Обязан ли учитель проводить онлайн уроки во время дистанционного обучения

Обновлено: 08.07.2024

С 23 марта по 12 апреля в столице закроют все школы, чтобы не допустить распространения коронавируса. Это не каникулы: детям предстоит учиться на удаленке. Мы изучили методические материалы для учителей, а также поговорили с педагогом, много лет занимавшим пост директора столичной школы №1298, ныне — уполномоченным по правам ребенка в городе Москве Ольгой Ярославской, чтобы ответить на вопросы о дистанционном обучении, о том, какие сложности с этим связаны и что предстоит пережить родителям.

Что значит "дистанционное обучение"? У ребенка будут все уроки по обычному школьному расписанию, но онлайн?

Нет. Школа не может требовать, чтобы ребенок по 45 минут без перерыва сидел у экрана. Онлайн-уроки для детей ощутимо короче обычных школьных — длятся не более 20 минут. Каждая школа, каждый учитель составляет свое расписание для конкретного класса, проводит с ребятами онлайн-конференции, индивидуальные уроки, общается с ними по телефону. Важно: дистанционное образование — это когда во время урока дети общаются с учителем, а не когда вместо занятий получают в электронном дневнике задание от учителя прочитать несколько параграфов и сделать конспект. Дистанционное обучение — это всегда вербальное общение с учителем. Если детям дают задания, а потом их проверяют — это самостоятельное электронное обучение, а не дистанционное.

Учитель также может использовать в работе с ребенком материалы Московской электронной школы (МЭШ) — масштабного образовательного проекта, состоящего из сотен онлайн-уроков от лучших российских педагогов, из творческих заданий и тестов. Они разбиты по темам и классам. Но если ребенок посмотрел такой урок, он все равно должен получить разъяснение и от своего учителя.

В интернете также доступен образовательный телеканал Мособр.ТВ, на котором в режиме прямого эфира можно смотреть ролики с уроками и лекциями по разным предметам.

Сервис "Яндекс.Учебник" предоставляет школьникам 1–5-х классов более 35 тыс. заданий разного уровня сложности, которые учитель и ученик могут использовать в работе.

Дистанционное обучение подразумевает индивидуальный подход к ребенку. Каждый учитель знает своих сильных, средних, слабых учеников. На удаленке у него есть возможность больше общаться с ребенком тет-а-тет, составляя задания специально для него. Сложившаяся ситуация новая и для детей, и для учителей. Кто-то из детей поймет, что ему интереснее и удобнее учиться именно так. А для учителей это вызов проявить себя и свои компетенции в IT-сфере, которым его учили не один год.

Как учителя будут контролировать усвоение детьми материала? Это вообще возможно на удаленке?

Возможно, детей будут делить на небольшие группы в зависимости от их успеваемости и заниматься сразу с группой через онлайн-конференциии. Это экономит учителю время и позволяет понять, кто понял материал, а кто нет. Если ребенок не усвоил тему, учитель может позаниматься по Skype индивидуально. Дети также будут выполнять самостоятельные работы, задания, которые позволят оценить их знания.

А ставить оценки и задавать домашние задания будут?

На дистанционном обучении дети выполняют много самостоятельной работы — по сути, она и есть домашняя. Малышам оценки обычно не ставят. Оценивать ли детей постарше — решает школа, учитель.

А что с дисциплиной? Учитель будет отмечать, кто был на уроке, а кто не был?

Во время дистанционного обучения ребенку важно организовать и соблюдать режим дня.

"Не надо спать до полудня, а потом приступать к урокам, — говорит Ольга Ярославская. — Родителям лучше поднимать ребенка примерно в то же время, что и обычно. Встали, покормили завтраком, переодели — не обязательно в школьную форму, но не должно быть никаких уроков в пижаме, с бабушкой или мамой, которые периодически подставляют на рабочий стол еду или ведут разговоры на посторонние темы".

Если родители не смогут создать дома рабочую обстановку и атмосферу, ничего не получится. Нужно объяснить ребенку, что просто это новый формат учебы. "Вот твое расписание, вот тебе будильник, часы. До часа дня ты работаешь. Потом обед. Потом свободное время".

"Ребенок тоже еще не знает, что значит учиться на удаленке, — отмечает Ярославская. — Не исключаю, что многим детям понравится так работать и они захотят остаться на дистанционном обучении и дальше. Но для этого нужна высокая организованность всей семьи".

Важно не забывать о физической активности. Ребенок может выходить на прогулку с собакой, пойти с родителями, с братом или сестрой в ближайший парк или сквер. Главное — не собираться с друзьями, одноклассниками, сократить контакты до минимума.

Нужно ли родителям теперь больше заниматься с детьми, объяснять темы вместо учителя?

Да, скорее всего, сейчас ребенку понадобится больше помощи, чем обычно. Увеличиваются объемы самостоятельной работы, а значит, будет больше вопросов, на которые ребенок захочет получить ответы.

И если в точных науках не все родители могут помочь, то выполнение заданий по русскому, литературе, истории, географии — повод для обсуждений, бесед, игр с ребенком.

Ольга Ярославская предостерегает родителей от соблазна делать задания за ученика:

"Часто нам проще сесть и быстро все сделать самим, чем объяснять, проверять, тратить на это время и эмоции. И все же лучше стараться мотивировать ребенка, стараться его заинтересовать и подвести к тому, что он справится с заданием сам".

Вопросы по организации дистанционного обучения для детей родители могут задать как учителю ребенка, так и на бесплатной горячей линии Министерства просвещения России. Здесь же представлена подробная информация о ресурсах, которые предназначены для учебы на удаленке.

Какие будут сложности?

"Сейчас проект "Московская электронная школа" проходит серьезную проверку, потому что так массово дети к нему пока не обращались, — объясняет Ольга Ярославская. — Ситуация длительного карантина выявит слабые места, над которыми надо работать.

Есть вопросы, с которыми мы сейчас сталкиваемся и над которыми работаем: как будут получать образование дети, у которых нет гаджетов? Выдержит ли интернет? Он должен быть высокоскоростным для виртуального общения, готовы ли школьные серверы к тому, чтобы сразу охватить большое количество учеников?

На учителя сейчас возрастает нагрузка. Это проверка и педагогов, их готовности так работать с большим количеством детей. Учитель — первый человек, который заинтересован в том, чтобы все получилось, потому что школьной программы никто не отменял и потом именно с учителя спросят, если у детей в знаниях будут пробелы. Уверена, что для талантливого учителя карантин — дополнительная возможность проявить креативность, придумывать нестандартные решения".


Как должно проходить в данный момент дистанционное обучение. Например 6-8 классы. Обязан ли учитель вести онлайн урок? Особенно математика, русский, физика, химия, иностранный язык. Лично объясняя новую тему.
У нас в школе всего 2 учителя ведут онлайн урок по зум.
Остальные просто выкладывают № параграфа в эл. дневник и дз к нему.
Ладно Истрия, литература и тд предметы которые можно самим почитать.
А как быть с математикой, физикой, русский и тд профильными предметами.
Я работаю. Муж тоже. Кто должен обьяснить тему ? Да и не учитель я.
У нас уже репетиторы по 3 предметам. :dash:

Как у вас это организовано в школе?

Если была подобная тема кому не сложно скиньте ссылку не нашла сама.
Или мы не самообучении и требовать от школы онлайн занятий не можем?






:wink:
а также интересно, на какой такой отечественного производства площадке? шоб персональные данные там, тудасюда.

а не зум, скайп и прочие бесовские, не побоюсь этого слова, натовские ресурсы. :popcorm:

учебнички читаем. Там всё отечественными авторами расписано.



вы попридуриваться решили? учитель должен учить дистанционно. ок, вы видимо знаете другие способы дистанционно обучать ребенка. поведайте миру. с удовольствием послушаю.


вы видимо знаете другие способы дистанционно обучать ребенка. поведайте миру. с удовольствием послушаю

Презентация, чужой видеоурок, да хоть в ворде объяснения. Это все обучение.
И документа вести в зуме нет





Учитель обязан выдать новый материал и проверить его усвоение. В каком он виде это сделает - типа его личное дело. Многие пользуются этим, тупо скидывая детям видеоуроки, которые и так можно в сети найти без его помощи. Но так хоть что-то педагог делает. А в вашем случае вообще швах. Претензию в школу пишите или звоните в ОО. Это не дистант. это самообразование


Так естественно рекомендации. Министерство не вправе вмешиваться в образовательный процесс школ, по закону организация образовательного процесса — компетенция образовательной организации. На основе этих рекомендаций в каждой школе должен быть принят локальный нормативный акт. Думаю, что если директор не прислушается к рекомендациям министерства, УО его поправит.

Автор, требуйте в школе ознакомить вас с локальным актом, регламентирующим дистант. Если его нет — жалуйтесь в УО.


Девочки, спасибо. Пообщалась со школой. Наконец услышали. Ранее через классную пыталась решить. Но не особо двигалось решение вопроса. Сегодня уже заучу звонила. Пообщалась ссылаясь на ФЗ и рекомендации. Которые тут в темах девочки давали. Нашла на сайте школы их памятки по организации дистанционного обучение. В котором и говориться про онлайн трансляцию урока. Ответили, что будет онлайн по русскому след урок.
По физике просила тоже оперативно решить. Иначе буду уже выше звонить.


нет. это не обучение учителем ребенка.
это самообучение по дидактическому материалу выданному школой.
вы правда считаете что все родители идиоты?


выдают тазы в бане, а учитель обязан научить. у него должность такая "учитель", учить.
препо ДАВАТЕЛЬ. тот дает и свободен.
и то могт быть вопросы к качеству обучения.
то что происходит и происходило на дистанте не похоже на то что наших детей школа учила.

Все разделы

1. Учителя, осуществляющие обучение с использованием электронного обучения (далее ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ), вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС. Учитель может применять не электронные источники учебного материала, например, учебники, учебные пособия, книги. Главное условия использование таких материалов – это доступность для каждого обучающегося.

3. Задание может содержать ссылку на обучающий контент на интернет-ресурсе по выбору учителя.

Учителю следует рассмотреть возможность включать задания онлайн-платформ Фоксфорд.ру и ДЗ-онлайн (Физикон).

Видео-конференц-связью (на Zoom, Skype, Google.Класс, Виртуальные классы на Учи.ру, Яндекс.класс, Инфоурок) не рекомендуется злоупотреблять. Учитель должен быть уверен, что у всех обучающихся есть возможность воспользоваться семейной техникой.
Не рекомендуется использование разработанных лично видеоуроков во избежание некомпетентных рецензий со стороны родительской общественности.

5. Прикрепляемые к заданию файлы могут быть в формате изображений (.jpg, .jpg, но не рекомендуется использовать .bmp из-за большого объема) и в формате документов (.pdf, но не рекомендуется .doc из-за возможной недоступности их использования).

6 . Продолжительность одного урока при дистанционном обучении составляетне более30 минут.

7. При планировании содержания учебной деятельности при дистанционном обучении, учитель должен соблюдать санитарно-эпидемиологические требования. Общее время работы обучающегося за компьютером не должно превышать нормы за урок:

в 1-2 классе – 20 минут,

4 классе – 25 минут,

5-6 классе – 30 минут,

7-11 классе – 35 минут.

При этом количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся должно составлять:

для обучающихся 1-4 классов – не более 45 минут,

5-8 классов – не более 90 минут,

9-11 классов – не более 135 минут.

8.Учителям предметникам стоит помнить о том, что обучающийся 5-11 классов будет в день получать задания от 5-6 учителей в связи с этим объем заданий должен быть посильным. Если учитель начальных классов может представить, какой объём придется выполнять обучающемуся, то учитель-предметник - нет.

Учителя физической культуры, ИЗО, технологии, ОБЖ, музыки необходимо предложить каждому обучающимся посильную реферативную работу (не более двух работ в четверть для каждого обучающегося). Требовать видеороликов с рассказом стихотворения и выполнением физкультурных упражнений не следует, так как мы не имеем права требовать изображений детей.

Допустимо онлайн тестирование путем создания тестов в Школьном портале, Google-форме, других платформах.

10. Учитель обязан проверить домашнее задание, выставить отметку и при необходимости прокомментировать качество выполнения работы в электронном журнале.

13.Оценки. Неудовлетворительные отметки не ставим. Если обучающийся не предоставил работу своевременно, то необходимо в школьном портале оставить соответствующий комментарий для родителей и сообщить об этом классному руководителю. Процесс контроля выполнения задания обучающимся возлагается на учителя-предметника и классного руководителя в равной мере.

14.Внеурочная деятельность проводится аналогично урочной т.е. в дистанционном режиме в соответствие с КТП и с использованием интернет ресурсов.

15.Обучающиеся надомного обучения осуществляют учебную деятельность посредством дистанционного обучения в формате для всех обучающихся школы.

16. Необходимо предусмотреть онлайн-консультации учителей основных предметов (особенно для 9-х и 11-х классов). Например, на Zoom, Skype, Google.Класс, Виртуальные классы на Учи.ру, Яндекс.класс, Инфоурок.

17.Педагоги-психологи осуществляют дистанционную работу по запросам родителей через классного руководителя.

По мере выполнения заданийи предоставления их учителю, а также проверки учителем, отметки выставляются в электронный журнал.


Изменения в ТК РФ вносятся в части регулирования дистанционной работы (Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях"). Документ скажется в том числе и на работе педагогического сообщества, так как надежда на ослабление административных мер с началом нового года не слишком велика.

Что изменится?

1. Закон определяет новые основания для перехода на дистанционную работу

Теперь работник может стать дистанционным на основании:

• заключения соответствующего трудового договора на дистанционную работу;
• заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, которым работник переводится на дистанционную занятость;
• принятия локального нормативного акта работодателем.

Первые два основания и так присутствовали в Трудовом кодексе, став лишь немного более определенными, поэтому интерес представляет в основном перевод на дистанционную работу на основании локального нормативного акта. В соответствии со ст. 312.9 работодатель может перевести работника на дистанционную работу в одностороннем порядке без его согласия в следующих случаях:

• катастрофа природного или техногенного характера;
• производственная авария;
• несчастный случай на производстве;
• пожар;
• наводнение;
• землетрясение;
• эпидемия;
• эпизотия;
• любые исключительные ситуации, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Очевидно, что пандемия коронавируса COVID-19 подходит под эти обстоятельства, поэтому работодатели будут активно пользоваться данным инструментом. Перевод может быть сделан как на основе решения органа государственной власти или местного самоуправления, так и без такового. Временный перевод возможен только тот период времени, пока длится обстоятельство, его вызвавшее. При непрерывной дистанционной работе сроком более 6 месяцев следует изменять условия трудовых договоров и заключать дополнительные соглашения с работниками.

Закон устанавливает также ряд обязательных требований к содержанию документа. Такой локальный акт должен приниматься с учетом мнения профсоюзной организации (либо по согласованию, если такие требования установлены в коллективном договоре). Поэтому рекомендуем первичным профсоюзным организациям взять на себя инициативу и, воспользовавшись образцом, который приведен в конце статьи, доработать его для условий и практики работы своего образовательного учреждения, предложив для подписания работодателю с началом нового календарного года.

2. Закон регулирует порядок обмена документами между работодателем и дистанционным работником

Ни для кого не секрет, что иногда обмен информацией и документами с работодателем превращает жизнь работника в ад. Настоящий закон может помочь наладить и урегулировать этот процесс.

Заключение трудового договора и дополнительных соглашений может происходить путем обмена электронными документами, если у работника или работодателя имеется электронная цифровая подпись. При этом бумажный экземпляр договора работодатель обязан выслать работнику по его запросу почтой в течение 3 дней. Другим вариантом может быть обмен бумажными документами по поте. Порядок обмена и ознакомления с другими документами может быть определен в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Такой способ может предусматривать простой обмен электронными документами по почте.

Документы, необходимые для заключения трудового договора, также могут быть предъявлены в электронном виде. Работодатель, в свою очередь, может потребовать от работника нотариально заверенных бумажных копий высланных документов, чтобы убедиться в их достоверности в случае сомнений.

Если работник не осуществил переход на электронную трудовую книжку, то он может потребовать от работодателя внесения в нее сведений о своей работе, направив такую книжку заказным письмом с уведомлением.

Документы, связанные с предоставлением пособия по временной нетрудоспособности или в связи с материнством, должны направляться дистанционным работником в бумажном виде по почте на адрес, указанный работодателем заказным письмом с уведомлением. Если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями, то направление таких документов возможно и в электронной форме.

3. Закон устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха дистанционных работников

4. Закон гарантирует дистанционным работникам соблюдение всех социальных и трудовых гарантий, предусмотренных трудовым законодательством

• оборудованием;
• программно-техническими средствами;
• средствами защиты информации;
• иными необходимыми средствами.

Для того, чтобы сэкономить на закупке дорогостоящего оборудования, работодатель может разрешить работникам использовать их собственные средства (при наличии таковых), но в таком случае он обязан компенсировать их использование сотруднику. Порядок компенсации может быть установлен в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

5. Закон корректирует основания для прекращения трудового договора с дистанционным работником

В связи со спецификой дистанционной работы, в отношении таких работников невозможно использовать увольнение в связи с совершением прогула, ведь рабочее место определяется таким сотрудником самостоятельно. Для этого законом вводится новое основание для увольнения, которое будет применимо только к категории дистанционных работников:

Таким образом отсутствие на рабочем месте в течение 4 часов или всей рабочей смены заменяется законодательством на отсутствие взаимодействия в течение двух рабочих дней подряд.

Вторым новым условием увольнения станет перемещение работников в другую местность, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

Образец положения о временном переводе работников на дистанционную работу можно скачать на нашем сайте, внести изменения, актуальные для вашего образовательного учреждения, и предложить вашему руководителю принять. Таким образом можно предотвратить возможные случаи нарушения ваших трудовых прав. ( docx )

distantsionnoe-obuchenie-problema-i-skandal

6 апреля все школы России перешли на дистанционное обучение в связи с эпидемией коронавируса. Но уже первый день учебы в электронном формате выявил множество неразрешимых проблем.

И основные причины даже не в материально-технической базе она во многих случаях достаточна), и даже не в низкой компьютерной компетенции учителей и учащихся (в большинстве случаев навыки и компьютерная грамотность на высоком уровне). А в чем же тогда?

Работаем из школы!

Напомним, что по трудовому договору работодатель обязан предоставить рабочее место своим сотрудникам: компьютер с выходом в интернет, рабочий стол, доску, мел или маркеры. В связи с тем, что правительство призывает граждан находиться на самоизоляции, очевидно, что организовать дистанционное обучение учителя должны из дома.

Но многие руководители (указывая на необходимость обеспечить рабочее место учителя) призывают своих педагогов приходить в школу и вести уроки из кабинета, что противоречит в принципе идеям самоизоляции. Но при этом руководителю удобнее контролировать работу учителей, когда те находятся в стенах школы. Хотя на наш взгляд, качество работы не страдает, если изменить место нахождения учителя.

Другое дело, если у самого учителя нет технических возможностей для работы из дома. Но все мы взрослые люди и можем решить свои проблемы в индивидуальном порядке.

Спокойствие, только спокойствие!

Большинство педагогов приняли решение вести уроки в асинхронном режиме. Действовали они следующим образом: подготовили для учащихся задания на неделю вперед, обозначили дедлайн.

Дети (а особенно родители) слегка тронулись умом, увидев количество заданного по каждому предмету. И если положить руку на сердце, заданий действительно очень много и все они очень объемные. Далее последовали вопросы: а где скачать? А у меня не открывается… А почему так много? Я потерял доступ… А в как отправлять ответы? И все в таком духе…

Администрация, помоги!

К кому обращается учитель, ели у него возникли трудности с процессом дистанта? Конечно, к завучу. И именно от уровня знаний и понимания ситуации в целом зависит качество ответа и решения проблемы. Многие завучи оказали действительную помощь, рассказав (а иногда и показав), как можно проводить занятия онлайн, на каких платформах, как загружать тесты и задания.

Но не всем так повезло. Знаем случаи, когда от завучей нет ни технической, ни методической поддержки, а контроль становится тотальнее и жёстче. Многие директора провели педсоветы по дистанционному обучению в режиме видеоконференции. Это позволило всем именно на практике попробовать себя в роли ведущего, а также в роли ученика.

Тайм-менеджмент наше все!

К сожалению, многие учителя, дети отнеслись к дистанционному обучению как к свободному режиму. Если раньше все было упорядочено, урок в 9.00 на 45 минут, 5-6 уроков в день, то теперь рабочий и учебный день смазаны.

Уроки онлайн

На родителей свалилась новая обязанность, им необходимо помогать своим детям по учебе не только в техническом плане, но и в содержательном. Большинство родителей выступает за то, чтобы учителя их детей вели уроки онлайн или записывали бы короткие видео с объяснением нового материала, которые можно просмотреть в записи. Ведь не все родители умеют объяснить теорему, подвести к понятию или у родителей просто нет на это времени, потому что они работают удаленно из дома. Но учителя отказываются от такого варианта.

Что же делать дальше?

Все мы поставлены в такие условия, когда надо адекватно реагировать на меняющие внешние условия. Многое зависит от желания и стремления самого учителя быть услышанным. Многое зависит от желания ребенка учиться и не выпадать из программного материала. Но полностью уверены в том, что нет равнодушных учителей, которые бы отказали в помощи.

Так или иначе многие учителя на связи 24/7. Так давайте проявлять уважение ко всем участникам образовательного процесса, будем терпимее друг к другу.

Читайте также: