Оценка условий жизни гражданина что значит

Обновлено: 16.06.2024

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством, п ринята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции

В главе 2 Конституции закреплен широкий круг личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит: право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), предполагающее, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26), право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29).

К политическим правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся: свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам, право на информацию (ст. 24, 29), право на объединение (ст. 30), право на проведение публичных мероприятий (ст. 31), право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32), право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К экономическим правам и свободам Конституция РФ относит: право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности и ее наследования (ст. 35), право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37), право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37), право на отдых (ст. 37), право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).

К социальным правам Конституция РФ относит: право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).

К культурным правам в соответствии с Конституцией РФ относятся: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43), право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст. 43), свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44), право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Также согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Прокурор Кировского административного округа города Омска Т.П. Сидоренко.

Как указал Конституционный Суд, регистрация является лишь способом учета граждан в пределах страны, который носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства


По мнению одного из адвокатов, заявители жалобы в КС, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации – кроме нее должны присутствовать иные доказательства такого проживания. Другой добавил, что несмотря на то, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров.

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе

Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.

КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов

Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).

Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.

В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.

В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.

Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.

При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.

Адвокаты оценили выводы Суда

Наши друзья собираются усыновить ребенка. Им придется оформлять множество документов и проходить проверки. Одной из них является проверка жилья, в котором ребенок будет проживать. По ее результатам оформляется специальный акт или анкета обследования жилищных условий. Данная статья полностью посвящена этому документу. Можно получить ответы на такие вопросы:

  • Суть анкеты;
  • Цели составления;
  • Содержание документа;
  • Порядок проверки.


Законное основание

В области защиты прав несовершеннолетних принято правило при определенных условиях проводить проверку жилищных условий. При этом оформляются специальные документы. В частности, официальный акт проведения проверки.

Составляется подобная бумага на основании таких факторов, как:

  1. Усыновление ребенка.
  2. Поступление жалоб в органы опеки.
  3. Обязанность классного руководителя.

Акт по проверке условий проживания может быть составлен не только по отношению к детям, но также к сотрудникам определенных организаций.

Особых требований к информации, прописанной в анкете, не существует. Но есть приказ Минпросвещения РФ №4, в котором прописан порядок проведения проверки и введена специальная форма оформления соответствующего документа.

Для какой цели составляется акт?

Главной целью оформления документа считается фиксация жилищных и бытовых условий в специальном заключении.

При осуществлении данного процесса проверяются такие факторы, как:

  • Обеспечение главных потребностей детей;
  • Положение и материальное состояние лиц, с которыми проживает несовершеннолетний;
  • Готовность принять ребенка;
  • Потребность в улучшении жилищных условий;
  • Оценка причиненного ущерба.

Документ, отражающий результаты проведенной проверки, в обязательном порядке предоставляется в таких случаях, как:

  1. Лишение человека прав на ребенка.
  2. Восстановление прав. Установление места проживания.
  3. Усыновление ребенка.
  4. Постановка несовершеннолетнего на учет.
  5. Привлечение ребенка к уголовной или административной ответственности.

кто проверяет жилищные условия

Проверка жилья может быть проведена не только по серьезным официальным причинам, но на основании жалоб врачей или обращений от соседей.

От цели оформления документа напрямую зависит состав комиссии.

Проверять жилищные условия могут такие граждане, как:

  • Сотрудники полиции;
  • Работающие в органах опеки;
  • Учителя;
  • Сотрудники современных жилищных и эксплуатационных компаний.

Вне зависимости от цели проверки и от состава комиссии, акт должен быть составлен в полном соответствии с правилами.

Содержание акта

Бумага составляется в произвольной форме. Но обязательно должна быть соблюдена его структура. Стандартным требованием к документам такого плана является присутствие определенной информации. В акте должны быть отражены такие данные:

  1. Дата проведения проверки. Не обязательно она должна совпадать с числом проведения исследования жилья. Они могут отличаться. Но главным условием здесь считается составление документа не позже трех дней после процедуры.
  2. Название документа, дата его составления и адрес.
  3. Сотрудники, которые провели проверку и ее цель.
  4. Адрес объекта исследования.
  5. Характеристика жилья – площадь, количество комнат, собственник и степень благоустроенности.
  6. Лица, проживающие в жилье. Дополнительно может потребоваться информация о месте трудоустройства и о полученном доходе.
  7. Сведения о наличии домашних животных, о степени чистоты и общего обустройства.

Содержание акта

Данная бумага может содержать в себе официальные выводы и специальное заключение о соответствии жилья установленным санитарным нормам. Особое внимание уделяется подписи документа. Должны стоять отметки не только проверяющих, но живущих, родителей, законных представителей несовершеннолетних.

Что определяет проверка?

Информация в акте считается очень важной. Некоторые пункты должны прописываться максимально подробно. Именно они отражают суть и цели проверки. Если интересует вопрос, что проверяется при исследовании жилья, стоит отметить следующие факторы.

Общий уровень обеспечения ребенка

На данном этапе осуществляется проверка таких важных показателей, как:

  1. Состояние здоровья – физическое развитие, наличие заболеваний, обеспечение лекарственным препаратами, возможные признаки насилия.
  2. Внешний вид – гигиена несовершеннолетнего, состояние его обуви и одежды, соответствие предметов гардероба полу, возрасту ребенка и сезону.
  3. Особенности ухода за ребенком – обеспечение пищей, жильем, гигиеной, одеждой, лекарствами. Соблюдение режима дня, соответственно возрасту и личным качествам.
  4. Уровень социальной адаптации – навыки общения, самообслуживания. Проверяется адекватность поведения подростка в разной обстановке.
  5. Образование и воспитание – посещаемые организации и учебные заведения, уровень успеваемости, развитие.
  6. Удовлетворение эмоциональных потребностей.

Семейное окружение ребенка

Семейное окружение ребенка

Еще один важный этап проверки и раздел заполнения акта. В данном случае комиссия обращает внимание на такие факторы:

  • Наличие и место проживания родственников;
  • Принятие участия в воспитании;
  • Степень привязанности к родителям;
  • Характер отношений между членами семьи;
  • Их влияние на ребенка;
  • Распределение обязанностей.

Имущественные и жилищные условия

В данном случае изучаются не только характеристики жилья, но иные, не менее важные факторы:

  1. Отдельная комната.
  2. Собственные игрушки.
  3. Обеспечение безопасности.

При проверке последнего параметра проверяется отсутствие доступа к разным опасным бытовым предметам, лекарствам, электрическим приборам.

Также изучается структура получаемых членами семьи доходов. Общая сумма рассчитывается на основании таких параметров:

  • Основные источники дохода – з/п, пенсия, пособия;
  • Имущество общее, и принадлежащее ребенку;
  • Степень обеспечения главных потребностей несовершеннолетнего.

Факторы угрозы жизни

Факторы угрозы жизни

Специалисты обязательно проверяют условия проживания и общий эмоциональный и психологический фактор. Проводится проверка по таким показателям, как:

  1. Обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровья ребенка.
  2. Факторы, нарушающие его права.
  3. Факты грубого, жестокого обращения с ребенком.
  4. Оскорбление несовершеннолетнего.
  5. Эксплуатация детей.
  6. Доказательства покушения на половую неприкосновенность ребенка.

Подобная информация собирается не только посредством визуального осмотра, но при помощи следующих методик:

  • Беседа с ребенком и его близкими;
  • Опрос соседей;
  • Изучение документов;
  • Проверка учебных и творческих работ ребенка.

В процессе проведения проверки комиссия берет на себя обеспечение конфиденциальности персональных данных.

Правила оформления акта

Правила оформления акта

По итогам проведенной проверки специалисты составляют анкету. В ней должна содержаться такая информация:

  1. Оценка обнаруженных в процессе обследования обстоятельств.
  2. Выводы относительно условий проживания и угрозы жизни несовершеннолетнего и его нормальному развитию.
  3. Выводы по обстоятельствам, которые могут свидетельствовать об отсутствии родительской заботы и воспитания.
  4. Рекомендации по защите прав и интересов несовершеннолетнего.

Документ должен быть составлен не позднее трех дней с даты проведения обследования. Бумага составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами. Один вариант отправляется в организацию, которая стала инициатором проверки. Обычно это орган опеки и попечительства. Второй остается в той структуре, которая провела проверку.

Если при осуществлении проверки стало ясно, что ребенок проживает в неподобающих условиях, не получает положенного воспитания, комиссия должна уже на следующий день сообщить об этом в соответствующие органы.

В настоящее время довольно острыми считаются проблемы, связанные с недвижимостью. Возникает много ситуаций, которые могут повлечь за собой наличие ухудшения условий жизни.

Ухудшение жилищных условий - понятие и признаки

Связано это чаще всего с увеличением семьи, разделу жилья и многое другое. Однако имеются случаи, когда люди преднамеренно хотят ухудшить свои жилищные условия для получения определенных видов льгот.

Что такое ухудшение жилищных условий?

Понятие ухудшения жилищных условий не имеет четкого определения, однако под ним следует понимать изменения условий жизни граждан в худшую сторону по сравнению с предыдущей.

Ухудшение жилищных условий может быть:

  • Намеренное ухудшение
  • Ухудшение не по вине человека.

Отличается преднамеренное ухудшение от естественного следующими критериями:

  1. Человек старается таким методом повлиять на признание себя нуждающимся в получении льгот на улучшение места проживания
  2. В результате незаконных действий человек получает сертификат на новую недвижимость
  3. Преднамеренное ухудшение условий совершается в то время, когда человек не имеет статуса нуждающегося в улучшении жилой площади.

Полезно знать! Изменение жилищных условий в худшую сторону может предоставить возможность членам семьи стать на очередь на получение улучшения условий жизни. Критерии, которые приводят к снижению уровня жизни, могут быть разнообразными и могут зависеть как от человека, так и от обстоятельств.

Необходимо знать, что преднамеренное изменение условий жизни в худшую сторону может нести возникновение неприятных ситуаций.

Признаки ухудшения жилищных условий

Признаки, которые характеризуют ухудшение жизни граждан, имеют следующий вид:

Какие действия относят к намеренным ухудшениям жилищных условий?

Чем опасна временная регистрация для собственника?

Очень частая проблема, когда граждане пытаются преднамеренно ухудшить свою площадь проживания для получения от государства льгот на получение нового жилья.

Следует отметить! Что если гражданин уже состоит на учете на получение жилья, совершение преднамеренного изменения условий жилья пожет послужить веской причиной снятия такой личности с очереди и отказ от дальнейшей возможности подачи документов.

Чаще всего к таким методам прибегают такие категории людей:

  • Люди, которые находятся на военной службе, которые имеют право на получение служебного жилья в собственность.
  • Молодые семьи, которые хотят получить льготы для приобретения новой недвижимости
  • Другие виды социально незащищённых слоев населения (многодетные, инвалиды), которые пытаются получить жилье от государства в первую очередь.

Признаки намеренных действий:

Примечание! Список критериев далеко не весь, имеются граждане, которые находят множество других способов как уменьшить положенные законодательством для проживания размеры жилой площади.

Что не является ухудшением жилищных условий?

Что не является ухудшением жилищных условий

Существуют критерии, при которых не считается, что жилищные условия изменились в худшую сторону, к таким следует отнести:

  • В случае если на территории проживания родителей происходит прописка несовершеннолетнего ребенка
  • Заселение родственников, если позволяют нормы законодательства
  • В случае если получатель расторгает договор ренты жилья
  • При отказе человека принятия недвижимости в дар
  • В случае если совершенная сделка, связанная с недвижимостью, признается законодательной базой недействительной.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которые имею право подавать документы на улучшение жилищных критерий.

Полезно знать! Однако если гражданин, который находиться на военной службе, будет улучен в преднамеренном ухудшении жилой площади, он автоматически лишается права участвовать в программе по предоставлению улучшенного жилья.

Не считаются ухудшением жилищных условий следующие типы критериев:

  • Процесс обмена жилья
  • Отказ от выполнения обязательств, связанных с договором о найме жилой площади
  • В случае раздела имущества, связанного с бракоразводным процессом
  • В случае если нарушается законодательная норма проживания на одного человека, вследствие отчуждения части недвижимости
  • Вследствие перевода жилой недвижимости в раздел нежилой.

Непреднамеренными считаются следующие действия:

  • Заселение в жилье ребенка и супруги
  • Отсутствие жилья, которое является собственностью военнослужащего или супруги
  • Если недвижимость собственника, которой является военнослужащим, является аварийной или непригодной для проживания.

Следует отметить, что различаются некоторые действия, которые считаются преднамеренными для получения личной выгоды:

  • Если действия по изменению жилищного положения в худшую сторону выполняются для возможности стать в очередь на получение жилья
  • Когда происходит продажа недвижимости или обмен на жилье, которое по своему характеру является хуже предыдущего
  • Если есть прямые доказательства что действия совершаться умышленно

Ухудшение жилищных условий для несовершеннолетних

Расшифровка ГВС в квитанции ЖКХ

Соблюдение условий жилья является одним из главных правил, которые необходимо соблюдать родителям. Изменить в какую либо сторону условия жизни детей, которые не достигли своего совершеннолетия, родители могут только с разрешения попечительных органов.

Ребёнок имеет полное право на получение нормальных критерий для проживания не зависимо от того в браке родители или в разводе. Ответственность за соблюдение этих норм ложиться на родителей.

Примечание! В случае если происходит спор, где будет проживать несовершеннолетний ребенок после развода, привилегию получит та сторона, которая сможет предоставить ребенку лучшие критерии проживания.

Следует отметить,что граждане могут улучшить свои жилищные условия следующим образом:

  • Если иметься право на получение субсидии, встать в очередь на приобретение улучшенного жилища
  • Получить субсидию на проведение ремонтных работ или на погашение задолженности по кредиту на приобретение недвижимости
  • Если недвижимость подлежит сносу как аварийное помещение
  • Взять ипотеку для приобретения жилья

Отметим! Ухудшение жилищных условий является основным критерием для получения помощи на приобретение жилья от государства. Однако если человек совершает махинации для получения такого права, это может иметь неблагоприятные последствия.

Поэтому прежде чем подавать документы на получения субсидии необходимо проверить законность своих действий относительно законодательной базы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная консультация юриста в сфере недвижимости

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: