Обязан ли врач оказывать помощь в самолете

Обновлено: 02.07.2024

По внутренним регламентам

Британская медицинская ассоциация давно призывала обратить внимание на здоровье авиапассажиров: эксперты ассоциации отмечали, что вопросами безопасности пассажиров воздушного транспорта с точки зрения их состояния никто не озабочен. А в США подсчитали, что ежегодно в Америке сердце останавливается у более чем 350 тысяч граждан, и в большинстве случаев это случается на борту самолета.

Случившаяся в Шереметьево трагедия, когда от внезапного сердечного приступа скончался челябинский студент Артем Чечиков, стала из ряда вон выходящим событием для столичного аэропорта. По словам главного врача Шереметьево Артура Бунина, пассажиров с сердечными приступами с самолетов снимают постоянно. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – уже 395. При этом в целом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Но смертельных случаев, как это произошло с Артемом Чечиковым, до этого не было.

Надежда на попутчика

Вы летите в самолете, и вдруг вам или вашему близкому становится плохо. Что делать, к кому бросаться за помощью? К сожалению, пока вы в небе, – единственная надежда, как ни странно, не на экипаж, а на попутчиков.

Конечно, в первую очередь вы обратитесь к стюардессе. В самолете обязательно есть аптечка. Другое дело, что ее содержимое может не обеспечить поддержание больному нормального состояния. Причем не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным.

Может ли экипаж – пилоты или бортпроводники – оказать медицинскую помощь пострадавшему? В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало. Наши экипажи, говорит Артур Бунин, также проходят обучение навыкам первой помощи. Но обучение длится всего три дня. Многому ли научишься за это время?

По данным федеральной авиационной службы США и Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случаев на один миллион рейсов. Из них 13,1 случаев связаны с болезнями сердца.При этом 62 процента пассажиров, умерших на борту самолета, уже страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Трудности перевода

Итак, на борту (о, счастье!) нашелся профессиональный медик, и пассажиру оказывают нужную помощь. Тем временем экипаж действует. Как поясняет замгендиректора аэропорта Андрей Никулин, борт тут же передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, диспетчеры оповещают руководителя полетов, тот связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, здесь готовится медицинская помощь.

Тем не менее, это расхождение в показаниях стоило жизни молодому студенту. По словам Никулина, испанские пилоты могли, говоря не по-русски, дать несколько искаженную информацию. Да и диспетчеры, возможно, как следствие, не так поняли экипаж. Видимо, в случае, если вы летите бортом иностранной компании, нужно лично проследить, какую информацию сообщает экипаж на землю, и если требуется серьезная помощь, добиться, чтобы об этом были проинформированы наземные службы.

Кто ждет на земле?

Часто работники таких пунктов досматривают груз или опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья. Переносчика опасной инфекции сначала изолируют, затем госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Медпомощь будет оказана также всем, кто контактировал с этим пассажиром.

А вот в вызове бригады реаниматологов, пожалуй, кроется наибольшая сложность. Дело в том, что скорую помощь Шереметьево обязан вызывать из Москвы – ведь еще давно аэропорт был приписан к столице, и с тех пор эта подведомственность сохраняется. Хотя вызов скорой из Подмосковья не спасет ситуацию: по словам представителей аэропорта, в Лобне, ближайшем населенном пункте, вообще нет реанимобилей.

Реанимационная бригада может быть вызвана и пассажирами. Но в обязанность медиков аэропорта входит вызов врачей скорой помощи. При этом, поясняют в аэропорту, звонить все равно приходится по 911. Но в экстренной ситуации – которая и произошла с Артемом Чечиковым – можно воспользоваться прямым номером, что и сделали врачи Шереметьево. Однако скорая все равно ехала целый час. Причина такой задержки машины пока неизвестна.

Артем Бунин отмечает, что, по его данным, ни в одном аэропорту мира нет своей реанимации. В случае, когда требуется подобная специализированная помощь, аэропорт вызывает бригаду извне. Но, по словам замгендиректора Шеремтеьево Андрея Никулина, трагедия, произошедшая с Артемом Чечиковым, возможно, заставит пересмотреть существующую практику.

Юридическое подспорье

Опасаться, что бюрократические проволочки на земле помешают оперативным действиям медиков, не нужно. Анна Захаренкова, руководитель пресс-службы аэропорта Шереметьево, пояснила, что пограничники, действительно, поднялись на борт лайнера, чтобы проверить документы, но они общались с экипажем, а медики действовали параллельно и медпомощь Артему Чечикову не прекращала оказываться. К тому же, сев в российском аэропорту, любой зарубежный самолет оказывается уже в юрисдикции нашего аэропорта, и наши медработники имеют право действовать смело.

На территории аэропорта есть штатный психолог. Не стесняйтесь попросить психологическую помощь. Часто она бывает нужна даже не пострадавшему, а его близким, которые летели с ним. Помогите таким пассажирам найти психолога, который сможет успокоить людей и оказать, в том числе, практическую помощь (дать воды, организовать помощь с багажом, с питанием).

Тем не менее, может оказаться, что пассажир не получит должную медицинскую помощь. Или же наступит трагический финал. Что делать? Юристы советуют в любом случае не опускать руки. Адвокат Игорь Трунов убежден, что нужно требовать выплат материального и морального ущерба – причем можно это делать через суд, а можно и вести переговоры с самими компаниями-виновниками.

Адвокат советует не церемониться с определением суммы ущерба и требовать максимальный размер выплаты. Игорь Трунов вел многие дела по авикатастрофам и другим случаям, где люди получали увечья или гибли, и говорит, что во многих случаях заявляет по российским меркам баснословную сумму. Это 40 миллионов рублей. Однако если судить по западным стандартам, это даже мало.

Конечно, наши суды взыскивают с виновников гораздо более скромные компенсации, но, по мнению адвоката, чем больше просит жертва, тем большая вероятность получить максимальный выигрыш.

Важно! Группа риска

Пассажирам нужно помнить, какие заболевания могут вызвать осложнения на 10-километровой высоте. Прежде всего, это сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз (нужно выждать хотя бы полгода). Стоит помнить, что давление на борту самолета низкое, соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода, а это опасно и для сердечников, и для пассажиров с повышенным внутричерепным давлением. Рискуют также пассажиры с патологией свертываемости крови.

Перелеты опасны для тех, кто страдает заболеваниями вен, тромбофлебитом, тромбозом – малоподвижное состояние во время полета приводит к застаиванию крови и отекам. Это чревато отрывом тромба.

Перепады давления во время полета могут плохо отразиться на состоянии людей, страдающих пневмонией, астмой. Отит может перетечь в аэроотит, опасны также гайморит и простой насморк – в этом случае нужно хотя бы использовать сосудосуживающие капли.

Помоги себе сам

Но можно же как-то перестраховаться в полете? Врачи советуют: если ваше заболевание в критической ситуации может потребовать срочного врачебного вмешательства, попросите вашего лечащего доктора дать письменные подробные рекомендации, переведите памятку на английский и несколько других языков и путешествуйте с этими правилами.

Это особенно актуально для больных диабетом, астмой, аритмиями, гипертонической болезнью. С собой лучше иметь нужные медикаменты в самолете. Подумайте не только о себе, но и о ваших близких, особенно пожилых, родителях, которые летят куда-то самостоятельно, без вашего сопровождения. Дайте им с собой такую памятку.

Кстати, о лекарствах. Нужно помнить, что в составе препарата обычно есть конкретное действующее вещество, которое имеет международное название. Именно его – а также все возможные аналоги – нужно внести в список важных препаратов, которые могут помочь при острой ситуации. Требования к перевозке медикаментов, а также шприцов, стоит уточнить у вашей авиакомпании заранее, до полета.

Если у вас аллергия на какие-то лекарства, анестезионные препараты, если в вашем организме есть импланты, титановые протезы – также внесите эту информацию в вашу памятку.

Если вы беременны, так же стоит взять выписку у вашего врача, со всеми нужными рекомендациями.

И самое важное – предупредите стюардессу о том, что вам может стать плохо в полете. Сообщите бортпроводникам, где находится ваша инструкция и необходимые списки.

Что делать, если человек нуждается в медицинской помощи, но при этом находится в закрытом пространстве самолета? Стресс, который испытывает организм при авиаперелетах, нередко провоцирует недомогания, обострение хронических заболеваний или опасные для жизни состояния.

Когда опасно летать и могут не пустить на борт

У каждой авиакомпании установлены правила (с ними можно ознакомиться онлайн), которые регулируют медицинские вопросы: кого могут не взять на борт, какая помощь оказывается инвалидам, что происходит при форс-мажорных обстоятельствах. Они описывают, как подготовиться к полету, если вы имеете хронические заболевания, и о чем нужно предупреждать персонал (например, об аллергии). Один из примеров: некоторые авиакомпании не будут продавать арахис и попросят пассажиров не есть его, если кто-то в салоне предупредил об аллергии. В других компаниях закуски с арахисом заменят альтернативными только для вас.

Основные запреты нахождения на борту касаются поздних сроков беременности (вас могут попросить предоставить справку от врача, чтобы снять с себя ответственность) и острых респираторных заболеваний, когда пассажир явно может представлять угрозу для других, а также получить серьезные осложнения в условиях полета. Могут отказать в посадке и человеку с избыточным весом, если он не купил два билета. Эти правила касаются комфорта остальных пассажиров. При тяжелых формах инвалидности человека также могут не пустить на борт, если в самолете нет специальных условий для него.

Самолетная аптечка

Обычно в самолете есть аптечки двух видов. Первой воспользуются, чтобы оказать неотложную помощь пассажирам, здесь находятся обезболивающие, противорвотные, сорбенты, препараты для снижения температуры, нормализации давления, градусники, прибор для измерения давления, кислородные маски, в некоторых случаях — дефибрилляторы.

Второй вид аптечки предназначен для доктора, ее могут открыть и использовать только люди с медицинским образованием. Обычно там находятся шприцы и растворы для инъекций, гормональные средства, бронхолитики.

Бортпроводникам запрещено брать лекарства у других пассажиров для оказания помощи, если это не собственность того, кому оказывается помощь.

Как обучают персонал

Стюарды обязательно проходят курс оказания медицинской помощи, а затем регулярно повышают квалификацию. Правила, какую именно помощь может оказывать бортпроводник, могут различаться у разных компаний. В некоторых разрешена только неотложная помощь, а, например, уколы делать запрещено. В других же компаниях бортпроводники даже умеют принимать роды.

Обязательные умения экипажа — это, как правило, измерение давления и купирование гипертонического или гипотонического приступа, помощь при переломах и кровотечениях, нарушении дыхания, эпилепсии, потере сознания.

Существуют инструкции поведения с инфицированными пассажирами. Так, при признаках острой инфекции пассажира должны посадить близко к туалету, предоставить маску, а обслуживать его нужно в маске и перчатках. При возможности такого пассажира будет обслуживать отдельная стюардесса, а один из туалетов окажется закрыт для других пассажиров.

Что происходит в экстренной ситуации

Но что, если состояние пассажира угрожает его жизни? В этом случае есть четкие алгоритмы. Члены экипажа делают объявление по громкой связи о проблеме, на случай если на борту есть медицинские работники, желательно с конкретной специализацией. Именно они могут открыть аптечку, предназначенную для врача, чтобы помочь пассажиру.

Вместе с тем оказание помощи случайным врачом — это довольно неоднозначный вопрос. Ведь у него может не быть должной квалификации, а значит, время будет упущено. Ответственность за неверное решение лежит на авиакомпании и страховой компании пострадавшего пассажира. Однако в каждой стране есть свои законы об ответственности врачей за плохо оказанную медицинскую помощь или оставление в опасности. Более того, они есть в каждой авиакомпании, и если вы не изучаете их перед полетом, то не знаете, защищены вы или нет.

Поэтому при тяжелых состояниях в обязательном порядке должна быть установлена связь с медицинской службой на земле. Врач удаленно будет руководить действиями экипажа, а командир самолета принимает решение, когда нужно совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту.

120. Оператор аэродрома обязан оказать пострадавшим при авиационном событии помощь, которая напрямую связана со спасением жизни и сохранением здоровья людей.

121. Первая помощь пострадавшим оказывается расчетом здравпункта, расчетом организации перевозок и спасателями аварийно-спасательного подразделения СПАСОП. Первая помощь также может оказываться личным составом других расчетов, выполняющих неотложные работы, при наличии у них соответствующей подготовки и (или) навыков.

Первая помощь оказывается в соответствии с законодательством об охране здоровья.

122. Спасатели аварийно-спасательного подразделения СПАСОП оказывают первую помощь пострадавшим по указанию начальника аварийно-спасательного подразделения (РТП). Решение об оказании пострадавшим первой помощи спасателями аварийно-спасательного подразделения СПАСОП принимается РТП после ликвидации опасных факторов пожара, создающих угрозу жизни и здоровью людей на месте авиационного события, или во время ликвидации этих факторов незадействованными в этом спасателями.

123. Медицинская помощь пострадавшим оказывается:

на месте авиационного события (вне медицинской организации) - расчетом здравпункта и медицинскими организациями, привлекаемыми оператором аэродрома к работам по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по планам взаимодействия;

в транспортном средстве - при медицинской эвакуации пострадавших медицинскими организациями, привлекаемыми оператором аэродрома к работам по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по планам взаимодействия.

124. Решение о вызове сил и средств медицинских организаций, привлекаемых оператором аэродрома к работам по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по планам взаимодействия, принимает РЛЧС на основании сложившейся ситуации и (или) доклада старшего расчета здравпункта.

125. Расчет здравпункта совместно с расчетом организации перевозок на месте авиационного события организуют следующие зоны:

б) зону сортировки;

в) зону оказания помощи;

г) зону эвакуации с места авиационного события и медицинской эвакуации.

126. В зоне сбора осуществляется сбор пострадавших и их первичная сортировка для выявления наиболее нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме. В этой зоне личный состав аварийно-спасательного подразделения СПАСОП передает пострадавших расчету здравпункта для оказания им помощи. Необходимость создания этой зоны зависит от типа авиационного события, условий вокруг места авиационного события и количества тяжелораненых.

127. В зоне сортировки расчетом здравпункта осуществляется осмотр пострадавших и распределение их на группы, исходя из тяжести поражения (повреждения, состояния) (далее - сортировка). В случае необходимости организуется несколько зон сортировки.

Результаты сортировки фиксируются в карточке идентификации, форма которой указана в приложении N 10 к настоящим Правилам.

Карточки идентификации должны изготавливаться из водоотталкивающего материала.

Карточка идентификации крепится на видное место на пострадавшем. Для заполнения, крепления на пострадавшем карточки идентификации может привлекаться личный состав расчета организации перевозок.

Пострадавшие разделяются на 4 группы:

очередность I: пострадавшие с повреждениями (состояниями) тяжелой степени тяжести, нуждающиеся в скорой медицинской помощи в экстренной форме;

очередность II: пострадавшие с повреждениями (состояниями) средней степени тяжести, не представляющими непосредственной угрозы для жизни, не нуждающиеся в скорой медицинской помощи в экстренной форме;

очередность III: пострадавшие с повреждениями (состояниями) легкой степени тяжести, находящиеся в удовлетворительном состоянии, не нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, способные к самостоятельному передвижению;

очередность IV: погибшие.

128. Зона оказания помощи должна быть разделена на три подзоны, обозначенные цветовой кодировкой в соответствии с тремя группами пострадавших: очередность I - красный цвет, очередность II - желтый цвет и очередность III - зеленый цвет.

Помощь пострадавшим очередности I оказывается после их доставки в безопасное место или на месте, где обнаружен пострадавший, при отсутствии факторов, угрожающих жизни и здоровью. После оказания первой и/или медицинской помощи пострадавшие очередности I должны размещаться в укрытии для ожидания медицинской эвакуации.

Медицинская помощь пострадавшим очередности II оказывается после стабилизации состояния пострадавших очередности I.

129. РЛЧС в зоне эвакуации с места авиационного события и медицинской эвакуации должно быть обеспечено непрерывное свободное передвижение соответствующих транспортных средств, погрузка, эвакуация с места авиационного события и медицинская эвакуация пострадавших. При наличии нескольких зон сортировки РЛЧС организует связь между ними.

Пострадавшие очередности III эвакуируются с места авиационного события в сопровождении сотрудника(ов), имеющего(их) подготовку и (или) навыки оказания первой помощи в зону ожидания.

Решение об эвакуации с места авиационного события в зону ожидания или медицинской эвакуации пострадавших очередности II принимает старший расчета здравпункта.

130. Зона ожидания должна включать:

помещение (помещения) для пассажиров;

помещение для членов экипажа.

Оператор аэродрома обязан оборудовать зону ожидания системами обогрева и охлаждения, электрическим освещением и электропитанием, водоснабжением, телефонами и канализацией.


Между тем, сам Антон Родионов в своей записи указал, что исход борьбы за жизнь мужчины мог бы быть иным. В штатной аптечке на борту лайнера не было необходимых лекарств, скорость взаимодействия экипажа с наземными службами была крайне медленной, а решение о применении того или иного препарата мог принять только командир воздушного судна – да и то только после совета с диспетчером, у которого отсутствуют диагностические данные. Кроме того, кардиолог указал на очевидную несправедливость российского законодательства: в случае неблагоприятного исхода в подобных случаях всю ответственность перекладывают на врачей-добровольцев.

Телеканал “360 Подмосковье” поговорил с Антоном Родионовым, а также выяснил, как вопрос с медицинской помощью в воздухе решают зарубежные авиакомпании.

По мнению медика, начать необходимо с приведения содержимого авиационных аптечек в соответствие с мировыми стандартами. По его словам, там отсутствуют даже самые необходимые препараты.

“Например, там нет ничего, что бы можно было использовать при инфаркте миокарда. Ни для того чтобы обезболить, ни чтобы кровь разжижить. Есть определенные алгоритмы, принятые в мире. Известно, что надо дать человеку в первые минуты и первые часы после инфаркта, чтобы ограничить его зону. Это все не так сложно”, – уверен Родионов.


Вместе с тем в аптечке присутствуют многие устаревшие лекарства, которые уже не используются.

“Аптечка отражает представления о медицине 90-х годов прошлого века. Некоторые препараты в ней устарели. Например, дигоксин внутривенный. Мы, два кардиолога, не могли себе представить ситуацию, когда бы стали “вслепую”, без кардиомонитора вводить дигоксин. Или тот же лидокаин. Они уже не используются”, – объяснил врач.

По его словам, ведущие отечественные специалисты должны собраться и проанализировать мировой опыт, сделав так, чтобы на бортах российских авиакомпаний были нормальные аптечки.

Другой серьезный вопрос – низкая скорость взаимодействия экипажа с наземными службами. Это приводит к тому, что получение ответа с земли на любой, даже самый элементарный вопрос занимает минимум две-три минуты.

“Происходит он по такой цепочке: мы – стюардесса – внутренний телефон – командир воздушного судна – радио – неведомый медицинский центр с “бабой Машей” на земле. Обратно в той же последовательности. На обработку каждого вопроса и обратную связь уходит примерно две-три минуты”, – рассказал кардиолог.

По его мнению, контакт врачей на самолете с наземной службой должен осуществляться не через эту длинную цепочку, а напрямую. Плюс, медики на земле должны только консультировать, а не принимать за врача на борту никаких решений.


“То, что существует наземная служба, готовая проконсультировать – это очень неплохо. Потому что, допустим, летит окулист, а у больного инфаркт. Или лечу я, кардиолог, а там женщина рожает. Но консультативная помощь должна быть именно по запросу, который должен исходить от врача на борту. Контакт должен осуществляться не таким вот кривым способом, через стюардессу, через командира. Он должен быть напрямую между тем, кто оказывает помощь на борту, и тем, кто сидит на земле в консультативном центре. Плюс, ситуация, когда они говорят “это мы вам разрешаем сделать, а это мы вам запрещаем делать”, недопустима”, – убежден Родионов.

Наконец, еще один серьезный вопрос – возможная ответственность оказавшихся на борту врачей. По мнению кардиолога, “сама идея, что врач может быть привлечен к ответственности за оказание помощи в неспециализированных условиях, чудовищна”. Он объясняет, что в настоящее время, согласно действующему в РФ законодательству, медицинскую помощь оказывает не врач, а медицинское учреждение. Помощь может быть оказана врачом только в часы его работы в больнице или поликлинике. А как только врач выходит на улицу, с точки зрения законодательства он перестает быть врачом, а становится обычным гражданином, который не имеет права ни на что, кроме оказания первой помощи.

“Врач юридически не защищен в ситуации, когда он пытается оказывать помощь вне своего рабочего места. Даже мне в обсуждении на Facebook коллеги писали: “Не надо, вы же себя подставляете. Случись что, вас же и обвинят в том, что с больным что-то произошло”. Есть у меня знакомые врачи, особенно реаниматологи, которые с собой в аптечке возят полбольницы. И они теоретически могут провести интубацию , но делать они это по закону не имеют права, потому что не являются врачами за пределами медицинского учреждения”, – рассказал Родионов.


По его словам, в решении этой проблемы необходимо использовать мировой опыт. Так, в США действует так называемый “Закон доброго самаритянина”, согласно которому пострадавший в большинстве случаев не может пожаловаться за неправильно оказанную первую помощь, если она оказывалась добросовестно. Этот свод документов защищает людей, которые вызываются помочь. Не будь этого пункта, врачи бы боялись помогать пострадавшим.

Примечательно, как вопрос медицинской помощи на борту решается зарубежными авиакомпаниями. Большой материал на эту тему недавно опубликовала газета The Washington Post. В США, например, пациентов спасают именно врачи-добровольцы, оказывающиеся на борту – это происходит в трех случаях из четырех. Подобные выводы содержатся, например, в большом исследовании “Исходы ситуаций, требующих оказания срочной медицинской помощи, на бортах самолетов частных авиакомпаний”. Ученые подсчитали, что из 2,75 миллиарда пассажиров, которые летели над территорией США с 2008 по 2010 годы, медицинская помощь потребовалась в 44 тысячах случаев. Это примерно один случай на каждые 604 полета, или примерно 50 каждый день. При этом сажать самолет потребовалось только в 7% случаев.

В исследовании также проанализированы основные причины чрезвычайных ситуаций на борту, потребовавших связи с землей. В 37,4% это потеря сознания или предобморочное состояние, 12,1% – проблемы с дыханием, 9,5% – тошнота и рвота.


Аналогичные исследования на русском языке отсутствуют. Однако ясно, что проблемой надо заниматься и максимально привлекать к ней внимание законодателей.

“Глядишь, еще три-пять таких эпизодов, и дело сдвинется с мертвой точки”, – считает Антон Родионов.

Читайте также: