Осуществляет рефлексию над основаниями науки как формы духовной культуры является

Обновлено: 04.05.2024

СПЕКУЛЯТИВНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. speculatio - наблюдаю, созерцаю) — тип знания, лежащий в основании метафизики и направленный на осмысление предельных оснований духовно-практического освоения мира. Спекулятивное знание возвышается не только над эмпирическим опытом, но и над теоретическим знанием, которое и является предметом философского размышления. Философско-теоретический синтез осуществляется здесь не методами научного знания, а с помощью рефлексии и понимания. Спекулятивное знание направлено не на предметно-сущее, противостоящее мышлению, а на чистые принципы полагания идеалов и норм, производства и воспроизводства базисных концептов культуры, оснований, составляющих фундамент науки, языка, культуры, искусства, обыденного сознания. Поэтому спекулятивное знание имеет регулятивное значение, оно не может подменять науку, в противном случае спекулятивное знание превращается в натурфилософию, полагающую, что она в состоянии решить с помощью умозрения те проблемы, которые не может решить научное знание. Определяя общие принципы подхода к бытию, спекулятивное знание предлагало науке такие способы решения проблем, которые в самой науке находили свое применение лишь по прошествии достаточно большого времени (такова, напр., роль идеи атомистики, единства сил в природе и др.).

Важнейшими особенностями спекулятивного знания как формы дискурсивной практики Являются: 1) способность познающего к изоляции и отвержению личных склонностей и пристрастий, к отделению субъективных интересов от объективного состояния предмета для его незаинтересованного постижения, 2) спекулятивное мышление соединено с созерцанием, являясь созерцающей мыслью или мыслящим созерцанием, .3) предмет спекулятивного знания чист, всеобщ и абстрактен, он внечувственен и сверхчувственен, 4) спекулятивное знание требует элиминации от эмпирического, конечного сознания и утверждения объективного, абсолютного, безусловного сознания, которое сливается с мыслимым предметом, 5) тождество субъекта и объекта, которое по сути дела оказывается тождеством мышления со смыслом — мыслимым ^peдмeтoм, 6) совпадение мыслимого смысла и постижения смысла достигается в ходе самопознания мышления самого себя, вся работа и усилия мысли направлены на осмысление смысла, его структуры и изменений, 7) опыт философствования, представленный в спекулятивном знании, даже в пан

логических системах предстает как мистический и религиозный (Гегель называет все разумное мистическим — см. Соч., т.1.М.-Л.,1929,с.142).

В античной философии спекулятивное знание отождествлялось с теорией, с созерцательным познанием, с интеллектуальным созерцанием уже у Аристотеля (Мет. VI 1,1025 b 18, К 8,1050 а 10; О душе II 1,412 а II). С созерцанием Аристотель связывает счастье и блаженство: “деятельность бога, отличающаяся высшим блаженством, будет созерцательной, и, т. о., из человеческих деятельностей та, что более родственна этой, приносит самое большое счастье. Т. о., насколько распространяется созерцание, настолько и счастье, и в ком в большей степени присутствует способность созерцать, в том — и способность быть счастливым. Так что счастье будет видом созерцания” (Никомахова этика Χ 8, II 78 b 20—30). Созерцание характеризуется как спекулятивное знание у неоплатоников, особенно у Плотина. Оно включает в себя не только непосредственную интуицию, но и интеллектуальную интуицию таких идеальных объектов, как арифметические числа и геометрические фигуры. Кроме того, для Плотина, поскольку “ все стремится к созерцанию” (Эннеады III 8,1, 2), созерцание присуще природе, душе и уму. Существующий в природе смысл, или творящая потенция, тождествен самосозерцанию природы. Созерцание души осуществляется при посредстве инобытия, но, будучи умным самосозерцанием, оно осуществляется без всякого опосредствования иным бытием. Высшая форма созерцания — самосозерцание ума, который живет-в-себе и осуществляется без какого-либо перехода в инобытие. Наивысшей формой созерцания является созерцание Единого, или Блага.

В средневековой философии мистики отождествляли спекулятивное знание с созерцанием, которое, различаясь по степени совершенства, наивысшую форму получало в экстазе. В средневековой схоластике спекулятивное знание отождествлялось с размышлением (медитацией). Так, Иоанн Скот Эриугена говорил об “интеллектуальном созерцании”, об “интуитивном познании” (De div. Nat. II, 20). “Спекулятивными науками” называли теоретические дисциплины Альберт Великий, Роджер Бэкон. В новоевропейской философии спекулятивное знание отождествлялось с теоретическим знанием (напр., Ф. Бэкон, разделив исследование причин и получение результатов, на этом основании разделил теоретическую и практическую философии — см. Соч., т. 1. М., 1977, с. 207). Вместе с тем анализируя своеобразие математического знания,обладающего безусловной логической всеобщностью и необходимостью, такие мыслители-рационалисты, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Г. В. Лейбниц, проводили различие между непосредственным и опосредствованным знанием, между знанием, обосновываемым с помощью доказательства, и знанием, истинность которого непосредственно усматривается интеллектом. С этим связано учение об интеллектуальной интуиции, которое предстает как форма спекулятивного знания, т. е. внеопытного знания, на котором основывается все остальное обосновываемое знание. Однако центральная линия в классической философий — ориентация на методы науки и способы организации знания по образцу научно-теоретических систем (аксиоматико-дедуктивных, гапотетико-дедукгивных и пр.). Новый поворот в трактовке спекулятивного знания связан с трансцендентальной философией И. Канта. Первоначально Кант противопоставляет спекулятивное знание как теоретическое практическому знанию. Так, он отвергает трактовку логики как логики спекулятивного рассудка, подчеркивая, что “спекулятивные познания всегда суть теоретические, но не наоборот, не всякое теоретическое познание спекулятивно” (Трактаты. М., 1980, с. 327, 394). Однако в “Критике чистого разума” трактовка спекулятивного знания существенно меняется: оставаясь теоретическим, оно интерпретируется как априорное и как превышающее пределы всякого возможного опыта. По его словам, “теоретическое знание бывает спекулятивным, если оно направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте. Оно противоположно познанию природы, которое направлено только на предметы или предикаты их, могущие быть данными в возможном опыте” (Критика чистого разума. М., 1998, с. 492). Умозаключение от существования вещей в мире к их причине — спекулятивное применение разума, поскольку оно выходит за границы возможного опыта. Такого рода скачок за пределы опыта ведет к ничтожным результатам и является истоком антиномий чистого разума. Кант понимает, что стремление к спекулятивному знанию имманентно присуще человеческому разуму, который “неудержимо доходит до таких вопросов, которые не могут быть решены никаким опытным применением разума и заимствованными из этого применения принципами”. Поэтому “ человеческий разум, с тех пор как он начал мыслить, никогда не обходился без метафизики” (там же, с. 66, 617). Раскрывая архитектонику чистого разума, Кант выделяет метафизику спекулятивного и практического применения чистого разума; он характеризует первую как совокупность всех чистых принципов разума из одних лишь понятий в отношении теоретического знания всех вещей. Спекулятивная часть метафизики называется им метафизикой природы и подразделяется на 1) онтологию, 2) рациональную физиологию, 3) рациональную космологию и 4) рациональную теологию (там же, с. 619). У Шеллинга и немецких романтиков спекулятивное знание предстает как интеллектуальная интуиция, которая постигает абсолютное и безусловное. Гегель трактует спекулятивное знание как диалектически-разумное выведение действительности из понятия. Выделяя в логическом три аспекта — абстрактно-рассудочный, диалектически-отрицательный и спекулятивный (положительно-разумный), Гегель связывает со спекулятивным знанием постижение единства определений в их противоположности, чтопозволяет найти им разрешение и переход к чему-то иному Содержание спекулятивного знания, по мнению Гегеля, может быть выражено не в одностороннем суждении, а лишь в форме понятия, которое мыслится им как конкретное богатство абстрактных определений. Поэтому отношение спекулятивного знания к наукам специфично; оно “не отбрасывает в сторону эмпирического содержания последних, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием” (Энциклопедия философских наук, § 9, § 82). Спекулятивное знание разворачивается в Понятии, которое взято в спекулятивном смысле и которое определяется Гегелем как высшая форма мышления, как царство субъективности или свободы, как форма абсолютного, как конкретная целостность, как раскрывшаяся сфера разума, как идея, объединяющая собой жизнь, познание и благо. Понятие, будучи конкретно-спекулятивным знанием, является органической тотальностью, живой смысловой субстанцией, субстанцией-субъектом, живой системой органических определений и взаимосвязей. Эта же линия, рассматривающая форму спекулятивного знания в понятии, представлена и Шлейермахером, который определяет спекулятив

ное знание как знание, где доминирующей формой является понятие, а суждение — только необходимым условием. Философское учение о спекулятивном знании непосредственным образом было связано со спекулятивной теологией (этическим теизмом И. Г. Фихте, спекулятивным теизмом Г. Ульрициидр.).

В философии 2-й пол. 19 в. наряду с отождествлением форм спекулятивного знания с понятием сосуществовали и иные трактовки, возрождавшие отождествление спекулятивного знания с интеллектуальной интуицией (напр., Ульрици полагал, что спекулятивное знание представлено в созерцании мирового единства и порядка, восполняя опыт), с идеей (Г. Тейхмюллер усматривал в спекулятивном знании постижение и оценку действительности, выражаемых в идеях), с гипотетическими компонентами любого знания (В. Вундт). Вместе с тем в этот же период началась критика самого допущения возможности спекулятивного знания. Одним из ярких критиков идеи спекулятивного знания был С. Кьеркегор, который рассматривал спекулятивную философию как фантастическое философствование о фантастических сущностях. Спекулятивное знание, по Кьеркегору, всегда предполагает замкнутость бытия и отлагается в системной форме. Спекулятивный мыслитель должен отвлечься от мирских забот и вовлеченности в повседневное существование. Он должен элиминировать субъективные установки, склонности и предпочтения, притязая на постижение общезначимых, всеобщих, объективных истин в то время, как истина неразрывна с личным опытом мыслителя. Разрыв мышления от личного существования ведет к тому, что спекулятивное знание приобретает характер философской системы, снимающей все противоречия и парадоксы. В противовес спекулятивному знанию, с его системностью, объективностью, отрешенностью от вовлеченности в мир, Кьеркегор выдвигает идею личного опыта, основанного на вере и на утверждении парадокса.

Критика спекулятивного знания представлена у Л. Фейербаха, подчеркнувшего его связь с теологией, а также у К. Маркса и Ф. Энгельса, которые увидели в нем форму отчуждения от человека его собственных достижений и ориентировали философию на осмысление как эмпирического опыта наук, так и теоретического знания.

В философии 20 в. противоборствуют две линии: линия критики прежней метафизической философии как спекуляшвного знания о сущем (она представлена в таких альтернативных течениях, как фундаментальная онтология М. Хайдеггера, и неопозитивизм А. Айера, Р. Карнапа и др.) и линия, отстаивающая важную роль спекулятивного знания при определении философии (она представлена, напр., Б. Кроче, Р. Дж. Коллингвудом, Д. Сантаяной, А. Н. Уайтхедом и др.). Яркими критиками спекулятивной философии в русской философии были В. С. Соловьев, И. А. Ильин, В. Ф. Эрн и др. В философии постмодернизма (М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида) духовная рациональность вообще и философия в частности связываются с заботой о самом себе и оказываются вовлеченными в движение и историческое изменение дискурсивных практик, в т. ч. практик аскезы и самореализации, включенных в мир повседневности, принципиально не допускающий дистанцирования знания от опыта и повседневного существования. Знание оказывается имманентным дискурсивным практикам, утрачивая не только направленность на трансцендентность, но и спекулятивность.

Если же философия рассматривается как рефлексия над основаниями и универсалиями культуры, то отношение философии к действительности опосредовано теми формами ее освоения, которые представлены во всех формах дискурсивных практик, прежде всего в науке, искусстве, духовно-практическом освоении мира. Философия имеет дело с действительностью не непосредственно, а лишь через те формы духовнопрактического освоения мира, которые развиты человечеством. Лишь поскольку философия опосредована и рефлексивна в своем отношении к действительности, постольку она спекулятивна. Ее спекулятивность отнюдь не в том, что она воспаряет над опытом науки и дискурсивными практиками, а в том, что она тематизирует, анализирует и критикует наличный опыт и существующие дискурсивные практики, открывая новые пласты смысла в них и новые горизонты перед ними. Философия сама предстает как форма дискурсивной практики, причем весьма своеобразной, коль скоро она превращает остальные формы опыта и дискурсивных практик в объект своего исследования, своей рационализации, критики и рефлексии. Эта специфическая рефлексивная форма дискурсивной практики не может заимствовать свои методы и методики из эмпирических и теоретических наук, а постоянно формирует, уточняет, корректирует, радикально трансформирует рефлексию и осмысление дискурсивных практик в понятийно-рациональной форме.

Лит.: Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1—2. M., 1918 (2-е изд. СПб., 1994); Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал.— Соч., т. 1. M., 1988; Эри В. Φ. Борьба за Логос. М., 1911 ; Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963; Огурцов А. П. От натурфилософии к теории науки. М„ 1995; Leisegang H. Denkformen. Lpz., 1928; OberhuberH. Die Geltungsgrundlage metaphyscher Lirteile. Lpz., 1928.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

1.Запишитеслово пропущенное в таблице:

Формы духовной культуры

определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов.

Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Ислам, монотеизм, иудаизм, католицизм, христианство.

4. Выберите верные суждения о мировых религиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) распространение по всему миру;

3) распространение среди людей одной национальности;

4) независимость от национальности;

5) большое количество верующих.

5. Выберите верные суждения об искусстве как форме духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.

2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.

3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.

4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.

5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.

6. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы духовной культуры

Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире

Образное осмысление действительности

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Мораль, искусство, образование, духовная сфера, наука, религия

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают функции религии.

4. Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.

2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.

3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.

4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.

5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

5. В семье исповедуют мусульманство? Запишите цифры, под которыми указаны особенности данной религии.

1) Достижение состояния нарваны.

2) Хадж в Мекку, к святым местам.

3) Ежедневная 5-тикратная молитва с 7 лет.

4) Соблюдение поста в Рамазан.

5) Священная книга Типитака.

6) Поклонение Иисусу.

6. Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.

2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.

3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.

5) Искусству свойственны рациональность и системность.

7. Выберите суждения, которые характеризируют религию как феномен культуры.

1) Религиозные доктрины описывают и объясняют природные и социальные явления.

2) Религия утверждает идеи сотворенности мира.

3) Религия формирует эстетическое освоение окружающего мира.

4) Религия создает систему норм и предписаний поведения человека в обществе.

5) В основе религии лежит достоверное долгосрочное прогнозирование развития.

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ Ответы.docx

Выбранный для просмотра документ вариант 1.docx

Духовная сфера жизни общество. Вариант 1.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности

Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Знания; мировоззрение; ценности; установки; убеждения.

3.Ниже приведёт перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются основными элементами духовного мира человека.

1) познание; 2) эмоции; 3) чувства; 4) мировоззрение; 5) производственные навыки; 6) нравственные ценности; 7) вера; 8)естественные потребности.

Найдите два термина выпадающих из общего ряда , и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4.Выберите верные суждения, относящиеся к такому явлению в духовной жизни общества, как диалог культур, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Происходит взаимообогащение социального опыта различных народов.

2) Осуществляется обмен духовными и материальными ценностями.

3) Усиливается изоляция и происходит консервация отдельных национальных культур.

4)Национальные культуры не нуждаются во взаимодействии и являются самодостаточными.

5)Происходит развитие национальных культур и усиливаются процессы национальной интеграции.

5.Установите соответствие между отраслями культуры и признаками, которые характерны для произведений, созданных в рамках этих отраслей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки отрасли культуры

А) образность 1) наука

Б) логическая целостность 2) искусство

В) художественный язык

Г) чувственно- эмоциональное отражение мира

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Z активно развивается образование. Найдите в приведённом списке позиции, характеризующие основные тенденции в современного общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) усиление сословности образования

2) увеличение продолжительности сроков получения образования

3) создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья

4) академическая мобильность студентов и преподавателей

5) политизация и идеологизация образования

6) ограничение доступа к получению образования по религиозному критерию

7.Выберите верные суждения о мифологическом познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истина сообщается в процессе повествования.

2) Содержание истины доносится до людей через священные писания и религиозные учения.

3) Знание является результатом целенаправленной деятельности.

4) Знание представляет собой элементы коллективного социального опыта в сочетании с распространёнными религиозными взглядами, боги обладают человеческими достоинствами и недостатками.

5) знание существует в форме специально созданных художественных образов.

8.Установите соответствие между структурными элементами и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Структурные элементы духовного характеристики

мира человека 1) субъективные переживания по поводу поступков, событий

А) познание и явлений действительности

Б) эмоции 2) система взглядов, понятий о человеке и своём месте в нём
В) чувства 3) формирует интеллект человека, определяет способность

Г) мировоззрение получать и усваивать информацию

4) длительные эмоциональные состояния, имеющие чётко

выраженный предметный характер

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) Цель художника получить доход от продажи картины.

2)Данное произведение требует от зрителя определённых знаний, развитого воображения. Это искусство не для всех.

3) Произведения характеризуются простотой содержания и доступностью для неискушённого зрителя любого возраста.

4) Автор использует различные художественные приёмы, понятные не всем зрителям.

5)Данное произведение относиться к массовой культуре.

6) Цель художника- самореализация.

10.Особым и наиболее древним видом познания является народная мудрость. Найдите в предложенном списке высказывания, в которых проявляется народная мудрость. Запишите цифры, под которыми они указаны.

11. Выберите верные суждения, в которых называются особенности, отличающие научное познание от других видов человеческого познания. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

1) В результате научного познания происходит теоритическое обобщение фактов.

2) Отличительным признаком научного познания является констанция протекания отдельных событий.

3) Научное познание характеризуется образностью и оригинальностью отражения объективной реальности.

4) Научное познание всегда стремиться получить объективное истинное значение.

5) Для научного познания характерна направленность на выявление закономерностей и установление причин процессов и явлений.

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбранный для просмотра документ вариант 2.docx

Духовная сфера жизни общества. Вариант 2

1.Запиши слово ,пропущенное в таблице.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для остальных представленных понятий. Запишите это слово. Наблюдение; эксперимент ;метод познания; анкетирование; интервьюирование.

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формами познания.

1) классификация; 2) ощущение; 3) абстракция; 4)восприятие; 5) умозаключение; 6) суждение.

4.Выбирите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство выявляет и изучает общие закономерности развития природы и общества.

2) Язык искусства включает в себя термины, суждения, умозаключения, научные законы и теории.

3) Художественный образ – средство познания мира искусством.

4) Задача искусства состоит в объективном отражении действительности, вымысел не допускается.

5) Произведения искусства всегда несут определённый эмоциональный заряд, воздействуют на чувства и настроения людей.

5.Установите соответствие между формами ненаучного знания и их характеристиками: к каждой позиции ,данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Формы ненаучного познания Характеристики

А) донаучное 1)строится на основе условного принимаемого правила и

Б) лженаучное целей

В) паранаучное 2) несовместимо с имеющимся научным знанием, хотя

Г) игровое могут применяться научные методы познания

Д) познание средствами искусства 3) сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки

4) основой является художественный образ

5) является предпосылкой научного знания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. В стране Z активно развивается наука. Найдите в приведённом списке примеры, иллюстрирующие прогностическую функцию науки в обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экологи предупредили об опасных последствиях обмеления Азовского моря.

2)Учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали его серийное производство.

3) Финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы.

4)Поля агрофирмы засеяли новыми сортами пшеницы, устойчивым к резким изменениям климата.

5) Метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах. После зимних холодов сразу наступает летняя жара.

6) учёные высказали новую гипотезу происхождения жизни на Земле.

7. Выберите верные суждения о тенденции гуманитаризации в развитии современного образования и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В профильной школе осуществляется ранняя профессиональная организация школьников.

2) В российских школах реализуется программа создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3) Школы оснащаются современными компьютерами и подключаются к Интернету.

4) В учебные планы введены дополнительные курсы по правоведению и основам политологии.

5) В школах регулярно проводятся олимпиады по экономике и праву.

8. Установите соответствия между признаками и формами (областями) духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки Формы (области) духовной культуры

А) эстетические оценки социальных явлений 1) мораль

Б) доказательность, логичность, 2) наука

проверяемость на практике 3) искусство

В) создание художественного образа

Г) регулирование поведения людей на

Основе общественного мнения

Д) выстраивание целостной системы

9.Выберите из приведённого ниже списка примеры высказываний, относящихся к абсолютному истинному знанию, и запишите цифры ,под которыми они указаны.

1) Пётр I родился в 1672 году. он был сыном жены Алексея Михайловича Натальи Кирилловны Нарышкиной.

2)Земля имеет форму правильного шара.

3)Земля вращается вокруг Солнца.

4) Атом- структурный элемент любого вещества, он является неделимым.

5) Вода- это жидкость.

6) Все живые существа поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

10.Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической нестабильности.

2) сбор статистических данных путём анкетирования.

3)разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей.

4) описание случаев социальной дифференциации населения.

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов.

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости.

11. Выберите верное суждение, в которых характеризуется теоретический уровень научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Геодезисты проводят контрольные измерения поверхности.

2) Астрономы выдвинули гипотезу о звезде- близнеце у Солнца.

3) Программисты создали логическую модель базы данных.

4) Зоологи описывают поведение слонов в естественной среде обитания.

5) Для изучения свойств нового вещества химики провели ряд лабораторных опытов.

12.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущены ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбранный для просмотра документ вариант 3.docx

Духовная сфера жизни общества. Вариант 3.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Вера; догмы; заповеди; религия; храмы; культ.

3.Ниже перечислены наиболее распространённые в современном мире религии. Все они , за исключением двух. Имеют статус мировых религий.

1) буддизм; 2) иудаизм 3) христианство 4) ислам 5) синтоизм.

4.Выберите верные суждения об абсолютной истине и запишите цифры , под которыми они указаны.

1)Абсолютная истина представляет полное исчерпывающее значение о предмете познания.

2) Абсолютная истина носит субъективный характер, зависит от условий и инструментов познания.

3) Абсолютная истина может измениться в процессе дальнейшего познания, устаревать и отмирать.

4) Абсолютная истина субъективное знание.

5) Абсолютная истина- это полное совпадение предмета познания и мысли о нём.

5.Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры Формы культуры

Б) выставка картин художников- авангардистов 2) элитарная

В) праздник Ивана Купалы

Г) концерт органной музыки 3) массовая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6.Сегодня три религии имеют статус мировых. Найдите в приведённом списке характеристики мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)большое число последователей во всём мире

2)являются основой религиозной жизни отдельных народов

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в истинность религиозных учений без предоставления доказательств

6)носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

7.Выберите верные суждения о тенденции гуманизации в развитии современного образования и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При составлении учебных планов и программ, выборе методики преподавания учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

2) Создаётся доступная образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3) В образовательном процессе применяются информационно-коммуникативные технологии и Интернет.

4)В учебном плане образовательного учреждения усилен блок гуманитарных дисциплин.

5) В школах выявляются профессиональные предпочтения обучающихся и ведётся профориентационная работа.

8. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные факты Формы культуры

А) празднование Масленицы 1) массовая

Б) сленг, особый стиль одежды 2) народная

В) тюремный жаргон 3) делинквентная

Г) рекламный ролик 4) субкультура

Д) анекдоты на тему армии 5) элитарная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Люди, занимающиеся научной деятельностью, обладают научным мышлением. Выберите из приведённого ниже списка особенности научного мышления и запишите цифрами, под которыми они указаны.

1) эмоциональная содержательность

2) непротиворечивость, доказательность, системность

3)формализация (использование специальных терминов, категорий, условных обозначений, формул)

4) высокий уровень обобщения и абстрагирования

5) относительность, противоречивость

6) догматизм и бездоказательность

10. Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры , под которыми указаны выбранные элементы ответа.

1) Авторы используют в фильме народную музыку и эпические сюжеты.

2) СМИ представили фильм как удачный коммерческий проект.

3) Фильм интересен только узкому кругу знатоков и ценителей.

4) Одной из главных целей создателей фильма было самовыражение.

5) Понимание фильма не требует специальной подготовки.

6) Фильм рассчитан на усреднённый потребительский вкус.

11.Выберите верные суждения о процессе гуманитаризации образования. Запишите цифры под которыми они указаны.

1) Гуманитаризация образования проявляется прежде всего в учёте индивидуальных особенностей обучающихся.

2) В рамках гуманитаризации образовательного процесса происходит сокращение учебного времени на музыкальное и художественное образование.

3) Компьютеризация образовательного процесса является следствием гуманитаризации в образовании.

5) В средне общеобразовательной школе повышенное внимание уделяется изучению иностранных языков.

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может использовано только один раз.

Читайте также: