Он был первым кто отказался от авторского права

Обновлено: 25.06.2024

Каждый день в мире создаются тысячи вещей, которые юристы называют интеллектуальной собственностью. А у любой собственности есть владелец.

Что такое авторские права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Его регулирует целый раздел в Гражданском кодексе.

В самом понятии различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение. К субъектам авторского права относятся:

  • предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели;
  • заказчики;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.
  • литературные произведения;
  • программы для ЭВМ;
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы: фильмы, диафильмы;
  • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки;
  • сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения.

Нарушение авторских прав

Иван рассказал своему другу Степану, что он хочет открыть кафе. В деталях описал интерьер и меню. Спустя три месяца Степан открывает кафе. Оно приносит большой доход. Иван возмущен и хочет потребовать компенсацию за кражу идеи. Нарушил ли Степан авторские права?

К сожалению, закон не защищает идею. Ее очень сложно обосновать юридически. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции — нет. Поэтому и возникает путаница. Поэтому, если вам в голову пришла интересная идея, то поспешите ее реализовать.

Анна хочет делает авторские украшения и хочет продавать их через интернет. Она просит своего друга Артема сделать сайт для магазина. Когда Артем скинул ей ссылку, то Анне он показался знакомым. Присмотрелась — он напоминал ей сайт другого известного магазина. Анна просит переделать сайт, потому что боится исков от бренда-прообраза. Нарушил ли ее друг Артем авторские права?

Нет, не нарушил. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое. Артем зашел на сайт известного бренда одежды и решил перенести несколько элементов в свою работу. Если бы он попиксельно скопировал стиль всего сайта — это было бы нарушение. Анне беспокоиться не стоит. Кстати, ее украшения тоже охраняет авторское право!

Дизайнер Олег разработал сайт для старого знакомого. Понадеявшись на хорошие отношения, он не заключил с ним договор. После сдачи, Олег опубликовал работу в своем портфолио. Клиент потребовал удалить работу и угрожал засудить дизайнера за нарушение авторских прав. Ведь он их передал! Должен ли Олег пойти навстречу клиенту?

Нет, не должен. Олег является единственным автором сайта. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких‑либо иных формальностей. Олег и любой другой дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Для этого нужно подписывать специальный договор.

Эксперт Катя написала серию статей для сайта компании. Она подписала договор, где был пункт о передаче неимущественных прав на эти статьи компании-заказчику. В итоге статьи выходят с сотней непонятных вставок. Так как статьи подписаны, они наносят вред репутации Кати как эксперта. Она просит отозвать статьи, но компания отказывается — она же отказалась от прав. Что делать?

Права Катя. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. Здесь нужно понимать, что относится к неимущественным и имущественным правам.

Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование, включая право на отзыв;
  • право на неприкосновенность произведения.

Имущественные права автора закреплены в статье 1270 ГК РФ:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнении;
  • право на переработку;
  • право на перевод и обработку.

Лена выступает на конференции о дизайне и рекламе. В презентации она использует логотипы разных компаний. Каждый из них подписан: есть автор и источник. Не нарушила ли Лена авторские права владельцев логотипов?

Нет, не нарушила. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования. Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Но если указать автора и при этом использовать свою работу в коммерческих целях, цитатой это не назовешь.

Да. Компания нарушила исключительные права Александра. Исключительное право на любое произведение – единое и неделимое. Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни. Потом еще 70 лет оно принадлежит его наследникам. Потом оно отчуждается — его продают или дарят другому человеку или организации по договору.

Цитаты мудрого графа Льва Толстого о россиянах и войне

Сегодня день рожденья у одного из самых значительных русских писателей и мыслителей – графа Льва Николаевича Толстого.

186 лет назад родился человек, который был первым, кто отказался от авторского права, был противником госсистемы, а за отклонение религиозных авторитетов был отлучен от церкви.

Толстой выступал на стороне крестьян и отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги.

Спустя десятки лет, его цитаты находят отклик в душах и сердцах.

1. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь. "Война и мир" 1869 г.

2. Что это там было? - спросила княгиня.

- Позор и срам! - отвечал полковник. - Одного боишься - это встречаться с русскими за границей. "Анна Каренина" 1877 г.

3. Я убедился, что учение русской православной церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения. "Суеверие государства" 1910 г.

4. Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду. "Войн аи мир" 1869 г.

5. - У меня от Думы три впечатления: комичное, возмутительное и отвратительное. Комичное в том понимании, какое оттенял Шопенгауэр, то есть противоположное естественному, нужному. Вот как если упал человек, когда он должен идти и не падать. Делается именно то, чего не нужно делать. Комичное, потому что мне все кажется, будто эти дети играют во взрослых. Ничего нового, оригинального и интересного нет в думских прениях. Все это слышано-переслышано. Никто не выдумал и не сказал ничего своего. У депутатов все перенято с европейского, и говорят они по-перенятому, вероятно, от радости, что у них есть "кулуары", "блоки" и прочее и что можно все это выговаривать. Наша Дума напоминает мне провинциальные моды. Платья и шляпки, которые перестали носить в столице, сбываются в провинцию, и там их носят, воображая, что это модно. Наша Дума — провинциальная шляпка. Возмутительным в ней кажется то, что, по справедливым словам Спенсера, особенно справедливо для России: все парламентские люди стоят ниже среднего уровня своего общества и вместе с тем берут на себя самоуверенную задачу разрешить судьбу стомиллионного народа. Наконец, Дума отвратительна — по грубости, неправдивости выставляемых мотивов, ужасающей самоуверенности, а главное, озлобленности. Такая Дума никому не нужна. Из интервью 1909 года.

6. - Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей, Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха. Дневник писателя.

7. Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это. Дневник писателя.

Понятие интеллектуальной собственности, особенности и система обеспечения ее правовой охраны. Правовое регулирование авторского права с использованием средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.07.2016
Размер файла 18,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Защита интеллектуальной собственности

интеллектуальный право охрана

Редактор ответил, что журнал печатает рассказы, повести и иные литературные произведения, а судебная практика в его тематику не входит.

Васютин посчитал, что редактор нарушил его авторское право, предоставленное ему гл. 70 ч. 4 ГК РФ, и обратился в юридическую консультацию с просьбой оказать ему помощь в составлении искового заявления в суд о защите своего нарушенного права.

Распространяется ли сфера действия авторского права на произведение Васютина?

Действуя в качестве специалиста юридической консультации, дайте Васютину основанную на законодательстве письменную консультацию.

Воробьев внес в текст рукописи свои исправления.

Может ли Воробьев издать повесть под своим именем, если поступит недобросовестно?

Кто может защитить имя действительного автора?

Каким образом эти вопросы решены в законодательстве об авторском праве?

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано обратное. Следовательно, Воробьев может выдать повесть за свою. Имя действительного автора может защитить любое заинтересованное в этом лицо, например, жена Клемешова, если удастся доказать, что Клемешов является настоящим автором.

Правомерно ли поступил Василий?

Ведется ли редакциями издательств регистрация произведений, которые поступают от разных авторов?

В 2000-м г. историк Плакидин С.А. написал и опубликовал очерк о тех же событиях. Действие в повести Чекалова и очерке Плакидина происходило в одних и тех же местах, вблизи военного Сталинграда.

Знакомый Чекалова Ульянов, которому Чекалов поведал о своей беде, посоветовал последнему обратиться в суд с иском о лишении Плакидина права авторства на его очерк, поскольку первенство на это произведение, по его мнению, принадлежит Чекалову. Чекалов обратился к адвокату с просьбой оформить исковое заявление. К просьбе приобщил рукопись своей повести. Выступая в качестве адвоката, дайте мотивированный ответ на просьбу Чекалова.

В данном случае описываются одни и те же события двумя разными авторами. События происходили реально, являются фактом, а не творческим трудом, а значит не являются объектами авторского права. Объектом авторского права будет лишь художественное изложение этих событий, а в данном случае эти изложения различны. Т.е. Плакидин не нарушает чужих авторских прав и иск будет отклонен.

Дайте консультацию Самсонову со ссылками на действующее законодательство и с учетом того, что между собой соавторы не заключили соглашение об использовании произведения.

Является ли право соавторов в данном случае делимым?

Кому в таких случаях принадлежит исключительное право на произведение?

Маркин обладает авторским правом на весь сборник, как результат творческого труда по собиранию произведений, но на сами стихотворения отдельно это не распространяется. Но Маркин не обладает исключительным правом и не может издавать сборник без согласия авторов стихотворений.

Никулин опубликовал в немецком журнале статью на немецком языке. Горбенко, находясь в командировке в Германии, прочел ее. Статья ему понравилась, и он решил перевести ее на русский язык. В связи с этим у Горбенко возникли вопросы: Нужно ли получить разрешение Никулина на перевод статьи? Будет ли переведенная статья производным произведением?

Петрухин опубликовал монографию на русском языке. С разрешения Петрухина Норбеков перевел произведение на татарский язык и опубликовал в журнале, издающемся в Казани на татарском языке.

Васильков перевел произведение на чувашский язык и опубликовал его в Чувашии, указав автора (Петрова) и свою фамилию как переводчика. Норбеков считает, что его авторское право на осуществленный перевод грубо нарушено. Он намерен обратиться в суд с исковым заявлением.

Имеет ли Норбеков авторские права? Должен ли был Васильков получить согласие на перевод у Норбекова? Может ли Норбеков запретить Василькову использовать оригинальное произведение?

Норбеков имеет авторские права только на перевод, а не на само произведение. Васильков имеет полное право переводить исходную работу Петрухина. Если же он переводит вариант Норбекова на татарском языке, то ему необходимо разрешение Норбекова. Запретить Василькову использовать оригинальное произведение может только Петрухин.

Пастух, пасший коз на поляне Марьиной рощи, наигрывал на губной гармошке сочиненную им мелодию. Приехавший в эти места охотник Сенин записал эту мелодию на пленку. Вернувшись в город, он дал послушать пленку композитору Барминову, который сделал нотную запись этой мелодии и обнародовал ее.

Кому принадлежит право авторства на эту мелодию?

Сенин доказывает, что именно он первым обнародовал эту мелодию, дав послушать ее композитору. Барминов заявил, что мелодия никому не принадлежит, если она не записана, и автором произведения является он, Барминов. Пастух остался неизвестным. Сенин обратился в юридическую консультацию за разъяснением ситуации.

Дайте консультацию по возникшему спору.

Право авторства принадлежит пастуху. Но так как пастух остался неизвестным, то права на мелодию остаются у человека, который первый ее обнародовал - охотнику Сенину.

Директор Дома культуры поручил композитору, работающему у него, написать песню на стихи местного поэта по случаю двадцатилетия со дня основания Дома культуры. Композитор выполнил заказ. Песня, подготовленная к юбилею, была исполнена самим композитором в помещении Дома культуры перед открытием торжественного собрания граждан района по случаю юбилейной даты.

Композитор и поэт обратились к директору Дома культуры с предложением заключить договор о выплате им вознаграждения за их песню. Директор отказался заключить такой договор, сославшись на то, что песня принадлежит Дому культуры и по усмотрению администрации может исполняться здесь бесплатно.

Правомерны ли действия директора Дома культуры?

Песня впервые прозвучала на собрании передовиков производства Суровикинского района по случаю завершения весеннего сева в хозяйствах района. Исполнителями песни были участники самодеятельности Дома культуры района, всего 17 человек. Директор Дома культуры объявил благодарность композитору Янковскому, поэту Гурьеву и всем участникам самодеятельности поименно.

Администрация Дома культуры отказалась выплачивать авторское вознаграждение, сославшись на то, что вход в Дом культуры на праздничное мероприятие был бесплатным. Разъясните участникам возникшего спора их права. Вправе ли Янковский и Гурьев требовать выплаты авторского вознаграждения за исполнение их произведения, если им уже объявлена благодарность за исполнение этого же произведения? Могут ли Янковский и Гурьев отдельно друг от друга требовать защиты своих прав, которые, по их мнению, нарушены?

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. Иск будет отклонен. Янковский и Гурьев вправе требовать защиты прав отдельно друг от друга.

Дайте письменную консультацию Жупанову.

Известная эстрадная певица во время гастролей в одном из городов Поволжья обнаружила кафе, в названии которого было использовано ее собственное имя. Не зная, как на это следует реагировать, певица обратилась в юридическую консультацию со следующими вопросами:

1. Могут ли третьи лица использовать ее имя без ее согласия?

2. Что составляет содержание ее права на имя и как она может защитить это право?

Дайте ответы на эти вопросы.

Без согласия этого лица нельзя использовать фамилию, имя, псевдоним или произведенное от них обозначение, а так же портрет и факсимиле известных людей. В соответствии со статьей 1255 Гражданского кодекса, к авторским правам относятся право автора на имя. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Способы защиты - это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и компенсация потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты, реализуемые обычно в рамках юрисдикционной формы защиты. В гражданском законодательстве РФ можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав.

Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы защиты установлены в ст.12 ГК РФ.

Писатель Никулин обратился в коллегию адвокатов с вопросом: нарушены ли его авторские права, и какие способы их защиты можно использовать в данной ситуации?

Какой следует дать ответ на поставленный вопрос?

Право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Права Никулина были грубо нарушены. Более того, Иванов своими действиями порочил честь и достоинство Никулина. Никулин должен обратиться в суд с иском о защите своих прав.

Гражданин Сучков, проходя по одному из универмагов, увидел, что в нем продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из фотоателье города. В фотоателье, куда он обратился за объяснением, ему ответили, что авторское право на фотографическое произведение принадлежит фотографу, и он вправе использовать его по своему усмотрению. Гражданин Сучков обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита?

Какой ответ должен быть дан гражданину Сучкову?

Права Сучкова были нарушены. Суд должен защитить нарушенные права.

Один из видных российских ученых находился в длительной переписке со своим школьным другом, проживающим в Челябинске. После смерти ученого друг, желая увековечить его память, решил издать их переписку, заключив с челябинским издательством договор. Когда письма были опубликованы, дети ученого обратились к другу отца с требованием изъять все письма отца из книги.

Однако друг отца отказался выполнить данное требование, считая, что это его личное дело.

Подлежат ли требования детей удовлетворению? К кому может быть предъявлен иск?

Какие средства защиты нарушенного права может избрать суд?

Права родственников были нарушены, они могут предъявить иск в суд. Также издательство не имеет права издавать переписку без разрешения родственников. Суд может изъять опубликованные книги.

Художник Р. написал портрет В.М. Вишневской. После смерти художника его наследники решили издать альбом его произведений, среди которых был и портрет В.М. Вишневской, которой уже свыше 25 лет не было в живых. Дети В.М. Вишневской, узнав об этом, обратились в издательство с требованием исключить из альбома портрет их матери. Издательство отказало им, пояснив, что поскольку после смерти В.М. Вишневской прошло много лет, согласия детей на публикацию портрета их матери не требуется.

Должно ли издательство получить согласие детей В.М. Вишневской?

После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату.

Издательство должно получить разрешение родственников.

Подобные документы

Понятие интеллектуальной собственности, объекты авторского права. Произведения, не охраняемые авторским правом, объекты смежных прав. Критерии объектов интеллектуальной собственности. Правовое регулирование в области интеллектуальной собственности.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 25.01.2010

Понятие интеллектуальной собственности. Закрепление законом временных исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Виды интеллектуальной собственности, ее идейные обоснования и международная защита.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 14.05.2009

Возникновение интеллектуальной собственности. Авторские, смежные и патентные права. Средства индивидуализации. Роль интеллектуальной собственности в мировой экономике. Общая тенденция патентования в мире. Российский рынок интеллектуальной собственности.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 04.12.2015

реферат [23,7 K], добавлен 18.09.2015

Интеллектуальная собственность. Понятие международного права интеллектуальной собственности. Виды интеллектуальной собственности. Международное патентное право. Международное авторское право. Средства индивидуализации юридического лица.

реферат [26,1 K], добавлен 14.02.2007

Понятие, содержание интеллектуальной собственности, характеристика ее объектов. Виды ноу-хау, их правовая защита, суть патентирования изобретений. Особенности процесса эксплуатации интеллектуальной собственности, правовое построение и принципы ее охраны.

реферат [22,3 K], добавлен 16.09.2010

Основные тенденции и перспективы развития системы защиты интеллектуальной собственности в России в связи с присоединением к ВТО. Пути совершенствования механизма защиты авторского права в России. Классификация видов интеллектуальной собственности.

Произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение, получили название "сиротские" произведения, или орфанные (от англ. Orphan – сирота). Законодательство не содержит такого определения, не определяет правовой статус таких произведений и не регламентирует возможность их использования. Однако проблема стоит достаточно остро: юридическое сообщество и представители творческой сферы высказывают озабоченность вопросами гражданского оборота "сиротских" произведений. Разберемся, можно ли использовать "сиротские" произведения, а также узнаем, какие законодательные нововведения предпринимаются в отношении произведений без автора.

"Сиротское" произведение еще называют произведением с недоступным правообладателем – чаще всего произведение остается без автора в случае его кончины, но есть и другие причины, по которым автор недоступен: он может быть жив, но сменить местоположение, отмечает Сергей Зуйков, управляющий партнер ООО "Зуйков и партнеры". Более того, не все авторы зарабатывают на использовании своих произведений: кто-то может не знать или не задумываться о такой возможности, подчеркивает эксперт. Отличие "сиротских" произведений от тех, у которых есть автор в том, что во втором случае устанавливается срок действия авторского права -- 70 лет после смерти автора, при этом у "сиротских" произведений срок действия авторского права может не истечь, но при этом автора найти невозможно.

Ксения Даньшина, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia:

Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

"В силу отсутствия нормативного закрепления понятия "сиротского" произведения и допустимых способов его использования практика взыскания компенсации за использование таких произведений в России является довольно редкой.

В качестве редкого примера можно привести Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 мая 2016 г. по делу № 2-3468/2016, в котором суд присудил компенсацию фотожурналисту – автору использованной в областной газете фотографии. В свое оправдание ответчик (газета) указывал, что при использовании спорной фотографии добросовестно исходил из того, что ее автор неизвестен (о чем и указал в публикации), а сама фотография была взята из открытого источника. Суд встал на сторону истца и частично удовлетворил требования, присудив компенсацию в размере 40 тыс. руб. за нарушение авторских прав, а также 5 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

Одним из ключевых прецедентов в этой области в зарубежной практике является американское дело 2015 года Authors Guild v. Google. В этом деле американская гильдия авторов заявила о нарушении авторских прав компанией Google посредством сканирования, цифровизации и доведения до сведения широкой публики печатных изданий без согласия авторов (так называемая программа Google Book Library Project). Дело не было разрешено по существу, поскольку Google заключила мировое соглашение с истцами, по которому приняла на себя обязательство выплатить компенсацию за уже отсканированные произведения, предусмотреть систему отчислений в отношении книг, которые будут отсканированы в будущем (в том числе систему удержаний в специальный фонд в случае сканирования "сиротских" произведений), а также предоставить авторам и издателям возможность отказаться от участия в программе цифровизации".

На тематическом мероприятии "IPQuorum 2021: Tech for Content" президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев высказал мнение, что основная проблема отсутствия механизма регулирования использования "сиротских" произведений заключается в растущем спросе на продукты творческой индустрии. Идею необходимости регламентировать механизм использования таких произведений поддержало креативное экспертное сообщество: отсутствие автора или возможности связаться с ним затрагивает работу музеев, библиотек, культурных центров и тех, кто с ними сотрудничает – художников, сценаристов, режиссеров.

Соответствующее положение дел спровоцировало очередную попытку законодательного регулирования "сиротских" произведений – по поручению Правительства РФ Минкультуры РФ был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (подготовлен Минкультуры России 17 марта 2021). В случае принятия законопроекта будет регламентирован порядок правомерного использования отдельных видов произведений и объектов смежных прав, в отношении которых установить авторов или иных правообладателей в целях получения предварительного разрешения на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности крайне затруднительно. Представляя новый законопроект, руководитель нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова объяснила, в ГК РФ будет введен термин, обозначающий, что "сиротское" произведение – это объект авторского права, правообладатель которого неизвестен или неизвестно его местонахождение, после проведенного поиска автора. "Сиротские" произведения может свободно использовать лицо, которое первым заявит о нем и произведет поиск автора. В случае, когда автор не будет найдет, такое произведение будет включаться в реестр, и за использование нужно будет вносить плату, которая будет зависеть от способа использования, добавила эксперт.

Необходимость законодательного регулирования введения в оборот "сиротских" произведений обсуждается экспертным сообществом уже давно. Так, еще в 2016 году на тематическом мероприятии Президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Иван Засурский высказывал свое мнение о том, что политика жесткой охраны контента не является продуктивной1. Директор Российской книжной палаты Елена Ногина подчеркивала, что вопрос создания реестров общественного достояния и "сиротских" произведений назрел уже давно. Доработанный текст законопроекта, регулирующего механизм управления "сиротскими" произведениями, был подготовлен Минкомвязью России еще в ноябре 2015 года. Законопроект предлагал внести изменения в четвертую часть Гражданского кодекса, добавив статью о реестре произведений, признанных "сиротскими". Однако, на сегодняшний день в России до сих пор нет законодательных положений о "сиротских" произведениях.

Примечательно, что в ЕС такой вопрос частично урегулирован – Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 г. содержит определенные правила использования произведений, не определяемых по субъекту авторского права. Однако, положения применяются только к публичным организациям, использующим такие произведения в общественно полезных целях (например, к библиотекам, архивам, образовательным организациям). В связи с этим вопрос с использованием "сиротских" произведений в коммерческих целях остается неурегулированным и в ЕС.

Несмотря на то, что вопрос о правовом статусе "сиротских" произведений стоит достаточно остро, до сегодняшнего момента вопрос о возможности использования произведений с неизвестным автором остается нерешенным: по общему правилу для использования произведения требуется согласие правообладателя (в соответствии с ч. 1 ст. 1229 ГК РФ). Свободное использование произведений – однако, с обязательным указанием имени автора и источника заимствования – допускается в случаях, определенных законом (ст. 1273-1974 ГК РФ). Так, допускается свободное использование в научных, учебных, информационных и культурных целях, при этом для каждого способа использования применяются определенные нюансы, которые следует учитывать. Для "сиротских" произведений такой способ является единственным возможным с точки зрения закона, при этом такое использование влечет определенный риск в случае, если правообладатель объявится. Соответствующее разъяснение содержит единственный в России акт органов власти, который частично регулирует проблему "сиротских" произведений – Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов (утв. Росархивом). Документ также содержит рекомендации для архивов воздерживаться от использования таких произведений, однако разрешать доступ читателям в читальном зале архива. Как объясняет Ирина Косовская, советник, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности / ТМТ Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", в России на сегодняшний день, согласно статье 1275 ГК РФ, возможно свободное использование такого рода произведений общедоступными библиотеками и архивами посредством изготовления единичных копий (в том числе в электронном виде), но с определенным ограничениями: доступ к таким произведениям возможен только в помещении библиотеки или архива и при условии исключения возможности дальнейшего изготовления копий таких произведений в электронной форме.

Мнения экспертов юридического сообщества по вопросу законодательного регулирования порядка использования орфанных произведений в общем положительные. Так, Ксения Даньшина считает, что предложенная Минкультуры процедура поиска автора и последующей регистрации "сиротских" произведений призвана наилучшим образом соблюсти баланс интересов в этой области. С учетом возрастающих темпов цифровизации такое упорядочивание соответствующих отношений позволит открыть для широкой публики большой объем ранее недоступных литературных, музыкальных, фотографических и иных произведений, во многих случаях представляющих собой объекты исторического и культурного наследия. Однако эксперт замечает, что согласно заявлениям представителей Минкультуры, предполагается три разрешенных способа использования "сиротских" произведений: воспроизведение, распространение экземпляров и доведение до всеобщего сведения. Такой закрытый перечень возможных способов использования может излишним образом ограничить общественно полезное использование таких произведений, например, исключена переработка произведения, считает эксперт.

При этом вопрос использования "сиротских" произведений коммерческими организациями в российском законодательстве на сегодняшний день не урегулирован, что создает значительные сложности с использованием таких произведений, в частности, препятствует созданию на их основе производных произведений, считает Ирина Косовская. Предложенный Минкультуры законопроект представляет собой попытку урегулировать существующую проблему.

Ирина Косовская, советник, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности / ТМТ Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры":

"На мой взгляд, внесение указанных изменений в ГК РФ целесообразно, поскольку это позволит нивелировать риски коммерческих организаций (пользователей) быть привлеченными к ответственности за незаконное использование произведений в том случае, если автор или иной правообладатель такого "сиротского" произведения неожиданно найдется. Более того, это позволит ввести в гражданский оборот те произведения, которые до этого, по сути, "лежали на полке и ждали своего часа". На различных конференциях неоднократно озвучивались проблемы, связанные с тем, что большой "архив" ценных "сиротских" произведений не востребован по одной простой причине, что потенциальные пользователи боятся возможных санкций со стороны объявившихся правообладателей.

Другой вопрос, как будет рассчитываться размер компенсационного вознаграждения специально уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти, насколько автору (иному правообладателю) будет сложно оказать принадлежность ему исключительных прав на "сиротское" произведение. Но это больше вопрос к правоприменителям. Безусловно, все это нужно будет тщательно продумать и прописать в соответствующем подзаконном акте с учётом интересов всех сторон (как автора (правообладателя), так и пользователя). Здесь очень важно изучить, в частности, европейский опыт применения Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 года, который был накоплен почти за десятилетие ее существования. Целесообразным было бы также прописать, что будет происходить с компенсационным фондом, если он так и не будет востребован автором (иным правообладателем) до момента истечения срока действия исключительных прав на произведение и как этот срок следует рассчитывать, исходя из того, что не всегда можно достоверно узнать дату создания произведения".

Невозможность добросовестного использования "сиротских" произведений заинтересованными лицами делает оправданной идею урегулировать режим таких произведений, считает Наталья Иванова, руководитель проектов "Гардиума". Однако могут возникнуть потенциальные сложности в связи с несколькими аспектами. Так, например, открытым остается вопрос о методе поиска автора перед включением произведений в реестр – неясно также, что будет считаться достаточным поиском, после которого произведение признается "сиротским". Более того, вопросы вызывает процедура исключения произведений из соответствующего реестра: какие доказательства авторства должно будет представить лицо, претендующее на отчисления в качестве автора произведения? Какой орган или организация будут отвечать за оценку таких доказательств? Также стоит вопрос о том, каким образом будет использоваться фонд вознаграждений за использование произведений, авторы которых так и не заявят о себе. Другим вариантом решения проблемы могло бы стать расширение перечня случаев свободного использования применительно именно к "сиротским" произведениям, считает Наталья Иванова. Однако, хотя такое решение проблемы имеет ряд преимуществ, оно повлечет за собой необходимость подробной проработки, а также выработки подходов судебной практики.

Произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение, получили название "сиротские" произведения, или орфанные (от англ. Orphan – сирота). Законодательство не содержит такого определения, не определяет правовой статус таких произведений и не регламентирует возможность их использования. Однако проблема стоит достаточно остро: юридическое сообщество и представители творческой сферы высказывают озабоченность вопросами гражданского оборота "сиротских" произведений. Разберемся, можно ли использовать "сиротские" произведения, а также узнаем, какие законодательные нововведения предпринимаются в отношении произведений без автора.

"Сиротское" произведение еще называют произведением с недоступным правообладателем – чаще всего произведение остается без автора в случае его кончины, но есть и другие причины, по которым автор недоступен: он может быть жив, но сменить местоположение, отмечает Сергей Зуйков, управляющий партнер ООО "Зуйков и партнеры". Более того, не все авторы зарабатывают на использовании своих произведений: кто-то может не знать или не задумываться о такой возможности, подчеркивает эксперт. Отличие "сиротских" произведений от тех, у которых есть автор в том, что во втором случае устанавливается срок действия авторского права -- 70 лет после смерти автора, при этом у "сиротских" произведений срок действия авторского права может не истечь, но при этом автора найти невозможно.

Ксения Даньшина, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia :

"В силу отсутствия нормативного закрепления понятия "сиротского" произведения и допустимых способов его использования практика взыскания компенсации за использование таких произведений в России является довольно редкой.

В качестве редкого примера можно привести Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 31 мая 2016 г. по делу № 2-3468/2016, в котором суд присудил компенсацию фотожурналисту – автору использованной в областной газете фотографии. В свое оправдание ответчик (газета) указывал, что при использовании спорной фотографии добросовестно исходил из того, что ее автор неизвестен (о чем и указал в публикации), а сама фотография была взята из открытого источника. Суд встал на сторону истца и частично удовлетворил требования, присудив компенсацию в размере 40 тыс. руб. за нарушение авторских прав, а также 5 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

Одним из ключевых прецедентов в этой области в зарубежной практике является американское дело 2015 года Authors Guild v. Google. В этом деле американская гильдия авторов заявила о нарушении авторских прав компанией Google посредством сканирования, цифровизации и доведения до сведения широкой публики печатных изданий без согласия авторов (так называемая программа Google Book Library Project). Дело не было разрешено по существу, поскольку Google заключила мировое соглашение с истцами, по которому приняла на себя обязательство выплатить компенсацию за уже отсканированные произведения, предусмотреть систему отчислений в отношении книг, которые будут отсканированы в будущем (в том числе систему удержаний в специальный фонд в случае сканирования "сиротских" произведений), а также предоставить авторам и издателям возможность отказаться от участия в программе цифровизации".

На тематическом мероприятии "IPQuorum 2021: Tech for Content" президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев высказал мнение, что основная проблема отсутствия механизма регулирования использования "сиротских" произведений заключается в растущем спросе на продукты творческой индустрии. Идею необходимости регламентировать механизм использования таких произведений поддержало креативное экспертное сообщество: отсутствие автора или возможности связаться с ним затрагивает работу музеев, библиотек, культурных центров и тех, кто с ними сотрудничает – художников, сценаристов, режиссеров.

Соответствующее положение дел спровоцировало очередную попытку законодательного регулирования "сиротских" произведений – по поручению Правительства РФ Минкультуры РФ был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (подготовлен Минкультуры России 17 марта 2021). В случае принятия законопроекта будет регламентирован порядок правомерного использования отдельных видов произведений и объектов смежных прав, в отношении которых установить авторов или иных правообладателей в целях получения предварительного разрешения на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности крайне затруднительно. Представляя новый законопроект, руководитель нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова объяснила, в ГК РФ будет введен термин, обозначающий, что "сиротское" произведение – это объект авторского права, правообладатель которого неизвестен или неизвестно его местонахождение, после проведенного поиска автора. "Сиротские" произведения может свободно использовать лицо, которое первым заявит о нем и произведет поиск автора. В случае, когда автор не будет найдет, такое произведение будет включаться в реестр, и за использование нужно будет вносить плату, которая будет зависеть от способа использования, добавила эксперт.

Необходимость законодательного регулирования введения в оборот "сиротских" произведений обсуждается экспертным сообществом уже давно. Так, еще в 2016 году на тематическом мероприятии Президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Иван Засурский высказывал свое мнение о том, что политика жесткой охраны контента не является продуктивной 1 . Директор Российской книжной палаты Елена Ногина подчеркивала, что вопрос создания реестров общественного достояния и "сиротских" произведений назрел уже давно. Доработанный текст законопроекта, регулирующего механизм управления "сиротскими" произведениями, был подготовлен Минкомвязью России еще в ноябре 2015 года. Законопроект предлагал внести изменения в четвертую часть Гражданского кодекса, добавив статью о реестре произведений, признанных "сиротскими". Однако, на сегодняшний день в России до сих пор нет законодательных положений о "сиротских" произведениях.

Примечательно, что в ЕС такой вопрос частично урегулирован – Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 г. содержит определенные правила использования произведений, не определяемых по субъекту авторского права. Однако, положения применяются только к публичным организациям, использующим такие произведения в общественно полезных целях (например, к библиотекам, архивам, образовательным организациям). В связи с этим вопрос с использованием "сиротских" произведений в коммерческих целях остается неурегулированным и в ЕС.

Несмотря на то, что вопрос о правовом статусе "сиротских" произведений стоит достаточно остро, до сегодняшнего момента вопрос о возможности использования произведений с неизвестным автором остается нерешенным: по общему правилу для использования произведения требуется согласие правообладателя (в соответствии с ч. 1 ст. 1229 ГК РФ). Свободное использование произведений – однако, с обязательным указанием имени автора и источника заимствования – допускается в случаях, определенных законом (ст. 1273-1974 ГК РФ). Так, допускается свободное использование в научных, учебных, информационных и культурных целях, при этом для каждого способа использования применяются определенные нюансы, которые следует учитывать. Для "сиротских" произведений такой способ является единственным возможным с точки зрения закона, при этом такое использование влечет определенный риск в случае, если правообладатель объявится. Соответствующее разъяснение содержит единственный в России акт органов власти, который частично регулирует проблему "сиротских" произведений – Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов (утв. Росархивом). Документ также содержит рекомендации для архивов воздерживаться от использования таких произведений, однако разрешать доступ читателям в читальном зале архива. Как объясняет Ирина Косовская, советник, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности / ТМТ Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", в России на сегодняшний день, согласно статье 1275 ГК РФ, возможно свободное использование такого рода произведений общедоступными библиотеками и архивами посредством изготовления единичных копий (в том числе в электронном виде), но с определенным ограничениями: доступ к таким произведениям возможен только в помещении библиотеки или архива и при условии исключения возможности дальнейшего изготовления копий таких произведений в электронной форме.

Мнения экспертов юридического сообщества по вопросу законодательного регулирования порядка использования орфанных произведений в общем положительные. Так, Ксения Даньшина считает, что предложенная Минкультуры процедура поиска автора и последующей регистрации "сиротских" произведений призвана наилучшим образом соблюсти баланс интересов в этой области. С учетом возрастающих темпов цифровизации такое упорядочивание соответствующих отношений позволит открыть для широкой публики большой объем ранее недоступных литературных, музыкальных, фотографических и иных произведений, во многих случаях представляющих собой объекты исторического и культурного наследия. Однако эксперт замечает, что согласно заявлениям представителей Минкультуры, предполагается три разрешенных способа использования "сиротских" произведений: воспроизведение, распространение экземпляров и доведение до всеобщего сведения. Такой закрытый перечень возможных способов использования может излишним образом ограничить общественно полезное использование таких произведений, например, исключена переработка произведения, считает эксперт.

При этом вопрос использования "сиротских" произведений коммерческими организациями в российском законодательстве на сегодняшний день не урегулирован, что создает значительные сложности с использованием таких произведений, в частности, препятствует созданию на их основе производных произведений, считает Ирина Косовская. Предложенный Минкультуры законопроект представляет собой попытку урегулировать существующую проблему.

Ирина Косовская, советник, заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности / ТМТ Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры":

"На мой взгляд, внесение указанных изменений в ГК РФ целесообразно, поскольку это позволит нивелировать риски коммерческих организаций (пользователей) быть привлеченными к ответственности за незаконное использование произведений в том случае, если автор или иной правообладатель такого "сиротского" произведения неожиданно найдется. Более того, это позволит ввести в гражданский оборот те произведения, которые до этого, по сути, "лежали на полке и ждали своего часа". На различных конференциях неоднократно озвучивались проблемы, связанные с тем, что большой "архив" ценных "сиротских" произведений не востребован по одной простой причине, что потенциальные пользователи боятся возможных санкций со стороны объявившихся правообладателей.

Другой вопрос, как будет рассчитываться размер компенсационного вознаграждения специально уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти, насколько автору (иному правообладателю) будет сложно оказать принадлежность ему исключительных прав на "сиротское" произведение. Но это больше вопрос к правоприменителям. Безусловно, все это нужно будет тщательно продумать и прописать в соответствующем подзаконном акте с учётом интересов всех сторон (как автора (правообладателя), так и пользователя). Здесь очень важно изучить, в частности, европейский опыт применения Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 года, который был накоплен почти за десятилетие ее существования. Целесообразным было бы также прописать, что будет происходить с компенсационным фондом, если он так и не будет востребован автором (иным правообладателем) до момента истечения срока действия исключительных прав на произведение и как этот срок следует рассчитывать, исходя из того, что не всегда можно достоверно узнать дату создания произведения".

Невозможность добросовестного использования "сиротских" произведений заинтересованными лицами делает оправданной идею урегулировать режим таких произведений, считает Наталья Иванова, руководитель проектов "Гардиума". Однако могут возникнуть потенциальные сложности в связи с несколькими аспектами. Так, например, открытым остается вопрос о методе поиска автора перед включением произведений в реестр – неясно также, что будет считаться достаточным поиском, после которого произведение признается "сиротским". Более того, вопросы вызывает процедура исключения произведений из соответствующего реестра: какие доказательства авторства должно будет представить лицо, претендующее на отчисления в качестве автора произведения? Какой орган или организация будут отвечать за оценку таких доказательств? Также стоит вопрос о том, каким образом будет использоваться фонд вознаграждений за использование произведений, авторы которых так и не заявят о себе. Другим вариантом решения проблемы могло бы стать расширение перечня случаев свободного использования применительно именно к "сиротским" произведениям, считает Наталья Иванова. Однако, хотя такое решение проблемы имеет ряд преимуществ, оно повлечет за собой необходимость подробной проработки, а также выработки подходов судебной практики.

1 С материалами мероприятия Экспертного совета при Правительстве РФ совместно с Ассоциацией интернет-издателей при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ можно ознакомиться на официальном сайте Экспертного совета при Правительстве РФ.

Читайте также: