Особенности правового государства как института конфликторазрешения

Обновлено: 02.07.2024

Первым опытом теоретической рефлексии на тему социальных конфликтов и институтов их разрешения является античная философия. С древнегреческих философско-политических и правовых учений начинается первая фаза исторической эволюции научных представлений об институтах конфликторазрешения, которую уместно назвать философской предысторией конфликтологии. В рамках этой фазы выделяются три относительно самостоятельных исторических этапа накопления философских знаний об институтах конфлиторазрешения: 1) античный (с V в. до н. э. по V в. н. э.); 2) средневековый (с V в. до XVI в.); 3) этап эпохи Возрождения и Нового времени (с XVI в. до середины XIX в.).

В рамках первого этапа философы античной Греции и Древнего Рима обратили внимание на значение конфликтов в общественной жизни и на роль такого института, как государство, в их разрешении. Среди античных мыслителей в первую очередь нужно упомянуть Гераклита, который еще в VI в. до н. э. заметил, что все в мире рождается через распри, вражду и конфликты. Последние он рассматривал как непременное условие общественного развития. Позднее на эту же тему писал Эпикур, который утверждал, что разрушительные последствия столкновений людей в войнах и других междоусобицах вынудят их с необходимостью искать и находить мир и мирное существование посредством такого института, как государство. Причем он говорил о нем, как о добровольном договорном союзе людей ради взаимной безопасности и всеобщей пользы. Этот союз, по его мнению, должен основываться на таких принципах естественного права, как справедливость, равенство, свобода и независимость граждан. Для своего времени идея договорного государства, основанного на принципах права, была весьма прогрессивной. Хотя при этом Эпикур не назвал ту его форму, которая могла бы стать эффективным институтом конфликторазрешения.

Таким образом, следуя логике Цицерона, государство-республика осуществляет нормы естественного права на практике и тем самым превращается в реально действующий институт конфликторазрешения. Особенно примечательно то, что все перечисленные идеи были разработаны, можно сказать, на заре новой эры.

Таким образом, даже краткий анализ некоторых философских идей показывает, что разработка некоторых принципиальных положений теории институтов конфликторазрешения началась еще в условиях Античности и Средневековья. И хотя в основном объектом анализа мыслителей этого периода было государство, и они не задавались целью создать теорию институтов конфликторазрешения, но их вклад в разработку философских основ названной концепции не вызывает сомнений.

В отличие от Т. Гоббса, живший позднее его земляк Джон Локк полагал, что естественное догосударственное состояние человеческого сообщества характеризовалось неограниченной свободой всех без исключения людей. На этой почве между людьми стали возникать разнообразные конфликты из-за собственности и имущественных споров. Договорное государство, учрежденное людьми для авторитетного и беспристрастного разрешения подобных проблем, должно быть, по его мнению, особым образом устроено. Речь идет о разделении властей, согласно которому в государстве основные формы власти – законодательная, исполнительная и другие – должны быть представлены разными институтами, а также равноправны и самостоятельны. Для того чтобы государство не выходило за пределы своих полномочий, подданные должны делегировать ему не все свои права и полномочия. По его мнению, люди передают государству лишь тот комплекс полномочий, который необходим и достаточен для успешного исполнения своих функций, среди них существенное значение имеет предупреждение и разрешение многочисленных конфликтов. При этом за собой люди должны оставлять такой объем прав, свобод и полномочий, который должен быть больше переданных государству и достаточен для контроля последнего. В этом Дж. Локк усматривал условие недопущения злоупотреблений властью чиновниками государства и связанных с ними конфликтов.

В этом же смысле истолковывал принцип разделения властей французский мыслитель Шарль Монтескье, который сформулировал классическую триаду равноправных и уравновешивающих друг друга институтов государственной власти: парламент, правительство, суд. В первом сосредоточивается законодательная и представительная власть. Во втором – исполнительная. В третьем – судебная. При этом парламент, по его мнению, должен быть собранием лучших представителей народа. Благодаря этому обеспечивается своевременное предупреждение и разрешение многих общественных конфликтов. Наилучшими формами государства, в которых возможно осуществление разделения властей, норм справедливого права и действительной свободы людей, он считал аристократию, монархию и демократию.

Во второй половине XVIII в. существенный вклад в становление теории конфликторазрешения был внесен великими представителями классической немецкой философии. И. Кант и Г. Ф. В. Гегель разработали основы концепций гражданского общества и правового государства, в которых они усматривали эффективные институты ограничения власти правовыми законами и тем самым предупреждения и разрешения многочисленных конфликтов в обществе. Более подробно эта проблематика, учитывая ее важность и актуальность, будет рассмотрена немного ниже. Особенное внимание в рассматриваемом контексте будет уделено институтам гражданского общества, назначение многих из которых напрямую связано с предупреждением, урегулированием и разрешением разнообразных социальных конфликтов.

Заключение
В ходе исследованиябыли получены следующие выводы:
1. Судебная власть является действенным средством регулирования общественных отношений, разрешения конфликтов правового характера, возникающих в обществе. Она удовлетворяет потребность общества в справедливости, равноправии и защите граждан от противоправных посягательств, в том числе, и со стороны самих органов государственной власти. Социальная роль судебной власти в демократичном обществе заключается в том, чтобы обеспечивать господство права при разрешении разного рода юридических конфликтов. Судебная власть оказывает ключевое воздействие на обеспечение верховенства закона, укоренение конституционализма.
2. Функции судебной власти осуществляются исключительно правовыми средствами, в правовом пространстве и направлены на реал .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности судебной системы РФ 5
1.1 Понятие, сущность и структура судебной системы РФ 5
1.2 Основные функции и задачи судебной системы РФ 9
Глава 2. Судебная система РФ как институт конфликторазрешения 16
2.1 Судебная власть РФ как инструмент разрешения конфликтов 16
2.2 Мировое соглашение в гражданском процессе как инструмент урегулирования конфликта 18
2.3 Совершенствование судебной системы РФ 23
Заключение 27
Список литературы 29

Введение

Введение
Сильная и независимая судебная власть является важнейшей гарантией формирования правового государства и гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека, осуществляется охрана прав и интересов личности, защита общества от произвола властей.
Таким образом, судебная деятельность, то есть деятельность органов судебной власти – один из основополагающих видов деятельности государства, без реализации которого не мыслимо существование ни одного общественного строя. Актуальность научных исследований судебной системы России обусловлена ее особой ролью в современной политической и государственной жизни нашей страны.
Объектом курсовой работы выступает судебная система в Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в анализе судебной системы РФ и ее особенностей как института конфликторазрешения.
Цель курсовой работы обусловила решение следующих задач:
1. Определение особенностей судебной системы РФ;
2. Анализ судебной системы РФ как института конфликторазрешения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В рамках первой главы рассмотрены особенности судебной системы РФ, дано определение понятиясудебной системы РФ, раскрыта его структура, определенасущность. Рассматриваются задачи и функции судебной власти, ее универсальный характер и независимость от других ветвей власти.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены судебная власть как инструмент разрешения конфликтов, мировое соглашение. Сформулированы предложения по совершенствованию судебной системы РФ.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Первым опытом теоретической рефлексии на тему социальных конфликтов и институтов их разрешения является античная философия. С древнегреческих философско-политических и правовых учений начинается первая фаза исторической эволюции научных представлений об институтах конфликторазрешения, которую уместно назвать философской предысторией конфликтологии. В рамках этой фазы выделяются три относительно самостоятельных исторических этапа накопления философских знаний об институтах конфлиторазрешения: 1) античный (с V в. до н. э. по V в. н. э.); 2) средневековый (с V в. до XVI в.); 3) этап эпохи Возрождения и Нового времени (с XVI в. до середины XIX в.).

В рамках первого этапа философы античной Греции и Древнего Рима обратили внимание на значение конфликтов в общественной жизни и на роль такого института, как государство, в их разрешении. Среди античных мыслителей в первую очередь нужно упомянуть Гераклита, который еще в VI в. до н. э. заметил, что все в мире рождается через распри, вражду и конфликты. Последние он рассматривал как непременное условие общественного развития. Позднее на эту же тему писал Эпикур, который утверждал, что разрушительные последствия столкновений людей в войнах и других междоусобицах вынудят их с необходимостью искать и находить мир и мирное существование посредством такого института, как государство. Причем он говорил о нем, как о добровольном договорном союзе людей ради взаимной безопасности и всеобщей пользы. Этот союз, по его мнению, должен основываться на таких принципах естественного права, как справедливость, равенство, свобода и независимость граждан. Для своего времени идея договорного государства, основанного на принципах права, была весьма прогрессивной. Хотя при этом Эпикур не назвал ту его форму, которая могла бы стать эффективным институтом конфликторазрешения.

Таким образом, следуя логике Цицерона, государство-республика осуществляет нормы естественного права на практике и тем самым превращается в реально действующий институт конфликторазрешения. Особенно примечательно то, что все перечисленные идеи были разработаны, можно сказать, на заре новой эры.

Таким образом, даже краткий анализ некоторых философских идей показывает, что разработка некоторых принципиальных положений теории институтов конфликторазрешения началась еще в условиях Античности и Средневековья. И хотя в основном объектом анализа мыслителей этого периода было государство, и они не задавались целью создать теорию институтов конфликторазрешения, но их вклад в разработку философских основ названной концепции не вызывает сомнений.

В отличие от Т. Гоббса, живший позднее его земляк Джон Локк полагал, что естественное догосударственное состояние человеческого сообщества характеризовалось неограниченной свободой всех без исключения людей. На этой почве между людьми стали возникать разнообразные конфликты из-за собственности и имущественных споров. Договорное государство, учрежденное людьми для авторитетного и беспристрастного разрешения подобных проблем, должно быть, по его мнению, особым образом устроено. Речь идет о разделении властей, согласно которому в государстве основные формы власти – законодательная, исполнительная и другие – должны быть представлены разными институтами, а также равноправны и самостоятельны. Для того чтобы государство не выходило за пределы своих полномочий, подданные должны делегировать ему не все свои права и полномочия. По его мнению, люди передают государству лишь тот комплекс полномочий, который необходим и достаточен для успешного исполнения своих функций, среди них существенное значение имеет предупреждение и разрешение многочисленных конфликтов. При этом за собой люди должны оставлять такой объем прав, свобод и полномочий, который должен быть больше переданных государству и достаточен для контроля последнего. В этом Дж. Локк усматривал условие недопущения злоупотреблений властью чиновниками государства и связанных с ними конфликтов.

В этом же смысле истолковывал принцип разделения властей французский мыслитель Шарль Монтескье, который сформулировал классическую триаду равноправных и уравновешивающих друг друга институтов государственной власти: парламент, правительство, суд. В первом сосредоточивается законодательная и представительная власть. Во втором – исполнительная. В третьем – судебная. При этом парламент, по его мнению, должен быть собранием лучших представителей народа. Благодаря этому обеспечивается своевременное предупреждение и разрешение многих общественных конфликтов. Наилучшими формами государства, в которых возможно осуществление разделения властей, норм справедливого права и действительной свободы людей, он считал аристократию, монархию и демократию.

Во второй половине XVIII в. существенный вклад в становление теории конфликторазрешения был внесен великими представителями классической немецкой философии. И. Кант и Г. Ф. В. Гегель разработали основы концепций гражданского общества и правового государства, в которых они усматривали эффективные институты ограничения власти правовыми законами и тем самым предупреждения и разрешения многочисленных конфликтов в обществе. Более подробно эта проблематика, учитывая ее важность и актуальность, будет рассмотрена немного ниже. Особенное внимание в рассматриваемом контексте будет уделено институтам гражданского общества, назначение многих из которых напрямую связано с предупреждением, урегулированием и разрешением разнообразных социальных конфликтов.

Конфликт – это противоборство двух или более сторон, которые имеют разные, зачастую взаимоисключающие, цели и интересы. Это наиболее острый способ разрешения противоречий.

Конфликт также представляет собой особый тип социального взаимодействия между субъектами, в которое вступают индивиды, группы и организации. Это своего рода часть социального бытия, форма взаимоотношений людей друг с другом. Конфликт обусловлен наличием антагонистических ценностей, норм, интересов и потребностей. Однако ряд конфликтов отличается тем, что их процесс урегулирован нормами права. Главной ценностью права является то, что оно способно управлять поведением людей, регулировать его с помощью системы государственного принуждения. Соответственно, право способно влиять и на социальные конфликты.

Действующее законодательство включает в себя нормы, процедуры, санкции, которые распространяются на всех людей, проживающих на определённой территории. При этом разные отрасли права регулируют различные сферы человеческого бытия:

  • Трудовое право регулирует трудовые правоотношения, то есть отношения, возникающие между работодателем и работниками.
  • Уголовное право регулирует правоотношения, которые возникли между лицом, совершившим преступление, и государством в лице компетентных правоохранительных органов. В связи с совершенным преступлением правонарушитель вынужден нести определённые лишения, вследствие чего и формируется конфликт.
  • Гражданское право регулирует взаимоотношения в личной, имущественной, семейной и других сферах.
  • Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере применения административных норм, взаимодействия с государственными органами и структурами и т.д.
  • Конституционное право регулирует конституционные правоотношения, то есть урегулированные нормами Основного закона. Например, в статье 2 Конституции РФ предусмотрены права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью государства. Исходя из содержания правонарушение представляет собой конфликт между людьми, в котором одна из сторон не соблюдает конституционные права и интересы другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Право позволяет управлять социальными конфликтами, разрабатывая особые правила по их урегулированию. Управление правоотношениями осуществляется за счёт применения правовых норм, объединяемых в институты. Контроль в данном случае достигается за счёт применения санкций, которые носят персонализированный характер в публично-правовой сфере, а в частноправовой сфере могут распространяться на группу лиц или на организации.

Конфликтологами достаточно хорошо изучены механизм и формы взаимодействия правовых норм и участников конфликта:

  • При данном взаимодействии право оказывается влияние на индивида, который является частью общества, влияние оказывается со стороны государства. Таким образом, проявляется так называемое воспитательное действие права.
  • Государство путём обозначения запретов вырабатывает также и приемлемые варианты поведения, которые одобряются государством.
  • Правовая норма характеризуется возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто её нарушает. При нарушении норм права в силу вступает специальный правоприменительный механизм в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, которые заняты в сфере применения права.
  • Правовое регулирование конфликтов позволяет сделать государственную систему более стабильной, определяя порядок разрешения конфликта, сроки его разрешения, тем самым, право является одной из самых эффективных систем для обеспечения стабильности общества.

Правовые технологии урегулирования конфликтов

Современные технологии урегулирования конфликтов в сфере права опираются на идеи примирения сторон, которые имеют противоположные интересы.

В правовой сфере люди также имеют противоборствующие интересы. Например, когда одно лицо совершает преступление в отношении другого, оно, тем самым, нарушает права и свободы другого человека, посягая на какие-либо сферы его жизни, на охраняемые объекты, на имущество и т.д.

Понятие конфликта связано с процедурой юридического разбирательства. Оно может быть осуществлено в различных формах полицией, налоговой инспекцией, арбитражем, в сфере гражданского и уголовного производства, путём парламентских или иных конституционных процедур.

Когда правоведы говорят о процедуре разрешения конфликтов, все чаще упоминается понятие альтернативной формы разрешении конфликтов. Оно означает не юридические способы решения проблемы. К таким формам относятся переговоры, примирение, посредничество.

Роль права в урегулировании конфликтов

При урегулировании конфликтов одними из норм, которые наиболее часто используются, являются конституционные нормы. Те положения, которые нашли отражение в Конституции России, закреплены также и в иных нормативных актах. По сути, нормативные акты разъясняют те положения, которые закреплены в Основном законе государства. Карающим субъектом является само государство в лице компетентных государственных органов. Конфликты в данной сфере затрагивают различные социальные, общественные, государственные интересы. Например, такое преступление, как терроризм, способно затронуть не только интересы отдельных граждан или групп граждан, а также интересы организаций, деятельность которых прекращается или не возможна в связи с осуществлением теракта. Кроме того, затрагивается безопасность государства, так как целью террористов является оказание влияния на государственные органы с целью заставить их принять какое-либо решение, выгодное для террористов.

Именно поэтому за любые проступки в сфере права предусмотрены правовые меры воздействия на нарушителей. Ведущим субъектом преодоления конфликтов является суд. Однако у судебного производства есть свои особенности, преимущества и недостатки. Так, процедура судопроизводства подробно регламентирована нормативными актами, потому любой человек, обратившись в суд, изучив нормативную базу, может знать процедуру

Также возможно применение арбитражного порядка урегулирования споров, негосударственного порядка, в том числе применение услуг медиатора. Переговоры также являются средством разрешения конфликтов.

Читайте также: