Обязана ли уо проводить текущий ремонт без решения общего собрания

Обновлено: 04.07.2024

Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

Внимание вопрос: вправе ли собственники, выбравшие в качестве способа управления домом управляющую организацию, принимать решение о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме?

Внимание вопрос: вправе ли собственники, выбравшие в качестве способа управления домом управляющую организацию, принимать решение о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме?

элегантно отмазался (c) thesunbeam

Последствия принятия такого решения какие?

элегантно отмазался (c) thesunbeam

Принять, я думаю, может, а вот будет ли такое решение обязательным для управляющей компании?
Перечень услуг, а соответственно, и переодичность их выполнения определяются договором с управляющей компаний.
Если в нем нет никаких специальных условий, то управляющая компания будет руководствоваться правилам и нормами технической эксплуатации, а соответственно - решение собственников не порождает для него обязательства по выпонению текущего ремонта.
не? )

элегантно отмазался (c) thesunbeam

решение собственников не порождает для него обязательства по выпонению текущего ремонта.

правильно ли я понял, что такое обязательство вытекает из совокупности следующих юрфактов а) выбора способа управления, б) выбор конретной УО, в) заключение договора управления ОИ МКД?

ну, а п. 4.1. относится только к непосредственному управлению

Не понял. Исполнение чего, кем, за чей счет?

правильно ли я понял, что такое обязательство вытекает из совокупности следующих юрфактов

палка с двумя концами. С одной стороны, УО должна оказывать услуги в соответствии с НПА, с другой стороны, полномочия на принятие решения о проведении тек. и кап. ремонта принадлежат собственникам (т.е. как бы УО обязана делать ремонт, но только по команде собственников). Собственно, и суд. практика идет по этим двум путям.

Мне просто кажется, что решение общего собрания собственников является обязательным только лишь для самих собственников, но Правительство РФ думает по-другому (п. 18 Правил содержания общего имущества).

элегантно отмазался (c) thesunbeam

Собственно, и суд. практика идет по этим двум путям.

С одной стороны, УО должна оказывать услуги в соответствии с НПА, с другой стороны, полномочия на принятие решения о проведении тек. и кап. ремонта принадлежат собственникам (т.е. как бы УО обязана делать ремонт, но только по команде собственников).

но Правительство РФ думает по-другому (п. 18 Правил содержания общего имущества).

Т.е. выбрав управляющую организацию, заключив договор управления и оплатив услуги по текущему ремонту собственник не принял решение о том кто и когда должен делать текущий ремонт?

Ок, т.е. проведение текущего ремонта - обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования?

элегантно отмазался (c) thesunbeam

Про проституцию поясняю:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. N 33-3776/2013
Так в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Пунктом 4.1, введенным Федеральным законом от 04 июня 2011 N 123-ФЗ, названной статьи принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме также отнесено к компетенции общего собрания собственников.
Как усматривается из материалов дела собственниками помещений в доме 20 по ул. Карташихина в Санкт-Петербурге не проводились общие собрания для принятия решений по проведению капитального и (или) текущего ремонта общего имущества дома.
Вместе с тем, согласно п. 2.1.2 договора от 01 марта 2010 года обслуживающая организация обязана произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома только в соответствии с дополнительным соглашением к договору, заключенным на основании соответствующих решений общих собраний собственников помещений и с участием представителя Санкт-Петербурга, уполномоченного в установленном порядке администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга. В договоре также указаны требования к дополнительному соглашению.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что право самостоятельно принимать решение о необходимости проведения ремонта общего имущества в доме, определять необходимые виды работ, их объем и стоимость, а также степень финансового участия конкретных собственников в проведении таких работ предоставлено собственникам помещений в многоквартирном доме.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. N 33-1357/2013
прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района Санкт-Петербурга" в котором просил возложить на ответчика обязанность по восстановлению части облицовочного слоя фасада жилого дома в срок до .
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2012 года иск прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга удовлетворен.
ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" осуществляя управление домом, в силу части 2.3 статьи 161 ЖК Российской Федерации, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, довод ответчика о том, что принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 4.1 части 2 статьи 44 ЖК Российской Федерации, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в этом доме не может освобождать ответчика от исполнения принятых на себя по договору обязанностей.
Кроме того, несвоевременное восстановление части облицовочного слоя фасада дома может привести к разрушению не только фасада, но и всей конструкции здания, в связи с чем, имеется угроза жизни и здоровью нанимателей и собственников жилых и нежилых помещений этого дома, а также других лиц - жителей и гостей Санкт-Петербурга, не проживающих в указанном доме, но в силу каких-либо обстоятельств вынужденных находиться в непосредственной близости от дома.


Текущий и капитальный ремонт МКД

Мы рассмотрели два судебных дела по текущему ремонту УО на основе согласия ОСС. Нашли доказательства в документах, когда управляющей компании необходимо делать капитальный ремонт, даже если его не одобрило общее собрание собственников.

Дело 1: Реальное решение ОСС или недействительный протокол

Управляющая компания приняла протокол об общем собрании собственников с одобрением реализации капитального ремонта одного подъезда. В протоколе значились подписи председателя совета МКД и членов счетной комиссии.

По документу стало ясно, что ремонт реализуют на деньги собственников. Сумма ремонта оценивалась в 68 тысяч рублей. К тому же предлагалось оплачивать ещё один платеж за ЖКУ.

После дополнительного собрания собственники запротестовали, и отказались оплачивать ремонт. Так как о решении в протоколе жители услышали впервые, сослались на то, что собрание провели без их участия.

Позже один из собственников подал в суд с призывом сделать ремонт на деньги УК, и протокол признать неверным. (ч.6 ст. 46 ЖК РФ).

Жители аргументировали в суде, что их не известили о собрании, и они не участвовали в нем, следуя ч. 4 ст. 45 ЖК РФ. Председатель совета МКД призналась, что подписала документы за себя и за членов счетной комиссии.

В суде выиграли жители МКД, УО была вынуждена вернуть средства, которые жители вносили за ЖКУ.

Дело 2: Возмещение средств за капитальный ремонт

После того, как УО вернули дополнительные средства за ЖКУ жителям, УК подала в суд на председателя совета МКД с целью возмещения денег за капитальный ремонт – 68 тысяч рублей.

Суды первой и второй апелляционной инстанции отказали, сослались на результаты и документы дела:

  1. Следуя аспектам договора между УК и жителями, управляющая компания должна выполнять текущие работы по капитальному ремонту общего имущества территории за средства собственников.(ч. 2 ст. 162 ЖК РФ)
  1. Необходимое состояние общего имущества многоквартирного дома – это регулирование систем безопасности и прочности дома, здоровья жителей, сохранности имущества, к тому же учитываются права и мнения граждан.Для обеспечения этих условий УО нужно осуществлять техническое обслуживание дома в виде капитального ремонта, контрольной проверки, осмотра. (п. 10 ПП РФ № 491)
  1. Текущий ремонт подъездов осуществляется раз в 3-5 лет, оценивая состояние многоквартирного здания. (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170)
  1. Проведение капитальных ремонтов прописаны в договоре. Управляющие компании должны их реализовывать, даже если это противоречит решению ОСС и аспектам договора. (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10)

После приведения вышеуказанных доказательств, суд постановил, что УО хотела сделать ремонт на деньги жителей, следуя договору, но никак не за счет председателя совета МКД.

Суд не увидел причины в подписании протокола председателем совета МКД, изучая договор, поэтому УО проиграла суд.

Когда можно провести текущий ремонт без решения ОСС

В некоторых случаях УО не требуется организовывать и дожидаться решения ОСС. Перечисляем условия этих случаев:

  1. УО должна выполнять запланированные ремонтные работы по договору управления, следуя правилам из ЖК РФ, № 384-ФЗ, ПП РФ № 491, постановлением Госстроя № 170, без решения ОСС.
  1. Текущий ремонт МКД производится раз в 3-5 лет. (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
  1. Суд не признает заявления УК о не выполненном ремонте. Даже если на смену старой УК пришла новая управляющая организация, и все недочеты остались от прошлой компании.
  1. Чтобы реализовать текущий ремонт, не нужно согласие ОСС. Если собственники не одобрили осуществление ремонта, он все равно производится, согласно договору. (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017)

При плохом состоянии дома общего имущества МКД, управляющую организацию привлекают к административной ответственности. (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр помимо Требований к оформлению протоколов собраний собственников помещений в МКД (далее – Требования) утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее – Порядок). Этот документ привлек не меньшее внимание профессионального сообщества, чем Требования.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению Порядка, предлагаем вспомнить положения ЖК РФ об обязанности управляющего МКД передавать протоколы и решения органу ГЖН.

С 30.06.2015 действует ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой:

  • решения и протокол общего собрания признаны официальными документами и подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим общее собрание;
  • копии решений и протокола общего собрания подлежат обязательному представлению инициатором собрания в УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания. Опираясь на Требования, можно прийти к выводу, что датами проведения общего собрания считаются дата совместного присутствия (собрание в форме очного голосования) и дата окончания приема решений собственников (собрание в форме очно-заочного, заочного голосования). Протокол должен быть составлен в письменной форме не позднее чем через 10 дней после проведения собрания. Дата составления протокола соответствует дате окончания подсчета голосов. Таким образом, нужно успеть составить протокол, снять копии и передать их управляющему в течение 10 дней с даты проведения собрания. Обратим внимание, что оригиналы протокола и решений хранятся в месте, определенном решением общего собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), обязанность передавать их третьим лицам законом не установлена.

С 30.06.2015 действует ч. 19 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в соответствии с которой протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 01.07.2016). Обратим внимание, что в данной норме не отмечено, кто именно передает протоколы в орган ГЖН. Поскольку в жилищном законодательстве сказано об обязанности передавать копии протоколов в орган ГЖН применительно к управляющему МКД и обязанности размещать протоколы и решения в ГИС ЖКХ применительно к инициатору общего собрания, представляется, что в рассматриваемой норме не содержится никаких новых предписаний, она лишь повторяет требования ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ с учетом общего правила о сроке возникновения обязанности большей части поставщиков информации размещать ее в ГИС ЖКХ.

Что нужно передать?

Прежде всего нужно определить, какие именно документы подлежат передаче органу ГЖН. В частях 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ сказано о решениях и протоколах собрания собственников многоквартирного дома. Это означает, что:

  • протоколы общих собраний членов ТСЖ, ЖК, ЖСК передавать никуда не нужно (в соответствии с требованиями приведенных норм ЖК РФ);
  • под решением следует понимать бюллетень для голосования каждого собственника помещения (см. также ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), который необходим при проведении собрания собственников многоквартирного домав форме заочного или очно-заочного голосования. Если при очном голосовании решения собственников не оформляются, передавать их не надо;
  • передавать в орган ГЖН необходимо все полученные протоколы и решения, даже если без участия управляющего МКД они были оформлены с нарушением Требований (а ранее – без обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 181.3 ГК РФ), либо вызывают сомнения в достоверности, либо могут быть квалифицированы как ничтожные.

протокол собрания собственников

Естественно, если инициатором собрания был сам управляющий, он должен передать копии протокола и решений без каких-либо дополнительных условий.

Куда и в какие сроки передавать?

В силу ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ УК обязана передать документы в течение пяти дней с момента их получения от инициатора собрания (см. п. 3 Порядка). Поскольку не указано иное, считать нужно календарные дни. Важно зафиксировать дату поступления документов. Для этого необходимо составить акт приема-передачи документов, в котором следует привести перечень документов, отразить дату передачи, проставить подписи принимающей и передающей сторон.

Если в роли инициатора общего собрания выступает управляющий МКД, вполне логично предположить, что передать пакет документов органу ГЖН нужно в течение пяти дней с даты составления протокола.

В пункте 2 Порядка специально отмечено, что документы надо передавать в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

Каким образом передавать?

Согласно п. 3 Порядка копии документов должны быть переданы способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ электронных образов решений, протокола.

О передаче органу ГЖН

протокол собрания собственников многоквартирного дома

В пункте 4 Порядка уточнено, что копии документов считаются переданными в случае наличия у управляющего МКД документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган ГЖН. Самый очевидный способ – передача нарочным, с получением расписки от сотрудников органа ГЖН с указанием даты передачи документов. Обращаем ваше внимание: в Порядке не сказано, что это единственно возможный способ. Управляющим в населенных пунктах, расположенных в существенном отдалении от областного центра, где обычно располагается орган ГЖН, этот вариант может быть весьма неудобен. Учитывая равенство прав всех хозяйствующих субъектов, представляется справедливым, что управляющие могут направлять пакет документов чиновникам заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

О размещении в ГИС ЖКХ

Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронные образы решений, протокола находятся в открытом доступе и доступны для обозрения в ГИС ЖКХ (п. 4 Порядка). Исходя из буквального толкования ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ и Порядка, размещение в системе и вручение документов не являются альтернативными способами передачи. Это значит, что приказом Минстроя конкретизирована обязанность управляющего МКД размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы собраний собственников.

К сведению

С одной стороны, согласно прямому указанию в ч. 19 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ протоколы передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в системе в общие сроки – с 01.07.2016.

С другой стороны, на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ в случае, если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, они обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Приказ Минстроя является актом законодательства РФ. Можно ли считать, что он устанавливает срок размещения информации в ГИС ЖКХ? Ответ на этот вопрос будет влиять на квалификацию правонарушения в виде неразмещения, несвоевременного размещения в ГИС ЖКХ протоколов общих собраний собственников помещений.

В настоящее время размещение решений и протоколов собрания собственников многоквартирного дома в ГИС ЖКХ – это исполнение обязанности управляющего МКД по передаче контролирующему органу сведений, необходимых для осуществления надзорных мероприятий. Такая обязанность предусмотрена ЖК РФ. Ее неисполнение влечет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф для юридических лиц в сумме от 3 000 до 5 000 руб.).

Одновременно существует обязанность, установленная специальным законом о ГИС ЖКХ, размещать разнообразную информацию в данной системе (цель – предоставление заинтересованным лицам сведений о ЖКХ). В общем случае размещать информацию в ГИС надо с 01.07.2016, в отношении отдельной информации (о домах, находящихся в управлении УК) – с 01.08.2015. Нарушение данной обязанности грозит более серьезными санкциями (см. ст. 13.19.2 КоАП РФ, штраф для УК – 30 000 руб.).

Для справки

С 1 августа 2015 года УК обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о перечне МКД, находящихся в управлении, а также информацию об изменении этого перечня (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Приказом Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015, вступившим в силу 05.01.2016, было уточнено, что помимо размещения сведений непосредственно об МКД (адрес) в ГИС ЖКХ следует размещать протокол собрания собственников многоквартирного дома, на котором принято решение о выборе УК, изменении, расторжении договора управления. Таким образом, определенная категория протоколов общих собраний уже публикуется в системе.

собрание собственников многоквартирного дома

Итак, с 29.04.2016 у управляющих МКД есть бесспорная обязанность размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы общих собраний собственников помещений. Однако с учетом различных целей размещения протоколов в ГИС ЖКХ есть основания считать, что до возникновения обязанности размещать информацию в системе в целом за отсутствие в открытом доступе в ГИС ЖКХ электронных образов решений и протоколов общих собраний (кроме протоколов общего собрания о выборе УК, расторжении договора управления) должна применяться ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Впрочем, нельзя исключать другую трактовку закона проверяющими.

О защите персональных данных

Говоря о размещении протоколов общих собраний и зная о требованиях к их содержанию, нельзя не затронуть вопрос правомерности распространения персональных данных собственников помещений (в реестрах, списках указывают Ф. И. О. гражданина, номер принадлежащего ему помещения, реквизиты документа о праве собственности на помещение в МКД). Необходимо ли получать согласие граждан на такие действия? Может ли быть наложен штраф за размещение протоколов в ГИС ЖКХ с указанием персональных данных граждан по ст. 13.11 КоАП РФ (для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.)?

  • если субъект персональных данных согласен на их обработку;
  • если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
  • если персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Статья 7 указанного закона гласит: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность управляющего МКД раскрывать в системе ГИС ЖКХ персональные данные без согласия субъектов предусмотрена ЖК РФ, такая обработка осуществляется для исполнения возложенной на управляющего МКД обязанности по передаче органу ГЖН протоколов, решений общих собраний собственников помещений в МКД. Поэтому закрывать фамилии собственников помещений в реестрах при сканировании протоколов, приложений к ним, решений собственников не нужно.

Кроме того, следует помнить, что совокупность указанных данных доступна любому лицу в виде выписки из ЕГРП.

Все протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, проводимых в период управления домом конкретной организацией (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК), последняя обязана направлять в орган ГЖН (нарочным, заказным отправлением с уведомлением о вручении). Также она должна размещать в ГИС ЖКХ их электронные образы. Передавать и размещать в системе нужно непосредственно протоколы собраний со всеми приложениями, включая решения собственников помещений в МКД. При получении документов от инициатора собрания собственников многоквартирного дома обязательно составляйте акт с указанием перечня документов и даты передачи. Вопрос квалификации нарушения в виде неразмещения протоколов в ГИС ЖКХ является спорным, на сегодняшний день более обоснованным представляется применение ст. 19.7 КоАП РФ.

В Жилищном кодексе РФ закреплено, что решение о проведении текущего ремонта общего имущества принимают собственники помещений в доме на общем собрании. Узнайте, должна ли управляющая организация, по мнению суда, ремонтировать подъезды в доме в отсутствие решения собственников и почему.

УО отремонтировала подъезд по решению общего собрания

Управляющая организация в Кемерово получила протокол общего собрания собственников с решением о текущем ремонте общего имущества дома – одного из подъездов (ч. 4.1 ст. 44 ЖК РФ). Протокол был подписан членами счётной комиссии и председателем Совета многоквартирного дома.

В протоколе ОСС было указано, что ремонт проводится за счёт средств собственников. Они должны были ежемесячно вносить дополнительную плату в адрес УО до полного погашения затраченной на работы суммы. Стоимость ремонта подъезда составила 68 000 рублей. УО согласно решению ОСС включила в счета за ЖКУ дополнительный платёж.

Собственники созвали внеочередное общее собрание и отказались платить за ремонт. На этом собрании они узнали о протоколе ОСС, согласно которому действовала управляющая организация. Оказалось, что такого собрания не проводилось, собственники помещений в доме о нём не знали и не голосовали.

Суд признал протокол общего собрания недействительным

УО отказалась делать перерасчёт, поскольку представленный ранее протокол не был оспорен. Один из собственников направил в суд иск с требованием признать протокол ОСС о проведении ремонта за счёт владельцев помещений недействительным, а ремонт оплатить из собственных средств УО (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Собственники в суде доказали, что не были извещены о проведении общего собрания в соответствии с ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, не присутствовали на нём и не голосовали по заявленным вопросам. Председатель Совета МКД подтвердила, что ОСС не проводилось, а документы она подписала за себя и за членов счётной комиссии.

Суд признал протокол общего собрания собственников недействительным, и УО пришлось вернуть собственникам деньги, которые они оплатили согласно дополнительным начислениям.

УО обязана проводить текущий ремонт раз в три-пять лет

После признания протокола ОСС о проведении текущего ремонта недействительным, управляющая организация подала в суд на председателя совета МКД с требованием возместить 68 000 рублей за ремонт подъезда.

Суды первой и апелляционной инстанций иск управляющей организации отклонили. Их решения основывались на следующих аргументах:

  1. По условиям договора, заключённого между УО и собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющая организация обязана за плату содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать общее имущество дома (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

При этом размер платы определяется в размере, позволяющем содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 29 ПП РФ № 491).

  1. Надлежащее состояние общего имущества МКД – это соблюдение характеристик надёжности и безопасности дома, жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, а также соблюдение прав и интересов собственников помещений в доме (п. 10 ПП РФ № 491).

Чтобы обеспечить такие условия, УО должна проводить техническое обслуживание дома, осмотры, контрольные проверки и текущий ремонт (ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

  1. Текущий ремонт подъездов должен проводиться с периодичностью раз в 3–5 лет в зависимости от физического износа МКД (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
  2. Все текущие работы для надлежащего содержания общего имущества МКД считаются предусмотренными в договоре управления. Управляющие организации обязаны выполнять их вне зависимости от наличия такого условия в договоре или решения общего собрания собственников (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Принимая во внимание данные требования законодательства РФ, судьи установили, что управляющая организация была обязана провести текущий ремонт в подъезде за счёт средств, ежемесячно собираемых с жителей дома согласно договору управления.

Причинно-следственных связей между поддельным протоколом, подписанным председателем Совета дома, и ремонтом подъезда суд не установил. Поэтому судьи отклонили требование УО взыскать с председателя сумму ущерба, равную стоимости ремонта.

Текущий ремонт выполняется вне зависимости от решения ОСС

Управляющие организации и ТСЖ, отвечающие за содержание общего имущества многоквартирных домов, не должны ждать обращения жителей с требованием провести текущий ремонт или решения общего собрания собственников.

УО следует помнить, что:

  1. Текущий ремонт общего имущества МКД должен проводиться раз в 3–5 лет (п. 3.2.9 постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170).
  2. Обязанность проводить ремонт возложена на УО договором управления и нормами ЖК РФ, № 384-ФЗ, ПП РФ № 491, постановлением Госстроя № 170 и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
  3. На проведение текущего ремонта, порядок финансирования которого определён в договоре управления, не требуется принятие дополнительного решения ОСС. Обязанность проводить такие работы лежит на управляющей организации, даже если собственники отказались от проведения текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).
  4. Суд, рассматривая иски к УО о непроведении ремонта, не принимает во внимание доводы о том, что организация приступила к управлению дома недавно и все дефекты и нарушения содержания общего имущества имелись ранее. Данные обстоятельства не снимают с УО, управляющей на момент обращения собственника в суд домом, обязанности по выполнению текущего ремонта (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017).

За ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома УО может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за управление МКД с нарушением лицензионных требований.


Работы, выполняемые для надлежащего содержания балконов, входят в минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. В перечень входят в том числе выявление нарушений и эксплуатационных качеств балконной плиты (п. 9 ПП РФ № 290).

Определять состояние и при необходимости планировать ремонт балконных плит управляющая компания должна в ходе плановых осмотров. Осмотры состояния конструктивных элементов дома должны проводиться минимум дважды в год – весной и осенью (п. 2.1.1 постановления Госстроя РФ № 170).

По результатам осмотра УО должны, согласно п. 2.1.5 постановления № 170, в течение месяца определить перечень и объём работ по ремонту балкона, если были зафиксированы деформации и повреждения имущества.

Также УО обязана:

  • проверять правильность использования балконов жителями дома;
  • не допускать размещения на балконах громоздких и тяжелых вещей, захламления и загрязнения;
  • разъяснять жителям МКД правила эксплуатации балконов (п. 4.2.4 постановления № 170).

Об обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома
101346

5




Кто должен ремонтировать балкон

По правилам гражданского законодательства, поддержанием надлежащего состояния имущества обязан заниматься его собственник. В понятие содержания входит и ремонт имущества в случае возникновения такой необходимости.

Для того, чтобы понять, кто отвечает за содержание балконов нужно выяснить, к какому имуществу они относятся. Жилые помещения в МКД (т.е. многоквартирном доме) могут находиться в муниципальной собственности или частном владении. Все, что предназначено для совместного использования, относится к общедомовому имуществу.

По Жилищному кодексу (ст. 36) крыши, ограждающие несущие, а также НЕ несущие конструкции в МКД, относятся к общему имуществу.

Конкретно про балконы в кодексе ничего не говорится. Поэтому из его положений непонятно, какова принадлежность этих конструкций. Данный вопрос регулируется другим документом. Правительством в Постановлении № 491 от 13.08.2006 определяется полный перечень имущества общего для всего МКД. К его числу относятся и балконные плиты, а также стены, к которым они примыкают. Они являются несущими конструкциями, входящими в общедомовую собственность.

Следовательно, ремонт балконных плит должен осуществляться за счет средств, отчисляемых всеми собственниками на содержание дома, силами выбранной УК или ТСЖ (естественно, при привлечении ими других специалистов). Иные элементы балконов (козырьки, двери, ведущие в квартиру, стеклопакеты) относятся к частному имуществу жильцов. Поэтому их содержанием должны заниматься владельцы квартиры с балконом.

В многоквартирном доме

Ремонтные работы различных элементов балкона в доме должны проводиться лицами, в собственности которых они находятся. Плиты балконов относятся к общему для всех владельцев квартир в МКД имуществу.

Статья по теме: Усиление парапета балкона под пластиковое остекление

Поэтому восстановление балконной плиты будут проводить проводить организации, выбранные собственниками для содержания МКД.

Они могут делать это самостоятельно или привлекать для этой цели специализированные компании. Предпологается, что прочие части балконов (по закону) будут ремонтироваться хозяевами квартир самостоятельно. Это могут быть частные лица или муниципалитет в зависимости от наличия или отсутствия приватизации конкретного жилья. Ремонт балкона управляющей компанией или ТСЖ в указных случаях не производится!

Кто должен ремонтировать балкон в приватизированной квартире по закону

Как было сказано выше, производить ремонт (и капитальный и обычный) балкона в приватизированной квартире будут либо ее владельцы, либо управляющая организация (привлекая подрядчика). Это зависит от того, какая именно конструкция нуждается в восстановлении.

Элементы балконов, не относящихся к общим, подлежат ремонту жильцами приватизированных помещений за свой счет.

За чей счет осуществляется ремонт

Ремонтные работы не являются бесплатными. Услуги организации, осуществляющей ремонт, должны быть оплачены. В связи с этим встает вопрос, кто будет нести расходы на оплату ремонта.

Фактически, в любом случае расходы несут собственники квартир в МКД.

За содержание имущества, относящегося к общему, они обязаны производить отчисления пропорционально своей доле в нем. Ремонт несущих частей балкона проводиться за счет этих отчислений.

Ремонт козырька над балконом или других его элементов, относящихся к частному имуществу, оплачивается владельцем квартиры.

Что УО должна делать для надлежащего содержания балконов

Осмотр балкона может проводиться не только по плану управляющей организации, но и по заявлению собственника или нанимателя помещения в доме. Если при осмотре балкона УО обнаружила признаки повреждений, то, согласно п. 4.2.5 постановления № 170, организация обязана принять срочные меры и обеспечить безопасность людей, предупредив развитие деформаций.

Порядок действий УО в такой ситуации следующий:

  1. Составить акт осмотра повреждённой балконной плиты, где следует описать характер и место повреждений, причину, если она известна.
  2. Определить характер и объём требуемых восстановительных работ.
  3. Определить источник финансирования.
  4. Если балконная плита находится в аварийном состоянии и создаёт угрозу безопасности людей, то закрыть и опломбировать вход на балкон вплоть до выполнения ремонтных работ (п. 4.2.4.3 постановления № 170).

Оплачивают ремонт балконов всегда собственники помещений в многоквартирном доме, несущие бремя содержания общего имущества:

  1. Если требуется текущий ремонт, то источником его финансирования становятся средства, которые жители дома ежемесячно вносят в адрес УО за содержание и ремонт общего имущества дома.
  2. Если повреждения значительные и требуется капитальный ремонт, то вопрос выносится на общее собрание собственников помещений в МКД.

Несмотря на то, что текущий ремонт, как и капитальный, отнесён к компетенции общего собрания собственников, отсутствие решения ОСС о проведении таких работ не является основанием для УО не выполнять их (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.09.2017 по делу № 33-9061/2017). Текущий ремонт балконной плиты УО должна провести, не дожидаясь решения ОСС.

Верховный Суд РФ о перепланировке балконов
12453

1

Кто отвечает за балкон в приватизированной квартире?

Если вы не знаете, кто должен ремонтировать балкон квартиры, если она не приватизирована, ответственность по профилактике и ремонту общего имущества (плиты и внешняя стена примыкающей конструкции) относятся к управляющей компании.

Статья по теме: Как утеплить балкон без батареи

В квартирную ежемесячную плату входит стоимость за ремонт и обслуживание несущей стены и плиты вашего балкона. Ответственность владельца: слежение за состоянием перил, парапетов и иных примыкающих конструкций.

Чтобы управляющая компания выполнила ремонт на основании ответственности перед собственником:

  • Напишите заявление о проведении ремонтно-восстановительных работ;
  • Сфотографируйте аварийные участки территории. Предварительно получите письменное разрешение от соседей;
  • Напишите пояснительную записку о необходимости ремонта выступающей квартирной территории. Пример причины: аварийность конструкции влечет опасность жизни и здоровью как собственников, так и иных граждан.

Оформленные документы копируются. Одна копия отправляется в ЖЭК, а вторая — остается у владельца.


Управляющая компания не торопится принять решение о ремонте? Направьте аналогичный список документов в местную компанию с просьбой обратить внимание на этот процесс и помочь решить проблему.

Обязанности ЖКХ

В законодательстве можно найти ряд не состыковок относительно проблемы ремонта. В ЖК РФ балконы не принадлежат имуществу многоквартирного дома. Закон Правительства под номером 491 противоречит этому факту. Оно подтверждает, что плиты входят в общедомовое имущество.

Это постановление отмечает несколько правил. На их основании в состав общего имущества управляющей компании входят:

  • Конструкции ограждения в квартире. Сюда относятся несущие стены, предназначенные для перекрытия плиты, колонны, балконные конструкции и иные;
  • Не несущие ограждающие сооружения в здании: двери и окна помещений общего предназначения, парапеты, перила и иные конструкции.

Куда обратиться для проведения ремонта балкона?

Владелец приватизированной квартиры имеет законное право на предоставление ему ремонтных услуг со стороны ЖКХ. Нормы и условия технической эксплуатации ЖК предусматривают профилактические процедуры при проведении ремонта лоджий и балконных сооружений.

Ответственность за ремонт лежит на управляющей организацией. Подавать заявление следует в ЖКХ по месту нахождения приватизированной квартиры. Она может выполнять капитальные или профилактические работы фасада здания или выборочно для отдельного собственника.

Собственник жилой недвижимости может рассчитывать на услуги управляющей компании. Ремонтные услуги проводятся за счет денежных средств, которые регулярно выплачиваются собственниками в виде ежемесячной квартирной платой. Осмотр балконов и иных присоединенных сооружений проводится два раза в год: осенью и весной. Правила и нормы технической безопасности под номером 170 указывают на то, что сотрудники несут ответственность за проведение следующих ремонтных работ:

  • Тщательная ежегодная проверка балконов приватизированных квартир — целевое предназначение;
  • Проведение подробного инструктажа собственников о правильном пользовании балкона.

Обнаружив аварийное состояние, сотрудники коммунальной службы должны принять меры в незамедлительном порядке. Предупредительное правило: установка пломбы и закрытие объекта общего пользования.

Почему суд обязал УО провести текущий ремонт балкона до капитального

Рассмотрим несколько судебных дел, в которых собственники помещений в многоквартирных домах требовали от управляющих организаций выполнить ремонт балконных плит.

Истец проживал в доме, требовавшем капитального ремонта, но не включённом в региональную программу. Собственник потребовал от УО выполнить работы по восстановлению балкона. Управляющая организация отказалась, сославшись на то, что балконная плита требует капитального ремонта. Истцу посоветовали инициировать ОСС.

Тогда собственник обратился в орган ГЖН. Ведомство провело проверку и постановило, что балконная плита имеет незначительные повреждения, следовательно, её ремонт должен быть выполнен в счёт средств, вносимых жителями дома за содержание и ремонт общего имущества МКД.

УО собрала комиссию из представителей муниципалитета, регионального БТИ, органа ГЖН. Комиссия постановила, что дом требует капитального ремонта, и его необходимо включить в региональную программу. В заключении была зафиксирована необходимость капитального ремонта спорной балконной плиты.

Собственник подал иск в суд. На дату рассмотрения дела дом не был включён в региональную программу по капремонту. Суд заострил внимание на том, что балконная плита находится над тротуаром и создаёт опасность для жизни и здоровья людей. Принимать меры в такой ситуации обязана управляющая домом организация согласно п. 4.2.4.2 постановления №170.

Поскольку УО не провела охранных работ и мер по восстановлению балкона, то суд постановил, что она не исполнила обязанности по содержанию и текущему ремонту балконной плиты, физический износ которой достиг предельно допустимых характеристик надёжности и безопасности. Балкон угрожал жизни и здоровью граждан.

Судья отметил, что в домах, где в ближайшие пять лет запланирован капитальный ремонт, должен проводиться текущий ремонт, обеспечивающий нормативные условия для проживания (п. 2.3.7 постановления № 170). Таким образом, суд обязал УО провести работы по текущему ремонту балконной плиты.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
86384

11

Когда УО имеет право демонтировать балкон без согласия собственника

В другом деле собственник приобрёл квартиру в многоквартирном доме и обратил внимание, что в противоречие кадастровому паспорту в помещении нет балкона. Бывший собственник квартиры пояснил, что балкон демонтирован в его отсутствие.

Оказалось, что балконная плита находилась в аварийном состоянии, что подтверждает акт осмотра. Осмотр проводили представители управляющей организации и муниципалитета. Во избежание падения плиты было принято решение её демонтировать. УО исполнила решение.

Новый владелец потребовал от управляющей организации восстановить разрушенный балкон. УО отказалась, сославшись на отсутствие решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении капитального ремонта. Собственник обратился в суд.

Суд встал на сторону управляющей организации, поскольку комиссия, обследовавшая балконную плиту, составила акт о её аварийном состоянии. Износ элементов конструкции составлял более 50%, ремонту и восстановлению они не подлежали. Во избежание падения балконной плиты она была демонтирована. Работы проводились в отсутствие собственника квартиры, поскольку в ней долгое время никто не проживал.

Восстановление балкона, как указал суд, относится к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Такое решение должны принять собственники на общем собрании (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Суд иск отклонил и посоветовал владельцу квартиры инициировать общее собрание собственников для принятия решения о восстановлении балконной плиты за счёт средств капитального ремонта.

ПП РФ 1498: Особенности содержания общего имущества в МКД
10614

0

Запомнить

По вопросу ответственности за состояние и ремонт балконов многоквартирных домом управляющие организации должны помнить следующее:

  1. В состав общего имущества МКД включён не весь балкон, а только балконная плита (пол) и несущая стена дома.
  2. УО обязана проводить осмотры и следить за состоянием общего имущества дома, в том числе балконных плит, своевременно принимать меры по восстановлению их надлежащего состояния.
  3. УО должна проводить текущий ремонт балконных плит за счёт средств, собираемых с жителей дома за содержание и ремонт общего имущества, независимо от того, принято ли соответствующее решение на ОСС.
  4. Если балконная плита требует капитального ремонта, о чём составлен акт обследования, то решение о ремонте могут принять только собственники на общем собрании. При этом УО следует провести работы в рамках текущего ремонта, если капремонт в ближайшее время не запланирован.
  5. Если собственники не приняли решение о капремонте аварийной балконной плиты, то управляющая организация вправе закрыть и опломбировать вход на аварийный балкон.

Управляющая организация не должна игнорировать жалобы жителей дома на состояние балконов: если из-за износа балконной плиты произойдёт обрушение конструкции, то ответственность за это понесут УО и её должностные лица.

Что делать с аварийным балконом?

Если вы обнаружили на балконе признаки разрушения, следует сразу же уведомить об этом управление жилищной конторы вашего района в письменном виде. Заявление должно быть заверено представителем коммунальной службы и завизировано в соответствующем журнале регистраций. Не лишним будет сделать его копию.

Для подтверждения жалобы можно сделать несколько снимков, на которых хорошо видны следы разрушения, а также попросить соседей поставить подписи под письменным описанием состояния балкона – они не будут против этого, так как проблема может коснуться и их имущества.

Следы разрушения балконной плиты


Следы разрушения балконной плиты

Аварийное состояние балкона определяется по следующим признакам:

  • Глубокие трещины вдоль соединения плиты с несущей стеной;
  • Отслоения бетона с нижней стороны плиты, обнажающие внутренние участки арматуры;
  • Рыхлости на верхней стороне плиты, вымывающиеся водой;
  • Частичные обвалы краев плиты.

После этих действий есть два варианта, как поступать дальше. Можно пойти на соглашение с коммунальщиками и предложить им со своей стороны сделать ремонт самостоятельно, а с их стороны включить стоимость работ и использованных материалов в счет квартплаты. А можно ждать, пока коммунальное учреждение само возьмется за ремонт вашего балкона, а если не возьмется, обратиться в высшие инстанции и добиваться решения вопроса через суд. Мы советуем, если это в ваших силах, сделайте ремонт самостоятельно – это будет быстрее и с меньшими эмоциональными потерями.

Обговорите с представителем коммунального предприятия, какие виды работ будут включены в перерасчет за квартплату и какие строительные материалы они согласны оплатить. Если возникают спорные вопросы, предложите управляющему на месте составить смету работ.

Читайте также: