От каких раздражителей зависит эмоциональное состояние водителя

Обновлено: 30.06.2024

Реферат-Эмоциональные состояния начинающего водителя, их сущность и влияние на вождение

Аннотация
Содержание
Введение
1. Психологические характеристики водителя
2. Эмоциональные состояния водителей и их виды
3. Основные техники определения эмоционального состояния начинающего водителя
4. Регуляция и контроль эмоционального состояния начинающего водителя

Заключение.
Библиографический список.

Ваганов В.И., Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств. Учебник водителя

  • формат djvu
  • размер 2.92 МБ
  • добавлен 21 января 2011 г.

Горбачев М.Г. Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль

  • формат djvu
  • размер 1.86 МБ
  • добавлен 27 июля 2011 г.

М.: Престиж книга; РИПОЛ классик, 2006. - 288с.: ил. Содержание (заглавные буквы точно как в оригинале) / ВВЕДЕНИЕ ТЕСТ ВОДИТЕЛЯ ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ ФИЗИКА ДВИЖЕНИЯ Электронные помощники ПОСАДКА И ПОЛОЖЕНИЕ РУК НА РУЛЕ Учимся правильно рулить ПЕДАЛИ И РЫЧАГ Педаль газа Педаль тормоза Педаль сцепления Работаем сцеплением и газом Работаем тормозом и газом Рычаг переключения передач ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ Заводим двигатель Трогаемся с места Маневр.

Краткое руководство по американским правилам дорожного движения

  • формат pdf
  • размер 559.35 КБ
  • добавлен 21 июня 2011 г.

Содержание Предисловие Главные заповеди водителя 1. Сигналы светофора 2. Дорожные знаки 3. Правила преимущественного проезда 4. Ограничения скорости 5. Разделительные линии. Движение по полосам 6. Правила остановки и стоянки 7. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 8. Выбор безопасной дистанции 9. Движение в транспортном потоке 10. Совершение обгона 11. Движение и заторы 12. Как избежать ДТП 13. Вождение и алкоголь (нарко.

Ксенофонтов И.В. Основы управления мотоциклом и безопасность движения

  • формат djvu
  • размер 2.56 МБ
  • добавлен 09 августа 2009 г.

Конструктивные и эксплуатационные свойства мотоциклов. Органы управления мотоциклом. Базовые приёмы управления мотоциклом. Подготовка к экзаменам и их сдача. Подготовка к выезду. Управление мотоциклом в дорожной обстановке. Вождение в сложных дорожных условиях и критических ситуациях. Управление мотоциклом на бездорожье. Книжное издательство "За рулём". Учебник водителя транспортных средств категории "А", 2008. -80 с.: ил.

Правила ЕЭК ООН № 12 - Пересмотр 3. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления

  • формат pdf
  • размер 2.11 МБ
  • добавлен 31 октября 2010 г.

Правила регламентируют поведение системы рулевого управления автотранспортных средств категории М1 и транспортных средств категории N1 с максимальной допустимой массой, не превышающей 1500 кг, в отношении защиты водителя в случае лобового столкновения.

Романов А.Н. Автотранспортная психология

  • формат djvu
  • размер 3.79 МБ
  • добавлен 26 февраля 2011 г.

Руководство водителя штата Вашингтон

  • формат pdf
  • размер 1.15 МБ
  • добавлен 14 января 2012 г.

Коллектив авторов. Департамент выдачи водительских удостоверений и разрешений. 2011. - 119 с. Издание на русском языке. Требования к постоянным жителям штата Вашингтон. Требования к вновь прибывшим постоянным жителям штата Вашингтон. Требования к гостям штата и лицам, не являющимся постоянными жителями штата Вашингтон. Категории водительских удостоверений. Порядок получения водительского удостоверения. Документы, удостоверяющие личность и подтв.

Филимонов С.В., Талышев С.Г., Илясов Ю.В. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения: Учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 1.16 МБ
  • добавлен 27 января 2010 г.

В учебном пособии изложены основные положения связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. Раскрыты роль и место водителя транспортного средства в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Приведены статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям; раскрыты пути, формы и методы основ управления транспортными средствами и способы повышения безопасности движения, порядок оказания первой медицинской помощи. Техника.

Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения

  • формат djvu
  • размер 6.21 МБ
  • добавлен 06 мая 2010 г.

Юридический справочник водителя. (2007-2008)

  • формат djvu
  • размер 1.3 МБ
  • добавлен 08 марта 2011 г.

Автора нет. М.: ООО "Авто и Водитель", 2007. — 64 с. В юридическом справочнике водителя собраны все законопроекты, качающиеся водителей, транспортных средств, пешеходов, пассажиров, в том числе новые штрафы за нарушения в области дорожного движения (июль 2007). Рассмотрены права и обязанности всех участников дорожного движения. Порядок выявления правонарушений, фактов подтверждающих таковые, методы привлечения виновных к ответственности.


Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации. Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75 % всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий также дает основание считать, что наибольшее количество происшествий наблюдается на участках дорог, где водитель испытывает большое нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения. Согласно этой закономерности, имеется некоторый интеграл эмоциональной напряженности человека, при котором он выполняет работу с наибольшей эффективностью. Превышение этого оптимального уровня, как и снижение его, сопровождается ухудшением показателей работы. В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого, определяется степень надежности действий водителя.

Для поддержания эмоциональной напряженности водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объема новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надежности действий водителя играет его способность к приему и переработке информации. Качество усвоения информации зависит, главным образом, от ее количества.

Из всех элементов придорожного пространства только информация о движении автомобилей несет для водителя постоянную новизну. Вся же остальная информация привязана к дороге и незнакома водителям, впервые проезжающим по дороге.

Водитель воспринимает информацию избирательно, выделяя из общего потока только значимую. Свое внимание он распределяет не равномерно по полю зрения, а концентрирует его в области, поставляющей наиболее ценную информацию. Однако в случаях, когда нагрузка выше допустимой, водитель может не заметить сигнала светофора или запрещающий дорожный знак, если его внимание сосредоточено на сложных перестроениях автомобилей в рядах. Это объясняется тем, что надежность расшифровки информации водителем снижается по мере удаления объекта от центральной части сетчатки глаза.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно реагировать на изменения в дорожной ситуации. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП [2; c . 88].

Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или дросселя, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач и тормоза и т. п. Такие ответные действия на раздражители называются психомоторными реакциями. В каждой психомоторной реакции различают: скрытый (латентный) период реакции, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движений, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с. Время общей двигательной реакции (продолжительность скрытого периода реакции и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Среднее время общей реакции на включенный стоп-сигнал, и время, затрачиваемое на перенос правой ноги — с педали дросселя на педаль тормоза, составляет 0,4–0,6 с.

Принято считать, что время сложной реакции водителя равно 0,8–1 с. Нужно учесть, что это время может колебаться в значительных пределах — от 0,4 до 1,5 с и даже более. В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным появлением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции. От времени реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия тормозов) и время действия полностью включенных тормозом (от начала торможения до остановки автомобиля [3; c . 55].

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных, причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др. Установлено также, что в пределах одного часа после принятия даже незначительной дозы спиртного время реакции возрастает на 30–40 %. При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.

Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством [2; с. 123].

В связи с тем, что появляется все больше фактов, подтверждающих взаимосвязь между психофизиологическими характеристиками водителя и аварийностью на дорогах, становится актуальным вопрос о проведении исследования профессионально важных качеств всех кандидатов в водители. Очевидно, что здесь следует начать с подготовки водителей, т. е. проводить подобные исследования в автошколах на начальном этапе обучения. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования с учетом вида перевозок и надежности водителя.

Исследование можно проводить в форме тестирования, в котором возможно было бы зафиксировать основные показатели, такие как: скорость реакции, память, внимание, устойчивость к различным помехам и т. д. Почему это просто необходимо? Во-первых, тестирование позволит определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата. Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности профессионально-важных качеств. Это даст возможность проводить коррекционные мероприятия, с целью повышения уровня выраженности качеств, не соответствующих заявленным требованиям, а также менять программу обучения таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния. В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. На основании результатов исследования психофизиологических качеств кандидатов, принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, либо по отработке практических навыков вождения.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 1989.- 366с.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2005. — 271 с.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорога, педаль тормоза, условие движения, время, дорожное движение, оптимальный уровень, водительская деятельность, высокая скорость, ответное действие.

Читайте также: