Орган местного самоуправления как субъект гражданского права

Обновлено: 04.07.2024

Правовые основы участия в гражданском обороте органов муниципальной власти

Важной новеллой Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее 1993 г. стало закрепление основ местного самоуправления, под которым понимается решение вопросов местного значения не на федеральном или региональном уровне, а непосредственно на местах (ст. 12, 130). Субъектами местного самоуправления являются в том числе муниципальные образования.

Следует помнить, что муниципальная власть не является составной частью государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, являясь при этом публично-правовыми образованиями.

Назначение местного самоуправления состоит не только в решении локальных вопросов, но и в осуществлении прав собственности в отношении муниципальных объектов. Финансовое обеспечение полномочий местных органов (местные бюджеты и местные налоги) и необходимость реализации ими правомочий собственника являются предпосылками для наделения их гражданской правосубъектностью.

Понятие и виды муниципальных образований

  • городские (город, поселок) и сельские (село, станица, деревня, хутор) поселения;
  • муниципальные районы (несколько поселений и межселенных территорий);
  • городские округа (несколько населенных пунктов, не являющихся по отдельности муниципальными образованиями), в том числе с внутригородским делением;
  • внутригородские районы в составе городских округов;
  • внутригородские территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Готовые работы на аналогичную тему

  • непосредственно населением муниципального образования (например, посредством референдума, сходов и собраний, публичных слушаний, ТОС);
  • через уполномоченные органы местного самоуправления.

В систему органов местного самоуправления могут входить:

  • представительный орган (дума, собрание и т. п.);
  • глава (мэр);
  • исполнительный орган (местная администрация);
  • контрольно-счетный орган и пр. (ст. 34 Закона № 131-ФЗ).

Особенности муниципальных образований как субъектов гражданских отношений заключаются в том, что:

  • они участвуют в гражданском обороте с публичной целью – наилучшего решения вопросов местного значения, обеспечения интересов местного сообщества;
  • для них характерен признак территориальности (ограничения правосубъектности территорией конкретного муниципального образования);
  • они совмещают гражданско-правовой и публично-правовой статус (как административно-территориальной единицы по нормам конституционного, муниципального права);
  • они могут выступать в обороте через свои органы и должностных лиц;
  • для узаконивания участия местных органов власти в гражданском обороте они наделены правами юридического лица.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований

Специфику муниципальных образований как субъектов права составляют:

Будучи субъектом гражданского права, муниципальные образования правомочны:

  • осуществлять правомочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе приватизировать его и защищать от посягательств третьих лиц;
  • создавать и регулировать деятельность предприятий и учреждений, принимать участие в хозяйственных обществах;
  • заключать хозяйственные договоры с иными частно-правовыми субъектами в порядке законодательства о контрактной системе (ст. 54 Закона № 131-ФЗ).

Гражданско-правовая ответственность муниципальных образований строится на следующих принципах:

  • местные органы не отвечают по обязательствам федеральных и региональных органов власти (п. 4 и 5 ст. 126 Гражданского кодекса РФ);
  • местные органы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (за исключением казенных учреждений).

При этом муниципальное образование может выступить гарантом (поручителем) по обязательствам Федерации. В этом случае правило о разграничении ответственности не действует.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 14 06 2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Аннотация. Статья содержит характеристику муниципальных образований и органов местного самоуправления как субъектов гражданских прав. Автор исследует нормы действующего законодательства, приводя понятие местного самоуправления, его особенности, а также опирается на главный источник –Гражданский кодекс РФ, рассматривая особенности наступления правоспособности для муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Ключевые слова: гражданские правоотношения, муниципальные образования, местное самоуправление, органы государственной власти, органы местного самоуправления, полномочия, юридические лица, субъекты правоотношений.

Современное отечественное гражданское право располагает довольно широким кругом субъектов: помимо граждан и юридических лиц, участниками гражданских правоотношений являются РФ, ее субъекты, а также более мелкие территориальные единицы – муниципальные образования (далее – МО). О них и пойдет речь в данной статье. ГК РФ устанавливает равенство МО с иными субъектами гражданских правоотношений. Все субъекты, которые закреплены в п. 1 ст. 124 ГК [1], подчиняются нормам, которые определяют участие юридических лиц в рассматриваемых правоотношениях, в случае, если иное не предусмотрено законом, либо же особенностями указанных субъектов, о чем сказано в п. 2 названной выше статьи.

В чем же заключены главные особенности МО – субъекта гражданско-правовых отношений? Прежде всего, данные субъекты являются многоотраслевыми: наряду с гражданским, они также выступают в качестве субъектов конституционного и муниципального права, ввиду чего их правосубъектность считается специальной [2]. Будучи субъектом права, МО находится в сфере и частного, и публичного регулирования, причем в последнем случае выступает носителем публичной власти. МО наделено правом принятия НПА, но только по тем вопросам, которые находятся в его ведении. Данные НПА – обязательны для иных субъектов права, которые вступают с муниципалитетами в правоотношения.

О праве размещать муниципальный заказ речь идет в ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ [3] (далее Закон № 131-ФЗ). Согласно данной норме, МО вправе определять порядок формирования, обеспечивать размещение и контролировать ход исполнения данного вида заказа. Уставом МО, а также актами органом МСУ, происходит установление такого порядка.

По мнению Л.А. Бурыловой, для того, чтобы выяснить особенности статуса МО как субъекта гражданско-правовых отношений, важно знать его понятие, а также процедуру создания и регистрации. Рассмотрим прежде всего, понятие МО, для вышеприведенных целей [4].


Указанное понятие закреплено в Законе № 131-ФЗ, в статье 2. Закон трактует МО как поселение городского либо сельского типа; кроме того, муниципальным образованием могут быть муниципальные районы, городские округа (в крупных городах), а также территория, находящаяся в пределах города, но имеющая федеральное значение. Рассмотрим более подробно вышеназванные категории.

Сельскими признаются поселения, включающие одно, либо несколько объединенных населенных пунктов (села, поселки, станицы, деревни и др.). МСУ в таких поселениях может осуществлять как население самостоятельно, так и посредством выборных органов.

Городским считается такое поселение, в которых МСУ осуществляется аналогично описанному выше порядку, однако сама территориальная единица является городом или же поселком.

Муниципальный районом считается объединение нескольких поселений, где цель осуществления МСУ – решение вопросов местного значения, носящих межпоселенческий характер. Осуществляется такое управление также населением или выборными органами, но последние наделены правом исполнять некоторые полномочия государства, которые переданы им на основании ФЗ и законов субъектов.

Отличие городского округа от вышеназванных поселений заключается в том, что данное поселение, являясь городским, не образует состав муниципального района. Органы МСУ данного вида поселения уполномочены решать местные вопросы (как поселения, так и муниципального района), и аналогично предыдущему виду МО, наделены некоторыми государственными полномочиями.

И, наконец, внутригородской территорией, имеющей федеральное значение, признается часть города такого же значения. Порядок осуществления МСУ аналогичен описанным выше территориям.

Несмотря на то, что МО все же не является юридическим лицом официально, оно обладает его некоторыми признаками: помимо собственного устава, владеет имуществом (в качестве собственника), которое является обособленным, а также самостоятельно в решении местных вопросов.

Уполномоченным органом, в чьей компетенции находится регистрация МО, является Министерство юстиции РФ: оно регистрирует уставы МО, а также все акты, которые дополняют или изменяют уставы.

Сама процедура регистрации требует предоставления определенного пакета документов уполномоченным лицом: согласно закону, это – глава МО. Для предоставления соответствующих документов установлен 15-ти дневный срок, причем сами документы надлежит представить как в электронном варианте, так и на бумажном носителе в 2-х экземплярах.

Предоставлению в Минюст подлежат 3 вида документов: это сам устав МО, а также решение, вынесенное представительным органом МО (либо сходом граждан), о принятии устава, протокол заседания, на котором состоялось его принятие; все сведения об источниках, где публиковался проект устава, с датами публикаций, а также сведения о результатах слушаний по данному проекту [7].

Но на этом процедура не завершена: после присвоения уставу регистрационного номера, титульный лист каждого экземпляра документа подлежит отметке о регистрации: проставляется специальный штамп. Удостоверяющим регистрацию документом является свидетельство.

Закон также содержит регламентацию процедуры регистрации органов МСУ в качестве юридических лиц. Статья 125 ГК [1] наделяет правом приобретения и осуществления имущественных и иных прав и обязанностей от имени МО органы МСУ. Но данное право, однако, не должно выходить за рамки их компетенции, которая устанавливается актами специальных органов. Вместе с тем, закон может предусматривать исключения из данного правила, согласно которому, представлять МО могут граждане, либо юридические лица.

Уставом МО закреплена структура органов МСУ, которая включает: представительный и контрольный органы, главу, местную администрацию, а также иные органы и выборных должностных лиц, которые предусматриваются уставом. Статья 41 Закона № 131-ФЗ наделяет главу МО, а также других должностных лиц (согласно уставу), полномочиями, направленными на осуществление имущественных и иных прав, обязанностей, а также правомочием на представительство в суде, от имени МО.

Исследуя научную литературу, можно встретить в некоторых источниках (например, учебниках по административному праву), утверждение о необязательности регистрации как юридического лица органов государственной власти и МСУ. Однако данная позиция несостоятельна, ввиду ее полного противоречия закону. Для того, чтобы наиболее полно раскрыть это, обратимся к гражданскому законодательству. Так, п.2 ст. 51 ГК [1] гласит, что момент создания юридического лица приравнивается к моменту, когда соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ. А поскольку вышеперечисленные органы наделены правами юридического лица, то такая необходимость, на наш взгляд, очевидна. Это подтверждается также письмом Министерства финансов РФ от 18.12.2006 [9].

Что же является основанием для регистрации органа МСУ как юридического лица? Учитывая особенности, закрепленные в упомянутой выше статье 41, таковыми считаются устав МО, а также решение создать соответствующий орган МСУ, наделенный правами юридического лица.

Но как быть, если устав отсутствует, поскольку МО было только недавно создано? В таком случае закон допускает в качестве оснований для государственной регистрации протокол заседания представительного органа МО, в котором будет отражено решение наделить указанный орган правами юридического лица, а также решение, вынесенное представительным органом МО об учреждении органа МСУ, обладающего вышеуказанными правами.

Важно отметить, что регистрируя орган МСУ в качестве юридического лица, обязательно предоставление письменного заявления, для которого установлена соответствующая форма, в регистрирующий орган. Однако нотариального удостоверения, как, например, при регистрации объекта недвижимости, не требуется: данное правило работает лишь тогда, когда это прямо предусмотрено в федеральных законах.

Как и в случае с регистрацией МО, момент государственной регистрации органа МСУ наступает с внесением соответствующей записи в государственный реестр. Законом установлен срок в один рабочий день для выдачи или направления заявителю документа о внесении записи в реестр. Правительство РФ устанавливает форму и содержание для такого документа, которых обязан придерживаться его составитель.

Подвоя итог, стоит остановиться на нескольких важных аспектах, касающихся сходств и отличий правосубъектности муниципальных образований от других субъектов гражданского права:

- возникновение правоспособности с момента государственной регистрации. Данное положение применимо ко всем юридическим лицам, хотя муниципальные образования и не являются таковыми. Это означает, что как только запись о регистарции будет внесена в реестр, так и муниципальное образование приобретет все права и обязанности, связанные, в основном, с распоряжением его имуществом, так как речь идет о гражданских правоотношениях;

- процедура регистрации, являясь обязательной, требует предоставления документов, перечень которых установлен в федеральном законе;

- особенностью органа МСУ является то, что его нельзя считать юридическим лицом, но при этом к нему применяется множество правил, которые характерны именно для данных субъектов гражданских прав.

И, наконец, обращает на себя внимание многоотраслевая правосубъектность муниципальных образований: мы рассмотрели их только как субъектов гражданских прав, однако они еще являются субъектами и иных правоотношений, что дает основания говорить о комплексном подходе в их правовом регулировании.

Список литературы

2. Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

5. Бахрак Д.Н. Административное право России: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКСМО, 2006. С. 154.

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к ст. 125 ГК РФ

1, 2. Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

При выступлении от имени государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ государственные органы не обладают и не могут обладать самостоятельной правосубъектностью, их правовая природа в этом случае аналогична правовой природе органа юридического лица. Основным и единственным признаком государственного органа, определяющим его способность приобретать гражданские права и обязанности непосредственно для государства в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

Государство выступает в гражданских правоотношениях в большинстве случаев через свои органы (как законодательные, так и исполнительные): Федеральное Собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства), которые действуют в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Аналогичные правила действуют и в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Помимо государственных органов в гражданских правоотношениях от имени государства могут выступать физические и юридические лица на основании делегированных им полномочий (п. 3 ст. 125 ГК).

Указанная норма в общем виде закрепляет возможность участия в гражданском обороте представителя государства, каковым может выступить как гражданин, так и юридическое лицо (в том числе в случае необходимости и государственный орган при наличии у него статуса юридического лица). Правовым основанием этому служат нормативные акты Российской Федерации и принимаемые во исполнение их уполномоченными на то органами государства решения по осуществлению представительских функций. Так, согласно п. 4 Указа Президента РФ от 10.06.1994 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (в ред. от 05.10.2002) представителями государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, могут быть как государственные служащие, так и иные граждане Российской Федерации.

Речь идет о частном случае приобретения государственными и муниципальными образованиями гражданских прав и обязанностей через действия органов власти, юридических лиц и граждан по их специальному поручению. Оформлено делегирование полномочий может быть, например, выдачей доверенности органом власти государственному или муниципальному служащему на совершение действий от имени государственного или муниципального образования.

Читайте также: