Осуществляли ли персонажи социально эмоциональную поддержку и какую

Обновлено: 28.06.2024

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать!

А Л.С. Выгодский и А.В. Запорожец справедливо указывали, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Наша задача – педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Свою деятельность по реализации развития и коррекции социально-эмоциональной сферы ребенка – дошкольника выстраиваю по направлениям, используя инновационные и традиционные формы работы.

Направления и формы работы с дошкольника по формированию социально-эмоциональной сферы

(Реализация коррекции и развития в специально организованных занятиях)

Предлагаю два конспекта занятий по формированию социально-эмоциональной сферы из своего опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели: Развитие социально-эмоциональной сферы ребенка. Формирование умений и навыков адекватного поведения в обществе, способствующего подготовке его к жизни.

  • Развитие внимания и памяти;
  • Развитие выразительности движений;
  • Развитие и активизация словаря;
  • Учить адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;
  • Способствовать формированию положительных черт характера (внимательность и взаимопомощь к другим).

Оборудование:

Ход занятия

1. Приветствие гостей, друг друга.

Игрушка котенок – он грустит, потерялся.

Скажите, какое у него настроение? Покажите.

Как можно помочь котенку? (помочь найти дорогу, чтоб вернуться домой).

Давайте проводим! Но в дороге нужно быть очень внимательными. Предлагаю детям проверить насколько мы внимательны.

2. Игра на внимание: кто самый высокий?

Кто самый низкий? И т.д.

А вот еще одно задание: внимательно ли мы слушаем?

-Покажите, дети, как двигается цапля.

Ну что ж, нам пора идти дальше. Подошли к лесу, смотрите, медведь сквозь кусты пробирается к реке.

-Давайте покажем, как он это делает.

Но вот он подошел к воде и начал хлопать по воде так, что брызги разлетаются во все стороны. Так увлекся. Что никого не замечает.

-Покажите, как он это делает.

Ребята, а что же мы будем делать? Как нам перебраться через речку?

-Подумайте и предложите.

Очень хорошие предложения. Давайте так и сделаем. Каждый переберется через реку так, как ему нравится. (Перебираются на другой берег). Ну, вот теперь можно и отдохнуть. Вы молодцы, смелые, ничего не испугались и помогали друг другу.

-Покажите, какие вы молодцы!

(жмут руку друг другу, обнимают). А еще можно показать, подняв большой палец вверх.

Ребята, скажите, а если бы кто-то упал и ушибся, что бы вы сделали, как помогли?

А если бы кто-то не смог идти дальше?

Да, настоящий друг никогда не бросит в беде, всегда придет на помощь словом и делом! Посмотрите-ка, котенок наш замурлыкал, закрутил хвостиком, обрадовался, он увидел свою хозяйку.

-Давайте покажем, как котенок встретился со своей хозяйкой.

Пришла пора возвращаться. Давайте вспомним, какой путь нам нужно будет пройти, чтобы вернуться назад (речку, лес, поляну, болото). Вот мы и вернулись в детский сад. Мы помогли котенку. Выложи свое настроение.

-Кого похвалим и за что?

Подари теплоту своего сердца гостям.

Цель: Развивать представления о себе, своих желаниях и чувствах и отличиях от других.

  • Учить детей анализировать причины проявления разнообразных чувств, а также эмоционального состояния своего и сверстников;
  • Учить, по внешним признакам определять настроения и объяснять причины проявления различных эмоций.

Оборудование: зеркала по количеству детей, мяч, карточки настроений, пиктограммы эмоций.

Ход занятия

2. В кругу – с мячом:

З. Мы все разные (тренинг) – работа с зеркалом.

Посмотри, как меняется твоя внешность, когда ты:

  • Грустный;
  • Радостный, веселый;
  • Спокойный;
  • Сердитый;
  • И даже проявляющий злость.

Мы справились с заданиями, и мы опять веселые.

Слушайте содержание и постарайтесь передать чувства героев с помощью жестов, движений, мимики.

Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят.
Не спросив при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в декабре.
Два маленьких котенка замерзли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.
Носы уткнули в лапы, и стали ждать конца.

Скажите, как котята чувствовали себя зимой на улице. Покажите.

Было холодно, очень холодно. Как можно показать это чувство.

Какие чувства вызвали у вас замерзающие котята? (Жалость, сострадание, желание помочь, спасти, согреть, хочется плакать).

Как вы думаете, что было дальше? Послушайте:

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
Ну, что она спросила, – не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

5. Покажи этюд (работа в подгруппах). Выберите и покажите фрагмент из стихотворения.

  • Хорошее настроение: котята весело играют, шалят.
  • Котята наказаны. Им грустно, обидно.
  • Котята опять в тепле. Они спокойны.

Дети оценивают выступление групп.

Кто готов работать дальше? Я готова работать дальше.

6. Рассматривание карточек с изображением детей, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния. Задание: разложить картинки в той последовательности как менялось настроение котят. (Взаимопроверка).

Социальный интеллект: Какие навыки помогают нам налаживать связи — Жизнь на Wonderzine


александра савина


Кто придумал это понятие

В России первой социальным интеллектом заинтересовалась социолог и психолог Маргарита Бобнева. Она подчёркивала, что общий уровень интеллекта не связан с социальным интеллектом напрямую — первый может способствовать развитию второго, но не гарантирует высокого социального интеллекта и не заменяет его.

Что такое социальный интеллект

Гоулман выделяет две важные составляющие социального интеллекта: социальное восприятие (то есть то, как мы считываем информацию об окружающих) и социальные способности (то, как мы поступаем с этим новым знанием). В социальное восприятие, по словам Гоулмана, входит целый спектр навыков — от простейшей эмпатии, когда мы быстро считываем состояние другого человека, до эмпатической точности, когда мы разбираемся в его или её чувствах и мыслях, и социального познания — умения разбираться в сложных социальных ситуациях. Социальные способности вытекают из социального восприятия — это то, как мы действуем в обществе других людей, чтобы в результате общение было комфортным и эффективным. Это тоже целый спектр: как мы ведём себя в чужом обществе, как мы влияем на других людей, как взаимодействуем с ними на невербальном уровне.

Психотерапевт Эми Морин приводит более простые примеры. По её словам, социальный интеллект подразумевает, например, умение слушать собеседника и понимать, что он на самом деле пытается сказать, или умение поддерживать разговор с самыми разными людьми. Кроме того, Морин упоминает управление собственной репутацией — человек думает, какое впечатление производит на других, и работает над ним, при этом оставаясь верным себе. Она также отмечает, что люди с более высоким социальным интеллектом лучше спорят — слушают чужую точку зрения и изучают её, а не пытаются возвыситься за счёт собеседника.


Чем социальный интеллект отличается
от эмоционального

Сегодня самые разные специалисты — от исследователей и учёных до эйчаров — говорят, как важно развивать навыки коммуникации. Но на этапе определения самих навыков возникают трудности: им сложно дать общее название, а граница между понятиями размыта, особенно если учесть, что многие из них появились совсем недавно.

Культурный интеллект кажется близким к социальному: оба подразумевают, что нужно учиться более эффективной коммуникации. Тем не менее культурный интеллект подразумевает не общение в целом, а только его культурный аспект: желание узнавать больше о новых культурах, понимать, чем то, к чему вы привыкли, может отличаться от того, к чему привыкли другие люди, видеть различия и действовать, учитывая их и адаптируясь к ним.

Как развивать социальный интеллект

Наблюдать за другими — один из самых частых советов о развитии социального интеллекта. Это касается и наблюдения за теми, у кого, на ваш взгляд, хорошо развит социальный интеллект (всегда можно попробовать повторить то, что, на ваш взгляд, у них хорошо получается), и просто внимательного отношения к собеседникам — так будет легче понять, что вам пытаются сообщить другие. Эксперты отмечают, что в этом случае может пригодиться активное слушание — привычка внимательно следить за нитью разговора, пытаться понять, что вам хочет сказать собеседник, и переспрашивать, если мысль не ясна.

Кроме того, эксперты советуют работать и над эмоциональным интеллектом. Например, можно наблюдать за собственными эмоциями и за тем, как меняется ваше общение с другими в зависимости от того, что вы испытываете. Если вы хорошо понимаете, что чувствуете, вам будет проще контролировать, как проявляются эти чувства — очень полезный навык для самой разной обстановки.

Семейные объединения, родительское лидерство, семейная кооперация - прекрасные вещи.

Друзья, давайте объединяться в семейные сообщества - партнёрства, наполнять нашу жизнь и жизнь детей интересными событиями и поддерживать друг друга. Делаешь для общего дела, делаешь и для себя. Ведь доброе партнёрство, братство самое лучшее богатство.

Сообщество - это живой организм со множеством взаимосвязей, интересов, характеров и целей.

Будьте добры, делитесь в комментариях своими идеями, способами взаимной поддержки, родительской кооперации.

Знакомьтесь: родительские сообщества

Сообщества приемных семей: что обсуждают родители на форумах и в соцсетях

Скорая помощь для мамы - Зачем приемные родители объединяются вместе

Принципы работы группы самопомощи. Работа с приемными семьями

Родители, объединяйтесь: 8 способов родительской кооперации

Источник, СиД. Журнал для специалистов сферы семейного устройства и профилактики социального сиротства, №2 сентябрь 2018

Женская солидарность: вместе-то оно легче

Всероссийский Форум приёмных семей 2020. Секция: Будущее сообществ приёмных родителей

Ведущая: Галина Кириленкова, психолог с огромным опытом ведения самых разных групп.
Обсуждаемые темы:
- Что такое группа поддержки
- Группы по форме организации: психотерапевтическая, взаимопомощи, поддержки
- Как специалисту использовать в работе этот инструмент
- Для каких клиентов он подходит
- Обязательно ли быть психологом, чтобы вести такую группу
- Как создать группу поддержки

Обмениваться заботой: 6 научно доказанных способов, помогающих другим улучшить вашу жизнь
Простая формула счастливой жизни заключается в том, чтобы проявлять заботу к другим, помогать по мере возможности и делиться тем, что имеешь. Научиться этому довольно сложно. Как правило, люди, которые стремятся к карьерному росту, улучшению отношений, благополучию, здоровью и т. д, уверены в том, что другие не имеют к этому никакого отношения, соответственно, и всеми преимуществами должны пользоваться только они сами. Почему бы не попробовать другой подход, чтобы сделать других частью своего пути?
Начните больше общаться с людьми из своего окружения и с незнакомцами, старайтесь быть более открытыми, выслушивайте и давайте советы, поддерживайте и выказывайте сострадание. Все это окупится в десять крат, вы получите столько позитивной энергетики взамен, что ваша карьера, душевное самочувствие и уровень счастья значительно повысятся. Позвольте поделиться личным опытом нескольких человек, как забота может улучшить нашу жизнь и, возможно, вдохновить вас на благие дела.
Помогать другим полезно для здоровья
Занятия альтруизмом положительно отражаются на физическом здоровье, укрепляют иммунитет, уменьшают болевой синдром за счет выброса эндорфинов в мозг. Как оказалось, волонтеры живут дольше, их состояние здоровья лучше в сравнении с теми, кто никогда не занимался благотворительностью и не предоставлял помощи другим. Это мелочи, которые имеют огромное значение.
Один из примеров - быть там, где в вас нуждаются, напрямую общаться с людьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Ничто не сравнится с тем, чтобы увидеть другого человека с неизвестной вам стороны, понять, что раньше никто и никогда не проявлял к нему сострадания, не заботился о нем. Иногда даже составить компанию человеку, оказавшемуся в беде, значит оказать неоценимую поддержку.
Мы лучше справляемся со стрессом
Всем нам приходится оказываться в стрессовых ситуациях. Решением этой проблемы может стать волонтерство. Как только вы начнете посвящать себя другим, вы будете меньше сконцентрированы на своих собственных желаниях и потребностях, это наилучшим образом отразится и на вашем психоэмоциональном состоянии. Вы обретете смысл, почувствуете себя лучше, признаки стресса, тревожности и депрессии начнут исчезать.
Мы обретаем гармонию с собой и окружающим миром
Отдавать - это один из способов коммуникации с другими, но это также помогает нам заглянуть в себя, простить себе какие-то ошибки и научиться эмпатии. В конечном итоге мы будто бы возрождаемся и формируем более глубокую связь, которая меняет нашу жизнь к лучшему.
Мы учимся ценить, что имеем только когда теряем или добровольно отдаем.
Мы видим, насколько то, что не имело для нас значения, важно для кого-то еще. "С ними не соскучишься": почему семьи с детьми счастливее бездетных.
Вещи, которые стоит сохранить для будущего: камины, свечи и не только. Это не говорит о том, что подарки должны иметь материальную ценность, это может быть совместный досуг, разговоры, помощь по хозяйству и т. д.
Делая добро, мы улучшаем наши социальные связи
Наряду с улучшением нашего общего состояния оказывается влияние и нашу социальную жизнь. Все начинается с того момента, как мы впервые оказываем помощь участвуя в благотворительных миссиях. Мы знакомимся с новыми людьми, с некоторыми из которых продолжаем тесное общение и после завершения проекта.
Увеличение уровня счастья
Ничто не заставляет нас чувствовать себя более благодарными за то, что имеем, чем возможность делиться этим с другим. Помогая окружающим, мы вдруг понимаем, что так мало людей в мире может иметь то же, что и мы, приходит осознание того, что мы живем в изобилии.
Позже мы начинаем дорожить людьми, которые присутствуют в нашей жизни, нашим телом и каждым прожитым днем. Мы начинаем осознано тратить свое время, проводим его с семьей, занимаемся любимыми делами.

Дмитрий Сергеевич Лихачев: Что объединяет людей: этажи заботы

Что такое счастье? Соучастье
в добрых человеческих делах,
в жарком вздохе разделённой страсти,
в жарком хлебе, собранном в полях.

Да, но разве только в этом счастье?
А для нас, детей своей поры,
овладевших над природой властью,
разве не в полётах сквозь миры?!

Безо всякой платы и доплаты,
солнц толпа, взвивайся и свети,
открывайтесь, звёздные палаты,
простирайтесь, млечные пути!

Отменяя летоисчисленье,
чтобы счастье с горем не смешать,
преодолевая смерть и тленье,
станем вечной свежестью дышать.

Воротясь обратно из зазвездья
и в слезах целуя землю-мать,
мы начнём последние известья
из глубин вселенной принимать.

Вот такое счастье по плечу нам -
мыслью осветить пространства те,
чтобы мир предстал живым и юным,
а не страшным мраком в пустоте.

4 направления развития человека

Из всех направлений и сфер жизни я отобрал лишь 4 необходимых по моему мнению. Это физическая, духовная, интеллектуальная и социально-эмоциональная составляющие. Если ежедневно выделять на развитие перечисленных направлений по одному часу, в итоге это повысит качество и эффективность всех остальных часов нашей жизни.

№1. Физическое развитие

Упражнения для тренировок в домашних условиях

Что включает в себя физическое развитие?

Физическая сфера подразумевает под собой постоянную заботу о собственном здоровье. Здесь не обойтись без таких факторов, как:

  1. Здоровое питание;
  2. Достаточный отдых;
  3. Регулярные физические упражнения.

О последних давайте поговорим подробнее.

Физические упражнения

Что мешает людям регулярно следить за своим физическим состоянием?

Большинство людей находят повод не заниматься спортом в том, что у них нет на это времени. Серьезно? У всех нас в распоряжении 168 часов на неделе. Это означает, что как минимум 3,5 часа можно выделить на спорт – т. е. 30 минут в день.

А самое главное здесь то, что для всего этого не понадобятся специальные приспособления. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, не нужно отправляться в спортивный зал или на стадион. Не придется покупать гимнастические снаряды. Не обязательно играть в футбол или теннис.

Вы можете выполнять полноценную программу физических упражнений у себя дома.

Физические упражнения должны развивать следующие параметры:

1. Выносливость

Хорошей выносливости можно достигнуть с помощью занятий аэробикой. Данный вид спорта развивает сердечно-сосудистую систему, что в свою очередь повышает способность сердца перекачивать кровь по всему телу.

Раз уж мы выяснили, что сердце является основным органом, который необходимо тренировать для выносливости, рассмотрим подходящие упражнения для этого.

Из всех групп мышц, которые связаны с сердцем я знаю только ножные. Поэтому упражнения следующие:

  • Быстрый бег;
  • Бег трусцой;
  • Велосипедный спорт;
  • Плавание;
  • Лыжи;
  • Прогулки по горам.

Когда можно сказать, что выносливость удовлетворительная?

Выносливость считается хорошо развитой, если вы способны в течение тридцати минут поддерживать пуль до ста ударов в минуту.

В совершенстве нужно стремиться к повышению сокращений сердечной мышцы до 60 % от вашего максимума.

2. Гибкость

Хорошей гибкости можно достигнуть растягиванием мышц.

Рекомендуется перед каждой тренировкой расслаблять и разогревать мышцы, готовя к интенсивным нагрузкам. После же занятий мышцы необходимо как следует растянуть, чтобы рассеялась молочная кислота.

3. Сила

Хорошей физической силы можно достичь благодаря простым гимнастическим упражнениям на развитие мышц. Из базовых можно выделить:

  1. Отжимания;
  2. Подтягивания;
  3. Приседания;
  4. Брусья;
  5. Различные упражнения с весом.

Помните, что вся польза любого упражнения проявляется в самом конце. Так что необходимо повторять упражнение до тех пор, пока вы не прочувствуете его мышцами. В этот момент мышечная ткань разрывается, и нервы регистрируют боль. За счет боли мышцы становятся крепче через 48 часов.

Когда вы приступите к занятиям, ваш организм будет против происходящего, особенно у новичков. По началу нагрузки не будут доставлять вам удовольствие. Возможно, вы их возненавидите. Однако, проявив должную самодисциплину, тело наградит вас впечатляющими результатами.

№2. Духовное развитие

Духовное развитие

За что отвечает духовное измерение в жизни человека?

Духовная сфера – это центральная часть нашего существования, которое за счет его развития, ведет человека к достижению лидерства. Духовное измерение напрямую связано с приверженностью собственным ценностям.

Каждый развивает духовную сферу по-своему. Ниже мы рассмотрим наиболее популярные способы обновления и развития этого измерения.

Способы духовного развития и обновления

Кто-то черпает духовное самообновление в чтении Библии. Кто-то ощущает духовное развитие в повседневной медитации, или общении с природой. На кого-то производят впечатление великие литературные или музыкальные произведения.

Смысл всего духовного обновления заключается в том, чтобы находить время для размышлений о смысле жизни, о главной цели нашего существования, о служении окружающим и т. д. Перечисленные мысли обновляют, освежают и раскрывают нас над остальными сферами жизни.

№3. Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие

Что мешает людям развиваться в интеллектуальном плане и какая польза от этого могла бы быть?

По моему мнению, глобальная проблема человечества заключается в том, что большинство из нас после окончания традиционного образования перестают заботиться о развитии собственного интеллекта. Доходит до того, что наши мозги атрофируются.

Посмотрите на себя и свое окружение. Читаете ли вы книги по саморазвитию? Может быть, вы изучаете что-то новое для себя, выходящее за рамки профессиональных интересов? Ставите ли цели, излагаете ли свои мысли на бумаге? Я буду искренне рад, если из моих читателей найдутся те, кто все это делает. А остальным же я советую прочесть и обдумать следующую мысль.

Исследования показали, что в среднем на просмотр телевизора россияне тратят 4,5 часа в будние и до 7-8 часов в выходные дни. Ролики с Ютуба входят сюда же. Это почти столько же, сколько они тратят на работу или учебу.

Это было бы хорошим показателем, жаль, что телевидение оказывает на людей мощное социальное воздействие и не всегда в положительное русло.

Будьте дисциплинированными и проактивными, чтобы подходить к просмотру телевизионных программ или роликов на Ютубе с умом. Выбирайте каналы, нацеленные на передачу полезной информации, самообразование и развлечение. Следите за тем, чтобы они отвечали вашим целям и ценностям.

Можно пойти дальше и найти множество других способов для интеллектуального развития. Вот несколько из них.

Чтение

Почему так важно читать развивающую литературу?

Нет лучшего способа для постоянного развития собственного интеллекта, чем чтение хорошей литературы. Таким способом вы можете поддерживать заочный контакт с великими мыслителями, общаться с лучшими умами прошлого и настоящего.

Поставьте себе цель – прочитывать одну книгу в месяц.

При чтении соблюдайте самый важный совет – сначала стремитесь понять.

Письмо

Способы интеллектуального развития с помощью письма

  1. Ведение дневника для записей мыслей и идей;
  2. Написание писем, неважно бумажных или электронных;

Эти два варианта способствуют развитию ясности, точности и содержательности ваших мыслей.

Планирование и Воображение

Планирование, комбинированное с воображением способно мысленно организовать процесс достижения целей. Это тренировка, которая способствует развитию видения конечной цели и всего пути к ней, находясь на начальном этапе.

№4. Социально-эмоциональное развитие

Социально-эмоциональное развитие

В чем проявляется социально-эмоциональное развитие?

Социально-эмоциональное измерение проявляется в повседневном общении с другими людьми. Отсюда следует вывод, что социально-эмоциональное развитие не требует специальных затрат времени. Его можно осуществлять в ходе обычной беседы с друзьями, коллегами, родственниками, детьми и т. д.

Но и для этого требуются усилия и специальные навыки. Главная особенность – это то, что действовать нужно не интеллектом, а эмоциями.

Способы, которые могут в развитии социально-эмоционального измерения

Заключение

Развитие и самообновление – это самая практичная и выгодная инвестиция в нашу жизнь. По сути, мы вкладываем в самих себя – в тот единственный инструмент, которым располагаем.

На этом выводе, пожалуй, можно заканчивать данную статью. Надеюсь, материал получился полезным, и у меня получилось правильно донести до вас все мысли.

Оставьте комментарий – это можно сделать, пролистав немного вниз.

Поделитесь статьей с друзьями – это можно сделать, нажав на любую соц сеть в правом углу экрана, если читаете с компьютера. А если читаете с телефона, нажмите на любую соц сеть в самой нижней части.

Читайте также: