Ощущение обязанности как называется

Обновлено: 25.06.2024

Чувство обязанности беспрерывно изменяется, и если терять из виду эту изменчивость, то временами можно подумать даже, что оно исчезает просто потому, что меняется. Именно это происходит те­перь в нашем французском обществе. Я поражен тем, что в настоя­щее время во многих сознаниях преобладает другой аспект морали, аспект желаемости. Можно уловить причины этого.

В самом деле, для того чтобы чувство обязанности полностью проявилось, необходимо, чтобы существовала твердо установленная, непререкаемая мораль. А теперь традиционная мораль подорвана, и никакая другая не сформировалась, чтобы занять ее место. Старые обязанности потеряли свою власть, и мы не видим пока ясно и опре­деленно, каковы наши новые обязанности. Противоположные идеи разделяют умы. Мы переживаем период кризиса. Неудивительно поэтому, что мы не ощущаем столь же повелительных моральных правил, как в прошлом; они не могут казаться нам столь же возвы­шенными, поскольку они отчасти не существуют. Из этого следует, что мораль представляется нам не столько как кодекс обязаннос­тей, не как четким образом обязывающая нас дисциплина, сколько как привлекающий нас идеал, различаемый, но еще не очень опре­деленный. Движущая сила моральной жизни состоит не столько в чувстве уважения к безусловному императиву, сколько в чем-то вроде стремления к цели возвышенной, но смутной. Но мы вновь видим, что нам следует относиться с недоверием к выводам, кото­рые соблазнительно делать на основе столь кратковременного и по­верхностного опыта.

Но после этих замечаний я подхожу к сути вопроса, заданному мне господином Жакобом.

Да, конечно, я считаю необходимым сохранять священный характер морали, и не потому, что это, на мой взгляд, отвечает тому или иному стремлению, которое я разделяю или ощущаю, а потому, что это дано мне в фактах. Учитывая, что мораль по­всюду в истории предстает как несущая на себе печать религи­озности, невозможно, чтобы она полностью утратила эту особен­ность, иначе она перестала бы быть самой собой. Факт не может лишиться одного из своих существенных атрибутов, не изменив свою природу. Мораль не была бы больше моралью, если бы в ней не оставалось ничего религиозного. К тому же ужас, внуша­емый нам преступлением, во всех отношениях подобен тому ужа­су, который святотатство внушает верующим; а уважение, внуша­емое нам человеческой личностью, очень трудно отличить, за исключением каких-то нюансов, от уважения, которое приверже­нец любой религии испытывает к вещам, являющимся с его точ­ки зрения священными. Но это священное, на мой взгляд, может "Ыть выражено, и я стараюсь его выразить в светских понятиях. И в этом, в общем, состоит отличительная черта моей позиции, место того чтобы игнорировать и отрицать вместе с утилита­ристами то религиозное, что есть в морали, вместо того чтобы ипостазировать эту религиозность в форме трансцендентного существа вместе со спиритуалистской теологией, я берусь перевести ее на рациональный язык, не лишая ее при этом ни одной из ее специфических характеристик. Вы можете заметить, что с этой точки зрения сделанное вами возражение бьет мимо цели, так как по отношению к тому священному, существование кото­рого я утверждаю, мое светское мышление полностью сохраня­ет свою независимость.

Но возможно ли осуществить подобное начинание? Не будет ли оно скорее, как вы, по-видимому, думаете, противоречиво в своей основе?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо несколько более четко определить это понятие о священном; при этом я не надеюсь так просто, мимоходом, дать ему строгое определение. Но здесь возможно, по крайней мере, зафиксировать некоторые признаки, позволяющие мне объяснить свою точку зрения.

Прежде всего я хочу заметить, что вы, по-видимому, отожде­ствили понятие священного с идеей обязанности, с категориче­ским императивом. На этом отождествлении нужно было бы спе­циально остановиться. Понятие императива совсем не является подлинным признаком того религиозного, что есть в морали. Как раз наоборот, можно показать, что чем больше мораль религиозна в своей основе, тем менее заметна идея обязанности. Очень часто санкции, применяемые за нарушение ритуальных предписаний, весьма схожи с теми, которые применяются за нарушение правил гигиены. Неосмотрительный человек, вступивший в опасный кон­такт, заражается болезнью, которая логически следует из этого кон­такта. Точно так же непосвященный, коснувшийся недозволенной священной вещи, обращает против себя опасную силу, вызываю­щую болезнь и смерть его тела. Существует религиозная профи­лактика, напоминающая в ряде моментов профилактику медицин­скую. Поэтому мораль близка религии прежде всего не своей обязательной стороной.

Если это так, то почему не могут существовать несоизмеримые светские ценности? Если они существуют, — значит, они священ­ные. Вот каким образом мораль может содержать в себе нечто ре­лигиозное.

Но то, что моральные явления соответствует этому определе­нию, то, что они несоизмеримы с другими явлениями природы, мне представляется бесспорным. Это факт. Общественное сознание не допускает и никогда не допускало, чтобы можно было законно ук­лоняться от выполнения долга по чисто утилитарным соображе­ниям, или же, если ему случается снисходить до подобной терпи­мости, то лишь при условии, что оно с помощью какой-нибудь казуистики скрывает от самого себя допускаемое им противоречие. Вот почему в морали существует священное. Но перед лицом это­го священного разум отнюдь не должен отрекаться от своих прав. Вполне правомерно стремиться исследовать, как происходит, что мы предписываем этот священный характер некоторым объектам или актам; откуда проистекает существование мира, отделенного и особого, мира представлений sui generis; чему в реальности со­ответствуют эти представления. Именно на этот вопрос я и пыта­юсь ответить. Можно даже пойти дальше и спросить себя: не обла­дают ли безосновательно, неподобающе признаком священности те или иные объекты и образы действий, не происходит ли это вслед­ствие пережитков или анормальных обстоятельств; или же, наоборот, не предназначены ли некоторые другие объекты и образы дей­ствий, лишенные этого признака теперь, согласно имеющимся аналогиям, вновь обрести его в будущем и т. д.? Разум, таким образом, полностью сохраняет свою свободу, видя в то же время в моральной реальности нечто священное, устанавливающее различие между моралью и экономическими, индустриальными и про­йми техническими навыками, с которыми смешивается позиция ходячего утилитаризма.

Наука, о которой я говорю, — это не социология в общем смысле, и я не хочу сказать, что из исследований относительно структуры обществ, их экономической, политической организации и т. п. мож­но извлечь практические моральные выводы. Единственная наука, которая может обеспечить пути, ведущие к этим суждениям о мо­ральных явлениях, — это особая наука о моральных фактах. Чтобы оценить мораль, нам необходимо исходить из данных, почерпну­тых из моральной реальности как прошлого, так и настоящего. Бе­зусловно, я убежден, что эта наука о моральных фактах является социологической наукой, но это совершенно особая отрасль социо­логии. Свойство sui generis, которое я признал за моралью, не по­зволяет допустить, что она может выводиться из того, что ею не является. Безусловно, моральные факты связаны с другими соци­альными фактами, и речь не может идти о том, чтобы от них абст­рагироваться, но моральные факты образуют в социальной жизни особую сферу, и практические рассуждения, относящиеся к этой сфере, могут выводиться только из тех теоретических построений, которые относятся к тому же самому разряду фактов.

Индивид подчиняется обществу, и это условие его освобождения. Освободиться для человека — значит вырваться из-под воздействия сил физических, слепых, лишенных интеллекта; но он может дос­тигнуть этого, только противопоставив им великую интеллектуальную силу, под защитой которой он находится, — это общество. Ока­зываясь под его покровительством, человек в известной мере ставит себя в зависимость от него; но эта зависимость носит освободитель­ный характер. И в этом нет никакого противоречия.


Все мы знакомы с пятью обычными чувствами, которые включают зрение, слух, запах, вкус и прикосновение. Идея заключается в том, что только пять чувств укоренились в нашем разуме со времен Аристотеля, который недвусмысленно отверг идею существования шестого чувства. Однако, на протяжении столетий ученые серьезно рассматривали идею шестого чувства, которое позволяет нам воспринимать собственное тело.

Что же такое ПРОПРИОЦЕПЦИЯ?
Давайте начнем с того, чем она не является.
Проприоцепция – это не вестибулярная система, основной орган управления нашим равновесием и ориентацией в пространстве. Тем не менее, вестибулярная система действительно вносит свои коррективы в управление движениями тела.

И хотя эти два термина часто используют, заменяя ими друг друга, проприоцепция также не является кинестезией. Так же как и проприоцепция, кинестезия включает ощущение положения конечности и ее движения, но ученые обычно считают, что направлены они на восприятие довольно разных вещей.
То есть, кинестезия является по своей природе поведенческой и больше сосредоточена на движениях тела, также как и на обычных либо привычных типах поведения, улучшающих движения. И координация руки-глаза и мышечная память относятся к кинестезии – чем чаще вы выполняете определенные действия, например во время физических тренировок, тем лучше вы станете выполнять эти действия. Для сравнения, проприоцепция имеет больше отношения к положению тела и сосредоточена на когнитивном осознании положения тела в пространстве.

Что важно, часто считается, что проприоцептивная система включает в себя и вестибулярную и кинестетическую системы.

Как это все работает?

Большей частью проприоцепция работает благодаря нервно-мышечным веретенам (фото ниже), это один из видов сенсорных рецепторов в мышцах. Исследования, проведенные в течение 1960-х и 1970-х годов обнаружили, что нервно-мышечные веретена обнаруживают изменения длины и скорости сокращения мышц, а затем передают эту информацию в центральную нервную систему посредством сенсорных нейронов. Изменения, обнаруживаемые этими рецепторами, также дают информацию об угле расположения близлежащих суставов, хотя в самих суставах также есть рецепторы, которые могут дополнять некоторой информацией общую картину расположения конечности. В дополнение к этому, действуют и рецепторы растяжения кожи, или механорецепторы, которые способны улавливать мелкие движения конечностей.
Эти проприоцепторы, конечно же, также могут работать и в отсутствие движения – именно так мы инстинктивно знаем, где находится наша рука, даже когда не движемся. Но существуют и другие проприоцептивные ощущения, которые всегда ассоциируются с движением, они известны как ощущения напряжения, усилия и веса.

В сухожилиях, которые крепят мышцы к костям, есть проприоцепторы, называемые сухожильными органами Гольджи, именно они и дают мозгу информацию о напряжении мышц. Это и есть ваше ощущение того, сколько силы вы прилагаете. Точно так же ощущение усилия соотносится с тем, сколько усилия необходимо приложить для выполнения нужного движения, и это ощущение может даже отключиться от усталости, к примеру, после физической нагрузки. Сухожильные органы и нервно-мышечные веретена также предоставляют мозгу ощущение веса, которое относится к тем случаям, когда вы поднимаете объекты и движете ими.

Также ученые уже на протяжение многих лет знают, что наше зрение сильно влияет на ощущение тела в пространстве. В 1999 году исследователи открыли, что зрительные и проприоцептивные сигналы о положении руки обрабатываются теми же нейронами, что и в премоторной коре головного мозга обезьян. Исследование также предполагает, что наше зрение участвует в составлении кинематической схемы для выполнения движений, в которых мы за чем-то тянемся, тогда как проприоцепция превращает эту схему в реальное действие. Одно из исследований даже предполагает, что зрение иногда превосходит проприоцепцию, когда дело касается определения положения и движений различных частей тела.

Развиваем ощущение владения своим телом.

Важно то, что проприоцепция и способность определять движение и расположение частей тела способствует развитию ощущения владения своим телом, или же знания, что наше тело принадлежит именно нам, а не кому-то другому. Недавно ученые обнаружили, что мозгу не обязательно получать визуальные сигналы, чтобы ощущать владение телом – необходима лишь проприоцепция (хотя зрение помогает в этом). И несколько исследований также показали, что проприоцепция и мультисенсорная интеграция очень важны для развития осознания своего тела во время младенчества. Восприятие тела может присутствовать даже у новорожденных.

И хотя проприоцепция жизненно важна для ощущения своего тела и развития чувства владения им, она иногда может давать сбои. Особенно ясно это можно понять, если задуматься над тем, насколько легко может ваше ощущение своего тела противоречить тому, что вы видите своими глазами.

Однако, все еще неясно, каким образом мозг строит и сохраняет свое внутреннее представление о форме тела. Также интересно почему, если мы можем сформировать ощущение владения своим телом лишь на основе проприоцепции, запутать это восприятие при помощи других чувств (зрения и прикосновения) кажется настолько легкой задачей. Вне сомнений, грядущие исследования раскроют эти тайны, так же как и многие другие, включая то, насколько проприоцепция меняется с возрастом – к примеру, считается, что возрастное притупление проприоцептивного восприятия частично виновно в том, что у пожилых людей возрастает тенденция терять равновесие и падать.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (рис. 1) [1] .

Основные функции ощущений

Основа более сложных познавательных процессов

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания

Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др.

Рис. 1. Функции ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов (рис. 2) [2] . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором;

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Орган
ощущений
(рецептор)

в коре
головного мозга

Здесь происходит трансфор-мация определенного вида энергии в нервный процесс

По афферентным, или центро-стремительным, путям возбужде-ние передается в центральный отдел анализатора

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения

Рис. 2. Возникновение ощущений

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

Виды ощущений

Ощущения можно классифицировать следующим образом (рис. 3, 4) [3] .

По взаимодействию рецепторов с раздражителями

По расположению рецепторов

По ведущему анализатору

Рис. 3. Классификация ощущений

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор. Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (цветовой спектр) и ахроматические (от белого до черного). С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Основные виды ощущений

Интерорецептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов, других внутренних органов

Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции

Контактные – вызыва-ются непосредственным воздействием на органы чувств

Дистантные – отражают качества объектов, нахо-дящихся на некотором расстоянии от органов чувств

Экстерорецептивные – доводят до человека ин-формацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой

Рис. 4. Систематическая классификация основных видов ощущений

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор.

Человек способен ощущать звуковые колебания частотой от 20 до 20 000 Гц. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

Обонятельные ощущения возникают в результате воздействия расположенных в воздухе пахучих веществ на обонятельные рецепторы, расположенные в верхней части носовой полости.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распро-страненные в воздухе летучие вещества и запахи. Они обеспечивают индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действуют на подсознание.

Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому, наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – его края, к горькому – область корня языка, к соленому – края языка и середина. Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8–23 на 1 кв. см), чем тепловых (0–3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности на 0,17 мм, чем тепловые (0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, раздражителях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания.

Органические ощущения – ощущения, связанные с интеро-рецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д. Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования – гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Ощущения движения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках и сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигна-лизируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела.

Человеку все время необходимо получать информацию об окру-жающем мире. Приспособление организма к окружающей среде пред-полагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.

Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуа-лизируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Основные свойства и характеристики ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств (рис. 5).

Пространствен-ная локализация раздражителей

Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью и т.п.

Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью

Это зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отри-цательный последовательный образ. Положительный окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный последовательный образ сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действия водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта

Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения)


Многих людей интересует, как называется состояние, когда ничего не хочется. Скажем сразу: оно называется апатией. А если конкретнее, то апатия - это психическое состояние, характеризующееся снижением способности чувствовать эмоции и физические стимулы. Человек, испытывающий это, неохотно занимается любой деятельностью, выходит из уже сложившихся социальных отношений и избегает строить новые. Прочитайте, каковы причины этого недуга и его симптомы, и узнайте, как его лечить.

Тревожная апатия.

Апатия: что делать, если ничего не хочется

Девушка в апатии.

Симптомы

Симптомы апатии встречаются во многих формах и с различной интенсивностью. Влияние, которое этот недуг оказывает на человека, зависит от индивидуальных особенностей. Однако стоит знать основные симптомы, которые являются общим знаменателем в случае возникновения этого расстройства. Апатия, как состояние души, когда ничего не хочется, обычно влияет на функционирование в нескольких областях:

  1. Настроение и эмоции. Снижение настроения, склонность чувствовать грусть и депрессию. Трудность с выражением эмоций, связанных с радостью. Ощущение отсутствия каких-либо эмоций, создающее впечатление эмоционального онемения.
  2. Реакция на физические раздражители. Испытывая апатию, мы иначе реагируем на информацию, которую сообщает нам наш организм. Реакции, связанные с основными потребностями, такими как голод, жажда или сексуальное влечение, очень ограничены. Часто апатия сопровождается меньшей чувствительностью к физической боли.
  3. Социальные отношения. Ограничение или выход из существующих социальных отношений. Нежелание строить новые. Люди, испытывающие апатию, часто отказываются от встреч даже среди друзей и семьи. Все еще не поняли, как называется состояние, когда ничего не хочется? Неудивительно, так как апатия подразумевает не только отсутствие желаний. По одному этому перечню уже понятно, что она затрагивает всю жизнедеятельность человека.
  4. Когда люди с апатией решают принять участие в общественном мероприятии, это часто сопровождается ощущением огромных усилий или автоматического поведения. То бишь они как будто преодолевают себя, действуют, подобно роботам.
  5. Интеллектуальная и познавательная деятельность. Состояние апатии обычно отрицательно влияет на концентрацию, способность к обучению и память. Трудности в этих областях дополнительно препятствуют интеллектуальной деятельности, что, в свою очередь, снижает возможности в этой области, создавая своеобразный замкнутый круг.
  6. Физическая активность. Апатия подразумевает отказ от существующей деятельности. Выполнение ежедневных обязанностей обычно ограничено до минимума или принимает форму автоматического поведения. Деятельность, связанная со спортом или отдыхом, приостанавливается, а новые вызовы и проблемы пускаются на самотек. Иногда это связано с потерей физической силы, а иногда с отсутствием ощущения положительных эмоций, которые были связаны с подобной физической активностью. Нередко апатия влияет на потребность заботиться о своей внешности. Человек в этом состоянии может очень сильно себя запустить.
  7. Сон. Апатия также может влиять на количество и качество сна. Реакции организма в этой области могут быть очень разными, вызывая чрезмерную сонливость, чувство постоянной усталости и прочие трудности. Это также вызывает у человека чувство того, что у него нет настроения, ничего не хочется делать и так далее.

Королева апатии.

Причины апатии

Каждый иногда испытывает снижение психофизической активности. Несколько дней подавленного настроения или временной необходимости отказаться от чрезмерно активных действий (или отношений) являются естественным элементом человеческой жизни. Однако если это состояние затянулось, следует обратить на это внимание. Зачастую апатия является для нас предупреждающим сигналом, который говорит о том, что пора бы задуматься о небольшой передышке и прислушаться к своим желаниям.

Апатичный человек.

Размышляя о своем психофизическом состоянии, всегда полезно сначала исключить медицинские причины апатии. Это состояние может сопровождать целый ряд заболеваний - сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, диабет и т. д. Вот почему так важно связаться с семейным врачом, чтобы исключить возможные медицинские причины апатии, если это состояние затянуто. Расстройства, психические заболевания также могут быть причиной апатии. Стоит проконсультироваться с психологом или психиатром. Апатия часто является одним из симптомов психических расстройств и заболеваний, таких как депрессия, биполярное расстройство или шизофрения, поэтому консультации со специалистом могут помочь исключить этот тип расстройства или немедленно начать лечение и профилактику. И судя по всему, у психологов и психиатров нынче довольно много работы, если вспомнить о популярности вопросов к ним в духе "ничего не хочется в жизни, что делать".

Люди в апатии.

Психологическая травма

Продолжительный стресс

Хронический стресс, связанный с профессией, семейные трудности, длительные финансовые проблемы, избыток задач, которые необходимо решить, и т. д. Часто именно очень занятые, деловые и нервные люди задаются вопросом о том, как называется состояние, когда ничего не хочется. Необходимость постоянной активности и отсутствие отдыха или хотя-бы небольшой передышки являются факторами, способствующими возникновению некоторой апатии. Интенсивная активность, быстрый темп жизни и неспособность снизить эмоциональное напряжение часто являются причиной апатии.

Апатичный пейзаж.

Слишком радикальная диета или режим тренировок

Дефицит питательных веществ, неправильно сбалансированное питание и интенсивные тренировки без поддержки профессионала могут в долгосрочной перспективе негативно повлиять на психофизическое состояние. В этом случае апатия играет защитную функцию чрезмерно эксплуатируемого организма.

Возраст

Размышляя об апатии и психических состояниях своих родственников, стоит обратить внимание на возрастной фактор. Подростки часто испытывают пониженное настроение, что, с одной стороны, обусловлено нормами развития, а с другой - не должно сильно пугать родителей. Хроническая хандра - также частый спутник пожилых людей. Этот факт делает их социальной группой, особенно подверженной чувству апатии.

Апатичный человечек.

Как бороться с апатией?

Апатичный пейзаж.

Лечение

Однако если состояние апатии сохраняется в течение двух или трех недель, а домашние методы не принесли никакого облегчения, их нельзя недооценивать. Необходимо в такой ситуации обратиться к врачу. Нехватка энергии, грусть, отказ от различных действий могут быть предупреждающим сигналом многих заболеваний, и может потребоваться быстрая проверка в кабинете врача и надлежащее лечение. Стоит слушать свое тело и улавливать его "сигналы". Немедленная медицинская помощь может не только улучшить настроение и качество повседневного функционирования, но и, прежде всего, сохранить ваше здоровье или даже спасти вашу жизнь. И тогда вас не будет больше беспокоить вопрос: "Все надоело, ничего не хочется, что делать?".

Психологическая поддержка во многих случаях оказывается одним из наиболее эффективных способов борьбы с апатией. Прислушивайтесь к себе и сохраняйте душевное здоровье, и тогда вы не будете страдать из-за того, что вам ничего не хочется делать.

Читайте также: