а ребенок кидает (катит) его обратно взрослому, договаривая нужное слово.
- Мы завтракаем утром, а обедаем - …
-Мы делаем зарядку утром, а ложимся спать - …
- Мы спим ночью, а просыпаемся - …
- Мы обедаем днем, а ужинаем - …
Вы сами можете придумать подобные предложения, ориентируясь на привычный ребенку режим дня.

Екатерина Гущина

Сегодня хочу предложить вашему вниманию подборку загадок о частях суток. Загадки – это простой, занимательный и доступный метод развития ребенка. Загадки учат нестандартному мышлению, расширяют кругозор, помогают активизировать внимание, развивать воображение, речь, стимулируют любознательность. К тому же, разгадывать загадки это весело и интересно и можно делать это всей семьей. Не забудьте объяснить ребенку непонятные слова, которые могут встретиться в загадке. Например, такие слова как: горланит, крадется. Выясните, знает ли ребёнок что такое иней, роса.

На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становится,
Чтобы лучше день начать. (Утро)

Небо вдруг порозовело,
Тихо – тихо и несмело
Солнце красное лучом
Что открыло как ключом? (Утро)

Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)

Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)

Солнце в небе ярко светит
На прогулку мы идем,
Песни весело поем! (День)

Солнце ярко осветило
Землю, все позолотило.
Оно сияет и блестит,
Нам лениться не велит. (День)

Солнышко лучистое село за дома,
Мы пришли с прогулки ужинать пора. (Вечер)

День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи –
Наступает темный… (Вечер)

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит. (Ночь)

На дворе темным-темно,
Месяц смотрит нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка,
Значит, наступила … (Ночка)

Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется … (Ночь)

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Сегодня хочу предложить вашему вниманию серию репродукций картин великих русских художников. На этих картинах изображена природа в разное время суток. Так же как и при рассматривании иллюстраций, фотографий, рассматривая с ребенком репродукции, вы обращайте его внимание на цвет неба, освещенность, длину теней. Спрашивайте, какую по его мнению часть суток изобразил художник, почему он так решил, что он увидел на картине, что может подтвердить его ответ. Но, обязательно нужно учитывать, что когда мы рассматриваем простые иллюстрации из детских книг, сюжет на них обычно понятен и прост, персонажи четко прорисованы, цветовая гамма тоже очень простая. С живописными полотнами дело обстоит сложнее. Что изобразил художник, какие чувства хотел пробудить в нас, что хотел до нас донести?
Чтобы помочь ребенку понять искусство, рассматривайте картины вместе с ребенком, причем необязательно самому отлично разбираться в живописи, главное чтобы вы и сами получали удовольствие от этого процесса. Это как любоваться цветами, вы можете делать это, не зная, как они называются. Картины не только углубляют и расширяют детские представления о природе, но и воздействуют на эмоции ребенка, вызывают интерес к рассказыванию. Рассматривание картин упражняют в наблюдательности, развивают мышление, воображение, логичность суждений и речи ребенка. В процессе рассматривания, активизируется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать ответы, самому задавать вопросы, развивается художественное восприятие. Знакомя ребенка с живописью, мы хотим, чтобы он, в первую очередь, мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством.

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Екатерина Гущина

Читайте также: