Окпо в путевом листе что это

Обновлено: 30.06.2024

В целях обеспечения ведения в системе государственной статистики Общероссийского классификатора предприятий и организаций (далее - ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах (далее - Положение).

2. Управлению организации статистического наблюдения и контроля (И.С. Ульянов) и территориальным органам Росстата обеспечить применение утвержденного Положения при проведении работ по ведению ОКПО, второго раздела Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления и Статистического регистра Росстата.

3. Признать утратившими силу приказы Федеральной службы государственной статистики:

от 06.04.2012 N 107 "Об утверждении Положения о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и внесении в него изменений";

от 04.02.2015 N 40 "О принятии изменений ко второму разделу Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО)".

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики С.Н. Егоренко.

от 29.03.2017 N 211

ОБ ОБЩЕРОССИЙСКОМ КЛАССИФИКАТОРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

(ОКПО) И ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ С НИМ КЛАССИФИКАТОРАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий документ разработан взамен "Положения о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и внесении в него изменений", утвержденного приказом Росстата от 06.04.2012 N 107.

"Положение об Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторов" (далее - Положение) основывается на Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", Правилах стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов", утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2005 N 311-ст.

Положение определяет назначение и общую характеристику ОКПО с учетом взаимосвязанных с ним общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

II. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОКПО

1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) предназначен для:

- обеспечения совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;

- межведомственного обмена информацией;

- однозначной идентификации хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Российской Федерации;

- сопоставимости экономико-статистических данных;

- автоматизированной обработки информации.

2. Объектами классификации ОКПО являются юридические лица, их филиалы и представительства, организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели.

3. ОКПО включает два раздела.

Первый раздел содержит юридические лица, их филиалы и представительства, организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Второй раздел содержит индивидуальных предпринимателей.

Структурно первый и второй разделы ОКПО состоят из трех блоков: блока идентификации, блока наименования объектов, блока классификационных признаков.

4. В первом разделе ОКПО блок идентификации включает код ОКПО юридического лица, построенный с использованием порядкового метода кодирования.

Код ОКПО юридического лица состоит из восьми цифровых знаков, семь из которых представляют собой порядковый номер, восьмой знак является контрольным числом, рассчитанным по Методике расчета контрольного числа согласно Правилам стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".

Структура блока идентификации в первом разделе:

Во втором разделе ОКПО блок идентификации включает код ОКПО индивидуального предпринимателя, построенный с использованием порядкового метода кодирования.

Код ОКПО индивидуального предпринимателя состоит из десяти цифровых знаков, девять из которых представляют собой порядковый номер, десятый знак является контрольным числом, рассчитанным по вышеуказанной Методике расчета контрольного числа.

Структура блока идентификации во втором разделе:

5. Блок наименования включает:

- в первом разделе - полное и сокращенное наименование хозяйствующего субъекта на русском языке, наименование на английском языке (при его наличии);

- во втором разделе - полное наименование хозяйствующего субъекта, состоящее из указания, что это индивидуальный предприниматель, его фамилии, имени, отчества в именительном падеже.

6. В блоке классификационных признаков используются коды следующих общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации:

- Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

- Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

- Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО);

- Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);

- Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС);

- Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ).

Коды ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКТМО, ОКФС И ОКОПФ устанавливаются юридическим лицам, их филиалам и представительствам, организациям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677.

Виды экономической деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя идентифицируется кодом по ОКВЭД и соответствуют кодам, заявленным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при государственной регистрации.

Пример позиции классификатора ОКПО первого раздела:

ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "ОКАХИМ"

Пример позиции классификатора ОКПО второго раздела:

Индивидуальный предприниматель Иванов Игорь Сергеевич

III. ВЕДЕНИЕ ОКПО

1. Присвоение кодов ОКПО и взаимосвязанных с ним классификаторов (за исключением кодов ОКВЭД) осуществляется органами государственной статистики по сведениям о государственной регистрации хозяйствующих субъектов.

Сведения о государственной регистрации хозяйствующих субъектов Росстат получает в установленном порядке из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

Код ОКПО присваивается хозяйствующим субъектам в автоматизированном режиме.

2. Код ОКПО, установленный хозяйствующему субъекту, сохраняется за ним на весь период его деятельности. Исключение кода ОКПО из классификатора осуществляется при ликвидации объекта учета. При этом не допускается в течение пяти лет использовать код ОКПО ликвидированного хозяйствующего субъекта для присвоения его другому хозяйствующему субъекту.

3. Блок классификационных признаков обеспечивает возможность получения различных группировок в разрезе ведомственной подчиненности, территориальной принадлежности, видов экономической деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм.

Кроме того, сведения о кодах ОКПО хозяйствующих субъектов и взаимосвязанных с ним классификаторов размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате открытых данных по адресу http://www.gks.ru. (баннер "Открытые данные").

IV. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ОКАТО И ЕГО ВЕДЕНИЕ

1. ОКАТО включает два раздела: первый раздел "Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов" и второй раздел "Сельские населенные пункты".

Подготовка изменений к первому и второму разделам ОКАТО и их ведение осуществляется Росстатом одновременно при их взаимосвязи.

Изменения к первому разделу ОКАТО принимаются в установленном порядке Росстандартом. Утверждение изменений ко второму разделу ОКАТО осуществляет Росстат в порядке, установленном данным Положением об ОКПО согласно пункту 5.2 Правил стандартизации ПР 50.1024-2005.

В целях утверждения Росстатом изменений ко второму разделу ОКАТО их подготовка осуществляется в соответствии с нижеизложенным порядком.

Основанием для формирования второго раздела ОКАТО и внесения в него изменений являются принимаемые в субъектах Российской Федерации законодательные акты об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации или изменения к ним.

2. Территориальные органы Росстата после официального опубликования законодательных актов об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации или изменений к ним разрабатывают проекты изменений ко второму разделу ОКАТО по субъекту Российской Федерации в двухнедельный срок по форме согласно приложению 1.

Изменения ко второму разделу ОКАТО представляются одновременно с изменениями к первому разделу ОКАТО (при их наличии).

Условный пример заполнения формы представления проектов изменений ко второму разделу ОКАТО по субъекту Российской Федерации приведен в приложении 2.

Над шапкой изменения указывается двузначный код субъекта Российской Федерации, наименование субъекта Российской Федерации и дата составления проекта изменения.

Обозначение изменения включает слово "Изменение", отделенный пробелом порядковый номер изменения, через косую черту год принятия изменения, записываемый четырьмя арабскими цифрами, отделенную пробелом аббревиатуру классификатора ОКАТО и отделенную дефисом цифру 2.

Порядковый номер устанавливается после утверждения изменений приказом Росстата с учетом номера изменения к первому разделу ОКАТО, утвержденного приказом Росстандарта.

Проекты изменений ко второму разделу ОКАТО по субъекту Российской Федерации направляются территориальными органами Росстата на федеральный уровень в электронном виде в установленном формате с сопроводительным письмом и электронными копиями законодательных актов, на основе которых формировались изменения и соответствующими изменениями к первому разделу ОКАТО (при их наличии).

3. На федеральном уровне осуществляется:

- экспертиза проектов изменений ко второму разделу ОКАТО по субъектам Российской Федерации, т.е. проверяется их соответствие законодательным актам об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации или изменениям к ним и принципам построения ОКАТО (в течение месяца);

- подготовка по результатам экспертизы проектов изменений ко второму разделу ОКАТО по форме согласно приложению 3 отдельно по каждому субъекту Российской Федерации или по совокупности субъектов Российской Федерации для их утверждения приказом Росстата. Условный пример заполнения формы представления проектов изменений приведен в приложении 4.

При необходимости замечания по проекту изменений ко второму разделу ОКАТО направляются в территориальные органы Росстата для их устранения и повторного представления на федеральный уровень.

1. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе;

6) сведения о перевозке.

2. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;

2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.

4. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того - марку и модель прицепа (полуприцепа);

2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

3) показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

5. Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии);

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).

7. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

II. Порядок заполнения путевого листа

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2021 г. N АКПИ21-224, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 августа 2021 г. N АПЛ21-250, пункт 8 признан не противоречащим действующему законодательству в той мере, в какой он устанавливает обязательное оформление путевых листов для организаций, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств

8. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.

9. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

10. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

11. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист. Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.

12. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.

14. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку - в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен".

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка "прошел послерейсовый медицинский осмотр".

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее - журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью 1 .

1 Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-Ф3 "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755).

Как ИП узнать свой ОКПО

Каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности госорганы присваивают различные реквизиты и идентификаторы. Один из них – код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Это один из первичных реквизитов, на его основе присваивают остальные коды. Согласно ему классифицируют организации, их филиалы и представительства, а также предпринимателей.

Сведения ОКПО ИП может по ИНН узнать онлайн либо другим способом.

Для чего нужен ОКПО

Утверждён Классификатор Приказом Росстата № 211 от 2017 года. Он необходим государственным органам для нескольких целей:

  • идентифицирует хозяйствующих субъектов;
  • упрощает межведомственный обмен необходимыми сведениями;
  • способствует автоматизированной обработке данных;
  • обеспечивает совместимость различных информационных систем, которые содержат сведения о хозяйствующих субъектах.

Органы статистики включают эту информацию в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО). С помощью ОКПО можно получить сведения об организационно-правовой форме субъекта, виде и месте его деятельности, ведомственной подчиненности. В отличие от ЕГРЮЛ и ЕГРИП в Регистре размещена полная информация о хозяйствующем субъекте.


Из чего состоит ОКПО

Классификатор состоит из 2 разделов, первый содержит информацию о юридических лицах, их представительствах и филиалах, а второй – о предпринимателях. Каждый раздел включает в себя 3 блока.

  1. Блок идентификации, это непосредственно сам код ОКПО. У организаций он состоит из 8 знаков, а у ИП – из 10, поэтому коды легко различить. Последняя цифра в обоих случаях является контрольным числом, которое рассчитывают по специальной методике. Первые 7 или 9 знаков - это порядковый номер.
  2. Блок наименования объекта. Для ИП он включает в себя ФИО и указание на то, что это индивидуальный предприниматель.
  3. Блок квалификационных признаков содержит коды прочих общероссийских классификаторов о виде экономической деятельности, территориальной принадлежности, форме собственности и др.

Как видим, это важный реквизит. Чтобы получить сведения по ОКПО для ИП, существует несколько способов.

Сдача отчётности онлайн

Как узнать свой код

Присваивают этот реквизит органы статистики автоматически на основании сведений о государственной регистрации юридического лица или ИП. Как только информацию о предпринимателе внесли в ЕГРИП, её передают в статистику и формируют код. Если меняется вид деятельности, в ОКПО также вносят изменения. Никаких заявлений о присвоении или изменении реквизита предпринимателю подавать не нужно.

Код сохраняется за хозяйствующим субъектом весь период его деятельности. Каждый из них индивидуален, повторяться они не могут. Если организация ликвидируется или ИП прекращает деятельность, код исключают из Классификатора, при этом его нельзя присвоить другому объекту в течение следующих 5 лет.

Получить их можно несколькими способами.

Обратиться лично

Получить на сайте Росстата

Сведения из ОКПО и реквизитах из других классификаторов размещены как на официальном сайте Росстата, так и на других интернет-ресурсах. Получить код ОКПО на сайте Росстата для ИП не составит большого труда. Для этого нужно перейти по указанной выше ссылке и ввести свой ИНН. Система выдаст не только информацию из ОКПО, но и перечень отчетов, которые ИП обязан предоставлять в органы статистики. Сформированные сведения можно распечатать в виде уведомления. В бумажном виде уведомление выдают только один раз. Дополнительные копии можно получить только на официальном сайте Росстата.

Что касается получения реквизита на сторонних сайтах, то информация на них может быть неактуальной, например, в случае изменения предпринимателем вида деятельности. Поэтому пользоваться такими сведениями небезопасно.

Получить из сервиса проверки контрагентов

  • актуальные реквизиты компании, связи и репутацию руководящего состава, коды ОКВЭД;
  • финансовые показатели контрагента за последние 3 года, участие в тендерах, наличие лицензий и деклараций;
  • данные об арбитражных делах, в которых участвовал контрагент, проведенных проверках, исках о банкротстве.

Проверьте контрагента

Можно ли узнать код из документов ИП

Официальным документом для ИП является выписка из ЕГРИП, где информация ОКПО не указана. В первичных документах: счетах, актах выполненных работ свой код предприниматель вносит на основании уже имеющихся сведений. Поэтому посмотреть ОКПО в документах ИП не может, получать его нужно на сайте Росстата.

Сдача отчётности онлайн

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.


Путевой лист — важнейший для владельца автотранспорта документ с точки зрения принятия в расходы затрат на ГСМ. Существует ряд критериев, необходимых для корректного заполнения путевых листов, которые определены в законодательстве РФ. Рассмотрим, как правильно заполнить путевой лист, какие ошибки в документе повлекут доначисление налогов, а также приведем правила и образец заполнения документа.

В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов

Главный источник права, в котором зафиксирован порядок заполнения путевых листов — приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Он действует с 01.01.2021. А с 01.09.2021 при заполнении путевых листов нужно также учитывать новые правила технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь.

Выделим ключевые положения:

  • путевые листы должны заполняться на каждый отдельно взятый вид транспортного средства (п. 8 приказа Минтранса № 368); при посменном использовании машины разными водителями нужно формировать отдельный лист на каждого из них (п. 10);

Важно учесть! Подсказка от КонсультантПлюс:
По разъяснениям Минтранса России один путевой лист можно выписать на нескольких водителей, если . (подробнее см. в К+). Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя (п. 9);
  • в наименовании документа должен быть зафиксирован тип машины, в заголовке — номер путевого листа (в соответствии с нумерацией, установленной в фирме);
  • в документе, помимо основных реквизитов отправителя: названия, адреса и телефона – должен указываться ОГРН;

Образец заполнения можно скачать здесь.

Подробнее об измененях в путевых листах с января 2021 года мы рассказывали здесь.

О порядке заполнения журнала учета путевых листов, читайте здесь.

Заполненные листы должны храниться в организации, использующей транспортные средства, не менее 5 лет.

Таковы положения главного НПА, регулирующего заполнение бланков путевых листов. Способ заполнения соответствующего документа законодателем не определен — необходимые данные можно вносить в него как ручкой, так и на компьютере.

Крайне важно заполнять путевые листы корректно. Что будет, если пренебречь этим, рассмотрим на примере нескольких арбитражных разбирательств.

Ошибки в путевом листе и отказ в возврате НДС

Весьма неприятными для налогоплательщика могут быть правовые последствия ошибок, допущенных в таком документе, как путевой лист. Обращает на себя внимание случай, свидетельствующий об отказе ФНС в признании права ИП на вычет по НДС по той причине, что путевые листы были заполнены некорректно.

Речь идет об арбитражном деле № А65-20582/2013. Истец — индивидуальный предприниматель — купил автомобиль у ООО и оформил ряд подтверждающих документов — накладную и акт приема-передачи. Продавец выставил в адрес покупателя счет-фактуру, в котором был указан НДС. Также известно, что ИП оплатил машину за счет кредитных средств.

ИП, осуществив государственную регистрацию машины, подал в ФНС декларацию по НДС, в которой была указана сумма к вычету. Однако налоговики отказали ИП в вычете, посчитав, что машина куплена не для бизнеса, а для личных целей.

Покупатель автомобиля подал иск в арбитраж, намереваясь добиться в судебном порядке аннулирования решения ФНС. Но успехом его попытки не увенчались — суд в 3 инстанциях подтвердил правоту налоговиков.

В ходе слушаний ИП предъявил суду в качестве доказательства пользования автомобилем для целей бизнеса копии путевых листов. Однако судьи посчитали, что данные источники не соответствуют требованиям приказа Минтранса, поскольку в них не было указано некоторых важных, по мнению суда, реквизитов. Кроме того, в ходе слушаний было установлено, что в акте приема-передачи автомобиля была ошибка в указании наименования ООО, которое продало ИП транспортное средство.

Не указан пункт назначения — расходы на ГСМ списать не получится

Весьма примечательна еще одна ситуация, имевшая место в рамках арбитражного дела № А55-23291/2012. ВАС отказался его передавать на уровень президиума данной инстанции, оставив, таким образом, решение кассации в силе.

Налогоплательщик подал иск против ФНС, намереваясь оспорить решение налоговиков об отказе во включении в структуру расходов фирмы затрат на ГСМ. Инспекторы ФНС посчитали данные издержки неподтвержденными, так как в путевых листах, сформированных налогоплательщиком в подтверждение затрат на ГСМ, не были указаны пункты назначения, в которые ездили водители.

Сумма, фигурировавшая в иске, весьма приличная — 700 000 руб. Но у налогоплательщика не получилось ее отсудить. В ходе слушаний в рамках первой инстанции судьи подтвердили правоту налоговиков. Апелляция дала шанс истцу, установив, что путь следования машины, а также пункт назначения груза не должны фиксироваться в таком документе, как путевой лист, организациями, которые не являются по основному профилю деятельности транспортными. К тому же, как посчитала апелляционная инстанция, путевой лист не должен рассматриваться как единственный источник, способный подтвердить задействование автомобиля в коммерческой деятельности налогоплательщика.

Однако кассация отменила решение, вынесенное апелляционной инстанции. Судьи посчитали, что путевой лист — это документ, который создается именно с целью подтверждения обоснованности издержек фирмы в виде затрат на ГСМ. Поэтому если путевой лист не содержит сведений о пункте назначения, то, по мнению судей, нельзя достоверно установить факт задействования автомобиля водителями фирмы в служебных целях. Поэтому данный реквизит путевого листа, если следовать позиции кассации, нужно рассматривать как обязательный, отражающий сущность хозяйственной операции.

Сведения о пункте назначения, фиксируемые в таком документе, как путевой лист, если следовать логике положений определения ВАС по данному делу, должны быть в достаточной мере подробными. Как считал ВАС, путевой лист должен включать название организации, куда едет машина, а также адрес соответствующего объекта.

Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2021 году

На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. Основной источник права, в котором утверждены бланки путевых листов для различных видов автомобильной техники, а также типов предприятий — постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Однако применение этого документа не является обязательным, и владелец транспорта вправе сам разработать свой бланк путевого листа или, взяв за основу подходящую унифицированную форму, дополнить ее нужными реквизитами.

Но каким бы ни был применяемый владельцем транспорта бланк, он должен содержать обязательные для него реквизиты, его нужно утвердить в качестве используемого и заполнять, следуя рекомендациям приказа Минтранса № 368.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец заполнения путевого листа по форме №3 для легкового автомобиля. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно скачайте документ с комментариями по его оформлению:

Наши специалисты на основе унифицированных бланков также подготовили для вас образцы заполнения путевых листов в формате Word и excel. Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете скачать в таких статьях, как:

Итоги

Путевой лист — документ, который может иметь самостоятельно разработанную форму, но должен содержать ряд обязательных реквизитов и заполняться в соответствии с законодательно установленными требованиями. Нарушение порядка заполнения может привести к налоговым потерям для владельца транспорта.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: