Отстаивал право церкви на принуждение к вере кто

Обновлено: 25.06.2024

Но православному нужно смотреть глубже, ведь в этой фразе есть и зеркальный принцип: неприкосновенность религии со стороны государства. Нам повезло: в Российской Федерации действует закон, который перекликается с этим принципом.

Что подразумевает свобода совести? — Это свобода веры

В них, среди прав человека установлено, что всякий гражданин имеет право на вероисповедание любой религии, либо атеистическое мировоззрение.

Свобода совести и вероисповедания в РФ гарантируется N 125-ФЗ от 26.09.1997

Где же сказано о том, что свобода совести и вероисповедания в РФ есть? Об этом нам сообщает Федеральный закон №125 от 26.09.1997 года. Здесь принцип свободы совести расписан максимально подробно.

В первую очередь в законе сказано, что любые акты, регулирующие отношение к религии и религиозным организациям, должны опираться на этот самый закон. В случае противоречий, именно он признаётся безусловной истиной. Но и сами религиозные объединения должны опираться на букву закона, чтобы получить его защиту:

Закон не отдаёт предпочтение той или иной религии, они все равны.

1 пункт 3 статьи, пожалуй, самый главный. О нём часто забывают, когда пытаются назвать Россию православной страной и ограничить права граждан иных религиозных убеждений. Однако текст закона это запрещает, ибо свобода вероисповедания предполагает:

Увы, многие православные забывают этот закон, либо вовсе не вдумываются, что подразумевает этот пункт. Это плохо сказывается на репутации Церкви. Но в то же время пункт 3 той же статьи отдельно подчёркивает, что не отдаёт предпочтений каким либо религиозным организациям.

Гарантируя право на вероисповедание, государство занимает нейтральное отношение к религии:

Право на свободу совести — это не только право на религию, но и на отказ от неё

Закон также сдерживает религиозные организации, которые пытаются навязать себя другим людям. Принуждение к участию в религиозной деятельности незаконно. Например, многие слышали о подобных нарушениях:

  • Государственных служащих обязывают создавать массовость на православных мероприятиях;
  • Детей в разных религиозных традициях с несознательного возраста вовлекают в религиозные действа;
  • Религия может быть буквально навязана человеку его окружением.

Государство не может принудить участвовать в религиозных мероприятиях.

Всё это нарушения 5 пункта 3 статьи 125 Федерального закона:

Так что каждый так же, как имеет право на религию, симпатичную ему, имеет право отказаться от религиозных действий и не понести за это последствий

За религиозное образование детей отвечают родители

Религиозное образование детям никто не имеет право навязывать. Введение в школьную программу уроков христианства, ислама, индуизма и т.д. возможно, но только в качестве дополнительных занятий, на которые дали согласие сами родители:

Пока ребёнок воспитывается родителями или опекунами, именно им разрешено решать религиозную судьбу своих отпрысков, но без излишнего давления.

Они вполне могут вне образовательной программы дать детям представление о любой религии. Однако стоит помнить, что обучение — это одно, а участие в богослужениях — другое.

Нет ничего плохого в том, чтобы рассказать детям о христианстве. Но тянуть ничего не соображающее чадо в обрядовую деятельность не стоит. Пользы не будет. Это должен быть сознательный выбор человека.

Священник в Волгоградской школе: религиозное обучение возможно с письменного согласия родителей

Священник в Волгоградской школе: религиозное обучение возможно с письменного согласия родителей

Закон о свободе совести запрещает представителям власти религиозную пропаганду

В 4 пункте 4 статьи ФЗ 125 сказано следующее:

Иными словами, то, что ты влиятельное лицо — это твоя исчерпывающая публичная функция. Ею нельзя пользоваться для пропаганды религиозных идей.

В то же время и религиозные организации не должны участвовать в политической жизни страны, чём сказано в 5 пункте 4 статьи ФЗ 125:

Оскорбление чувств верующих — это нарушение права на свободу совести

Много шума поднял вопрос о картинках в интернете, которые насмешливо преподносят другие религиозные традиции.

Чаще всего закон трактуют не правильно, а так, как удобно.

В действительности нарушением правомерно признать те действия, которые попадают под следующее описание:

Как видно, необходимо соблюдение важного условия: нарушить права верующих можно только вблизи объектов религиозного почитания (храм, священное место, реликвия).

Явное неуважение — это такое, которое нельзя интерпретировать двояко (скажем, человек мог не преследовать цель оскорбить, а просто пошутить на религиозную тему). В противном случае оно неявное и не попадает под пункт оскорбления.

  • Материал с частной страницы в социальной сети;
  • Устное или письменное личное мнение;
  • Шутки и анекдоты на религиозную тему;
  • Религиозная полемика;
  • Проповедь внутри своей религиозной традиции;
  • Исповедование взглядов, альтернативных чьим-то религиозным догмам.

Скажем, катары — это еретическая секта. Они убеждены, что Бог из Ветхого Завета — это злое и жестокое существо по имени Ялдаваоф. Православная церковь не имеет права запрещать их тексты, хотя христианам такие взгляды неприятны.

Но это различие религиозных догм, убеждений. А право на свободу совести позволяет катарам негативно высказываться о Ялдаваофе и придерживаться собственного толкования Ветхого Завета.

То же самое и сатанисты, противопоставляющие себя христианской традиции. Это их право. И если бы государство принялось защищать права православной Церкви, борясь с теми, кто критикует её догмы, это было бы нарушением прав сатанистов.

А что же тогда нарушение прав? Это, например:

  • Прийти в чужой храм и разрисовать граффити иконы;
  • Сорвать чужой религиозный обряд;
  • Препятствовать крестному ходу христиан или харинаме индуистов;
  • Объявить через СМИ (допустим, по телевизору), что, скажем, зороастрийцы заблудшие язычники.

Но в то же время нарушением не будет:

  • полемика с православным священником на сайте РПЦ;
  • озвучивание взглядов, альтернативных догматическим (например, у Христа была жена, Иуда не был предателем, Иисус не был Мессией и т.д.).

Важно только одно — чтобы деятельность человека не мешала другим исповедовать свою веру, не пересекала грань их частной жизни (в том то и ответственность СМИ, что они пересекают эту грань). Если некто перегородил вход в храм — это реальное препятствие, а если он на своей частной странице кроет матом священников — это уже его личное дело, никто не обязывает туда заходить.

Увы, у нас всё перевёрнуто с ног на голову, а потому законы часто истолковывают в пользу более влиятельной стороны, минуя логику, что нарушает 3 пункт 3 статьи 125 Федерального закона.

Право на свободу совести может быть ограничено в способе своего выражения

Право на свободу совести — это абсолютное право. Большинство культурных и цивилизованных стран сейчас считают это аксиомой. По факту своего рождения человек может верить во что угодно, и никто не способен ему это запретить.

Но в то же время государство сохраняет за собой возможность ограничить способы выражения религиозных чувств, если они ущемляют права других. Действия верующих не должны нести угрозы:

  • Здоровью;
  • Порядку;
  • Жизни;
  • Благополучию;
  • Экологии.

И многим другим сферам, защищённым законодательством государства. В эту же категорию попадает и жестокое обращение с животными. Использовать их в ритуальных целях нельзя.

Иными словами, право на свободу совести существует до тех пор, пока не ущемляет права и свободу кого-то другого. В противном случае эта деятельность называется экстремисткой, а верующий человек или вся религиозная организация считается нарушителем закона.

Ἀλήθεια | Православное богословие запись закреплена

СВТ. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О НЕДОПУСТИМОСТИ ПРИНУЖДЕНИЯ К ВЕРЕ

«Начальствующим. надобно превосходством своей добродетели привлекать народ к порядку, и не силой обуздывать, но доводить до порядка убеждением. Ибо все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и непохвально, еще и ненадежно.

Источник: Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ, 15 // Творения. СПб., 1912. Т. 1. С. 29

Михаил Колесников


Михаил Колесников

Алексей Буров


Алексей Буров

Александр Черных


Петр Пашков


Петр Пашков ответил علي

علي, конечно. Насилие, блуд, воровство православного священства даже хуже, чем любое иное насилие, блуд и воровство, потому что мы проповедуем иное.

Александр Черных

Карэн Мавзурян

💁🏻‍♂

О каком зле священства вы говорите если ". весь мир лежит во зле" 1 Ин. 5:18
Не только православное священство, но и я и вы. Поэтому ваш посыл никак не оправдывает зло, которое сделано вами, но заметили вы не в отношении себя (а стоило бы), но других.

Сергей Иваненко

Сергей Иваненко

Если вы мне, то это не фантазия, а история. Ислам в иных народах( да впрочем и у арабов в свое время) всегда навязывался под страхом лишения головы. Эдакая "проповедь" мечом.علي,

Сергей, стыдно должно быть Вам, за такое не умение качественно врать

😎

В недавно изданной работе Барта Эрмана "Триумф Христианства" рассказывается, как христиане принуждали язычников к вере

Сергей, православие насильственно навязывали нерусскому населению.

Татар, удмуртов, чуваш, мсрийцев, ногайцев и многих других.
Я уж молчу про каторгу за уход из православия

Сергей Иваненко

Сергей Иваненко

Сергей Иваненко

علي, кстати а причем тут православие и русские? Есть православные китайцы, греки, евреи, арабы, таджики, финны, да из всякого народа есть православные христиане- спросите их о том, как их обратили ко Христу.
А потом спросим матерей солдат которым в ( например) Чечне отрезали голову( а по сути как барана согласно шариата о жертвах , ибо так баранов приносят в жертву аллаху корана) за отказ снять крест и отречься от Христа.
От насильно ( как вы говорите)навязанного Христа под стразом смерти не отрекались.
Спросите китайцев во время Боксерского восстания которых вырезали и всячески зверски убивали мастера кун фу, как они до смерти не отрекались от Христа, насильно по вашему навязанного.
Просто почитайте историю как особенно в первые века( когда ислама еще и не было)за имя Христово миллионы людей убиваемы были и часто резня не прекращалась десятилетиями и в день убивалось в одном Риме по несколько десятков тысяч.
И скажите-пошли бы люди до смерти за насильно навязанного им Бога?
Ответ для разумного человека очевиден.

Сергей Иваненко

علي, каторга? А сейчас в тюрьму за преступления сажают- это тоже христианство виновато?

В истории православия не было такого времени, чтобы данную религию не навязывали и не принуждали к ней.

Сергей Иваненко

Сергей Иваненко

علي, "слово борется со словом, но кто опровергнет жизнь?"

Это батенька исторические факты. Вы если историю не читаете, хотя бы частично поинтересуйтесь что бы глупости не говорить.

Ольга Григорьева

علي, не разжигание межрелигиозную распрю. Вы же понимаете, что принуждение к принятию православия, впрочем как и принуждение к принятию ислама это политические акты, а не религиозные, их инициировали власть имущие , а не религиозные деятели

Ольга, я не разжигаю! Нельзя отрицать свою историю. Я согласен насчет политических актов, но были и священники, святые поддерживающие насильственное служение.

Коля Антонов


Петр Пашков

Коля Антонов


Петр Пашков


Петр Пашков ответил Давиду


Петр Пашков ответил Давиду


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, у нас и так хватает людей с раскольничьим менталитотом. Плюс со староверами это вообще не сработало никак.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, далеко не факт. А вот то, что мы гнали и преследовали староверов создало им ореол мученичества — а нас покрыло позором и стыдом.

И сейчас, в наши дни, это аукается. любое насилие через 300 лет аукается позором.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, так миллионы "спасенных" через насилие = миллионы потерянных из-за позора и неправды через некоторое время. Простой пример: усташи в Хорватии резали сербов, тысячи сербов.
Сейчас католическая миссия в Сербии крайне затруднительна, поскольку обращение в католицизм — это присоединение к тем, кто убивал предков сербов.

То же самое и с духовным авторитетом любых гонителей. Потому что насилие лишает нас того единственного авторитета, который у нас есть. И как только мы лишаемся "сильной руки", все рассыпается.

Об этом св. Григорий и говорит.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, я всего лишь говорю, что это приводит к большему числу погибших душ, если брать в целом. И дает повод хульникам к хуле.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, собственно, Церковь должна именно иметь авторитет. Свт. Григория уважали даже язычники. А есть те, кого не уважают даже православные.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, павликиане исчезли, но гонения на них люди нецерковные обращают в повод для поношения Церкви. Лучше никогда не делать того, что обращается в поношение.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, вероятность того, что они после стали христианами — в несколько раз больше, чем если бы они его презирали.


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, ты ставишь под сомнение миссионерские успехи свт. Григория, я не понимаю?

Без уважения вообще не бывает обращения. Чтобы приняли твою веру, сперва должны увидеть, что ты не дурной человек. Иначе — горе тем, через кого приходят соблазны.


Петр Пашков ответил Давиду


Петр Пашков ответил Давиду


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, ну, ты же говоришь, что если не казнить еретиков пачками, они всех на свою сторону переманят.

То есть свет истины при открытом обсуждении не победит тьму лжи?)


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, "Папа, папа, православные сожгли дедушку и бабушку живьем и вырвали тебе язык. Они такие классные, я обязательно стану православным священником!"


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, зато крестьянин понимает, когда видит святого.

Народ отзывается на святость. И если есть реальная святость, то за ней идут.


Петр Пашков ответил Давиду


Петр Пашков ответил Давиду

Давидъ, ну так он авторитетом и не пытался действовать, у него работа такая была)

А вот свт. Григорий Великий смог своим нравственным авторитетом привести к воссоединению раскольников на Западе.


Петр Пашков ответил Давиду

Алексей Буров


Алексей Буров ответил Петру

Петр, да да. Есть знакомые старообрядцы, с которыми не так уж просто завести разговор или дискуссию, тк
действительно ореол мученичества,
со своей стороны есть определенный позор за преследования (не личный разумеется)),
Есть и позор за сам ход проведение реформы. Если не изменяет память, протоиерей Иоанн Миролюбов назвал эту реформу, в определенном контексте, революцией. Не уже ли нельзя было это всё провести подругому, провести так, чтобы не было столько людей отчуждены от Церкви и по сути придерживаясь той же веры. Это же огромная трагедия не только для общества, но и для миллионов людей как личности. И аукается сейчас и будет аукаться потом, и чем дальше, тем сильнее будет пропость.

Alex Vii

Как бы полностью. как бы согласен.
Только что делать начальнику, если у некоторых подчинённых ни страха, ни совести.

Кто скажет-подскажет? Да ещё по святым отцам?
Пока вспоминается из свщ.Писания о том, что начальник не зря носит меч.

Евгений Николаев

"Где Дух Господень, там Свобода!" (2 Кор. 3:17).

Виктор Герасимов

😏

Сперва зайдя в комменты я подумал что мне показалось, потом подумал что я сплю и на всякий случай ущипнул себя.

Давид Саркисян


Давид Саркисян

Виктор, хорошо, я принесу публичное покаяние прямо на стене со всеми цитатами, подтверждающих ваше мнение.

Давид Саркисян


Давид Саркисян

Юрий Куриленко

Не проклинал бы царя, не сожгли бы. Причем здесь принуждение к вере? "От вас что требуется, друзья мои? - Дис-цип-ли-на!"

Давид Саркисян


Давид Саркисян

Итак, прошу прощения за высказывание ложной позиции в споре с Петром Пашковым на тему возможности гонений на еретиков со стороны Церкви. Позицию Вашу подкрепляю: 1) -ое Апостольское правило:

Повелеваем епископа, пресвитера или диакона бьющего верных согрешающих или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1 Петр. 2:23).
Показать полностью.

Это правило основано на указании Ап. Павла (1 Тим. 3:3; Титу 1:7); 2) Карфагенского 77

О кротком обращении с донатистами. По дознании и исследовании всего, пользе церковной споспешествовать могущего, по мановению и внушению Духа Божия, мы избрали за лучшее поступать с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно, хотя они беспокойным своим разномыслием и весьма удаляются от единства Тела Господня. Таким образом, по возможности нашей, да соделается совершенно известным для всех, по всем Африканским областям уловленных их общением и расположением, каким жалостным заблуждением они себя связали. Может быть, тогда, как мы с кротостью собираем разномыслящих, по слову Апостола, даст им Бог покаяние в разум истины, и освободятся от диавольской сети, быв уловлены от него в свою его волю (2 Тим. 2:25-26); 3) Правило Карфагенского Собора 104

В современном мире ведутся многочисленные споры на тему того: поддерживала ли православная церковь крепостное право в прежние времена.

Сами православные христиане утверждают что церковь никогда не поддерживала рабство, а упреки о его пропаганде являются лишь глупыми агитками коммунистов.

Для того чтобы понять кто прав, давайте рассмотрим отношение православной церкви к крепостному праву в рамках истории России.

Но для начала я хотела бы Вам процитировать слова авторитетных представителей духовенства XVIII-XIX века, для того чтобы показать истинное отношение новообрядческой православной церкви к крепостному праву.

Тихон Задонский (канонизирован в лике святителей)

Что господа приказывают, то крестьяне должны делать, и какие оброки налагают, — давать, и какую работу повелевают, — исполнять. И все это им должно творить безропотно, творить ради Господа, ибо Господь так повелел. Работайте же, о возлюбленные и смиренные овечки, не ради людей, а ради Господа. Будете ради Господа работать, когда все по заповеди Его будете творить, и угождать будете не людям, а Господу. Тогда подлинно будете Божиими рабами и свободными во Христе, хотя и называетесь рабами человеческими.

Отрывок из книги Тихона Задонского "Наставление христианское"

Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий Брянчанинов также открыто защищал рабство, причем он даже не стеснялся называть вещи своими именами, говоря рабство, а не крепостное право. В последствии этого человека тоже признали святым.

"Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно, благодаря и славословя Бога с креста твоего"


Для того чтобы Вы поняли, почему православие поддерживало и культивировало рабство, я расскажу Вам некоторые ключевые моменты, связанные с этим вопросом, из истории России.

Сразу после крещения Руси князем Владимиром церковь становится землевладельцем. С XI века появляются так называемые церковные крестьяне. Это было феодально зависимое сельское население, в чью обязанность входила обработка церковных земель. В то время хоть и употреблялся термин крепостное право, но крестьяне были относительно свободными людьми, имевшими возможность менять работодателя.

Во второй половине XV века церковное общество разделилось на так называемых стяжателей и нестяжателей. Нестяжатели выступали за аскетический образ жизни клириков. Они предлагали по возможности отказаться от монастырского землевладения и использования наемного труда. По их мнению церковь и монастыри должны были кормиться собственным трудом.

Стяжатели или иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) напротив отстаивали право церкви владеть землей и использовать труд крестьян.

В итоге победили иосифляне. Именно это и определило дальнейший вектор развития православной церкви и стало одной из причин закабаления народа.


С приходом к власти Романовых церковь становится все больше коммерческой и политизированной организацией. Формально первым на престоле Романовым был Михаил Федорович, но по факту правил его отец - патриарх Филарет.

Окончательное закабаление крестьян произошло в 1649 году. Когда при царе Алексее Михайловиче было принято новое соборное уложение. Именно в 1649 году крестьян фактически уравняли с рабами.

Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром.

В принятии этих решений активно принимало участие высшее духовенство.

Далее в 50-х произошла церковная реформа. После которой всех несогласных с мнением новой никонианской церкви стали устранять физически.

В 1721 году Петр I отменил патриаршество. С этого момента высокие священные саны могли получить только те, кто был наиболее выгоден власти. Церковь стала частью государственного аппарата и отражала, прежде всего, волю императора и светской власти.


Это привело к тяжёлым последствиям для простых людей. Расцвет беззакония и произвола по отношению к крепостным произошел именно в XVIII веке. И хотя официально крестьян запрещено было продавать и убивать, все это имело место быть. Государство и церковь смотрели на эти вещи сквозь пальцы.

В это время положение церковных крестьян стало особенно тяжелым.

С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов. Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до 30 денежных и натуральных поборов. История России XVIII -XIX веков Цимбаев Н.И.

Восстание церковных крестьян в 1762 -1764 году стало одной из основных причин секуляризации церковных земель в 1764 году. Церковь перегнула палку и в итоге лишилась земли, крестьян и значительной части имущества.

Во время подготовки отмены крепостного права (середина XIX века) новообрядческая православная церковь четко и однозначно обозначила свою позицию по отношению к рабству и социальному неравенству людей.

Настоящий спектакль устроил Митрополит Филарет, заявив, что во сне ему явился Сергий Радонежский и предупредил о том, что крестьянскую реформу проводить нельзя. Филарет даже стал проводить молебны против реформы.

По иронии Александр II приказал именно митрополиту Филарету подготовить манифест об отмене крепостного права. Деваться было некуда, так как православная церковь подчинялась императору. Между прочим, в 1994 году РПЦ причислила Филарета, поборника рабства, к лику святых.

В 1861 году крепостное право было отменено, но оно могло бы просуществовать гораздо больше, если бы это зависело от решения православной церкви.


Вероисповедные реформы в Государственной думе (1906-1917гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки

М.И. Одинцов

Вероисповедные реформы в Государственной думе (1906-1917гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки

· запись актов гражданского состояния

· предоставление разнообразных сведений для земств, статистических и архивных комитетов, других гражданских и военных ведомств

· сбор пожертвований на государственные и общественные нужды

· призрение неимущих и незащищенных слоев населения

· управление не только духовными учебными заведениями (академиями и семинариями), но и низшими мужскими и женскими училищами, начальными школами

· преподавание Закона Божьего как обязательного предмета в государственных и частных учебных заведениях

· обслуживание религиозных потребностей верующих в армии и флоте

· работа в пенитенциарных учреждениях

· обязанности мировоззренческой и нравственной цензуры

· контроль за исполнением подданными религиозных предписаний и норм

· проправительственная политическая пропаганда, борьба с инаковерием и инакомыслием, свободомыслием и атеизмом

· миссионерство и религиозная проповедь в национальных районах с целью русификации населения.

Используя религиозно-церковные структуры в своих политико-идеологических и социальных целях, государство в ответ создавало для Церкви условия наибольшего благоприятствования, поддерживая ее материально, организационно и морально. В правовом отношении интересы Российской церкви защищены были более чем тысячью статей в Своде законов Российской Империи.

Церковь обладала широкими налоговыми льготами и имела монопольное право на производство и продажу церковных свеч, что составляло большую часть церковных доходов. Кроме того, обязанности по содержанию духовенства государством возлагались на верующих, устанавливая в правовой форме источники церковных доходов, как то: обеспечение земельными наделами и помещениями причтов, плата за обязательные требы, натуральные сборы в пользу причта и пр.

Государство также оказывало Церкви значительную материальную помощь, выплачивая пособия и государственные пенсии не только духовным лицам и причетникам, но и преподавателям, и воспитателям духовных учебных заведений. Особый порядок применялся в расследовании и разбирательстве гражданских и уголовных дел в отношении священников и духовных учреждений.

Основные законы Российской Империи

Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания.

Император, престолом Всероссийскими обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной (ст. 62).

Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

В управлении Церковном самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам; да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи.

Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, Верховною Властию к сему предназначенными.

Правила охранения веротерпимости и пределы ее подробно означены в Уставах по принадлежности.

Свод законов Российской империи. М., 1910. Кн. 1. Т. 1. Стб. 6.

В России сохранялось одно из наиболее тесных в сравнении с другими странами Европы переплетение религиозных и правовых норм. Само уголовное право подтверждало многие религиозные запреты и применяло меры церковного наказания (покаяние, заключение в монастырь). Законодательными нормами обеспечивалось исполнение подданными религиозных предписаний и обрядов.

В свою очередь, контроль за его исполнением, а также сбор необходимой отчетности возлагались на Департамент духовных дел иностранных

Уставы Духовных дел иностранных исповеданий

Об управлении духовных дел христиан протестантского исповедания

Устав Евангелическо-Лютеранской церкви.

При общественном богослужении поются только такие духовные песни, которые с одобрения высшего начальства внесены в общее для всех Евангелическо-лютеранских приходов в Империи или в особое, для каждого консисторского округа, собрание церковных песней. Исключения из сего правила в особенных случаях допускаются с разрешения местных консисторий.

Об управлении духовных дел евреев

Евреи могут отправлять общественные молитвы и богомоление в местах общей их оседлости. Никто не имеет права препятствовать им в том ни словом, ни делом.

Под именем общественного богомоления евреев разумеется собрание их при кивоте, заключающем в себе пять книг Моисеевых (Тора), в числе не менее десяти человек взрослых, т.е. имеющих более тринадцати лет отроду.

Устройство молелен и хозяйственных при них правлений для вновь образовавшихся еврейских обществ, вне черты постоянной их оседлости, разрешается министром внутренних дел, по представлениям губернских начальств, на тех началах, кои установлены для существующих в городе С.-Петербурге, подобных учреждений

Духовные дела евреев в губерниях Царства Польского управляются на основании особых правил.

Общественные молитвы и богомоление могут быть совершаемы только в особых зданиях, для сего определенных, а именно в синагогах (бес гакнейсыс) и молитвенных школах (бес гомедраш). Допустивший, без разрешения губернского начальства, в своем доме или ином, ему принадлежащем или им занимаемом помещении совершать публичное или общественное богомоление евреев, для совершения коего вне установленных мест требуется разрешение начальства, подвергается взысканию по законам уголовным.

В синагогах и молитвенных домах строго запрещается:

всякое собрание для других дел, кроме молитвы и совершения обрядов веры, и хранение всяких других вещей, кроме

а) принадлежащих к богослужению, и

б) метрических книг.

Свод законов Российской империи.

М., 1910. Кн. 3. Ч. 1. Т.Х I. Стб. 30, 149-150.

В самом начале XX века, когда все с предельной очевидностью свидетельствовало о глубоком кризисе общественно-политической системы в

Л.Н. Толстого императору Николаю II

Ваши советники говорят Вам, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь, и будет свойственно до конца дней, и что поэтому для блага русского народа надо во что бы то ни стало поддерживать эти две связанные между собой формы: религиозного верования и политического устройства. Но, ведь, это двойная неправда. Во-первых, никак нельзя сказать, чтобы православие, которое когда-то было свойственно русскому народу, было свойственно ему и теперь. Из отчетов обер-прокурора Синода Вы можете видеть, что наиболее духовно развитые люди народа, несмотря на все невзгоды и опасности, которым они подвергаются, отступая от православия, с каждым годом все больше и больше переходят в так называемые секты. Во-вторых, если справедливо то, что народу свойственно православие, то незачем так усиленно поддерживать эту форму верования и с такой жестокостью преследовать тех, которые отрицают ее.

…Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления и связанное с ней православие можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.

Былое. 1917. № 1. С. 17,18

Из статьи К.К. Арсеньева

Арсеньев К.К. Свобода совести веротерпимость. СПб., 1905. С. 281.

В конфиденциальном письме обер-прокурора в Синод излагались причины, по которым и было принято решение о несвоевременности Собора:

Последующая разработка нормативных актов, которые способствовали бы реализации идей указа, была возложена на особое совещание, созванное по представлению Комитета министров. Но, к удивление всех, царь утвердил его председателем известного реакционера графа А.П. Игнатьева, который, к тому же параллельно председательствовал в другом совещании, ведавшем вопросами высшей государственной полиции. Такое совпадение трактовалось однозначно: не следует ожидать форсирования разработки предложений по вероисповедным реформам. И действительно, вскоре Совещание закончилось ничем, а собранный им материал был передан в министерство внутренних дел, откуда его изъял лишь П.А. Столыпин.

Либералы об указе от 17 апреля

1905 г.

Административные распоряжения в их чрезмерном и исключительном развитии, ослабляя силу закона, как, например, и в данном вопросе о веротерпимости признаваемой и нашими основными законами, и указами монархов, — являются характерной особенностью современной русской жизни.

Астров П. На пути к свободе совести //

Свободная совесть: религиозно-философский сборник. СПб., 1906.

А. Карташев. Церковный вестник. М. 1906. № 19. С. 401.

С.Н. Булгаков. Вопросы жизни: религиозно-общественная хроника. СПб., 1905. № 5. С. 504.

Из воспоминаний С.Ю. Витте

Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т. 2. С. 552-554.

Листовка Тверского комитета

партии социал-революционеров (эсеров)

Правительство вот уже сколько лет ведет войну со всем русским народом, а в последние два-три года оно уже и совсем потеряло стыд и совесть и распоряжается по всей Руси как в неприятельской стране. Тысячами расстреливает и избивает оно народ русский, десятки тысяч томятся в тюрьмах и ссылке. И давно уже народ понял, что самый главный, самый злой его враг — это царское правительство.

Манифест оказал воздействие на реформирование российского общества, по крайней мере, в трех направлениях: им положено начало пересмотру законодательных актов, регулирующих социально-политическое и национально-государственное устройство России; он стал правовой базой для образования легальных политических партий и начала преобразования государственно-церковных отношений.

Из воспоминаний Н.С. Таганцева

Конечно, если слой духовенства признается одним из устоев государства, то именно у нас в России при разноверном составе населения нельзя было забыть прежде всего инославные вероисповедания, в особенности наиболее культурные из них.

Нельзя было в виду Царства Польского устранить представителей католического духовенства, а ввиду Прибалтийских губерний представителей протестантизма. Нельзя было также забывать наших воистину страстотерпцев — старообрядцев. Из представителей же иноверного духовенства нельзя было исключить магометанское духовенство – и по численности магометан в Империи, и по консервативной устойчивости его духовенства. То же нужно сказать и о представителях 6-ти миллионного еврейства. Конечно, их представителями не могли быть казенные раввины, ничего общего не имеющие с представителями религиозных верований и вековых религиозных преданий народа, ищущего и поныне землю обетованную, провозглашенную и обещанную ему Иеговой, в блеске молний и среди раскатов грома.

Таганцев Н.С. Пережитое. Учреждение Государственной Думы

в 1905-1906 гг. Пг. 1919. С. 113-114.

На седьмое апреля Николай II назначил третье секретное совещание в Царском Селе для обсуждения обоих проектов. Оно продолжалось несколько дней. Приглашены были Великие князья, министры, несколько членов Государственного Совета и другие высшие чиновники. Ряд участников предыдущих Совещаний, продемонстрировавших свою либеральную позицию, приглашены не были.

Все русские граждане равны перед законом. Различие происхождения и вероисповедания не может иметь своим последствием неравенство гражданских или политических прав и обязанностей.

Каждому обеспечивается свобода совести. Посему никто не может быть ни преследуем за исповедуемые им верования или убеждения, ни понуждаем участвовать в обрядах какого-либо вероисповедания.

Никому не может быть возбранено выйти из состава вероисповедного общества, к коему он принадлежит.

«1. Все российские граждане равны перед законом.

Примечание: Из сего изъемлются евреи, католики, конституцио ”а своеобразная сатира на “тироительства, но порядок выборов был принят в компромиссной форме: он определялся Святейшим синналисты-демократы и прочие лица, образ мыслей коих, представляется сомнительным.

..4. Торжественно провозглашается полная свобода вероисповедания.

Как видим, государство даже в условиях революции продолжало ориентироваться на сохранение особых отношений с Российской православной церковью, и стремилось опереться на нее в период политической нестабильности. Не предполагалось вводить какие-либо принципиальные изменения ни в целом в вероисповедную политику, ни в положение всех других религиозных объединений.

Читайте также: