Окончание контракта военной службы что обязан делать военнослужащий

Обновлено: 20.05.2024

В октябре начнется осенний призыв — в армию уйдет около 130 тысяч человек.

Служить по призыву идут те, кому исполнилось 18 лет и у кого нет права на отсрочку или освобождение от службы. А еще до 1 ноября призывники, у которых такое право есть, могут от него отказаться и тоже пойти служить. Права на службе у них будут одинаковые.

По призыву служат один год. Все это время государство будет бесплатно кормить, одевать, лечить и каждый месяц платить зарплату — денежное довольствие. Закон гарантирует военнослужащим по призыву право отдыхать один раз в неделю, спать по 8 часов и иногда бесплатно ездить домой.

Служба по призыву еще называется срочной службой, а солдаты — срочниками. Это неофициальные термины, но все их используют. Так проще отличать тех, кто проходит службу по призыву, от тех, кто служит по контракту. У контрактников права отличаются, потому что военная служба — их профессиональный выбор и служат они дольше.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Если вам или вашим близким пришла повестка, сохраните таблицу со ссылками на нормативные акты, чтобы знать о правах в армии. Но учтите, что доступ к ним с телефона во время службы будет проблематичен: пользоваться смартфонами в армии нельзя.

Если в армию пока не собираетесь, почитайте, как законно избежать призыва:

Служить поближе к дому, если есть дети или пожилые родители

  1. у него есть ребенок;
  2. его родители пожилые — мать старше 55 лет, отец старше 60 лет;
  3. его родители чем-то болеют.

Если у призывника двое детей или родители болеют так, что за ними нужно постоянно ухаживать, а кроме призывника делать это некому, его вообще не должны забирать служить. Это основания для отсрочки, от которой нельзя отказаться.

Чтобы служить направили рядом с местом жительства, нужно заранее сообщить военкомату о том, что есть такие обстоятельства. Для этого понадобятся документы, подтверждающие родство, — обычно это свидетельство о рождении или об установлении отцовства. Возраст родителей подтвердят копии их паспортов, а болезнь — справки от врача. Могут попросить и другие документы. В законе эти правила четко не прописаны, уточняйте в своем военкомате.

Выбрать альтернативную гражданскую службу

Как это работает. Тем, кто не может служить в армии по морально-этическим соображениям, государство разрешает туда не ходить. Но вместо этого нужно будет пройти альтернативную гражданскую службу — поработать на благо государства 21 месяц, это в 1,75 раза дольше, чем обычная служба по призыву. За альтернативную гражданскую службу платят зарплату, при необходимости обеспечивают жильем. И обычно ее проходят в том же регионе, в котором живут.

Есть список профессий, которые государство считает подходящими для альтернативной гражданской службы: санитары, дворники, грузчики, лифтеры, оленеводы, врачи и инженеры.

На альтернативную гражданскую службу может перейти:

  1. любой человек, убеждения или вероисповедание которого противоречат несению военной службы, например убежденный пацифист;
  2. представители коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, например разводят оленей.

Чтобы уйти служить санитаром, а не солдатом, нужно подать в призывную комиссию своего военкомата заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. К нему прикладывают автобиографию и характеристику с учебы. На практике согласовать такой перевод бывает сложно: призывнику могут отказать, если комиссия посчитает, что его мотивы недостаточно убедительны и он вовсе не против военной службы, а просто не хочет идти в армию. Такой отказ можно обжаловать в районном суде — на это дают 3 месяца. Все это время на военную службу призвать не могут.

Заявление важно подать в правильное время:

  • до 1 апреля — чтобы не уйти в осенний призыв;
  • до 1 октября — чтобы не уйти в весенний призыв.

Те, кто идет служить этой осенью, уже не смогут перевестись на альтернативную гражданскую службу, если еще не подавали заявлений. Но могут рассказать об этом друзьям и младшим братьям.

Корякин В.М., полковник юстиции, доктор юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В практике применения законодательства о порядке прохождения военной службы нередко возникают затруднения, связанные с определением статуса военнослужащих, у которых закончился срок военной службы, указанный в контракте, но которые по каким-либо причинам ко дню истечения срока контракта не уволены с военной службы и не исключены из списков воинской части.

Вправе ли командование удерживать военнослужащего на военной службе после истечения срока, указанного в контракте? Распространяются ли на такого военнослужащего права, обязанности и ответственность, установленные законодательством? Является ли данный военнослужащий субъектом воинских правоотношений?

Ответы на данные вопросы отличаются большим разнообразием, точки зрения на этот счет высказываются порой диаметрально противоположные. До недавнего времени не было и устоявшейся судебной практики по данной проблеме.

Нет единства мнений по рассматриваемой проблеме и в среде военных ученых-юристов. Так, например, доктор юридических наук К.В. Фатеев, комментируя п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", указывает: "С истечением срока контракта военнослужащий должен утрачивать свой статус и освобождаться от ответственности как военнослужащий. К нему не могут применяться дисциплинарные взыскания, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, он не может привлекаться к материальной ответственности как военнослужащий". Далее указанный автор пишет: "Если военнослужащий, срок военной службы которого истек, но который не исключен из списков личного состава воинской части, совершит деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, он становится в неопределенное положение: с одной стороны, он не утратил статус военнослужащего, так как не исключен из списков личного состава воинской части, а с другой стороны, он по истечении срока контракта о прохождении военной службы не несет ответственности за невыполнение общих, должностных и специальных обязанностей, которые на него возлагались при заключении контракта" .

См.: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1999. С. 350.

Несколько иной позиции придерживается доктор юридических наук А.В. Кудашкин. По его мнению, военнослужащие, у которых истек срок контракта и которые не исключены из списков личного состава воинской части, сохраняют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако за некоторыми изъятиями. Из буквального толкования п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы указанный ученый делает вывод о том, что: 1) сроком контракта определяется обязанность военнослужащего проходить военную службу; 2) исполнение общих, должностных и специальных обязанностей не связано сроками контракта, так же, как и пользование всеми правами, предусмотренными для военнослужащих законодательством; указанные лица несут обязанности (за исключением должностных, если они находятся в распоряжении командиров или начальников) и пользуются правами, пока являются военнослужащими, в том числе и в случае неисключения в установленный срок из списков воинской части; 3) указанные военнослужащие не являются субъектами юридической ответственности, предусмотренной для них законодательством (в этой части, т.е. в части распространения на данных военнослужащих юридической ответственности взгляды К.В. Фатеева и А.В. Кудашкина совпадают).

См.: Кудашкин А.В. Некоторые проблемы реализации статуса военнослужащих при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 1.

Доктор юридических наук, профессор А.А. Тер-Акопов также считал, что если срок военной службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то военнослужащий не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков личного состава воинской части .

См.: Преступления против военной службы: Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1999. С. 68.

Важное замечание по поводу данной проблемы делает С.В. Корнишин, указывая, что согласно подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт прекращает свое действие не с истечением срока, на который он был заключен, а со дня исключения военнослужащего из списков части, которое может состояться позднее истечения срока контракта . Из указанного положения следует вывод, что гражданин может обладать статусом военнослужащего по истечении срока военной службы, указанного в заключенном им контракте, и на него в данном случае в полной мере распространяются меры юридической ответственности: "Между командирами (начальниками) и гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока, - указывает С.В. Корнишин, - сохраняются отношения власти и подчинения. Соблюдение данных отношений обеспечивается в соответствии с законом, в том числе санкциями правовых норм" .

См.: Корнишин С.В. Правовое положение граждан, пребывающих на военной службе после истечения ее срока // Журнал российского права. 2003. N 12.
См.: Корнишин С.В. Указ. соч.

К очень важным выводам по рассматриваемому вопросу пришел Н.А. Новиков, также исследовавший данную проблему. Указанный автор обращает внимание на коренное отличие увольнения работника при прекращении трудовых отношений с работодателем от правовой природы увольнения военнослужащих с военной службы: если при увольнении работника издается один акт - приказ работодателя об увольнении, то при увольнении военнослужащего предусматривается издание двух приказов: первый - приказ об увольнении военнослужащего с военной службы, который издается соответствующим должностным лицом, наделенным полномочиями, и второй - приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава, который издается командиром воинской части, где проходит службу уволенный военнослужащий, на основании и во исполнение вышеуказанного приказа об увольнении. В период времени между изданием первого и второго приказов производятся необходимые действия, связанные главным образом с реализацией ряда социальных прав военнослужащего: производство необходимых денежных выплат, обеспечение жильем, предоставление отпусков и др. Таким образом, увеличение периода военной службы после истечения срока контракта допускается законодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов уволенного гражданина .

См.: Новиков Н.А. Служба после окончания контракта: правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 4.

Н.А. Новиков формулирует следующие правовые последствия удержания военнослужащего на военной службе после окончания срока контракта :

  1. контракт прекращает действовать со дня истечения срока контракта независимо от требования командования продолжить военную службу и отказа уволить (исключить из списков личного состава воинской части) военнослужащего ;
  1. отсрочка исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия допускается в интересах защиты его прав при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
  2. неисключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части или непредставление военнослужащего к увольнению после окончания срока контракта и продление периода военной службы в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным;
  3. неправомерное неувольнение (неисключение из списков личного состава воинской части) военнослужащего, у которого окончился срок контракта, предоставляет ему права, обусловленные военной службой, в полном объеме;
  4. затраты на выплаты военнослужащим, не исключенным из списков личного состава воинской части после окончания срока контракта при прекращении исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются необоснованным ущербом и подлежат взысканию с виновных должностных лиц;
  5. военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности за воинские преступления после окончания срока контракта в случае отсрочки исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия при продлении периода военной службы в интересах следствия согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
  6. военнослужащий, неправомерно не представленный к увольнению по окончании срока контракта или уволенный, но не исключенный из списков личного состава воинской части при отсутствии исключительных оснований, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не является субъектом преступления против военной службы.

В последнем из перечисленных выводов (о том, что военнослужащий, у которого истек срок контракта, при определенных обстоятельствах перестает быть субъектом ответственности за воинские преступления) Н.А. Новиков солидарен с военными учеными-юристами А.В. Кудашкиным, А.А. Тер-Акоповым и К.В. Фатеевым, чьи взгляды рассмотрены выше.

По мнению автора настоящей статьи, данный вывод является глубоко ошибочным. Следуя логике указанных авторов, если по вине военнослужащего, у которого истек срок контракта и который своевременно не исключен из списков воинской части (пусть даже, например, вследствие нераспорядительности и халатности кадрового органа), произойдет, к примеру, уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшее тяжкие последствия (ст. 346 УК РФ), то такой военнослужащий не может быть привлечен к уголовной ответственности. Звучит абсурдно, не правда ли? А как же тогда быть с принципом равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) и принципом справедливости (ст. 6 УК РФ)?

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. А днем окончания службы является день исключения военнослужащего из списков воинской части (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы). Из указанных нормативных положений следует однозначный вывод: со дня начала военной службы и по день ее окончания, т.е. по день исключения из списков воинской части, военнослужащий, безусловно, подлежит уголовной ответственности в случае совершения деяний, предусмотренных гл. 33 УК РФ (преступления против военной службы), вне зависимости от того, когда у него закончился срок контракта и кто виновен в том, что он не был своевременно уволен и исключен из списков воинской части.

Как представляется, точку в спорах о правовом положении военнослужащих, у которых закончился контракт о прохождении военной службы, но которые удерживаются на военной службе до их обеспечения положенными видами довольствия, в том числе жильем, ставит Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О по результатам рассмотрения жалобы бывшего военнослужащего В.В. Францына.

Указанный заявитель в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации пытался оспорить нормы п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которые определяют, что день окончания военной службы (как и момент прекращения действия контракта) - это день исключения военнослужащего из списков воинской части. По мнению заявителя, этот день командование устанавливает произвольно и может таким образом задержать исключение военнослужащего из списков воинской части после истечения срока, указанного в контракте; тем самым данные нормы позволяют бессрочно удерживать военнослужащего после истечения срока, указанного в контракте, препятствуют ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, нарушают конституционные принципы запрета использования принудительного труда и равенства прав и свобод человека, а потому противоречат ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 17 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 7 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 45 и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Рассмотрев указанные аргументы, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что по смыслу ст. 37 (ч. 1) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), ст. 71 (п. "м"), ст. 72 (п. "б" ч. 1) и ст. 114 (п. п. "д", "е" ч. 1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно-значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, сроки и основания окончания военной службы регулируются нормами не трудового, а военного законодательства.

Особый характер реализации права на труд при осуществлении военной службы нашел свое закрепление в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с п. 3 ст. 4 которой, озаглавленной "Запрещение рабства и принудительного труда", для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя всякую службу военного характера.

Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности, обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе. В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" момент истечения срока контракта о прохождении военной службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать не только в случаях, в нем перечисленных (например, нахождение военнослужащего на стационарном лечении), но и в иных случаях, указанных в Положении о порядке прохождения военной службы. К их числу относится предусмотренное п. 17 его ст. 34 положение, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Из анализа указанных правовых норм Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию: после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы - с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.

Таким образом, сделал вывод Конституционный Суд Российской Федерации, оспариваемые В.В. Францыным нормы не нарушают его права и свободы, закрепленные ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 17 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 37 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 45 и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, а потому данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом к рассмотрению.

В заключение отметим, что сформулированная в указанном Определении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданина В.Е. Голубя к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Е. Голубь просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 2, 10, 18, 19, 37 (часть 5), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 59 (часть 2), 90 (часть 3) и 126, следующие нормы Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237):

статью 29 "Порядок предоставления основного отпуска" и, в частности, ее пункт 3, закрепляющий порядок исчисления продолжительности основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы, а также пункт 16 данной статьи, согласно которому предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы; при невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками, при этом в указанном случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности;

пункт 16 статьи 34, устанавливающий, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением; до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается;

пункт 24 статьи 34, закрепляющий правило о том, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и данным Положением.

По мнению В.Е. Голубя, статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку регулирует не только вопросы предоставления отпуска, но и порядок увольнения военнослужащего с военной службы, что позволяет правоприменителям не признавать нарушение порядка исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части необоснованным увольнением, считая допущенные нарушения связанными лишь с предоставлением отпуска. При этом, как указывает заявитель, пункт 16 данной статьи по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет по-разному определять день исключения военнослужащего, находящегося в отпуске, из списков личного состава воинской части (в одних случаях таким днем считается последний день отпуска, в других - первый день, следующий за отпуском), чем ставит военнослужащих в неравное положение.

Несоответствие Конституции Российской Федерации пункта 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы В.Е. Голубь усматривает в том, что указанная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, лишает военнослужащих, которым предоставлен отпуск до увольнения с военной службы с окончанием в следующем календарном году, права на предоставление отпуска в новом календарном году.

Нарушение своих прав пунктом 16 статьи 34 названного Положения заявитель связывает с тем, что по смыслу, придаваемому данной норме пунктом 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", она допускает при незаконном исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части (без обеспечения его установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением) устранение нарушения прав такого военнослужащего без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, а пунктом 24 статьи 34 названного Положения - с неопределенностью процедуры увольнения военнослужащих с военной службы, препятствующей единообразному применению указанной нормы.

Кроме того, заявитель просит признать не соответствующим тем же статьям Конституции Российской Федерации пункт 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", поскольку им устанавливается иной по сравнению с действующим законодательством порядок восстановления нарушенных прав военнослужащих.

Как следует из представленных материалов, заявитель подал рапорт с просьбой уволить его с военной службы по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и до исключения из списков личного состава воинской части предоставить ему основной отпуск за 2014 год и обеспечить всеми видами положенного довольствия. Заявителю был предоставлен основной отпуск с 10 ноября по 31 декабря 2014 года, по окончании которого он должен был 1 января 2015 года явиться к месту службы. Приказом командира воинской части В.Е. Голубь исключен из списков личного состава воинской части с 7 января 2015 года с учетом предоставления ему основного отпуска за 2015 год со 2 января по 6 января 2015 года. С данным приказом заявитель был ознакомлен 15 января 2015 года. Денежное довольствие заявителю за период по 31 декабря 2014 года было выплачено 22 декабря 2014 года, а за период с 1 января по 7 января 2015 года - 15 января 2015 года.

Решением суда признан незаконным приказ командира воинской части в части исключения В.Е. Голубя из списков личного состава воинской части с 7 января 2015 года, на командира воинской части возложена обязанность изменить дату исключения заявителя из списков личного состава воинской части на 15 января 2015 года (день обеспечения заявителя денежным довольствием), а также обеспечить заявителя всеми видами довольствия за период незаконного исключения из списков личного состава воинской части - с 8 января по 15 января 2015 года. В удовлетворении остальных требований (в частности, о предоставлении основного отпуска за 2015 год с оплатой проезда к месту его проведения и обратно, о восстановлении в списках личного состава воинской части на неопределенный срок) В.Е. Голубю было отказано.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Е. Голубем материалы, не находит оснований для принятия его жалоб к рассмотрению.

2.1. Статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы является элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых, и определяет порядок предоставления им основного отпуска, при этом пункт 3 данной статьи направлен на обеспечение соотнесения продолжительности основного отпуска военнослужащего с продолжительностью его служебной деятельности в соответствующем календарном году, а ее пункт 16 устанавливает правила предоставления отпусков военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы и не использовавшим отпуска полностью до дня истечения срока службы, и предусматривает особенности исключения таких военнослужащих из списков личного состава воинской части с целью предоставления им возможности полностью использовать основной и дополнительные отпуска, время нахождения в которых засчитывается в выслугу лет.

Указанные положения направлены на защиту интересов военнослужащих, в том числе увольняемых с военной службы, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1732-О, от 23 октября 2014 года N 2305-О, от 20 ноября 2014 года N 2646-О, от 25 сентября 2014 года N 1859-О и др.).

При этом данные положения не исключают возможности оспаривания решения о предоставлении военнослужащему отпуска, в том числе по мотивам неправильного определения предполагаемой даты исключения его из списков личного состава воинской части.

Кроме того, как следует из представленных материалов, решением суда изменена дата исключения заявителя из списков личного состава воинской части с первого следующего за отпуском дня на девятый день после отпуска. Таким образом, с учетом указанных обстоятельств нет оснований полагать, что оспариваемыми нормами нарушены права заявителя в оспариваемом в жалобах аспекте.

При этом оспариваемое заявителем положение не предполагает возможности его произвольного применения, а обоснованность исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части может быть предметом судебной проверки.

2.3. Пункт 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в системной связи с пунктом 11 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" регламентирует порядок исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, направлен на обеспечение определенности правового положения военнослужащего и учет его интересов и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, указанные в жалобах об оспаривании данной нормы.

Разрешение же вопроса о том, была ли в отношении заявителя в полной мере соблюдена процедура увольнения с военной службы, включая проверку правильности предоставления заявителю отпусков, связано с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Голубя Владислава Евгениевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Судебная практика и законодательство

Граждане страны, которые выбрали своей профессией защиту Родины, служат в армии на добровольной основе, заключая срочный или бессрочный контракт. По завершению очередного срочного контракта военный вправе заключить новый, если его возраст или состояние здоровья позволяют в полном объеме выполнять поставленные задачи, либо уволиться из армии. В зависимости от выслуги, увольнение по окончанию контракта военнослужащего дает ему право пользования льготами, список которых определен законодательно.

Законодательная база

Основной закон, регламентирующий права и обязанности всего населения страны — это Конституция государства. Федеральные законы, Указы Президента, Уставы и приказы Минобороны опираются на нормы Конституции, и не могут ущемлять права и свободы людей. Вопросы приема должностных лиц на службу и регламент их увольнения прописан в:

Расторжение военного контракта возможно по оговоренным законом причинам, связанным:

Окончание контракта военнослужащих

  • с истечением срока;
  • с возрастом или здоровьем военнослужащего;
  • по его собственной инициативе;
  • по решению командования воинских частей.

Подробно о том, как уволиться с контрактной службы, мы рассказывали в этой статье.

Порядок оформления увольнения

Если военнослужащий принял решение не заключать следующий контракт, а уволиться по окончании текущего, он должен уведомить вышестоящее руководство, написав соответствующий рапорт. Если в нем содержится просьба о прохождении ВВК, то военный направляется в соответствующее лечебное заведение.

Важно! По результатам медицинского обследования определяется категория годности к дальнейшему прохождению службы на тот случай, если увольняющийся планирует со временем возобновить службу в армии или иных силовых структурах.

Если состояние здоровья, согласно ВВК, не позволит продолжить/возобновить службу, военный обретет право на расширение списка пенсионных и социальных льгот, и получит дополнительные выплаты.

Срок службы (полных лет)Количество окладов
До 10-ти5
10-15До 10-ти
15-2015
20 и более20

Командир части издает приказ об увольнении, на основании которого производится окончательный денежный расчет и выдача всех сопроводительных документов.

Выплаты по окончанию контракта

По завершению срока действия контракта в рамках материальной поддержки военнослужащего ему положены денежные выплаты:

  • в случае общей продолжительности службы менее 2-х десятилетий государство выплатит двукратный размер оклада денежного содержания;
  • прослужившие более 20-ти лет военные по увольнению получат уже семикратный размер денежного содержания.

Отметка о произведенной выплате и ее сумме ставится в личном деле уволенного контрактника.

Если на момент увольнения военнообязанный не имел взысканий, и добросовестно выполнял свой долг, помимо выданных 2-х или 7-ми окладов, ему выплачивается:

  • премия за эффективное исполнение служебных обязанностей;
  • ежегодная матпомощь пропорционально количеству месяцев, которые увольняющийся контрактник прослужил в текущем году;
  • компенсации за переработки, дежурства и неиспользованные отпуска.

Если военный имел право на другие поощрения и иные доплаты, ему выплачивается премия за последний месяц службы.

Важно! Полученные во время службы травмы или ранения, мешающие дальнейшему выполнению обязанностей, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ дают право на получение единовременного пособия в размере до 2 000 000 рублей.

Вопросы предоставления жилья

Военный, проживающий во время контрактной службы на служебной квартире, обязан освободить жилое помещение после увольнения. Перечень военнослужащих, имеющих право на помощь государства в решении жилищного вопроса, определен Федеральным законодательством. Если срок окончания контракта совпал:

Жильё для военнослужащих после увольнения

  • с достижением предельного возрастного ценза;
  • с признанием военного не годным к дальнейшей службе;
  • с сокращением его должности.

В этих случаях при общем стаже службы 10 и более лет, государство обязано обеспечить жильем военного, который состоит на учете в статусе нуждающегося в улучшении жилищных условий. Помощь государства может быть оказана путем:

  • безвозмездного выделения жилого помещения в собственность;
  • предоставления жилья по договору соцнайма;
  • выделения целевых денежных средств на строительство или покупку.

Военнослужащие, прослужившие в армии более 2-х десятилетий, и уволившиеся по любым основаниям, обеспечиваются жильем или субсидией на его приобретение. До момента вселения в собственное жилье состоящие на учете военнослужащие и их семьи получают материальную компенсацию за найм жилья.

Военная ипотека

Увольнение из армии служит причиной для исключения гражданина из реестра. Воспользоваться средствами, накопленными на индивидуальном счете, могут отставники, отслужившие более 20-ти лет. Если срок службы составил от 10-ти до 20-ти лет, право на накопления имеют те, кто был уволен по:

  • предельному возрасту;
  • состоянию здоровья;
  • оргшатным мероприятиям;
  • семейным обстоятельствам.

Таким образом, государство старается заинтересовать граждан в более длительных сроках контрактной службы.

Если вы уже имеете опыт увольнения по окончанию срока контракта, пишите в комментариях. С какими проблемами вам пришлось столкнуться, в полном ли объеме были выплачены компенсации, сохранилось ли право на получение жилья? Вопросы можете задать в блоке комментариев.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Досрочное увольнение с военной службы

Увольнение по достижению предельного возраста

Военные билеты при увольнении с военной службы

Военнослужащий с ребенком

Выплаты военнослужащим

Военнослужащие

Правильно я понял, что если у меня выслуга 18 лет, заканчивается контракт и если ВВК признает меня не годным я претендую на жилищное обеспечение?

Да. Надеюсь, вы на очереди стоите?

Да, но на служебное жильё

Кто нибудь может подсказать? Перед окончанием контракта прошёл ввк( годен по гр.А).сейчас хочу заключить контракт в другой части,но военкомат не устраивает это ввк и меня заставляют пройти новую медкомиссию.Правы они или нет?

У них есть такое право. К тому же я не знаю, когда вы проходили ВВК. Срок действия такого заключения ограничен. Могут еще мотивировать тем, что не проходили нужных специалистов.

Ввк проходил два месяца назад,на основании какого приказа они могут от него отказаться?

Такого приказа нет. Есть вот такой документ:
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2013 г. N 565

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Здравствуйте, выслуга 24 года и 9 месяцев, написал рапорт об увольнении. Обеспечен служебным жильем но не в этой части, 350 км., имеют ли право меня уволить без предоставления постоянного жилья (выбранная форма обеспечения субсидия).

К сожалению, сейчас увольняют. Насколько знаю, не имеют права исключить из списков части. Выведут за штат, будут год что-то платить, а потом перестанут.

Ещё такой вопрос, командир части не издал приказ о принятии мной дел и должности так как не представил акты, но принимать мне было не у кого, так как человек стоявший на этой должности переведён и должность не кому не сдавал, приказа о назначении комиссии при приеме ,согласно пр.333 о ротном хозяйстве, не было.Тоесть мне не будут плотить за должность, и по какой должности будут расщитывать предстоящее увольнение, рапорт на увольнение подан.

Работая в занимаемой должности и получая зарплату, вы фактически по умолчанию приняли дела и должность. По всем приказам в части (наряд на службу, приказ о выплатах и т.д.) вам указывали занимаемую вами должность. Вы находились в штате, а не за штатом. При зачислении вас в списки части в приказе по строевой части также указывалась ваша должность или в приказе командира (кадровом). Кроме того, ежегодно по состоянию на 1.01. текущего года издавался приказ об утверждении штатно — должностной расстановки л/с части на год. Там также ваша должность указана.

Это все ясно, но я переведён в эту часть и подал рапорт о принятии дел и должности, командир требует акты принятия, но приказа о создании комиссии нет. Подал рапорт на увольнение так как 20 лет есть, командир не подписал рапорт что я принял должность, в приказ не внес. Сейчас я догуливаю отпуска и готовлюсь к ВВК, будут ли мне платить за должность, и по какому тарифному разряду будут рассчитывать пенсию? Спасибо.

Вам должны платить по вашей должности, с оклада по ней и пенсия рассчитывается. Отсутствие актов о принятии — головная боль командира, его подчиненные (начальники служб) должны были готовить эти акты, так как у вас нет сведений о всем имуществе, закрепленном за подразделением (если вы — командир подразделения), а то вы так и не указали, что у вас за должность. Какая была в прежней части и на какую вас перевели. Но для уверенности, пишите рапорты командиру по всем непоняткам и их копии с отметкой о получении командиром храните у себя. Могут пригодиться, если после увольнения придется судиться для восстановления вашего нарушенного права.

В предыдущей части стоял на 21 тарифном разряде, перевёлся на должность ком. батальона на 19 тар. разряд. По побитию в часть решил уволится, выслуга 24 года 8 месяцев. Рапорт о принятии одел и должности подал, но командир не издал приказ так как требует актов принятия. Принимать не у кого, так как предыдущий ком. батальона уже переведён и должность сдавал без актов только рапорт. Приказа по части о создании комиссии для приема дел и должности нет. Щас догуливаю отпуска и потом ВВК, будут ли мне платить за должность и по какому тарифному разряду будут рассчитывать пенсию. Имею ли я право на получения материальной помощи за 2020 год и на подъёмные при переводе к новому месту службы. При подаче рапортов их не регистрируют. Спасибо.

Здравствуйте прохожу военную службу по контракту на протяжении 7 месяцев, служебным жильём до сих пор не обеспечен, могу ли я расторгнуть контракт по этой причине и какие выплаты в этом случае мне положены?

Призрачная возможность на расторжение есть. В случае расторжения контракта в связи с невыполнением условий со стороны воинской части вы пользуетесь правами как уволенный по сокращению штатов. Но эта процедура длительная. В части по этому основанию вас не уволят, не захотят. А по решению суда надо сначала доказать, что в/ч не выполнила условия. Вы должны подтвердить, что обращались по инстанциям за жильем, дать все свои рапорта с отметкой командира о приеме их и с резолюциями на них. Вряд ли у вас это есть. Не найдется у вас и писем от вышестоящего командования по вашим обращениям о предоставлении служебного жилья с отказом вам в жилье. Вы должны состоять в списках на предоставление жилья, копия этого списка тоже должна быть. Если у вас это есть, то можно через военный суд пытаться расторгнуть контракт. А пока вы будете совершать все эти процедуры, то вам и жилье дадут.

У Вас остались вопросы? Оставьте комментарий. Мы ответим на почту. Срочные вопросы рассматриваем ЗДЕСЬ! Отменить ответ

Необходимо знать, как происходит увольнение военнослужащего по окончании контракта с Министерством обороны. Существует несколько причин для прерывания договора. Исходя из этого, необходимо выполнять те или иные действия. Так, если военнослужащий не может проходить дальнейшую службу из-за травмы, он обязан пройти соответствующую медицинскую комиссию. Также он может сам отказаться от пролонгации контракта.

Порядок увольнения из ВС РФ

ФЗ-53 от 28.03.1998 года предусматривает порядок увольнения с военной службы по окончании контракта, причины для этого указаны в статье 51:

Фото 2

    ;
  • истечение контракта; ;
  • лишение воинского звания;
  • потеря доверия;
  • лишение свободы или права занимать определенные должности на основании судебного решения;
  • избрание в законодательные органы власти в качестве депутата;
  • прекращение гражданства РФ.

Закон не позволяет иностранцам служить в ВС РФ. Однако двойное гражданство не считается основанием для увольнения. Но его наличие может помешать продолжить работу в отдельных военных частях.

Предусматривается возможность уволить военнослужащего досрочно, основываясь на положениях статьи 51 ФЗ-53. Там указан перечень причин, по которым возможно прекратить действие договора.

Процесс увольнения со службы достаточно простой, если коротко, то он сводится к следующему:

Фото 3

  • написание рапорта;
  • сбор необходимых документов командиром части или другим ответственным сотрудником;
  • проведение собеседования с кандидатом на увольнение;
  • предоставление документов, подтверждающих исключение из кадрового состава конкретно взятой военной части.

Не всегда увольнение связано с прекращением военной службы. Иногда невозможно перевести гражданина из одной части в другую. Например, если она относится к другому роду войск. Таким образом, необходимо сначала уволить, а потом подать документы в военкомат для подписания нового контракта.

Для этого потребуются паспорт и военный билет. Характеристика с предыдущего места прохождения службы может ускорить процесс подписания нового контракта.

Действия командования части

Необходимо предусмотреть процессуальные нормы увольнения военнослужащего по окончании контракта. Если не выполнить все должным образом, решение можно обжаловать в суде. Тогда военнослужащего должны восстановить в должности и выплатить ему деньги, положенные по договору.

Командир части обязан издать соответствующий приказ, однако сначала он должен выполнить некоторые действия:

  1. собрать данные о прохождении службы, сделать расчет выслуги лет и ознакомить военнослужащего с данными, чтобы уточнить, будут ли возражения. Стоит внимательно отнестись к подсчету стажа, так как служба в некоторых войсках считается 1:1,5 или 1:2. Подробнее об этом ниже;
  2. провести беседу с военнослужащим и записать основные ее моменты. Данные подписываются обеими сторонами.

Если командир части хочет продлить контракт, он должен известить о своем решении за три месяца до истечения действующего. Увольнение военнослужащего-женщины не допускается во время беременности и нахождения в декретном отпуске. Контракт автоматически продлевается на период нетрудоспособности до исполнения ребенку 1,5 лет.

При прохождении службы в ВМФ и войсках стратегического назначения 1 день идет за 1,5, но только во время несения боевого дежурства. Во время нахождения в горячих точках военный стаж засчитывается в двойном размере. То есть один день считается за два.

Действия военнослужащего

Собравшийся уволиться военнослужащий должен выполнить несколько действий:

  1. написать рапорт об увольнении на имя командира части;
  2. получить документы, подтверждающие исключение из кадрового состава.

Стоит отметить, что военнослужащий может подать рапорт на увольнение за 4 месяца до окончания контракта. При этом есть возможность перевестись на службу в МВД или другие силовые структуры.

Образец написания рапорта

Рапорт составляется в свободной форме, но иногда руководство предоставляет бланки.

Фото 4

В документе должно быть следующее:

  • ФИО и звание командира части;
  • ФИО и звание военнослужащего;
  • прошение исключить из кадрового состава по собственному желанию;
  • дата и подпись.

Только после подписания рапорта и предоставления полного пакета документов военнослужащий считается уволенным. Он не может покинуть место несения службы после окончания контракта, если у него на руках нет соответствующего разрешения.

Что положено сотруднику?

Нужно знать, что положено военнослужащему при увольнении по окончании контракта:

Фото 5

  1. выплата двух окладов, если период службы менее 20 лет, и выплата семи окладов при превышении 20-летнего порога;
  2. право на военную пенсию при накоплении необходимого количества пенсионных баллов и стажа;
  3. возможность оформить военную ипотеку, если военнослужащий состоит в НИС;
  4. получение квартиры от Министерства обороны, если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Выплаты из НИС по военной ипотеке осуществляются только во время прохождения военной службы. Но при увольнении можно получить сертификат на субсидию для покупки жилья без использования кредитных средств.

Полный перечень положенных льгот напрямую зависит от выслуги лет, звания и рода войск. Также можно получать дополнительные выплаты, если военнослужащий имел знаки отличия. Например, наличие звания Героя России позволяет получать повышенную пенсию.

Это быстро и бесплатно!


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Как контрактнику уволиться до истечения срока контракта?

Военнослужащий может уволиться со службы до окончания договора досрочно, если на это есть веские основания. Проще всего это сделать при изменении состояния здоровья.

Требуется выполнить следующие действия:

  • обратиться в ведомственную больницу и пройти медицинское освидетельствование;
  • получить документы, подтверждающие ухудшение состояния здоровья, в связи с чем невозможно продолжать нести службу;
  • написать рапорт с приложением соответствующих бумаг от врачей;
  • получить увольнительную.

Досрочное прекращение контракта предусмотрено только случаями, которые указаны в п. 3 ст. 51 ФЗ-55. Возможно увольнение из конкретно взятой военной части с переводом в другую, если нарушаются права военнослужащего.

Также допускается прекращение контракта при необходимости присутствовать рядом с родственниками и заботиться о них из-за тяжелых заболеваний.

[expert_bq военнослужащему необходимо помочь родственникам, попавшим в сложное положение, можно найти компромисс. В частности, допускается получение кратковременного отпуска до 10 дней с оплатой проезда до дома и обратно. Если этого срока будет недостаточно, можно сразу написать рапорт на получение отпуска без содержания. Однако необходимо уточнить в отделе кадров, сколько именно дней отпуска положено конкретно взятому военнослужащему на момент написания рапорта.[/expert_bq]

Требуется внимательно читать условия договора. Там указано, на каких условиях возможно прекращение его действия. Обычно предусмотрены различные штрафные санкции для кадрового военного, который решил прекратить отношения с Министерством обороны. Таким образом, рекомендуется подождать и отслужить положенный срок без пролонгации контракта.

Иногда порядок увольнения военнослужащего нарушается. Тогда нужно обратиться к командиру части. Если он не сможет решить вопрос, то к вышестоящему руководству. Последняя инстанция, которая сможет восстановить справедливость — военная прокуратура.

Читайте также: