Осужденный к ззд что это

Обновлено: 04.07.2024

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954 (с послед. изм. и доп.).

5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 448 с.

6. Ольховик Н.В. Работа уголовно-исполнительных инспекций с осужденными без изоляции от общества: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 70 с.

7. Ольховик Н.В. Применение альтернатив лишения свободы в Российской Федерации: Электронный образовательный ресурс.- Томск, 2007.

8. Ольховик Н.В., Тараленко К.Н., Белоносов В.О., Сергеева В.В., Будатаров С.М., Девяшин Д.Г., Грушин Ф.В., Нечаев В.В. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций: учебно-методический комплекс. Часть 2. – Москва, PRI, 2006. – 352 с.

9. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Сборник нормативно-правовых актов/ Под ред. О.В. Филимонова. - М.: PRI, 2002. - 303 с.

10. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: АПУ ФСИН России, 2006. – 600 с.

11. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Юристъ, 2007.– 574 с.

12. Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ: Монография. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 220 с.

Тема №14. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа

План семинара

1. Содержание и пределы уголовного наказания в виде штрафа.

2. Порядок и условия исполнения штрафа.

3. Злостное уклонение от уплаты штрафа.

4. Взыскание штрафа в принудительном порядке.

Литература:

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954 (с послед. изм. и доп.).

5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 448 с.

6. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: АПУ ФСИН России, 2006. – 600 с.

7. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Юристъ, 2007.– 574 с.

8. Уткина С.С. Уголовное наказание в виде штрафа: монография - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.- 166 с.

Тема №15. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, дополнительных видов наказаний

План семинара

1. Содержание уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ЗЗД).

2. Порядок исполнения ЗЗД.

3. Обязанности и ответственность органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью и администрации организации, в которых работают осужденные.

4. Исчисление срока ЗЗД.

5. Правовой статус осужденного к ЗЗД.

6. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Литература:

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954 (с послед. изм. и доп.).




6. Меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией от общества: пособие для сотрудников УИИ / под. ред. В.А. Уткина – М: PRI, 2003.

7. Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. – 2001. - №3.

9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 448 с.

10. Ольховик Н.В. Работа уголовно-исполнительных инспекций с осужденными без изоляции от общества: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 70 с.

11. Ольховик Н.В. Применение альтернатив лишения свободы в Российской Федерации: Электронный образовательный ресурс.- Томск, 2007.

12. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Сборник нормативно-правовых актов/ Под ред. О.В. Филимонова. - М.: PRI, 2002. - 303 с.

13. Улицкий С. Лишение условно осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Законность. - 2006. - №5. - С.9-12.

14. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – Рязань: АПУ ФСИН России, 2006. – 600 с.

15. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Юристъ, 2007.– 574 с.

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, являются неотъемлемой частью уголовно-исполнительной системы. Среди ее структурных элементов особое положение занимают следственные изоляторы (далее – СИЗО), так как наряду с основной функцией – содержанием под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений – уголовно-исполнительное законодательство наделяет их полномочиями исправительных учреждений в отношении ряда категорий осужденных. Основную группу в их числе составляют лица, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения (около 10% от лимита наполнения).

Сегодня в системе ФСИН России насчитывается 214 следственных изоляторов, в которых содержится 98 301 человек (по данным на 1 октября 2019 года), в том числе порядка 9 000 осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания.

СИЗО были образованы сравнительно недавно (1963 г.) в результате длительного процесса, который проходил по пути их постепенного выделения в самостоятельный вид учреждения. Но при этом правовой статус СИЗО так и не приобрел четкого определения, в результате чего при исполнении наказания в них возникают некоторые проблемы.

Во-первых, осужденные остаются в СИЗО на основании решения начальника учреждения, в то время как суд назначил этим лицам отбывать наказание в исправительной колонии общего режима. Такая процедура противоречит положению, закрепленному в ч. 4 ст. 58 УК РФ, согласно которому изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Кроме того, формирование отряда по хозяйственному обслуживанию находится в прямой зависимости от усмотрения и воли администрации учреждения, на которые можно оказать влияние со стороны заинтересованных лиц. Это и происходит порой на практике, в результате чего в СИЗО трудятся осужденные, которые по своим правовым критериям (отсутствие факта отбывания лишения свободы, назначенный срок лишения свободы) не подходят для зачисления в отряд хозяйственного обслуживания. Для усиления гарантий законности представляется необходимым на законодательном уровне закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в СИЗО по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 74 УИК РФ.

Во-вторых, для осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, предусмотрены условия отбывания наказания, установленные для исправительных колоний общего режима. Но СИЗО является учреждением закрытого типа; соответственно, реализовать в полной мере режим исправительных колоний общего режима в нем невозможно. В результате порядок отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания регламентируется рядом бланкетных норм, которые не могут отразить его специфику, заключающуюся в значительном ужесточении элементов режима:

• осужденные, выполняющие работы по хозяйственному обслуживанию, содержатся в общих камерах (в исправительных колониях общего режима осужденные проживают в общежитиях);

• большую часть времени осужденные вынуждены проводить на территории режимной зоны учреждения, в закрытых помещениях и изолированных зданиях, что связано с характером выполняемых работ;

• лицам, выполняющим работы по хозяйственному обслуживанию и отбывающим наказание в облегченных условиях, крайне редко разрешается проживать и работать за пределами СИЗО под надзором администрации (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).

Кроме того, в СИЗО прогрессивная система отбывания наказания представлена без строгих условий. Лицо, признанное злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, этапируется в исправительную колонию общего режима.

Оставление и отбывание в СИЗО осужденных к лишению свободы – неординарная и пока не основанная на приговоре суда увеличивающая объем право ограничений мера принуждения, которая требует своего усовершенствования. Следует отметить, что для большинства лиц, совершивших преступления, СИЗО – первый этап отбытия срока лишения свободы, а также – своеобразные ворота системы, через которые весь спец контингент проходит в исправительные учреждения.

Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, в научной литературе освещено не так полно, как правовое положение осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии или в тюрьме. Современное видение правового статуса осужденного сводится к тому, что никаких других право ограничений не должно быть, кроме самого факта изоляции от общества.

Более правильной является реализация принципа дифференциации исполнения наказания, связанная с созданием различных условий отбывания наказания в исправительной колонии одного вида. Главным основанием дифференциации при этом является поведение осужденного в период отбывания наказания. В исправительных колониях общего режима существует три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие (ст. 120 УИК РФ). При отбывании наказания в СИЗО невозможно создать строгие условия отбывания наказания. Осужденные, оставленные в СИЗО для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, в случае злостного совершения нарушения режима отбывания наказания, переводятся для отбывания наказания в ИК. В СИЗО имеются обычные и облегченные условия содержания осужденных. Следственному изолятору как учреждению закрытого типа сложно воспроизвести режим учреждения полузакрытого типа в его наиболее мягком варианте. Как справедливо замечает Е.В. Нечаева, возникает противоречие в применении указанного института, способом устранения которого, по мнению Е.В. Нечаевой, должно стать восстановление трехступенчатой системы условий содержания осужденных в СИЗО. В этом случае, если осужденный будет признан злостным нарушителем режима, то он должен переводиться в колонию общего режима на строгие условия в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 78 и ч. 3.4 ст. 120 УИК РФ. Подобный механизм позволил бы в еще большей степени индивидуализировать процесс исправления осужденных, не прибегая к переводу в колонию общего режима. Одной статьи недостаточно, чтобы охватить весь круг вопросов регулирования жизнедеятельности осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе. Законодателем делается отсылка к статьям Уголовно-исполнительного кодекса, которые регулируют порядок и условия отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Но следственный изолятор – это не колония.

Высокая степень трудоустроенности контингента, несомненно, относится к положительным сторонам отбывания лишения свободы в следственных изоляторах. Средний срок наказания у осужденных в следственном изоляторе заметно ниже, чем в колонии. Лица, отбывающие наказание в СИЗО, допускают значительно меньше нарушений режима, чем находящиеся в колониях. К ним применяется больше поощрений (например, освобождающихся условно-досрочно из СИЗО в полтора-два раза больше, чем по отбытии срока; в колониях количественное соотношение этих групп, освобождающихся прямо противоположное). Но необходимо отметить и отрицательные моменты. К таковым в первую очередь относится наличие сверхурочных работ.

Вопросы функционирования следственных изоляторов порождают сложности, связанные с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы. Отсюда возникает необходимость разработки правовых и организационных вопросов по совершенствованию деятельности СИЗО как исправительного учреждения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:

Решение ВС РФ г. Москва от 02.09.2014 г Дело №АКПИ 14-865.

Ресин А.И., осужденный к пожизненному лишению свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 191 Инструкции, ссылаясь на то, что данное положение позволяет администрации следственного изолятора распространять требование о проведении свиданий через разделительную перегородку на свидания с адвокатами (защитниками) в следственном изоляторе, что затрудняет или делает фактически невозможным совместное с адвокатом ознакомление с материалами уголовного дела, совместную работу с юридически значимыми документами, ограничивая тем самым конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.

Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется также в порядке, установленном указанным федеральным законом.

В удовлетворении заявления Ресина А И о признании недействующим пункта 191 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп, отказать.

2. Барабанов Н.П. Правовой механизм обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26. № 1. С. 29-38.

3. Горбач Д.В. Особенности организации режима в следственных изоляторах России // Юридическая наука и практика. Самара, 2017. С. 101-106.

4. Зубков А.И. Проблемные вопросы применения меры пресечения в виде заключения под стражу и функционирования следственных изоляторов. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.

5. Клименко Т.М., Лаверычева С.А. Проблемы правоприменения наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе // Общество и право. 2017. № 4 (62). С. 9-13.

6. Кравцов Д.А. Выявление и устранение детерминант возникновения угроз криминологической безопасности обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, как одна из основных задач следователя // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 4 (14). С. 87-90.

7. Нечаева Е.В. Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.


Многие из нас не знают, что представляет собой уголовно-исполнительная инспекция – знакомство с этим подразделением Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний всегда связано с осуждением по уголовному делу. По этой причине законопослушным гражданам процедура отбывания наказания, которую осуществляют сотрудники инспекции, неведома. В то же время, у добропорядочных граждан могут быть родственники, знакомые, которые однажды приступили закон и, вероятно, очень жалеют об этом. Для этой аудитории, а также для осужденных, которым суд определил любое наказание, кроме лишения свободы, мы расскажем о порядке отбывания, об их правах и обязанностях, а также о полномочиях УИИ.

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) – характер работы, полномочия

Если назначено наказание, не связанное с лишением свободы, приговор суда (как мирового, так и районного, а также после апелляционного рассмотрения в областных судах) должен быть направлен в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех дней со дня вступления в силу, для исполнения.

деятельность уголовно исполнительной инспекций

УИИ надзирает за отбыванием наказания в виде:

  • условного осуждения;
  • обязательных работ;
  • исправительных работ;
  • ограничения свободы;
  • запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (работа инспекции по данному направлению сводится к отслеживанию трудоустройства осужденного).

Полномочия инспекторов по отношению к состоящим на учете гражданам довольно обширны. Инспекция может как поощрить осужденного, так и добиться через суд замены лояльного наказания лишением свободы — закон позволяет это даже в том случае, когда статьей УК РФ не было предусмотрено такого сурового наказания.

Рассмотрим нюансы отбывания разных видов наказания и соответствующие полномочия органа УФСИН.

Условное осуждение под контролем УИИ

Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.

Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:

  1. После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
  2. В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
  3. На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
    • нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
    • трудоустроиться;
    • продолжить обучение;
    • не менять место жительства без разрешения инспекции;
    • не выезжать за пределы города, области и т.д.

Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).

В период испытательного срока осужденному запрещено:

1. игнорировать извещения о явке – если не приходить в инспекцию и скрываться от контроля, будут предприняты розыскные меры. Если не удалось установить место нахождение осужденного, инспектор объявляет его сначала в местный, а потом и в федеральный розыск – в этом случае, как и в отношении скрывающихся от следствия обвиняемых будет избрана мера пресечения на срок до 30 дней до решения вопроса о замене условного наказания реальным.

Пример №1. Соловьеву А.К., осужденному впервые за преступление средней тяжести, суд определил 1 год лишения свободы с испытательным сроком 2 года, то есть условно. Это означает, если Соловьев 2 года со дня вступления в силу приговора будет вести себя идеально и соблюдать все обязанности, то этим наказание и ограничится. Соловьев А.К. по месту жительства проживать перестал, на звонки не отвечал, от инспекции скрылся, по извещениям не приходил. Его задержали в рамках объявленного розыска, суд определил ему 30 суток ареста до замены наказания реальным. За это время инспекция направила в суд представление об отмене условного осуждения, которое было признано обоснованным, Соловьев А.К. направился в колонию-поселение отбывать 1 год лишения свободы.

2. допускать нарушения общественного порядка, за которые привлекли к административной ответственности. Если таких правонарушений будет два в календарном году, инспекция, как и в предыдущем случае, вправе обратиться в суд с аналогичным представлением. Если осужденным совершено одно правонарушение, сразу отменять условное осуждение нельзя – будет только письменное предупреждение и, возможно, продление испытательного срока (не более чем на 1 год), возложение дополнительных обязанностей. Эти вопросы тоже решаются судом по инициативе инспектора.

Отметим, что административные правонарушения, не связанные с нарушением общественного порядка, не являются основанием для ужесточения условий отбывания наказания, продления испытательного срока и т.д. Во внимание берутся только такие действия осужденного, которые были направлены против общества, публичны (например, распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах).

Пример №2. Репин Г.Р. был осужден за совершение грабежа к условной мере наказания. Репин совершил тяжкое преступления, но при этом он возместил вред потерпевшему, признал вину, суд счел возможным назначить ему меру наказания условно с возложением сразу несколько обязанностей: не менять место жительства, находиться дома в ночное время с 22 часов до 7 утра, не посещать места массового отдыха. Инспекция несколько раз проверяла Репина по месту жительства после 22 часов, однако по адресу Репин не находился, его родственники сообщили, что он ушел в неизвестном направлении. Репину было объявлено письменное предупреждение, которое он проигнорировал и продолжил нарушать свои обязанности, установленные судом. Впоследствии суд заменил ему условный срок на 2 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

4. не совершать повторного преступления – в этом случае при вынесении нового приговора оба наказания будут сложены, гражданин направится в колонию.

Контроль инспекции за отбыванием общественных (обязательных) работ

По согласованию с администрацией города ежегодно определяются организации (в основном, муниципальные), куда осужденные направляются инспекцией для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Постановка на учет осужденного так же, как и при условном осуждении, начинается с разъяснения инспекцией прав и обязанностей, определения количества часов, которые будет отрабатывать гражданин (от 2 до 4 часов в день). Сотрудник УИИ выдает осужденному предписание, в котором указана дата необходимой явки в организацию, адрес и телефон. Контроль за отбыванием этого вида наказания ведется инспектором посредством проверок с выездом на место работы, опроса работодателя или руководителя, телефонных звонков, посещения по месту жительства совместно с участковым.

При отбывании обязательных работ состоящим на учете лицам запрещено:

  • игнорировать извещения о явке, направления отработку – тогда осужденный будет считаться не приступившим к отбыванию наказания, что влечет последующую отмену обязательных работ и определение судом другого, более жесткого наказания;
  • приходить на отработку в состоянии опьянения, прогуливать (администрация организации немедленно информирует о таких обстоятельствах инспекцию). Если сотрудник УИИ установит 2 и более нарушения в течение одного месяца, в суд направляется представление о замене обязательных работ лишением свободы (8 часов неотбытого наказания равны одному дню лишения свободы в колонии).

Примечательно, что у осужденных к данному виду наказания нет обязанности не допускать административные правонарушения против общественного порядка – получается, за это заменить наказание инспекция не вправе. Сотрудник УИИ проведет с нарушителем беседу профилактического характера, возьмет объяснение, не более.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Участие инспекции в контроле за отбыванием ограничения свободы и содержанием обвиняемых под домашним арестом

Ограничение свободы заключается в установлении осужденному довольно жестких запретов, контроль за соблюдением которых ведется инспекцией в тесном контакте с полицией. Этими ведомствами специально планируется совместная ночная проверка сразу несколько десятков осужденных (например, на праздниках, в кафе, в ресторанах, кинотеатрах). Для удобства у полицейских имеются ориентировки с фотографиями тех, кого нужно проконтролировать.

Что касается домашнего ареста, здесь инспектор не только следит за нахождением обвиняемого в ограниченном пространстве и соблюдением им запрета общения с фигурантами по делу, но и осуществляет его доставку в суд, к следователю, для проверки показаний на месте и т.д.

Чтобы эффективно отслеживать поведение таких лиц, им устанавливается электронный браслет. В случае нарушения со стороны подконтрольного, инспектор будет оповещен сигналом специального оборудования, после чего он обязан осуществить выезд по месту нахождения нарушителя. После проведения проверки, если факт нарушения ограничений есть или если человек скрылся в неизвестном направлении, в течение 24 часов решается вопрос об объявлении в розыск, изменении меры пресечения на заключение под стражу.

Когда вы не согласны с действиями инспекции

  • проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
  • требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
  • принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
  • ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
  • разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
  • отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
  • контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.

Если ваши права нарушены, вы можете воспользоваться образцом заявления, адресованного в прокуратуру (пояснения выделены синим цветом):

В прокуратуру Лесного района г. Самары
осужденного Петрова Е.Г. 1984 г.р.,
состоящего на учете в ФКУ УИИ УФСИН России
по Самарской области с 01.02.2017
по приговору Лесного районного суда
г. Самары от 20.01.2017 по ч. 3 ст. 160 УК РФ
к 1 году лишения свободы условно,
с испытательным сроком 2 года
(если известны полные данные осуждения, лучше их все указать)
Тел. 8920000000

ЖАЛОБА
На действия инспектора УИИ Афанасьева П.Р.

Прошу провести проверку деятельности УИИ УФСИН России по Самарской области в связи с нарушениями уголовно-исполнительного законодательства.

Приговором суда мне был определен условный срок, с возложением обязанностей приходить в инспекцию на регистрацию 1 раз в месяц. При этом обязанности не покидать место жительство и не выезжать за пределы г. Самары мне определено не было.

В апреле 2017 года я не мог придти на регистрацию в инспекцию, о чем уведомил лично инспектора Афанасьева П.Р. Причиной неявки стала моя срочная и длительная (более месяца) командировка в г. Владивосток. Инспектор разъяснил, что никаких дополнительных документов мне предоставлять не нужно, что он в устном порядке принял от меня информацию о невозможности пройти регистрацию в апреле.

На самом деле в действиях инспектора есть нарушения: он обязан был взять объяснение осужденного в письменном виде, запросив подтверждающие командировку документы.

По возвращении из командировки 06.05.2017, я прошел очередную регистрацию в инспекции, при этом Афанасьевым П.Р. мне было объявлено письменное предупреждение об отмене условного осуждения. Как пояснил Афанасьев П.Р., поскольку я не явился на регистрацию в апреле, ему нужно формально соблюсти порядок и расценить пропуск как нарушение. Ознакомившись с уголовно-исполнительным законодательством, считаю, что мои права ущемлены, поскольку предупреждение объявляется за допущенное нарушение условий отбывания наказания, чего в моих действиях не было, нарушителем исполнения приговора я не являюсь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 187, 188, 190 УИК РФ,

Провести проверку действий инспектора УИИ УФСИН России по Самарской области Афанасьева П.Р. по контролю за отбыванием условного осуждения мною, то есть Петрова Е.Г.

Внести представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в адрес руководителя УИИ УФСИН России по Самарской области, привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Отменить объявленное мне письменное предупреждение о замене наказания от 06.05.2017 как незаконное, необоснованное.

Приложение: копия предупреждения, документы, фактически подтверждающие поездку в г. Владивосток, копия приговора.

Петров Е.Г., 12.05.2017.

Прокуратурой района жалоба такого рода рассматривается в срок до 30 суток. Как правила, проводится тщательная проверка, по итогам которой виновные в допущенных нарушениях должностные лица УИИ привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, и осужденным следует стараться не допускать нарушений, влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде замены наказания. Для сравнения: после отбытия условного осуждения без нарушений судимость считается сразу же погашенной; после отбытия исправительных или обязательных работ судимость погашается в течение года; после отбытия реального лишения свободы судимость может быть погашена только через 3-10 лет, в зависимости от тяжести. Кроме того, при безупречном поведении инспекция может поддержать ходатайство о досрочной отмене условного осуждении и досрочном снятии судимости.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Места лишения свободы являются для осужденного серьёзным наказанием. Однако во время отбывания срока человек может вести себя далеко не так, как это предписано правилами – распивать спиртное, употреблять наркотики, перечить или даже нападать на сотрудников исправительных учреждений.

Строгие условия содержания

Это ряд условий для осужденного, который адвокаты и правозащитники также называют строгими. СУС не предполагает судебного разбирательства относительно нарушения правил заключённым.

Специфика условий отражена в статье 121 уголовно-исполнительного кодекса РФ. Заключённые, получившие строгий режим, содержатся в отдельном помещении, визуально не отличающемся от обычного, однако, по своей воле выйти из него не могут.

В отличие от обычных условий, в которых люди достаточно свободно курсируют по территории колонии, помещения СУС запираются. У заключённых на специальном режиме есть только полтора часа для ежедневных прогулок, при хорошем поведении начальство может увеличить это время до трёх часов.

Отличается и сумма, на которую заключённый может порадовать себя покупкой дополнительной еды в местном ларьке. Если обитатель колонии с обычным режимом может тратить не более девяти тысяч рублей в месяц, то на СУС эта сумма равна семи тысячам восьмистам рублям. Деньги списываются со счёта заключённого напрямую, наличные средства в местах заключения не используют. Пребывание на СУС исключает возможность условно-досрочного освобождения.

Особое помещение или барак

ПКТ – расшифровывается как помещение камерного типа, его используют в исправительных колониях, как общего, так и строгого режима. Находится прямо на территории колонии в отличие от ЕПКТ – единого помещения камерного типа. Такой вид камерного помещения уже считается самостоятельным пенитенциарным учреждением, а заключённых туда отправляют по этапу.

Нарушителей распорядка заселяют в ПКТ и ЕПКТ по нескольку человек на одно помещение. Прежнее название ПКТ – барак усиленного режима, то есть БУР. В некоторых колониях это название сохранилось как неофициальное.

Согласно статье 118 УИК РФ, обитатели камерного помещения имеют право всего лишь на одну передачу и одну бандероль раз в полгода. За один месяц заключенный в ПКТ может потратить всего пять тысяч рублей со своего счёта. Полтора часа в день – длительность прогулки для человека, приговорённого к ПКТ или ЕПКТ. Иногда начальник колонии может увеличить это время до трёх часов, если заключённый примерно соблюдает внутренние правила исправительного учреждения.

Обстановка ПКТ скромна – откидные койки и скамейки, по числу обитателей помещения, намертво прикреплённый к полу стол, за метровой перегородкой – санузел. Стены покрыты слоем штукатурки светлых тонов, на полу – деревянный настил поверх бетона. Доступ к окну перекрыт мелкоячеистой стальной решеткой, батареи отопления и лампы находятся в нишах, отгороженных такой же сеткой.

Максимально суровое помещение

ШИЗО – штрафной изолятор. Наиболее суровое наказание для заключённых, отбывающих срок в исправительной колонии. Условия нахождения в подобном месте прописаны в той же статье 118 УИК РФ.

Человек, вынужденный отбывать там наказание, лишается всех маленьких радостей, необходимых заключённому – ему не положены свидания, телефонные звонки, прогулки и посылки. Из личных вещей в ШИЗО не допускается брать ничего, кроме простейших средств гигиены.

Тратить деньги с лицевого счёта на дополнительную пищу тоже запрещено. При этом нормы выдаваемой еды уменьшены, по сравнению с обычными.

Правда, и срок пребывания в изоляторе не может превышать пятнадцати суток. Тем не менее, немало случаев, когда в ШИЗО отправляли срок за сроком, тех, кто особенно злостно нарушал установленные на зоне порядки и игнорировал взыскания тюремного начальства.

На ночь спальные нары откидываются к стене и запираются. Иногда к их обратной стороне прикрепляются небольшие полочки, чтобы заключённый мог сидеть днём. В некоторых колониях эти сиденья расположены под тупым углом к стене – это не позволяет полноценно присесть, и человек вынужден находиться в среднем, между сидячим и стоячим, положении.

Единственная возможность сменить обстановку – часовая прогулка один раз в день, если позволяет руководство исправительного учреждения. Зачастую в ШИЗО находится несколько заключённых и на всех не хватает нар – людям приходится спать по очереди. При этом дремать днём не позволяет тюремная охрана.

Для несовершеннолетних

ДИЗО – дисциплинарный изолятор, разновидность ШИЗО, характерная для воспитательных колоний. В отличие от исправительных учреждений, в воспитательных отбывают срок заключения несовершеннолетние граждане.

Согласно статье 137 УИК РФ, условия там очень напоминают штрафной изолятор, однако несколько смягчены.

Статья 137 УИК РФ. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях

  1. Осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа.
  2. К осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, могут применяться все меры взыскания, кроме водворения в дисциплинарный изолятор.
  3. В воспитательных целях или по медицинским показаниям допускается досрочное освобождение осужденного из дисциплинарного изолятора по постановлению начальника воспитательной колонии или лица, его замещающего.

По разрешению начальника исправительного учреждения, малолетнему преступнику позволены краткосрочные свидания – но не более, посылки, бандероли и телефонные разговоры также запрещены.

Ежедневная прогулка заключённых в ДИЗО составляет два часа. Для продолжения обучения несовершеннолетним позволено иметь в изоляторе необходимые учебники и тетради. А вот настольные игры и сигареты в ДИЗО не разрешаются.

Узнать больше о нюансах содержания несовершеннолетних в воспитательных колониях можно в отдельной статье.

Полная социальная изоляция

Одиночная камера рассматривается в качестве места содержания заключённого только в исключительных случаях. Согласно статье 131 УИК РФ, одиночные наказания характерны только для тюрем. В Российской Федерации существует только две тюрьмы с такими камерами.

Видеться с родственниками обречённый на одиночку может только дважды в год на краткосрочных свиданиях. Деньги с личного счёта наказанного не расходуются, в камере разрешается иметь стандартный набор для личной гигиены, религиозную литературу и свежую прессу, выписываемую заключённым.

Наиболее суровый фактор наказания в одиночной камере – полная социальная изоляция человека. Даже во время полуторачасовых прогулок осужденный не имеет права общаться с тюремщиками и остальными беднягами.

В самой камере имеется одно спальное место. Окно либо отсутствует, либо находится на недосягаемой для взгляда высоте. Круглосуточный мрак камеры прорезается единственным источником освещения, изолированным решёткой, как и окошко. Также в тесном помещении имеется санузел и стол, основанием вмурованный в пол.

Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ характерными методами взыскания для тюрем являются одиночные камеры и строгий режим, о карцерах официальных упоминаний там нет.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Читайте также: