Отрицание ценности права как универсального соционормативного регулятора общественных отношений это

Обновлено: 07.07.2024

Осмысление сущности деформации правосознания предлагается базировать на общем понимании деформации. А именно - это изменение параметров, характеристик объекта, вызванное внешним, специфическим воздействием. На уровни личности - это отклонение от определенного социального ориентира, нормы, требования, приводящее к изменениям в поведении и выполнении деятельности.

Деформация профессионального правосознания представляет собой искажение всех или нескольких элементов структуры, вызывающая негативные изменения, которые находят свое отражение в различных аспектах профессиональной деятельности, а также в личности индивида.

Таким образом, деформация профессионального правосознания представляет собой нарушение, негативное отклонение всех или нескольких компонентов структуры от определенной нормы[5]. При этом компоненты того или иного явления - такие его структурные единицы, взаимодействие которых вызывает, порождает свойственные целому качественные особенности. В данном случае это означает, что деформация профессионального правосознания не приобретала бы существенного негативного значения, если бы она не была связана с деформацией ценностных ориентации. Взаимосвязь и воздействие последних на правовые взгляды и представления, идеи, правовые чувства, установки, правовые знания образует механизм деформации профессионального правосознания.

Связь конкретных компонентов является сложной и неоднозначной. Как научные исследования, так и практический опыт показывают, что на массовом уровне деформация профессионального правосознания неизбежно затрагивает господствующую систему ценностей (ценностных ориентации), так как именно они большей частью ведут к дисфункциям элементов структуры правосознания. Поскольку указанные элементы тесно взаимосвязаны между собой, то, по справедливому мнению Ю.В. Кудрявцева, деформация хотя бы в одном из них неизбежно влияет на другие.

Деформация системы ценностей прямо ведет к деформации профессионального правосознания и в конечном результате, как справедливо замечает А.И. Долгова, способствует развитию антиобщественного поведения.

Ценностные ориентации - один из существенных элементов структуры личности. Это своего рода стержень правового сознания, вокруг которого группируются помыслы и чувства человека и который обуславливает многие решения в конкретных жизненных ситуациях. В сознании личности система ценностей должна быть структурирована иерархическим образом, при этом одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это, в свою очередь, влияет на принятие им конкретного решения, особенно в сложных, проблемных ситуациях.

Вакуум в системе ценностей неизбежно заполняется представлениями с противоположным знаком: если не ценится личность, значит, в данной системе ориентации главенствующая роль принадлежит эгоистическим интересам или узкогрупповым понятиям.

Искажения в системе ценностных ориентации могут выражаться в противоречивости этой системы, ее неустойчивости. Если представления личности юриста о справедливости сводятся к личной выгоде, независимо от способов ее достижения, то такая система ценностей становится источником корыстных, карьеристских мотивов и стремлений.

Принимая во внимание то, что в отдельно социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время находиться в противоречии с общечеловеческими ценностями, деформацию правового сознания следует различать на относительную и абсолютную.




Относительная деформация правового сознания - это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности.

Абсолютная деформация правосознания - это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.

Глава 2. Виды профессиональной деформации правосознания

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. Они отличаются друг от друга разнообразной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности. Все они в совокупности раскрывают сущность и содержание деформации правового сознания.

В юридической науке принято выделять несколько видов деформаций индивидуального правосознания: правовой инфантилизм, правовой негативизм, правовой нигилизм и правовой идеализм[6]. Данные виды деформации правового сознания относятся к отдельному индивиду, но это не исключает того, что они могут проявиться на общественном уровне.

Правовой инфантилизм

Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельности правосознания. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т. е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере.

Обычно инфантилизм рассматривается на уровне незнания права, что представляется неверным. Инфантильное правосознание может иметь различную степень дефектности - от незначительных пробелов в правовых знаниях и оценках до полной несформированности всех трех уровней его функционирования.

Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций[7].

Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике. Ошибочность и произвол в работе следователя, судьи, прокурора сродни браку в работе врача. И в том и в другом случае последствием безграмотности может быть искалеченная судьба человека. Профессиональный инфантилизм, следовательно, не так уж безобиден. А это означает необходимость создания и деятельности особых квалификационных комиссий для определения мер ответственности за брак в работе, наступивший вследствие незнания своей профессии.

Таким образом, правовой инфантилизм:

- это первая и наименее опасная стадия деформации правосознания. Лицо либо не знает о существовании определенных уголовно-правовых норм и полагает, что данный случай безразличен для уголовного права, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не умеет учитывать их требования в конкретной ситуации, имеющей правовое значение;

- это достаточно серьезная предпосылка дальнейшей деформации правосознания, возникновения общего неуважения к уголовному праву и деятельности правоохранительных органов правового нигилизма.

Правовой негативизм

Правовой негативизм представляет собой отрицание ценности права как универсального социо-нормативного регулятора общественных отношений. Субъект считает, что в большинстве случаев без правового регулирования вполне можно обойтись, поскольку другие социальные регуляторы (нормы нравственности, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения) являются более эффективными.

Правовой идеализм

Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Правовой идеализм порождает у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и т.д.)[9].

Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

К сожалению, элементы идеализма укоренились не только в законотворчестве – они наблюдаются в своеобразных формах и в правоприменительной практике. В частности это касается российских судов, которые иногда выносят нереальные, заведомо неисполнимые, вызывающие недоумение у всех здравомыслящих людей решения. Например, в Кемерово в ответ на жалобу пенсионерки о том, что ее соседи по коммуналке слишком долго сидят в ванной, мировой судья назначил максимальное время для мытья – не больше 20 минут.

Абсолютизация права, наделение его чудодейственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления - это существование в мире иллюзий. Отсюда - лавинообразный рост законов и указов за последние десять лет, поиск спасения именно в них. Но еще древние говорили: в наиболее испорченном государстве - наибольшее количество законов. Сейчас всем ясно - сотней или даже тысячей законов положение не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами. Полоса "демократического романтизма" проходит. Продолжение реформ в России требует прочной правовой основы, особенно в экономической сфере. В соответствии с Конституцией законы призвана принимать Государственная Дума. Однако при этом важно, чтобы народные избранники имели четкое представление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь. В противном случае общество опять будет жить в мире иллюзий.

Правовой нигилизм

В структуре правового нигилизма отчетливо проявляются две его крайние формы: правовая индифферентность (равнодушие к праву) и правовой негативизм (отрицание права).

Следует отметить, что правовой нигилизм является устойчивой негативной традицией и имеет глубокие корни в юридическом невежестве, косности, отсталости, право­вой невоспитанности значительной части современного российского обще­ства. М.Н. Тапчан отмечает, например, что низкая правовая культура всегда была характерна для нашего общества. С такой точкой зрения можно согла­шаться или не соглашаться. Но объективные ее основы существуют и сегодня.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права - таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит "сверху", от властей, то и есть право. Не зря говорят: "На Руси всегда правили люди, а не законы". Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его "гадким обманом властей", насилием над личностью. Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция. Все это, как пишет Б.А. Кистяковский, дало повод одному из поэтов-юмористов прошлого столетия сочинить следующие стихи, вложенные в уста К.С. Аксакова:

«По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское "он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее - индикатор вредности и опасности явления. Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Читайте также: