Обязан ли я хранить квитанции об

Обновлено: 15.06.2024

Каждый месяц управляющая компания, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация выставляет счет на оплату. За ЖКХ платежи являются обязательными, оплачивать их собственник, владелец недвижимости обязан согласно статье 155 ЖК РФ[1] до 10 числа следующего месяца. А сколько необходимо хранить квитанции об оплате коммунальных услуг?

Способы оплаты

Потребитель вправе оплатить счета удобным для себя способом:

  • наличными в кассу;
  • банку наличными по квитанции, безналичными со счета – карточного, лицевого;
  • используя онлайн сервисы, платежные системы.

Независимо от способа внесения есть общие рекомендации:

  1. Удостовериться, что реквизиты плательщика, получателя указаны, верно (обратить особое внимание на номер лицевого счета плательщика, его фамилию, имя, отчество, адрес).
  2. Проверить внесенную/перечисленную сумму.
  3. Получить удостоверяющий документ о платеже – чек, квитанцию, электронный чек.

В случае его отсутствия – удостовериться, что деньги за потребленный ресурс поставщику поступили (в счет включаются строки о долге на начало периода и внесенные суммы, после чего отражается итоговая сумма к оплате с учетом платежей).

Срок хранения

Сколько времени хранятся бумаги о платеже, зависит от статуса плательщика – предприятие это или гражданин.

Для юридических лиц

Обуславливается тем, что ИФНС, другие контролирующие организации могут проверять документы за три предыдущих года, при необходимости – больше (например, если проверка началась раньше, и сроки были продлены), причем проверять могут обе стороны – плательщика, управляющую компанию, сверять их данные в рамках встречных проверок. Но это касается компаний.

Для физических лиц

Закона, обязывающего граждан сохранять чеки, прочие бумаги об оплате, в течение определенного количества лет, нет. Нормативных требований к гражданам по срокам хранения также нет.

Для взыскания долгов управляющими компаниями, ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями применяется общий срок исковой давности – 3 года со дня неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм ( ст. 196, 200 ГК[3]). Конечно, лишние бумаги создают определенные неудобства, однако лучше их все же хранить.

Причины для хранения

В случае переформирования поставщика услуг, наличие квитанций поможет восстановить платёжную историю потребителя.

Со временем меняются управляющие компании, создаются и распадаются ТСЖ, а передаются остатки от одной к другой организации не всегда корректно. Доказать, что долга нет, все оплачено помогут подтверждающие документы. Иногда системой самой организации платежи разносятся неверно по плательщикам – суммы теряются. Возможны сбои в программном обеспечении. Ошибки не исключены при перечислении средств банками.

В случае споров доказательствами внесения средств потребителями на счет управляющей компании служат платежные документы. Для судебного разбирательства важен факт оплаты – по закону потребитель обязан доказать оплату, а без соответствующего документа оправдаться не получится.

Как оптимизировать

Для тех, кто предпочитает уменьшить объем хранения, можно посоветовать применять современные методы – например, сохранять электронные копии квитанций и чеков. Получить информацию можно через историю платежей в банке, если деньги перечислялись через счет или с помощью карты.

Кстати, часто чеки и квитанции банкоматов выцветают, иногда за очень короткий срок – поэтому, если храните бумажный документ, рекомендуется делать с оригинала документа ксерокопию.

Есть более надежный способ – регулярно проводить сверку платежей и начисленных сумм с управляющей, ресурсоснабжающей организацией, по итогам которой обязательно получить оформленный по всем правилам акт сверки. Подписать такой документ должен уполномоченный представитель (лучше, если это сделает руководитель, так как от представителя потребуется еще и доверенность на соответствующие полномочия).

После полной оплаты и завершения всех проверок – взять справку об отсутствии задолженности на определенную дату. Такая справка тоже выступает доказательством при судебном разбирательстве.

Пока на законодательном уровне не установлен период, в течение которого потребители обязаны сохранять все квитанции об оплате коммунальных услуг, каждый решает сам, как и сколько хранить платежные документы.

Срок хранения квитанций

Если вы по-прежнему оплачиваете коммунальные услуги в отделении почты или банка, то вопрос, сколько следует хранить квитанции об оплате, для вас может быть актуальным. Квитанции об оплате коммунальных услуг – доказательство того, что денежные средства плательщика были перечислены получателю (поставщику коммунального ресурса или управляющей компании ЖКХ). Во избежание неприятностей, связанных с подтверждением оплаты, следует некоторое время сохранять платежные документы.

Период хранения квитанции ЖКХ на законодательном уровне не установлен. Однако Гражданский Кодекс РФ определяет понятие исковой давности, то есть срока, в течение которого можно обратиться за защитой нарушенного права в суд. Согласно статье 196 ГК РФ для взыскания задолженности утвержден общий срок исковой давности – 3 года. Началом периода можно считать дату прекращения оплаты коммунальных услуг владельцем.

Банк или управляющая компания, куда потребитель перечисляет плату за ЖКУ, может выставить долг (например, когда денежные средства по какой-то причине не поступили на счет) за последние 3 года и подать исковое заявление в суд. Если плательщик отказывается признать задолженность и имеет на руках все квитанции об оплате, он может составить возражение на иск с приложением необходимых чеков и просить суд отказать во взыскании.

На практике юристы настоятельно рекомендуют хранить платежные документы как можно дольше. Это обусловлено тем, что истечение срока давности не является преградой для рассмотрения искового заявления судом в соответствии со статьей 199 ГК РФ. Другими словами, право на подачу иска остается и по прошествии трех лет.

Причиной этого является то, что в ходе судебного процесса может выясниться следующее: срок исковой давности приостанавливался. В случаях, когда подача иска была невозможна по определенным обстоятельствам, не зависящим от действий и желаний истца (например, чрезвычайные ситуации: наводнение, землетрясение, военные действия, эпидемии и т.д.) После прекращения действия этих обстоятельств исковая давность продолжает идти. Таким образом, при приостановлении в давностный срок не засчитывается тот период времени, в течение которого имеют место указанные обстоятельства (ст. 202 ГК РФ); срок исковой давности прерывался. О прерывании периода свидетельствует совершение должником действий по признанию задолженности, в том числе, частичная оплата долга за ЖКУ. В этом случае отсчет срока исковой давности начинается заново; срок исковой давности восстанавливался. Восстановление течения срока исковой давности возможно в исключительных случаях, когда причина пропуска подачи заявления судом признается уважительной по обстоятельствам, связанным с личностью истца (ст. 205 ГК РФ). К ним относится нахождение на стационарном лечении, длительная командировка, смерть близкого родственника или беспомощное состояние лица. К причинам беспомощного состояния можно отнести сильное душевное волнение, воздействие гипноза, действие лекарственных препаратов.

Наличие долгов по квартплате при продаже недвижимости

Законодательством РФ допускается продажа жилья вне зависимости от наличия задолженности за коммунальные услуги. Согласно действующим нормативным актам долги по квартплате на объект недвижимости не распространяются, и новый владелец недвижимости их оплачивать не должен. Исключение составляет обязанность по взносу на капитальный ремонт в многоквартирном доме, которая переходит от предыдущего хозяина жилой площади к новому. Если у прежнего владельца квартиры имелся долг по взносам на капремонт, то новый собственник должен будет его погасить (ст. 158 ЖК РФ)

Не каждый потенциальный покупатель будет приобретать жилье, если оно обременено долгами по квартплате. Информацию о наличии задолженности по адресу квартиры можно узнать без участия собственника на сервисе государственных услуг, посредством личного кабинета на сайте управляющей компании или ТСЖ, в мобильном приложении для жильцов, при помощи банкоматов. Если известен лицевой счет, то уточнить информацию о задолженности можно на Почте России, в банке, в терминале или по телефону компании поставщика услуг. Подробнее о том, как узнать о задолженности за ЖКУ, вы можете прочитать здесь.

Часто при совершении сделок по купле-продажи квартиры могут потребоваться квитанции об оплате ЖКХ. Они нужны для проверки наличия долгов по объекту недвижимости. В случае, если отчеты в банке или управляющей компании были утеряны, или денежные средства переведены на неверный счет, то именно документ об оплате будет защищать права собственника в суде или в жилищной организации. В таких случаях хранение квитанций ЖКХ можно считать необходимостью.

Если вы оплачиваете коммунальные услуги через терминалы или онлайн-сервис, следует распечатывать чеки и прикреплять к квитанциям. Некоторые чеки со временем выцветают, поэтому будет целесообразно делать ксерокопии. Но поскольку копия сама по себе не имеет юридической силы, ее нужно заверить у нотариуса или обратиться в бухгалтерию управляющей компании, где вам поставят подпись и печать. Подробнее о популярных способах оплаты коммунальных услуг вы можете прочитать здесь. Таким образом можно сделать вывод, что квитанция с печатью банка - это доказательство оплаты в случае необходимости защиты ваших прав.

Подскажите, пожалуйста, должна ли управляющая компания хранить у себя платежные документы для внесения платы за содержание жилья? Или это должны делать потребители, которым были разосланы эти платёжные документы?

Оксана, добрый день, срок хранения квитанций не установлен как для потребителей так и для управляющей компании.

Вместе с тем Вы вправе запросить выписку транзакций по счету с которого были оплачены деньги за содержание жилья, согласно ст. 857 ГК РФ:

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом.

А так вообщем-то обязанности хранить квитанции нет, другой вопрос если они были переданы в подтверждение платежа управляющей компании, но это еще надо доказать.

я являюсь сотрудницей УК. Жилстройнадзор запросил у нас платёжные документы с 2008 года. Я считаю, что это не мы должны хранить эти документы, а потребитель, который подал жалобу.

Предельный срок хранения, 5 лет, то есть у организации все таки есть обязанность именно по хранению.

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года

Т.е. хранить их обязан потребитель, если иное не установлено заключенным с ним договором.

я являюсь сотрудницей УК. Жилстройнадзор запросил у нас платёжные документы с 2008 года. Я считаю, что это не мы должны хранить эти документы, а потребитель, который подал жалобу.

И правильно считаете, если договором который Вы заключаете с потребителем не установлена именно ваша обязанность по хранению платежных документов,

в силу положения приведенного постановления Правительства РФ, хранит их потребитель в течении трех лет.

срок хранения квитанций не установлен как для потребителей так и для управляющей компании.

Макушкин Максим

юрист г. Нижний Новгород

Это не так, как видите срок хранения установлен именно для потребителей, для УК только в случае если такая обязанность возложена на них договором.

Здравствуйте Оксана! На Ваш вопрос —

должна ли управляющая компания хранить у себя платежные документы для внесения платы за содержание жилья?

4.1. Бухгалтерский учет и отчетность

362

Первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.)

5 л. При условии проведения проверки (ревизии)

Таким образом, документы бухгалтерского учета и отчетности должны храниться в течении 5 (пяти) лет после проведения проверки (ревизии).

Оксана, платежные документы для внесения платы за содержание жилья не отражаются в Вашем бухгалтерском учете?

Год назад приобрел квартиру. Уже на протяжении года управляющая компания в квитанции выставляет счёт на оплату цифрового телевидения. Сама управляющая компания не является поставщиком данные услуги. Поставщиком данные услуги является МУП Стрела. Никаких договорных отношений, никакого оборудования у меня как у владельца квартиры с МУП Стрела нет. С момента заезда в квартиру подключил и пользуюсь услугами компании Билайн. В МУП Стрела заявили что скорее всего счета приходят на старого хозяина так как он не разорвал договор. На мои просьбы изменить данную ситуацию и исключить эти считай из моей квитанции на протяжении года все игнорируют. Я пытался оплачивать квитанции управляющей компании без телевидения.Только сумму начислений УК. Управляющая компания из моих оплаченных денег покрывало расходы цифрового телевидения, а мне рисовала долг за их услуги на сумму цифрового телевидения. Пол года назад я приостановил оплату по данным квитанциям. Подскажите как действовать в данной ситуации. Не хочу оплачивать не предоставляемые услуги и растить долг по услугам управляющей компании.

Добрый день! Я столкнулась с такой ситуацией. Я работаю на космодроме "Восточный" в филиале ФГУП "ЦЭНКИ" в Амурской области. Жилье, в котором я проживаю передано администрации г.Циолковский (в прошлом ЗАТО Углегорск). Между мной и администрацией заключен договор служебного найма на данную квартиру в многоквартирном доме. После заключения договора я стала получать две квитанции на оплату: одна от администрации за найм, другая от управляющей компании за содержание и ремонт помещения в размере 31,30 руб. за квадратный метр, (учитывая площадь 62 кв. м, я должна платить только за услуги содержание и ремонт жилья 1940,60 руб ежемесячно). Дератизация и дезинсекция, сбор и вывоз ТБО, лифтовое оборудование и прочие работы за минусом,ввиду того, что не заключены договоры со спец. организацией - остается 1368,96. за что это? Правомерно ли это? Кто должен оплачивать услуги управляющей компании я или собственник жилья администрация?

Здравствуйте каков срок хранения в управляющей компании документов на приборы учета ХВС и ГВС (приняты на коммерческий учет в УК в 2006 и 2007 году), если по истечению срока поверки счетчики были закрыты в 2015 году? Может ли потребитель требовать перерасчет, если данные приборы прошли поверку в январе 2018 г.

Техническое обслуживание ВДГО в квитанциях управляющей компании,правомерно ли это? Если Да,то должна ли УК иметь лицензию на проводимые работы.Какие тарифы на эти услуги?

Заключен договор с управляющей компанией на замену шаровых кранов на полотенцесушителе. Гарантийные сроки, прописанные в договоре - 3 месяца. Получается, что если по истечении этого срока опять начнётся протечка, то всю ответственность перед соседями будем нести мы. Нет никаких норм, какой именно гарантийный срок должна предоставлять управляющая компания при таких работах? В последний раз краны потекли спустя 2 года, после ремонта. Как нам сказал слесарь УК, это все происходит из-за того, что поступает очень ржавая вода и краны поэтому засоряются. Как уличить УК в некачественных услугах в этом случае и как увеличить срок на данные услуги УК?


Любой человек, пользующийся коммунальными услугами, должен ежемесячно вносить плату за их применение. Для этого используются квитанции, присылаемые УК непосредственно жильцам квартир. При этом у людей возникает вопрос, как долго нужно хранить квитанции и чеки. У некоторых граждан имеется огромное количество этих бумаг, поэтому они хотят избавиться от лишней макулатуры.

Особенности хранения

Квитанции и чеки выступают доказательством того, что гражданин действительно внес плату за использование коммунальных услуг. Если по каким-либо причинам УК потребует повторного внесения средств, то гражданин сможет подтвердить, что к нему предъявляются необоснованные претензии.

Рекомендуется хранить бумаги не больше 5 лет, причем срок давности вовсе составляет 3 года, поэтому в течение этого периода квитанции могут понадобиться, а после его окончания бумаги можно выбрасывать.

Требования законодательства

За предоставление коммунальных услуг взимается плата, зависящая от количества потребленных ресурсов. Для этого учитываются показания индивидуальных счетчиков, а также общедомового прибора учета. Плата за услуги вносится каждый месяц.

В качестве подтверждения исполнения гражданином его обязанностей, выступает квитанция и чек. Если человек не оплачивает услугу, то он представлен должником. Но иногда возникает ситуация, когда гражданин вносит деньги по квитанции, но они не доходят до управляющей компании. Виновником может выступать работник УК, а также нередко такая проблема возникает по техническим причинам. Поэтому только с помощью чека и квитанции плательщик сможет доказать, что он оплатил использованные услуги.

Квитанции присылаются непосредственной УК, причем они должны соответствовать требованиям, указанным в Приказе №924. В нем приводится не только содержание документа, но и его внешний вид. Дополнительно описываются инструкция, на основании которой заполняется документация. Если эти требования соблюдаются, то документ обладает юридической значимостью.

В 2019 году в документе должны иметься данные:

  • разновидности ресурсов, за которые вносится плата;
  • характеристики ресурсов;
  • количественные показатели, представленные числом потребленных услуг;
  • реквизиты для внесения платежей;
  • нормы потребления, утверждаемые в ЖК или ПП;
  • общие сведения, к которым относится ФИО гражданина, на имя которого приходят квитанции, адрес квартиры, а также данные об управляющей компании, представленные БИКом и ИНН.

Граждане, пользуясь сведениями из квитанций, смогут проверить правильность начисления платы.

Если квитанция, полученная владельцем квартиры, не соответствует требованиям, то не нужно оплачивать или хранить ее, так как эта документация не обладает юридической силой.

Когда выбрасывать?

В законе отсутствуют сведения о том, когда целесообразно выбрасывать оплаченные квитанции. Но существует термин, представленный сроком исковой давности. Он составляет три года, поэтому именно в этот период времени УК или ресурсоснабжающие организации могут подать в суд на неплательщика, если он в установленные сроки не вносит плату за потребленные ресурсы. Правила применения данного срока прописываются в ст. 196 ГК.

Но юристы рекомендуют гражданам хранить чеки и квитанции не меньше пяти лет. Это обусловлено тем, что даже после окончания срока исковой давности УК часто предъявляют претензии к владельцам квартир относительно скопившегося долга. Суд обязательно рассматривает этот иск, после чего определяется срок давности. Иногда он продлевается или приостанавливается, поэтому лучше всего всегда иметь в распоряжении доказательства отсутствия своей вины.

Если суд устанавливает, что срок давности уже истек, то он не принимает исковые требования, поэтому у УК не будет возможностей для возврата средств с помощью судебного разбирательства.

Особенности хранения

Так как чеки и квитанции приходится хранить не меньше трех лет, желательно знать, как правильно их сохранить, чтобы имеющаяся информация не стерлась и не исчезла. Для этого учитываются правила:

  • следует знать, с какого момента начинается отчет срок исковой давности, например, если в квитанции указан период, представленный февралем 2019 года, то срок хранения закончится только в марте 2022 года;
  • даже после трех лет нежелательно платежку выбрасывать, так как если существует возможность, то желательно сохранить документ еще на пару лет;
  • если возникнут какие-либо судебные разбирательства или иные споры с представителями УК, то только официальные платежные документы позволят доказать, что человек является добросовестным плательщиком, поэтому именно управляющая компания желает незаконным образом взыскать лишние средства;
  • чеки хранятся только в закрытом и темном месте, где на них не будет попадать солнечный свет или влага;
  • желательно раз в полгода делать копии, так как чернила, имеющиеся на платежных документах, быстро истираются, поэтому воспользоваться этими бумагами во время проведения судебного разбирательства просто не получится.

Если человек оплачивает квитанции с помощью онлайн-банкинга, то в его личном кабинете сохраняются все сведения о перечисленных средствах. Поэтому достаточно только в электронном формате сохранить квитанцию и подтверждение, чтобы в будущем воспользоваться ими для защиты своих прав.

Заключение

Граждане обязаны сохранять квитанции и чеки минимально в течение трех лет. Данный период представлен сроком исковой давности, поэтому после его окончания управляющая компания не сможет взыскать средства с граждан через суд. При оплате услуг через личный кабинет банка, сохраняются электронные квитанции, хранящиеся в смартфоне или на компьютере. Они легко могут использоваться в качестве доказательства во время судебного разбирательства.

Читайте также: