Обязан ли учитель давать открытые уроки каждый год

Обновлено: 28.06.2024

Основание. Статья 21 Трудового кодекса РФ: работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Ответ. Если дополнительные обязанности прописаны в должностной инструкции или в трудовом договоре и учитель ознакомлен с ними и подписал документы, то он обязан выполнять эти обязанности. Например, убираться в кабинете, поливать цветы, вести сайт, оформлять стенды и прочее. Если же требования работодателя выходят за пределы трудовой функции, определенной трудовым договором, то они незаконны. Учитель имеет право от них отказаться.

Но надо помнить, что если педагог приступил к выполнению распоряжения директора, которое не относится к его непосредственным трудовым обязанностям, то будет считаться, что он по факту принял решение о расширении своих трудовых обязанностей.

Вопрос. Имеет ли право учитель отказаться от ведения предмета, потому что ему не нравится класс?

Основание . Статья 21 Трудового кодекса РФ: работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Ответ. Работник обязан выполнять свою трудовую функцию или подлежит увольнению, если по какой-либо причине перестает ее выполнять по причинам, не предусмотренным законодательством (отпуск, временная нетрудоспособность, другое). Следовательно, учитель не имеет права по своему усмотрению распоряжения своими трудовыми обязанностями, если он находится на рабочем месте. Заявление работника об отказе от ведения уроков в каком-то классе может рассматриваться как невыполнение возложенных на него обязанностей. В этом случае работодатель имеет право привлечь работника к дисциплинарной ответственности и даже уволить за нарушение трудовой дисциплины.

Вопрос. Как должна оплачиваться работа учителя, который замещает заболевшего коллегу?

Основание. Статья 152 ТК РФ: сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Ответ. Если на замену привлекается учитель, который имеет полную учебную нагрузку, дополнительная работа должна оплачиваться как сверхурочная. Если данная работа выходит за пределы, установленной (тарифицированной) для педагога продолжительности рабочего времени, то оплата данной работы для него должна быть произведена как за сверхурочную работу.

Вопрос. Должна ли оплачиваться работа учителя в период карантина?

Основание. Статья 157 Трудового кодекса РФ.

Ответ. Работа во время карантина подлежит оплате. Размер оплаты зависит от того, каким образом для работников было оформлено время карантина в образовательном учреждении: простой или временные изменения трудовой функции. Если учитель во время карантина не проводил учебных занятий и не привлекался в этот период к другой учебно-воспитательной, методической или организационной работе, оплата должна производиться в размере не ниже 2/3 тарифной ставки заработной платы (оклада) установленного работнику разряда, как за время простоя не по вине работника.

Если же во время карантина учитель выполнял учебно-воспитательную работу, то он должен получить зарплату полностью.

Вопрос: Имеет ли право администрация привлекать учителя к кратковременным дежурствам в школе?

Основание. Локальные акты школы.

Ответ. Работники образовательной организации могут привлекаться к периодическому кратковременному дежурству в школе в период образовательного процесса. В обязанности дежурного учителя может входить наблюдение за выполнением режима дня обучающимися, обеспечение порядка и дисциплины в течение учебного времени и др.

При составлении графика дежурств учитываются сменность работы школы, режим рабочего времени каждого педагога. Нельзя допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, а также дежурства в дни, когда учебная нагрузка у педагога отсутствует или незначительна. Педагоги могут привлекаться к дежурству только в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

Вопрос. Обязан ли педагог присутствовать на рабочем месте в дни, когда у него нет уроков?

Ответ. Законодательство предоставляет администрации школы определять условия и порядок нахождения работника на рабочем месте. В дни недели, свободные для учителей от проведения занятий по расписанию и выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Однако окончательно этот вопрос решается локальными актами каждой школы в отдельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действующее законодательство не даёт определение методического дня, не предусматривает обязательное его предоставление педагогическим работникам и никак не регламентирует порядок установления таких дней. Наличие свободных дней (одного или более) в неделю у педагогического работника зависит от того, как составлено расписание занятий. Администрации образовательного учреждения рекомендуется при составлении расписания занятий экономить время педагога. Учитель не обязан присутствовать в школе в своей свободный от занятий день, если в этот день не предусмотрено никаких общешкольных мероприятий, в которых он участвует, и не должен представлять каких-либо отчётов администрации школы о том, чем он занимался в этот день.

(Ответ председателя Профсоюза работников образования и науки РФ Г.И. Меркуловой. Журнал Народное образование 2006 №4)

Нужно ли писать поурочные планы и как долго они должны храниться?

В действующих нормативно-правовых актах не установлено, каких либо требований, предъявляемых к поурочным учебным планам, не установлены и сроки их хранения. Эти вопросы могут быть предметом регулирования локальных актов, действующих в учреждении образования.

Перечислите требования, которые администрация школы может предъявить при проверке поурочных планов учителя?

Проверка поурочных планов относится к процедурам внутришкольного контроля и регламентируется Положением о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самом образовательном учреждении.

- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;

- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту предложенному руководителем образовательного учреждения;

- подготовки аттестации образовательного учреждения;

- подготовке к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

- по обращению родителей обучающихся.

Нет, такие требования руководителя нельзя назвать правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени или норма часов за ставку заработной платы конкретного педагогического работника зависит от должности и (или) специальности и определяется Правительством РФ с учётом особенностей его труда.

Правительство РФ своим постановлением от 03. 04. 2003г. № 191

- для одних педагогических работников – конкретную продолжительность рабочего времени, которая составляет 30 или 36 часов педагогической работы в неделю (п. 1 приложения к указанному постановлению);

- для других педагогических работников – не продолжительность рабочего времени, а различные нормы часов преподавательской или педагогической работы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год – для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования. За указанное количество часов педагогической работы в неделю (год) выплачивается одна ставка заработной платы (п. 2, 3 приложения к указанному постановлению).

Для четырёх должностей педагогических работников (учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования и тренер-преподаватель) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы определена только как нормируемая часть их педагогической работы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством у учителя централизованно нормируется только преподавательская часть работы (обязанностей), а остальная часть педагогической работы не имеет конкретной продолжительности рабочего времени, поскольку по своему характеру она может выполняться не ежедневно и даже не еженедельно. Кроме того, для её выполнения в зависимости от обстоятельств может использоваться разное количество времени.

К другой педагогической работе, входящей, например, в обязанности учителей, согласно ТКХ, относится работа, связанная с реализацией образовательной программы образовательного учреждения (участие в проведении различного рода воспитательных и оздоровительных мероприятий, консультационной работы, в деятельности методических объединений и других формах методической работы; работа с родителями (лицами, их заменяющими), обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Указанная работа предусматривается планами, графиками на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, но установление каких-либо норм времени для её выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, законодательством не предусмотрено.

Любая работа педагогического работника должна быть оплачена. Требования выполнения работы без оплаты является принудительным трудом (статья 4 Трудового кодекса РФ) и поэтому грубейшим нарушением трудового законодательства.

В каникулы и актированные дни, а также в дни карантина администрация требует, чтобы мы отрабатывали 36 часов в неделю: по 6 часов 6 дней, независимо от учебной нагрузки. Правильно ли это?

Согласно Отраслевому соглашению по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 гг. в каникулярный период педагоги выполняют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ.

Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

В период отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекают к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.

(На вопросы отвечала юрист Елена Болотова. Журнал Народное образование 2006 №9)

Нет, не входит. Речь идёт не о составлении акта обследования жилищных условий учащихся, а об участии классного руководителя в составлении такого акта уполномоченными на такие действия лицами. Акты могут составлять работники органов внутренних дел, социальные работники, представители органов опеки и попечительства. Акт составляют в случаях передачи ребёнка на воспитание другому

родителю или при возврате детей родителям и в других случаях предусмотренных законом.

(На вопросы отвечает юрист Елена Болотова.Журнал Народное образование 2007 №1

Как должны использоваться средства от надбавки за заведование кабинетом? В частности, директор требует тратить эти деньги на приобретение занавесок, мела, моющих средств и т.п. Насколько это правомерно?

Рекомендуем Вам по всем вопросам нарушения трудового законодательства обращаться в орган управления образованием или государственную инспекцию труда Вашего города.

Как оформляется и оплачивается работа заведующего кабинетом физики? Дело в том, что администрация школы отказывается оплачивать мою работу как зав. Кабинетом, но продолжает исправно требовать выполнения этих обязанностей.

Работа заведующим кабинетом физики не относится к прямым должностным обязанностям учителя физики. Если данный вид работы не зафиксирован в Вашей должностной инструкции, то администрация образовательного учреждения должна с Вашего письменного согласия издать приказ о назначении Вас заведующим кабинетом физики с установлением дополнительной оплаты труда за этот вид деятельности. Размер оплаты труда за заведование кабинетом определяется образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляется в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Какими инструкциями, письмами или приказами пользоваться при работе с ученическими дневниками?

Руководитель имеет право знакомиться с документацией, дневниками и тетрадями учащихся. Проверка работы учителей с дневниками может строиться по следующим направлениям:

-количество учащихся по списку;

-количество дневников на момент проверки.

2. Работа классного руководителя с дневниками:

-выставление текущих оценок;

-выставление четверных оценок;

-контроль за ведением дневника;

-заполнение данных об учителях- предметниках;

-наличие расписания занятий на четверть (полугодие);

-наличие расписания по неделям.

3. Работа учителей- предметников с дневниками:

-выставление текущих оценок;

-выставление оценок за контрольные работы.

4. Контроль дневников детей родителями:

-подпись родителей за текущие оценки;

-подпись родителей за четвертные оценки.

(На вопросы отвечала юрист Любовь. Погребняк. Журнал « Народное

Сколько полагается дней отпуска учителям, работающим в школе по совместительству?

Существуют ли нормативные документы, определяющие режим работы и рабочее время классного руководителя общеобразовательной школы?

Режим рабочего времени, в том числе и классного руководителя, регулируется разделом 4 Трудового кодекса РФ (статьи 91-105),с учетом особенностей установленных статьей 333 ТК РФ. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 утверждено положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. В соответствии с трудовым законодательством, режим работы классного руководителя определяется локальными актами образовательного учреждения, в котором Вы работаете (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, трудовой договор).

Имеет ли право директор образовательного учреждения привлечь к работе в выходные и неработающие праздничные дни?

Согласно статье 113 Трудового кодекса РФ запрещаются работы в выходные и неработающие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных структурных подразделений.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена выделением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Может ли работодатель самостоятельно, применять статью 74 ТК РФ, изменять и дополнять должностную инструкцию, расширять обязанности работников?

Права и обязанности работника в соответствии со статьёй 56 ТК РФ являются существенными условиями трудового договора и могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора и в письменной форме. Изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьёй 74 ТК РФ возможно, но указанная статья связывает возможность их изменения работодателем со строго определёнными причинами: изменение организационных или технологических условий труда. Никакие другие основания не дают право работодателю по своему усмотрению изменять условия трудового договора с работником.

В образовательных учреждениях изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя может быть связано с изменением количества классов, групп, численности учащихся, количества часов по учебному плану, программам, с введением новой должности, обязанности по которой ранее выполнялись работниками за доплату.

Во втором полугодии в нашей школе проходит предварительное распределение нагрузки на следующий учебный год, составляется черновая тарификационная ведомость, в которой администрация просит расписаться, даже если нагрузка меньше 18 часов. Является ли данный документ письменным согласием на то количество часов, которое указано, или письменное согласие – это заявление работника на имя администрации? Имею ли я право не расписываться в этом документе, чтобы администрация не смогла сослаться на этот документ как на мое письменное согласие?

В данном случае Вас информируют о предстоящем изменении условий труда. Это обязательное требование трудового законодательства (см. ст. 74 ТК РФ). Но это не значит, что предлагаемые Вам условия Вас устраивают, поэтому вы можете в письменной форме указать, с чем Вы согласны, а с чем нет.

Подскажите выход из ситуации: вне урока учащийся (10-й класс) при свидетелях назвал учителя информатики нецензурным словом. Что необходимо предпринять?

Неоднократные грубые нарушения устава школы, зафиксированные в официальном порядке, могут послужить основанием для инициирования процедуры исключения учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из данного образовательного учреждения.

Вы - учитель. Вы не хотите мыть окна в кабинете или работать на ГИА, или выполнять обязанности воспитателя в школьном лагере. Какие статьи законов помогут вам отстоять свое право всего этого не делать? Как составить отказ? Как не дать возможности администрации вас заставить выполнять дополнительную работу.

Нам для работы понадобятся:
- Трудовой кодекс РФ;
- Трудовой договор;
- должностная инструкция;
- иные локальные акты организации (правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).

Обращаю ваше внимание на то, что статья будет написана по анализу норм ТК РФ, которому не могут противоречить три других документа. Они просто дополнительно раскрывают и разъясняют, что входит в рабочие обязанности, и порядок их выполнения. Сразу предупреждаю, не надо утрировать и идти на поводу у того, что работодатель в должностную инструкцию может включать все, что угодно. Даже если таковой факт имеется, это не означает, что мы обязаны исполнять незаконные приказы и распоряжения.

По ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Трудовой договор

И так приступим. При трудоустройстве с нами обязаны заключить трудовой договор в порядке главы 11 ТК РФ.

Что такое трудовой договор определено в ст. 56 ТК РФ, согласно этой статьи сторонами договора являются работник и работодатель. В трудовом договоре может быть предусмотрена дата, с которой работник приступает к выполнению своих трудовых функций. В случае если работник фактически приступил к работе, работодатель обязан заключить трудовой договор в течении 3 рабочих дней (Ст. 57, 67 ТК РФ).

Трудовой договор содержит (ст. 57 ТК РФ):
- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
- место и дата заключения трудового договора;
- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (актуально для Москвы в связи с объединениями школ);
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
- дата начала работы;
- условия оплаты труда;
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- условия труда на рабочем месте;
- условие об обязательном социальном страховании работника.

Все остальное вносится в трудовой договор по желанию работника и работодателя.

Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Как подписывать трудовой договор

ОБРАЩАЮ внимание на один момент: НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую всегда подписывать все документы на каждой странице, будь то трудовой договор, должностная инструкция или что-то еще, и с ЭТОГО документа уже снимать копию, и ставить подпись, что копию получил ФИО дата и т.д. (в общем надеюсь понятен порядок действий). Объясню зачем. Это делается для того, чтобы работодатель не мог манипулировать изменением документов (ведь подпись ставится на последней странице, и ни что не мешает работодателю расшить документ, вставить листы с нужными формулировками и скрепить обратно, а потом вы доказывайте почему на руках у вас отличный экземпляр от того, который на руках у работодателя).

Далее, после заключения трудового договора в отношении работника в соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель издает приказ (распоряжение). Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Должностная инструкция

Итак, место вашей работы, трудовая функция указаны в вашем трудовом договоре. Дополнительно они раскрываются в должностной инструкции и в локальных актах. Инструкция и локальные акты раскрывают и дополнительно конкретизируют, КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ исполняется трудовая функция. Условно говоря, трудовая функция - это учить детей, согласно должностной инструкции, учитель обязан проводить только комбинированные занятия. Таким образом у нас выпадают в чистом виде лекционные и практические уроки. Или в период учебного занятия обязательно проводить опрос учеников (а вот выбор методики такого опроса остается за преподавателем). Логика понятна?

Ни должностная инструкция, ни локальные акты организации НЕ МОГУТ возлагать дополнительные трудовые функции

Итак, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Т.к. работодатель не может издавать федеральные законы, то он никоим образом не может требовать выполнять дополнительные трудовые функции. А вот договориться с работником, чтобы последний начал их выполнять, вполне реально.

Работа по совместительству

Если вы хотите кроме своей педагогической работы выполнять еще какую-либо (социальный педагог, психолог и т.д.), то можете работать по совместительству (внешнему или внутреннему) согласно ст. 60.1 ТК РФ. В соответствии с ранее названной статьей работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Обращаю ваше внимание, что при работе по совместительству заключается трудовой договор. А заключение трудового договора это ПРАВО работника, а не обязанность.

Дополнительная работа

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с ПИСЬМЕННОГО согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Таким образом, без письменного согласия работника, работодатель не имеет права включить или внести в какие-либо списки работника для выполнения дополнительных трудовых функций. Поэтому, если вас привлекают против вашей воли к выполнению дополнительных трудовых функций, оспаривайте это, пишите письменные обращения на имя руководителя, об отказе выполнять дополнительную работу, и всегда сообщайте, что в случае нарушения своих прав, будете вынуждены обратиться за их защитой в трудовую инспекцию.

Единый квалификационный справочник

В заключении обращаю ваше внимание, что существует такой документ как Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Там указаны все возможные ДОЛЖНОСТНЫЕ обязанности, плюс то, что работник обязан знать, и требования к квалификации. Должность "учитель и преподаватель" находятся в 3 Разделе документа (сюда не копирую, чтобы не раздувать статью).

Таким образом, ваша должностная инструкция не должна противоречить Единому квалификационному справочнику (далее - ЕКС) должностей, в нашем случае работников образования.

Как указал Минтруд РФ в п.5 Постановления от 9 февраля 2004 г. N 9 "Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями):". Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности. ".

Поэтому, хоть официально это только рекомендация, работодателю необходимо будет "попотеть", чтобы объяснить необходимость и обоснованность вмененной обязанности работнику, если она будет противоречить положениям ЕКС.

Резюме

Подводя итог вышеизложенному:
- Любая дополнительная работа не предусмотренная трудовым договором и занимаемой должности производится только с ПИСЬМЕННОГО согласия работника;
- Должностная инструкция не может содержать в себе все прихоти работодателя, для нее так же есть требования;
- Если вы не давали согласия на выполнение доп. работы, НЕ НАДО ее выполнять.

Прилагаю шаблон документа, в случае, если требуют выполнения дополнительной работы. Обращаю внимание, что документы подаются в двух экземплярах, на втором ставится отметка об их получении. Или вы отправляете документ заказным письмом с описью вложения. Опись вложения нужна для того, чтобы потом администрация не говорила, что письмо они получили, но оно было о том, что они идеально выполняют свою работу.

Директору ГБПОУ СОШ №200

От учителя математики

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что Приказом №100 от 03.03.2017 на меня возложены дополнительные трудовые функции, а именно работа воспитателем в пришкольном лагере на период с 01.07.2017 по 31.07.2017.

По занимаемой должности, я учитель математики, сведения о необходимости работы в пришкольном лагере в трудовом договоре и должностной инструкции отсутствуют. Таким образом, работа в пришкольном лагере является дополнительной трудовой функцией.

Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 60.1 и 60.2 ТК РФ дополнительная работа возлагается на работника только с его письменного согласия.

Администрация образовательного учреждения в нарушение положений Трудового кодекса РФ от меня письменного согласия не запрашивала и как следствие не получала.

Таким образом, приказ №100 от 03.03.2017 о привлечении меня Петровой Ольги Васильевны к выполнению трудовых функций воспитателя пришкольного лагеря является не законным, и противоречит трудовому кодексу Российской Федерации.

Уведомляю Вас, что работать воспитателем в пришкольном лагере я отказываюсь, в случае дальнейшего нарушения моих трудовых прав, буду вынуждена обратиться за их защитой в Государственную инспекцию труда и в суд.

wcwjjgapec7qktapo1t91.jpg

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

001.jpg

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

нг7786.jpg

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

775ззщ.jpg

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске - дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Читайте также: