Основные идеи социалистов утопистов и как они их осуществляют

Обновлено: 30.06.2024

Утопический социализм - это термин, часто используемый для описания первого течения современного социализма и социалистической мысли, примером которого являются работы Анри де Сен-Симона , Шарля Фурье , Этьена Кабе и Роберта Оуэна . Утопический социализм часто описывается как представление видений и схем воображаемых или футуристических идеальных обществ, причем положительные идеалы являются основной причиной движения общества в таком направлении. Более поздние социалисты и критики утопического социализма рассматривали утопический социализм как не основанный на реальных материальных условиях существующего общества, а в некоторых случаях как реакционный. Эти представления об идеальных обществах конкурировали с вдохновленными марксизмом революционными социал-демократическими движениями.

В качестве термина или ярлыка утопический социализм чаще всего применяется или используется для определения тех социалистов, которые жили в первой четверти XIX века, которым более поздние социалисты приписали ярлык утопий как уничижительный , чтобы подразумевать наивность и отвергайте их идеи как фантастические и нереалистичные. Похожая школа мысли, возникшая в начале 20 века, которая обосновывает социализм на моральных основаниях, - это этический социализм .

Одно из ключевых различий между социалистами-утопистами и другими социалистами, такими как большинство анархистов и марксистов, состоит в том, что социалисты-утописты обычно не верят, что для возникновения социализма необходима какая-либо форма классовой борьбы или социальной революции . Социалисты-утописты считают, что люди всех классов могут добровольно принять свой план развития общества, если он представлен убедительно. Они чувствуют, что их форма кооперативного социализма может быть установлена ​​среди единомышленников в существующем обществе, и что их небольшие сообщества могут продемонстрировать осуществимость их плана для общества.

СОДЕРЖАНИЕ

Определение

Мыслители, которых называли утопическими социалистами, не использовали термин утопические для обозначения своих идей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс были первыми мыслителями, которые назвали их утопическими, считая утопическими все социалистические идеи, которые просто представляли видение и отдаленную цель этически справедливого общества. Это утопическое мышление, которое содержало интегрированную концепцию цели, средств достижения указанной цели и понимания того, каким образом эти средства неизбежно будут получены посредством изучения социальных и экономических явлений, можно противопоставить научному социализму, который сравнивают с тейлоризмом .

Разработка

Неразвитость классовой борьбы, а также их собственное окружение заставляют социалистов такого рода считать себя намного выше всех классовых антагонизмов. Они хотят улучшить положение каждого члена общества, даже самого избранного. Следовательно, они обычно обращаются к обществу в целом, без различия классов; нет, по предпочтению, правящему классу. Ибо как могут люди, однажды поняв свою систему, не увидеть ее в лучшем плане наилучшего возможного состояния общества? Следовательно, они отвергают все политические и особенно революционные действия; они хотят достичь своих целей мирными средствами и стараются небольшими экспериментами, неизбежно обреченными на провал, и силой примера проложить путь новому социальному Евангелию.

С середины XIX века марксизм и марксизм-ленинизм обогнали утопический социализм по интеллектуальному развитию и количеству приверженцев. Когда-то почти половина населения мира жила при режимах, которые называли себя марксистскими. Такие течения, как сен-симонизм и фурьеризм, привлекли интерес многих более поздних авторов, но не смогли конкурировать с господствующими ныне марксистскими, прудонистскими или ленинскими школами на политическом уровне. Было отмечено, что они оказали значительное влияние на появление новых религиозных движений, таких как спиритизм и оккультизм .

В литературе и на практике

Сен-Симонианство было французским политическим и социальным движением первой половины XIX века, вдохновленным идеями Анри де Сен-Симона (1760–1825). Его идеи повлияли на Огюста Конта (который какое-то время был секретарем Сен-Симона), Карла Маркса , Джона Стюарта Милля и многих других мыслителей и социальных теоретиков.


Шарль Фурье (1772–1837) полностью отверг промышленную революцию и, следовательно, проблемы, которые с ней возникли. Фурье выдвигал различные фантастические утверждения об идеальном мире, который он себе представлял. Несмотря на некоторые явно несоциалистические наклонности, он внес значительный, хотя и косвенный, вклад в социалистическое движение. Его сочинения о превращении работы в игру повлияли на молодого Карла Маркса и помогли ему разработать свою теорию отчуждения . Также внесший вклад в феминизм , Фурье изобрел концепцию фаланстеров , единиц людей, основанных на теории страстей и их сочетания. Несколько колоний, основанных на идеях Фурье, были основаны в США Альбертом Брисбеном и Горацием Грили .


Утопическая социалистическая брошюра швейцарского врача социальной медицины Рудольфа Сутермейстера (1802–1868)

Связанные понятия

Некоторые сообщества современного преднамеренного общественного движения, такие как кибуцы, можно отнести к категории утопических социалистических. Некоторые религиозные общины, такие как гуттериты, относятся к категории утопических религиозных социалистов .

Бесклассовые способы производства в обществах охотников-собирателей марксисты называют примитивным коммунизмом , чтобы подчеркнуть их бесклассовый характер. Связанная с этим концепция - это концепция социалистической утопии, которая обычно изображается в художественных произведениях как возможные пути развития общества в будущем и часто сочетается с представлениями о технологически революционизированной экономике.

Известные социалисты-утописты

Известные утопические сообщества

Утопические общины существовали во всем мире. В различных формах и местах они постоянно существовали в Соединенных Штатах с 1730-х годов, начиная с монастыря Эфрата , религиозной общины на территории нынешнего округа Ланкастер, штат Пенсильвания.

Опираясь на знания, полученные из курса Всеобщей истории, сформировать у учащихся представления о предпосылках возникновения учений социалистов-утопистов на рубеже XVIII-XIX вв., об учениях А.Сен-Симона и Ш.Фурье, о взглядах и деятельности Р.Оуэна, о всемирно-историческом значении деятельности социалистов-утопистов.

Подвести учащихся к пониманию вклада учений и теорий социалистов-утопистов рубежа XVIII-XIX вв. в развитие общественной мысли как общечеловеческих ценностей; к пониманию того, что идейные и философские изыскания являются одной из высших ценностей общества.

Воспитывать в учащихся чувство социальной справедливости и идеалы социального равенства.

Развивать в учащихся умения:

оперировать историческими знаниями, применять их в новых ситуациях при рассмотрении развития обществознания в новое время; обосновывать достоинства и недостатки рассматриваемых теорий;

находить преемственность во взглядах ранних и поздних социалистов-утопистов, различия в понимании истории развития общества и идеалов общественного устройства;

анализировать различные источники знаний, выделять основные положения, идеи, конкретизировать их сущность, выявлять причинно-следственные связи в социальных процессах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Предпосылки возникновения социальных утопий на рубеже XVIII-XIX вв.

Материал для рассказа учителя.

Процесс становления капитализма и формирования индустриального общества проходил довольно болезненно. Разорялись ремесленники и крестьяне, положение рабочих было бедственным. Безработица и экономические кризисы способствовали новому подъему социально-утопических идей. Многие образованные люди разочаровались в новых капиталистических порядках. Они мечтали о построении справедливого общества, которое покончило бы с бедствиями простых людей.

С такими планами выступили утопические социалисты: французы Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, англичанин Роберт Оуэн.

Они критиковали капитализм, стараясь подчеркнуть его несправедливость. Каждый из них представил свой проект общества всеобщего равенства и показать его преимущества.

Первый уровень (репродуктивный).

а) Сен-Симон;
б) Мор;
в) Фурье;
г) Оуэн,
(Ответ: Т.Мор).

Расположите по старшинству:

а) Сен-Симон;
б) Мор;
в) Фурье;
г) Кампанелл;
д) Оуэн.
(Ответ: б, г, а, в, д).

  1. Что такое утопия?
  2. Почему именно в Англии и Франции раньше всех получили распространение идеи социалистов-утопистов?

Второй уровень (частичное преобразование).

“ С планами преобразования общественного строя, основанного на , а не на выступили утопические социалисты: , , ”.

(Ответ: общей пользе, эксплуатации и частной выгоде, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье).

2. Учения А.Сен-Симона и Ш.Фурье. Первый уровень (репродуктивный).

Как Ш.Фурье в своем идеальном обществе называл его ячейки:

а) коммуна;
б) ассоциация;
в) фаланга;
г)коллектив,
(Ответ: в).

Второй уровень (частичное преобразование).

Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково ваше отношение к этому принципу?

"Сен-Симон обличал такие пороки капитализма, как бесплановость производства, конкуренция,
обнищание широких масс, бедственное положение рабочих, призывал к развитию промышленности и плановому производству на научных основах в интересах угнетенных классов".

На основе текста составьте таблицу:

3. Взгляды и деятельность Р.Оуэна. Первый уровень (репродуктивный).

Как называется произведение Р.Оуэна, в котором он изложил свои взгляды на идеальное общественное устройство:

а) "Катехизис нового нравственного мира".
б) "Новый промышленный и общественный мир";
в) "О преобразовании европейского сообщества";
г) "О теории общественного устройства",
(Ответ: а).

  1. Кто из социалистов-утопистов рубежа XVIII-XIX вв. отрицал частную собственность? (ответ: Р. Оуэн).
  2. Кто из социалистов-утопистов пытался воплотить свои идеи в жизнь? (ответ: Р. Оуэн).

Второй уровень (частичное преобразование).

1. Р. Оуэн: "Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех.

Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вызываемыми ею по всему свету бесконечными преступлениями и горем; В принципе она столь же несправедлива, как и неразумна на практике.

В рационально устроенном обществе ее не будет существовать. Если в ней и была какая-нибудь потребность или если она и была полезна до того, как началось господство машин и химии, то сейчас она совершенно не нужна и является ничем на оправданным злом; ибо каждый человек от самых высокопоставленных до самых последних может быть в течение всей своей жизни, вследствие научно обоснованного общественного устройства, гораздо полнее обеспечен всем, что действительно полезно людям и что создает прочное счастье. "

Составьте комментарий к тексту. Выделите основную мысль. Ответьте на вопрос: "Как автор относится к частной собственности?"

  1. Как вы думаете, почему Оуэн отрицал частную собственность, Сен-Симон и Фурье - нет?
  2. Расскажите о попытках Р.Оуэна реализовать свои идеи на практике. Почему он потерпел неудачу?
  3. Всемирно-историческое значение деятельности социалистов-утопистов.

Материал для рассказа учителя.

Несмотря на несбыточность планов социалистов-утопистов их учения имели большое историческое значение. Они критиковали слабые места капитализма и в общем предсказали черты будущих социалистических преобразований общества. Утопический социализм предшествовал возникновению научного коммунизма.

Первый уровень (репродуктивный).

1. Утопический социализм стал одним из истоков:

а) либерализма;
б) консерватизма;
в) национализма;
г) научного коммунизма,
(Ответ: г).

2. Найдите лишнего:

а) Сен-Симон;
б) Фурье;
в) Гоббс;
г) Оуэн,
(Ответ: в).

Второй уровень (частичное реобразование).

1. Заполните пропуски в тексте:

"Социалисты-утописты дали яркую и убедительную критику ,показали ужасное положение ,бедствия капиталистической эксплуатации. Они предвидели и определили ряд черт будущего общества". (Ответ: капитализма, наемных рабочих, социалистического).

2. Из следующих утверждений верны:

А. "Утопический социализм - это донаучные учения о социалистическом преобразовании общества".

Б. "Идеи социалистов-утопистов не получили развития в последующих общественно-политических учениях".

а) А и Б;
б) ни А, ни Б;
в)только А;
г) только Б.
(Ответ А).

3. На основе текста охарактеризуйте особенности социализма-утопизма рубежа XVIII - XIX вв.

"Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущности наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества".

Третий уровень (творческий).

Урок-игра “Пресс-конференция”. Учащиеся готовятся за 2 недели. Трое (по собственному желанию с одобрения учителя) играют роли Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Остальные - журналисты, которые должны задавать им вопросы. Учитель оценивает по окончании урока учащихся, игравших роли Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Остальные должны дома к следующему уроку написать статью, на основании которой учитель оценит их работу.

Утопический социализм этот термин часто используется для описания первого течения современной социализм и социалистическая мысль на примере работы Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Этьен Кабе, и Роберт Оуэн. [1] [2] Утопический социализм часто описывается как представление видений и контуров воображаемых или футуристических идеальных обществ, причем положительные идеалы являются главной причиной движения общества в таком направлении. Более поздние социалисты и критики утопического социализма считали утопический социализм не основанным на реальных материальных условиях существующего общества, а в некоторых случаях - реакционным. Эти представления об идеальных обществах конкурировали с Марксист-вдохновленный революционный социал-демократический движения. [3]

Как термин или ярлык, утопический социализм чаще всего применяется или используется для определения тех социалистов, которые жили в первой четверти XIX века, которым поздние социалисты приписали ярлык утопистов как уничижительный чтобы подразумевать наивность и отвергать их идеи как фантастические и нереалистичные. [4] Подобная школа мысли, возникшая в начале 20 века, которая обосновывает социализм по моральным соображениям, является этический социализм. [5]

Одно ключевое различие между социалистами-утопистами и другими социалистами, такими как большинство анархисты и марксистов состоит в том, что социалисты-утописты обычно не верят ни в какую форму классовая борьба или же социальная революция необходимо для возникновения социализма. Социалисты-утописты считают, что люди всех классов могут добровольно принять свой план развития общества, если он представлен убедительно. [3] Они чувствуют, что их форма кооперативного социализма может быть установлена ​​среди единомышленников в рамках существующего общества, и что их небольшие сообщества могут продемонстрировать осуществимость их плана для общества. [3]

Содержание

Определение

Мыслители, которых называли утопическими социалистами, не использовали термин утопический сослаться на свои идеи. Карл Маркс и Фридрих Энгельс были первыми мыслителями, которые назвали их утопическими, ссылаясь на все социалистические идеи, которые просто представляли видение и отдаленную цель этически справедливого общества как утопические. Это утопическое мышление, которое содержало интегрированную концепцию цели, средств достижения указанной цели и понимание того, как эти средства неизбежно будут производиться посредством изучения социальных и экономических явлений, можно противопоставить научный социализм который был уподоблен Тейлоризм. [ нужна цитата ]

Это различие прояснилось в работе Энгельса. Социализм: утопический и научный (1892 г., часть более ранней публикации, Анти-Дюринг с 1878 г.). Считалось, что социалисты-утописты хотят расширить принципы Французской революции, чтобы создать более рациональное общество. Несмотря на то, что поздние социалисты называли их утопическими, их цели не всегда были утопическими, а их ценности часто включали жесткую поддержку научного метода и создание общества, основанного на научном понимании. [6]

Разработка

С середины XIX века марксизм и Марксизм-ленинизм обогнал утопический социализм по интеллектуальному развитию и количеству приверженцев. Когда-то почти половина населения мира жила при режимах, которые называли себя марксистскими. [10] Такие токи как Сен-симонианство и Фурьеризм привлекли интерес многих более поздних авторов, но не смогли конкурировать с доминирующим сейчас марксистом, Прудонист, или же Ленинский школы на политическом уровне. Было отмечено, что они оказали значительное влияние на появление новых религиозных движений, таких как спиритизм и оккультизм. [11] [12]

В литературе и на практике

Возможно, первый социалист-утопист был Томас Мор (1478–1535), писавший в своей книге о воображаемом социалистическом обществе. утопия, опубликовано в 1516 году. Современное определение английского слова утопия происходит из этой работы, и многие аспекты описания Утопии Мором были созданы под влиянием жизни в монастыри. [13]

Сен-симонианство было французским политическим и общественным движением первой половины XIX века, вдохновленным идеями Анри де Сен-Симон (1760–1825). Его идеи повлияли Огюст Конт (который какое-то время был секретарем Сен-Симона), Карл Маркс, Джон Стюарт Милл и многие другие мыслители и социальные теоретики.


Роберт Оуэн (1771–1858) был успешным валлийским бизнесменом, который тратил большую часть своей прибыли на улучшение жизни своих сотрудников. Его репутация выросла, когда он основал текстильную фабрику в г. New Lanark, Шотландия, финансируемый его учителем, утилитарный Джереми Бентам и введены сокращенный рабочий день, школы для детей и отремонтированное жилье. Он написал о своих идеях в своей книге Новый взгляд на общество который был опубликован в 1813 г. и Объяснение причины бедствия, которая пронизывает цивилизованные части мира в 1823 г. Он также основал Овенит Коммуна называется Новая Гармония в Индиана. Это рухнуло, когда один из его деловых партнеров сбежал со всей прибылью. Основным вкладом Оуэна в социалистическую мысль было представление о том, что человеческое социальное поведение не является фиксированным или абсолютным, и что у людей есть свободная воля для организации любого типа общества, которое они пожелают.

Шарль Фурье (1772–1837) отверг Индустриальная революция в целом и, следовательно, проблемы, которые с ним возникли. Фурье выдвигал различные фантастические утверждения об идеальном мире, который он себе представлял. Несмотря на некоторые явно несоциалистические наклонности, [ требуется разъяснение ] он внес значительный вклад, хотя и косвенно, в социалистическое движение. Его сочинения о превращении работы в игру повлияли на молодого Карла Маркса и помогли ему разработать его теория отчуждения. Также участник феминизм, Фурье изобрел понятие фаланстер, единицы людей, основанные на теории страстей и их сочетания. Несколько колоний, основанных на идеях Фурье, были основаны в США Альберт Брисбен и Гораций Грили.

Много Романтичный авторы, в первую очередь Уильям Годвин и Перси Биши Шелли написал антикапиталистический работает и поддерживает крестьянские революции в Европе в начале 19 века. Этьен Кабе (1788–1856) под влиянием Роберта Оуэна опубликовал в 1840 году книгу под названием Путешествие и приключения лорда Уильяма Карисдалла в Икарии в котором он описал идеал коммуналист общество. Его попытки сформировать настоящие социалистические сообщества на основе его идей через Икарийское движение не выжили, но одно такое сообщество было предшественником Корнинг, Айова. Возможно, вдохновлен христианство, он придумал слово коммунизм и оказал влияние на других мыслителей, включая Маркса и Энгельса.


Утопическая социалистическая брошюра швейцарского врача социальной медицины Рудольф Сутермайстер (1802–1868)

В Церковь Братства в Великобритании и Коммуна жизни и труда в России основывались на Христианский анархист идеи Лев Толстой (1828–1910). Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865) и Петр Кропоткин (1842–1921) писали об анархических формах социализма в своих книгах. Прудон написал Что такое собственность? (1840 г.) и Система экономических противоречий, или философия бедности (1847). Кропоткин написал Завоевание хлеба (1892) и Поля, фабрики и мастерские (1912). Многие анархистские коллективы сформировались в Испания, особенно в Арагон и Каталония, вовремя гражданская война в Испании были основаны на их идеях. Хотя ссылки на разные темы всегда полезны для максимального воздействия, анархизм не является производным утопического социализма, и большинство анархистов сочли бы ассоциацию, по сути, марксистским оскорблением, призванным снизить доверие к анархизму среди социалистов. [14]

Многие участники исторического кибуц движение в Израиль были мотивированы утопическими социалистическими идеями. [15] Огюстен Суши (1892–1984) провел большую часть своей жизни, исследуя самые разные социалистические сообщества и участвуя в них. Сучи написал о своем опыте в своей автобиографии. Остерегаться! Анархист! Поведенческий психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) опубликованы Уолден Два в 1948 году. Сообщество Twin Oaks изначально был основан на его идеях. Урсула К. Ле Гуин (1929-2018) написала в своей книге о бедном анархистском обществе. Обездоленные, опубликованный в 1974 году, в котором анархисты соглашаются покинуть свою родную планету и колонизировать едва пригодную для жизни луну, чтобы избежать кровавой революции.

Связанные понятия

Некоторые сообщества современного намеренное сообщество движение, такое как кибуцы может быть отнесен к категории утопических социалистических. Некоторые религиозные общины, такие как Гуттериты относятся к категории утопических религиозные социалисты. [16]

Бесклассовые способы производства в охотник-собиратель общества упоминаются как первобытный коммунизм марксистами, чтобы подчеркнуть их бесклассовый характер. [17] Смежная концепция - это концепция социалистической утопии, обычно изображаемая в художественных произведениях как возможные пути развития общества в будущем и часто сочетающаяся с представлениями о технологически революционизированной экономике.

Читайте также: