Оплачивает ли профсоюз лечение зубов

Обновлено: 30.06.2024

Если вам предстоит имплантация и протезирование зубов, вы можете компенсировать часть стоимости лечения в виде налогового вычета.

Врач стоматолог-пародонтолог

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ СТАТЬИ:

Что это такое?

Статья 219 Налогового кодекса РФ предусматривает возврат части стоимости имплантации и протезирования зубов в виде вычета из ранее уплаченного пациентом НДФЛ (налог на доход физического лица). То есть налоговый вычет уменьшает сумму дохода физического лица, облагаемого налогом.

Получить социальный налоговый вычет за стоматологическое лечение имеют право только лица, получающие зарплату или доход, с которого они уплачивают подоходный налог.

Законом предусмотрен возврат части денег за оплату протезирования зубов близкому родственнику (родителю, супруге). Их можно включить в свой вычет. Для этого в справке нужно указать в качестве пациента вашего члена семьи, прошедшего лечение, а в качестве налогоплательщика — вас (того, кто оплатил лечение и получит налоговый вычет).

Алексей Исаевич Якубов

Главный врач, стоматолог-ортопед, имплантолог

Совет эксперта:

Какая максимальная сумма вычета за имплантацию?

Инфографика про то как вернуть 13% от стоимости лечения зубов

Важно!

Вы не сможете вернуть сумму больше, чем размер оплаченного годового НДФЛ. Например, по закону, вы можете рассчитывать на возврат 14 300 ₽. Но если сумма перечисленного вами в бюджет подоходного налога составила, к примеру, 13 700 ₽, то эта максимально возможная сумма вычета для вас. Если сумма вычета намного превышает размер уплаченного подоходного налога, ее можно разбить на несколько частей и получать поэтапно в течение нескольких лет.

Установка имплантов относится к дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях, поэтому на эту услугу нет лимита. Но установка протеза не включена в этот список. Лимит вычета на протезирование зубов — 120 000 ₽, причем он суммируется с остальными социальными вычетами (например, оплата учебы ребенка). Значит, за услуги зубного протезирования максимально можно вернуть до 15 600 ₽.

Поясним на примере

Сергей потратил 90 000 ₽ на обучение сына, 9000 ₽ на аппаратное обследование в частной клинике, 7700 ₽ на лечение кариеса, 40 000 ₽ за две керамические коронки. За все эти затраты он имеет право получить налоговый вычет. Итоговая сумма расходов - 146 700 ₽. Помним, что на эти затраты действует лимит в 120 000 ₽. Поэтому за них Сергей может вернуть только 15 600 ₽.

За установку двух имплантов (она не суммируется с вышеперечисленными недорогостоящими видами лечения), которая обошлась Сергею в 60 000 ₽, он может получить отдельно вычет в размере 7800 ₽. В общем сумма компенсации для Сергея составит 23 400 ₽.

Клиент в праве получить компенсацию в размере 13% от общей суммы не превышающей 120 000 ₽

Порядок получения

Через налоговую инспекцию

Вся сумма вычета будет перечислена на банковский счет, указанный в декларации 3-НДФЛ (в срок до трех месяцев после подачи документов).

Необходимо прийти в отделение налоговой инспекции или онлайн через личный кабинет на официальном сайте ФНС подать следующие документы:

  • справка 2-НДФЛ, в которой указывается уплаченная годовая сумма подоходного налога (нужно получить от работодателя);
  • договор на услуги имплантации и протезирования (запрашивается в клинике);
  • копия лицензии стоматологической клиники;
  • оригинал чека, подтверждающего сумма оплаченных услуг;
  • свидетельство о рождении или брака (при желании оформить вычет на оплату лечения родителя или супруга).

Через работодателя

Начиная с месяца обращения, работодатель не будет удерживать подоходный налог в размере одобренного налоговой инспекцией размера вычета (пока вся сумма компенсации не будет возвращена).

Сначала нужно получить одобрение от ФНС, подав вышеперечисленные документы в отделение налоговой инспекции по месту жительства.

Получив подтверждение на право получения вычета (выдается в срок до 30 дней), нужно обратиться к работодателю и предоставить ему:

  • уведомление из налоговой инспекции о подтверждении права на вычет;
  • заявление произвольной формы на имя работодателя с просьбой о предоставлении социального вычета.

Вопросы-ответы

Я пенсионер, официально не работаю. Могу ли я вернуть часть денег, потраченных на имплантацию зубов?

Официально нетрудоустроенные граждане не могут лично получить вычет за имплантацию и протезирование зубов. Но закон позволяет оформить вычет на работающего близкого родственника. Для этого в договоре со стоматологической клиникой нужно указать, что расходы на установку имплантов и протезов оплатил ваш работающий супруг или ребенок. Нужно собрать пакет документов для налоговой инспекции (перечислен выше) и доказать родство с тем, на кого будет оформляться вычет.

Правда ли, что заявление на налоговый вычет можно подать в течение трех лет после даты операции по установке имплантов?

Да, верно. Но важно понимать, что налоговый вычет можно получить в году, следующем за тем, когда была проведена операция. Например, вам установили дентальные импланты в 2021 году. Получить вычет можно только в 2022 году.

Какой код услуги указать в справке об оплате, выдаваемой стоматологической клиникой?

Можно ли распределить сумму вычета между близкими членами семьи?

Да, можно. Рассмотрим на примере. Анна Михайловна заплатила 450 000 ₽ за установку дентальных имплантов. Так как имплантация относится к дорогостоящим видам лечения, она может вернуть 58 500 ₽ (450 000 * 13%). Однако Анна Михайловна уплатила в бюджет 39 000 ₽ подоходного налога (ее официальная зарплата за год составила 300 000 ₽), а значит может получить вычет только на эту сумму. Ее работающий муж или ребенок может оформить оставшуюся сумму вычета на себя.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;

разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;

дотации работникам на питание;

компенсация работникам стоимости путевок;

возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;

не являются стимулирующими;

не зависят от квалификации работников;

не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;

не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

Оплата дополнительного дородового отпуска.

Компенсация работникам стоимости путевок.

Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

Компенсация стоимости путевок.

Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.

Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

Единовременная премия при выходе на пенсию.

Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.

Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.

Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.

Частичная компенсация работникам стоимости путевок.

Оплата питания донорам в дни сдачи крови.

Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.

Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.

Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.

Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;

компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;

компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

Вместе с тем, за нецелевое расходование бюджетных средств существует вполне реальная административная ответственность. Более того, если речь идет о крупных размерах (более 1,5 миллионов рублей), главного врача может ждать уголовное преследование по статье 285.1 УК РФ. Хотя даже без крупного размера за незаконное начисление стимулирующих надбавок работодателя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Такие прецеденты уже случались, поэтому осторожность главных врачей понять можно, и мы настоятельно призываем не искать виноватых среди администрации медицинской организации.

Стоит признать, что текст Постановлений Правительства можно трактовать очень неоднозначно. Даже сейчас, после того как в ПП РФ № 484 и 415 дважды вносились изменения, а Минздрав трижды направлял разъяснительные письма, у многих остаются вопросы.

Выплаты в рамках ПП РФ № 484

Подобные разъяснения вводят всех в некоторое заблуждение и здесь хотелось бы пояснить следующее:

В соответствии с Трудовым кодексом, стимулирующие надбавки (поощрительные выплаты) и компенсационные (например, за риск работы в условиях, отклоняющихся от нормальных) – это совершенно разные категории выплат. В свою очередь, в ПП РФ № 484 речь идет именно о стимулирующих выплатах, которые начисляются за выполнение особо важных работ. При этом о риске заражения в тексте Постановления не сказано ни слова.

В п. 1 ПП РФ № 484 указано, что бюджетные субсидии выделяются для осуществления выплат медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам , у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Этот пункт соотносится с п. 11 ПП РФ № 484, согласно которому выплаты осуществляются медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19

ПП РФ № 484 принято во исполнение Поручения Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.). В соответствии с данным документом, Правительству было дано поручение установить стимулирующие выплаты:

Работникам стационаров медицинских организаций, осуществляющих лечение больных новой коронавирусной инфекцией.

Работникам организаций и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019).

В п. 7 ПП РФ приведена методика расчета размера бюджетных ассигнований на осуществление выплат, которая учитывает показатель количества коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В письме от 25 мая Минздрав также отметил, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) в ПП РФ № 484 определены размеры выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией.

Напомним, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители органов власти субъектов РФ и руководители медицинских организаций должны установить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 198н).

Для лечения COVID-19 в стационарных условиях в медицинской организации также создается отдельное структурное подразделение (Приложение № 10 к Приказу № 198н).

Однако, как мы уже разобрались выше, ПП РФ № 484, действительно, не предусмотрены выплаты для работников Бюро СМЭ, так как они не относятся к работникам специализированного стационара или специализированной бригады скорой медицинской помощи. Более того, они не занимаются оказанием медицинской помощи и уж тем более лечением пациентов с COVID-19. При этом, риск заражения COVID-19 в данном случае не учитывается вовсе. Это проблема самого Постановления, но никак не руководства Бюро СМЭ.

Казнить нельзя помиловать: выплаты в рамках ПП РФ № 415

Во-первых, эту норму можно трактовать по-разному:

Стимулирующие выплаты полагаются: а) медицинским работникам, работающим с COVID-19 непосредственно; б) лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (то есть, медицинским работникам, которые не занимаются лечением коронавирусной инфекции или ОРЗ, но контактируют с зараженными пациентами при оказании медицинской помощи по другим профилям).

Стимулирующие выплаты полагаются медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь: а) гражданам с COVID-19: б) лицам из групп риска заражения COVID-19 (например, гражданам с ОРЗ).

Снова мы упираемся в двусмысленную формулировку, с которой приходится разбираться, вникая в различные разъяснения.

В разъяснениях от 6 мая и 21 мая Минздрав уточнил, что выплаты по ПП РФ № 415 также полагаются медицинским работникам контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , и работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19, в том числе: врачам-рентгенологам; врачам-патологоанатомам; врачам-эпидемиологам; помощникам врачей-эпидемиологов; медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий, в том числе специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием; среднему медицинскому персоналу, работающему с указанными врачами-специалистами.

В разъяснениях от 21 мая Минздрав сообщил, что стимулирующие выплаты по ПП РФ № 415 осуществляются:

  • Медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 , внесенным в специальный информационный ресурс в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373;
  • Медицинским работникам, работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19 ;
  • Медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи , сформированных в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID19.

То есть, как минимум, для получения выплаты работниками стационарных и амбулаторных учреждений диагноз COVID-19 у пациента должен быть подтвержден, и такой пациент должен быть внесен в специализированный ресурс.

В ПП РФ № 415 данный вопрос также не конкретизирован. Однако в п. 10 и 12 Постановления указано, что надбавки также устанавливаются в локальном акте медицинской организации и согласовываются с региональным органом власти в сфере здравоохранения.

Таким образом, на практике в регионах скорее всего выплаты по ПП РФ № 415 также будут привязывать к лечению COVID-19, а не к контакту с зараженным пациентом. Причина этому, опять же, двусмысленные формулировки Постановления № 415, туманные разъяснения Минздрава и позиция региональных властей.

/img/plugs/1.jpg

В письме от 12 апреля 2021 г. № 14-1/10/П-2784 Минтруд сообщил, что во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11 марта 2021 г. № ТГ-П45-3036 Минтруд России совместно с Минздравом России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 1762 (далее - Постановление № 1762) и в дополнение к письмам Минтруда России от 30 декабря 2020 г. № 14-1/10/В-12880 и от 26 февраля 2021 г. № 14-1/В-206 по компетенции и разъяснил следующее.

"Пунктом 2 Постановления № 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.


Обращаем внимание, что выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.


Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 Постановления № 1762 приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 894н (далее - Приказ № 894н) по согласованию с Минздравом России утверждены разъяснения по применению Постановления № 1762 (далее - Разъяснения). В них в том числе отражены особенности, связанные с совместительством, даны разъяснения по категориям работников, которым осуществляется специальная социальная выплата и другим вопросам, затронутым в письме.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты устанавливаются медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе медицинским работникам рентгенологического кабинета (службы), в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н (далее соответственно - Временный порядок, Приказ № 198н).

В соответствии с пунктом 1.3 приложения № 2 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления № 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.


На основании пункта 1 приложения № 5 к Приказу № 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 10 к Приказу № 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения (COVID-19) устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями № 16 - 17 к Приказу 198н.

Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления № 1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.

В соответствии с абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся также медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временным порядком.


В случае участия медицинской организации в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2 приложения № 3 к Приказу № 198н руководители медицинских организаций обеспечивают определение структурных подразделений медицинской организации и должностей медицинских работников в указанных структурных подразделениях медицинской организации, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРВИ, пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также пациентам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления № 1762 специальные социальные выплаты производятся медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

В этом случае согласно пункту 4 Приказа № 894н для осуществления специальной социальной выплаты учитываются все дни работы, в которые медицинские работники контактировали с пациентами с уже установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении своих должностных обязанностей.

По нашему мнению, фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, специальные социальные выплаты производятся за фактическое число нормативных смен исходя из отработанного времени по табелю учета рабочего времени.


В соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (версия 10 от 8 февраля 2021 г.) при стандартном определении случая заболевания (COVID-19) подтвержденным случаем (COVID-19) считается при выявлении:

  1. положительного результата лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) или антигена SARS-CoV-2 с применением иммунохроматографического анализа вне зависимости от клинических проявлений;
  2. положительного результата на антитела класса IgA, IgM и/или IgG у пациентов с клинически подтвержденной инфекцией COVID-19. В случае получения лабораторного подтверждения диагноза, выставляется код по МКБ-10:
  • U07.1 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).

При отсутствии лабораторного подтверждения диагноза, но наличии типичной клинической картины и/или эпидемиологических данных, выставляется следующий код по МКБ-10:

  • U07.2 - Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус не идентифицирован (COVID-19) диагностируется клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, судебно-медицинские эксперты не оказывают медицинскую помощь, и специальные социальные выплаты в соответствии с постановлением № 1762 им не предусмотрены.


Одновременно сообщаем, что Минтруд России не наделен правом расширять круг получателей специальной социальной выплаты сверх определенного Постановлением № 1762.

Пунктом 3 Постановления № 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления № 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).


Таким образом, формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в субъекте Российской Федерации для осуществления специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 1762, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья".

Дополнительно сообщено, что исходя из положения части 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда, мер социальной поддержки медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции) соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений за счет собственных средств.

Читайте также: