Оштрафуют ли плательщика если в течение года он уплачивал взносы с опозданием

Обновлено: 01.07.2024

Существует ли специальная процедура начисления штрафов самозанятому? На основании чего выносится данное решение? Есть ли возможность использовать 1 чек на две-три операции? Насколько важен срок давности?

Согласно российскому законодательству, плательщик налога на профессиональных доход должен информировать налоговую службу о всех своих доходах. При этом он обязан формировать специальный чек своим покупателям. Если плательщик этого не выполняет, то ФНС вправе оштрафовать его. При нарушении порядка выдачи чека действует статья 129.13 Налогового Кодекса России. Стоит обратить внимание на то, что нарушение по данной статье может быть связано с невыдачей чека или выдачей неправильного чека. А вот периоды выдачи чека оговариваются отдельно.

Чтобы разобраться в теме, нужно изучить часть 3 статьи 14 Федерального Закона от 27 ноября 2018 года - №422-ФЗ. В этой статье говориться о проведении исследования по формированию налогового режима, имеется ввиду НПД. Чек необходимо выдавать расчетный период, документ может быть цифровой или бумажный. Это относится к оплате наличкой или с использованием цифровых видов платежей.

Также стоит обратить внимание на то, что между покупателем и налогоплательщиком НПД может находиться посредник. Это указано в части 2 статьи 7, части 2 статьи 14 ФЗ. В данном случае посредник представляет собой лицо, которое набирает к себе на работу самозанятых. В правовом поле он действует как самостоятельное лицо, отдавая своим работникам часть денег. Также агент вправе получать средства.

Однако самозанятый должен понимать, что налоговая служба все равно должна знать о всех расчетах через посредника. Это значит, что налогоплательщику НПД необходимо известить инспекцию до девятого числа месяца. Тут важно помнить о налоговом периоде. Налоговики требуют предоставить им чек на посредника, то есть на сумму заработанных через него средств за тридцать дней. Но если по какой-то причине самозанятый этого не сделал, то ФНС штрафует по статье 129.13 Налогового Кодекса России.

Налоговая инспекция имеет право выписать штраф самозанятому в размере двадцать процентов от суммы, которую он не обозначил в документе или указал с опозданием, если самозанятый решил обмануть налоговую службу с чеком впервые. Если самозанятый повторно старается обмануть с чеками, то налоговая инспекция может потребовать всю сумму в виде штрафа.

Информацию о расчетах в чеке можно изменить посредством онлайн кассы. Это говорится в пункте 4 статьи 4.3 ФЗ от двадцать второго мая 2003 года - №54-ФЗ. Данный закон позволяет провести коррекцию документа. Также такой документ создается в случае неиспользования специального кассового оборудования в срок расчета или же с применением кассового аппарата, но с нарушением действующего закона. Тут важно отследить срок создания документа коррекции. Это нужно сделать между отчетами работы за сутки.

Что касается оформления документа коррекции, то это сделать можно в любое время. Такой документ можно пробить до создания отчета, если в течение смены не применялась специальное кассовое оборудование. Документ можно пробить и на следующий день, если была обнаружена лишняя сумма средств после создания отчета.

Каждая операция должна иметь свой оформленный документ коррекции, если во время смены не использовалась специальное кассовое оборудование. Это касается случая, когда информация не была отправлена специалисту фискальной службы. В данном случае лучше изучить самостоятельно письмо налоговой инспекции от седьмого декабря 2017 года № ЕД-4-20/24899. Если произошла техническая ошибка работы системы, то можно сделать документацию коррекции на сумму не проведенных действий. Посмотреть дополнительную информацию можно в письме федеральной инспекции от двадцатого декабря 2017 года № ЕД-4-20/25867.

Перед тем как узнать все о сроке исковой давности, необходимо исследовать гражданско-правовое поле России. Самый большой период составляет 3 года. В течение этого периода можно оспорить правонарушение по исковому заявлению. Однако закон не имеет силы на налоговые коммуникации.


В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

***

Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

Виды налоговых требований.

1. Требование о представлении документов (информации).

2. Требование о предоставлении пояснений.

3. Требование об уплате налога.

Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., - не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

Действия при получении требования

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку - дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

Штраф за несвоевременный ответ на требование

Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

Требование о представлении документов:

  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание - п. 2 ст. 126 НК РФ.

Требование о предоставлении информации:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Требование о предоставлении пояснений:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

Требование об уплате налога:

  • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

Основания для уменьшения штрафа

Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

По правилам, страховые взносы, включая пени, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию по установленным реквизитам до 15 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным. Исключение составляют те месяцы, когда 15-е календарно выпадает на выходной день, тогда последний срок — это следующий рабочий день. Во избежание просрочки платежей оплатите заблаговременно.

Чтобы не попасть на санкции, советуем прочитать статьи о том, когда платить и кому перечислять страховые взносы.

Оплату всех штрафных санкций регламентирует НК РФ (ст. 34 НК РФ). Страхователь несет административную ответственность и перечисляет пени за неуплату страховых взносов в 2020 году за просрочку основного платежа. Смотрите в таблице, за что еще последуют санкции:

Нарушение Штраф
Нарушение сроков оплаты отчислений Неустойка 5% от суммы неуплаченных взносов за каждый просроченный месяц в следующих рамках: не менее 1000 рублей и не более 30% от общей суммы отчислений (ст. 119 НК РФ). Дополнительный штраф за нарушенные сроки сдачи составляет 300-500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ)
Сознательное занижение налогооблагаемой базы или ошибочный расчет обязательных платежей 20% от неуплаченной суммы СВ (п. 3 ст. 120, п. 1 ст. 122 НК РФ)
Уплата в неполном размере или неуплата взносов вовсе 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ)
Умышленное нарушение сроков или полное игнорирование обязанности оплачивать СВ в ФСС От 20% до 40% от суммы неуплаченных отчислений (ст. 19 125-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (15.33 КоАП РФ)
Подача сведений на бумаге, а не в установленной электронной системе 200 рублей (п. 2 ст. 26.30 125-ФЗ)
При общей численности сотрудников свыше 100 человек отчет предоставлен на бумажном носителе, а не в ЭС 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ)
Нарушение сроков подачи или предоставление искаженных индивидуальных сведений в ПФР 500 руб. за 1 сотрудника (ст. 17 27-ФЗ), дополнительно взыскивается 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ)
Подача сведений персонифицированного учета в бумажном, а не в электронном виде при численности сотрудников более 25 человек 1000 рублей (ст. 17 27-ФЗ)

Налоговые нарушители за неуплату отчислений в особо крупных размерах (от 5 млн руб.) привлекаются к уголовной ответственности на основании ч. 1 ст. 10 УК РФ. Если организация сознательно не платит, то Следственный комитет заводит уголовное дело по ст. 199 УК РФ за непредоставление отчетности или указание ложных сведений в ней.

Сумма максимального штрафа за состав вышеуказанного преступления — 500 000 рублей, максимально предусмотренный уголовный срок — 6 лет. При выплате совокупной суммы вместе со штрафными санкциями после того как произведут расчет пени за несвоевременную уплату страховых взносов в 2020 году в Пенсионный фонд и другие инстанции, уголовная ответственность с правонарушителя снимается, но только при условии, что это было первое нарушение подобного характера.

Вышестоящие инстанции не вправе штрафовать организацию за нарушение сроков при условии своевременной сдачи установленных форм расчетов (письмо Минфина России № 03-02-07/1/31912 от 24.05.2017). В задачи инспектора входит только начисление пеней.

Как рассчитать сумму

Налоговики рассчитывают санкции за просроченный платеж как 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Если организация просрочила ежемесячный платеж на 1 календарный день, то санкций последовать не должно. Налоговые инспекторы начисляют взыскания со дня, следующего после срока уплаты, с учетом, что день платежа не является расчетным днем (письмо Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/39318).

Вот как рассчитать пени на страховые взносы в ПФР и ФСС по формуле:

  • П — пеня;
  • С — сумма отчислений, подлежащих к оплате;
  • Д — календарные дни просрочки;
  • СР — ключевая ставка рефинансирования.

Пример расчета

Разбивка по неуплаченной сумме, в руб.:

  • 73 226 — на обязательное пенсионное страхование;
  • 22 650 — на обязательное медицинское страхование;
  • 7544 — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Просрочка с 17.02.2020 по 24.02.2020 составила 7 календарных дней — исключаем день уплаты. Ставка рефинансирования на момент перечисления средств — 6,0%. В итоге:

  • ОПС: 73 226 × 7 × 6,0% / 300 = 102,52 руб.;
  • ОМС: 22 650 × 7 × 6,0% / 300 = 31,71 руб.;
  • ВНиМ: 7544 × 7 × 6,0% / 300 = 10,56 руб.

В какие сроки платить

Основание для перечисления штрафных санкций — уведомление от ИФНС. В нем же прописан срок уплаты пени за просрочку страховых взносов в 2020 году. Законодательно установленного периода для перечисления такого платежа нет.

Но есть срок исковой давности. Если налогоплательщик не заплатил пеню вовремя, налоговая инспекция вправе подать в суд для взыскания штрафной суммы. Период, отведенный для обращения в суд, является сроком исковой давности. Если представители инспекции не начали судебное разбирательство с плательщиком, долг признают безнадежным и списывают.

Как правильно оплатить

Плательщик вправе погасить неустойку самостоятельно (если знает, что он просрочил платеж) или оплатить штраф по требованию из налоговой инспекции. Вот как оплатить пени по страховым взносам в 2020 году:

  1. Получить уведомление от ИФНС.
  2. Проверить сумму платежа — рассчитать взнос по формуле.
  3. Заполнить платежное поручение и перечислить требуемую сумму в территориальную налоговую инспекцию.

Сумму неустойки надлежит отразить в бухгалтерском учете. При отсутствии нормативных документов, регламентирующих вид записи просроченных отчислений в бухучете, организация-плательщик вправе сама определить вид бухгалтерской записи.

Проводки

Содержание операции

Для коммерческих организаций и НКО

Для бюджетных учреждений (инструкции 157н, 174н)

Дт 0.401.20.292 Кт 0.303.05.731

Начисление пеней и штрафов по страховым взносам

Дт 0.303.05.831 Кт 0.201.11.610

Уплата образовавшейся неустойки

Как заполнить платежку

Платежные поручения на оплату неустойки практически ничем не отличаются от взаиморасчетов с контрагентами. Но есть ряд нюансов:


Какие КБК указать в 2020 году

А вот какие КБК надлежит ставить в платежке на уплату пеней в налоговую:

  • на обязательное пенсионное страхование: 182 1 02 02010 06 2110 160;
  • на обязательное медицинское страхование: 182 1 02 02101 08 2013 160;
  • на временную нетрудоспособность и материнство: 182 1 02 02090 07 2110 160.

Пени на травматизм перечисляйте в ФСС по такому коду: 393 1 02 02050 07 2100 160.

Что последует за неуплату пеней

Если вы не оплатите сумму, требуемую налоговой, штрафа не последует. Инспектор увеличит сумму пеней до полной оплаты. Если плательщик проигнорирует все уведомления, ИФНС вправе подать иск и взыскать платеж в судебном порядке.

Если пени начислены и уплачены с ошибками

Плательщик провел некорректный расчет и перечислил неправильную сумму в бюджет. Что делать дальше? Уточните у инспектора, переплатили вы или недоплатили. Если образовалась переплата, напишите письмо о зачете излишка на будущий период. Если вы недоплатили пени за несвоевременное перечисление страховых взносов, рассчитайте и уплатите остаток в ИФНС.

При технических ошибках (неправильно указан ИНН или КПП, некорректно заполнены поля 104, 106-109) делать ничего не придется. Система автоматически уточнит платеж и направит его на нужный счет бюджета.

Если вы ошиблись в платежных реквизитах, оплату не примут. Пишите письмо об отмене транзакции в банк или о возврате неверно уплаченной суммы в Федеральную налоговую инспекцию. Не дожидаясь возврата, отправьте заново корректный платеж.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: