Обязана ли компания применять бланки первички утвержденные госкомстатом

Обновлено: 15.05.2024

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какие формы документов являются обязательными, а какие организации сами могут разработать?(лицевые счета, табель учета рабочего времени, начисление з. платы и т. д.)

Инесса68, тут все достаточно просто.
Если существует унифицированная форма того или иного документа - использовать нужно ее. Если унифицированной формы нужного вам документа нет - вы можете разработать его сами.

лицевые счета и табель учета рабочего времени - есть унифицированные формы. Начисление зарплаты - по-моему нет, то есть его вы можете разработать сами.


И вот еще почитайте:


Обязательны ли унифицированные формы?

Большинство кадровиков оформляют кадровые приказы по унифицированным формам, так как считают, что такой порядок не вызовет нареканий при проверках. Но многие считают, что в кадровом деле унифицированные формы носят лишь рекомендательный характер и не обязательны к применению. Разобраться в этом вопросе нам поможет начальник Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Светлана ПЕТРОВА.
Постановление Госкомстата

Бесспорным является тот факт, что для специалистов кадровых служб применение унифицированных форм имеет ряд существенных преимуществ. Основное преимущество в том, что у проверяющих инспекторов труда не возникает лишних претензий к ведению кадровых документов.
Другое не менее важное преимущество в том, что у кадровиков сокращается время на составление и оформление документов. Всем кадровикам известно, как тяжело разработать самостоятельно формы кадровых приказов, не унифицированных стандартом. Часто на практике возникают сложности именно с такими приказами - о смене фамилии, о дисциплинарном взыскании.
Каковы недостатки?

Теперь давайте постараемся понять, что же не нравится кадровикам в унифицированных формах? Обычно недовольство кадровиков связано с тем, что в формах не предусмотрена специфика каждой конкретной организации. Некоторые кадровики утверждают, что в формах недостаточное количество строк для внесения необходимых сведений. Но больше всего у кадровиков возникает проблем из-за того, что законодательство не дает четких указаний по их заполнению.
Учесть специфику всех организаций невозможно. Однако Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации [3] позволяет каждой организации при необходимости вносить в формы дополнительные реквизиты. Поэтому всегда можно добавить дополнительные строчки для внесения необходимой информации или предусмотреть визы согласования.
Основная проблема при работе с унифицированными формами связана с большим количеством вопросов о порядке заполнения той или иной формы. К сожалению, в этом несомненно большой пробел в законодательстве. Полных рекомендаций по их заполнению действительно нет.
Состав унифицированных форм

Унифицированные формы включают в себя две группы документов: по учету кадров и по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда.
Учетные документы, которые содержатся в первой части постановления, распространяются на все организации вне зависимости от формы собственности. Это унифицированные формы приказов о приеме, переводе, увольнении работника, направлении работника в командировку, о предоставлении отпуска работнику, личная карточка работника, штатное расписание, график отпусков и другие документы. Вторая группа документов распространяется на все организации, кроме бюджетников. К этой группе документов относится табель учета рабочего времени [4].
Личная карточка Т-2

Одна из унифицированных форм имеет особый статус. Таким статусом наделена личная карточка работника или, как ее обычно называют, карточка Т-2. Пунктом 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек [5] установлено не только то, что работодатель обязан ознакомить работника с каждой внесенной в трудовую книжку записью под расписку в его личной карточке. Но установлено также и то, что форма личной карточки утверждается Госкомстатом. Поэтому необходимость и обязательность ведения этой формы ставить под сомнение неправомерно.
Где найти ответ

Да, формально вашу организацию не могут оштрафовать за ведение кадровых приказов в свободной форме. Но отсутствие унифицированных форм повлечет за собой другие нарушения. Так что, как видите, лучше не искать ответ на вопрос об обязательности унифицированных форм, а находить преимущества от их применения.
Цитируем закон

11:53 24.03.2009
Не каждая унифицированная форма обязательна

Автор: Е. Диркова , генеральный директор, ООО "Бизнес-Бухгалтер".

Как ведомственный акт становится нормативнымВопреки широко распространенному мнению, среди унифицированных форм обязательны к применению не все. Дело в том, что постановления Госкомстата России межведомственного характера, не представлявшиеся на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ (Минюст), не считаются нормативными правовыми актами. Требования таких актов не приравниваются к обязательным государственным предписаниям, рассчитанным на многократное применение. Так вот, в Минюсте рассматривались не все постановления, которыми были введены унифицированные формы.
Действительно, в период утверждения постановлений, содержащих унифицированные формы, Госкомстат России являлся федеральным органом исполнительной власти. Правила издания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации были установлены постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Постановление № 1009) и разъясняются приказом Минюста от 4 мая 2007 г. № 88. Так вот в отношении некоторых постановлений Госкомстата России эти правила соблюдены не были. Заметим, что акты, признанные Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации, также создают общеобязательные предписания при условии их опубликования.

от 30 марта 2015 года N 52н

Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению

(с изменениями на 15 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2010, N 19, ст.2291; 2013, N 19, ст.2331; 2014, N 43, ст.5795), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; N 41, ст.4048; 2005, N 34, ст.3506; N 42, ст.4278; N 49, ст.5222; 2007, N 45, ст.5491; N 53, ст.6607; 2008, N 5, ст.411; N 17, ст.1895; N 34, ст.3919; 2010, N 2, ст.192; N 20, ст.2468; N 52, ст.7104; 2011, N 36, ст.5148; 2012, N 20; ст.2562; N 29, ст.4115; N 37, ст.5001; 2013, N 5, ст.411; N 20, ст.2488; N 36, ст.4578; N 38, ст.4818; 2014, N 40, ст.5426) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями

1. Утвердить Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления" ОКУД), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить Перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Утвердить формы регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора" ОКУД), согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

5. Утвердить Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

6. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2015 года.

7. Настоящий приказ распространяется на государственные (муниципальные) унитарные предприятия при ведении бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий государственных (муниципальных) заказчиков по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.

8. Настоящий приказ распространяется на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" при ведении бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также на федеральные государственные унитарные предприятия при передаче им Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2017 года приказом Минфина России от 17 ноября 2017 года N 194н. - См. предыдущую редакцию)

в Министерстве юстиции

2 июня 2015 года,

регистрационный N 37519

Приложение N 1
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 марта 2015 года N 52н

Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны оформлять первичные документы по учету всех проводимых хозяйственных операций .

(->) должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Ранее обязанность разрабатывать формы первичной документации была возложена на Госкомстат России . С 12 марта 2004 г. эта обязанность возложена на Минэкономразвития России . Но Минэкономразвития России новые унифицированные формы пока не утверждало. Поэтому в настоящее время действуют все унифицированные формы, ранее принятые Госкомстатом России.

При этом унифицированные формы бланков могут изменяться. При изменении форм надо учесть следующее :

(+) нельзя изменить формы по учету кассовых операций (N КО-1 "Приходный кассовый ордер", N КО-2 "Расходный кассовый ордер", N КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", N КО-4 "Кассовая книга", N КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств" );

(+) нельзя удалять отдельные реквизиты из унифицированных форм;

(+) все реквизиты утвержденных унифицированных форм нужно оставить без изменения (включая код, номер формы, наименование документа);

(+) измененные формы первичной документации должны быть утверждены в приказе об учетной политике организации ;

(->) должны содержать все необходимые для первичных документов реквизиты, если нет унифицированных форм . Разработанные формы первичной документации также должны быть утверждены в приказе об учетной политике организации.

В целях исчисления налогов затраты также принимаются при условии их документального подтверждения. При этом первичные документы, правильно оформленные в целях бухгалтерского учета, могут одновременно использоваться при подтверждении расходов в целях исчисления налогов .

(!) За отсутствие первичных документов (причем независимо от того, повлияли они на формирование налоговой базы по налогам или нет) организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа:

(+) в размере 5000 руб., если налоговая база не занижена и первичные документы отсутствуют за один налоговый период ;

(+) в размере 15 000 руб., если налоговая база не занижена и первичные документы отсутствуют за несколько налоговых периодов ;

(+) в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., если отсутствие первичных документов повлекло занижение налоговой базы .

Следует обратить внимание на то, что п. 1 ст. 122 НК РФ также установлен штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога, если отсутствие первичных документов повлекло занижение налоговой базы. Но поскольку п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения к ответственности, то на практике ответственность за указанное нарушение должна применяться по п. 3 ст. 120 НК РФ .

Статья 9, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее - Порядок).
Пункты 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ; п. 9 Порядка.
Подпункт 9 п. 9 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 N 85; п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах"; Постановление Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной документации".
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20.
Утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
Пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Пункт 1 ст. 252, ст. 313, п. 3 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.16, п. 7 ст. 346.26, п. 1 ст. 221 НК РФ.
Пункт 1 ст. 120 НК РФ.
Пункт 2 ст. 120 НК РФ.
Пункт 3 ст. 120 НК РФ.
Пункт 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Главные темы месяца

Отменены унифицированные формы первичных кадровых документов, утвержденных постановлением Госкомстата от 05.01.2004?, Или не отменены, а просто теперь не обязательны?

C 01.01.2012 соогласно новому закону "О бухгалтерском учете" унифицированные формы первичных кадровых документов (приказы, личная карточка, график отпусков, штатное расписание и др.). не действуют?

Уточняю. У нас простая коммерческая организация. Не бюджет.
Очень беспокоит вопрос: можно ли дальше применять все формы Т-1, Т-2, Т-3, Т-7 и т.д.

Цитата
Гость пишет:
можно ли дальше применять все формы Т-1, Т-2, Т-3, Т-7 и т.д.
Цитата
Очень беспокоит вопрос: можно ли дальше применять все формы Т-1, Т-2, Т-3, Т-7 и т.д.
Цитата
Гость пишет:
C 01.01.2012 соогласно новому закону "О бухгалтерском учете" унифицированные формы первичных кадровых документов (приказы, личная карточка, график отпусков, штатное расписание и др.). не действуют?

Ох, буду отвечать.
Я по этому вопросу еще в том году собиралась подготовить консультацию для сайта, но не подготовила в связи с тем, что ждали ответ на наш запрос из Роструда. К слову, запрос посылали уже несколько раз. Ответа нет по сей день. Ждем. И пишем запрос вновь. Так что пока отвечаю без ссылок на мнение Роструда. Свои мысли и предостережения.

Вот та самая часть статьи 9 из закона "О бухгалтерском учете", ктр. вступил в силу с 01.01.2013:

Цитата
4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Есть и один офиц.документ, разъясняющий это положение - Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому:

Исходя из "части 4 статьи 9" Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные "частью 2 статьи 9" Федерального закона N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы "первичных учетных документов", содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Исходя из "части 1 статьи 7" и "статьи 9" Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов .
--------------------------------
Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные "формы" (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, "форму" книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные "формы" ведомостей учета имущества, предусмотренные "приказом" Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н).

А теперь как быть нам кадровикам.

Надо сказать, что и прежде многие инспекторы Гострудинспекций и юристы не считали госкомстатовские унифицированные формы по кадрам обязательными для применения, не признавали за Госкомстатом нормотворческой функции. Наш сотрудник, который прежде работал в ГИТ, рассказывал, что они при проверке в годы его работы и не требовали соблюдения УФ, не штрафовали за их неприменение.
Однако большинство инспекторов ГИТ в других регионах все же настаивали на обязательности кадровых унифицированных форм, и мы их применяли.

На сегодняшний день большинство специалистов, ссылаясь на п.4 ст.9 ЗАкона о бухучете утверждают, что теперь все унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004, не обязательны к применению. Формы первичных учетных документов теперь утверждает руководитель экономического субъекта.

Попутно отвечу на вопрос ТС - эти формы действуют, они не отменены,
речь идет именно об их обязательности.

Цитата
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета

В связи с этим мое предложение - издать приказ, в котором указать, что утвержденные госкомстатом формы Вы (работодатель = экономический субъект) будете применять у себя. Т.е. утвердите их для себя, как требует закон о бухучете. Странно, канеш. Но от греха подальше. Не забудьте к этому приказу представление должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Я беспокоюсь, что проверяющие могут начать с вас требовать такой приказ во исполнение закона о бухучете.

И напоследок, ну еще один нюанс. Согласно новому закону о бухучете: " Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: . 7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц." А у нас с Вами в госкомстатовских унифицированных формах часто нет реквизита для расшифровки подписи работника. Конечно, вряд ли Вас кто-то казнит или оштрафует за это, но лучше пусть Ваш работник расшифровывает свою подпись.

Читайте также: