Обязаны ли правоохранительные органы реагировать на сми

Обновлено: 04.07.2024

Каждый из нас нас хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями в свой адрес. Это может случиться где угодно — в очереди на прием к врачу, в маршрутке или на рабочем месте. Конституция РФ говорит о том, что гражданин вправе защищать и отстаивать любыми законными методами свое доброе имя, честь и достоинство. Как наказать обидчика за оскорбления? Читайте об этом в нашем материале.

Статья за оскорбление личности

Для начала нужно разобраться, какие именно действия агрессора можно расценивать как оскорбление. Ими можно назвать:

  • необоснованные придирки;
  • грубые высказывания о внешности, одежде и т.п.;
  • непристойные шутки;
  • вмешательство в личную жизнь человека;
  • унижение национального достоинства;
  • нецензурная брань или оскорбительные жесты в адрес конкретного гражданина.

Оскорбление может выражаться в следующих формах:

  • устно (например, по телефону или при личной встрече);
  • письменно (по смс или по переписке в сети интернет).

Если кто-либо позволяет себе подобные выпады в ваш адрес, он нарушает сразу несколько законодательных норм и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

До 2013 года наказание обидчику назначалось по ст. 130 УК РФ. Однако впоследствии ее заменили на ст. 5.61 КоАП РФ, подразумевающую административную ответственность за оскорбление человека в публичном месте, выраженное в неприличной форме, либо непринятие необходимых мер по предупреждению действий, унижающих честь и достоинство.

К уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен за клевету, которая подразумевает распространение в отношении гражданина лживых порочащих сведений

Оскорбление представителя властных органов (судьи, пристава, следования, полицейского и др.) в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей предполагает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 319 УК РФ. Оскорбление военнослужащего квалифицируется по ст. 336 УК РФ.

Ответственность за оскорбление человека

В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.

По КоАП РФ

Статья 5.61 КоАП РФ состоит из трех частей и подразумевает наложение штрафных санкций, размер которых находится в зависимости от статуса виновника и способа совершения правонарушения.

Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:

  • граждане от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • должностные лица от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • организации и ИП от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:

  • обычных граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц от 100 до 500 тыс. руб.

Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:

  • для должностных лиц штраф до 30 тыс. руб.;
  • для юрлиц штраф до 50 тыс. руб.

Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.

По УК РФ

Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.

Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):

  • наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. или доходов преступника за период до 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 160 часов.

Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:

  • наложение штрафа в размере до 1 млн. руб. или доходов виновного за период до 24 месяцев;
  • обязательные работы на период до 240 часов.

Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 3 млн. руб. или заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательных работ на период до 400 часов.

Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:

  • штраф до 5 млн. руб. или в размере заработка подсудимого за период до 36 месяцев;
  • обязательные работы на период до 480 часов.

Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:

  • штрафом в размере до 40 тыс. руб.;
  • обязательными работами на период до 360 часов;
  • исправительными работы сроком до 12 месяцев.

Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.

Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.

Статья за оскорбление личности

Заявление об оскорблении

Столкнувшись с оскорблениями, не всегда можно их просто проигнорировать. Если агрессор не ограничился единичным выпадом и начал третировать вас постоянно, необходимо наказать обидчика.

Например, если вас оскорбляет коллега по работе, то можно написать служебную записку вышестоящему руководству. В этом документе подробно распишите все обстоятельства произошедшего. Также будет хорошо заручиться поддержкой других коллег, которые подтвердят ваши слова.

Если же вы решили сразу наказать обидчика по всей строгости закона, есть два возможных варианта действий: обратиться с заявлением в полицию либо с иском в суд

Можно использовать оба этих способа одновременно.

При обращении в полицию придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. напишите заявление;
  2. зарегистрируйте его в дежурной части и получите талон-уведомление.

В течении 10 дней после вашего обращения в правоохранительные органы, бет проведена процессуальная проверка. Если факт совершения правонарушения будет подтвержден, виновника привлекут к ответственности.

Если вам необоснованно отказали, идите в прокуратуру или в суд за обжалованием этого отказа.

Чтобы чтобы грамотно оформить исковое заявление, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста. Однако можно сделать это и самостоятельно. В иске указывается следующая информация:

  • данные истца и ответчика (Ф.И.О., адрес места проживания или пребывания, номер телефона);
  • подробное описание обстоятельства произошедшего;
  • сведения о свидетелях правонарушения;
  • ваши требования со ссылками на законодательные нормы;
  • перечень прилагаемых к заявлению доказательств и документов;
  • дата и подпись истца.

К заявлению приложите список свидетелей и копии документов по числу участвующих в судебном процессе лиц

Подается иск в мировой суд по месту жительства ответчика. Если вы ранее уже подавали обращение в органы МВД, то приложите к заявлению выданную справку.

Как наказать обидчика?

Доказанный факт оскорбления гарантирует агрессору заслуженное наказание. Если обидчик категорически отрицает вину, то доказать свою правоту крайне сложно. В таком случае требуется найти хотя бы косвенных свидетелей происшествия.

В качестве подтверждения вы также можете представить:

  • аудио- или видеозапись инцидента, сделанную на диктофон или сотовый телефон;
  • распечатку письменного оскорбления (например, в сети интернет);
  • показания очевидцев, которые слышали оскорбления в ваш адрес. Они могут выступить в качестве свидетелей на судебном процессе.

Если вина нарушителя будет доказана, суд вправе обязать его не только выплатить штраф, но и покрыть все издержки, связанные с судопроизводством

Оскорбление — это это весомый повод обратиться к профессиональному юристу за консультацией. Специалист подскажет, подпадают ли действия агрессоров под категорию правонарушений, как составить заявление в полицию или в суд, как лучше собрать доказательства посягательств на вашу репутацию. Правильные действия позволят наказать виновного и получить денежную компенсацию за причиненный вам вред.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Добрый день! Три дня назад случилась следующая ситуация: В частном секторе у хозяев постоянно отвязывается овчарка. Это происходило длительное время. Хозяевам звонили с просьбой привязять, но ситуация повторялась ежедневно..Собака прыгает, облаивает людей, пугает. Мужчина собирается везти детей на машине в больницу, подъезжает к дому, собака прыгает на машину, находится без привязи, на дороге. А утром хозяевам звонили, по традиции просили привязать. Мужчина возвращается домой за ружьем, подъезжает снова. Мама и дети выходят, собака кидается в сторону 5-летнего ребенка. Кричит ребенок, кричит мама. Мужчина выстрелил резиновым патроном. Собака убегает. Вечером мужчина идет и сообщает хозяинам собаки как и почему он выстрелил. С собакой все нормально. Со стороны хозяев неадекватное поведение. Создана группа в ватс апе в основном из друзей и родственников и части соседей, где началось оскорбление личности стрелявшего, сопоставлении его с больным человеком, который намеренно ходит пристреливать оружие по животным. и завтра это можете быть вы и ваши дети. Выложены фото со свежими ранами у собаки, были застрявшие дробинки в мягких тканях. Но переписка приобрела тип словесной

помойки, где людей захлестнули эмоции и они даже не понимают что пишут. В полицию они не заявляли, тк скорее всего понимают свою неправоту. Можем ли мы подать на них в суд за оскорбление личности и подрывание авторитета? У нас 4 свидетеля случившегося и частичная видеозапись с камер наблюдения. Мужчина законопослушен, отец двоих детей, разрешительная документация на оружие имеется. Спасибо! Копия переписки из ватсапа тоже есть. Хозяева собаки случившегося не видели и их версия строится лишь на доводах.

В настоящее время за оскорбление предусмотрена административная ответственность. Но обратите внимание — для квалификации действий как оскорбления необходима неприличная форма высказываний

КоАП РФ, Статья 5.61. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженноев неприличной форме, -

влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи
до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати
тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей.

2.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично
демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч
до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до
пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот
тысяч рублей.

Если неприличных выражений (непечатных," нелитературных") в высказываниях не имеется — пострадавший гражданин вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о защите чести и достоинства.

Вы вправе подать в полицию письменное заявление в свободной форме, с приложением всех доказательств.

Вы можете составить заявление сами, либо обратиться ко мне за составлением заявления.

Здравствуйте! Обращайтесь в полицию с заявлением, приложи все имеющиеся у Вас доказательства.

Какую ответственность может понести человек за оскорбление личности(мат, нецензурное выражение) гражданина РФ, на рабочем месте при переписке и уточнение данных у Клиента. Обидчик гражданин Украины ?

Вам может быть интересно

Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении может стать постановление. Процесс его выдачи регламентирован в КоАП РФ. Постановление об административном правонарушении могут вынести: В КоАП РФ постановлению об административном правонарушении посвящена ст. 29.10. В частности, там говорится, что должен содержать документ: В случае если суд одновременно решает, как и в каком порядке.

Бывают ситуации, когда суд, помимо материального ущерба, обязывает виновного оплатить и моральный вред. Увы, в нашей стране компенсация морального вреда пока не особо распространена, однако, некоторым людям все-таки удается добиться успеха в этом деле. Главная проблема заключается в том, что эта концепция является самой несовершенной во всем российском праве. И сделать ее объективной попросту невозможно.

Административным правонарушением признается ненормальное поведение человека в обществе, которое является социальным и юридическим противопоставлением существующим нормам. Чтобы эффективно защититься от неправомерного привлечения к ответственности, необходимо разобраться в признаках состава административного правонарушения, его видах, в порядке привлечения к наказанию и сроках давности административных.

Жители многоквартирного дома должны соблюдать ряд требований, в частности, не хулиганить в подъездах, не курить на площадках и не нарушать спокойствие соседей. Порой слишком шумные жильцы доставляют массу неприятностей. Если они систематически нарушают тишину, нужно бороться с нерадивостью таких граждан законными методами. Как — расскажем в нашем материале. Если вы пожалуетесь друзьям или близким на.

В КоАП РФ можно встретить упоминание о постановлении по делу об административном правонарушении. Оно является итогом рассмотрения нарушения закона. После рассмотрения дела составляется одно из постановлений. Это может быть документ о: Суть этой бумаги заключается в донесении до граждан принятого решения. В нем отражено наказание для водителя, допустившего нарушение ПДД. Оно оформляется сотрудниками.

Не всем россиянам известно о законе, который охраняет их тишину и спокойствие. Поэтому соседи часто пренебрегают правилами, шумно проводя веселые праздники или устраивая неожиданный ремонт в ночное время. Большинство граждан терпят такое поведение, а некоторые пытаются решить проблему самостоятельно, вступая в конфликт с соседями. Однако закон о тишине позволяет наказать нарушителей спокойствия. Куда.


ЗАЩИТА ЖУРНАЛИСТОВ: ТЕОРИИ

Воспрепятствованием журналистской деятельности закон считает принуждение к распространению или отказу от распространения информации. Оно может проявляться по-разному:

• шантаж или угрозы журналисту, его близким;

• применение насилия по отношению к журналисту или его близким;

• повреждение или уничтожение имущества журналиста или редакции.

Насилие по отношению к журналисту и его близким может быть любым, в том числе и причинение легкого вреда здоровью.

Отягчающим обстоятельством при давлении на журналиста или редакцию будет использование служебного положения. Преступление будет считаться совершенным вне зависимости от того, удалось ли преступнику воздействовать на журналиста или нет.

ЧТО НА ПРАКТИКЕ?

И если вам показалось, что деятельность журналиста в России надежно защищена, то придется вас разочаровать. На практике правоохранительные органы очень редко возбуждают уголовные дела по статье 144. А обвинительные приговоры по ней — скорее исключение. И тому есть несколько причин.

Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Во-первых, журналисту, на которого производится давление, зачастую трудно собрать факты, указывающие на совершение преступления. Те, кто хочет повлиять на репортера, стараются не оставлять следов, которые могли бы потом стать доказательствами угроз. Следственные органы знают об этом и нередко просто не хотят заниматься такой работой: она требует много сил. Правоохранителям легче сочинить отказ в возбуждении дела. А иногда заявления журналистов вовсе остаются без внимания.

В-третьих, нередко журналистам мешают работать сами правоохранители. Например, это могут быть полицейские на массовых мероприятиях. Репортеров бьют, им ломают камеры, телефоны, штативы и диктофоны. В таких случаях представители полиции будут стараться доказать, что они не применяли силу, не виноваты в повреждении техники. А следственные органы и суды чаще поддерживают позицию полицейских, а не журналистов.

И наконец, сами журналисты далеко не всегда обращаются в полицию с заявлениями об угрозах. Во многом это связано как раз с разочарованием в работе правоохранительных органов. Сотрудники СМИ не верят, что их жалобы будут объективно рассмотрены, а угрозы — расследованы.

Однако в некоторых случаях журналистам удается добиться адекватной реакции на свои жалобы. Чаще всего это происходит, когда угрозы или нападения на работников СМИ получают широкую огласку.

Ситуация изменилась после того, как об угрозах абаканскому журналисту написали в федеральных изданиях, а к решению проблемы подключились юристы Центра защиты прав СМИ*. Местные правоохранители возбудили все-таки уголовное дело. А потом вор в законе попался на мелком грабеже — вынес из магазина упаковку пива. В итоге его осудили по нескольким статьям, в том числе и за воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Юристы Центра защиты прав СМИ* советуют: при получении угроз в первую очередь необходимо поставить в известность об этом руководство редакции. Имеет смысл искать поддержки у коллег. Вообще, в случае возникновения опасности лучше не работать над темой в одиночку: так проще подстраховать друг друга.

Второй совет: самому собирать доказательства угроз или других попыток воздействия. Нужно искать свидетелей, фотографировать или запоминать приметы подозрительных людей, записывать содержание телефонных разговоров. Последнее стало делать нелегко — тут IT-гиганты, прямо скажем, подложили журналистам свинью. В современных версиях операционных систем смартфонов от Google и Apple запись телефонных разговоров заблокирована. Компании объясняют это заботой о приватности общения. Но они почему-то не подумали о том, что запись телефонных разговоров порой помогает предупреждать и раскрывать преступления. Но в некоторых случаях эту блокировку удается обойти.

Насколько правомерен отказ отдела МВД района в лице начальника отдела или пресс-секретаря в предоставлении ежесуточной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях?

Запрос оформляем, ссылаясь на 39 ст. Закона СМИ.

Добрый день. А чем мотивирован отказ?

Пока это устно и не чем по сути не мотивировано

Если пока отказа нет, то придется ждать, но из указанного уже выше коллегами отказ не законен. Обратитесь в УМВД по Москве и укажите что налицо противодействие деятельности журналистов, просите оказать содействие в обеспечении законной деятельности журналистов и пресечь нарушение Может вправят мозги.

Закон О полиции не содержит обязанности органа внутренних дел давать ежедневные или еженедельные отчеты средствам массовой информации. Однако ст. 8 указанного закона определяет случаи информирования граждан и организаций:

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы,
граждан о своей деятельности через средства массовой информации,
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов
должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед
гражданами.Периодичность, порядок отчетности, а также категории
должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и
гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно инструкции по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД:

21.
Участковый уполномоченный полиции отчитывается о результатах своей
работы на собрании граждан, проживающих на обслуживаемом ими
административном участке*(7),
не реже одного раза в полугодие с ежеквартальным опубликованием
отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД
России в сети Интернет.

В проведении отчета участкового уполномоченного
полиции перед гражданами участвует руководитель подразделения по
организации деятельности участковых уполномоченных полиции
соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне и
представитель органа местного самоуправления (по согласованию).

22. График отчетов участковых
уполномоченных полиции территориального органа МВД России на районном
уровне составляется на полугодие в порядке, установленном нормативными
правовыми актами МВД России для планирующих документов органов
внутренних дел. График отчетов участковых уполномоченных полиции
согласовывается с должностными лицами, указанными в пункте 21 настоящей Инструкции, и утверждается руководителем территориального органа МВД России на районном уровне.

Таким образом, законодательство не содержит обязанности органа МВД по предоставлению ежесуточной информации о происшествиях, даже несмотря на ст. 39 Закона О СМИ. Что еще не означает, отсутствие обязанности руководителя территориального органа МВД о предоставлении информации по единичному запросу.

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

5. Основными направлениями деятельности территориального органа МВД являются (Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011 г. N 222)

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов;
11) участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Таким образом, отказ в предоставлении именно в ежесуточной информации о преступлениях формально правомерен.С уважением,Ярослав Цветков.

Поэтому, к сожалению, вряд ли Вы сможете добиться желаемого.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;3) дата принятия решения об отказе.

Сложно сказать почему Вам отказали не видя самого отказа из полиции. Но как я предполагаю в связи с тем, что информация содержит охраняемую законом тайну, т.к. других причин для отказа нет. В таком случае, отказ правомерен.

Вам должны предоставлять информацию, но не
ежесуточно. Незаконно было бы, если бы они в принципе отказывались от предоставления информации.

ФЗ О полиции статья 8 п.3.

3. Полиция регулярно информирует государственные
и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации,
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения
о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и
статистических материалов и в иных формах.

Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166

39. Отчетные материалы представляются:

по результатам отчета руководителя территориального органа МВД России на региональном уровне — в УОС МВД России, ОАД МВД России в течение 10 дней после оформления решения заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

по результатам отчета руководителя территориального органа МВД России на районном уровне — в
территориальный орган МВД России на региональном уровне в течение 7 дней после оформления решения заседания представительного органа муниципального
образования.

40. Отчетные материалы подлежат опубликованию на
официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет в сроки, установленные в пункте 39 настоящей Инструкции (за исключением информационно-аналитической записки).

Статья 12. Обнародование (опубликование) информации
о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев,
предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 38 Закона О СМИ. Право на получение
информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Государственные органы, органы местного
самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по
запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

месяц ждём, наши обращения тупо игнорируют

Николай

Требуется подавать заявление в суд об оспаривании решения отдела МВД об отказе в предоставлении информации, но для этого письменный отказ нужен от них.

Статья 257 ГПК Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего
1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации — в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16(ред. от 09.02.2012)«О практике применения судами Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“

Сроки рассмотрения и разрешения дел о признании незаконным отказа или отсрочки в предоставлении сведений, запрошенных средством массовой информации, определяются исходя из положений статьи 154 и части 1 статьи 257 ГПК РФ.

Вместе с тем, имея в виду то, что согласно статье 38 Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“ предоставление сведений по запросам редакций средств массовой информации является одной из форм реализации права граждан на оперативное получение через средства массовой информации сведений о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц, а также то, что при длительном рассмотрении дела запрашиваемая информация может утратить актуальность, судам необходимо принимать меры к рассмотрению и разрешению таких дел в возможно короткие сроки.

Отказ неправомерен. Ссылаясь на ст. 39 Закона о Средствах массовой информации.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций, объединений, их заместители, работники пресс-служб, либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40 этого же закона гласит, что отказ возможен, если такая информация содержит государственную, коммерческую или иную тайну. Запрос, который запрашиваете вы не является такой тайной. Следовательно отказ неправомерен. Придете к ним и потребуйте информацию о преступлениях, правонарушениях. Если откажут, требуйте письменный отказ.

В смысле придите и потребуйте? Голодовку объявить у дверей МВД?

Зачем голодовку ))) Быть может они забыли, что обязаны предоставлять такую информацию по запросу. Любое их действие можно обжаловать, но для этого нужен письменный отказ.

На мой взгляд в Вашем вопросе не всё так просто. Это статистика:

А если это статистика, то соответственно к данным правоотношениям применяется закон о статистике.

Поэтому, на мой взгляд, именно по этому основанию будет отказ. Хотя не уверен… Возможно коллеги меня поправят.


ЗАЩИТА ЖУРНАЛИСТОВ: ТЕОРИИ

Воспрепятствованием журналистской деятельности закон считает принуждение к распространению или отказу от распространения информации. Оно может проявляться по-разному:

• шантаж или угрозы журналисту, его близким;

• применение насилия по отношению к журналисту или его близким;

• повреждение или уничтожение имущества журналиста или редакции.

Насилие по отношению к журналисту и его близким может быть любым, в том числе и причинение легкого вреда здоровью.

Отягчающим обстоятельством при давлении на журналиста или редакцию будет использование служебного положения. Преступление будет считаться совершенным вне зависимости от того, удалось ли преступнику воздействовать на журналиста или нет.

ЧТО НА ПРАКТИКЕ?

И если вам показалось, что деятельность журналиста в России надежно защищена, то придется вас разочаровать. На практике правоохранительные органы очень редко возбуждают уголовные дела по статье 144. А обвинительные приговоры по ней — скорее исключение. И тому есть несколько причин.

Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Во-первых, журналисту, на которого производится давление, зачастую трудно собрать факты, указывающие на совершение преступления. Те, кто хочет повлиять на репортера, стараются не оставлять следов, которые могли бы потом стать доказательствами угроз. Следственные органы знают об этом и нередко просто не хотят заниматься такой работой: она требует много сил. Правоохранителям легче сочинить отказ в возбуждении дела. А иногда заявления журналистов вовсе остаются без внимания.

В-третьих, нередко журналистам мешают работать сами правоохранители. Например, это могут быть полицейские на массовых мероприятиях. Репортеров бьют, им ломают камеры, телефоны, штативы и диктофоны. В таких случаях представители полиции будут стараться доказать, что они не применяли силу, не виноваты в повреждении техники. А следственные органы и суды чаще поддерживают позицию полицейских, а не журналистов.

И наконец, сами журналисты далеко не всегда обращаются в полицию с заявлениями об угрозах. Во многом это связано как раз с разочарованием в работе правоохранительных органов. Сотрудники СМИ не верят, что их жалобы будут объективно рассмотрены, а угрозы — расследованы.

Однако в некоторых случаях журналистам удается добиться адекватной реакции на свои жалобы. Чаще всего это происходит, когда угрозы или нападения на работников СМИ получают широкую огласку.

Ситуация изменилась после того, как об угрозах абаканскому журналисту написали в федеральных изданиях, а к решению проблемы подключились юристы Центра защиты прав СМИ*. Местные правоохранители возбудили все-таки уголовное дело. А потом вор в законе попался на мелком грабеже — вынес из магазина упаковку пива. В итоге его осудили по нескольким статьям, в том числе и за воспрепятствование профессиональной журналистской деятельности.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Юристы Центра защиты прав СМИ* советуют: при получении угроз в первую очередь необходимо поставить в известность об этом руководство редакции. Имеет смысл искать поддержки у коллег. Вообще, в случае возникновения опасности лучше не работать над темой в одиночку: так проще подстраховать друг друга.

Второй совет: самому собирать доказательства угроз или других попыток воздействия. Нужно искать свидетелей, фотографировать или запоминать приметы подозрительных людей, записывать содержание телефонных разговоров. Последнее стало делать нелегко — тут IT-гиганты, прямо скажем, подложили журналистам свинью. В современных версиях операционных систем смартфонов от Google и Apple запись телефонных разговоров заблокирована. Компании объясняют это заботой о приватности общения. Но они почему-то не подумали о том, что запись телефонных разговоров порой помогает предупреждать и раскрывать преступления. Но в некоторых случаях эту блокировку удается обойти.

Читайте также: