Односекционная терапия как модель предоставления услуги
Обновлено: 19.05.2024
2015 был урожайным с точки зрения новых законодательных актов. Что поменялось за год? Чего ожидать от аккредитации? Почему тайский массаж - это бытовая услуга?
Официальный перечень услуг бытовой косметологии
Может, не так актуален этот вопрос, ведь при условии наличия технической возможности (в первую очередь требуемых по СанПиН помещений и небольшого перечня обязательного оснащения) получить лицензию не так сложно. Но те, кто уже прошел этот путь, точно знают, что сложности получения медицинской лицензии по косметологии покажутся несущественными по сравнению с тем объемом операционной работы для обеспечения всех специальных требований функционирования медицинской организации (от обеспечения санэпидрежима и утилизации отходов до обеспечения внутреннего контроля качества медицинских услуг и ведения медицинского документооборота). Только специфических журналов в медицинской организации более 40! И весь этот объем операционных издержек никак не оправдан одним кабинетом бытовой косметологии с оборотом 200–300 тысяч рублей в месяц. Игра не стоит свеч…Да и пациенты с огромной неохотой соглашаются на оформление обязательных для медицинской деятельности документов на простые, явно бытовые процедуры (в первую очередь уходовые). Именно поэтому наличия узаконенного перечня бытовых услуг так не хватало в сегменте косметологии.
К счастью, такой перечень БЫТОВЫХ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ появился с вступлением в силу четырех стандартов:
Данные стандарты описывают следующий перечень услуг, относимых к бытовым и не требующих наличия медицинской лицензии:
- Чистка различными способами: атравматическая, вакуумная, механическая, ультразвуковая и комбинированная с применением косметических средств.
- Косметический массаж: пластический, гигиенический, аппаратный, спа-массаж с применением косметических средств.
- Косметические маски различных видов.
- Окраска бровей и ресниц, коррекция формы бровей.
- Обертывания: горячее, изотермическое с применением косметических средств.
- Эстетическая коррекция волосяного покрова: восковое, механическое, шугаринг.
- Очищающие процедуры (тело): скрабинг, пилинг, гоммаж.
- Перманентный макияж бровей, век, губ.
- Камуфляжный татуаж рубцов, шрамов, морщин, растяжек.
- Выполнение художественной татуировки.
- Комплексный уход за кожей кистей рук и кожей стоп.
- Гидромассаж.
- Пелоидотерапия (грязелечение).
- Альготерапия и водорослевые обертывания.
- Криопроцедуры (камера, ледяной грот, ледяной фонтан).
- Скрабирование.
- Гоммаж.
- Аппликации.
- Обертывание с использованием косметических средств (холодное, горячее, сухое, влажное) в т. ч. с применением водорослей, парафина, горчицы, грязи, шоколада, вина.
- Укутывание.
- Сенотерапия.
- Косметический (эстетический) массаж (дополнительно указаны с иными эффектами СПА, спортивный, восточный (тайский, японский, китайский, вьетнамский), аюрведический, фитнес, ароматерапевтический массаж.
- Лимфодренаж.
- Стоунтерапия.
- Хромотерапия.
- Эпиляция.
Особое внимание обращают на себя следующие виды услуг:
- Ультразвуковая чистка (УЗЧ). Ранее всегда полагали, что УЗЧ – это медицинская услуга, но стандарт определяет ее как бытовую, что дает возможность оказывать ее без лицензии. Но есть нюанс – в случае, если регистрационные документы на сам прибор будут характеризовать его как медицинский (например, РУ МЗ), скорее всего, надзорные органы все же будут трактовать услугу, выполненную с его использованием как медицинскую.
- Массажи. Огромный перечень массажей, ранее классифицируемых приказами МЗ РФ как медицинские услуги (в том числе тайский массаж), в настоящее время отнесены стандартами к бытовым! И если профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда и Соцзащиты, имеют равную юридическую силу с приказами МЗ, то национальный стандарты РФ носит явно преимущественный характер по отношению к приказам МЗ. Это означает, что салон сможет, ссылаясь на них, доказать бытовой характер услуги. Но есть еще один нюанс – если будет заявляться лечебный, а не косметологический или общеоздоровительный характер массажа (как указано в стандартах) и/или массаж будет выполняться по назначению врача (например, невролога), то надзорные органы, скорее всего, будут трактовать такой массаж все же как медицинский.
- Эпиляция. Ранее терминологически (строгих нормативных определений нет) депиляцию относили к бытовым услугам, а эпиляцию – к медицинским. Депиляцию характеризовали как удаление волос с помощью косметических и иных средств, а эпиляцию – как аппаратное (фото-, лазерные приборы) удаление волос с разрушением волосяного фолликула. ГОСТ 55321-2012 отнес и эпиляцию к бытовым услугам, а поскольку точного определения в нормативных документах этого термина нет, то и доказать медицинский характер этой услуги будет сложно. Критерием в данных вопросах будут, так же как и при ультразвуковой чистке, описанной выше, регистрационные документы на прибор.
При этом следует иметь в виду, что несмотря на бытовой характер перечисленных выше услуг, оказывать их могут только специалисты с установленными квалификационными требованиями и с определенными навыками, указанными в стандартах.
Бытовой характер этих услуг позволяет осуществлять их салонами красоты и клиниками косметологии без оформления целого перечня документов с пациентом, обязательных в соответствии с нормативами в медицинских организациях!. В частности, не требуется письменной формы договора и информированного добровольного согласия. Исключение составляют лишь услуги косметического татуажа, требующие в соответствии с ГОСТ 55700-2013 при оказании оформления договора и информированного согласия по установленной форме. Во всех остальных случаях бытовые услуги предоставляются по договору, заключенному путем устной публичной оферты, т. е. достаточно лишь в доступном для ознакомления пациентом/клиентом месте вывесить перечень услуг (прайс) с указанием цены и условий предоставления и оплаты услуг. Само устное согласие клиента означает принятие условий договора.
Введение вышеназванных стандартов может, с одной стороны, облегчить работу салонов, а с другой – устанавливает требования к порядку оказания бытовых косметологических услуг, что весьма важно для потребителей услуг.
Но и организации с медицинской лицензией на косметологию также получают в этой связи существенный выигрыш. Теперь оправдано наличие в организации двух списков услуг – медицинских (Порядок оказания медицинскими организациями платных медицинских услуг регламентируется Постановлением правительства №1006) и бытовых (прайс). При обращении пациентов за бытовыми услугами нет необходимости оформлять медицинскую документацию и усложнять по простым услугам взаимоотношения с пациентами. Есть нюанс – в случаях, когда в плане лечения для пациента содержатся услуги как медицинского, так и бытового характера, мы рекомендуем все эти услуги отражать в медицинской документации и оформлять в порядке, установленным для медицинских услуг. Это поможет в случаях контроля качества оказания услуг при возможных неблагоприятных результатах и при рассмотрении жалоб пациентов выявить причину развития осложнений и выбрать правильную тактику лечения.
Но несмотря на значительный шаг, связанный с введением вышеуказанных стандартов, в вопросе нормирования косметологических услуг остается еще один существенный изъян – до настоящего времени нет единого перечня медицинских косметологических услуг. Нормативные документы, регламентирующие номенклатуру медицинских услуг, не содержат всего перечня оказываемых клиниками услуг. Но даже нашедшие отражение в нормативных документах услуги зачастую по наименованию не соответствуют широко известным на рынке косметологии услугам или отраженным в сопроводительных документах к аппаратам или средствам наименованиям. Это существенно осложняет как формирование перечня услуг организаций, так и не дает возможность пациентам ориентироваться в возможностях предоставляемых услуг.
Новая форма медицинской карты (ф025-у) и талон пациента (ф025/1-у)
Новые штрафы и ответственность в КоАП с января 2015 года
В январе 2015 года вступили в силу поправки в кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые существенно увеличили размеры штрафов, которые могут быть наложены в том числе на организации, оказывающие косметологические услуги. Общая сумма штрафов для клиник косметологии превышает 18,5 млн. рублей!
Естественно, что это качественно изменило ситуацию в вопросах соблюдения нормативных требований при оказании услуг – теперь соблюдение нормативов становится не просто условием безопасного существования организации, но и экономически обоснованным с учетом размеров штрафных санкций и условий выживания. Все это сопровождается введением требований регулярных (1 раз в 2 года) комплексных проверок (Планы проверок Прокуратуры и Росздравнадзора на 2016), которых раньше можно было спокойно избежать, получив лицензию на 5 лет. Проверяющие инстанции посещали организации только по жалобам пациентов и не носили комплексного характера.
Тенденция на ужесточение требований и увеличение штрафов сохранилась и в 2016 году – по инициативе Минздрава в КОАП введены новые статьи:
- ст.14.8. Нарушение иных прав потребителей (информация, условия договора, непредоставление льгот, оплата картами или наличная по выбору потребителя).
В качестве ложки меда в бочку дегтя стоит отметить, что наряду с новыми санкциями и увеличением размеров штрафов в 2016 году сокращаются административные приостановки деятельности. Даже большие суммы штрафов явно менее болезненны, чем приостановка работы на 90 дней – в этом случае и сумма потерь больше, и вероятность потерять пациентов высока…
Контроль качества медицинских услуг
Аккредитация медицинских работников
- Сейчас право на осуществление медицинской деятельности подтверждается сертификатом специалиста. С 2016 года основным документом становится свидетельство об аккредитации специалиста.
- Аккредитационные комиссии создаются образовательными и научными организациями. Перечень указанных образовательных и научных организаций пока не создан, будет утверждаться Минздравом.
- Проходить аккредитацию можно будет последовательно, по мере получения образования или повышения квалификации. До истечения соответствующих сроков действуют сертификаты.
- Описаны сроки введения аккредитации для отдельных категорий медицинских работников:
- C 01.01.2016 – стоматология;
- С 01.01.2017 – иные специалисты, в том числе косметологи;
- С 01.01.2018 – медицинские сестры в косметологии.
Фактически аккредитация, заменив квалификационный экзамен, – это плавная смена разрешающих документов, ничего по сути не меняющая для косметологов. Вероятно, данная рокировка лишь позволяет Минздраву через утверждение перечня организаций, где будут создаваться аккредитационные комиссии, участвовать в управлении процессом медицинской подготовки специалистов, так как функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования осуществляет Минобрнауки.
Новые квалификационные требования
Этот документ не стал поворотным и не принес существенных изменений, влияющих на рынок косметологии. Но квалификационные требования, описанные в нем, касаются всех врачей-косметологов, работающих в РФ. Поэтому мы также отнесли этот норматив к существенным событиям нормирования рынка косметологии, произошедшим в 2015 году.
Читайте также: