Определите используя справочный материал в чем различие терминов законность легитимность легитимация

Обновлено: 08.07.2024

ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus - законный, правовой) - критерий законности признания личности, общественного института или общественного порядка. Как при дескриптивном, так и при нормативном употреблении легитимности является основополагающим теоретическим, точнее - ценностно-теоретическим понятием. Оно означает обоснованность притязаний или образа действий через указание на соответствующие убедительные причины этих притязаний или действий. В зависимости от уровня и степени, эта обоснованность может также быть подразделена в соответствии с уровнем и степенью легитимности.

Легитимация знания

Легитимность (НФЭ, 2010)

ЛЕГИТИМНОСТЬ – законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т.е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность – это длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет множество интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское различение монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое время Д.

Легитимность (БЮЭ, 2010)

. рациональную легитимность. Она основывается на разумных суждениях, порядке регулирования общественных отношений. Юридическая легитимация является стороной рациональной легитимности. Существование какого-либо органа или организации опирается на признание их правом. Легитимность тесно переплетена с законностью. В противоречие с легитимностью может вступать конституционная законность. Это происходит в случае, если государственные власти продолжают действовать, не находя поддержки у большинства населения. Легитимность выступает фактором по преодолению противоречий между устаревшими институтами власти и новыми потребностями и настроениями общества.

Легитимный (Лопухов, 2013)

ЛЕГИТИМНЫЙ — признанный, имеющий право на существование в силу определенных традиций, исключительных качеств лидера, руководителя или на основе законов. Легитимация — признание или подтверждение законности чего-либо (государственной власти, социального института, статуса, полномочий, занимаемой должности и т. д.). Основой легитимации могут быть обычаи и традиции, харизма (исключительные личные качества какого-нибудь деятеля), конституционные нормы, демократические выборы, решения представительных, судебных, исполнительных органов власти, референдум или плебисцит.

Легитимация власти

ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ — обеспечение признания, одобрения сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе, как естественного, нормального, правильного, законного и психологически приемлемого. О степени легитимации власти можно судить по возрастанию в обществе доли тех, кто подчиняется властям не из-за боязни быть наказанным, а в силу сформировавшихся убеждений в целесообразности и правильности существующей власти.

Легитимность (Конт-Спонвиль, 2012)

ЛЕГИТИМНОСТЬ (LEGITIMITE). Понятие , лежащее на границе между правом и моралью, с одной стороны, и правом и политикой—с другой. Легитимно то, что в своем праве, из чего следует, что право не всегда легитимно. Легитимность есть соответствие не просто закону (это законность), но и справедливости или высшему интересу. Красть, чтобы не умереть с голоду; плести заговор против тирана; демонстрировать неповиновение тоталитарной власти; сражаться с оружием в руках против оккупантов — все эти действия, чаще всего незаконные, в особой ситуации совершенно легитимны. Встает вопрос, кто решает, что легитимно, а что нет. Иногда суд, если это праведный и исполненный власти суд, однако он чаще всего выносит свое решение постфактум, т. е. слишком поздно, и к тому же не застрахован от ошибок. Ведь судит почти всегда победитель, а справедливость нередко остается на стороне побежденных. Вот почему единственной инстанцией легитимации остается индивидуальное сознание. Вам кажется, что этого мало.


В статье рассматривается проблема таких свойств государственной власти как легитимность и легальность. Принято считать, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, однако, это не гарантирует ее легитимности. В статье изложены характерные признаки легитимности, факторы, способствующие повышению или падению ее уровня. Внимание уделяется правовым основам, обеспечивающим легальную организацию деятельности государства. Статья является актуальной на сегодняшний день, так как в 2021 году главным политическим событием выступают выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VIII созыва. Именно выборы и референдумы выступают обязательным основанием для признания государственной власти легитимной, а законное их проведение — легальной.

Ключевые слова: легитимность, признаки легитимности, типы легитимности, конституция, легальность.

Власть всегда выражается в воздействии на поведение людей, социальных групп и общества в целом, с помощью способов и средств, таких как авторитет, закон, убеждение, принуждение и т. д. Власть действует в рамках государства, которое представляет собой особую организацию управления, объединяющую всех людей, находящихся на определенной территории. Легитимность и легальность являются главными показателями успешности и стабильности любого государства.

Целью проводимого исследования выступает изучение и анализ общих черт и различий легитимности, и легальности как основных свойств государственной власти.

Легитимность — это признание и поддержка политики и решений государственной власти населением [5, с. 60]. Именно слабое убеждение граждан и не готовность следовать закону добровольно, в конечном итоге, как показывает история, ведет к исчезновению государства.

Для легитимности характерны следующие признаки:

  1. Психологический признак — выражается в признании и уверенности граждан в целесообразности проводимой политики, которая действует в интересах общества и направлена на повышение достойного уровня жизни каждого человека.
  2. Активное участие граждан в политической жизни государства и стремление проявить себя в государственном управлении, является показателем сотрудничества государства и гражданина.
  3. Легальность власти — власть осуществляет свою деятельность в рамках закона. Наличие нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, в России таким нормативным актом выступает Конституция, являющаяся гарантом прав и свобод человека и гражданина.
  4. Согласие на подчинение — добровольное следование предписаниям, закрепленным государством, которое основывается на понимании гражданами важности роли права и законности.

Классификация типов легитимности является одним из самых спорных вопросов, но в данной статье, мы рассмотрим самые аргументированные и поддерживаемые варианты, которые были сформулированы немецким учёным Максом Вебером [3, с. 254]:

  1. Традиционная легитимность. Источником власти выступают обычаи, традиции, вера в священность и нерушимость установленных правил поведения и порядков. Лидером выступает монарх, вождь или священный служитель.
  2. Харизматическая легитимность. Источником власти являются особые качества политического лидера. Он обладает свойствами личности, которые выделяют его и вызывают симпатию и доверие у людей.
  3. Рационально — правовая легитимность. Источником власти являются законы и нормы, признаваемые большинством граждан. Лидером является избранное должностное лицо. Существует в демократических государствах.

В науке сформировалось два вида подходов к характеристике причин возникновения кризиса легитимности. В соответствии с первой, кризис всегда связан с дестабилизацией политической власти и управления в государстве:

  1. Неспособность государственных органов эффективно осуществлять свои функции и задачи;
  2. Наличие открытых, как внешних, так и внутренних военных конфликтов;
  3. Неспособность правительства адаптироваться под меняющиеся общественно — социальные условия;
  4. Разрушение конституционного порядка и т. д.

Второй подход связан с характеристикой социокультурных черт граждан, в связи со сложившимися стереотипами и представлениями:

  1. Наличие протестных настроений, направленных на переворот сложившегося режима;
  2. Недоверие к результатам выборов, опросов и референдумов;
  3. Неспособность спрогнозировать и объяснить характер осуществляемой политики и её будущих результатов;
  4. Падение уровня жизни населения;
  5. Плохо развитое гражданское общество, так как именно оно является средством легитимации;
  6. Нарастание коррумпированности государственного аппарата и т. д.

Ряд государствоведов, также указывают на проблему легитимации Конституции РФ, особенно это заметно во внесенных поправках от 14 марта 2020 года. Изменения вносились пакетом, именно поэтому, гражданам, ознакомившимся с каждой поправкой, было сложно принять для себя верное решение [2, с. 12]. С одной стороны, закрепление важных социальных гарантий, с другой — закрепление преобладания национального права над международным, что вызывает большое количество споров и вопросов.

Следует отметить, что падение легитимности всегда сопровождается коренным переворотом политического режима, переустройством государственного аппарата. Власть должна сразу бороться с возникшими проблемами, способствующими падению легитимности, во избежание необратимых последствий. Выделяют несколько способов повышения легитимности государственной власти:

  1. Установление постоянных контактов с населением государства;
  2. Разъяснение целей, проводимых во внутренней и внешней политике;
  3. Совершенствование и систематизация законодательства, с целью устранения пробелов и коллизий;
  4. Усовершенствование системы разделения властей, как основу реализации конституционных принципов;
  5. Обеспечение многопартийности, политического плюрализма, гарантирующего деятельность оппозиционных политических партий;
  6. Повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма.

Если легитимность выражается в поддержке и доверии к власти со стороны населения, то легальность — это юридическое обоснование действий государства, то есть полное соответствие правовым нормам, закону.

Обеспечение порядка в обществе, предотвращение антисоциальных и антигосударственных настроений, действий граждан, а также их коллективов, является одной из главных функций государства. Для осуществления данной задачи, государство может использовать такие способы и приемы, как убеждение и принуждение, которые, в свою очередь, должны осуществляться в рамках закона, что позволяет именовать власть легальной.

Сегодня, одним из наиболее распространенных форм укрепления легальности, являются выборы и референдумы. Но, если само участие в выборах и референдумах является правом граждан на участие в отправление делами государства, то строго установленные и закрепленные в законах правила их проведения, является проявлением легальности, то есть действием в рамках закона.

В первую очередь, легальность опирается на закон, обладающий высшей юридической силой, особенно, если он был принят всенародным голосованием. Говоря о Российской Федерации, то это Конституция, она содержит основы государственного строя, регулирует формирование и деятельность органов государственной власти. Кроме Конституции, легальность реализуется в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами, а также иными нормативно — правовыми актами. Считается, что любая власть, издающая законы и обеспечивающая их соблюдение легальна, но это не гарантирует ее легитимности.

Легитимность всегда имеет оценочный характер, так как каждый человек обладает своими взглядами и суждениями, а легальность, в свою очередь, носит юридически закрепленный характер, что выражается в четких предписаниях. В определенный момент, власть может потерять легитимность, однако, свою легальность она сохранит. При падении уровня легитимности, власть всегда встречает гражданский протест — проведение митингов, шествий, демонстраций и т. д. Именно поэтому, государство должно прислушиваться к гражданам во избежание непоправимых последствий, отбрасывающих развитие государства на несколько десятков лет назад.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, власть, легальность, легитимность, источник власти, Российская Федерация, VIII, Государственная Дума, государственный аппарат, Федеральное Собрание РФ.

Любые нормативно-правовые акты, в том числе и законы, регулируют общественные отношения, делая их разрешенными или переводя в категорию правонарушений. Определить для них подобные полномочия может лишь орган, прошедший процесс легитимации власти. В этой статье будет рассказано о том, что подразумевает под собой данное явление и для чего оно, собственно, необходимо, да и необходимо ли вообще.

Что подразумевает под собой данное понятие?

легитимация власти

Помимо Конституции, существует ряд других нормативно-правовых актов, делающих политическую власть и её полномочия легализованными. К ним можно отнести следующие официальные письменные документы:

  • законы, которые могут регулировать работу президента, парламента, судебных и других органов;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • решения судов.

В чем заключается сущность данного явления?

Легитимация власти не только как практический процесс, но и как теоретическое понятие очень часто встречается в современных политических научных трудах. Она является предметом споров и обсуждений в различных кругах. В целом, большинство дают ей следующую характеристику: формальная законность, имеющая юридическое подкрепление в виде специального нормативно-правового акта. Но подобным образом легитимация политической власти определяется в политическом и юридическом смыслах.

Однако это явление достаточно двойственно. Оно имеет также психологический подтекст. В сознании людей заключен такой принцип, который считает все то, что закреплено властными структурами, непременно положительным. То есть человек согласен с правомерностью поведения государственных органов вне зависимости от того, является оно таковым или нет. Именно поэтому население чувствует силу и превосходство правительственных структур и готово фактически добровольно подчиняться любому приказу. Таким образом, подобная связь, которая установилась между жителями государства и его правителями, определяется психологией как легализация и легитимация государственной власти. Люди на подсознательном уровне признают любые направления деятельности власти как справедливые и правомерные. Так, в каком-то смысле легитимность обозначает уважительное отношение и авторитет правительства среди граждан государства. Это говорит о том, что признать власть юридически недостаточно, важно еще установить контакт с народом путем соответствия ценностным понятиям и ориентирам.

Как легитимность отражена на положении в обществе?

Считается, что легитимность и легитимация власти способствуют стабилизации общества. У людей происходит переоценка приоритетов. Именно эти понятия гарантируют дальнейшее развитие и прогресс внутри государства. Они являются настолько сильными в своем действии и влиянии на народные настроения, что комплексная реабилитация экономического и политического сектора просто не может конкурировать.

 способы легитимации власти

Легитимность и легитимация политической власти определяют и фиксируют достаточно обширный ряд источников возникновения и образующихся форм. В настоящий момент политическая наука выделяет три субъекта, относительно которых осуществляются данные процессы. К ним относятся:

  • гражданское общество;
  • властные структуры;
  • внешнеполитические силы.

Именно настроения первого субъекта определяют роль правительства в жизни общества. Благодаря одобрительному взгляду большей части жителей государства можно говорить о процветании и устойчивой ситуации как в стране, так и в самом руководящем аппарате. Чтобы сформировать положительный облик правящей элиты, ей необходимо положительно проявить себя в решении каких-либо общественных проблем. Только внимание и интерес к жизни простого люда могут вызвать поддержку со стороны граждан. Признание правомочности правительства объясняется различными факторами. К ним можно отнести отношения между различными слоями населения, идеологические и политические взгляды, менталитет, исторически сложившиеся традиции и моральные ценности. Правильное комплексное воздействие на общественный механизм может обеспечить авторитет руководящего аппарата в народных массах.

Что такое традиционная легитимность?

Первый тип носит название традиционная легитимация власти. Это классический вариант узаконивания действий государственного аппарата, так как обуславливается действие необходимостью подчинения народа власти. В результате устоявшихся обычаев у людей возникает привычка, нужда в подчинении политическим институтам.

Что такое рациональная легитимность?

Также легитимация власти может иметь более разумную основу. В этом случае определяющими факторами являются не эмоции и верования, а здравый смысл. Рациональная легитимность, или по-другому – демократическая, образуется посредством признания народными массами правильности решений, принятых государственным аппаратом. Только, в отличие от предыдущего типа, людьми руководят не слепые убеждения, направленные в пользу своего руководителя, а реальное понимание дел. Властными структурами организовывается система, состоящая из общепринятых правил поведения. Принцип её действия заключается в реализации целей правительства за счет выполнения народом этих правил.

легитимация политической власти

Основой всех основ в таком государстве является право. Легитимация власти подобного типа характерна для общества с более сложным структурным формированием. Именно согласно праву осуществляется власть на законных началах. Это обуславливает народную признательность и авторитет не конкретно выделенной персоны, сосредоточившей в своих руках власть, а всего устройства государственного аппарата.

Чем обусловлена легитимность, основанная на вере в лидера?

Харизматический способ узаконения (легитимация власти) - это когда признание любых действий правящей структуры обусловлено личными качествами лидера. Выдающиеся личности всегда могли устанавливать контакт с народными массами. Общий образ правителя переносится на всю действующую систему власти. Чаще всего в данном случае люди безоговорочно верят словам и действиям своего идейного вдохновителя. Сильный характер человека формирует эмоциональный подъем среди населения. Лидер может одним лишь словом подавить волнения в обществе или, наоборот, вызвать активные движения.

типы легитимации власти

Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что по способу легитимации власти выделяют лидерство как основной способ манипуляции народом в период революционных настроений. В это время влиять на граждан можно достаточно легко, так как эмоциональный всплеск обуславливает нестойкость психологии общества. Люди, как правило, не доверяют прошлому политическому укладу. Меняются принципы, идеология, нормы и ценности. Подобный период является очень благодатной почвой для политических игр. Появление нового харизматичного лидера непременно вселяет в людей веру в светлое будущее, что поднимает его авторитет в глазах народа.

Подобными лидерами были насыщенны различные периоды истории. Среди них огромное множество исторических личностей, вождей, героев и пророков. Но чаще всего подобный образ создается искусственно. В основном основой его создания является активная работа средств массовой информации. Людям попросту навязывают лидера. Это удается очень легко, так как опереться народу практически не на что. Сложенные в процессе истории ценности преданы и сломлены, существующих результатов пока еще нет. Нововведения не дают плодов, а только заставляют еще туже затянуть пояса. Но вокруг все только и внушают веру в перемены, которые обеспечит новый правитель.

по способу легитимации власти выделяют лидерство

По мнению самого Вебера, именно этот тип определяется как абсолютная легитимность. Он объяснял это тем, что личные качества лидера делают из него сверхчеловека. Подобное явление может быть допущено в демократичных государствах. Но в классическом варианте это процесс, присущий тоталитарному и авторитарному режиму.

Какие еще существуют представления легитимности?

По ходу возникновения новых политических процессов в истории образовывались и способы легитимации власти, которые имели совершенно другой характер, чем определенный Вебером. Вновь возникшие концепции говорили о том, что данное понятие может иметь более широкий смысл. То есть объектом легитимности становилась не только сама власть как субстанция, но и совокупность политических институтов.

  • идеологическую;
  • структурную;
  • персональную.

Как классифицирует легитимность Д. Истон?

Типы легитимации власти представлены тремя категориями. Первая носит название идеологической. Правильность решений, принимаемых государственным аппаратом, обусловлена верой в устойчивый набор ценностей. Сила легитимности в этом случае определяется поддержкой народных масс. То есть чем больше граждан разделяют идеологию и курс правительства, тем более правомерной и законной считается власть.

традиционная легитимация власти

Вторым типом является структурная легитимность. Она имеет схожесть с рациональной легитимностью Вебера. Тут также людьми руководят не чувства и верования, а разум. Народ понимает и одобряет правильность распределения обязанностей в структуре правительства. Уклад, по которому живет общество, подчиняется системе, которая базируется на юридических нормах.

Подобным образом можно провести аналогию между другими видами. Например, такие типы лидерства по способу легитимации власти, как харизматичная и персональная, имеют общую суть. И та, и другая основывается на беспрекословной вере в авторитет лидера. Уровень правомерности его действий определен индивидуальными способностями и возможностью правителя наилучшим образом распорядиться своими личными качествами. Разница между концепциями Вебера и Истона в том, что, по мнению первого, лидером может быть действительно харизматичная личность. Даже если её качества слишком преувеличены средствами массовой информации, то они в любом случае присутствуют. Невозможно достичь такого уровня, ничем подобным не обладая. По теории Истона, все совершенно наоборот – правителем может быть человек, не обладающий никакими специфическими способностями. Достаточно много примеров в истории, когда ничем не выдающиеся личности получают активную поддержку широких слоев населения.

В чем заключается теория Д. Бетхэма?

Определенные типы легитимации власти выделял и Д. Бетхэм. Его концепция как бы подытоживает сказанное как Д. Истоном, так и М. Вебером. Но, по его мнению, данный процесс осуществляется на трех стадиях:

Д. Бетхэм считал, что абсолютность этого процесса может быть выражена в установившемся взаимодействии между смыслом политической игры, положительными отзывами её содержания и сформировавшейся политической системой. Последняя выражает добровольное желание её сохранения.

Что означает делегитимация?

Противоположным, но не менее важным, является понятие делегитимизации. Действие, обозначаемое данным термином, является окончательным этапом в жизненном цикле власти и обозначает утрату доверия и лишение влияния на общество.

легитимность и легитимация политической власти

Возникает этот процесс по совершенно разным причинам. Ему может предшествовать как одно событие, так и их совокупность. Проблемы с верой в правительство возникают и при разладе в самом государственном аппарате. Как говорится, рыба гниет с головы, и если власть не может разделить сферу интересов, то легитимности также в скором времени придет конец. Причиной возникших трудностей может стать противоречие между демократическими способами воздействия на общество и силовыми методами. Попытка агрессивного воздействия на средства массовой информации может обернуться утратой поддержки народных масс. Также волнения среди населения легко возникают в отсутствии защитных механизмов. Высокий уровень коррумпированности и бюрократизации может оказать дополнительное воздействие на возникновение процесса делегитимизации. Такие явления, как национализм, сепаратизм и расовые распри, являются факторами, обеспечивающими пошатывание позиций властвующих структур.

процесс легитимации власти

Чтобы преодолеть кризисные явления, правительству необходимо иметь постоянно налаженный контакт с населением. Причем стоит учитывать мнение всех слоев общества. Для этого нужно проводить своевременное информирование о целях и направлениях деятельности власти. Необходимо демонстрировать людям, что любые вопросы можно решить правомерным путем, без насилия. Должны быть организованы и сами государственные структуры. Политическая игра должна вестись без ущемления прав каких-либо ее участников. В обществе нужно проводить постоянную пропаганду демократических ценностей.

Важнейшим условием функционирования политической власти является ее легитимность. Она составляет фундамент власти, определяет ее эффективность, обеспечивает общественный порядок, стабильность и устойчивость политического строя. Что такое легитимность и почему она так важна?


Что это такое?

Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:

  • моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
  • согласованность решений и действий с юридическими законами.

Власть легитимна, если обладает следующими признаками:

  • соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
  • эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
  • обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.

Выделяют 3 уровня легитимности:

  • национальный – признание власти населением данной страны;
  • внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
  • индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Источниками легитимности служат:

  • убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
  • консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
  • положительная оценка личностных качеств политического лидера;
  • политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.

Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.

Легитимность и легальность

В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.

Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:

  • уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
  • наличие попыток свержения;
  • соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
  • результаты выборов и референдумов.

Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.

Легитимация и делигитимация

Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:

  • традиции и обычаи;
  • харизма политического лидера;
  • конституционные нормы;
  • демократические выборы;
  • референдум или плебисцит.

Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.


Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.

Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:

  • противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
  • противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
  • присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
  • неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
  • давление на средства массовой информации;
  • невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
  • раскол внутри правящей элиты;
  • конфликт ветвей власти.

Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:

  • поддерживать постоянный контакт с населением;
  • проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
  • контролировать соблюдение прав граждан;
  • обновлять законодательство;
  • обеспечивать равновесие ветвей власти;
  • обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
  • повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.

В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.

Типологии легитимности

Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:

  • Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
  • Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
  • Рационально-легальный– основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).

Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:

  • идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
  • структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
  • персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.

Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.

В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.

Заключение

Легитимность является важнейшим стратегическим ресурсом власти. Если граждане признают законность и справедливость власти, они воспринимают государственное принуждение как должное и не оказывают ему сопротивления. В этом случае власти не требуется прибегать к насилию для реализации своих решений, требований, приказов: в обществе работают механизмы саморегуляции, а само принуждение сводится к защите гражданских прав и свобод граждан.

1. Легитимность как условие функционирования политической власти.

2. Понятие легитимности, ее признаки. Уровни легитимности:

  • национальный;
  • внешний;
  • индивидуальный.

3. Источники легитимности:

  • убеждения граждан;
  • консервативность общества;
  • доверие к личностным качествам лидера;
  • политическое принуждение.

5. Понятие легитимации и ее основы.

6. Понятие порога легитимности, кризиса доверия. Кризис легитимности и его причины.

Читайте также: