Осознание себя как гражданина россии формирование чувства гордости за свою родину

Обновлено: 25.06.2024

* Гражданство - это принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

* Патриотизм - в переводе с греческого означает соотечественник, родина, отечество. А по отношению к человеку - чувство принадлежности к Родине, Отечеству, стране, где он родился, и ее гражданам; любовь к Отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделили основные педагогические задачи по формированию у детей патриотических чувств.

  • учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
  • познакомить боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к защитникам на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
  • обогатить знания детей о науке и космосе;
  • дать знания детям о Российской армии, воспитывать желание быть храбрыми, сильными;
  • посеять и взрастить в детской душе семена любви и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага;
  • создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
  • побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с историей города, с его достопримечательностями;
  • воспитывать любовь, гордость к Родине, познакомить с символами государства, с историей Москвы;
  • на основе расширения знаний воспитывать уважение к людям труда - хлеборобам, хлебопекам. - обобщить и систематизировать знания о хлебе, процессе его выращивания и изготовления;
  • воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Для решения этих решения задач созданы следующие условия:

o подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

o используем информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиопроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).

Во время подбора нужных материалов к мероприятиям учитываем индивидуальные способности каждого ребенка, использовали следующую методическую литературу:

Наши основные принципы работы с дошкольниками.

1. Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.

2. Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.

3. Принцип индивидуального подхода к детям - патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.

4. Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

5. Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.

6. Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

7. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

8. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии:

• личностно - ориентированный подход к детям;

• личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);

• игровые методы и приемы.

При подготовке к занятиям придерживаемся таких видов мотивации:

* социальной - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

* содержательной - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;

* прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является формирование у ребенка чувства языка. Прежде чем учить детей, мы взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи.

  • Правильность - соответствие речи языковым нормам.
  • Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.
  • Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
  • Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • Выразительность - особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.
  • Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

При строгом соответствии содержания речи взрослых, которые окружают детей, дома и в детском учреждении, постоянном совершенствовании качества речи будет осуществляться развитие правильной речи у дошкольников и приобщение ребенка к родному слову.

Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей. Сотрудничество с семьей осуществляли в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребенка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывали об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывало у воспитанников сильные эмоции, заставило сопереживать.

Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства.

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

У детей появились не только представления об их городе и стране, в котором они живут, но и возникает чувство их сопричастности к важным происходящим событиям, расширились представления о государственных праздниках Дети стали намного добрее, вежливее, с еще большим уважением стали относиться к взрослым, к друг - другу.

Мы восторгаемся своим великим и могучим Отечеством, в котором растут и наши дети. И с большой уверенностью говорим, что все знания, которые мы дали детям вызвали у них чувство достоинства, чувство восторга, гордости за свою Родину Россию.

Это ты моя Русь державная,

Моя Родина православная!

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности дошкольника

Гражданско-патриотическое воспитание, формирование духовно- нравственных качеств личности ребёнка - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки духовно- нравственных качеств личности ребёнка, его гражданско-патриотических чувств.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Для достижения максимально положительных результатов воспитания гуманной, духовно- нравственной личностипедагогу необходимо учесть ряд принципов:

- Принцип личностно-ориентированного общения.

Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.

- Принцип тематического планирования материала.

Материал для изучения ведётся по тематическим блокам (лексическим темам недели, тематическим дням): родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.

- Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, использование ИКТ.

- Принцип последовательности - планирование изучаемого познавательного материала последовательно.

- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, что формирует желание выполнять различные виды детской деятельности, побуждает стремиться к достижению результата.

Очень важно для педагога разработать содержание тематического планирования материала, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, позволяет устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы должны быть связаны между собой тематически и представлять целостную картину сведений о родном крае, культуре,родной стране - России:

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Дети получают краеведческие сведения о родном городе, истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей и родителей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. Знакомясь с родной природой, дети получают сведения о России, природе родного края, реках, растениях, животном мире; учатся эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно.

Дети получают географические сведения о территории России,знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

Большое значение имеет правильно организованная предметно - развивающая среда. В группе обязательно должны быть оформлены уголки гражданско-патриотического воспитания, созданы условия для свободного доступа детей с целью пополнения знаний о родном крае, городе, стране. могут быть наборы наглядно - иллюстративного материала, фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России, панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; фотоальбомы, папки- передвижки, фото- книги. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тем.

Формы работы по формированию чувств патриотизма как духовно - нравственной ценности личности дошкольника могут быть самыми разнообразными, начиная с занятий по непосредственно образовательной деятельности, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов.

Большую роль играет совместная деятельность педагогов с детьми, так как формирование чувств патриотизма и нравственных ценностей личности ребёнка – это процесс ежедневного, постоянного общения взрослого и ребёнка, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели должны широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности - игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность необходимо включать беседы о родном городе, городах России, животных родного края, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания даёт большой эффект, именно поэтому большое внимание надо уделить занятиям по изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.

Мощный эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, которые способствуют формированию патриотических чувств,например:

Читайте также: