Обязаны ли банки разменивать деньги

Обновлено: 02.07.2024

Все мы привыкли относиться к деньгам бережно, но все же порой случаются инциденты. Кто из нас не стирал купюры в стиральной машинке или не надрывал их нечаянно? Да и в магазине на сдачу вполне можно получить банкноту, склеенную скотчем. Как понять, можно ли продолжать пользоваться поврежденной купюрой или она испорчена безнадежно? Куда обращаться, чтобы заменить деньги на новые, хрустящие? Рассказываем подробно.

Если у вас в руках оказалась поврежденная банкнота, отправляйтесь в ближайшее отделение банка. Именно там можно проверить платежность денежной наличности и обменять испорченные деньги на новые. Правила, установленные Национальным банком, несколько отличаются для белорусских рублей и иностранной валюты. В некоторых случаях за проверку и обмен денег может потребоваться заплатить комиссию.

Поврежденные белорусские рубли

Правила для работы с поврежденной национальной валютой описаны в Инструкции о порядке определения платежности и обмена банкнот и монет Национального банка Республики Беларусь. Там говорится, что все белорусские банки обязаны принимать для обмена и совершения операций ветхие денежные банкноты и поврежденные монеты. Однако для этого деньги должны сохранить признаки платежности. Перечень таких признаков тоже установлен Национальным банком.

Для банкнот он включает в себя следующие пункты:

  • Принимаются ветхие банкноты, имеющие физический износ, потертости, потемнение банкнотной бумаги, незначительные загрязнения. Допускаются также надрывы, в том числе склеенные прозрачной липкой лентой, небольшие отверстия, проколы, утраченные углы и края.
  • Принимаются банкноты, утратившие не более 45% от своей первоначальной площади. В том числе банкноты, склеенные из любого количества частей, безусловно принадлежащих одной банкноте и составляющих не менее 55% от первоначальной площади банкноты.
  • Принимаются банкноты, изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах, поврежденные огнем, водой или химикатами, в случае, если эти повреждения не препятствуют определению подлинности банкноты.
  • Принимаются банкноты, изменившие в результате воздействия агрессивных сред первоначальные размеры как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
  • Принимаются банкноты, имеющие производственные дефекты.

Это исчерпывающий список. Все остальные поврежденные банкноты считаются неплатежными и обмену не подлежат. Если у вас на руках только половина купюры – обменять ее в банке на новую или оплатить услуги будет невозможно.

Для монет признаки платежности следующие:

  • Принимаются монеты, имеющие незначительные повреждения в виде мелких царапин, соскобов металла, потертостей, точечных выбоин, заусениц. А также имеющие потемнения, локальные пятна, отсутствие блеска.
  • Принимаются монеты, имеющие изменения первоначальной формы и размеров (например, искривленные или приплюснутые), искажения изображений и надписей, следы воздействия высоких температур или агрессивных сред.
  • Принимаются монеты, имеющие производственные дефекты.

При иных повреждениях монеты признаются неплатежными. Например, если монета разделена на две части или имеет сквозное отверстие – ее не обменяют и не примут к оплате.

Обмен ветхих банкнот и поврежденных монет в банках осуществляется бесплатно. Однако в сложных случаях, если установить платежность купюры или монеты на месте не представляется возможным, банк отправит денежный знак на инкассо в Национальный банк, а эта услуга платная. За инкассо клиенту придется заплатить комиссию.

Поврежденная иностранная валюта

В отличие от белорусских рублей, ветхую или поврежденную иностранную валюту банки к бесплатному обмену принимать не обязаны. При этом правила обмена и перечень признаков платежности иностранных купюр устанавливает сам банк, руководствуясь нормативно-правовыми актами Национального банка, требованиями иностранных государств или зарубежных банков-партнеров.

Как правило, без особых проблем в банках принимают иностранную валюту, если она:

  • Сохранила основные признаки платежности: наименование банка-эмитента, номер и серию, номинал цифрами и прописью, основной рисунок с лицевой и оборотной сторон, а также элементы защиты от подделки – водяной знак, цветные нити и пр.
  • Имеет незначительные дефекты, связанные с естественным износом: загрязнения, потертости, надрывы, мелкие пятна или надписи и пр.

При наличии таких незначительных повреждений проблем с приемом возникнуть не должно. Если вам вдруг отказали в одном банке – попробуйте обратиться в другой.

Вместе с тем, в приеме к покупке или оплате не подлежат банкноты иностранной валюты, если они:

  • Разорваны на части и склеены
  • Изменили первоначальную окраску
  • "Светятся" в ультрафиолете – такое бывает, например, если купюру постирать
  • Обожжены
  • Значительно разрисованы
  • Не имеют защитной нити

В таких случаях банк может принять иностранную валюту только на инкассо. Это платная услуга, придется заплатить комиссию, а сама процедура может занять около месяца. Если даже по итогам инкассо подлинность банкноты не будет подтверждена, обменять ее или оплатить ей что-либо будет невозможно ни при каких условиях.

В 2021 году наличных в обращении может стать меньше. Этому должны поспособствовать и более жёсткое регулирование оборота бумажных денег, и более пристальный контроль налоговой за серыми зарплатами и теневыми сделками. Что означает сокращение наличных в обороте, какие расчёты могут ограничить и на что нужно обращать внимание, чтобы не получить штраф?


Последние пять лет оборот наличных в России увеличивался. Особенно в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса. В ЦБ ожидают, что часть этих денег вернётся в банки. Постепенный отток наличных из оборота должен начаться в этом году.

— Банки ввели ограничения на переводы с карты на карту и снятие наличных в банкомате. Лимиты меняются. Это связано, в частности, с изменениями в 115-ФЗ, который направлен на борьбу с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Более глобально это следует из политики Банка России, которая началась ещё пять лет назад. С тех пор стало намного меньше теневых сделок, и это безусловный плюс. В то же время обычным гражданам это создало некоторые неудобства. Средний лимит на перевод во многих банках сейчас составляет от 30 до 150 тысяч рублей, а на снятие наличных — от 50 до 600 000 в день. Многое зависит от типа карты, — рассказал член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Юрий Брисов.

По словам юриста, тут следует понимать, что все операции с наличными существенно меньше защищают права плательщика. К тому же они имеют высокий риск несоответствия закону.

Как отметил Юрий Брисов, практически любую законную операцию сегодня можно совершить безналично, по договору. В этом случае даже переводы на карту не будут ограничиваться. Однако может потребоваться согласование с банком.

При определённых условиях банки могут предоставить возможность снимать существенно большие суммы. При этом клиент должен быть готов не только заплатить более высокую цену за обслуживание, но и предоставить справку о доходах.

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Фото © ТАСС / Артём Геодакян

— Если речь идёт о покупке автомобиля "с рук" или квартиры "через ячейку", вы всегда можете согласовать выдачу вам крупной суммы в кассе банка под сделку. Правда, банк, скорее всего, потребует у вас документы по сделке. Обижаться на все перечисленные выше ограничения не стоит. Банки отчитываются за строгое соблюдение закона 115-ФЗ перед ЦБ, иначе могут потерять лицензию. Так что 115-ФЗ оправдывает всё: и высокие ставки премиального обслуживания, и запрос документов, и заказ заранее средств в кассе. Таким образом, при любой законной операции проблем возникать не должно. Просто надо приучать себя к операциям с безналичным расчётом. Если вы чувствуете, что потребность в наличных и переводах на карту велика, задумайтесь, не нарушаете ли вы или ваши контрагенты закон, — отметил Юрий Брисов.

С 17 марта налоговые инспекторы получили новые полномочия в отношении банковских счетов физлиц. Теперь владельцам карт нужно тщательно отслеживать свои финансовые операции. Иначе могут начислить налог, а за его неуплату грозит штраф. По запросу ФНС в трёхдневный срок банк предоставит инспекторам копии документов клиента, в том числе паспорта, доверенности на распоряжение счётом и карточки с образцом подписи и печати. Чтобы избежать лишних вопросов, лучше не делать переводов на сумму более 600 тыс. рублей. Информация о них поступит в налоговую, и если там возникнут вопросы, то могут потребоваться доказательства законности происхождения денег. То же самое касается операций по снятию и внесению наличных.

— Рост объёма наличных в экономике России в прошлом году был обусловлен пандемией. Предприятия разных секторов столкнулись с тем, что наличие финансовой подушки безопасности необходимо. На выплату зарплаты сотрудникам во время карантина, оплаты поставщикам и так далее. Бизнес стал активно наращивать запасы наличности, так как в ситуации нестабильности и банки работали в режиме карантина. Были опасения, что без средств будет сложно удержаться на плаву. По мере того как ситуация в экономике страны стабилизируется, бизнес вернётся к нормальным операциям с безналичными расчётами. Тем более что Центральный банк намерен в порядке эксперимента запускать цифровой рубль. В таком случае необходимость держать наличные средства для бизнеса вообще исчезнет. Временные тенденции к росту наличности уже постепенно сокращаются, — рассказал первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.

Банки взимают с клиентов незаконные комиссии

Клиенты банков и других финансовых организаций часто сталкиваются со списанием комиссий. Обычно условия начисления таких платежей указывают в договоре, который составлен по типовой форме и не предусматривает возможности клиента повлиять на его содержание. При этом не все комиссии являются правомерными.

Что такое комиссия?

  • проценты за пользование кредитом (ст. 819 ГК РФ);
  • проценты на сумму вклада (ст. 838 ГК РФ);
  • плата за услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (ст. 851 ГК РФ).

Когда списание комиссии будет правомерным, а когда – нет?

Законным будет списание платы за реально предоставленные услуги:

  • переводы денежных средств – к примеру, если клиент оформляет кредитную карту и расплачивается ею, банк вправе удержать комиссию;
  • конвертация (обмен) валюты – для оплаты услуг в заграничных поездках производится автоматическая конвертация денежных средств, которая также оплачивается согласно установленным в банке тарифам;
  • снятие наличных в иных банках или с кредитных карт;
  • документарные операции – если кредит был оформлен на юридическое лицо, банк может взимать дополнительную комиссию за предоставление банковской гарантии по выплате средств.

Незаконным будет списание комиссий за банковские операции, которые являются неотъемлемой частью основной услуги, для получения дополнительной выгоды. Например, предоставление кредита является основной услугой. При этом банк требует отдельной оплаты таких операций, как рассмотрение заявки на выдачу кредита, его предоставление, перечисление средств на счет заемщика, досрочное погашение кредита, открытие и ведение ссудного счета (банковский счет для перечисления кредитных средств открывается только на срок действия кредитного договора, поэтому начисление комиссии за это незаконно), информирование о задолженности и т.д. Эти операции являются частью услуги по обслуживанию кредита, которую заемщик оплачивает, ежемесячно совершая необходимые платежи. Поэтому комиссию за такие допуслуги разумно оспаривать. Об этом свидетельствуют действия регулятора рынка финансовых услуг и судебная практика.

Банк России – о взимании комиссий

Таким образом, удержание банком или иной финансовой организацией комиссии будет правомерным только при наличии двух условий:

  • клиенту предоставлена услуга – помимо той, которая включена в условия кредитного договора (договора займа) и уже оплачена;
  • в результате оказания услуги клиент приобретает отдельное имущественное благо.

Суды – о взимании комиссий

Банк России в упомянутом выше письме обратил внимание на правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 23 декабря 2014 г. № 80-КГ14-9. Рассматривался иск физического лица о признании недействительными условий кредитного договора, в частности о взыскании комиссии за выдачу кредита. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали. Они указали, что положения об установлении комиссии были прописаны в кредитном договоре, с условиями которого истица была ознакомлена под роспись, и сослались на принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Верховный Суд с такими выводами не согласился. Он отметил: из п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и ст. 168 ГК РФ следует, что заемщик-физлицо – экономически слабая сторона и нуждается в особой защите прав, и если заключенный с ним кредитный договор является типовым, условия которого определены банком в стандартных формах, и заемщик лишен возможности повлиять на его содержание, то включение в такой договор условий, не предусмотренных нормами Гражданского кодекса РФ, нарушает права потребителя.

Согласно ст. 779 ГК РФ плата взимается за действие, которое является услугой. Вместе с тем действия, которые не создают для заемщика отдельное имущественное благо, не связанное с заключением кредитного соглашения, услугой как таковой не являются. При решении вопроса о признании действия кредитора услугой Верховный Суд определил оценивать, является ли оно стандартным или дополнительным. При этом под стандартными следует понимать такие действия, без совершения которых кредитор не смог бы заключить и исполнить кредитный договор (договор займа). Они не являются услугой по смыслу ст. 779 ГК РФ, и взимание за них денежных средств неправомерно.

Решили взять кредит, а банк соглашается выдать деньги только при условии оплаты услуги по открытию и ведению счета. Законно ли это?

Верховный Суд принял позицию истца. Действительно, закон не запрещает банкам изменять условия банковского обслуживания и устанавливать новые комиссии или их иные размеры. Однако до оказания услуги с клиентом-физлицом должно быть достигнуто соглашение о возможности изменения договора банковского обслуживания в форме, которая позволяет однозначно установить согласие клиента на обслуживание на этих условиях и добровольный выбор им объема услуг. На момент заключения с истцом договора банковского счета операции по зачислению денежных средств вне зависимости от суммы были бесплатными. Об утверждении новых тарифов истец не был осведомлен, согласия на изменение условий договора и удержание комиссии он не давал. Следовательно, руководствоваться необходимо было теми условиями, которые содержались в договоре в момент его заключения.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что действия банка законны и совершены в целях недопущения нарушений этого закона. Верховный Суд же отметил, что обязанность осуществлять контроль для противодействия отмыванию доходов возложена на банк законом, а не договором с клиентом. Выполнение этой публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях для извлечения выгоды за счет клиента путем повышения платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитная организация признала сомнительными, поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено законодательством. Закон о противодействии отмыванию доходов не содержит норм, позволяющих кредитным организациям устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в качестве меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В связи с этим недопустимо возложение на клиента банковских расходов на проведение такого контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются ли они следствием данного контроля.

Несмотря на неоднократное изложение Верховным Судом позиции по данному вопросу, финансовые организации продолжают включать в договоры условия о списании комиссий.

Что делать, если комиссию списали незаконно?

Еще на этапе заключения договора необходимо внимательно изучить его условия и проверить, не установлены ли в нем скрытые и незаконные комиссии. Сотрудник финансовой организации обязан дать подробные пояснения о сути и стоимости каждой предоставляемой услуги.

Часто клиенты финансовых организаций оказываются перед выбором: согласиться на заключение договора на стандартных условиях или вовсе отказаться от предоставления услуг. В таком случае можно оспорить взимание неправомерных комиссий уже после подписания договора.

Права физлиц – заемщиков и непрофессиональных участников рынка финансовых услуг – закреплены в Законе о защите прав потребителей и Законе о банках и банковской деятельности. Согласно нормам действующего законодательства заемщик имеет право на предоставление полной и достоверной информации о стоимости кредита и в случае нарушения прав может отказаться от договора.

В случае неправомерного списания комиссии:

1. Соберите документы, подтверждающие основание и факт взимания комиссии (кредитный договор, банковская выписка).

2. Определите, является ли комиссия платой за отдельную реально предоставленную услугу или же за действия, сопутствующие заключению договора и исполнению обязательств по нему. Например, выдача кредита невозможна без оформления заявки, следовательно, взимание платы за данную услугу неправомерно.

3. Обратитесь в финансовую организацию с претензией. Она должна быть составлена с учетом требований, указанных в договоре, и содержать доводы о незаконности и необоснованности списания комиссии. Не забудьте получить подтверждение подачи претензии (входящий номер заявления, подпись сотрудника).

4. Если финансовая организация ответила отказом или бездействует по истечении 30 дней после направления претензии, следует обратиться с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора и Центрального банка России.

5. Если вышеперечисленные действия не дали результата, придется обратиться с исковым заявлением в суд. Это позволит вернуть неправомерно списанную комиссию, взыскать проценты за незаконное удержание финансовой организацией денежных средств и компенсацию морального вреда.

Банки взимают с клиентов незаконные комиссии

Клиенты банков и других финансовых организаций часто сталкиваются со списанием комиссий. Обычно условия начисления таких платежей указывают в договоре, который составлен по типовой форме и не предусматривает возможности клиента повлиять на его содержание. При этом не все комиссии являются правомерными.

Что такое комиссия?

  • проценты за пользование кредитом (ст. 819 ГК РФ);
  • проценты на сумму вклада (ст. 838 ГК РФ);
  • плата за услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (ст. 851 ГК РФ).

Когда списание комиссии будет правомерным, а когда – нет?

Законным будет списание платы за реально предоставленные услуги:

  • переводы денежных средств – к примеру, если клиент оформляет кредитную карту и расплачивается ею, банк вправе удержать комиссию;
  • конвертация (обмен) валюты – для оплаты услуг в заграничных поездках производится автоматическая конвертация денежных средств, которая также оплачивается согласно установленным в банке тарифам;
  • снятие наличных в иных банках или с кредитных карт;
  • документарные операции – если кредит был оформлен на юридическое лицо, банк может взимать дополнительную комиссию за предоставление банковской гарантии по выплате средств.

Незаконным будет списание комиссий за банковские операции, которые являются неотъемлемой частью основной услуги, для получения дополнительной выгоды. Например, предоставление кредита является основной услугой. При этом банк требует отдельной оплаты таких операций, как рассмотрение заявки на выдачу кредита, его предоставление, перечисление средств на счет заемщика, досрочное погашение кредита, открытие и ведение ссудного счета (банковский счет для перечисления кредитных средств открывается только на срок действия кредитного договора, поэтому начисление комиссии за это незаконно), информирование о задолженности и т.д. Эти операции являются частью услуги по обслуживанию кредита, которую заемщик оплачивает, ежемесячно совершая необходимые платежи. Поэтому комиссию за такие допуслуги разумно оспаривать. Об этом свидетельствуют действия регулятора рынка финансовых услуг и судебная практика.

Банк России – о взимании комиссий

Таким образом, удержание банком или иной финансовой организацией комиссии будет правомерным только при наличии двух условий:

  • клиенту предоставлена услуга – помимо той, которая включена в условия кредитного договора (договора займа) и уже оплачена;
  • в результате оказания услуги клиент приобретает отдельное имущественное благо.

Суды – о взимании комиссий

Банк России в упомянутом выше письме обратил внимание на правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 23 декабря 2014 г. № 80-КГ14-9. Рассматривался иск физического лица о признании недействительными условий кредитного договора, в частности о взыскании комиссии за выдачу кредита. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали. Они указали, что положения об установлении комиссии были прописаны в кредитном договоре, с условиями которого истица была ознакомлена под роспись, и сослались на принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Верховный Суд с такими выводами не согласился. Он отметил: из п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и ст. 168 ГК РФ следует, что заемщик-физлицо – экономически слабая сторона и нуждается в особой защите прав, и если заключенный с ним кредитный договор является типовым, условия которого определены банком в стандартных формах, и заемщик лишен возможности повлиять на его содержание, то включение в такой договор условий, не предусмотренных нормами Гражданского кодекса РФ, нарушает права потребителя.

Согласно ст. 779 ГК РФ плата взимается за действие, которое является услугой. Вместе с тем действия, которые не создают для заемщика отдельное имущественное благо, не связанное с заключением кредитного соглашения, услугой как таковой не являются. При решении вопроса о признании действия кредитора услугой Верховный Суд определил оценивать, является ли оно стандартным или дополнительным. При этом под стандартными следует понимать такие действия, без совершения которых кредитор не смог бы заключить и исполнить кредитный договор (договор займа). Они не являются услугой по смыслу ст. 779 ГК РФ, и взимание за них денежных средств неправомерно.

Решили взять кредит, а банк соглашается выдать деньги только при условии оплаты услуги по открытию и ведению счета. Законно ли это?

Верховный Суд принял позицию истца. Действительно, закон не запрещает банкам изменять условия банковского обслуживания и устанавливать новые комиссии или их иные размеры. Однако до оказания услуги с клиентом-физлицом должно быть достигнуто соглашение о возможности изменения договора банковского обслуживания в форме, которая позволяет однозначно установить согласие клиента на обслуживание на этих условиях и добровольный выбор им объема услуг. На момент заключения с истцом договора банковского счета операции по зачислению денежных средств вне зависимости от суммы были бесплатными. Об утверждении новых тарифов истец не был осведомлен, согласия на изменение условий договора и удержание комиссии он не давал. Следовательно, руководствоваться необходимо было теми условиями, которые содержались в договоре в момент его заключения.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что действия банка законны и совершены в целях недопущения нарушений этого закона. Верховный Суд же отметил, что обязанность осуществлять контроль для противодействия отмыванию доходов возложена на банк законом, а не договором с клиентом. Выполнение этой публичной функции не может использоваться в частноправовых отношениях для извлечения выгоды за счет клиента путем повышения платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитная организация признала сомнительными, поскольку это противоречит существу правового регулирования данных отношений и не предусмотрено законодательством. Закон о противодействии отмыванию доходов не содержит норм, позволяющих кредитным организациям устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в качестве меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В связи с этим недопустимо возложение на клиента банковских расходов на проведение такого контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций в зависимости от того, являются ли они следствием данного контроля.

Несмотря на неоднократное изложение Верховным Судом позиции по данному вопросу, финансовые организации продолжают включать в договоры условия о списании комиссий.

Что делать, если комиссию списали незаконно?

Еще на этапе заключения договора необходимо внимательно изучить его условия и проверить, не установлены ли в нем скрытые и незаконные комиссии. Сотрудник финансовой организации обязан дать подробные пояснения о сути и стоимости каждой предоставляемой услуги.

Часто клиенты финансовых организаций оказываются перед выбором: согласиться на заключение договора на стандартных условиях или вовсе отказаться от предоставления услуг. В таком случае можно оспорить взимание неправомерных комиссий уже после подписания договора.

Права физлиц – заемщиков и непрофессиональных участников рынка финансовых услуг – закреплены в Законе о защите прав потребителей и Законе о банках и банковской деятельности. Согласно нормам действующего законодательства заемщик имеет право на предоставление полной и достоверной информации о стоимости кредита и в случае нарушения прав может отказаться от договора.

В случае неправомерного списания комиссии:

1. Соберите документы, подтверждающие основание и факт взимания комиссии (кредитный договор, банковская выписка).

2. Определите, является ли комиссия платой за отдельную реально предоставленную услугу или же за действия, сопутствующие заключению договора и исполнению обязательств по нему. Например, выдача кредита невозможна без оформления заявки, следовательно, взимание платы за данную услугу неправомерно.

3. Обратитесь в финансовую организацию с претензией. Она должна быть составлена с учетом требований, указанных в договоре, и содержать доводы о незаконности и необоснованности списания комиссии. Не забудьте получить подтверждение подачи претензии (входящий номер заявления, подпись сотрудника).

4. Если финансовая организация ответила отказом или бездействует по истечении 30 дней после направления претензии, следует обратиться с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора и Центрального банка России.

5. Если вышеперечисленные действия не дали результата, придется обратиться с исковым заявлением в суд. Это позволит вернуть неправомерно списанную комиссию, взыскать проценты за незаконное удержание финансовой организацией денежных средств и компенсацию морального вреда.

Читайте также: