Отмена сословных привилегий это какой вопрос

Обновлено: 19.05.2024

В XV-XVI вв. после ослабления и постепенного распада Золотой Орды и образования централизованного государства с центром в Москве, великие князья Московские, а затем русские цари стремились всё в большей мере именно дворянство использовать как свою главную внутриполитическую опору. В тот период в отличие от бояр дворяне не имели земельных владений вотчин, передававшихся по наследству. Дворяне должны были нести службу государю за возможность владеть землёй и не обладали экономической самодостаточностью в той мере, в которой ею обладали бояре.

Существенно укрепило позиции и дворянства и боярства окончательное закрепощение крестьян. Оно происходило постепенно. Укрепление крепостнических порядков одной из основных своих причин имело нехватку рабочих рук на обширных территориях Московского государства. Ключевым событием в процессе закрепощения крестьянства стала отмена Юрьева дня в 1497 г. при Иване III, запрет крестьянам переходить от одного землевладельца к другому. После этого возможности для крестьян отстаивать свои экономические права существенно сократились. Одной из форм классовой борьбы стало бегство крестьян от своих крепостников-помещиков. Бежали крестьяне в основном в те регионы, где не было помещичьего землевладения: на юг к казакам, на север к поморам и за Урал в Сибирь. Беглые крестьяне, хотя и подвергались преследованиям, стали важнейшим демографическим фактором, позволившим России осваивать отдалённые регионы. На окраинах страны долгое время политические и экономические порядки значительно отличались от тех, что утвердились в центральной её части.

После смутного времени начала XVII в. и избрания на Земском Соборе 1613 г. новой царствующей династии Романовых роль дворянства в государстве продолжала увеличиваться. Дворянская конница стала основой войска. А дворянские поместья сыграли значительную роль в восстановлении разорённой в эпоху смуты экономики. Постепенно роль дворянства возрастала не только в качестве основы военной силы государства, но и в качестве главного кадрового резерва для бюрократического чиновничьего аппарата, необходимого для управления территорией огромной страны, продолжавшей увеличиваться.

Реформы Петра I

На рубеже XVII – XVIII вв. в России начались радикальные и крупномасштабные преобразования, инициированные Петром I. В стране происходили грандиозные перемены в самых разных областях жизни. Дворянство в ходе этих реформ выступало в качестве основной силы, на которую опиралась царская власть для достижения поставленных Петром I целей. Реформы, как правило, проводились таким образом, чтобы дворянство в ходе их проведения ещё более укрепляло своё социально-экономическое положение и политическую власть.

Петровская Табель о рангах

Дальнейшее расширение дворянских привилегий

26 января 1718 Пётр I издал Указ о подушной переписи. Этим указом ещё более закреплялось привилегированное положение дворянства. Оно освобождалось от налогов и провозглашалось неподатным сословием. Отсюда, кстати, вошло в русский язык и выражение подлец, подлый люд. Так дворяне противопоставляли своё благородное сословие тем неблагородным, которым подлежало выплачивать царёвы подати и налоги. В целом ряде законодательных актов, издававшихся при Петре I, Анне, Елизавете, Петре III и Екатерине II устанавливалось и закреплялось исключительное монопольное право дворян на владение земельными угодьями на правах собственности. С учётом уже существовавших на протяжении нескольких столетий крепостнических порядков, запрещавших крестьянам покидать свои места жительства без разрешения помещика, эти указы и другие законодательные акты фактически даровали дворянам не только права землевладельцев, но и право на крепостных крестьян. Это сближало их положение с положением классических рабовладельцев. Они так же получили право покупать и продавать крестьян.

Юридически было запрещено продавать крестьян без земли, если они не являлись дворовыми слугами. Но дворню можно было продавать буквально почти как скотину. Да и в отношении остальных крестьян дворяне легко обходили этот запрет. Их крайне редко за это хоть как то наказывали.

Указ Петра I 1714 г. о единонаследии фактически уравнял боярское вотчинное землевладение дворянское помещичье. Но одновременно он вводил систему майората. Когда всё недвижимое имущество и земля могло передаваться по наследству только одному наследнику. Такая система со средневековой эпохи практиковалась в Англии и в некоторых других странах. Пётр I стремился не допустить дробления дворянских землевладений.

Фактическое освобождение дворянства от государственной службы к концу XVIII в.

При тех порядках, что были установлены в царствование Петра I, служба для дворян была, если не каторгой, то весьма трудным и нелёгким делом, часто в разъездах в дали от родных мест. На этой службе запросто можно было потерять и жизнь и здоровье. И комфортные бытовые условия при прохождении службы гарантированы были не всегда, а в зависимости от множества обстоятельств. Царёва служба считалась обязательной и пожизненной. В 1730 г. при императрице Анне условия службы дворян несколько облегчились. Срок службы ограничен до 25 лет. Начинать службу теперь можно было не в 15, а в 20 лет. Один из мужчин в дворянской семье получил право вовсе не служить и заниматься общим семейным хозяйством.

До этого манифеста можно было говорить об определённой логике крепостнических помещичьих порядков. Крестьяне служат помещику, обеспечивают его всем необходимым, чтобы тот мог добросовестно служить царю и государству. Манифест 1762 г. резко ломал эту логику. Крестьяне не понимали, почему теперь они должны служить помещику, если теперь он мог становиться по сути дела бездельником.

При Екатерине II Пугачёвское восстание было жестоко подавлено. Между тем до Великой Французской революции 1789 г. Екатерина II проводила политику просвещённого абсолютизма. Она исходила из идеи о том, что постепенно права и свободы людей должны расширяться. Поскольку только свободный человек способен проявить себя в творческой созидательной деятельности в полной мере. Но необходимое условие для этого – просвещение и образование. Иначе права и свободы могут быть использованы во зло. А наиболее просвещённым сословием в России в тот момент были дворяне.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству. В этом документе императрица подтвердила свободу дворян от обязательной службы, уплаты налогов и выполнения различных повинностей. К дворянам запрещалось применять телесные наказания. Были узаконены официальные сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания, формировавшиеся на выборной основе.

С Петра I до Николая II государство Российское поставило перед собой двойную задачу, стремясь уменьшить несоответствие (в основном военное и экономическое) России Западу путем избирательного заимствования у последнего и включить в политическую систему российского самодержавия и иерархическую структуру общества изменения, неизбежно сопровождающие такие заимствования. В XVIII в. решение этой двойственной задачи шло успешно: государство энергично содействовало проведению технической, культурной и административной вестернизации, одновременно усиливая традиционные политические и социальные структуры. В XIX в. задача стала бесконечно более трудной, потому что на Западе одно сословное общество за другим трансформировалось в классовые общества, а династические государства превращались в национальные, основанные на принципе народного суверенитета. Глядя с сильнейшим неодобрением на эту тенденцию, российское правительство проявляло чрезвычайную чувствительность к взаимосвязи между интеллектуальными и экономическими переменами, с одной стороны, и фундаментальными политическими и социальными преобразованиями — с другой; теперь оно стало относиться с крайней осторожностью и подозрительностью к дальнейшему проникновению в Россию западных идей и западной техники. Платой за такую чрезмерную настороженность стало унизительное поражение России в Крымской войне против Британии и Франции — двух обществ, мощь которых, несоотносимая с мощью России, была чудесным образом увеличена непрекращающейся модернизацией их экономических, социальных структур и политических систем.

В течение шестидесяти лет после поражения в Крымской войне старый режим, стремясь к повышению силы и безопасности государства, с обновленным интересом начал осуществлять модернизацию экономики и вооруженных сил, не намереваясь, однако, отказываться от традиционной сословной системы организации общества и от самодержавного режима власти. Фактически политическая система оставалась неизменной — по форме до 1906 г., а по сути во многом вплоть до 1917 г., когда, наконец, и был предъявлен счет за подобное отсутствие гибкости. Оставалась формально неизменной до 1917 г. и сословная система; единственные структурные изменения, проведенные в 1860-х гг., были незначительные — реорганизация трех купеческих гильдий в две и слияние различных разрядов крепостных и крестьян в однородное в правовом отношении крестьянство[10]. К 1917 г., однако, режиму пришлось пожертвовать большей частью той сути, которая определяла сословную систему требованиям модернизации.

В течение долгого времени правительство намеревалось провести реформы местной полиции и других органов власти, включая судебную систему, на уездном и губернском уровнях. Когда под стимулирующим действием отмены крепостного права эти реформы были в начале 1860-х гг. осуществлены, дворянство как сословие едва не утратило всякую роль в местной администрации. В 1862 г. были упразднены выборы сельских полицейских должностных лиц на уровне уездов и станов, которые прежде избирались дворянством. Как в сельской местности, так и в городах их заменили назначаемые губернатором служащие. Ожидалось, что созданные в сельских местностях в 1864 г. земские собрания и земские управы окажутся более эффективными в обеспечении определенных социальных услуг, чем различные должностные лица и комитеты, избиравшиеся с 1775 г. целиком или частично дворянством и вызывавшие множество нареканий . Еще один решительный удар по принципу сословных привилегий был нанесен уездными земскими собраниями, единственно выбираемый обществом орган, созданный в ходе Земской реформы 1864 г. Земские собрания представляли собой межсословный орган самоуправления, формировавшийся не на сословных, а на имущественных критериях. При этом членами первой курии выборщиков были все личные землевладельцы — и дворяне и недворяне. Судебная реформа 1864 г. заменила отдельные сословные суды первой инстанции, существовавшие с 1775 г., и отменила посословное избрание судебных должностных лиц. Юрисдикция новых судов охватывала лиц всех сословий (хотя одновременно были созданы волостные суды для разбора незначительных правонарушений, в которых действовали только крестьяне). Роль судей исполняли либо профессиональные юристы, назначаемые министерством юстиции, либо мировые судьи, избиравшиеся уездными земскими собраниями.

После Великих реформ единственной должностной фигурой, избираемой губернским дворянским собранием, остался один из четырех заседателей уездного полицейского управления .[11] Что касается некоторых других должностных фигур, включая мировых посредников и представителей первого сословия в губернских и уездных по крестьянским делам присутствиях, дворянское собрание составляло короткие списки кандидатов, из которых губернатор совместно с губернским предводителем дворянства выбирал должностных лиц .[12] Хотя дворянские общества остались не затронутыми реформой, их роль в поставке должностных лиц местного управления резко снизилась. В их компетенции остались только сословные дела, да и здесь их полномочия были резко ограничены надзором самодержавного государства, ревниво защищавшего незыблемость своей политической монополии.

Таким образом, за одно или два десятилетия после освобождения крепостных государство лишило дворянство большей части его правовых привилегий, как гражданских (включая личные и имущественные), так и политических. Вес традиций и обычаев, сохранявшееся чувство почтения со стороны низших сословий, сохранение господствующих позиций дворянства в сельском хозяйстве, в высших слоях бюрократического аппарата и офицерского корпуса — все это было залогом того, что первое сословие России еще будет известное время сохранять влияние, далеко не соответствующее его численности, но что теперь ему придется действовать без защиты правовых привилегий.

Начало Великих реформ

Начало Великих реформ С вступлением Александра II на престол в России появился необходимейший элемент реформ – политическая воля, твердое намерение царя уйти от прошлого. Общество не сразу восприняло идеи кардинальных реформ. Многие сторонники преобразований в начале

Глава XV РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА II. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

Глава XV РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА II. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ В истории России царствование Александра II занимает особое место. Главное содержание его составили реформы, определившие дальнейшее развитие страны, народа и судьбы отдельных людей. Было отменено

Часть VI Царствование Александра II. Эпоха великих реформ. 1855-1881

Часть VI Царствование Александра II. Эпоха великих реформ. 1855-1881 Личность Александра II. Начало реформ Вступивший на престол старший сын Николая I цесаревич Александр был красив, умен, образован. Француз А. Кюстин писал о нем так:Выражение этого взгляда – доброта. Это в

§ 1. Русское общество эпохи великих реформ

Глава 11 ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ: ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

Глава 11 ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ: ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ Ты победил, Галилеянин! Колокол. 1858. 15 февр. При Александре II… пришла, наконец, реформа, которая должна была примирить Россию с самой собой, а также с Европой. Анатоль

Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ Личность императора Александра Николаевича.Родившийся в 1818 г. сын великого князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни всеми почитался как будущий монарх, ибо он был старшим в своем

ПОСЛЕ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

ПОСЛЕ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ По воцарении Александра II общество снова вздохнуло с облегчением: началась подготовка крестьянской реформы. Журналистике наконец дозволено было касаться политических вопросов, цензура стала либеральней, хотя и по-прежнему непредсказуемой. 6

Эпоха великих реформ

Росли или не росли мужчины в России после Великих реформ?

Читайте также: