Органы фсин как орган дознания

Обновлено: 02.07.2024

Понятие и признаки участников уголовного процесса, их классификация. Гарантии прав участников уголовного процесса.

Суд, судья, их процессуальное положение. Полномочия и состав суда. Процессуальные полномочия судьи.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Прокурор, его заместители. Процессуальное положение прокурора на различных стадиях уголовного процесса.

Следователь, его полномочия. Процессуальная самостоятельность следователя. Руководитель следственного органа и его полномочия, взаимоотношения со следователем при производстве по уголовному делу.

Органы дознания и их виды, права и обязанности. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания. Разграничение полномочий. Дознаватель, его задачи и полномочия. Взаимоотношения органа дознания со следователем.

Учреждения и органы ФСИН России как органы дознания. Особенности уголовно-процессуального статуса должностных лиц уголовно-исполнительной системы. Компетенция должностных лиц ФСИН России, полномочных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу защитника, представителя гражданского истца или гражданского ответчика.

Потерпевший: понятие и процессуальное положение.

Частный обвинитель: понятие и процессуальное положение.

Гражданский истец: понятие, права и обязанности. Гражданский иск в уголовном процессе.

Понятие и предмет гражданского иска, основания и процессуальный порядок подачи и рассмотрения гражданского иска в уголовном судопроизводстве.

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

Подозреваемый и обвиняемый. Понятие, процессуальное положение (права и обязанности). Основы процессуального статуса обвиняемого, закрепленные в Конституции РФ.

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

Защитник подозреваемого и защитник обвиняемого. Понятие и процессуальное положение. Лица, могущие исполнять обязанности защитника. Понятие защиты. Допуск защитника к участию в деле. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве.

Гражданский ответчик, его права и обязанности. Представитель гражданского ответчика и его процессуальное положение.

Иные участники уголовного процесса, содействующие осуществлению уголовного судопроизводства: свидетель, эксперт, специалист, понятые, переводчик и другие. Их процессуальное положение.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста и переводчика. Отводы, самоотводы и порядок их разрешения.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу представителя гражданского истца или гражданского ответчика.

Используемая литература: [2,11,15,26-31,47,52]

Тема № 5. Процессуальные сроки, издержки и документы

Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок исчисления. Обязательность соблюдения процессуальных сроков. Возбуждение ходатайств, порядок продления и восстановления процессуальных сроков.

Процессуальные издержки, их понятие и виды. Порядок и размеры возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым. Выплата вознаграждения за выполнение обязанностей эксперта, специалиста, переводчика. Взыскание процессуальных издержек.

Понятие процессуальных документов, их виды, структура, содержание и значение в уголовном процессе.

Понятие и правовая сущность процессуальных документов властно-распорядительного характера в уголовном процессе.

Юридические и фактические основания принимаемых процессуальных решений. Взаимосвязь законности, обоснованности, мотивированности и справедливости процессуальных решений.

Протоколы следственных и судебных действий, их виды и правовая сущность. Понятие и значение иных документов.

Используемая литература: [2,26-31,51, 52]

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания).

Право органа дознания, а не лично дознавателя задерживать подозреваемого имеет место при производстве этим органом неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ. В этом случае свое решение дознаватель должен согласовать с начальником органа дознания. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также некоторые иные предусмотренные законом процессуальные полномочия (ст. 38 УПК РФ).

В настоящее время в Российской Федерации органы предварительного следствия существуют в системе четырех федеральных ведомств: Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и ФСКН России. Причем независимо от ведомственной принадлежности все следователи обладают одинаковыми уголовно-процессуальными полномочиями, в том числе и по задержанию. При этом для возможности начала осуществления данных полномочий следователь должен принять соответствующее уголовное дело к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Первоначально решение о принятии уголовного дела к производству включается одним из пунктов в постановление о возбуждении уголовного дела. Однако на протяжении предварительного расследования следователи могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотрудники и т.д. Поэтому каждый новый следователь, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Без вынесения такого решения все последующие процессуальные акты следователя, в том числе и о задержании подозреваемого, будут незаконными.

Полномочиями следователя, в частности и правом задержания подозреваемого, обладает также руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (следственный отдел, управление и т.д.), а также его заместитель (п. 38.1 УПК РФ).

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять:

— дознание как форму предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

— производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1-3 ст. 157 УПК РФ); выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

— органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно: органы внутренних дел, органы ФСБ России, таможенные органы, органы ФСКН России, а также органы ФСО России, органы СВР России, органы Федеральной службы исполнения наказаний РФ и оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России (ч. 1-2 ст. 13 закона «Об оперативно-розыскной деятельности);

— должностные лица Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой — и вообще за пределами основной территории РФ. Следовательно, быстрое прибытие должностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий, в том числе по задержанию подозреваемого, также возлагаются на:

— капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

— руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;

— глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом правоприменения. Структурно он состоит из следующих звеньев:

— начальника органа дознания;

— начальника подразделения дознания;

Начальник органа дознания — это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей. Например, таковыми являются начальник районного отдела внутренних дел, начальник линейного отдела внутренних дел на транспорте.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (например, начальник отделения дознания при районном отделе внутренних дел и т.д.).

Дознаватель — это должностное лицо, на которое возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания (ст. 41 УПК РФ). При этом он, как и следователь, перед началом осуществления своих полномочий должен принять уголовное дело к своему производству.

Гусева Ирина Ивановна 1 , Ежов Владислав Павлович 2
1 Владимирский юридический институт ФСИН России, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент
2 Владимирский юридический институт ФСИН России, курсант очного обучения 4 курса юридического факультета


Аннотация
В статье в историческом аспекте рассматриваются вопросы становления и развития органов дознания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Анализируются нормы действующего УПК РФ о предоставлении процессуальных полномочий сотрудникам ФСИН России. В целях быстрого и полного расследования преступлений, совершенных в пенитенциарных учреждениях, предлагается расширить уголовно-процессуальные полномочия органов дознания в УИС.

Смена государственного строя привела к изменению законодательства. С созданием в 1918 г. рабоче-крестьянской милиции на нее были возложены функции дознания, которые при определенных условиях приобретали процессуальный характер. Так, при обнаружении преступления в случаях, не терпящих отлагательства, для пресечения сокрытия следов преступления сотрудники милиции наделялись полномочия по осуществлению таких следственных действий как осмотр, обыск, выемка [4]. Выполненные в ходе дознания действия и оформленные материалы обладали доказательственной силой. С принятием в 1922 г. уголовно-процессуального кодекса (далее: УПК РСФСР) [5] институт дознания полностью обрел процессуальную форму деятельности. Кроме этого был расширен круг органов дознания и их полномочия. Наряду с производством неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным органам предварительного следствия, была закреплена новая самостоятельная форма расследования преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

В качестве субъектов осуществления дознания выступали лицо, производящее дознание, органы дознания, в том числе отдельные должностные лица, по делам, отнесенным законом к их ведению, к коим относились и начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов (ст. 117 УПК РСФСР) [6]. По большинству преступлений, подследственных органам дознания, расследование проводила милиция (органы внутренних дел). Большую часть времени в отечественной истории уголовно-исполнительная система (далее: УИС) входила в ведение министерства внутренних дел, т.е. деятельность по расследованию преступлений и процесс исполнения наказаний, регулировался одним ведомством. В результате реформирования правоохранительных органов в 1998 г. было произведено выделение и передача уголовно-исполнительной системы в Министерство юстиции РФ.

При совершении преступлений в исправительном учреждении или следственном изоляторе в качестве лица, производящего дознание, выступал по поручению начальника соответствующего учреждения один из сотрудников, чаще всего, оперативный уполномоченный, который проводил доследственную проверку (ст. 109 УПК РСФСР), а в необходимых случаях дознание в той или иной форме (119, 120 УПК РСФСР).

В рассматриваемой норме орган дознания ставится в зависимость от возможности осуществления данным органом оперативно-розыскной деятельности. На наш взгляд, здесь имеются определенные погрешности. Как отмечалось выше в истории института дознания, такой признак, как осуществление оперативно-розыскной деятельности был решающим. Дознание применялось для быстроты расследование преступления и чаще всего именно при помощи оперативно-розыскных мероприятий, т.е. основным методом была разведывательная работа, а не процессуальная. Со временем дознание приобретало черты, задачи и признаки, той формы расследования, которая закреплена в современном российском законодательстве. Не смотря на возможность выполнения органами дознания оперативно-розыскных действий (например, ч.1 ст. 144, ч. 4 ст. 157, ч.1 ст. 210 УПК РФ и др.), ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускает производство дознания тем же лицом, которое осуществляло по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. То есть законодатель разделяет уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные полномочия органа дознания. В этой связи, полагаем, было бы правильным в ст. 40 УПК РФ конкретизировать перечень органов дознания, которые вправе осуществлять именно уголовно-процессуальную деятельность. В выполнение поручений следователя и органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий будут выполнять органы определенные законом об ОРД.

Следует отметить, что учреждения и органы УИС, как и другие правоохранительные органы и должностные лица, отнесенные УПК РФ к органам дознания приобретают этот статус лишь при наличии юридического факта, положившего начало уголовно-процессуальной деятельности. Вне уголовно-процессуальных отношений данные органы не являются органами дознания.

Учитывая ряд объективных особенностей учреждений и органов УИС, в которых содержится определенный контингент (подозреваемый, обвиняемый, осужденный), условия изоляции от общества, вызванные режимными требованиями к данным объектам, а так же воздействие криминальной субкультуры, которая зачастую негативно влияет на ход расследования (сокрытие следов преступления, отказ от дачи показаний, фальсификация доказательств и т.д.), расследование преступления сотрудниками именно данного ведомства было бы более полноценным и быстрым.

  1. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. Ч. 2. – СПб., 1867. – С. 112—113.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  3. Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по Судебному уставу 1864 г. Т. 2. СПб., 1867. – С. 61.
  4. Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция): Постановление НКВД РСФСР, Наркомюста РСФСР от 13.10.1918 / СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813.
  5. УПК РСФСР 1922 г., с изменениями и дополнениями. 1923-1924 гг. // СУ РСФСР. 1924. № 78. Ст. 784.
  6. УПК РСФСР 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР, 1960 г., № 40, ст. 592.
  7. УПК РФ / СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.
  8. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ / СЗ РФ от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК РФ).

Дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования – предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому предусмотренные законом полномочия органа дознания можно условно разделить на следующие группы:

– производство дознания как формы предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1–3 ст. 157 УПК РФ) ;

– выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Таким образом, деятельность органов дознания, как и всех остальных субъектов уголовной юрисдикции со стороны обвинения, носит досудебный характер.

В соответствии с частью 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

– определенные законом должностные лица ФССП России;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

– органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой – и вообще за пределами основной территории России. Следовательно, быстрое прибытие должностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с частью 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий также возлагаются на:

– капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

– руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;

– глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев:

– начальника органа дознания;

– начальника подразделения дознания;

Начальник органа дознания – это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей.

В соответствии со статьей 41 УПК РФ начальник органа дознания (его заместитель) вправе: а) поручать осуществление полномочий органа дознания конкретному дознавателю; б) давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания.

Существует и еще одно специфическое полномочие начальника органа дознания: так, если определенное процессуальное решение относится к компетенции не собственного дознавателя как должностного лица, а именно органа дознания, то оно подлежит утверждению начальником органа дознания.

Таким образом, законодатель предусматривает два различных порядка принятия решений в процессе деятельности органов дознания:

– принятие решения органом дознания. В данном случае постановление выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. Подобная форма принятия решений распространяется главным образом на проведение органом дознания неотложных следственных действий в порядке части 1–3 ст. 157 УПК РФ;

– принятие решения дознавателем как должностным лицом. В данном случае постановление дознавателя согласованию с начальником органа дознания не подлежит. Данное правило касается полномочий органов дознания, установленных главой 32 УПК РФ.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания осуществляет непосредственное руководство деятельностью дознавателей и контроль за законностью и обоснованностью их действий (бездействия) или решений.

Следовательно, руководитель подразделения дознания представляет собой как бы промежуточное положение в системе определенного органа дознания. Появление подобной процессуальной фигуры на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено сложной, многозвенной структурой дознания; практической невозможностью начальника органа дознания в ряде случаев осуществлять непосредственный контроль за деятельностью подчиненных дознавателей.

При осуществлении возложенных на него полномочий начальник подразделения дознания вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть им обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные предусмотренные законом полномочия (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, дознаватель – это субъект уголовной юрисдикции, на которого возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 41 УПК РФ дознаватель самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, находящемуся в его производстве, имеет право производить процессуальные действия, а также принимать решения по делу. Вместе с тем дознаватель обладает значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, поскольку многие свои решения должен согласовывать с начальником органа дознания. В предусмотренных законом случаях дознаватель должен согласовывать проведение процессуальных мероприятий и принятие процессуальных решений с судом и (или) прокурором. Указания прокурора или начальника органа дознания обязательны для дознавателя, однако он может их обжаловать соответственно прокурору или вышестоящему прокурору. Обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель не может быть допущен к производству предварительного расследования в форме дознания, если ранее он участвовал в проведении по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Читайте также: