Обязан ли учитель иметь высшее образование

Обновлено: 17.05.2024

Раньше для всех, кто мечтал быть учителем, профильное образование было, что называется, must have. Но ситуация изменилась, и с развитием онлайна, те, кто хорошо знает язык, ринулись преподавать. Кто-то разместил предложение о своих услугах на различных сайтах и начал набирать учеников, кто-то раскрутил Instagram, а кто-то использовал таргетированную рекламу, с помощью которой и нашел своих первых студентов. Возникает вопрос – а нужно ли вообще выделять целых 5 лет своей жизни для получения заветной корочки? Или же можно, сэкономив время (а порой, и деньги), начать работать и освоить все тонкости профессии в процессе?

Альтернативы педагогического образования

Вот пример описания квалификации преподавателя в одной популярной онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ:

Количества вебинаров, мастер-классов и любых других вариантов обучения не счесть. Их проводят как отечественные коллеги, так и зарубежные преподаватели-методисты, а доступны они всем и каждому, у кого есть доступ к Интернету. К тому же, никто не отменял литературу — даже ту самую, которую рекомендуют в педагогических ВУЗах. Так почему бы преподавателю не набрать пару-тройку учеников и не сочетать практику с теорией, которую он может самостоятельно освоить в свободное от работы время? (как происходит, скажем, на заочном отделении).

  • Пед. образование – не гарантия трудоустройства.

Речь, конечно, не идет о государственных образовательных учреждениях. Туда вас не смогут принять на работу без профильного диплома или же курсов повышения квалификации (например, на базе диплома филфака). Однако, как мы видим, в бюджетные ОУ не больно то и стремятся педагоги. Многие хотят свободы, отсутствия отчетности и гибкого графика.

  • Пед. образование – не гарантия профпригодности.
  • Многие знания, полученные в педагогическом ВУЗе, не адаптированы под современную реальность

Например, в ВУЗе вас вряд ли научат тому, как преподавать онлайн, какими инструментами пользоваться. Пандемия показала нам, насколько, к сожалению, технически не подкованы практикующие вузовские педагоги. Им потребовалось много времени и сил, чтобы начать преподавать в Zoom или Teams в связи с переходом на дистанционку. Получилось так, что студенты знали эти инструменты лучше своих же учителей.

Поделимся реальной историей

Несмотря на то, что Диляра училась на журналиста и переводчика, ни та, ни другая специальность не стали для нее основными. Она пробовала себя в разных проектах, но по-настоящему влюбилась только в преподавание и методику, когда устроилась преподавать в онлайн-школу. На протяжении 3,5 лет Диляра работала, не имея педагогического образования, но еженедельно проходя обучение у методистов и прокачивая свои скиллы.

В сентябре 2020 года она все же решила получить профильное образование. Диляра поступила в магистратуру на заочное отделение, чтобы совмещать обучение с работой. И ни разу об этом не пожалела! Учеба помогла ей не только обзавестись полезными связями, но и чувствовать себя увереннее в своей профессии.

Если вы активно участвуете в образовательном процессе, вы автоматически “обрастаете” полезными связями благодаря своим одногруппникам и преподавателям. Это дает вам как нетворкинг, так и возможную помощь при трудоустройстве в будущем.

  • Возможность построить научную карьеру в сфере педагогики

Если вы хотите стать признанным экспертом и преподавать в ВУЗе – безусловно, необходимо получить профильное образование. При чем бакалавриата, да и даже магистратуры, будет недостаточно – необходимо также отучиться в аспирантуре и защитить диссертацию. Если вы действительно этого хотите, то советуем на протяжении учебы активно участвовать в конференциях, публиковать статьи в сборниках и по возможности хотя бы раз съездить за рубеж по программе обмена.

А какая она — ваша история? Получили ли вы педагогическое образование, пригодилось ли оно вам?

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель ст.196 ТК РФ

Согласно положений ст. 46 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, п раво на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. оменклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 7 сентября 2018, 15:28

Для информации немного информации.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования ст.331 ТК РФ.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам ст.46 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации".

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции ст.195.1 ТК РФ.

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;

- статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

- часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для примененияработодателями лишь в части требований к квалификации;

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584.

В настоящее время отсутствуют правовые основания для применения профстандарта при определении должностных обязанностей работников. Нельзя использовать их при аттестации педагогических работников.

При определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

- разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н;

- разделом "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" ЕКС, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.

Чтобы установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом, необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

- от 18 ноября 2013 г. N 1245 (в части высшего образования);

- от 5 июня 2014 г. N 632 (в части среднего профессионального образования).

Приказами Минтруда России утверждены следующие профессиональные стандарты для работников сферы образования:

- от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)";

- от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

- от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования";

- от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

Требования к образованию и обучению (Профессиональный стандарт):

Учитель:

- высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к квалификации учитель (ЕКС приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н):

- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 7 сентября 2018, 15:59

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельность ст.196 ТК РФ.

Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, каких-либо исключений из этой процедуры законом не установлено (ст.196, 197 ТК РФ).

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ).

ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании":

"Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно – в этом случае остается возможным выдача сертификата."

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации установлены ст.187 ТК РФ.

Трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя.

Верховный Суд РФ повторил свою правовую позицию относительно порядка реализации права работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Ссылаясь на статью 197 ТК РФ суд указал, что данное право реализуется путём заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Каких-либо исключений из этой процедуры законом не установлено. Трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя.

Viktoriya Kochetkova, эксперт


Ирина Киршина, эксперт

Общий стаж работы - 10 лет.Два высших образования по специальностям:Международные отношения и Юриспруденция (НГУЭиУ).

2 июня 2018, 01:09,
3 года назад
Рейтинг: 5

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Global Investigative Journalism Network

работа учителем без педагогического образования

Как стать педагогом? Варианты

Как стать учителем

Designed by gpointstudio/Freepik

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе

Designed by pressfoto/Freepik

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Профессия учителя

Стать учителем в детстве и юности хотят многие, но далеко не все поступают в педагогические вузы. Кто-то останавливает выбор на профессии менеджера, инженера или врача и находит в ней свое призвание, а кто-то продолжает мечтать о работе в школе. Можно ли воплотить эту мечту в жизнь и как это сделать? Давайте разберемся.

Какими качествами должен обладать современный учитель?

Для начала нужно понять, подходит ли вам профессия, ведь далеко не все, кто любит детей, могут стать хорошими учителями. Помимо этого современный педагог должен:

Конечно, кроме вышеперечисленных качеств учитель должен иметь и ряд профессиональных компетенций. Чтобы получить их, и создано педагогическое образование – как основное, так и дополнительное.

Какой предмет выбрать для преподавания?

В первую очередь преподаваемый предмет должен быть вам интересен и хорошо знаком. Только в этом случае работа будет приносить удовольствие, уроки будут увлекательными и полезными для детей. Поэтому желательно, чтобы предмет был близок к вашей профессии или к сфере ваших личных интересов.

Также важно учитывать, насколько просто будет набрать часы для ставки с выбранным для преподавания предметом. Учителю математики, русского языка или литературы нужные 18 часов в неделю поставят даже в небольшой школе. Преподавателю музыки или ОБЖ добиться этого будет труднее, ведь на эти предметы в расписании большинства классов отводится 1-2 часа в неделю. Но у нас есть программы переподготовки, на которых можно получить сразу несколько квалификаций и вести не один, а два или три предмета и за счет этого набирать нужные часы. К тому же, некоторые учителя совмещают должности в нескольких учебных заведениях, ведут секции и кружки, занимаются методической работой.

Если вы планируете подрабатывать репетиторством или сделать его своей основной работой, учитывайте, насколько востребована ваша специализация. Чаще всего репетиторов ищут по тем предметам, которые сдают на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию, биологии, химии, физике, истории, литературе.

Что нужно, чтобы работать учителем без педагогического образования?

  • Диплом вуза или ссуза по специальности, совпадающей с предметом, который вы хотите преподавать. Например, если вы учились на историка, вы можете вести уроки истории, а если на переводчика – уроки иностранного языка. Но все же вам потребуется пройти курсы профпереподготовки научителя, ведь вам нужно будет не только разбираться в своей дисциплине, но и понимать, как знакомить с ней детей – знать основы педагогики и возрастной психологии, методики воспитания и обучения, ФГОСы, актуальные образовательные программы и т. д.
  • Диплом любого вуза и ссуза и документ о профессиональной переподготовке на педагога. Например, если вы выучились на инженера, а хотите преподавать географию, вы проходите курсы для учителей географии.

Таким образом, чтобы работать в школе без педагогического образования, вам не обязательно тратить несколько лет на обучение в вузе. Вам потребуется несколько месяцев, чтобы пройти профессиональную переподготовку.

Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?

Во-первых, вы экономите время. Обучение в вузе займет от 3 до 6 лет в зависимости от формы обучения и исходного уровня образования, в колледже или техникуме – 2-3 года. А курсы профпереподготовки занимают от 3 месяцев до 1,5 лет.

Во-вторых, программы профпереподготовки не требуют сдачи вступительных экзаменов. Для поступления нужно просто подтвердить уровень своего образования и внести оплату. А она также в разы меньше, чем в случае с вузами, колледжами и техникумами.

В-третьих, в программах высшего и среднего профессионального образования много теоретических дисциплин, которые не пригодятся вам в будущей работе. Иногда их можно перезачесть, если вы уже проходили их раньше, но такую возможность дают не все учебные заведения. А программы переподготовки всегда имеют максимально практическую направленность – в них нет физкультуры или философии.

Где пройти профессиональную переподготовку, чтобы стать учителем?

Итак, при наличии среднего или высшего профессионального образования вы можете пройти курсы профпереподготовки, которые позволят вам работать педагогом в общеобразовательной школе. Мы предлагаем сделать это на наших дистанционных* программах. Выбирайте направление обучения, которое будет отвечать вашим целям:

Читайте также: