Обязан ли ребенок делать домашнее задание

Обновлено: 30.06.2024

ПРиходят дети, не посетившие школу 2-3-5 дней.
У чебники были у всех. Редко кто выполнит домашнее задание: "Меня не было!" - говорит.
Что ж делать учителю?

Я думаю, что права Life. Ребенок все-таки должен сделать д/з. Потому что пробелы потом накручиваются, как снежный ком! Пусть не сразу сделает, а через какое=то время. Скажем, к текущему д/з добавляется один вопрос из упущенного. И постепенно оно будет выполнено. Хотя, когда я училась, ко мне приходили девчонки из класса и передавали мне тетради с уроков. И иногда даже со сделанными д/з. Я их переписывала и разбиралась потом. А то вдруг они не правильно решили, вот позору-то потом мне будет!

Я думаю в школе это простио, разве нет?
А университете другое дело.
Я бы посоветовался с учителями в вашей школе, а именно, узнал как у них принято.

Да мне-то что? Кто пришел за знанием? И кто его сюда прислал за ним?
Вот дела. Я ж виновата, что ему ничего не надо было потом?

Никита Альшинский Мастер (1010) Если пропуск по причине, то я думаю не стоит трясти( непосредственно на первом же уроке его появления). А если прото проигулял то крнечно трясите, пусть учится. Конечно вы можете просто сказать что ты будешь должен его выполнить и мне сдать. Я думаю что так ого даже лучше будет.

с нас спрашивали всегда домашнее задание, если Не было, то учителя говорили "Надо было узнавать у ребят" ,ну, и насколько я помню, они давали какое-то время, чтобы ДЗ было готово, к примеру, к концу недели.

конечно вы имеете право требовать знание материала даже если учащегося не было, вы же не виноваты в этом, пусть догоняет!

Именно потому что - школа для ученика , ученик и должен там УЧИТЬСЯ, а не искать причины не делать этого!

Дима Дмитриев Гуру (2898) Ученик не обязан ХОТЕТЬ учиться!;-) Учитель ОБЯЗАН привить ученику интерес к знаниям!;-) И помните, что главное в человеке-Личность и Характер, а отнють не всесторонние Знания!) Как вам такая точка зрения!?

Согласна, пусть он не хочет учиться, но пусть тогда и не требует от учителя во-первых- хороших оценок, во-вторых - хорошего отношения. а учитель совсем не обязан прививать человеку, который не хочет что бы ему что-либо прививали что-либо, т.к. учитель тоже Личность и имеет Характер!

Дима Дмитриев Гуру (2898) Про оценки полностью согласен. Нет знаний-нет хороших оценок. Учитель конечно же Личность с Характером, но. прошу не забывать, что Учитель ОБЯЗАН именно прививать ученику стремление к знаниям, а также то, что за это он получает заработную плату!;-) Учитель-это прежде всего призвание. все остальные не имеют права именоваться Учителями.

если родители такие ограниченные и не понимают что ребенок если пропустил школу, значит пропустил новые темы и т. д.
и пойдет потом строительство замков на песке
надо написать записк
а лучше выступить на родительском собрании и доходчиво объяснить это родителям
и сказать что вы будете требовать ыполнения ДЗ и даже правила
сейчас есть интернет мобильники и др средства связи
я помню раньше когда я болел мой папа бегал к одноклассницам за заданием через полгорода

я считаю, чо НУЖНО спрашивать дз. Я на это всегда отвечаю.: Дорогой, а ты был в коме? ")))) Ведь процесс идёт, тормозить его нельзя. С юмором отнеситесь, но твёрдо и принципиально дайте понять, что Вашу точку зрения вы не измените! Удачи!)))

Елена Голомидова Просветленный (21463) Димуль, ученики разные бывают. Моя 15-леняя дочь и в полуобморочном сосоянии будет делать доманее задание. ДУРОЙ в наше время быть не модно!))))) Она это так объясняет. И, согласись, что ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТ ПО МЕРЕ ИХ ПОСТУПЛЕНИЯ! не нужно их копить.

а в советское время посылали к болевшим друзей, звеньевых, старост класса комсоргов, не выполнение домашнего задания не наказуемо, ставят оценки за знание предмета, они просто прогуливают или типа есть оправдательные документы? у тебя в школе шо не классной системы? спросить классного руководителя не можешь? вообще там учительская есть? и с какого марса ты свалилась в школу? если задаёшь такие вопросы?

Конечно имеете. Учитель всегда прав.
Но.
Какой смысл требовать от ребёнка то, что он сделать не в состоянии?
Это происходит только тогда, когда учитель считает, что он обязан научить. А научить человека если он сам не учится - невозможно.
Да, в школе полно провокаций. Учителю говорят, что он отвечает за успеваемость. А Вы и спросите в ответ - а какие у меня возможности добиться успеваемости? И покажите (желательно мягко) их недостаточность. Тут же покажите, что со своей стороны Вы делаете всё возможное.

По закону - ДА, по совести - нет. Вам кажется, что н пропустил занятия, а он - болел и ему было тяжело и без ваших заданий.

А смысл от ваших домашних заданий, которые вы в школах России задаёте! ?

Я (как бы мне не было стыдно об этом говорить) я его не когда не выполнял и класс, в котором я учился тоже самое, а зачем скажите, пожалуйста, если в аттестате за 9,11 класс всё равно мизер четвёрок и больше троек…

Я всегда требую д. з. Меня не волнует, что кто-то проспал, не успел и т. д. Я понимаю, если ребенок болел, тут еще Бог с ним. А так! Говорю, что мне нет никакого дела до того, что он проспал, а его родителе не смогли поднять ребенка в школу. Дети уже все это усвоили и берут задание у одноклассников. А иначе урок невозможно вести: проспал, забыл. Нет уж!

если в школе все будут требовать одинаково, то вопросов таких не будет. с начальной школы надо приучать: уроки делать всегда, если не в тяжелом состоянии находился.
на егэ потом не запишешь: я болел!
а вообще это от родителей зависит. сейчас дети никому не нужны. растут и ладно!

Казалось бы, первоклассники (а главное, их родители) могут выдохнуть: требования СанПиН предписывают им в первый учебный год радостно жить без домашки. Но на деле все иначе: дети сидят за уроками, родители проклинают рисунки по сказкам, прописи и "окружайку". Что вообще происходит? Мы поговорили с учителями начальных классов об их отношении к домашней работе, а юриста попросили разъяснить, законно ли задавать ее в первом классе.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Ирина Маленкова, учитель начальных классов, Москва:

Первоклассники могут обойтись без домашнего задания. Весь материал можно отрабатывать на уроке, но часто многим детям нравится делать уроки. Родители тоже скорее поддерживают эту инициативу. Сам факт домашнего задания людям нужен и необходим как школьный символ, как портфель, с которым первоклассник идет в школу.

Я стараюсь по возможности минимизировать количество электронных заданий, чтобы ребенок как можно меньше взаимодействовал с техникой. Во-первых, это нагрузка на глаза. Во-вторых, компьютер — вещь, с которой нужно быть очень осторожными. Поэтому домашняя работа может быть такой: раскрасить что-то, нарисовать, проиллюстрировать какую-то сказку, придумать что-то интересное, например вопрос по рассказу. По математике предлагаю составить интересную задачу — естественно, по тем темам, которые мы проходили. Разумеется, упражнения не должны быть объемными, скорее увлекательными. В таком случае ребенок спокойно с ними справится, а процесс не займет много времени.

Бывает так, что ребенок начинает делать ошибки и нервничать, переживать и плакать, и, соответственно, делает еще больше ошибок. В таких ситуациях помощь родителей заключается в поддержке ("У тебя все получится"). Если первоклассник ленится, что бывает тоже очень часто, то в первую очередь нужно выяснить причину, по которой он это делает. Он ленится сам по себе — или он себя плохо чувствует? Может быть, ему что-то не нравится в заданиях? Может быть, у него что-то не получается? Родителям в таком случае нужно просто вместе с ним поговорить и разобраться. И опять же помнить: домашняя работа в первом классе необязательна.

Злата Шаламова педагог-психолог, учитель начальных классов, Екатеринбург:

Домашняя работа в первом классе нужна, чтобы отработать навыки самоорганизации по пройденному материалу. Даже если дети изучили просто наклонные линии, тему важно закрепить. К этому нужно приучать с самого начала, иначе во втором классе дети будут в шоке от того, что есть домашняя работа и что ее обязательно делать, ведь она оценивается.

Дети в возрасте 6–7 лет все воспринимают визуально. Соответственно, в качестве заданий на дом подходят наглядные пособия (ролики, картинки, карточки). По времени достаточно 15 минут, на первом этапе главная задача ребенка – просто организовать время и место для отработки навыков. Опять же это важно, так как во втором классе время на домашнюю подготовку увеличивается и хорошо бы, чтобы дети уже имели к нему привычку.

Елена Шипулина, учитель начальных классов, Москва:

В последние годы вопрос необходимости домашнего задания бурно обсуждают российские и зарубежные педагоги, а также родители. На мой взгляд, эта работа нужна, но, как и в любом правиле, тут есть свои исключения.

Дети, которые пришли в первый класс, обычно полны энергии, им всё интересно, они увлечены тем, что рассказывает учитель. И здесь очень важно не упустить момент, когда у ребенка горят глаза, когда он интересуется учебой. Благодаря этому мы своевременно можем развить у первоклассника положительную мотивацию учиться дальше. И порой именно домашняя работа помогает создать условия для развития этой мотивации.

Первоклассник, получая домашнее задание, в котором ему нужно прописать в строке ту или иную букву, открывая тетрадь, уже ставит перед собой цель и, выполняя задание, пытается добиться её. У ребенка развивается ответственность, самодисциплина, что в первую очередь положительно сказывается на учебном процессе и на заинтересованности в обучении. Но нагрузка на ребенка должна быть очень дозированная, чтобы он не сломался и не потерял интереса к учебе.

На мой взгляд, полностью уйти от домашней работы не получится. Но вот пересмотреть подход к домашнему заданию, думаю, можно и нужно.

Если мы с вами будем рассматривать домашнее задание как наказание, то быстрее вызовем у ребенка отвращение к этому процессу.

Если домашняя работа будет выступать как разновидность самостоятельной учебы, то она, наоборот, будет способствовать развитию гибких навыков: организации времени, любознательности, привычки самостоятельно находить решения задач.

Формат домашнего задания может быть совершенно разнообразен, например: кроссворды, головоломки, ребусы, сочинение сказок, — но и без тренировочных заданий для развития мелкой моторики и мыслительных процессов тут не обойтись.

Важно, чтобы нагрузка по домашней работе соответствовала возможностям детей в классе. Домашнее задание должно быть несложным, чтобы первоклассник смог выполнить его без помощи родителей, чтобы у ребёнка была ситуация успеха. Это очень важно для ребенка, который только начинает свой учебный путь.

Виктория Привиденцева, учитель начальных классов, Москва:

В школьной программе выделяется очень мало часов (примерно 21) для изучения всех предметов. Объем урока в начальной школе равен 40 минутам, чего не хватает для полного освоения сложных тем, поэтому, на мой взгляд, заниматься дома нужно обязательно. К примеру, если в классе на уроке математики ребята прошли цифру 4, то это необходимо повторить вечером после уроков. Иначе результата не будет. Ребенок просто забудет то, что прошел на занятии, если не закрепит материал.

Сейчас по санитарно-эпидемиологическим требованиям учителя не имеют права задавать первоклассникам домашнее задание. Мы можем рекомендовать что-то сделать, но не можем требовать. Однако родители сами просят домашнюю работу для детей, так как это влияет на поведение и успеваемость: первоклассники становятся более собранными, внимательными, отношение к учебе меняется. В общем, я считаю, что домашнее задание нужно. Если давать его в посильном для ребенка объеме, то сложностей не возникнет и ученик спокойно выполнит работу без помощи родителей.

Это вообще законно?

Объему домашних заданий посвящен п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10, который предписывает задавать домашние задания школьникам только со второго класса.

Я советую родителям, не согласным с тем, что их детям, ученикам 1-го класса, задают домашние задания, обратиться к директору школы с письменным заявлением и просьбой разъяснить, на основании какого локального нормативного акта учителя вправе задавать домашние задания на дом первоклассникам. Если такой приказ был издан, то руководство школы обязано ознакомить вас с ним и довести эту информацию до сведения остальных родителей. Если такого локального нормативного акта выпущено не было, то я рекомендую обратиться в Департамент или отдел образования администрации вашего города и прокуратуру с жалобой на действия директора и учителей.



Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.


Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок - это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

"Вова, ставлю тебе двойку за поведение", - слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика - он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (п.65).


Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы - преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.


Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.


Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде "Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?" или "Кто из тебя вырастет!".


О таком запрете прямо говорится в Законе "Об образовании" (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

"Звонок для учителя" - любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами "Мать в школу придет - отдам ей" или "После урока заберешь". Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.


Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.


Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.


Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания - больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке - только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?


Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.


Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.



Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.


Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.


Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.


Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.


Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?


К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

Читайте также: