Осуществлять педагогику свободы в рамках демократической концепции воспитания предложил кто

Обновлено: 07.05.2024

Следующие за античностью эпохи по-своему обогатили идею свободного воспитания. Начиная с эпохи Возрождения, свободное воспитание развивалось в русле педагогического гуманизма. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности.

Отечественные и зарубежные педагоги конца XIX - начала ХХ в. выработали оригинальную и целостную теорию свободного воспитания, синтезировала в себе основные достижения гуманистической педагогики. Ее роль определялся достижениями антропологических наук, педологии, формировавших новые представления о человеке как активного автономного субъекта, связанного с социальным окружением.

Цель реферативной работы – рассмотреть принципы свободного обучения в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.

Цель работы обусловила выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть проблему принципов свободного обучения в истории русской педагогики.

2. Проанализировать исследования зарубежных педагогов в изучении принципов свободного воспитания.

Человеческое общество, развиваясь, постоянно обращается к идеям гуманизма и свободы в воспитании. История педагогики свидетельствует, что дошедший до нас из глубины веков гуманистический идеал гармонически развитой личности, способной к позитивному самовыражению, стремящейся к совершенствованию личной и общественной жизни, является одним из определяющих направлений развития.

Идея свободного воспитания занимает особое место в истории педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Мысли о воспитании свободного, самодостаточного, сильного духом человека зародились еще в недрах античной философии.

Итак, идея свободного воспитания личности, которая является содержательным стержнем современных альтернатив, приобретает в творчестве разных мыслителей новые грани. Сегодня, идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как к самоценности, детству - как важного самостоятельного периода в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.

Сравнительный анализ педагогических идей основоположников теории свободного воспитания свидетельствует, что теоретическая составляющая этого течения представляла собой совокупность определенной степени автономных концепций, объединенных идейным инвариантом. Каждая из них характеризовалась своими особенностями и различной степенью разработанности, однако в своей основе основывалась на фундаментальных принципах свободного воспитания.

Однако все педагоги всех мировых учений едины в одном – система воспитания гибкая и нуждается в постоянном пересмотре, индивидуальный подход к воспитанию дает наиболее хороший результат, по сравнению с четкими, едиными для всех правилами. Взаимодействие воспитателя и воспитанника должно быть тесным и основываться на принципах взаимной помощи, обмене опытом, понимания и внимания.

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Мультимедийное пособие для детей 6-7 лет «По следам сказочных.

Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте. При обучении детей анализу слов, учитель или учитель-логопед использует кружочки или квадратики нужного цвета. А в школе учат по разному:.

Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми. Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Развитие свободного общения детей подготовительной группы Со старшего возраста нужно стараться привлекать детей к общению со взрослыми с целью получения новых знаний. Поэтому нужно стараться совершенствовать.


В статье рассматриваются феномены свободы, творчества и свободоспособности. Раскрывается различные категории свободы. Свобода раскрывается во взаимосвязи с творчеством через творческую деятельность. Данное положение служит основанием для выделения свободы как онтологического основания духовности педагога и ребенка посредством осуществления творческой деятельности. Раскрывается сущность взаимосвязи свободы и ответственности.

Ключевые слова: свобода, свободоспособность, творчество, педагогическая свобода.

Свобода — одна из фундаментальных ценностей современного общества, стремящегося реализовать подлинно демократические и гуманистические нормы жизни. Важнейшим средством обеспечения свободы является воспитание и образование человека.

Понятие свободы, как свободы выбора, самоопределения с точки зрения педагогики рассматривали: Выготский Л. С., М. Монтессори, Слободчиков В. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н., Каптерев П. Ф., Вентцель К. Н., Зеньковский В. В. Газман О. С.

Ромаев А. П. в своем диссертационном исследовании отмечает формирование и развитие гуманистических направлений: абстрактный, практический, универсальный и социальный гуманизм. В основу предлагаемой типологии теоретического наследия педагогов-гуманистов легли уровень теоретического обоснования гуманизации образования, его технологическое обеспечение, а также уровень свободы учителя и ученика в образовательном процессе (несвобода, свобода выбора и свобода творчества).

Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания — развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т. е. не в ролевых иерархических функциях). Гуманистическая культура воспитания есть качественно иное измерение человеческих взаимоотношений (равноправия, равноценности, уважения и доверия).

С педагогической точки зрения, это можно рассматривать как организацию условий, при которых ребенок может безопасно для себя и других реализовать природную потребность в автономии, постепенно овладевая процессами самосознания (самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие) и рефлексивного сознания (преобразование бытийного сознания в рефлексию), предметом, на котором постепенно происходит сосредоточение навыков, полученных в ходе овладения данными процессами, является собственная жизнедеятельность ребенка. Педагогическая поддержка обеспечивает ребенку встречу с процессами, которые организуют взрослые для его блага — процесс обучения и процесс воспитания.

Педагогическая поддержка принципиально обозначает предметом деятельности педагога возможность ребенка становиться субъектом ситуации, в которой находятся его интересы.

Ковалева Н. Б. в своей работе, обозначает проблему поиска психолого-педагогических технологий, позволяющих создать условия для личностного развития на основе свободного самоопределения к жизненным ценностям и нравственным основаниям поступков.

Понимание свободы как свободы творческого самоопределения к ценностям и целям своей жизни, может быть достижимо именно через мировоззрение, в котором образ мира и Человека определен ценностями, лежащими за пределами человеческой жизни и его частной социальной судьбы.

Кандидат психологических наук Чухно А. Г. уделяет особое внимание поддержанию и развитию детских способностей, художественного творчества, которое является основной задачей современной школы.

Шебуняев А. Г. в своем исследовании, рассказывает о своем опыте творческой деятельности. Эффективной формой, стимулирующей творческую деятельность обучающихся, является, по мнению автора, привлечение их к выполнению целого ряда заданий, побуждающих к развитию художественно-изобразительных способностей. Анализ результатов выполнения творческих заданий позволяет вырабатывать различные приемы педагогического руководства, реализующие индивидуально-дифференцированный подход при формировании творческих способностей и установок на творчество. При этом процесс развития творческих способностей постоянно активизировался поиском и использованием новых, нестандартных заданий творческого характера [10].

Одним из главных проявлений свободы через творчество можно считать ответственность. Ханова Е. Ф. в своем исследовании приходит к выводу, что свобода — это способность человека принимать осознанные решения и совершать осознанные поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и ценностями, основанными на знании объективных закономерностей окружающего мира [8].

Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают объединение, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечивать общество. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту. В данном смысле свобода соотносится с гражданственностью. Следовательно, проявление свободы индивида всегда сопровождается ответственностью перед обществом.

Если свобода означает принятие выбора, то сделанный выбор, принятое решение ведут к тому, что человек возлагает на себя всю меру ответственности, и даже за то, что он не мог предугадать.

Ответственность направляет жизнь и деятельность человека, является важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Ответственность проявляется в сознательной готовности человека следовать принятым в обществе правилам, нормам, оценивать свои действия с точки зрения их последствий для социума.

Степень проявления свободы и ответственности напрямую зависит от познавательной деятельности, уровня образованности человека. Внешние обстоятельства жизни человека преломляются в его сознании. Если человек лучше знает объективные условия и конкретную ситуацию, если ставит перед собой более высокую цель, если необходимость выбора средств для её достижения адекватны морально-этическим общественным нормам, то свобода реализуется полнее.

Таким образом можно сделать вывод: исследователи смотрят на данный феномен с различных точек зрения. Свободу как субъективное явление изучали такие философы, как: Бердяев Н. А., Фромм Э., Ницше Ф. Свободу выбора как проявление свободоспособности рассматривали: Газман О. С., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Трансформацию категории свободы во второй половине XIX — начале XX вв. исследовали: свобода как отсутствие ограничений воли (К. Д. Ушинский), как критерий педагогики, возможность выбора как основа обучения (Л. Н. Толстой), как автономия педагогического процесса (П. Ф. Каптерев), как условие развития личности, физическая и интеллектуальная свободы учащихся (В. П. Вахтеровым), метод освобождения творческих сил ребенка (К. Н. Вентцель). Свободу как условие самоопределения через творческую деятельность: Ковалева Н. Б., Зеньковский В. В., Слободчиков В. И., Шебуняев А. Г. Свободу как ответственность изучали: Ханова Е. Ф., Тульчинский Г. Л. В контексте нашей научной темы, таких исследований недостаточно.

Вопрос воспитания свободоспособности и ответственности у нахимовцев в рамках учреждения закрытого типа (филиала НВМУ) является актуальным. Свобода связана с умением человека сделать правильный выбор, с его долгом, мужеством и совестью. Ответственность — порождение свободы. Проявление свободы и ответственности прямо пропорционально интеллекту, знаниям, уровню познавательной деятельности нахимовца, уровню его образования культуры, только давая возможность свободы выбора, вращивая все эти качества, мы сможем воспитать достойного гражданина нашей страны.

7. Фромм Э. Бегство от свободы.. — М.: АСТ, 2009. — 175 с.

  1. Ханова Е. Ф. Свобода и ответственность в педагогической деятельности // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. — Оренбург: ОГУ, 2016. — С. 2924–2929.
  2. Чухно А. Г. Свобода и творчество — основные ценности образования гуманистического типа. // Аккредитация в образовании. — 2013. — № 2 (62). — С. 66–67.
  3. Шебуняев А. Г. От творчества педагога — к творчеству студента. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.. — 2002. — № 2. — С. 81–85.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, ответственность, Свобода выбора, педагогика свободы, педагогическая поддержка, творческая деятельность, творчество, проблема свободы, ребенок, свобода творчества.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Теория и методика воспитательной работы

1. Внешнее выражение воспитательного процесса

А) метод воспитания

В) содержание воспитания

С) форма воспитания

D) сущность воспитания

Е) принцип воспитания

2. Воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими — это:

А) домашнее воспитание

В) семейное воспитание

С) внешкольное воспитание

D) общественное воспитание

Е) дошкольное воспитание

3. Наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс

С) педагогическая психология

Е) история педагогика

4. Фактор, менее всего влияющий на процесс формирования личности

А) географическая среда

D) социальная среда

Е) внутренняя активность личности

6. Основной принцип воспитания

А) опора на положительные качества учащихся

С) развитие коллектива

D) систематичность, последовательность

7. Видом педагогического требования является

В) изменение отношения к ученику

С) ограничение в правах коллективе

8. Цель воспитания по Ж.Аймауытову:

А) формирование толерантности

В) привитие чувства красоты

С) способность к самовоспитанию

D) экономическое воспитание

Е) воспитание трудолюбия

9. Изучением вопросов воспитания ребенка в национальном духе занимается:

А) социальная педагогика

В) специальная педагогика

С) возрастная психология

D) этническая педагогика

Е) теория воспитательной работы

10. Подготовка к общественно полезному труду, сознательному выбору профессий

A) нравственное воспитание

В) физическое воспитание

С) правовое воспитание

D) экологическое воспитание

Е) трудовое воспитание и профориентация

11. Требования, к деятельности, предъявлемые к практике воспитания, называются

12. Сущность эстетического воспитания

А) воспитание дисциплинированности и трудолюбия

В) организация разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся

С) воспитание идейной направленности учащихся

О) формирование этических норм поведения

D ) формирование богатого мировоззрения человека

13 . С а м о в о с п и т а н и е - э т о

А ) п р е о д о л е н и е о т р и ц а т ельных личностных качеств

В) воспитание дисциплинированности и трудолюбия

C ) с о в ершенствов а ни е положительных кач е ств

D ) ц ел е направл е нный и сознательно осуществля е мый педагогич е ский процесс организации и стимулирования активной деятельности личности

Е ) о с о з н а нн а я , целеустремленная д е я т е л ь н о с т ь ч е л о в е к а, н а п р а в л е нн а я н а с а мор а звити е, самообр а зов а ни е, сов е рш е нствов а ни е положительных и преодол е ние отриц а тельных личностных кач е ств

15. Чувство меры в осуществлении педагогического воздействия на учащихся — это

А) педагогическое сознание

D) педагогический такт

Е) педагогическое мастерство

16. Основные методы, проведения воспитательного процесса

А) репродуктивные, дидактические, методы проблемного поиска

В) убеждение, упражнение, приучение, инструктаж

С) индуктивные и дедуктивные

D) оценка успеваемости

Е) основные и вспомогательные

17. Название главного труда великого чешского педагога Я.А. Коменского

18. Философские идеи о воспитании молодежи отражены в произведении Абая

В) Рассказы Атма

С) Материнская школа

19. Определение самовоспитания

А) осознанная деятельность человека с целью изменения своей личности

В) воздействие на учителя с целью изменения своей личности

С) организуете школой, семьей, общественностью целенаправленное воздействие на личность

Е) приспособление личности к вновь изменяющимся условиям жизни и воспитания

20. Ответственный за воспитательную работу в школе

В) Учебно-методический совет

С) завуч по учебной работе

D) классный руководитель

Е) заместитель директора по воспитательной работе

21. Воспитанник выступает как объект и как субъект - речь идет о стиле воспитания

22. Ухудшение дисциплины, снижение успеваемости и появление антиобщественных поступков чаще встречается в возрасте

D ) младший школьный

А) формы, методы, приемы

С) педагогические советы, метод объединения

D) диспуты, классные часы, конференции

Е) родительские собрания

А) круговая порка

В) совместное устремление к социально значимым целям деятельности, совместная деятельность

Е) высший уровень коммуникации

25. Идея воспитывающей роли игры М.Дулатова, имеющая актуальное значение для современности; по М. Дулатову, состоит в

А) воспитании эстетического вкуса

В) воспитание нравственности

С) физическом воспитании

О) экологическом воспитании

Е) семейном воспитании

26. Ведущую и руководящую функции при обучении и воспитании обучающихся выполняет:

D ) классный руководитель

Е) директор школы

27. Воздействие на воспитанников проводится по трем направлениям

А) потребности, желания, мечты

В) темперамент, характер, способности

С) сознание, чувства, поведение

В) развитие, формирование, самореализация

Е) возрастные особенности, моральные качества, честность

28. В основе воспитательных дел представлены два подхода –

А) инструментальный и системный

В) основной и вспомогательный

С) деятельностный и комплексный

D ) личностный и деловой

Е) индивидуальный и общий

29. Ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в подростковом возрасте

30. Не является показателем отклоняющегося от нормы поведения

А) суицидное поведение

В) пристрастие к музыке

С) противоправные действия

Теория и методика воспитательной работы

7. Под педагогической диагностикой понимается:
а) особый вид познания сущности явления;
б) вид педагогической деятельности, позволяющий выявлять особенности развития педагогического процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути развития или коррекции;
в) распознание единичного случая с клиентом в сравнении с общими симптомами болезни;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

8. Всестороннее развитие личности является:
а) организационно-педагогической задачей школы;
б) тактической задачей;
в) глобальной целью;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

9. Прогнозирование предполагает следующие методы:
а) изучение данных;
б) распознание сущности;
в) анализ данных;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

10. Таксономией целей воспитания включает в себя:
а) стратегические цели;
б) глобальные цели;
в) тактические цели;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

11. К методам изучения коллектива относятся:
а) метод математической статистики;
б) социометрия;
в) убеждение;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

13. Содержание воспитания включает в себя:
а) совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;
б) совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности;
в) совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на образование и развитие личности ребенка;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

14. Совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок общества обозначается:
а) опытом учебно-познавательной деятельности;
б) социальным опытом;
в) индивидуально-личностным опытом;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

16. К условиям формирования содержания воспитания относятся:
а) воспитательная деятельность;
б) воспитывающая среда;
в) гуманное общение;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

17. Триединство умственного, физического и эстетического воспитания является содержанием воспитания:
а) католической школы;
б) афинской школы;
в) спартанской школы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

19. Под методом воспитания понимается:

а) основное правило взаимодействия субъектов воспитания;
б) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;
в) совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

20. В классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского входит следующая группа методов:
а) методы формирования коллектива;
б) методы стимулирования и мотивации детей;
в) методы изучения личности;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

21. Ведущим методом нравственного воспитания является:
а) порицание;
б) упражнение;
в) убеждение;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

22. Под КТД подразумевается:
а) совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела;
б) воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения;
в) события или ситуации в коллективе, организуемые педагогом для детей;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

23. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:
а) беседу;
б) диспут;
в) интеллект-аукцион;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

25. Под педагогической концепцией подразумевается:
а) основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики;
б) система методов и форм воспитания;
в) совокупность приемов и операций воспитательной работы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

26. Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется:
а) педагогической системой;
б) педагогической технологией;
в) педагогической методикой;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

27. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей прежде всего лежит:
а) аксиологический подход;
б) деятельностный подход;
в) культурологический подход;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

28. Ключевой идеей концепции педагогики свободы личности О.С. Газмана является:
а) идея национального возрождения;
б) идея развивающего обучения;
в) культуросообразность воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

29. Основная позиция педагога в технологии КТД:
а) позиция наблюдателя;
б) позиция организатора;
в) позиция партнера;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

Ключи
1. (б),.2. (б), 3. (а), 1.4. (б), 1.5. (г),6. (г), 7. (б), 8. (д), 9. (г), 10. (г), 11. (б), 12. (г), 13. (в), 14. (б), 15. (б), 16. (г), 17. (б), 18. (а), 19. (б), 20. (б), 21. (в), 22. (а), 23. (в), 24. (в), 25. (а),.26. (б), 27. (а), 28. (в), 29.(в), 30. (в).

Теория и методика воспитательной работы

2. Воспитание как общественное явление предполагает:

7. Под педагогической диагностикой подразумевается:
а) особый вид познания сущности изучаемого явления;
б) вид педагогической деятельности, позволяющий выявлять особенности развития педагогического процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути развития или коррекции;
в) распознание единичного случая с клиентом в сравнении с общими симптомами болезни;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

8. Планирование воспитания формулируется как:
а) детальная разработка тактических задач воспитания;
б) проектирование ведущих направлений воспитания;
в) моделирование целей и задач воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

9. К функциям педагогической диагностики относятся:
а) прогностическая функция;
б) информативная функция;
в) воспитательно-побуждающая функция;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

10. Функцией цели в воспитании является:
а) развивающая;
б) ориентирующая;
в) обучающая;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

11. Основными требованиями педагогической диагностики являются:
а) анонимность;
б) гласность;
в) всеобщность;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

13. Под содержанием воспитания понимается:
а) совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;
б) совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности;
в) совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на развитие личности ребенка;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

14. Источником формирования содержания воспитания является:
а) информационная среда общества;
б) социальный опыт;
в) социальная среда;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

17. Основными направлениями содержания афинской школы являются:
а) нравственное;
б) эстетическое;
в) физическое;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

19. Совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели называется:
а) методикой воспитания;
б) методом;
в) формой;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

20. В основе классификации методов воспитания Ю.К. Бабанского лежит следующий теоретический подход:
а) аксиологический подход;
б) деятельностный подход;
в) синергический подход;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

21. Автором методики КТД является:
а) А.С. Макаренко;
б) И.П. Иванов;
в) С.Т. Шацкий;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

22. К этапам КТД относятся:
а) этап ближайшего последействия;
б) этап управления;
в) этап завершения;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

23. К организационным приемам воспитания можно отнести:
а) элементы наглядного оформления;
б) жеребьевку как прием распределения;
в) элементы музыкального оформления;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

25. Педагогической концепцией называется:
а) основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики;
б) система методов и форм воспитания;
в) совокупность приемов и операций воспитательной работы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

26. Педагогическая технология предполагает:
а) совокупность идей в рамках изучаемой науки;
б) операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции;
в) совокупность теоретических подходов к воспитанию;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

27. Личностно ориентированный подход исходит из ведущего положения о том, что:
а) ребенок есть объект воспитательного воздействия;
б) ребенок есть субъект воспитательного взаимодействия;
в) ребенок есть единоличный преобразователь себя и своего внутреннего мира;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

28. Ключевой идеей концепции формирования ценностей В.А. Караковского является:
а) аксиологичность воспитания;
б) системность воспитания;
в) природосообразность воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

29. К правилам технологии гуманного общения Н.Е. Щурковой относятся:
а) установление личностного контакта;
б) демонстрация собственной расположенности;
в) постоянное проявление интереса к своим воспитанникам;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.

30. В городскую школу приехал семиклассник из села. Его внешний вид, манера говорить и общаться вызывали у детей открытые насмешки. Ваша позиция:
а) попросить одного из учеников поговорить с ним о манерах, нормах, ценностях городских сверстников;
б) самой поговорить с ним о том, как вести себя, чтобы понравится одноклассникам;
в) организовать такое дело, которое позволило бы подростку проявить себя с интересной стороны;
г) поговорить с родителями о необходимости формирования городского имиджа своего сына;
д) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается.

1. (в), 2. (а), 3. (б), 4. (а), 5. (в), 6. (г), 7. (б), 8. (а), .9. (г), 10. (б), 11. (а), 12. (б), 13. (в), 14. (г), 15. (в), 16. (а), 17. (г), 18. (в), 19. (а), 20. (б), 21. (б), 22. (а), 23. (б), 24. (в), 25. (а), 26. (б), 27. (б), 28. (г), 29. (г), 30. (в).

2923 дн. с момента
Нового года :)

04. Основы воспитательной деятельности

1.Воспитание может быть рассмотрено как:

  • Общественное явление, воздействие общества на личность
  • Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
  • Целенаправленное управление процессом развития личности
  • Все ответы верны

2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

  • Воспитательная работа
  • Воспитательная система
  • Воспитательное мероприятие
  • Система воспитательной работы

3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

  • Гуманистического воспитания
  • Гуманитарного воспитания
  • Демократического воспитания
  • Поликультурного воспитания

4. Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность - это явление, которое:

  • Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
  • Проявляется в ходе онтогенетического развития
  • Характеризует индивидуальность человека
  • Свойственно лишь избранным людям

5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания - это:

  • Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
  • Удовлетворение всех имеющихся потребностей
  • Отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
  • Никогда не реализуемая потребность

6. Социализация в широком значении характеризуется как:

  • Взаимодействие человека и общества
  • Приспособление человека к требованиям общества
  • Развитие и саморазвитие человека
  • Общественное воспитание

7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека),выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

  • Космос, общество, государство и др.
  • Телевидение, город, поселок и т.п.
  • Семья, группа сверстников и пр.
  • Генетика, физиология человека

8. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

  • Социальное воспитание
  • Диссоциальное воспитание
  • Коррекционное воспитание
  • Семейное воспитание

9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

1. Принцип соединения воспитания с трудом

1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости

3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

1. Принцип связи воспитания с жизнью

2.Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности

2. Единство требований, предъявляемых обучающимся

3. Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность

4. Принцип эстетизации детской жизни

4. Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

  • Внутреннюю свободу личности
  • Уважение к государственной власти
  • Гармоничное проявление культуры межнационального общения
  • Все ответы верны

12. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

  • Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка
  • Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей
  • Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми
  • Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности

14. Методы воспитания - это:

  • Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
  • Техника и логика построения процесса воспитания
  • Формы организации детской активности
  • Наборы приемов воспитания

15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом Российской Федерации об образовании
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

16. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  • Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

  • Источника информации
  • Медиатора
  • Фасилитатора
  • Воспитателя

18. Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

  • Методологическому уровню знания
  • Методическому уровню знания
  • Теоретическому- уровню знания
  • Технологическому уровню знания

19. Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

  • Ценностно-смысловой сферы личности
  • Эмоционально-волевой сферы личности
  • Когнитивной сферы личности
  • Деятельностной сферы личности

20. Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

Читайте также: