Обязан ли учитель оказывать первую помощь

Обновлено: 30.06.2024

На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:

1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).

2. Обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.

3. Оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).

Участники оказания первой помощи могут иметь различные подготовку к ее оказанию и оснащение. Также они могут быть обязанными оказывать первую помощь, либо иметь право ее оказывать.

Оказание первой помощи очевидцами происшествия

В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия – обычные люди, имеющие право ее оказывать. В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут выполнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.

Оказание первой помощи водителями транспортных средств или работники организаций и предприятий

Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или работники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой помощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам, которые можно использовать для более эффективных действий.

Оказание первой помощи сотрудниками органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений

Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи. В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей пострадавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, продолжая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.

Оказание первой помощи

Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.

В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

Определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья; определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего; устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья; прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего; оценка количества пострадавших; извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест; перемещение пострадавшего.

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб

Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение сознания

Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

Запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти; определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

Придание устойчивого бокового положения; запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений; пальцевое прижатие артерии; наложение жгута; максимальное сгибание конечности в суставе; прямое давление на рану; наложение давящей повязки.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

Проведение осмотра головы; проведение осмотра шеи; проведение осмотра груди; проведение осмотра спины; проведение осмотра живота и таза; проведение осмотра конечностей; наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки; проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи); фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи); прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой); местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание оптимального положения тела

Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего и оказание психологической поддержки

Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам

Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.


Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

Вопросы по поводу прохождения курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи в образовательном учреждении для педагогов. В какой срок нужно проходить эти курсы? Только ли педагоги должны их проходить или все сотрудники образовательного учреждения?

Ответ

Законом не установлен срок для прохождения педагогическим работниками курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи. Представляется, что данное обучение организовывается в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением с соблюдением периодичности обучения (1 раз в 3 года).

При этом обучение по оказанию первой медицинской помощи должны проходить все сотрудники образовательного учреждения. Обучение проводится 1 раз в год для работников рабочих профессий, 1 раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Обоснование

Образовательные организации обязаны организовать обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи в рамках дополнительного профессионального образования (в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также ст. 196 ТК) либо в рамках обучения по охране труда (в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения").

Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Как рассматривается в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда, обучение оказанию первой помощи пострадавшим организуется работодателем или уполномоченным им лицом для всех лиц, поступающих на работу, и работников, переводимых на другую работу (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Порядок, форма и оформление результатов этого обучения определяются работодателем (Письмо Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963).

Работники рабочих профессий должны проходить обучение оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу лица проходят такое обучение в срок, установленный работодателем или уполномоченным им лицом, но не позднее одного месяца после приема на работу. Это предусмотрено п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок обучения).

Руководители и специалисты организаций проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с п. 2.3.1 Порядка обучения один раз в три года в рамках специального обучения по охране труда (Письмо Минтруда России от 07.07.2017 N 15-2/В-1755).

Полагаем, что специальное обучение по охране труда в рамках должностных обязанностей, которое проходят руководители и специалисты организации в течение первого месяца с момента поступления на работу, включает обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Такой вывод следует из совокупности норм абз. 8 ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225, абз. 4 ст. 214 ТК РФ, абз. 1 п. 2.3.1 Порядка обучения.

Как указывается в Письме Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963, работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве всех работников организации. В этой связи обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится в соответствии с пунктом 2.2.4 Порядка 1 раз в год для работников рабочих профессий, а в соответствии с пунктом 2.3.1 Порядка - 1 раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.


Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам



И медсестра или врач окажут ему первую помощь: измерят давление и температуру. Помогут остановить кровотечение из разбитого носа или коленки, обработают ранку, перевяжут травмированную руку, вызовут скорую помощь.

На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся ( при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребёнка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.

Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребёнок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе… – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же ваш ребёнок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика.

Они ведут с детьми просветительские беседы:

- зачем переобуваться в помещении,

- почему при чихании надо использовать одноразовый носовой платок,

- мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и до него, так как для безопасного совершения туалета руки тоже должны быть чистыми,

- предупреждают о распространении инфекций и паразитов: к примеру, проверяют после каждых каникул детей на педикулез.

Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе.

С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья; с классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.

В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции…

Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придётся разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе?

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

- направление обучающихся, при наличии медицинских показаний, в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

- организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

- организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

- организацию и проведение ежегодных скрининг- обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ профилактических медицинских осмотров с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

- подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к, процессам обучения и воспитания в образовательной организации, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

- анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

- подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

- взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологом и педагогами образовательной организации по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

- методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательной организации, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

- организацию в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

- участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

- проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни;

- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

- передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Внезапные ситуации могут произойти с человеком на глазах у очевидцев, которые не всегда готовы оказать помощь — из-за неуверенности или боязни быть наказанными за некорректные действия. А ведь перед нами всего две задачи, которые необходимо решить: убрать страх, вернув понимание ценности человеческой жизни, и добавить навыки оказания первой помощи — их не так уж и много. Согласно приказу Минздравсоцразвития России, к первой помощи относятся всего одиннадцать мероприятий.

В каких ситуациях необходимы навыки оказания первой помощи?

В ФЗ № 323 прописаны восемь состояний, при которых должна оказываться первая помощь. Среди них потеря сознания, отсутствие дыхания, отсутствие сердцебиения, обморожение, отравление, ожоги. Для оказания первой помощи прописаны в законе и 11 мероприятий, в которые — и это очень важный момент — не входит медикаментозная терапия.


К сожалению, уже исторически доказано, что круг навыков оказания первой помощи необходимо расширять. Важно, чтобы люди умели и могли оказать первую помощь, чтобы они не боялись подойти к пострадавшему человеку.

Что делать, если человек лежит без сознания?

Убедитесь, что в здании или на улице безопасно — нет обрушений, пожара и других чрезвычайных факторов. Проверьте пульс, нащупав его на шее или на запястье. Проверьте, дышит ли человек. Если пульс и дыхание в норме, значит, он потерял сознание. Постарайтесь положить ноги пострадавшего на возвышенность — это может быть, например, стул. Это нужно, чтобы восстановить нарушенное мозговое кровообращение. Дожидайтесь бригаду скорой медицинской помощи.

Если пока не удалось выяснить, обморок это, или нет, то лучше повернуть человека на бок. Но будьте внимательны — у пострадавшего не должно быть травм. Согните правую руку и заведите к левому уху так, чтобы сгиб локтя оказался около лица — таким образом вы зафиксируете шейный отдел позвоночника при повороте на бок. Согните правую ногу в колене и аккуратно переверните человека на левый бок. Все то же самое проделайте с левой стороной тела, если удобнее перевернуть пострадавшего на правую часть. Эти манипуляции нужны для того, чтобы язык и рвотные массы не перекрыли дыхательные пути. Дожидайтесь скорую.

Что делать, если у человека внезапно остановилось сердцебиение и дыхание?

Для начала убедитесь, что у человека во рту нет, например, застрявшей еды, которая могла перекрыть дыхание. Нажмите на область между челюстями с двух сторон — это точка примерно в середине щеки. Рот откроется, и вы сможете осмотреть дыхательные пути.


Если в дыхательных путях все чисто, начните компрессию грудной клетки. Сделайте 30 сильных качков с прямыми руками, расположив свои кисти рук в середине грудной клетки пострадавшего. Важно, чтобы руки находились под прямым углом. Продавить грудную клетку при этом нужно на 5-6 сантиметров. Проводите процедуру на протяжении всего времени до приезда скорой помощи. Прекратите массаж, если дыхание и сердцебиение восстановились.

Как себя вести на воде? Что делать, если человек захлебнулся?

Подплывайте к тому, кто тонет, сзади, чтобы человек не смог случайно ударить или поцарапать вас. Аккуратно обхватите его в районе груди и оттаскивайте к берегу. Если человек захлебнулся водой, положите его на бок, как было описано выше, и попытайтесь приподнять его в этом положении за живот несколько раз, встав прямо над ним, чтобы из желудка вышла лишняя вода. Еще один вариант — встаньте на одно колено, облокотите пострадавшего вниз животом на свою ногу (для этого понадобится помощь других людей) и подержите в таком положении в течение 10-15 секунд.

Как определяется анафилактический шок и можно ли его остановить?

Анафилактический шок — это аллергическая реакция организма на какое-то вещество. Она сопровождается затруднением дыхания, удушьем, отеком гортани. Отек может начинаться медленно, и тогда его важно вовремя отследить и предотвратить шок. А может развиться молниеносно — буквально за несколько минут. Обычно в таких случаях медработники вводят адреналин. Основная задача в случае анафилактического шока — обеспечить проходимость дыхательных путей.

Что делать, если пчела укусила в язык?

Чтобы не допустить опухания дыхательных путей, врач должен провести коникотомию. Для этого закидывают голову пострадавшего, нащупывают на шее выемку между щитовидным и перстневидным хрящами, надрезают ее (не глубже 1,5–2 см) и вставляют инструмент наподобие трубочки для коктейля — так воздух будет свободно поступать в легкие.

Проведение коникотомии, если человек не является медработником, запрещено на законодательном уровне. Здесь мы можем вернуться к нашей дилемме: возможно ли спасти человека самостоятельно, когда остаются считанные секунды, или ждать скорую, которая может не успеть?

Как грамотно отработать навыки оказания первой помощи с детьми и подростками?

Конечно, диагональное чтение конспектов будет неинтересно ни детям, ни взрослым. Следует идти от событийности — постараться превратить обучение в игру или даже провести его в турнирном формате.


Курс оказания первой помощи нужно проводить во всех учебных заведениях — от школы до вуза — и, конечно, процесс обучения должен быть выстроен грамотно и интересно. Но тут следует организовать и работу психологов — ведь дети и подростки могут не на шутку впечатлиться увиденным — пусть даже перед ними манекен с искусственной кровью.

Читайте также: