Обязательно ли проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания

Обновлено: 07.07.2024

Во время рабочего процесса нередко возникают ситуации, при которых сотрудник нарушает внутренний распорядок фирмы, несоответствующим образом выполняет возлагаемые на него должностные полномочия, и совершает другие дисциплинарные проступки.

За исполнение таких действий руководство компании вправе наложить на работника дисциплинарное взыскание. Порядок его применения и виды наказаний отражены в действующем ТК РФ.

Меры наказания работника по ТК РФ

Выделяют несколько групп дисциплинарных взысканий — общую и специальную.

Какие взыскания являются общими:

К категории специальных относят те взыскания, которые применяются по отношению к определенным отраслям специализации.

К примеру, сотрудникам МВД и военнослужащим работодатель может объявить выговор строгого вида.

Технология привлечения к ответственности таким образом должна регламентироваться отдельными ФЗ и уставом организации.

Если работник был наказан за совершение проступка, не указанного в документации такого характера, руководство организации может быть привлечено к административной ответственности. Данное правило регламентируется 5.27 статьей КоАП РФ.

Кто имеет право наложить?

фото-2

В процессе приема нового сотрудника на работу между ним и руководителем предприятия заключается трудовое соглашение, в котором отражаются подробные условия сотрудничества.

Кроме этого, гражданин, устраивающийся на работу, должен изучить внутреннюю нормативную документацию фирмы, в соответствии с которой регламентируются отношения между сторонами.

Именно работодатель следит за исполнением требований, указанных в документах такого вида. Следовательно, только он может наложить на трудящегося дисциплинарное взыскание при обнаружении нарушений установленного порядка.

Нужно ли проводить служебную проверку перед наложением?

Порядок наложения взыскания подразумевает собой проведение нескольких этапов, одним из которых может быть проверка факта совершения действия, требующего наказания.

Прежде всего, нарушение фиксируется путем составления специального акта. Его оформлением должен заниматься специалист отдела кадров или работник, ведущий контроль за соблюдением норм трудовой дисциплины.

В последующем эта бумага передается руководству фирмы. В свою очередь, нарушитель должен предоставить письменное объяснение причины совершения проступка.

В зависимости от обстоятельств работодатель вправе назначать проведение служебной проверки, целью которой является подтверждение содеянного.

Также важно учесть, что дисциплинарное взыскание может налагаться на сотрудника после аудиторской ревизии, в ходе которой проверяется финансово-экономическая деятельность предприятия.

Сроки вынесения

Первые действия по выявлению нарушения внутреннего распорядка должны быть произведены в течение месяца. Началом этого периода считается день, в который сотрудник проявил халатность.

Это время может быть увеличено при возникновении определенных обстоятельств. Избежать применения взыскания при этом все равно не получится.

К примеру, если сотрудник находится в отпуске или на больничном, а специалисты профсоюзного органа на протяжении долгого периода изучают обстоятельства совершения проступка, срок применения наказания за это действие увеличивается до полугода.

фото-3

Важно учесть еще один нюанс. В случае, если проступок связан с нарушением финансово-хозяйственной деятельности компании, дисциплинарное взыскание к работнику применяется не позднее 2 лет со дня совершения проступка.

Выявлением нарушений такого вида занимаются аудиторы, проводящие соответствующие ревизии.

Если проступок является неоднозначным или достаточно серьезным, для разбирательства в содеянном стороны трудовых отношений могут обратиться в суд.

Срок применения наказания при этом продлевается до того момента, пока вышестоящим органом не будет принято итоговое решение и вынесен приговор.

То есть по общему правилу наказание применяется в срок не позднее 1 месяца, однако он может быть увеличен при наличии соответствующих оснований.

Пошаговая процедура наложения по Трудовому кодексу

Наложение дисциплинарного взыскания — это процедура, каждый этап которой требует документального оформления.

В обязанности руководителя и ответственных сотрудников входит ведение контроля над соблюдением соответствующих порядков.

Правила наказания сотрудников

Основным правилом, которое должно соблюдаться при привлечении работника к дисциплинарному наказанию, является последовательность выполняемых при выявлении нарушения действий.

Подразумевает собой оформление специального акта, в котором отражается факт нарушения внутреннего распорядка. После составления бумага передается руководителю фирмы.

В случае, когда факт совершения дисциплинарного проступка могут подтвердить свидетели, они ставят в акте свои подписи.

Например, в случае неявки на работу, отсутствие сотрудника могут подтвердить его коллеги.

Сотрудник, совершивший проступок, должен объяснить причину, по которой он произошел. С этой целью им оформляется объяснительная записка. Документ такого характера должен попасть к работодателю не позднее, чем через 2 дня после нарушения установленных трудовым договором правил.

При наличии бумаг, которые могут выступить в качестве доказательства того, что проступок был совершен по уважительной причине, они прикладываются к объяснительной.

Расследование может проводиться по инициативе работодателя.

Для этого путем издания специального распоряжения формируется комиссия, специалисты которые будут выяснять подробности ситуации — опрашивать свидетелей, собирать доказательства и проводить экспертизу.

По итогам расследования оформляется заключение.

В комиссию обязательно должны входить работники отдела кадров и безопасности, а также специалист по проведению внутреннего аудита.

Заключительный этап, который предполагает издание соответствующего приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности. Он включает в себя информацию о провинившемся и меру наказания, применяемую по отношению к нему.

При необходимости сотрудник может обжаловать решение руководства. Для этого ему необходимо обратиться за помощью в органы, занимающиеся рассмотрением таких споров.

В трудовую книжку взыскания в виде замечания и выговора не вносятся, отражается только увольнение сотрудника — подробности здесь. При этом выговор может быть отражен в личном деле.

Порядок привлечения к ответственности

В процессе наложения взысканий оформляется ряд бумаг:

  • Акт, регистрирующий факт совершения проступка.
  • Объяснительная записка.
  • Решение комиссии, проводившей расследование (в случае проведения проверки). .

Основным документом в этом случае является приказ. В нем должны отражаться сведения о сотруднике и работодателе, дата и место составления распоряжения.

В основной части бумаги прописываются подробности нарушения, а также вид и особенности дисциплинарного взыскания, которое было применено в конкретном случае.

Также в документации должны быть отмечены меры наказания сотрудника и основания, по которым они были назначены.

Можно ли руководителя привлечь к ответственности?

При совершении управленческих действий от имени юридического лица руководители компании могут нанести ей существенный ущерб.

В связи с этим к специалистам, занимающим руководящие должности, работодатель должен проявить особое внимание.

Действующим Трудовым Законодательством определено, что руководитель — это такой же сотрудник предприятия.

Следовательно, он, как и все остальные, может привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Правонарушения, за которые ему могут назначаться меры пресечения, отражены в 81 и 195.1 статье ТК РФ.

С общим порядком привлечения руководителей к ответственности можно ознакомиться, изучив 192—194 статью ТК РФ.

Полезное видео

Процедура и порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудника, подробно рассмотрен в данном видео:

По отношению к сотруднику, нарушившему трудовую дисциплину, возможно применение 3 видов наказаний. Самым крайним среди них считается увольнение, более мягким — замечание.

Выговор — это взыскание, по строгости находящееся между двумя предыдущими.

Дисциплинарное взыскание может быть объявлено любому специалисту, в том числе работнику, занимающему руководящую должность. Технология применения наказаний такого характера и порядок их назначения определен действующими нормами ТК РФ.

Ответственность государственного служащего вытекает из соответствующих нормативных актов, должностного регламента и служебного контракта, заключенного с представителем нанимателя. Наиболее распространенным видом ответственности в сфере государственно-служебных отношений выступает дисциплинарная ответственность.

Таким образом, на вышеуказанных должностных лиц распространяется общий порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный в статье 58 Закона, предусматривающий обязательную процедуру проведения служебной проверки.

1. Факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

2. Вину гражданского служащего.

3. Причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

4. Характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка

Все перечисленные факторы (или обстоятельства) должны быть установлены участниками проверки в ходе ее проведения, то есть подтверждены либо опровергнуты на основе документов и сведений, отнесенных к проведению служебной проверки.

Одним из первых подлежит установлению факт совершения гражданским служащим (рассматриваемой категории) дисциплинарного проступка.

Для установления данного факта необходима соответствующая документально подтвержденная информация о дисциплинарном проступке. Источником такой информации могут быть различные документы.

Исходя из этого данный документ, подтверждающий факт совершения дисциплинарного проступка указанным должностным лицом, возникает в результате реализации вышестоящим государственным органом функции контроля за деятельностью нижестоящего государственного органа и его должностными лицами.

В свою очередь, обозначенная функция контроля предполагает проведение проверочных мероприятий (ревизий, аудиторских проверок), в ходе которых как раз и происходит обнаружение дисциплинарного проступка и как следствие – установление факта его совершения и остальных обстоятельств, перечисленных в части 2 ст. 59 Закона, в итоговом документе проверки.

Чаще всего, как показывает практика, обнаружение дисциплинарных проступков в системе государственной службы происходит в результате проведения вышестоящими государственными органами аудиторской проверки организации работы нижестоящего (подчиненного) государственного органа.

Обнаружение дисциплинарного проступка условно включает в себя несколько этапов.

1. Проведение аудиторской проверки внутреннего аудита работниками вышестоящего государственного органа.

На данном этапе должностными лицами вышестоящего государственного органа (специалистами определенного направления) проверяется деятельность соответствующих структурных подразделений нижестоящего органа согласно утвержденному плану проверки.

Как правило, указанный проверяемый период деятельности нижестоящего государственного органа составляет два года. Данный срок совпадает со сроком давности привлечения к дисциплинарной ответственности с момента совершения дисциплинарного проступка по результатам аудиторской проверки (статья 58 Закона).

2. Подписание соответствующего акта аудиторской проверки, дата которого является днем обнаружения дисциплинарного проступка.

Содержание второго этапа характеризуется тем, что по результатам аудиторской проверки составляется соответствующий акт, в котором:

- отражается организация работы государственного органа за определенный период деятельности по соответствующим направлениям;

- отмечаются различные показатели (экономические, статистические и т. п.), а также выявленные настоящей проверкой нарушения действующего законодательства и правовых актов государственных органов.

В акте указывается существо нарушения, а квалификация выявленных нарушений подтверждается ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов, в том числе правовых актов государственных органов, нормы которых нарушены.

3. Подготовка докладной записки по результатам аудиторской проверки с изложением фактов, содержащих признаки совершения государственным служащим дисциплинарного проступка.

На последнем этапе составляется докладная записка, которая представляет собой адресованный руководителю документ, содержащий необходимую информацию с выводами и предложениями, на основании которой представитель нанимателя решает вопрос о проведении (непроведении) служебной проверки в отношении конкретного государственного служащего перед применением дисциплинарного взыскания. Как правило, таким должностным лицом является должностное лицо, замещающее руководящую должность (например, заместитель руководителя территориального государственного органа).

Таким образом, при установлении факта совершения дисциплинарного проступка, основным подтверждающим документом для участников проверки служит докладная записка. Проблема заключается в том, что выявленные в результате аудиторской проверки нарушения, которые отражены в докладной записке, выступают не как нарушения, непосредственно совершенные руководителем, а как последствия ненадлежащего контроля с его стороны. Поэтому установить причинную связь между бездействием такого должностного лица и наступившими последствиями бывает достаточно проблематично.

В большинстве случаев на практике в содержание такой докладной записки включается информация о:

- гражданском служащем, допустившим неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

- дате совершения гражданским служащим неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

- дате обнаружения совершенного гражданским служащим неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

- совершенном гражданским служащим неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей с указанием положений нарушенных нормативных правовых и иных актов, обстоятельствах, при которых совершен дисциплинарный проступок, и вине гражданского служащего;

- характере и размере вреда, причиненного действиями (бездействием) гражданского служащего.

Из этого следует, что в акте аудиторской проверки, а затем в докладной записке проведен, по сути, предварительный анализ тех обстоятельств, которые должны быть установлены в ходе служебной проверки его участниками (часть 2 ст. 59 Закона).

1. Факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка подтверждается самой докладной запиской и ее содержанием.

2. Вина гражданского служащего.

Считается, что виновность действия или бездействия выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей. По этой причине вина гражданского служащего подтверждается в докладной записке соответствующими нарушениями с указанием должностного лица (куратора), осуществляющего контроль за деятельностью соответствующего структурного подразделения.

Разумеется, в ходе служебной проверки могут обнаружиться дополнительные факты, имеющие значение для дела. Например, так называемые уважительные или объективные причины, препятствующие надлежащему исполнению должностных обязанностей, исключающие вину в совершении дисциплинарного проступка. Указанные причины (при их наличии) отражаются в объяснениях государственного служащего и заключениях специалистов. Однако в случае с руководителями, которые в силу своего должностного положения обязаны контролировать деятельность соответствующих отделов, дополнительные факты для них практически не имеют существенного значения, поскольку вина руководителя в рассматриваемом случае предполагается.

Таким образом, в настоящее время дисциплинарная практика на государственной службе идет по пути установления вины руководителя в совершении дисциплинарного проступка, в том числе в зависимости от вины должностных лиц курируемого им отдела, действия (бездействие) которых обусловили совершение дисциплинарного проступка.

На основании этого находит свое подтверждение тезис о том, что руководитель, наделенный особыми полномочиями, несет и особую повышенную ответственность в сфере государственного управления.

3. Причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка.

Обычно данные обстоятельства не фиксируются в докладной записке. Причины устанавливаются в ходе служебной проверки и отражаются в заключении исходя из объяснений государственного служащего и данных, характеризующих личность гражданского служащего и предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.

4. Характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, указывается в резолютивной части докладной записки в денежном выражении.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

2. Установление обстоятельств дисциплинарного проступка в ходе проведения служебной проверки по результатам аудиторской проверки на практике сводится исключительно к сбору необходимых подтверждающих документов и их последующему правовому анализу.

3. Последствия ненадлежащего контроля (нарушения) со стороны должностного лица рассматриваемой категории, как правило, из докладной записки переносятся в заключение по результатам служебной проверки и в рамках данных мероприятий отражаются в описательной части указанного заключения.

В этой связи хотелось бы отметить, что воспроизведение нарушений, выявленных в результате аудиторской проверки, в заключении по результатам служебной проверки, не является обязательным. Как было указано выше, нарушения, обнаруженные специалистами проверяющей группы, выступают не как нарушения, непосредственно совершенные руководителем, а как последствия ненадлежащего контроля с его стороны. Поэтому дублировать заново содержание докладной записки в заключение не имеет смысла. Достаточно приложить докладную записку к заключению по результатам служебной проверки перед направлением его к представителю нанимателя.

4. Один из необходимых выводов, который должны указать участники служебной проверки в итоговом заключении, – это предложение о применении либо неприменении дисциплинарного взыскания согласно п.2 ч.9 ст.59 Закона.

Между тем, принимая во внимание рекомендательный характер заключения по результатам служебной проверки, представитель нанимателя при принятии решения о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания не связан выводами участников проверки.

Я допустил ошибку на работе. Объяснительная не помогла, и администрация сделала мне замечание. Не устное, а то, что вносят в личное дело.

Администрация действительно могла привлечь меня к ответственности по трудовому кодексу, но сделала это неправильно. Поэтому я оспорил замечание и его отменили. Теперь в моем личном деле больше нет проступков.

В этой статье я расскажу, когда и как можно оспорить дисциплинарное взыскание на работе.

Спор можно выиграть, а отношения испортить

Автор этой статьи пошел против работодателя: пожаловался в комиссию по трудовым спорам, добился отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания и отстоял свою позицию в суде. После этого отношение к нему на работе не изменилось, все осталось как прежде. Но история автора — это частный случай.

Иногда спор можно выиграть, но испортить отношения с руководством. Начальник может затаить обиду, и последствия могут быть хуже того, из-за чего случился спор.

Поэтому, прежде чем судиться с работодателем, подумайте, стоит ли игра свеч. Особенно если вас устраивает ваша работа.

Хорошая зарплата — это не повод прогибаться и во всем потакать начальству, особенно на нелюбимой работе. Иногда лучше уволиться, начать свой бизнес или освоить новую профессию.

Что такое дисциплинарное взыскание

Если работник не выполнил свои обязанности или выполнил их некачественно, работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание. Это наказание, которое предусмотрено трудовым кодексом. Дисциплинарное взыскание грозит также за опоздание, прогул, несоблюдение трудовой дисциплины, требований по охране труда и другие проступки.

Бывает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Других наказаний быть не может. Самое легкое из дисциплинарных взысканий — замечание. Самое суровое — увольнение, информация о нем заносится в трудовую книжку, а с 2020 года еще и передается в базу данных ПФР и отражается в электронной трудовой книжке.

Закон не устанавливает правил, по которым один проступок наказывается замечанием, а другой — выговором. Все решается работодателем индивидуально и зависит от характера проступка и его последствий. Исключение — увольнение. Перечень случаев, когда работника можно уволить, установлен в статье 81 трудового кодекса. Это, например, прогул, появление на работе в нетрезвом виде или разглашение гостайны.

Срок наказания. По умолчанию дисциплинарное взыскание длится год. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания на работника не наложат новое, считается, что дисциплинарных взысканий у него нет.

Работодатель может отменить дисциплинарное взыскание раньше — по своей инициативе, просьбе работника или по ходатайству его руководителя.

Последствия дисциплинарного взыскания. С последствиями увольнения все понятно. Это нервы, время на поиски новой работы, неприятные вопросы от потенциального работодателя.

Замечание или выговор дает работодателю право не выплачивать работнику стимулирующие выплаты — некоторые надбавки и доплаты или премию, — если это предусмотрено положением о премировании. Кроме того, если работник еще раз допустит дисциплинарный проступок, его могут уволить. Все дисциплинарные взыскания сохраняются в личном деле работника или папке с документами на работника, которая хранится у работодателя, — тоже ничего хорошего.

Я работаю ведущим инженером на государственном предприятии. У нас много локальных актов с правилами и ограничениями, несвойственными обычным компаниям. Нарушать эти правила категорически запрещено.

Небольшой проступок, на который на обычной работе могут закрыть глаза, на государственном предприятии, скорее всего, выльется в служебное расследование и дисциплинарную ответственность.

Так было и у меня. Хроническая усталость к концу года и потеря бдительности привели к тому, что на меня наложили дисциплинарное взыскание в виде замечания.

За что нельзя наказать работника

Чтобы привлечь работника к дисциплинарной ответственности, нужно доказать, что проступок имел место. И что работник знает, что нарушил правила.

Нельзя привлечь работника к ответственности за невыполнение обязанностей, о которых он не знал, или обязанностей, которые не прописаны в локальных нормативных актах. Например, если это опоздание или прогул, работник должен быть заранее ознакомлен с режимом работы, который прописан в правилах внутреннего трудового распорядка.

Если не исполнил какую-то обязанность, должен быть заранее ознакомлен с должностной инструкцией. Если подписи работника нет в инструкции или работник не исполнил обязанность, которой нет в инструкции, привлечь работника к ответственности не получится.

Отказ работника от работы, которая представляет опасность для его жизни и здоровья и нарушает требования охраны труда, также не является дисциплинарным проступком.

Когда и как применяется взыскание на работе

Привлечь работника к дисциплинарной ответственности непросто. Трудовой кодекс защищает работников от неправомерных действий работодателей. Чтобы наложить на работника взыскание, нужно составить кучу актов и приказов и уложиться в конкретные сроки.

Порядок. Есть определенный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Если его нарушить, наказание становится незаконным и должно быть отменено.

После обнаружения проступка работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если работник не представит объяснение в течение двух рабочих дней, работодатель обязан составить об этом акт. Затем проводится внутреннее расследование проступка или составляется акт о нарушении должностных обязанностей, подтверждающий факт нарушения трудовой дисциплины.

Только после этого работодатель издает приказ о применении взыскания к виновному работнику. В приказе должно быть указано, за что наказан работник и какое взыскание к нему применяется. Приказ составляется на основании заключения внутреннего расследования или акта о нарушении трудовой дисциплины.

С приказом о применении дисциплинарного взыскания работника ознакомляют под подпись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Время, когда работник отсутствует на работе, не считается. Если провинившийся заболел или решил взять отпуск, с приказом его все равно ознакомят — но срок ознакомления будет отсчитываться с момента, когда работник вернется на работу.

Сроки. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Обычно день обнаружения проступка — это день его совершения. Но если неизвестно, кто совершил проступок и был ли вообще проступок, днем обнаружения считается день завершения служебного расследования.

Закон устанавливает еще один срок, который работодатель обязан соблюсти, чтобы привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное взыскание не может применяться позднее шести месяцев со дня совершения проступка — или двух лет, если проступок обнаружили в результате ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности. Исключение — взыскание за коррупцию. Оно применяется не позднее трех лет со дня совершения проступка.

То есть, чтобы наложить дисциплинарное взыскание, работодатель должен соблюсти оба срока: со дня обнаружения и со дня совершения проступка.

Работодатель обязан представить доказательства того, что им были соблюдены оба срока. Несоблюдение любого из сроков — основание для признания приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным.

Например, если работник прогулял работу восемь месяцев назад, а заметили это только сейчас, применять дисциплинарное взыскание нельзя. Если работник не пришел на работу и работодатель знал о проступке, но решил сделать работнику выговор через два месяца после прогула, такое взыскание также недопустимо.

Документы. После применения взыскания у работодателя должны быть следующие документы:

  1. Объяснительная работника о невыполнении обязанностей или акт об отказе давать объяснения.
  2. Заключение внутреннего расследования или акт о нарушении трудовой дисциплины.
  3. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания.
  4. Документ, который подтверждает ознакомление работника с приказом о наложении взыскания в установленные сроки или отказ от ознакомления с ним. Это может быть сам приказ с подписью работника или дополнительный акт.

Если хотя бы одного из этих документов нет, дисциплинарное взыскание можно признать незаконным.

Что мой работодатель сделал не так

Либо администрация на моем предприятии не знала всех тонкостей, либо просто запуталась в сроках. Меня привлекли к дисциплинарной ответственности по истечении законного срока. И с приказом о наложении замечания тоже ознакомили не вовремя — на четвертый рабочий день.

Мой непосредственный начальник узнал о моей ошибке в тот же день. Было назначено служебное расследование, которое длилось 28 дней. В заключении комиссии по проведению служебного расследования было установлено, что я нарушил требования локальных нормативных актов. Приказом заместителя директора меня привлекли к дисциплинарной ответственности в виде замечания. На его выпуск ушло 22 дня.

Я знал, что эти сроки противоречат трудовому кодексу. Еще меня задело отношение ко мне во время служебного расследования. Поэтому вместо оправданий я решил оспорить приказ о наложении дисциплинарного взыскания. Я думал, что это будет быстрая и легкая победа и вопрос решится дней за десять. Но все оказалось не так.

Как оспорить дисциплинарное взыскание

Оспорить дисциплинарное взыскание можно через суд или комиссию по трудовым спорам. Еще можно пожаловаться в трудовую инспекцию. Каким путем идти, решает работник.

Суд. Исковое заявление в суд можно подать минуя комиссию по трудовым спорам. Срок для обращения — три месяца с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав, или месяц со дня ознакомления с приказом об увольнении. Госпошлину платить не нужно.

Трудовые споры рассматривают мировые судьи. Исключение — дела о восстановлении на работе и о разрешении коллективных трудовых споров.

Жаловаться в трудинспекцию есть смысл, только если работодатель нарушил порядок наложения взыскания. Если работник не согласен с проступком, спор между ним и работодателем рассматривает только суд.

Желания судиться с работодателем или жаловаться на него в трудовую инспекцию у меня не было. Я хотел решить вопрос как можно быстрее, поэтому обратился в комиссию по трудовым спорам.

КТС. Комиссия по трудовым спорам состоит из равного числа представителей работников и работодателя и рассматривает почти все трудовые споры. Исключений немного, это дела:

  1. О восстановлении на работе.
  2. Об изменении даты и формулировки причины увольнения.
  3. О переводе на другую работу.
  4. Об оплате вынужденного прогула или выплате разницы в зарплате за выполнение нижеоплачиваемой работы.
  5. О защите персональных данных работника.

КТС обязана рассмотреть спор в течение 10 дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. КТС вправе вызывать на свое заседание свидетелей и приглашать специалистов. КТС принимает решение тайным голосованием большинством голосов.

На заседании работнику зачитывают его заявление и задают вопросы. Нужно быть готовым к агрессивным нападкам работодателя. Например, у меня спрашивали, почему я оспариваю приказ из-за пропуска сроков, а не предмета спора: хотели добиться признания вины. Хотя несоблюдение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности — это тоже основание для признания взыскания незаконным. Поэтому советую не поддаваться на провокации и придерживаться своей позиции.

В некоторых организациях КТС может и не быть, тогда в случае спора обращаться нужно напрямую в суд.

Заявление в КТС. Заявление в комиссию пишется в произвольной форме, единого образца нет. Обратиться в КТС нужно в течение трех месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. В заявлении нужно описать суть проблемы и почему работник считает, что его права нарушены. В заключение необходимо указать требования и поставить подпись.

Я максимально коротко написал, что был привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке, противоречащем трудовому кодексу. Этого было достаточно.

Заявление пишется в двух экземплярах: один остается у КТС, второй с отметкой о принятии — у работника.

Решение КТС. Комиссия по трудовым спорам со мной согласилась и указала, что мой работодатель пропустил срок привлечения к дисциплинарной ответственности и нарушил срок моего ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания.

Решение КТС обязательно для работодателя. Его необходимо исполнить в течение трех дней по истечении срока на обжалование. На обжалование дается десять дней.

Довольный, я ушел с заседания КТС и стал ждать исполнения решения. Но вместо отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания администрация обжаловала решение комиссии в суде.

Если без суда не получилось

Исковое заявление работодателя. Мой работодатель не согласился с решением комиссии. В своем иске он попытался сместить дату обнаружения проступка. Основной аргумент — обстоятельства проступка установило служебное расследование, поэтому срок привлечения к дисциплинарной ответственности нужно считать с момента утверждения заключения следственной комиссии.

Несмотря на то что спор был уже между работодателем и комиссией, решение суда могло повлиять на мои права и интересы. Поэтому после первого заседания меня привлекли как третье лицо — этого требует закон.

Решение суда. Суд не смог согласиться с доводами работодателя. И по трудовому кодексу, и по мнению Пленума Верховного суда день обнаружения проступка — это день, когда начальнику работника стало о нем известно.

Моего начальника вызвали в суд в качестве свидетеля. Он подтвердил, что узнал о моем проступке в день совершения. Именно с этой даты должен исчисляться срок привлечения к ответственности. Приказ о наложении на меня дисциплинарного взыскания был издан спустя 50 дней вместо установленного месячного срока. Ознакомили меня с приказом тоже позже законного срока — на четвертый день после издания.

Поэтому суд посчитал законным решение КТС об отмене приказа о наложении взыскания и иск работодателя не удовлетворил. Но на этом все не закончилось.

Апелляция. Администрация подала апелляционную жалобу на решение в областной суд. На жалобу можно было написать возражение, что я и сделал. К решению местного суда мне было нечего добавить, поэтому мои возражения уложились в один абзац: прошу оставить решение суда первой инстанции без изменений.

Ехать в другой город мне было лень. Оказалось, что представитель работодателя тоже не поехал. Областной суд решение комиссии и суда первой инстанции оставил в силе.

Чем все закончилось

Обжаловать постановление областного суда мой работодатель не стал. На основании постановления администрация отменила приказ о наложении на меня дисциплинарного взыскания. Замечания больше нет.

Если бы я знал, что моя жалоба в комиссию по трудовым спорам закончится судом, я бы сам подал иск и потребовал возместить моральный ущерб. Так можно.

Я не могу точно сказать, стоит ли любому работнику обжаловать дисциплинарное взыскание. В моем случае — однозначно да. Отношение ко мне не поменялось: я работаю там же.

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям B.C. Козлова.

Руководитель М. Сеславинский

Порядок проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям

I. Общие положения

1.2. Служебная проверка проводится по решению руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Основаниями для издания приказа или распоряжения о проведении служебной проверки являются:

служебная записка заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям или руководителя структурного подразделения о совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка;

письменное заявление гражданского служащего.

1.3. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего для установления факта совершения дисциплинарного проступка.

II. Порядок проведения служебной проверки

2.1. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего;

причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

2.2. Служебная проверка проводится отделом госслужбы и кадров Управления делами с участием Управления правоприменительной деятельности. Для проведения служебной проверки на основании приказа руководителя Роспечати может быть образована комиссия.

2.3. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

2.4. Отдел госслужбы и кадров Управления делами также вправе:

запрашивать от руководителей соответствующих структурных подразделений и других гражданских служащих Роспечати письменные объяснения или другую информацию по существу проводимой проверки;

запрашивать необходимые документы в установленном порядке в иных органах и организациях;

осуществлять в интересах служебной проверки иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия.

2.5. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Днем окончания служебной проверки является дата составления заключения по результатам ее проведения.

2.6. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы в соответствии с приказом руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на период проведения служебной проверки с сохранением денежного содержания по замещаемой должности.

2.7. При временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности его непосредственным руководителем должны быть приняты меры, исключающие доступ гражданского служащего к служебным документам и материалам на время проведения служебной проверки.

III. Права гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

давать устные и письменные пояснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать у руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку;

ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по результатам проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

IV. Порядок составления и представления заключения по результатам проведения служебной проверки

4.1. По результатам служебной проверки готовится письменное заключение, в котором:

указываются факты и обстоятельства, установленные по итогам проведения служебной проверки;

содержится предложение о применении либо неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

4.2. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается начальником Управления делами и другими участниками служебной проверки.

4.3. Письменное заключение, оформленное в соответствии с настоящим Порядком, представляется руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям для принятия соответствующего решения.

4.4. Письменное заключение приобщается к личному делу гражданслого служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

V. Порядок применения и снятия

дисциплинарных взысканий

5.1. До применения дисциплинарного взыскания отдел госслужбы и кадров Управления делами должен затребовать от гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, письменное объяснение по существу дела. В случае отказа гражданского служащего предоставить такое объяснение составляется соответствующий акт (образец оформления акта прилагается). Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

5.2. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5.3. При применении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей.

5.4. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка применяются следующие дисциплинарные взыскания:

предупреждение о неполном должностном соответствии;

освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

5.5. Дисциплинарные взыскания в отношении гражданских служащих применяются после проведения служебной проверки по представлениям руководителей соответствующих структурных подразделений, согласованным с заместителем руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, курирующим сферу деятельности этих подразделений, и оформляются приказом руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

5.6. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

5.7. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

5.8. При нарушении служебной дисциплины совместно несколькими гражданскими служащими дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины гражданского служащего в совершенном проступке).

5.9. Копия приказа руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения приобщается к его личному делу и вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания приказа.

5.10. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в установленном законодательством Российской Федерации порядке, при этом решение о наложении дисциплинарного взыскания на период рассмотрения жалобы в Комиссии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или в суде, не приостанавливается.

5.11. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

5.12. Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям вправе по собственной инициативе, письменному заявлению гражданского служащего или ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения Роспечати снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня его применения.

Читайте также: