Обязано ли ооо иметь главного бухгалтера

Обновлено: 02.07.2024

Если бухгалтер допустит ошибки в своей работе, его могут наказать, причем не только руководитель, но и ИФНС. К нему может применяться несколько видов ответственности согласно разным кодексам.

Административная ответственность бухгалтера за ошибки в бухучете

При грубых ошибках в учете или ненадлежащем исполнении профессиональных функций к бухгалтеру применяется ответственность согласно положениям КоАП РФ. При этом используется ст. 15.11 кодекса, но есть существенный момент — вина бухгалтера должна быть доказана, а также должны быть соблюдены сроки исковой давности.

Ответственность назначается за любые ошибки, ведущие к искажению показателей бухотчетности. Также нарушением, за которое предусматривается административная ответственность, является оформление мнимых сделок или объектов.

По ст. 15.11 КоАП РФ штраф составляет 5 000-10 000 руб. При совершении нарушения повторно ответственность существенно ужесточается — штраф 10 000-20 000 руб. или дисквалификация на 1-2 года.

Однако штрафные санкции к бухгалтеру не применяются, если показатели бухотчетности были искажены:

  • по вине иных лиц, составивших неверные первичные документы;
  • из-за того, что иные лица не передали в бухгалтерию первичные документы.

Административная ответственность за ошибки в налоговом учете

Если бухгалтер нарушает положения налогового законодательства, он также несет ответственность по Административному кодексу. Наиболее распространенная ответственность по ст.15.5 за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности (деклараций и расчетов). Штраф составляет 300-500 руб.

За неподачу в ИФНС годовой бухотчетности и аудиторского заключения штрафные санкции устанавливаются по ст. 19.7 КоАП РФ. Они составляют 300-500 руб.

В сервисе 1С:Отчетность бухгалтер после отправки отчетности получает извещение о получении электронного документа органом, принимающим отчетность. Если вдруг случается, что отправленный вами документ не соответствует каким-либо требованиям вам в течении 8 часов придет уведомление об отказе в принятии документа.

Если документ, например, декларация соответствует требованиям, налоговая инспекция проверяет его и не позднее следующего дня направляет вам через сервис, например 1С:Отчетность, квитанцию об отказе или приемке вашей отчетности. Настоятельно рекомендуем отслеживать эти уведомления, так как 1С:Отчетность автоматически формирует и отправляет извещения о результатах приема. Если вдруг пришел отказ в приеме отчетности, то документооборот завершится и сервис окрасит его красным цветом.

Возможна ответственность и по ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ на 500-1 000 руб. Ее применяют, если были нарушены сроки направления заявления о постановке на учет в ИФНС.

Если налогоплательщик не исполнит законное требование специалистов ИФНС, то его накажут по ст. 19.4 КоАП РФ на сумму 2 000-4 000 руб.

Дисциплинарная ответственность бухгалтера

По ст. 192 ТК РФ дисциплинарная ответственность подразделяется на замечание, выговор и увольнение. Данные меры применяются ко всем сотрудникам, в т.ч. и бухгалтерам.

Кроме того, работодатель может расторгнуть с бухгалтером трудовой договор и по дополнительному основанию — непрофессионализм работника, вследствие которого компания получила ущерб. Данный момент указан в п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — работодатель вправе по своей инициативе прекратить трудовой договор в связи с принятием необоснованного решения главбухом, если из-за него произошло нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу компании.

Материальная ответственность бухгалтера

К бухгалтеру применяется материальная ответственность, в т.ч. и за ошибки в бухучете. Она возникает, если работодателю нанесен прямой действительный ущерб.

Согласно ст. 238 ТК РФ бухгалтеру необходимо компенсировать вред компании, из-за которого произошло снижение имущества или денег.

Однако бухгалтер является наемным сотрудником, а потому он не несет материальной ответственности за налоговые правонарушения. Минфин в своем Письме от 22.08.2014 г. № 03-04-06/42105 пояснил, что административный штраф, уплаченный по вине сотрудника, считается ущербом компании, а потому она вправе требовать его компенсации с работника. Но штраф, выписанный за налоговое правонарушение, которое было совершено бухгалтером, нельзя считать ущербом компании.

Штраф представляет собой меру ответственности за неправильное выполнение налогоплательщиком своих обязательств. В качестве налогоплательщика подразумевается сама компания, а не ее наемный сотрудник — бухгалтер.

Ответственность за налоговые нарушения, например, при несоблюдении сроков сдачи отчетности или неуплату налогов, несет компания. Бухгалтер не обязан компенсировать ей штрафы за совершенные налоговые правонарушения. К примеру, об этом сказано в Апелляционном определении Мосгорсуда от 26.03.2019 г. № 33-13062/2019.

Бухгалтер неверно рассчитал зарплату и выплатил ее в большей сумме, чем нужно было. Соответственно, работодатель получил материальный ущерб, т.к. были неправомерно израсходованы деньги.

Работодатель может взыскать с бухгалтера ущерб, но только в пределах среднего месячного заработка работника. Для этого руководитель должен издать соответствующее распоряжение. В других случаях работодателю придется возмещать ущерб через суд.

Данный вариант происходит, если с бухгалтером не подписан договор о материальной ответственности. Тогда по ст. 241 ТК РФ причиненный ущерб возмещается, но только в пределах оплаты труда бухгалтера за месяц. Чтобы была возможность потребовать возмещения ущерба в полном размере, нужно подписать с сотрудником договор о полной материальной ответственности.

1С Комплект поддержки ИТС - это комплекс услуг и полезных сервисов, гарантирующий актуальность, работоспособность программы, круглосуточную поддержку, удобство работы в 1С, а также доступ к десятку справочников, включая раздел "Консультации по законодательству".

Гражданско-правовая ответственность бухгалтера

Гражданским кодексом предусмотрена ответственность в форме взыскания вреда — для этого применяются ст. 15 и 1064 ГК РФ.

При возникновении недоимки налоговики предъявляют руководителю или главбуху иск, по которому требуется взыскание ущерба, причиненного бюджету вследствие неуплаты налоговых платежей.

При таком разбирательстве ответчиками выступают руководитель и главбух, поскольку они после проведения налоговой проверки, но до подачи данного иска могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ за неуплату налогов с компании.

Уголовная ответственность бухгалтера

Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов или страхвзносов, а также не исполняет обязанности в качестве налогового агента, предусмотрена уголовная ответственность.

По ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ главбуха могут привлечь к ней, если будет доказательство, что он умышленно принимал участие в совершении преступления. В дополнение к этому необходимо, чтобы у налогоплательщика была задолженность по налогам или взносам в крупном (от 5 млн. руб.) или в особо крупном размере (от 15 млн. руб.).

При совершении преступления в первый раз возможно освобождение от уголовной ответственности. Но для этого требуется заплатить всю задолженность, а также штрафы и пени.

Главбуха довольно сложно привлечь к такого рода ответственности, поскольку есть затруднения в доказательстве умышленности действий по уходу от уплаты налогов. Нужно доказать именно, что был преступный умысел, а не ошибка в учете из-за недостаточного уровня квалификации.

Ответственность бухгалтера после увольнения

Бухгалтер несет административную ответственность за те ошибки, которые он допустил, когда работал в компании, т. е. был должностным лицом. А можно ли привлечь его к ответственности после увольнения, ведь он уже не является должностным лицом?

Ответ — да, можно. Даже в ситуации увольнения не наступает освобождение бухгалтера от административной ответственности, если ошибки были совершены им при выполнении профессиональных обязанностей у данного работодателя. Но есть сроки исковой давности привлечения к этой ответственности, и они указаны в ст. 4.5 КоАП РФ.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Можно ли уволить главного бухгалтера без высшего образования?

О профстандарте для главного бухгалтера.

  • главный бухгалтер (6 – 8‑й квалификационные уровни);
  • начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета (6 – 8‑й квалификационные уровни);
  • начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности (8‑й квалификационный уровень);
  • директор по операционному управлению (8‑й квалификационный уровень);
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу (8‑й квалификационный уровень);
  • коммерческий директор (8‑й квалификационный уровень);
  • директор по развитию бизнеса (8‑й квалификационный уровень).

Согласно требованиям старого стандарта, чтобы трудиться на должности главного бухгалтера, работник должен был иметь высшее (профильное) или среднее профессиональное образование с дополнительными программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также опыт практической работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, для лиц:

  • с высшим образованием – не менее трех из последних пяти календарных лет;
  • со средним профессиональным образованием – не менее пяти из последних семи календарных лет.

Сейчас помимо того, что для главного бухгалтера добавили еще два квалификационных уровня (7 и 8), что значительно повысило требования к данной должности, изменились и требования к его квалификации. В зависимости от квалификационного уровня установлены разные уровни образования, опыт работы и обобщенная трудовая функция. Приведем требования к главным бухгалтерам всех уровней в таблице.

Обобщенная трудовая функция

Требование к образованию

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта

Высшее образование – бакалавриат

Не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы

Не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения

Высшее образование –
магистратура или специалитет

Не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях

Составление и представление консолидированной отчетности

Высшее образование –
магистратура или специалитет

Не менее пяти лет из последних семи лет работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях); не менее трех лет из последних пяти лет (в том числе на руководящих должностях) при наличии высшего образования в области экономики по специализации – бухучет и (или) аудит

Если высшее или среднее образование у работников всех уровней непрофильное, они должны иметь дополнительное образование по программам профессиональной переподготовки.

Кроме того, главные бухгалтеры всех уровней должны получать дополнительное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Для кого требования профстандартов обязательны?

Напомним, что в силу ст. 195.3 ТК РФ если данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. То есть обязательными считаются только те требования профстандартов, которые введены или Трудовым кодексом, или федеральными законами, или иными нормативными актами.

Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Однако такие требования распространяются только на главных бухгалтеров:

  • открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компании паевых инвестиционных фондов;
  • государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений.

Внедрение профстандарта.

Как было отмечено, на начало 2020 года казенные учреждения, так же как и другие государственные и муниципальные учреждения, должны были реализовать планы мероприятий по внедрению профстандартов: установить, в частности, обязательны ли требования профстандартов для работников их организации, в том числе для главных бухгалтеров, провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие этим требованиям, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год. Об этом Минтруд напоминал еще в 2016 году (Письмо от 04.04.2016 № 14‑0/10/В-2253).

Для главных бухгалтеров казенных учреждений требования к квалификации, установленные профстандартом, являются рекомендациями. Тем не менее, если работодатель заинтересован в грамотных работниках, он может применять профстандарты при разработке должностных инструкций, подборе персонала, организации обучения, аттестации и т. п. Соответственно, он может включить в должностную инструкцию главбуха знания, навыки и функции, установленные стандартом, а также требования к квалификации.

После внесения изменений в должностную инструкцию принимать новых работников нужно будет уже в соответствии с этими требованиями.

Увольнять или не увольнять?

Если до начала применения работодателем (самостоятельно или в силу закона) профстандарта главный бухгалтер без высшего образования уже трудился и при внедрении стандартов было установлено, что его квалификация не соответствует требованиям стандарта, уволить его можно будет только по результатам аттестации. И то это можно будет сделать только после того, как работодатель предложит работнику пройти повышение квалификации, включив его в план профессиональной подготовки работников.

При этом, даже если работник отказался повышать квалификацию, но имеет достаточный опыт и знания по занимаемой должности, то по рекомендации аттестационной комиссии он может оставаться на своей должности дальше.

Если же по результатам проведения аттестации будет установлено несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, тогда его можно будет уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации). Перед увольнением сотруднику следует предложить перевод на другую работу, соответствующую его квалификации.

Соответствие работника требованиям профстандарта может быть установлено и в результате прохождения им и с его согласия по направлению работодателя независимой оценки квалификации, которая проводится в центрах независимой оценки.

Не забывайте, что уволить по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно не всех работников. Например, увольнению не подлежит беременная женщина, одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет.

В соответствии с Федеральным законом № 402‑ФЗ обязательные требования к главным бухгалтерам казенных учреждений в отношении их квалификации не установлены. Поэтому требования к образованию главного бухгалтера, предусмотренные профстандартом и обязательные в силу этого закона, для казенных учреждений носят рекомендательный характер.

Работодатель вправе установить в должностной инструкции свои требования к квалификации главного бухгалтера или использовать требования профстандарта.

Согласно профстандарту главный бухгалтер без высшего образования, в чью основную функцию входит составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, может иметь:

  • или высшее образование по программе бакалавриат и стаж бухгалтерско-финансовой работы не менее пяти лет;
  • или среднее профессиональное образование и стаж не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

Если высшее или среднее образование непрофильные, работник дополнительно должен освоить программу профессиональной переподготовки.

Таким образом, главный бухгалтер без высшего образования даже в соответствии с профстандартом может иметь среднее профессиональное образование и стаж работы семь лет. Если образование непрофильное, ему следует предложить пройти профессиональную переподготовку, если ее еще не было.

Если работодатель внедрил для применения профстандарт, уволить главного бухгалтера, чей уровень образования не отвечает требованиям, нельзя. Уволить можно только по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за несоответствие занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации.

Ведение бухгалтерии ООО самостоятельно

С момента внесения ООО в Единый реестр юридических лиц, оно обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Что для этого нужно делать в 2021 году – читайте в статье.

  • Как вести бухгалтерию ООО: первые шаги
    • Закрепление учетной политики
    • Оформление первичных документов и налоговых регистров
    • Упрощенный бухучет и отчетность ООО
    • ОСНО
    • УСН

    Как вести бухгалтерию ООО: первые шаги

    Первым делом нужно назначить приказом ответственного за ведение бухгалтерии. Руководитель ООО может возложить эту функцию на себя, наемного бухгалтера или передать бухгалтерию на аутсорсинг.

    Закрепление учетной политики

    В течение 90 дней вновь созданная организация должна разработать и утвердить учетную политику. В ней закрепляют методы бухгалтерского и налогового учета, которые будет применять ООО. В учетной политике прописывают не все правила налогового и бухгалтерского учета, а только те, которые предполагают выбор.

    Так, например, организации при расчете налога на прибыль могут применять кассовый метод или метод начисления. Выбранный вариант нужно прописать в учетной политике ООО и придерживаться его в работе.

    То же самое касается порядка учета основных средств, списания материалов, формирования себестоимости и т.д.

    В учетной политике ООО также нужно закрепить:

    Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов и субсчетов, которые нужны для ведения бухучета в организации. При этом переносить в него все возможные счета из общего Плана счетов не обязательно. Можно указать только те, которые организация будет непосредственно использовать.

    Политику нужно утвердить приказом руководителя ООО. Имейте в виду, что учетная политика – это один из первых документов, которые запросят налоговики при выездной проверке. И если по факту учет будет отличаться от принципов, прописанных в учетной политике – вас ждут санкции.

    Принятую политику нужно неукоснительно исполнять на протяжении отчетного года. Изменить ее можно только на следующий год. Изменения в середине года можно внести только в том случае, если менялись условия хозяйствования или требования законодательства.

    Оформление первичных документов и налоговых регистров

    Каждую проведенную операцию нужно фиксировать первичным документом и отражать как в бухгалтерских проводках, так и в налоговых регистрах. Так, начисление заработной платы оформляется расчетной ведомостью, данные о начисленном и удержанном подоходном налоге должны попасть в регистр, на основании которого впоследствии будет формироваться отчет по форме 6-НДФЛ.

    К основным документам для учета в ООО относятся:

    • бухгалтерские реестры (ведомости, аналитические таблицы, журналы счетов, карточки взаиморасчетов, книги);
    • отчетные формы (балансы с приложениями);
    • первичные документы (акты, накладные, счета) по унифицированным или специально разработанным формам.

    Упрощенный бухучет и отчетность ООО

    Если ООО подпадает под критерии малых или микропредприятий, ему вовсе не обязательно использовать полный план счетов и сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности. Такие организации могут вести бухучет в упрощенном виде.

    В этом случае в бухгалтерском учете ООО применяется усеченный план счетов и обобщающие ведомости. Упрощенная отчетность состоит из баланса и отчета о финансовых результатах с укрупненными показателями, без детализации. Отчет о движении денежных средств и об изменениях капитала сдавать не нужно.

    Рекомендуемые формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г., а формы упрощенного баланса и отчета о финансовых результатах – в приложении № 5 к приказу от 02.07.2010 № 66н.

    К малым относятся предприятия с доходом не больше 800 миллионов рублей в год и численностью сотрудников не более 100 человек.

    Если в ООО трудится не более 15 человек, а годовой оборот не больше 120 миллионов рублей – это микропредприятие. Для них бухучет еще проще, потому что они могут даже не вести двойную запись, то есть не формировать проводки. Достаточно лишь в хронологическом порядке фиксировать операции в журнале.

    Если организация решила воспользоваться правом вести упрощенный бухучет, нужно прописать это в учетной политике и закрепить в ней план счетов и формы отчетности.

    Налоговый учет ООО

    Первым делом нужно определиться с системой налогообложения ООО, от этого будет зависеть налоговый учет и расчет налогов. Организация может остаться на ОСНО или выбрать один из спецрежимов: УСН, ЕНВД.

    Сложнее всего ведение учета на общей системе налогообложения (ОСНО), т.к. здесь нужно вести учет имущества, выставлять счета-фактуры, вести учет входящего и исходящего НДС в книге покупок и книге продаж, вести учет доходов и расходов для исчисления налога на прибыль.

    На УСН учитывают доходы и расходы, или только доходы, в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Основной налоговый регистр – это Книга учета доходов и расходов.

    На ЕНВД учитывают физические показатели, которые влияют на расчет единого налога (торговая площадь, транспортные единицы, сотрудники и т.д.). Доходы и расходы на ЕНВД учитывать не нужно. Но только в целях налогового учета. В бухгалтерском учете без этого не обойтись.

    Если ООО совмещает несколько налоговых режимов, нужно организовать раздельный учет, чтобы правильно посчитать налоги по каждому из них. Принципы раздельного учета нужно прописать в учетной политике.

    Хранение документов

    Первичные документы бухгалтерского учета нужно хранить 5 лет (п. 1 ст. 29 закона 402-ФЗ).

    Документы, которые служат основанием для расчета налога – 4 года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), а для расчета страховых взносов – 6 лет (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

    75 лет нужно хранить документы по личному составу и о выплаченных доходах. Например, трудовые договоры, реестры сведений о доходах физлиц, ведомости на выдачу дивидендов, лицевые счета и карточки работников.

    Документы по личному составу, оформленные после 2003 года, хранят не 75, а 50 лет.

    10 лет хранят документы по продаже движимого имущества, договоры по залогу имущества организации, оперативные отчеты по счетам в иностранной валюте за границей, и т.д.

    Некоторые виды документов нужно хранить постоянно. Это годовые бухгалтерские отчеты с приложениями, передаточные акты, разделительные и ликвидационные балансы, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, документы по операциям с ценными бумагами и т.д.

    Передача данных между вашим компьютером и сервером онлайн-бухгалтерии шифруется по протоколу SSL уровня, как в крупнейших банках. Каждые 15 минут все данные копируются на дополнительные сервера.

    Сдача бухгалтерской и налоговой отчетности ООО

    Бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию все сдают в одинаковые сроки – до 31 марта после завершения года.

    Сроки для налоговых деклараций разные:

    1. По прибыли отчитываются до 28 числа после отчетного периода.
    2. По НДС до 25 апреля, июля, октября и января.
    3. По налогу на имущество – до 1 февраля.

    Отчитаться нужно до 31 марта после окончания года.

    Краткая пошаговая инструкция по организации бухучета ООО с нуля

    1. Определите ответственного за ведение бухгалтерского учета. Это может быть сам руководитель ООО, штатный главбух или аутсорсинговая фирма.
    2. Выберите систему налогообложения. Если планируете применять УСН, не пропустите срок подачи уведомления: 30 дней после регистрации, иначе придется работать на ОСНО до конца года.
    3. Разработайте и утвердите учетную политику. Закрепите в ней методы учета, план счетов и формы регистров и первичных документов.
    4. Все операции оформляйте первичными документами и фиксируйте в регистрах бухучета с группировкой на соответствующих счетах.
    5. Организуйте хранение документов в соответствии с установленными сроками.
    6. Составьте график сдачи налоговых и бухгалтерских отчетов, а также отчетов по сотрудникам.

    Если возникнут вопросы по налоговому и бухгалтерскому учету, вы можете обратиться к экспертам сервиса и получить консультацию в течение суток.

    Должностная инструкция бухгалтера – документ, который определяет перечень обязанностей, прав и ответственность специалистов бухгалтерских отделов.

    К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

    • Бланк и образец
    • Бесплатная загрузка
    • Онлайн просмотр
    • Проверено экспертом

    Образец должностной инструкции бухгалтера

    Должностная инструкция бухгалтера

    І. Общие положения

    1.1. Данный документ регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности бухгалтера: должностные функции и задачи, условия работы, права, полномочия, ответственность.

    1.2. Прием на работу и увольнение бухгалтера происходит через выпуск руководством организации соответствующего приказа либо распоряжения и регулируется законодательством РФ в области труда.

    1.3. Непосредственный начальник бухгалтера – главный бухгалтер организации.

    1.4. В период отсутствия бухгалтера на рабочем месте его функции переходят на лицо, обладающее необходимыми знаниями, навыками и компетенцией и назначенное в установленном внутренними правилами порядке.

    1.5. Требования, предъявляемые к бухгалтеру: образование не ниже среднего специального, со стажем работы не менее двух лет, либо высшее профессиональное со стажем работы от полугода.

    1.6. Бухгалтер должен быть ознакомлен с:

    • основами гражданского и трудового законодательства РФ;
    • основами экономики и управления;
    • правилами внутреннего распорядка, правилами по охране труда; пожарной безопасности и пр. видами безопасности на предприятии;
    • внутренними нормативными актами, распоряжениями, приказами и прочей документацией, имеющей прямое отношение к деятельности бухгалтера;
    • организацией бухгалтерского документооборота компании;
    • шаблонами, образцами и формами различного рода бланков и документов, принятых в организации, а также правилами по их составлению, систематизации и хранению;
    • способами и методами ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетностью.

    1.7. Бухгалтер должен владеть:

    • навыками по ведению и составлению бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
    • методами экономического анализа работы организации;
    • планами и корреспонденцией бухгалтерских счетов.
    • навыками работы с компьютером и вычислительной техникой, пакетом программ Microsoft Office, специализированными бухгалтерскими сервисами, а также всей офисной оргтехникой.

    ІІ. Должностные обязанности бухгалтера

    2.1. В круг должностных задач и функций бухгалтера входит:

    ІІІ. Права

    3.1. Бухгалтер организации обладает следующими полномочиями и правами:

    • делать руководству аргументированные и обоснованные письменные предложения по улучшению и оптимизации работа как себя лично, так и предприятия в целом;
    • участвовать в совещаниях, планерках, собраниях, обсуждениях и прочих мероприятиях, непосредственно касающихся его деятельности;
    • повышать свой профессиональный уровень, в том числе посещать курсы, семинары, вебинары, конференции, тренинги и т.д.;
    • запрашивать документы (в т. ч. архивные), методические пособия и пр. материалы, нужные для решения текущих вопросов и задач;
    • вносить конструктивные предложения для устранения выявляемых в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
    • подписывать документы, входящие в его компетенцию;
    • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

    IV. Ответственность

    Дисциплинарная ответственность грозит бухгалтеру на следующие действия:

    4.1.Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

    4.2. Злостное, регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности и пр.регулирующих нормативных актов.

    4.3. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

    4.4. Причинение (умышленное или неумышленное) материального ущерба компании.

    4.5. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

    4.6. Все вышеописанные пункты строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

    V. Условия работы

    5.1. Бухгалтер обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, подробно регламентирующим условия его работы.

    5.2. При необходимости бухгалтер может быть отправлен в служебные поездки.

    Для чего нужна должностная инструкция

    Данный документ имеет большое значение, как для руководства предприятия, так и для самих бухгалтеров. Первым он позволяет грамотно координировать и управлять работой подчиненных, вторым – четко понимать рабочий функционал и ответственность. Кроме того, в случае возникновения спорных ситуаций, требующих разрешения в суде, должностная инструкция может служить доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя. Чем тщательнее и точнее будут прописаны требования к работнику, а также его права, ответственность и прочие пункты должностной инструкции, тем лучше.

    Основные правила должностной инструкции бухгалтера

    Унифицированной формы данного документа нет, поэтому предприятия могут разрабатывать должностную инструкцию бухгалтера самостоятельно. В силу отсутствия утвержденного образца, на разных предприятиях сотрудники, занятые на одних и тех же должностях, могут исполнять несколько различные обязанности, хотя основные функции все же стандартны и похожи.

    Документ делится на четыре основных части:

    но, по желанию, руководство предприятия может добавлять и другие разделы.

    Составляется должностная инструкция в одном экземпляре, а если бухгалтеров в организации несколько, то затем распечатываются ее копии, в количестве, равном числу бухгалтеров. Каждый бухгалтер, чьи функции соответствуют прописанным в документе должностным обязанностям, должен поставить под ним свою подпись. Точно также каждый документ должен заверить сотрудник, который несет ответственность за соблюдением правил и функционала, прописанных в должностной инструкции и руководитель организации.

    Составление должностной инструкции бухгалтера

    Правая верхняя часть документа отведена для утверждения руководителем предприятия. Здесь следует вписать его должность, наименование организации, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой. Затем по центру строки пишется название документа.

    Основная часть инструкции

    Далее в этом же разделе нужно перечислить все нормативные акты, правила, распоряжения, с которыми бухгалтер обязан быть знаком: стандарты и формы документов, принятых в организации, правила ведения счетов и корреспонденции, организацию бухгалтерского документооборота, правила по технике безопасности, охране труда и внутреннему распорядку и т.д.

    Второй раздел

    Третий раздел

    Четвёртый раздел

    Пятый раздел

    В завершение документ должен быть согласован с сотрудником, который несет ответственность за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции бухгалтера (это может быть непосредственный руководитель, начальник кадровой службы и т.п.). Здесь нужно вписать его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

    Читайте также: