Овчарова р в родительство как психологический феномен учебное пособие

Обновлено: 30.06.2024

Психологическое сопровождение родительства. М.: Издво Ин­ститута Психотерапии, 2003. 319 с.

Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. При большом инте­ресе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям вни­мания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, ос­новы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения родительства.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой психологии образования, аспирантам и студентампсихоло­гам, социальным педагогам.

Данное пособие является одной из попыток восполнить имею­щийся пробел. В его теоретической части мы пытаемся дать опреде­ление родительства, описать его феноменологию, определить груп­пы факторов, влияющие на его формирование и функционирование. Особое внимание уделено психологии семьи в аспекте формирова­ния родительства, подробно исследован такой компонент родитель­ства, как родительская любовь. Родительство рассматривается в ипо­стасях отцовства и материнства.

По нашему глубокому убеждению, общая картина семейного вос­питания и всей жизни в семье во многом детерминируется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. В пособии приведены результаты наших исследо­ваний, касающихся представлений о родительстве у людей разного пола, возраста, с разным образованием, профессией, количеством детей в семье, различными личностными особенностями.

Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении. Поэтому вторая часть книги со­держит наше представление о технологии психологического сопро­вождения родительства. В ней отражены различные направления ра­боты с родителями: психодиагностика, психокоррекция, психотера­пия, консультирование. Мы сочли необходимым представить конк­ретные программы психологического сопровождения родительства: по формированию психологической готовности к материнству, кор­рекции детскородительских отношений, развитию родительских чувств и другие.

Я выражаю глубокую признательность моим аспирантам и сту­дентам, внесшим своими исследованиями серьезный вклад в разра­ботку проблемы психологии родительства.

Мне приятно, что книга будет опубликована Издательством Ин­ститута психотерапии и быстро найдет практическое применение. Благодарю за предоставленную возможность ее выпуска генерально­го директора Института М. Г. Бурняшева.

Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА [2[2] В данной главе использованы материалы диссертационного исследования М. О. Ермихиной, выполненного под нашим руководством.][2] 1.1. Теоретические подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства Характерная черта целостности любой системы — способность к самосохранению в процессе постоянного движения, изменения и раз­вития. Все это в полной мере можно отнести и к родительству как комплексному образованию, представляющему собой систему.

Рассматривая феномен родительства, необходимо прояснить воп­рос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары еще и ребенка или детей. Семья является исторически конкретной систе­мой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а так­же малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной мо­ральной ответственностью. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относитель­но самостоятельного образования.

Системный подход предполагает признание семьи как единого це­лого, единого психологического и биологического организма, призна­ние всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999). Поэтому, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаи­мосвязи с семейной системой.

В XV — XVI вв. внимание к детям заметно возрастает, однако преж­де всего это было связано с повышением требовательности и строго­сти. Теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова — о родительских обя­занностях. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства зани­мают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX вв. детоцентрическая ориентация проч­но утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей (И. С. Кон, 2002).

Б. Ф. Ломов (1991) исходил из того, что психические явления орга­нически вписаны во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира, являются системными и выражают органичес­кое единство уникальных свойств.

Используя принципы системного подхода, применительно к фе­номену родительства можно констатировать следующее.

1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть пред­ставляет собой относительно самостоятельную систему, одновре­менно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких пла­нах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Анализ и описание родительства должны охваты­вать все планы презентации феномена. Прежде всего это план ин­дивидуальноличностных особенностей женщины либо мужчи­ны, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обо­их супругов в единстве их ценностных ориентации, родительских позиций, чувств и т. д., то есть анализируется родительство по от­ношению к семейной системе. Третий план фиксирует родитель­ство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвер­тый план раскрывает родительство по отношению к системе об­щества.

4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархичес­ки организованы и представлены на нескольких уровнях: макро­уровень — уровень общества, мезоуровень — уровень родительс­кой семьи, микроуровень — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены пер­вые три уровня. 5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.

Феномен в психологии — общее понятие, относящееся к предме­там и явлениям объективной или субъективной реальности, позна­ваемой и познанной (К. К. Платонов, 1981).

Феноменологический подход использует принципы понимаю­щей, а не объясняющей психологии, в отличие от ортодоксального и некоторых других подходов. В этом случае явление рассматривается многомерно, а не толкуется однозначно.

Овчарова Р.В.

В 2000 году Раисе Викторовне присвоено звание действительного члена Академии педагогических и социальных наук. Овчарова Р.В. опубликовала около 200 научных и учебно-методических работ.

Книги (13)

Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и её коррекция.

Соавтор: Малюшина Ю.А.

В монографии рассматривается проблема диагностики, профилактики и коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей. Предлагается методика диагностики доминирующего криминального мотива.

Соавтор: Мягкова М.А.

В монографии осуществлен теоретический анализ проблемы материнства в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрена специфика неполных семей и ее влияние на личностные особенности женщины и ребенка в процессе воспитания, раскрываются особенности формирования материнства в неполной семье, представлены теоретические модели материнства в полной и неполной семье, выделены социально — психологические условия формирования материнства в неполных семьях.

Книга адресована семейным психологам, педагогам, родителям, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется проблемой осознанного материнства.

В книге представлены несложные методики для определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рассказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.

Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптирующимся в новых условиях. Завершает книгу глава, посвященная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться самоменеджментом, наладить контакт с родителями и организовать работу с ними.

В конце книги даны приложения с подробным описанием коррекционных игр, упражнений, заданий для использования на уроке и во внеурочное время.

Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя, технологии разрешения психологических проблем учителя, технологии психологической фасилитации взаимодействия учителя и учащихся, технологии самореализации и развития творческой индивидуальности педагога.

Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме.

Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.

При большом интересе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям внимания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, основы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения родительства.

В нем отражены современные подходы к трактовке психологии организации и психологии руководителя как объекта и субъекта управления, рассмотрены важнейшие теории лидерства, приведены материалы по самоменеджменту, психологической диагностике управленческих способностей, эффективности управления, климата и этике организации и другие.

Материалы Международной научно-практической конференции. Курган.

Сборник адресован аспирантам, преподавателям и студентам как психологических, так и смежных специальностей, социальным работникам и педагогам. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.

Раздел первый. Трудное детство как междисциплинарная проблема.
Раздел второй. Проблема формирования личности девиантных детей и подростков.
Раздел третий. Проблема социализации, социальной дезадаптации и реадаптации в условиях трудного детства.
Раздел четвертый. Проблема девиантного родительства как фактор трудного детства.
Раздел пятый. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Вместо заключения.

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Книга предназначена для студентов и аспирантов - психологов, социальных работников и социальных педагогов. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.

Эта книга расскажет о том, кто такой социальный педагог; какими качествами должен он обладать; каковы секреты его профессиональных технологий; кто нуждается в социально-педагогической поддержке; что такое социально-педагогическая диагностика; с кем профессионально взаимодействует социальный педагог.

В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Изложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.

Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений работы практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска, методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.

Пособие содержит контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме.

Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности, технологии разрешения психологических проблем учителя и технологии психологического сопровождения взаимодействия учителя и учащихся.

Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме.

Комментарии читателей

Елена / 9.11.2018 Очень рада за своего преподавателя, в те годы Раиса Викторовна работала ещё в Архангельске. Благодарю за книги, помогающие в работе. Крепкого здоровья и творческих успехов!!

Анна / 3.09.2018 Благодарю Вас, за Ваши книги и Ваши труды! Много всего нужного и полезного для самообразования.

мехри / 28.09.2017 уважаемая коллега! Спасибо за возможность бесплатно познакомиться с спец.литературой. Ждём еще содержательную книгу по практической психологии

ирина владимировна / 9.01.2016 Спасибо огромная , большая помощь для учебы на заочном.Сколько "перелапатила" сайтов и вот чудо, то что надо. Даже в библиотеку ходила, но везде нужны деньги, а тутподарок.

Алла / 23.08.2015 Спасибо большое, всегда можно найти на вашем сайте нужные книги. Спасибо за доступность.

Читайте также: