Отвергается сама идея права и утверждается что общественные отношения

Обновлено: 30.06.2024

Политика, ее сущность, характер, формы функционирования, реали­зации в значительной мере детерминируются факторами, процессами и событиями, разворачивающимися в гражданском обществе. Поэтому для выявления сущности политического в целом, политических феноменов и процессов необходимо определить тип общества, тех социологических оснований и условий, на которых они разворачиваются. Гражданское об­щество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания. Не является исключением и политология.

Истоки гражданского общества

Говорить о гражданском обществе в современном понимании этого слова можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и сво­бод и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия.

Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими и идеологическими коллизиями, включая серию широкомас­штабных политических революций. Это был процесс не только экономической, социальной и политической, но также социокультурной, духовной и морально-этической трансформации. Об этом свидетельствуют как перипетии формирования и развития само­го гражданского общества, так и история разработки концепции гражданского общества в западной общественно-политической мысли.

Переход к Новому времени ознаменовался созданием граж­данского общества и соответственно выявлением отличий меж­ду ним и сугубо государственными институтами. В основе этого процесса лежал целый комплекс факторов, таких как утверж­дение идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и сво­бодами, а также интересами, которые могут не совпадать с ин­тересами общества; растущее осознание факта существования конфликтов и противоречий между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей граж­данского общества, а также мира политического как самостоя­тельных подсистем человеческого социума.

Мыслители Нового времени, открыв личность, вмете с тем осо­знали непреложный факт вечной антиномии между личностью и обществом. Отвергается античная и средневековая идея тож­дества частного и общественного, утверждается идея первично­сти общества по отношению к государству. Все это в конечном итоге способствовало формированию идеи гражданского общества и мира политического как самостоятельных подсистем челове­ческого социума. Она окончательно утвердилась во второй поло­вине XVIII—XIX в. в процессе формирования капиталистической системы с ее основополагающими атрибутами — частной собст­венностью, рыночной экономикой, представительно-парламент­ской демократией и правовым государством, разграничением между социальной и политической сферами, экономическими, социальными и политическими функциями.

Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы

Суть идеи гражданского общества, как можно убедиться из изложенного выше, состоит в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начал. Причем такой дуализм характерен главным образом для общественно-по­литической системы, отождествляемой с капитализмом, полити­ческой демократией и правовым государством. Здесь, как в це­лостном социуме, выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (или эконо­мико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную ин­фраструктуру, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов си­стемы в целом. Социальная и духовная сферы в совокупности со­ставляют гражданское общество, которое также можно обозна­чить как единую подсистему.

С идеально типологической точки зрения гражданское обще­ство — это своего рода социальное и социокультурное простран­ство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государст­ва индивидов. Именно в гражданском обществе обеспечиваются самые различные формы плюрализма — от сугубо социального до конфессионального и этнонационального. Это арена деятель­ности частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, ин­ститутов, которая регулируется гражданским правом и прямо не зависит от государства. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель, многочислен­ные составляющие общества зачастую несопоставимы, неустой­чивы и подвержены серьезным конфликтам. Оно напоминает по­ле боя, где сталкиваются частные интересы, причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может приве­сти к подавлению других его элементов.

Иначе говоря, гражданское общество представляет собой форму самоорганизации людей, включающую разного рода до­бровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, эко­номические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, со­юзы. Это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их производства и воспроиз­водства, система самостоятельных и независимых от государст­ва общественных институтов и отношений, которые призваны обес­печить условия для социализации и самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и по­требностей, будь то индивидуальные или коллективные. Вступая в систему общественных отношений, отдельный индивид от­нюдь не утрачивает своего личностного начала, своей безуслов­ной значимости. С нравственной точки зрения личность не долж­на превратиться в простое средство, для которого высшей целью является общество, государство или иное коллективное образо­вание.

Общество — прежде всего союз личностей, и вне этих послед­них оно лишено всякого смысла. Качество общества зависит от качеств составляющих его личностей, налагающих печать сво­ей воли, своих устремлений, нравственных ориентиров на фор­мы общественной жизни. Здесь возможно одно из двух: либо ре­жим всеобщего принудительного согласия, исключающий какое-либо отклонение от намеченного плана жизни общества, либо условия для полного проявления творческих потенций каждого индивида, противоречий и конфликтов, без чего нельзя представить себе сам животворящий дух истории. Естественно, что формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности.

С этой точки зрения основополагающее значение имели фор­мирование и утверждение в Новое время идеи о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Неудивительно, что мыслители Нового времени объявили потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий. Они поставили на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной, независимой единицы социального действия. Коль скоро основополагающая доминанта гражданского общества — от­дельно взятая личность, то его несущими конструкциями явля­ются все те институты, организации и группы, которые призва­ны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений. Эти институты и ассоциации служат для отдельного индивида источниками власти и влияния. Разумеется, в данном аспекте основополагающая роль централь­ной ячейки общественного организма, источника влияния и ав­торитета сохраняется за семьей.

Существуют множество групп по роли, предназначению и функциям. Их можно типологизировать как первичные и вто­ричные. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, вступающих в прямое и непосредственное взаимодействие, бази­рующееся на их индивидуальных особенностях. Примером такой группы является семья или любая группа друзей, сподвижников, соплеменников, между которыми сложились более или менее глу­бокие эмоциональные отношения. Объединяющим началом для вторичной группы являются не столько эмоциональные отношения, сколько достижение определенной цели. Типичный пример такой группы — бригада рабочих, созданная для выполнения чет­ко сформулированной цели.

Очевидная характеристика группы — функциональная вза­имозависимость составляющих ее членов. Группа существует и функционирует в силу разделяемых всеми ее членами интере­сов, целей, установок, ценностей, что в свою очередь предпола­гает взаимную зависимость ее членов друг от друга в деле реа­лизации совместных целей и интересов. Чем очевиднее и определеннее эти цели и интересы, тем выше жизнеспособность и функциональная эффективность группы. Спаянность группы обеспечивается тем, что поведение всех ее членов регулируется определенным комплексом норм и правил, нарушение которых чревато далеко идущими последствиями вплоть до распада дан­ной группы. Одной из наиболее институционализированных форм группы являются заинтересованные группы, представля­ющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных про­фессий (например, врачей, адвокатов, инженеров и т.д.), церковные, женские, молодежные и иные общественные органи­зации, объединенные общностью интересов. Заинтересованные группы и организации представляют отдельному индивиду не­обходимое поле для реализации его возможностей и потребнос­тей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, ре­лигиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов.

В результате социальная жизнь оказывается ареной столкно­вений и сотрудничества конкурирующих друг с другом групп, всту­пающих в разного рода союзы, коалиции, компромиссы, согла­шения. Это помогает группам уравновешивать друг друга, удерживая всю социальную и политическую систему в своеобраз­ном равновесии, препятствуя резкому сдвигу общественно-поли­тической оси влево или вправо. Все эти институты, организации и центры служат в качестве опор и своеобразных референтных групп для отдельной личности в его взаимоотношениях с госу­дарством. В значительной мере степень независимости граждан от государства, степень демократичности общественно-политиче­ской системы пропорциональна степени полицентричности рас­пределения власти в обществе.

Похожие документы:

. развития в России и СНГ. М., 2001. Дахин В.Н. Политические аспекты глобализации // Россия в . права и государства, - М., Изд-во Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2000. Мальцев Г.В. Развитие права: к .

Курс лекций Издательство Томского политехнического университета Томск 2008

. При этом верхние сословия – боярство и дворянство были обязаны нести государственную и военную службу . Академии . президента. – М., 1995. Зюганов Г.А. Россия и современный мир. – М., 1995. Конституция Российской Федерации . № 2. Дахин В. Социальные .

Н. В. Загладин Всемирная история. XX век

. использованы материалы, представленные Дахиным В.Н., Загладиной Х.Т., . Какие государственные деятели и при каких . считал, Академией художеств. . (коммунальные службы, младший . осуждение переворота президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным .


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место

«Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему

(1), мер государственного принуждения в целях охраны (2).

предусматривает доказательность вины, применения одного наказания за одно

преступное деяние. Принцип (5) указывает соответствие

основополагающими определяется принципом (6). Важными

принципами юридической ответственности также являются неотвратимость

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте

последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый

пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым

номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

№ 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе

которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального

контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся

на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это

способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое

выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных

или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и

организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права

предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении

общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого

управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные

институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация

общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от

антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во

благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает

место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не

направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и

религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы

признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и

взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более

Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-

С1 Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от

С2 Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества?

С3 Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является

воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания

обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми

них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих

обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

С6 1. Назовите любые три правоотношения, регулируемые нормами трудового

2. Приведите три примера международной защиты прав человека.

3. В стране Б международные эксперты отметили преобладание в

правосознании правового нигилизма. Раскройте на трех примерах это явление.

С7 1. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не

относится к правонарушениям. Сформулируйте собственное мнение по

2. Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой

культуре отдельно взятых личностей? Свою позицию обоснуйте.

3. Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в

законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Судебная система

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в

приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания,

соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный

1.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в

3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их

4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к

5.«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: