Определите какой принцип избирательного права нарушен

Обновлено: 25.06.2024

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум, групповая работа.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (применение ИКТ);
  • практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы);
  • контроль и самоконтроль.

Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, избирательная система, принципы избирательного права.

  • мобильный компьютерный класс (один компьютер на группу); АРМ учителя; презентация к уроку;
  • раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах, документы, Конституция Р.Ф.);
  • доска с магнитами.

План урока:

– Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на этот урок.
– Работать мы с вами будем по группам. Вы работали раньше в группах?
– Давайте вспомним правила работы в группах: друг друга не перебивать, давать высказаться каждому, не мешать остальным группам
– У каждой группы есть рабочий лист, с которым вы и будете работать по ходу урока, так же есть таблица для оценок, в которую вы будете выставлять баллы, в конце урока мы подведем итоги, запишите в эту таблицу свои фамилии.
– Сегодня мы с вами будем учиться добывать знания, посмотрим, что у нас из этого выйдет.
– Итак, начнем работать.
– Первой задание на рабочем листе определить тему урока.
– Внимание на доску – Приложение 5

– Какой город изображен на слайде? Где он находиться? (Афины, Греция)
– Почему на уроке обществознания я вам показываю Древние Афины?
– Далее перед вами расписание на 1день недели – выберите для себя. (Слайд 3)
– Представьте вы пришли в магазин выберите следующие продукты (Слайд 4)

(Учащиеся выбирают свои варианты и объясняют свой выбор)

– В каком случае вы можете выбирать по-настоящему? (Только тогда когда у него есть право выбора)
– Так почему АФИНЫ? Родина ДЕМОКРАТИИ. Что такое демократия?
– Власть народа. В чем она выражается? Управление – как? – голосовать, ходить на выборы.

№1. Запишите тему урока

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу

– Для того чтобы выполнить задание №2 на рабочем листе берем Приложение 1 (понятие из разных словарей)
– Заполните схему в рабочем листе – за каждый верный ответ 1б. и еще есть возможность получить 2б., если правильно расшифруете буквы.

Проверяем – Слайд 7

1) Порядок формирования выборных органов, т.е. избирательная система
2) Право граждан избирать и быть избранными.

– Мы с вами выяснили, что такое избирательное право, что оно бывает – активным и пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим – задание 2.2 Разминка

Разминка: продолжите фразу

3. Усвоение новых знаний и способов действия

№3. Какие выборные государственные органы РФ (кого выбирают в нашей стране?)

– Теперь давайте выясним, кого мы можем выбирать.
– Сейчас будем работать с документами: прочтите статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97, ст.130; и Приложение 2 (Устав Челябинской области ст. 38, устав Брединского района ст.22) и заполните схему

Проверяем (Слайд 10)

– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного самоуправления

№4 Кто может выбирать?

– А теперь ответе на вопрос: Вы можете участвовать в выборах?
– А кто может выбирать?
– Сначала мы разберем вопрос – что такой референдум?

Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса. (Слайд 11)

Группа заработает дополнительный балл, если ответит – какие вопросы решаются на референдуме?
Подсказка – завтра будет государственный праздник, какой? (День Конституции)
– Конституция была принята на референдуме.

Заполните таблицу (за каждый верный ответ – 1б.) (Слайд 12)

№5. Как проходят выборы? (принцип избирательного права) (Слайд 13)

– Теперь узнаем, как проходят выборы, т.е. выясним принципы избирательного права – те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила по которым проходят выборов

Работа с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф. ст. 3 (Приложение 4) – за каждый верный – 1 балл. (Слайд 14)

  • Принцип всеобщего избирательного права.
  • Принцип равного избирательного права.
  • Принцип прямого избирательного права.
  • Тайное голосование.
  • Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосова­нии.

4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.

– Проверим, как вы усвоили с помощью заданий – каждой группе дается ситуация, за выполнение этого задания – 5 баллов

Выполните задание (анализ ситуаций)

  • Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
  • Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
  • Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной си­туации. Свой ответ аргументируйте.

Ситуация 1 (группа 1)

Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляет­ся независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Ситуация 2 (группа 2)

Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Ситуация 3 (группа 3)

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопи­лось большое количество желающих проголосовать. Председатель избиратель­ной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.

Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен го­лосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

Ситуация 4 (группа 4)

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассив­ность, потребовал проголосовать.

Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

(Слайд 15 – ответы ситуаций)

5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия

№6. Зачем ходить на выборы?

– Ответьте на вопрос: Нужно ли идти на выборы и почему? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете – урок у нас в вами получился? Мы научились добывать знания? Вы время на уроке провели с пользой? Вам понадобятся добытые вами знания на уроке в дальнейшей жизни?
– Это самое главное, вы меня сегодня порадовали, спасибо вам за доставленную радость от общения с вами, всего самого наилучшего.

6. Подведение итогов урока

– Баллы переведенные в оценки, вы подсчитаете сами – переведете и оценки вам поставит ваш учитель в журнал.

а) Это национальное и административно-территориальное строение государства.

б) Это совокупность внешних характеристик государства, определяющих способ его организации и устройства.

в) Это порядок формирования и структура высших органов государственной власти и распределение полномочий между ними.

2. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства?

а) Национально-государственное устройство. б) Соотношение центральных и местных органов власти.

в) Источник и способ организации власти. г) Средства и методы осуществления власти.

д) Способ объединения населения на определенной территории.

3. Чем монархия отличается от республики?

а) Провозглашением референдума и всеобщих выборов. б) Образованием правительства на парламентской основе. в) Двойной ответственностью правительства перед президентом и парламентом.

г) Передачей власти по наследству. д) Наличием президента.

4. Укажите под буквой А – типичные формы правления, а под буквой В – нетипичные.

а) Тирания. б) Республика. в) Диктатура. г) Монархия.

5. Форма правления показывает…

а) Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами.

б) Как формируются и взаимодействуют высшие органы государственной власти.

в) Какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

г) Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

д) Какова структура и полномочия высших органов государственной власти.

Задание по теме “Российское избирательное право”

А1 Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

А2 Какой из принципов не относится к основам российского избирательного права?

6) при тайном голосовании

А3 Референдумом называется

право гражданина выступать в качестве избирающего

право гражданина выступать в качестве избираемого

всенародное голосование по важному государственному вопросу

процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей

В1 Закончите следующее определение: “Избирательные права граждан – это …. ”

В2 Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики

1. всеобщее А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;

2. равное Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;

3. прямое В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;

4. с тайным голосованием Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

С1 Гражданин Д. не пошёл голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришёл к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.

Укажите на нарушение(я) избирательного права.

Задание по теме “Система выборов”

А1 При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один депутат

при пропорциональной системе

при мажоритарной системе

при смешанной системе

А2 Выборы депутатов Государственной Думы РФ осуществляются

только на основе пропорционального представительства

только на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства

на основе смешанной избирательной системы по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам

только на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства

А3 По Закону “О выборах депутатов Государственной думы РФ” для проведения выборов депутатов Государственной думы по одномандатным округам образуются

250 одномандатных округов

450 одномандатных округов

одномандатные округа не выделяются

225 одномандатных округов

В1 Сопоставьте понятия и определения

1. Пропорциональная избирательная система А) когда для победы на выборах требуется получить большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей

2. Мажоритарная избирательная система Б) когда места в выборном органе распределяются пропорционально количеству поданных за ту или иную партию (блок) голосов.

В2 В приведённой фразе вставьте пропущенное словосочетание

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и чёткая ……………. . – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

С1 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.

“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А. Линкольн)

“Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон” (О. Бальзак)

Задание по теме “Избирательные комиссии”

А1 Что такое ценз избирателей?

способность своими действиями приобретать права и обязанности

действия граждан, избирательных объединений по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ

предусмотренные законодательствам условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным

проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа.

А2 Сколько членов в Центризберкоме?

А3 Что не относится к функциям участковой избирательной комиссии?

составляет список избирателей по избирательному участку

осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ

оповещает население о своём адресе и номере телефона, времени работы, а также о дне и месте голосования.

В1 Определите, какое звено пропущено в следующей логической цепочке.

Центральная избирательная комиссия.

В2 Впишите пропущенное слово: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и _______________”.

Какие конституционные принципы избирательного права были нарушены в ходе выборов в депутаты Государственной Думы в данном избирательном округе?

Представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт

прямое, так как избиратели должны голосовать на выборах непосредственно, а не через подставных лиц; с тайным голосованием, так как вовремя не была установлена кабина для голосования, что не исключало бы контроль за волеизъявлением избирателей; принцип добровольности, так как никто не имеет права принуждать каким-либо способом гражданина к участию в выборах

Во втором случае также нарушено избирательное право участковая избирательная комиссия обязана удовлетворить просьбу гражданина Н. , если его заявление (устное обращение) было подано в участковую комиссию не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования.

Принципы избирательного права – это основополагающие начала, имеющие руководящее значение, при проведении выборов в органы государственной власти и органы МСУ.

5 основных принципов:

1) Принцип свободных выборов.

2) Принцип всеобщего избирательного права.

3) Принцип равного избирательного права.

4) Принцип прямого избирательного права.

5) Принцип тайного голосования.

Принцип свободных выборов

Принцип всеобщего избирательного права

В соответствии с ним гражданин, достигший определённого возраста, имеет право избираться по достижении этого возраста (18 лет), а также при условии закрепления данного ценза в законодательстве. Все граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ) и органы МСУ. Однако в законодательстве содержаться ограничения, по которым не все граждане могут быть избранными и избираться.

Ч. 3 ст. 32 К РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему судебному приговору.

Также законодательством могут быть установлены дополнительные определенные цензы. В соответствии со ст. 10 Закона 2002 года, а также на основании международных договоров, в РФ в порядке установленным законодательством иностранные граждане постоянно проживающие на территории РФ, на территории соответствующих муниципальных образований могут обладать правом избирать и быть избранным в органы МСУ. Первым шагом было подписание устава союза Белоруссии и России, где было определено, что граждане Белоруссии, проживающие на территории РФ, могут быть избраны в органы МСУ, также как и граждане РФ, проживающие на территории Белоруссии.

Возрастной ценз, предполагает, что правом избирать и быть избранным, обладают лишь лица, достигшее определенного возраста. А для пассивного избирательного права: депутат ГД – 21 год, Президент РФ – 35 лет. Субъекты РФ вправе устанавливать свой возрастной ценз, при проведении выборов в ОГВ и органы МСУ в определенных рамках. Минимальный возраст кандидата не может быть меньше 21 года при проведении выборов в законодательные, представительные органы власти субъектов РФ, а также при проведении выборов в органы МСУ. Законодательством РФ, избирательным законодательством установление максимального возраста кандидатов не допускается.

Ценз оседлости. Он предполагает требования проживания на определённой территории в течении определенного срока. Президентом РФ может стать гражданин, которые постоянно проживает на территории РФ не менее 10 лет. В региональном законодательстве могут содержаться другие модификации данного ценза, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию.

Также могут быть и иные цензы:

1. Языковой ценз, который заключается в требовании знания государственных языков субъекта федерации, где наряду с русским языком является титульной нации республики. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане и других республиках.

2. Образовательный ценз, который предусматривает наличие у кандидата высшего образования. Примеры: Самарская область, Хабаровский край.




3. Ценз судимости. Граждане не могут избираться в ОГВ, которые имеют судимость. Пример: Республика Саха.

4. Ценз предыдущего избрания, означает, что не может быть избранно лицо, которое непосредственно перед выборами занимал выборную должность в течении нескольких сроков полномочий (ст. 81 ч. 3 К), которая закрепляет, что лица не может занимать пост президента более 2х сроков подряд.

Принцип равного избирательного прав

Закреплен в ст. 5 Закона 2002 года. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и обеспечиваются тем, что все они обладают идентичной с юридической т.з. возможностью, для выдвижения кандидата. Имеют равные условия для голосования, на один и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство достигается, прежде всего, тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней и его волеизъявление имеет такое же значение, как волеизъявление таких же граждан РФ.

Если на выборах в законодательные, представительные органы субъекта РФ или представительные органы муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом, либо один голос. Благодаря этому правилу на выборах в многомандатных округах исключается возможность обладания избирателями различного числа голосов.

Также существенным значением обеспечения данного принципа имеет положение содержащиеся в законодательстве о том, что образуемое для проведения выборов избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. За счет этого достигается сопоставимое, примерно равная значимость голосов избирателей, исключающая ситуации, при которых их вес будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Принцип тайного голосования

Данный принцип исключает возможность контроля каких-либо органов, ДЛ, а также общественных организаций за волеизъявление граждан. Законодательство рассматривает соблюдение тайного голосования как одну из главных обязанностей избирательной комиссии, в том числе и при досрочном голосовании.

1.В государстве Н прошли парламентские выборы. Стало известно, что голосование по партийным спискам принесло победу четырем партиям. К сожалению, ещё три политические партии не смогли преодолеть 5% - ный барьер. Какие из перечисленных признаков характерны только для данного типа избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Создание единого национального избирательного округа
2. Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
3. Предоставление права голоса гражданам, достигшим возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, профессиональной принадлежности
4. Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
5. Голосование прежде всего за программу политической партии
6. Голосование по одномандатным округам
2. Найдите в приведённом ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Государство делится на избирательные округа
2. Избиратели голосуют за личность кандидата
3. Государство представляет собой единый избирательный округ
4. Избиратели голосуют за политическую партию
5. В день голосования запрещена политическая агитация
6. Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов
3. В государстве Н проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2. Оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3. Голосование проводится по партийным спискам
4. В предвыборный период создаются межпартийные коалиции
5. Голосование проводится в несколько туров
6. Устанавливается наименьшее число голосов для избрания
4. В государстве Н регулярно проводятся выборы в парламент. Правом голоса наделены все граждане старше 18 лет. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в этой стране используется мажоритарная избирательная система? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Существует избирательный барьер для прохождения в парламент
2. Используются одномандатные округа
3. Голосование проводится в два тура
4. Мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных голосов
5. Партии выдвигают списки своих кандидатов
6. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов
5. В государстве Н для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, землевладельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10% населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данном случае? Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.
6. В стране Н правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9% - ный избирательный барьер. Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страна Н? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие и одно сходство между двумя избирательными системами.
7. В стране Н выборы в парламент проходят по мажоритарной избирательной системе. Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.


Ответы
1.145
2. 126
3.136
4.236
5. Указан принцип избирательного права, который был нарушен: равное избирательное право
Приведены два принципа: всеобщность избирательного права, альтернативность выборов, прямое избрание представителей, тайное голосование.
Раскрыта суть двух принципов, например: всеобщность избирательного права означает, что все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, обладают правом участия в выборах.
6. Принципы демократического избирательного права:
принцип равенства, принцип всеобщности, принцип состязательности
В государстве Н – пропорциональная избирательная система.
Другой тип – мажоритарная избирательная система.
Различия: при пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной – непосредственно за личности кандидатов; при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от количества голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Черта сходства: выборы проходят из принципов добровольности и всеобщности
7. Особенности мажоритарной избирательной системы:
выборы поводятся по одномандатным округам
для победы в первом туре требуется набрать большинство голосов
Преимущество: персональная ответственность депутата перед избирателями

Установим состав принципов избирательного права, а также рассмотрим содержание каждого принципа.

В большинстве стран принципы выборов устанавливаются на конституционном уровне, а их подробное регулирование реализуется посредством принятия специальных избирательных законов (конституционных или органических законов). В ряде государств имеются избирательные кодексы (Франция, Молдова).

В конституциях зарубежных стран часто находят отражение принципы активного избирательного права (право избирать). Выделяют следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, а в ряде случаев принцип свободных выборов (добровольности).

Всеобщее избирательное право представляет собой совокупность правовых требований, согласно которым все граждане независимо от пола, языка, расы, конфессии, социального и имущественного положения, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избранными. Этот принцип входил в практику постепенно, в течение долгого времени. Например, ещё в начале XX века около трети мужчин и все женщины не имели избирательных прав.

В современных обстоятельствах круг лиц, которые принимают участие в выборах, достаточно широк. Не противоречит всеобщности избирательного права то, что к гражданам предъявляется совокупность требований, согласно которым они могут принять участие в избирательных процедурах.

Принцип всеобщности предполагает наличие законодательных ограничений в виде так называемых избирательных цензов: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз языка, возрастной ценз и т.п.

Принцип равенства означает, что при реализации активного избирательного права каждый имеет равную для всех возможность влиять на результаты выборного процесса.

Относительно реализации пассивного избирательного права подразумевается гарантия претендентам равных условий при участии в избирательной кампании. Запрещено установление в законе различных преимуществ либо ограничений для отдельных кандидатов, которые баллотируются на выборные публичные должности.

Раннее нарушением принципа равного избирательного права являлся так называемый плюральный вотум (т.е. множественное голосование). В соответствии с ним одни избиратели в зависимости от обстоятельств имели больше голосов, нежели другие.

Ярким проявлением плюрального вотума следует назвать куриальные выборы, при которых население делится на несколько групп с неравным представительством. В настоящее время в некоторых случаях куриальные выборы имеют целью обеспечение определенной квоты в представительных органах власти подвергаемой дискриминации части населения (этнические меньшинства, женщины и т.д.).

Принцип равенства также предполагает, что все граждане принимают участие в выборах на равных основаниях, т.е. по численности избирательные округа должны быть одинаковыми (либо примерно одинаковыми). Данная проблема решается обеспечением единой нормы представительства: на одного депутата должно приходиться одинаковое количество жителей либо избирателей округа.

Принцип тайного голосования как принцип избирательного права проявляется в том, что индивид отдает свой голос без ведома других лиц, что устраняет возможность осуществления какого-либо контроля за его волеизъявлением.

Голосование может быть как очным, когда человек сам приходит к месту голосования, так и заочным, когда волю избирателя по его поручению реализуют иные лица. В некоторых странах (например, Германия, Дания) гарантируется реализация избирательных прав граждан, которые находятся вне места своего постоянного проживания, путем разрешения им голосовать по доверенности или по почте.

Применяя очную форму голосования, в большинстве государств избиратель оформляет бюллетени, которые могут быть официальными (специально созданными государством) и неофициальными (в виде обычного листа бумаги, куда избиратель вносит фамилии кандидатов).

Открытое голосование является альтернативой тайному голосованию. Открытое голосование может быть как простым, так и поименным. При простом голосовании голосующие делают выбор открыто, однако мнение каждого избирателя не фиксируется. Напротив, при поименном голосовании позиция каждого голосующего подвергается публичной огласке.

Принцип добровольности как принцип избирательного права предполагает, что избиратель самостоятельно принимает решение об участии в избирательном процессе. Органы государственной и муниципальной власти, должностные и другие лица не имеют права принуждать голосующих к участию либо неучастию в выборах. Подобный подход называется свободным вотумом избирателя.

В большинстве государств участие в выборах признается свободным и добровольным. Оно является гражданским долгом каждого гражданина, однако за неучастие в выборах (абсентеизм) обычно не предусмотрено какой-либо юридической ответственности.

Существуют различные причины проявления абсентеизма избирателей: безразличие к выборам, аполитичность, проявление гражданского протеста, наличие объективных поводов (тяжелая болезнь, отпуск, удаленность избирательных участков и т.д.). Имеются различные меры борьбы с уклонением от голосования, они могут включать не только наказание, но и поощрение за участие в выборах.

В ряде государств присутствует обязательный вотум, который представляет собой юридическую обязанность избирателей по участию в голосовании. За нарушение данной обязанности могут быть предусмотрены различные санкции: наложение штрафа (в Египте – 1 доллар, в Турции – 14 долларов), запрет занимать должности в государственных и муниципальных органах (в Аргентине – на протяжении трех лет). Также могут быть предусмотрены и моральные санкции. Например, в Италии мэр коммуны имеет право вывесить для всеобщего сведения список избирателей, которые без уважительных причин не участвовали в голосовании. В некоторых стран практикуется объявление порицания в судах, публикация в СМИ фамилий граждан, которые не участвовали в выборном процессе.

В государствах с обязательным вотумом уровень участия избирателей в выборах составляет 90% и более. Во многих развитых странах в настоящее время на парламентских выборах принимают участие лишь около 50% граждан, которые обладают правом голоса.

Читайте также: