Обязана ли жена готовить убирать и стирать в исламе

Обновлено: 30.06.2024

В шариате на основе Священного Куръана и Сунны изложен ряд обязательств жен перед мужьями в семье. Эти обязательства были определены не мужьями, а шариатом Всевышнего Аллаха.

1. Повиновение жены мужу.

В Исламе повиновение жены мужу представляет собой проявление покорности шариату. Именно поэтому женщина полностью имеет право не повиноваться мужу в тех делах, что противоречат шариату.

Известно, что в каждом обществе есть свой руководитель. Общество, где нет руководителя, не может быть полноценным обществом. Семья подобна маленькому обществу. Она имеет все признаки общества только в миниатюрном виде.

Семья — это малая община, во главе которой стоит мужчина. Следовательно, одно из условий счастливой семьи — подчинение мужу.

Некоторые же жены, напротив, понимают покорность мужу как унижение, зависимость и не признают этого. Именно из-за такого неповиновения между ними возникают недопонимания.

На самом деле все обстоит по-другому. Прежде всего такое повиновение ограниченно, потому что согласно правилу шариата, нет подчинения рабу Аллаха в том, что считается грехом перед Аллахом.

К примеру, если родители, муж, руководитель или кто бы то ни был другой, повелевает греховное или харамное, то ему никто не должен подчиняться. К тому же подчинение мужу это повиновение, проявляемое из уважения как к главе семьи. Поэтому это достойное воздаяний дело необходимо исполнять с умом и в рамках семейной жизни.

В хадисе, переданном имамом Ибн Джариром ат-Табари и Ибн Абу Хатимом от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник алайхиссалам сказал:

В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абдуррахмана ибн Авфа радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:

Передается от Кайса ибн Саъда радияллаху анху:

«Добравшись до Хиры, я увидел, как они совершали саджду своему Марзубону. (Про себя) я сказал, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам имеет больше прав на это (чтобы ему совершали саджду).

Прийдя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, я сказал ему об этом. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:

— Скажи мне, будешь ли ты совершать саджду, когда будешь проходить около могилы?

— Нет, — ответил я.

Передали Абу Давуд, Хāким и Тирмизи.

В передаче Тирмизи сказано:

Муж — глава семьи. Если жена повинуется мужу, то и дети станут повиноваться отцу. В результате в семье будет царить дружба, любовь, семья станет крепкой и благодатной.

Непокорность же жены становится причиной распада семьи и множества других неприятностей. Эту истину должен осознать каждый член каждой мусульманской семьи. Вместе с этим нужно всегда помнить, что нет подчинения ни мужу, ни другому в том, что представляет собой грех в отношении Всевышнего Аллаха.

2. Когда муж находится рядом, жена не должна соблюдать дополнительный — нафл пост без его разрешения.

Положение о таком долге женщины перед своим мужем взято из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Для фард-поста женщине не нужно чье-либо согласие, но когда муж рядом, она не должна соблюдать дополнительный пост без его разрешения. Допускается, если она постится в отсутствии мужа. Дело в том, что муж может в любое время пожелать побыть с ней, а нафл-пост может стать препятствием этому. Если женщина постится, а муж, не ведая того, возгорелся желанием побыть со своей женой и не достиг цели, между ними могут возникнуть неприятности, ссоры. Повторись такое несколько раз, это обязательно приведет к плохим последствиям.

Видите как? В Исламе шариатское право супруга ставится выше нафл ибадатов! Мусульмане должны очень хорошо осознать эту истину и неукоснительно следовать ей.

3. Женщина не должна впускать в дом чужого человека без разрешения мужа.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Не впускать в дом чужого человека без разрешения на то мужа является одним из прав мужа на свою жену. Потому что вследствие вхождения в дом чужого человека в его отсутствии, семье может быть нанесен большой вред. Окажись этот человек плохого нрава, он может посмотреть нездоровым взглядом на женщину, оставшуюся без опеки, и возжелать ее; рассказывать секреты семьи другим людям; в конце концов, он может оказаться человеком, который вовсе не нравится мужу, или настроен к нему враждебно.

Любое уважающее себя учреждение и организация не пускают кого угодно в свое помещение без разрешения своего руководителя. Пускать в дом, в лоно семьи кого-то без разрешения главы семьи расценивается как проявление неуважения по отношению к мужу.

Есть такой вопрос про отношении жены к родителям мужа в частности к матери . Очень часто бывает так что жена не хочет в полной мере ухаживать за матерью мужа , будь она больна или в здравии . Жена объясняет это тем что она должна слушаться только мужа . Но если муж хочет этого а жена сопротивляется , разве это не ослушание мужу ? И как быть если мать больна а мужа целый день или более нет дома и кроме жены мужа некому ухаживать за матерью мужа ? Или муж тоже нуждается в уходе и тд . И для чего тогда жена , близкий человек ?

Надеюсь ответ пропустят. Конечно это не довод , мои слова.

Но. Известно что даже если муж запретит ухаживать жене за ее матерью, то жена должна послушаться
Имам Ахмад в отношении женщины, у которой есть муж и больная мать, сказал: “Подчинение мужу более обязательно для нее, чем подчинение матери, кроме как если она получит разрешение мужа (ухаживать за матерью)”. См. “Шарх Мунтаха аль-Ирадат” 3/47.

Но почему муж может запретить жене ухаживать за матерью своей, при этом требовать ухода за своей матерью? Чем мать мужа лучше для жены чем ее мать? Я не пропагандирую пренебрежение со стороны жены к родителям мужа, но. Почему в нашем обществе хотят обязать жену тем, чем не обязал ее Аллах?

Выход из вашей ситуации может быть простым, вы можете нанять сиделку и платить. Но скорее всего вы думаете откуда лишние деньги? И поэтому хотите на безвозмездной основе чтоб жена ухаживала за вашей матерью, которая ей по шариату не становится родственницей по причине вашего брака:

Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Многие люди не понимают значение слова "родство" (ансаб и архам), считая что это родственники жены и мужа. И может быть так, что мужчина говорит: "Это мои родственники", потому что он женился на женщине из их рода. Это ошибка как в языковом значении, так и с шариатской стороны. Ведь ансаб - это люди со стороны отца и матери, также как и архам. Что же касается родственников со стороны мужа и жены, то они именуются асхар (свойственники), а не ансаб. А Всевышний Аллах сказал: "Он – Тот, Кто сотворил человека из воды и одарил его родственниками и свойственниками. Господь твой – Всемогущий" (аль-Фуркъан 25: 54) . И Аллах сделал связь между людьми по двум этим вещам: родству (насаб) и свойственности (сахр)". См. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" 6/11.

Также как и родители жены для вас чужие люди.

Предложите оплату жене, или это как-то неправильно? Но ведь это будет справедливым.

И возможно жена отказывается по своим мотивам. Поговорите спокойно с женой без 'я твой мужу, я сказал'. Услышьте ее. Возможно у вас маленький ребенок с которым она устает. Возможно отношения вашей жены и вашей матери сильно испорчены (к сожалению тема свекровь невестка доводит женщин до ненависти к друг другу). Тут важно вам не заставить жену ухаживать за вашей матерью, а сделать так,чтоб она хотела это делать. Возможно за определенную плату (это нормально, ведь жена не обязана ухаживать за родственниками мужа), говорите о награде от Аллаха.

Вы переживаете за мать, но и болезни бывают разные. Не думаю что ваша жена видя как ваша мать в лежачем положении ее игнорирует. Как я поняла жена живёт с вашей мамой? Может они действительно в ссоре или у них плохие отношения, но вы хотите только чтоб жена делала так как вам охото, игнорируя ее чувства. Вы знаете об их взаимоотношениях?

Вы задаёте удивительный вопрос "Для чего тогда жена?" А вы с какими намерениями ее в жены брали? Вы ставили условия 'ты должна будешь ухаживать за моей мамой, я беру тебя в жены потому что помощь нужна моей маме'. Получается вы взяли эту девушку только для своей семьи? Ответьте себе на эти вопросы.

И поговорите со своей женой спокойно. И не ломайте свою жену исходя из прекрасного хадиса которые должны знать братья:
"Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) во всех случаях. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие даже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину, а это означает, что ты разведешься с ней". "Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Завещание относительно женщин", №1468.

Требуя от жена прекрасного отношения к вашей матери, вы сами забываете что она тоже женщина которая хочет хороших взаимоотношений с мужем.

Но справедливости ради следует отметить, что шейх Ибн Баз считал, что данный вопрос возвращается к традиции (‘урф) той или иной страны или местности. Когда его спросили о том, обязана ли женщина прислуживать за матерью мужа, он ответил: “Прислуживание женщины своему мужу и его семье является вещью, которая отличается по причине различных традиций разных городов. Жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) делали работу по дому. И Фатыма, да будет доволен ею Аллах, делала работу по дому, молола муку, месила тесто, пекла хлеб, подметала дом, и т.п. То, что является необходимым для женщины – это услуживать мужу и его дому. Если в его доме живёт его мать, сестра, или его дети, то является узаконенным для женщины ухаживать за ними, если таковым является обычай в этом городе.
А если традиция в семье или в городе или в племени, в котором она пребывает, заключается в том, что это ей прислуживают, и она не занимается делами по дому, напротив, принято такой, как она нанимать служанку, тогда муж не обязывает её этим”
. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 3/1608.

hadi_mmm писал(а): ↑ 24 мар 2019, 08:50 Но. Известно что даже если муж запретит ухаживать жене за ее матерью, то жена должна послушаться
Имам Ахмад в отношении женщины, у которой есть муж и больная мать, сказал: “Подчинение мужу более обязательно для нее, чем подчинение матери, кроме как если она получит разрешение мужа (ухаживать за матерью)”. См. “Шарх Мунтаха аль-Ирадат” 3/47.
Но почему муж может запретить жене ухаживать за матерью своей, при этом требовать ухода за своей матерью? Чем мать мужа лучше для жены чем ее мать?

Ты неправильно поняла слова имама Ахмада!
Отсюда никак не извлекается то, что больная мать мужа имеет больше прав, чем родная мать жены!
И суть этих слов не в том, чтобы муж запрещал ухаживать жене за своей больной матерью, а в том, что муж имеет больше прав на жену, чем её родители. Да, до выхода замуж её родители важнее, а после выхода замуж, права её мужа первостепеннее для неё. Т.е. если женщина не может одновременно выполнить права и матери и мужа, то права мужа на неё важнее. Вот в чём суть.
Аллаху а’лям.

Возможно, эта подборка также будет полезной.

Ибн ‘Аббас сказал: “Повиновение жены* включает в себя также и хорошее отношение к семье мужа и бережливое отношение к его имуществу”. См. “Тафсир ат-Табари” 6/287, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 3/939.
* имеется в виду повиновение жены мужу

✉ Вопрос: У кого больше прав на послушание: у мужа или его матери? Что если мать дает инструкции, а муж дает другие, то кому следует подчиниться? Особенно, если муж живет с женой в доме отца? Что если родители скажут сыну, что его жена не должна делать что-то, и муж возражает против этого? Совершает ли она грех, подчиняясь тому, что говорят родители мужа, и выступая против мнения мужа?


✉ Вопрос: Родители мужа постоянно вмешиваются в нашу жизнь. Его мать и сестра. Он взрослый мужчина, но не обладает свободой. Какие права имеют его мать и сестра по отношению ко мне? Она говорит мне, что имеет больше прав надо мной, а у моих родителей нет прав. И я должна спрашивать её разрешения. Я знаю, что должна получить только разрешение мужа. Но я не считаю, что она должна указывать мне, как вести домашнее хозяйство. Пожалуйста, объясните этот вопрос.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Всевышний Аллах сказал:

وَهُوَ الَّذي خَلَقَ مِنَ الماءِ بَشَرًا فَجَعَلَهُ نَسَبًا وَصِهرًا ۗ وَكانَ رَبُّكَ قَديرًا

Все люди, которые состоят с человеком в родственных отношениях, являются либо его родственниками, либо его свойственниками. Родственники — это люди, чье родство с человеком обусловлено рождением: родители, дети, братья, сестры, тети, дяди, дедушки, бабушки и т. д. Люди, чье родство с человеком обусловлено браком, называются свойственниками; это родственники мужа или родственники жены. В исламе существуют определенные законоположения, касающиеся этих двух групп:

· родственники по крови,

· родственники по браку.

Что касается родственников по крови, то поддерживать с ними отношения является обязательным в зависимости от степени родства. Чем ближе родственники, например родители, тем больше эта обязанность; чем дальше — тем меньше.

Что же касается родственников по браку, то поддерживать с ними отношения является очень желательным, но не обязательным.

Для чего мы сейчас озвучиваем эти правила? Чтобы разобраться с категориями родственников и шариатским отношением к ним. Итак, родственники мужа не являются родственниками его жены по крови, а являются ее родственниками по браку, поэтому относиться к ним следует, конечно же, достойно и почтительно. Кроме того, эти отношения должны соответствовать обычаям того общества, в котором живет семейная пара, конечно, если эти обычаи не идут вразрез с Шариатом.

Всевышний Аллах сказал, напоминая нам о наших обязанностях:

وَاعبُدُوا اللَّهَ وَلا تُشرِكوا بِهِ شَيئًا ۖ وَبِالوالِدَينِ إِحسانًا وَبِذِي القُربىٰ وَاليَتامىٰ وَالمَساكينِ وَالجارِ ذِي القُربىٰ وَالجارِ الجُنُبِ وَالصّاحِبِ بِالجَنبِ وَابنِ السَّبيلِ

Аллах перечисляет людей, к которым следует хорошо относиться, и упоминает среди них даже тех, кто находится с человеком в пути. Если к ним нужно относиться хорошо, то что же говорить о родителях мужа?! Тем более, если они живут в одном доме, как принято у некоторых народов, когда младшие сыновья, например, остаются с родителями и приводят своих жен в родительский дом; конечно же, они должны относиться к родителям мужа подобающим образом.

Что делать, если родители мужа выходят за рамки или повышают голос?

Если по отношению к женщине в доме ее мужа проявляется несправедливость, то в ситуацию должны вмешаться ее опекуны. Например, девушка выходит замуж, начинает жить вместе с мужем в доме его родителей и сталкивается с тем, что к ней относятся несправедливо. В таком случае ее опекун — тот, кто выдал ее замуж: отец, брат, родной дядя — должен вмешаться, чтобы отстоять права своей родственницы. Если она вышла замуж, это не означает, что никто не должен вмешиваться в ее дела и следить за соблюдением ее прав. Если ее права нарушаются, ее опекун должен вмешаться и по-хорошему, грамотно, ответственно, авторитетно решить эти вопросы, если она сама вместе с мужем не может разобраться с существующими проблемами.

Объясните, пожалуйста, положение женщины, которая без разрешения мужа собирает вещи и уезжает домой?

Бывают разные ситуации. Например, женщина уходит из дома, если есть угроза ее здоровью. Некоторые мужья избивают своих жен или совершают какие-то подобные поступки — конечно же, в таком случае женщина имеет право уйти из дома, она не обязана проходить через такие испытания. Если дела обстоят таким образом, ее опекуны должны вмешаться и сказать ее мужу, чтобы он либо жил с ней как полагается, либо развелся с ней как полагается. Не нужно избивать ее, оскорблять, нарушать ее права — либо живи с ней нормально, либо отпусти ее, как того требует Шариат.

Это пример крайней ситуации. Обычно бывают простые бытовые ссоры, после которых женщины под воздействием эмоций уходят из дома и возвращаются к своим родителям. Это неправильно, женщина не имеет права уходить из дома без разрешения мужа. Исключением являются только чрезвычайные ситуации, как та, например, которую мы упомянули выше.

Поясните, пожалуйста, что значит слушаться мужа?

Если муж, например, приказывает жене купить ему водку или сигареты — она не имеет права слушаться его в этом. Если муж приказывает ей снять хиджаб или оставить молитву — она не имеет права слушаться его в этом. Более того, это является причиной для развода, а если муж не дает ей развод, то необходимо, чтобы этот брак расторгли опекуны.

Однако женщина должна слушаться мужа во всем дозволенном. Она не имеет права проявлять ослушание в том, что является дозволенным и не выходит за рамки ее возможностей.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
7 Раджаб 1441 г. (02.03.2020)

[1] Сунан Ибн Маджа, хадис № 1853; Муснад Ахмада, т. 4, с. 381.

[2] Муснад Ахмада, хадис № 1095, т. 2, с. 333.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Ислам наделяет супругов определенными правами по отношению друг к другу.

Так, основными правами жены являются:

1) Содержание ( نَفَقَةٌ ), что, в свою очередь, включает в себя 4 основы вещи:

  • Жильё (включая все сопутствующие расходы)
  • Достойное питание
  • Одежда
  • Лечение (в случае необходимости)

Аллах говорит в Кур’ане:

Этот широкий по смыслу приказ побуждает мужей бояться Аллаха и относиться к своим супругам по-доброму и с уважением, давая им их материальные права, по мере своих сил, в полном объеме.

Ученые не перестают разъяснять, что неотъемлемым правом жены является, в частности, право на отдельное жильё.

Особо нужно упомянуть, что уходя из дома, супруг не должен оставлять свою жену в состоянии фитны.

Так, недопустимой является ситуация, при которой жена, в отсутствие мужа, вынуждена находиться в одном жилище с мужчиной, который не является ей махрамом (брат мужа, дядя и так далее).

Кроме этого, зачастую случается так, что супруг селит свою жену и детей в одном жилье со своими родителями. Необходимо отметить, что в этом нет проблем, если жена не возражает против этого и если ей удается ладить с родственниками мужа.

Однако, к сожалению, нередки случаи, когда по причине тяжелого характера и придирчивости, родители супруга оказывают постоянное давление на его жену, как бы она не старалась со своей стороны избежать этого. Подобное положение дел также может приводить к фитне.

Важно знать, что в подобной ситуации, супруга не обязана проживать с родителями или другими родственниками мужа (особенно теми, кто не являются ей махрамами!).

Вместе с этим, если родители мужа находятся в преклонном возрасте и требуют постоянного ухода, то в случае, если жена не возражает, нет проблем проживать вместе с ними.

Однако, идеальной является ситуация, при которой супруги и их родители в преклонном возрасте, будут проживать в двух отдельных жилищах, которые располагаются по соседству, в непосредственной близости друг от друга.

Конечно, если супруг испытывает временные материальные трудности и временно не способен обеспечить жену отдельным жильем, то будет лучше, если жена проявит прекрасное терпение. Но это вовсе не означает, что её муж может удовлетвориться для неё таким положением и оставить усилия по обеспечению этого первостепенного права своей супруги.

Что касается материального обеспечения жены, то Аллах говорит в Кур’ане:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ لَا تُكَلَّفُ نَفْسٌ إِلَّا وُسْعَهَا

Сообщается, что Му’авия бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ

При этом материальное обеспечение муж должен обеспечивать жене в соответствии со своим достатком. Иными словами, питание и прочее обеспечение может быть скромным, если супруг не богат. Однако будет неправильным держать жену в излишне аскетичных условиях, при наличии возможности обеспечивать ей более комфортные бытовые условия.

Обязанностью мужа так же является обеспечить супруге и детям, в соответствии со своими возможностями, всё необходимое лечение, если они вдруг заболеют.

2) Жена имеет право на хорошее обращение со стороны супруга .

Аллах говорит в Кур’ане:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Приказ Аллаха относиться к женам хорошо, является широким приказом, который охватывает все аспекты супружеских отношений. Так, жена имеет право на уважительное и доброе отношение, исключающее притеснение, придирки или унижение её достоинства со стороны мужа.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْتَوْصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ؛ فَإِنَّ المَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ ، وَإنَّ أعْوَجَ مَا في الضِّلَعِ أعْلاهُ ، فَإنْ ذَهَبتَ تُقيمُهُ كَسَرْتَهُ ، وَإنْ تَرَكْتَهُ ، لَمْ يَزَلْ أعْوجَ ، فَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ

Этот великий по смыслу хадис призывает мужей быть более терпимыми по отношению к своим женам. Аллах указывает на то, что женщины созданы другими, нежели мужчины: у них есть своё, особое от мужского, видение на вещи и специфические, присущие только им, черты характера. Как результат, мужчина должен учитывать это и реагировать на те аспекты её поведения, которые порой могут показаться ему неуместными, более чутко, взвешенно и терпимо.

Мужчине нужно научиться не акцентировать своё внимание и не зацикливаться на том, что иногда не нравится ему в своей супруге, а вместо этого ценить её достоинства.

Так, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً إنْ كَرِهَ مِنْهَا خُلُقاً رَضِيَ مِنْهَا آخَرَ

Сообщается, что Му’авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ ، وَلاَ تَضْرِبِ الوَجْهَ ، وَلا تُقَبِّحْ ، وَلا تَهْجُرْ إلاَّ في البَيْتِ

Мы видим, как посланник Аллаха ﷺ запрещает мужьям сквернословить в адрес своих жен и, тем более, не опускаться до того, чтобы наносить ей побои по лицу, что является тяжким грехом.

Под запретом отворачиваться, здесь имеется ввиду оставление жены без помощи и поддержки в тех вопросах, относительно которых она её просит. Даже если супруги находятся в ссоре и муж чем-то недоволен, он не должен полностью бойкотировать жену, вымещая на ней таким образом своё недовольство и ставя в трудное положение.

Передают со слов ‘Амра бин аль-Ахваса аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества пророк ﷺ сделал следующую проповедь:

ألا وَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ، فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٍ عِنْدَكُمْ لَيْسَ تَمْلِكُونَ مِنْهُنَّ شَيْئاً غَيْرَ ذلِكَ إلاَّ أنْ يَأتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ، فَإنْ فَعَلْنَ فَاهْجُرُوهُنَّ في المَضَاجِع ، وَاضْرِبُوهُنَّ ضَرباً غَيْرَ مُبَرِّحٍ ، فإنْ أطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيهنَّ سَبيلاً ؛ ألاَ إنَّ لَكُمْ عَلَى نِسَائِكُمْ حَقّاً ، وَلِنِسَائِكُمْ عَلَيْكُمْ حَقّاً ؛ فَحَقُّكُمْ عَلَيهِنَّ أنْ لا يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ مَنْ تَكْرَهُونَ ، وَلا يَأْذَنَّ في بُيُوتِكُمْ لِمَنْ تَكْرَهُونَ ؛ ألاَ وَحَقُّهُنَّ عَلَيْكُمْ أنْ تُحْسِنُوا إِلَيْهِنَّ في كِسْوَتِهنَّ وَطَعَامِهنَّ

« Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное.

Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них.

Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть.

Исходя из этого известного хадиса, в случае, если супруга допускает явные проступки и упорствует в этом, несмотря на разъяснения мужа, он имеет право, в воспитательных целях, предпринять последовательно следующие меры:

  • В первую очередь, муж может оставить свою жену на супружеском ложе, чтобы тем самым дать ей понять глубокую степень его порицания относительно её проступков. К этой мере супруг должен прибегать только после всестороннего разъяснения своих претензий своей жене так, чтобы ей стала хорошо понятна их суть. При этом, оставление супруги на ложе не должно перерастать в полный бойкот, при котором муж перестает с ней разговаривать и выполнять свои прочие бытовые обязанности.
  • Если и это не принесет результата, то тогда муж имеет право прибегнуть к крайней мере — слегка наказать свою жену рукой. При этом подобная мера ни в коем случае не должна превращаться в избиение, при котором жена может получить какие-либо травмы или синяки. Переходить эту грань муж не имеет право ни при каких обстоятельствах, помня о том, что и эта мера является крайней.

Это положение хорошо разъясняется в следующем хадисе.

Сообщается, что Иййас бин ‘Абдуллах бин Абу Зубаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

قَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم

لاَ تَضْرِبُوا إمَاء الله. فجاء عُمَرُ — رضي الله عنه — إِلَى رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — ، فَقَالَ : ذَئِرْنَ النِّسَاءُ عَلَى أزْوَاجِهِنَّ ، فَرَخَّصَ في ضَرْبِهِنَّ ، فَأطَافَ بآلِ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — نِسَاءٌ كَثيرٌ يَشْكُونَ أزْواجَهُنَّ ، فَقَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — لَقَدْ أطَافَ بِآلِ بَيتِ مُحَمَّدٍ نِسَاءٌ كثيرٌ يَشْكُونَ أزْوَاجَهُنَّ لَيْسَ أولَئكَ بخيَارِكُمْ

Обратите внимание, как пророк ﷺ указал сподвижникам на то, что излишне сильное побиванние женщины, которое приводит к её жалобам, является упущением для мужчины.

Уместно будет упомянуть, что сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не прибегал к такой крайней мере в отношении своих жен, что несомненно является лучшим путём и примером для каждого из братьев.

И это неудивительно, ведь передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

أكْمَلُ المُؤمِنِينَ إيمَاناً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً ، وخِيَارُكُمْ خياركم لِنِسَائِهِمْ

3) Пожалуй самой важной и приоритетной обязанностью мужчины по отношению к своей семье в целом и к своей жене в частности, является обучение их религии Аллаха .

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

Этот приказ носит общий характер и касается как мужчин, так и женщин. При этом мужчина, беря женщину в жены, берет на себя ответственность относительно обучения её Исламу. Так, всевышний Аллах сказал в Кур’ане:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

Также сказал посланник Аллаха ﷺ:

كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

Таким образом мы видим, что обязанностью каждого мужчины является, по мере своих сил, оберегать свои семьи от гнева Аллаха. А сделать это можно не иначе как обучая свою супругу и детей Исламу, советуя как можно наилучшим образом соблюсти Его ограничения и подавая в первую очередь свой личный пример.

И действительно, финансовое обеспечение семьи и хороший нрав по отношению к ней — являются обязательными. Но будет ли этого достаточно, если по причине упущений в делах религии, кто-то из членов семьи попадет под гнев Аллаха и окажется в Огне? Конечно нет!

Поэтому, приоритетное отношение к изучению религии Аллаха, организация которого лежит на главе семьи и является его обязанностью, очевидна для каждого разумного мусульманина.

4) Ещё одним фундаментальным правом жены является то, что муж не будет беспричинно покидать её на супружеском ложе .

Аллах говорит в Кур’ане:

Этот аят с широким смыслом приказывает супругам жить друг с другом в гармонии, согласно обычаям, принятым среди людей.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

والَّذِي نَفْسِي بيَدِهِ مَا مِنْ رَجُلٍ يَدْعُو امْرَأتَهُ إِلَى فِرَاشهِ فَتَأبَى عَلَيهِ إلاَّ كَانَ الَّذِي في السَّمَاء سَاخطاً عَلَيْهَا حَتَّى يَرْضَى عَنها

Это — один из хадисов, который устанавливает право мужчины на супружескую близость с женой. В отношении прав жены, нам этот хадис интересен в контексте ещё одного аята:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Получается, что мужчина имеет право на супружескую близость с женой, что подтверждается целым рядом достоверных хадисов. Соответственно, жена обязана удовлетворять в этом отношении своего супруга, не уклоняясь без уважительных причин. А поскольку аят 2:228 гарантирует жене те же права, что и обязанности, то это означает, что правом на супружескую близость наделена и она.

Исключением из этого общего положения является ситуация, обусловленная аятом:

وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

Иными словами, муж имеет право покидать свою жену на супружеском ложе лишь в том случае, если она проявляет строптивость, а устные увещевания не оказывают на неё желаемого воздействия. Но и в этом случае, подобная крайняя мера не должна применяться под надуманными предлогами, а должна быть действительно обусловлена необходимостью.

Читайте также: