Обязан ли президент в любом случае подписывать закон если его вето преодолено государственной думой

Обновлено: 04.07.2024

Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности?

Президент – глава государства, представляющий его интересы как внутри страны, так и на международной арене. Выступая гарантом Конституции, а также основных прав человека, он не относится к какой-либо ветви власти и координирует деятельность всех высших госорганов.

Полномочия президента классифицируют в зависимости от сфер осуществления его деятельности.

Можно выделить следующие группы:

- по обеспечению конституционного и правового статуса личности;

- во внешней политике; в отношениях с исполнительными органами;

- в области обеспечения безопасности и обороны страны, стабильности общественного порядка;

- в отношениях с исполнительными органами; касающиеся формирования госорганов;

- в отношениях с законодательными органами;

- в военной сфере;

- в иных сферах госдеятельности.

Существуют и другие классификации. Однако общим является то, что все группы полномочий, которые выделяются различными авторами, полностью охватывают сферы деятельности президента.

Полномочия главы государства РФ во внешней политике Обеспечивает суверенитет государства. Является представителем от РФ в отношениях между странами, проводя переговоры и подписывая ратификационные грамоты и международные договоры. Он вправе назначать и отзывать дипломатических представителей.

Глава государства может председательствовать на проводимых в правительстве заседаниях и, таким образом, непосредственно руководить этим исполнительным органом. В полномочия президента входит руководство деятельностью федеральных исполнительных госорганов, ведающих вопросами безопасности и обороны; предотвращения чрезвычайных ситуаций; иностранных и внутренних дел; а также назначение их руководителей. К таким органам относятся следующие: МИД, МВД, МинЮст, ФСБ и другие. Президент наделен надзорными полномочиями по отношению к исполнительным органам, он имеет право отменить распоряжения и постановления правительства при их противоречии конституции, ФЗ, а также его указам.

Полномочия президента в законодательной сфере Он наделен правом назначения референдумов и выборов в Госдуму. Может внести законопроект; в случае если тот является срочным, то должен быть рассмотрен на внеочередном заседании палаты. Ему предоставлена возможность внесения предложений о поправках в Основной закон и пересмотре его положений. Президент обязан подписывать ФЗ и обнародовать их, чтобы они вступили в силу. У него есть право отлагательного вето в отношении ФЗ.

Полномочия президента по обеспечению обороны Является верховным главнокомандующим. Он обладает правом назначения и освобождения высшего командования. Им издаются указы о призыве на воинскую службу граждан. При агрессии в отношении РФ либо непосредственной угрозе вводит на территории государства военное положение, информируя об этом парламент. Имеет право присвоения высших воинских званий и награждает государственными наградами.

Срок полномочий президента С 2008 года в РФ он составляет 6 лет. Кандидат может быть переизбран, но следует иметь в виду, что Конституцией запрещены выборы одного и того же лица более 2 раз подряд

Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если его вето преодолено Государственной Думой?

Если Президент накладывает вето, то оно может быть преодолено лишь квалифицированным большинством Совета Федерации и Государственной Думы. Единственным исключением являются федеральные конституционные законы, лишь они не могут быть отклонены Президентом

Задача 2.

В рамках предусмотренной ст. 111 Конституции России процедуры Президент РФ внес в Государственную Думы Федерального Собрания РФ кандидатуру Петрова В.В. для рассмотрения и дачи согласия при назначении на должность Председателя Правительства РФ, однако Государственная Дума Федерального Собрания РФ отклонила представленную кандидатуру. Президент РФ повторно внес кандидатуру Петрова В.В., Государственная Дума Федерального Собрания РФ вновь отклонила представленную кандидатуру. Президент РФ и в третий раз для рассмотрения и дачи согласия внес кандидатуру Петрова В.В.

С точки зрения конституционного законодательства и судебной практики оцените правомочность действий Президента РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ?

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Задача 3.

Что такое депутатский индемнитет и иммунитет, какова цель их юридического закрепления и правовое содержание?

Депутатский (парламентский) иммунитет-неприкосновенность депутата, элемент статуса парламентария, в течение всего срока их полномочий. Что это означает-депутаты ГД и члены СФ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты ФС, за исключением случаев задержания на месте преступления или когда это предусмотрено ФЗ. Неприкосновенность также распространяется на жилые, служебные помещения, переписку, транспортные средства, документы, средства связи. Иммунитет служит охране личности парламентария, способствует его беспрепятственной деятельности.
Индемнитет-вознаграждение парламентария, выражающееся в виде заработной платы, других материальных благ, гарантий (например, мед. страхование, освобождение от военных сборов)

Может ли В.В. Жириновский быть привлечен к уголовной ответственности по части 2 статьи 282 УК РФ?

В конституционном праве различаются две составляющие депутатской неприкосновенности — индемнитет и иммунитет. Индемнитет означает, что депутат не несет юридической ответственности за свои действия в качестве парламентария, т. е. за внесение законопредложений, законопроектов и поправок к ним, обращения с депутатскими запросами, выступления с парламентской трибуны, голосование тем или иным образом на пленарных заседаниях парламента, высказывания и голосования в парламентских комитетах и комиссиях и т. п. как в период осуществления депутатских полномочий, так и после окончания их срока.

Индемнитет имеет целью обеспечение независимости позиции депутата по любым рассматриваемым в парламенте вопросам. Он проистекает из конституционных принципов народного представительства и свободного мандата, в соответствии с которыми депутат является представителем всего народа, а не партии, от которой он избран, или голосовавших за него избирателей. В парламенте он призван отстаивать интересы всего народа, руководствуясь при этом исключительно своей совестью, поэтому не должен нести за свои действия никакой формализованной ответственности — уголовной, административной, дисциплинарной и т. п.

Задача 4.

Депутат Государственной Думы А.А. Петров был вызван к следователю прокуратуры в качестве свидетеля по делу Грачнева А.С., занимавшего должность главы одного из муниципальных районов, где находится общественная приемная Петрова А.А. Грачневу А.С. вменялись в вину злоупотребления должностным положением, получение взяток и ряд других нарушений, в том числе и нецелевое использование средств, выделявшихся для обеспечения работы общественной приемной депутата Петрова А.А. Следователь предложил Петрову А.А. дать показания о некоторых обстоятельствах, связанных с расходованием этих средств и существенных для расследуемого дела. Против допроса Петрова А.А. категорически возражает обвиняемый.

Обязан ли депутат дать показания по делу в качестве свидетеля?

Нет, не обязан. Давать показания-право, а не обязанность. Это не только депутатов касается.

Кроме того вправе отказаться от дачи свидетельских показаний - депутаты законодательных органов — в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий

Президент одной из республик (субъект Российской Федерации) ввел на территории данного субъекта военное положение, мотивируя своё решение появлением на его территории банды вооружённых террористов.

Законны ли действия высшего должного лица субъекта Российской Федерации, какова процедура введения военного положения на части территории Российской Федерации?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

Статья 4. Введение военного положения

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Губернатор области в одностороннем порядке своим постановлением делегировал главе муниципального образования ряд государственных полномочий. Однако тот отказался их реализовать, сославшись на отсутствие необходимого финансирования.

Оцените действия должностных лиц с позиции их соответствия требованиям законодательства. Какие условия должны быть соблюдены при делегировании органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

?. Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:

§ отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;

§ отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

§ ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;

§ определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;

§ контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;

§ распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

§ передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицамв хозяйственное ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;

§ сдавать имуществов аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату;продавать имущество;

§ приватизировать - по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

На заседании представительного органа сельского поселения из девяти предусмотренных уставом поселения и избранных депутатов присутствовало пятеро. Депутаты утвердили бюджет сельского поселения на следующий финансовый год, заслушали информацию заместителя главы поселковой администрации о ходе выполнения плана по благоустройству поселка, упразднили одну из постоянных комиссий совета и внесли по этому поводу соответствующее изменение в устав о местном самоуправлении поселка.

Правомочны ли данные решения представительного органа сельского поселения?

Действовал ли Президент РФ в рамках своих конституционных полномочий, возвращая первый раз без подписания ФЗ ? Каковы требования к наложению вето, и когда они считаются соблюденными? Возможно ли преодоление вето Президента и каким образом? Имеются ли полномочия у Президента на возвращение без подписания закона после преодоления вето по мотиву нарушения процедуры? В случае возникновения спора какие конституционные способы разрешения конфликта могут быть использованы?

Под принятым федеральным законом подразумевается, прежде всего, ФЗ , принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации с соблюдением установленных КРФ правил и предусмотренных ею процедур.

При этом одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме: ФЗ считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

ст. 107 КРФ устанавливает право вето Президента на принятый ФЗ. В случае неподписания ФЗ Президентом он направляется обратно в Фед Собрание для его пересмотра. Для преодоления вето Президента необходимо, чтобы обе палаты Парламента собрали надлежащее для каждой из них большинство для одобрения закона в прежней редакции (для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания).

Поэтому в случае преодоления вето Президента ФЗ подлежит обязательному подписанию и опубликованию в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции.

То есть Президент не вправе не подписать отклоненный им ранее ФЗ после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

Постановлений КС от 22.04.1996 №10-П (возвращение в соответствующую палату не является отклонением в смысле ст.107 К)

Если нарушается процедура принятия ФЗ, то тогда такой закон не считается принятым, поэтому и не может подлежать подписанию и наложению вето.

КС сказал, что право вето нельзя отождествлять с той ситуацией, когда Президент возвращает в ФЗ в Парламент в связи с нарушением установленного Конституцией порядка, конституционных процедур. Это не право вето, а нечто другое. Что другое – возник вопрос, т.к. в Конституции такого права Президента возвращать без подписания закон не предусмотрено. КС вывел это из следующих идей: во-первых, Президент – гарант Конституции, во-вторых, из того, что такой закон, если нарушена процедура, он не может считаться принятым в конституционном смысле, а Президент подписывает только принятые ФЗ.

Принципиальное отличие не только в содержании, но и в правовых последствиях. Правом вето Президент может воспользоваться только 1 раз. Если Президент наложил вето, оно может быть преодолено палатами ФС, после этого Президент обязан подписать закон и обнародовать. Что касается возвращения закона без подписания в связи с нарушением процедуры, то там, как раз, никаких конкретных указаний, запретов, сроков нет.

При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в смысле части 1 статьи 107 КРФ , а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле части 3 статьи 107 КРФ , поскольку установленные КРФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

В случае возникновения спора: ? Споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами в соответствии со статьей 125 КРФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ " на рассмотрение Конституционного Суда РФ .

Во второй раз, Президент увидел нарушения процедуры, поэтому закон не считается изначально принятым и подлежит возвращению. Однако так как нарушения в задаче не указаны, то скорее всего это было превышением полномочий Президента. То есть можно говорить о надуманном Президентом нарушении механизма с целью продления своего вето. В данной задаче можно усмотреть угрозу злоупотребления полномочиями Президента.


В статье рассматриваются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе. Затрагиваются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона. Излагаются способы устранения правовой неопределенности в осуществлении Президентом РФ права отлагательного вето.

Президент РФ занимает важное место в системе органов государственной власти РФ, выступает как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Для реализации указанной цели Президент РФ может использовать конституционный механизм отклонения федерального закона.

В доктрине конституционного права ученые неоднократно затрагивали проблему реализации вето Президента РФ. Профессор Ю. А. Тихомиров определяет возможность реализации права вето Президентом РФ как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето Президента РФ является конституционным средством проверки закона, принятого Парламентом РФ, а также является одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ. А. А. Котенков считает, что наделение Президента РФ возможностью возвращать принятые законы без рассмотрения, если он полагает, что при их принятии были нарушены процедурные правила, базируется на том, что Президент РФ, будучи гарантом Конституции РФ не должен мириться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. [2, с. 1] Однако, в практической деятельности Президента РФ существуют определенные конституционные проблемы реализации данного права Президента РФ. Важно отметить, что право вето Президента возможно только в правовом демократическом государстве при наличии системы сдержек и противовесов. Юридическое оформление права отклонения Президентом РФ федеральных законов закреплено в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Глава государства может воспользоваться правом отклонить закон в течение 14 дней, с момента поступления для подписания и обнародования Президентом РФ. [3, с. 2] Однако, в законодательстве РФ не предусмотрена форма правового документа, которым Президент РФ может отклонить федеральный закон. Правовая неопределенность использования Президентом РФ права отклонить закон может возникнуть при реализации такого конституционного полномочия, поскольку юридически не указаны мотивы и основания отклонения федерального закона главой государства. Следует отметить, что конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето. [4, c. 2]

Следует отметить, конституционный срок использования права отлагательного вето Президента РФ составляет 14 дней с момента поступления федерального закона. Однако, в Конституции РФ не дается разъяснений относительно возможности продления срока отклонения федерального закона в случае отрешения Президента от должности, в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ. Нерешенным остается вопрос об использовании права отклонения федерального закона Председателем Правительства РФ, который будет временно исполнять обязанности Президента РФ, в случае невозможности главы государства, осуществлять полномочия, предусмотренные основным законом РФ. Как следует из юридического анализа ст. 107 Конституции РФ, указанные пробелы создают правовую неопределенность реализации в законодательном процессе РФ права вето Президента РФ. Также, одной из новелл Конституция РФ предусматривает возможность Президента РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности федерального закона. Данный конституционный механизм носит превентивный характер, и используется в целях недопущения принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. На время рассмотрения запроса, поступившего от Президента РФ, срок для подписания федерального закона будет приостановлен.

По конституционному вопросу использования возможности отклонения федерального закона Президентом РФ, правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 26 апреля 1996 г, что отклонение федерального закона Президентом РФ означает принятое Президентом РФ решение об отказе в подписании закона с указанием мотивов отказа. [5, c. 3] Президент РФ может также вернуть федеральный закон в соответствующую Палату Федерального Собрания РФ, указав конкретные нарушения в законе. Таким образом, при изложении своей позиции в процессе реализации право отклонить федеральный закон, Президент РФ должен изложить не только мотивы своего отказа, но и указать выявленные нарушения.

Отклонение Президентом РФ федерального закона оформляется, как правило, в форме специального письма. В практической деятельности в таких письмах Президент РФ излагает предложения относительно совершенствования поступивших к нему законов. В науке остается открытым вопрос о содержании юридического документа, в котором Президент РФ реализует свое право отклонения федерального закона. По моему мнению, следует внести в законодательство РФ изменения, указав что Президент РФ при реализации права отклонить федеральный закон оформляет свое решение в форме заключения. В заключении должны быть раскрыты мотивы решения Президента РФ, а также указаны недостатки в законе, позиция Президента РФ по рассматриваемому закону.

Следует отметить, что в России Президент РФ имеет право отлагательного вето, то есть в случае отклонения главой государства федерального закона, если при повторном рассмотрении закон будет принят квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, Президент обязан в течении 7 дней подписать федеральный закон. Такое законодательное положение предусматривает наличие баланса разделения властей в системе государственной власти в РФ.

Хотелось бы отметить, в законодательство РФ необходимо внести изменения относительно возможности использования право отклонения федерального закона Председателем Правительства в случае неспособности Президента РФ исполнять свои конституционные полномочия. Следует законодательно урегулировать вопрос о конституционном сроке использования права вето Президентом РФ, а именно, возможности его продления на период выдвижения обвинения против Президента РФ в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ.

Таким образом, использование права Президентом РФ отклонения федерального закона служит главным образом недопустимости принятия федерального закона, в котором содержатся определенные недостатки или нарушения, а также выступает конституционным способом системы сдержек и противовесов в правовом государстве.

Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, РФ, Конституция РФ, вето Президента РФ, гарант Конституции РФ, законодательный процесс РФ, конституционный срок использования, Конституционный Суд РФ, момент поступления, отлагательное вето.

Слышали ли вы хоть раз в новостях о том, что Президент наложил вето на законопроект, принятый парламентом? Наверняка фраза эта кажется многим исключительно знакомой, хотя и не всегда понятной. В целом ситуация ясна – депутаты что-то приняли, а главный человек в стране выразил несогласие с предложением. О том, что Президент обладает правом вето, рассказывают даже школьникам в средней школе. Но вот о том, как работает этот исключительно важный государственный механизм создания справедливых законов, известно далеко не всякому гражданину. Мало кто знает, на какие законы не распространяется вето Президента, каковы особенности наложения запрета, и как его можно снять.

вето президента

Общая информация

Что такое вето Президента? Под этим термином скрывается право первого человека в государстве, декларированное действующей Конституцией. Распространяется оно на такую ситуацию, когда Федеральное Собрание постановило принять некоторый проект закона, а вот Президент считает, что проект подлежит доработке. В этой ситуации первый человек государства отклоняет проект и перенаправляет его в палаты, чтобы документ прошел дополнительные процедуры рассмотрения. Такой механизм вето Президента РФ прописан в действующих основополагающих правовых актах нашего государства.

Вето Президента на закон – это важно

Из Конституции и общего представления о правах, возможностях и обязанностях Президента следует, что именно вето представляет собой одну из наиболее значимых преференций в распоряжении главного человека в РФ, по крайней мере, с точки зрения процесса формирования законодательной правовой базы страны. При этом по закону возможно преодоление вето Президента, если выполняется ряд условий, декларированных положениями Конституции.

право вето

С точки зрения юридических наук, вето представляет собой шанс для главного государственного деятеля страны оценить, насколько качественно поработали законодательные органы, настолько эффективный, полезный, результативный продукт они представили на подпись. Президент оценивает, соответствует ли проект ожиданиям как юристов, специалистов права, так и простых граждан. Кроме того, первое лицо страны изучает юридическую форму, проверяя ее совершенство, и при нахождении недостатков может наложить вето.

Права и обязанности: все задекларировано

О том, как работает система прав и обязанностей Президента, можно узнать из 107-ой статьи Конституции нашей страны, описывающей, что представляет собой вето президента и повторное рассмотрение закона. Именно отсюда следует, что в нашем государстве у первого человека есть право суспензивного, отлагательного вето.

Запрет, накладываемый Президентом, распространяется только на такие федеральные законы, которые уже были приняты Думой и прошли процедуру получения одобрения членов Совета Федерации. В то же время наложить вето можно только до того момента, когда закон вступает в силу, но не после этого.

А если проще?

Что же такое вето Президента (понятие и значение)? Фактически, это право отклонить проект закона, уже принятого ответственными за законотворчество депутатами более низкого уровня. Из Конституции следует, что прибегнуть к данному праву можно на этапе, когда проект направляют на подписание, то есть на заключительном шаге.

наложить вето

Из 107-ой статьи также следует, что право это носит отлагательный характер. Если Президент использовал право вето, тогда Федеральное Собрание повторно начинает рассматривать проект документа. При этом депутаты могут по итогам мероприятия оставить проект без изменений. При наложении вето Президент формулирует определенные аргументы, декларируя, чем его не устраивает направленный проект. Депутаты более низкого уровня могут выразить несогласие с указанными аргументами, что и выразится в сохранении прежних формулировок.

Законы, правила, порядки

Право вето Президента можно наложить в срок до 14 дней. Этот временной промежуток декларирован Конституцией. Отсчет начинается с того дня, когда проект закона поступил на рассмотрение. Известны случаи, когда за установленный временной промежуток Президент так и не определился с мнением по обозначенному вопросу. Из Конституции следует, что в такой ситуации проект направляется на публикацию в официальном порядке.

вето президента понятие и значение

В 1996 году эта ситуация дополнительно привлекла внимание Конституционного суда, вследствие чего 22 апреля было принято постановление. В нем прямо указано, что решение об отклонении проекта закона, принято по истечении 14 дней, не является вето Президента и соответствующего последствия не имеет.

Конечно, в идеальном варианте законопроект, направленный Президенту, без длительных размышлений подписывается, так как является юридически грамотным и правильным, справедливым по своей сути. Но эта идеальная ситуация на практике случается далеко не всегда, в силу чего вето Президента действительно актуально и позволяет в достаточно высокой степени гарантировать сохранение законности в нашем обществе, справедливости правовых нормативов.

А что дальше?

Когда Парламенту доходчиво объяснили, в чем состоит несовершенство проекта закона, а также предложили пути решения проблемы, стартует следующий этап – голосование. В качестве объекта рассмотрения представляют тот документ, который был составлен под личным контролем Президента, то есть переработанный проект закона с изменениями, правками, внесенными главным лицом государства.

Как это работает?

Депутаты, считающие, что версия Президента подходит в меньшей степени, нежели оригинальный текст документа, голосуют за этот вариант. Принятие проекта возможно в том случае, когда желающих наберется не менее двух третей от общего числа членов Думы. Из Совета Федерации за старую версию должны высказаться половина участников или больше.

вето президента рф

Впрочем, указанный порядок распространяется на общие случаи принятия нормативных актов, но далеко не всякий потенциальный закон подходит под общие критерии. Довольно часто возникают специальные, особенные случаи. В частности, если речь идет о каких-либо вопросах, специально затрагиваемых действующей Конституцией, то применительно к этим законодательным актам в силу вступает особый порядок. Принимаемые по такой процедуре законы становятся федеральными конституционными. Их основная задача – гарантировать для Конституции стабильность посредством укрепления действующего в государстве строя. Принимать такие законы могут, в частности, если речь идет о чрезвычайном положении: его введении, прекращении. Кроме того, подобные законодательные акты принимаются, если вводится военное положение или в состав государства принимают новые регионы.

Сила: не за просто так

Федеральные конституционные законы страны обладают наибольшей юридической силой, именно их можно смело назвать самыми значимыми, основополагающими. Но подобная правовая мощь не дается просто так, процедура принятия подобных нормативов очень сложная, она существенно отличается от общего порядка.

преодоление вето президента

Чтобы закон вступил в силу, проводят голосование. Из квалифицированных голосов в пользу проекта должны высказаться не менее 3/4 участников Совета Федерации. Госдума принимает проект 2/3 положительно настроенных голосов. Президент должен подписать этот документ также за 14 дней с момента его поступления для рассмотрения. Едва бумагу подписывают, запускают механизм обнародования принятого нормативного акта. Президент страны может выразить несогласие с предложенным актом, тем не менее, подписывает его, после чего официальный документ публикуется. О таком механизме говорит Конституция страны.

Вето: как это нельзя?

Из описанного выше следует, что в ситуации, когда встает вопрос о принятии Федерального конституционного закона, Президент лишается права вето. Действительно, это так. Наложить вето можно только на такой проект, который предполагает принятие простого федерального закона.

Что касается ФКЗ, то его необходимо подписать строго в той формулировке, которую разработали представители Совета Федерации, никакие изменения вносить в проект недопустимо, и сроки, данные в Конституции, предоставлены лишь на то, чтобы подписать и обнародовать бумагу, без дополнительных прений и сомнений. Основная идея такого механизма законотворчества заключается в том, что законодательные органы имеют прерогативы, распространяющиеся на решение общегосударственных вопросов.

Передача Президенту: а что происходит до этого?

президент наложил вето на законопроект принятый парламентом

Исключения: всегда есть

Итак, специального подхода удостоились те потенциальные ФЗ, которые связаны с федеральным бюджетом, взиманием налогов, работой таможни и выпуском денежных знаков. Если РФ принимает участие в издании, ратифицировании действующих на международном уровне договоров, СФ обязан рассмотреть такой документ и сформулировать по нему свое мнение. Дополнительно особенного внимания заслуживают ФЗ, связанные с границей государства – ее статусом, мерами по защите. Конечно, военное и мирное положение – это также вопросы особенной важности, поэтому законы, связанные с декларированием таковых, всегда проходят через СФ с рассмотрением.

Не дошел: возможно ли?

президент обладает правом вето

Разногласия, появившиеся в ходе работы над проектом закона между представителями Думы и участниками Совета Федераций, можно преодолеть разными способами. Например, формируют специальную согласительную комиссию. В нее включают представителей обеих инстанций. Основная задача комиссии – сформировать такой текст, который бы удовлетворил всех заинтересованных. Впрочем, альтернативный вариант – возврат к исходному тексту, для принятия которого придется собрать не менее 2/3 положительных голосов. Если удается этого добиться, закон признают принятым и перенаправляют сразу в адрес президента, в обход СФ.

Конечный этап

Итак, вне зависимости от того, дал ли Совет Федерации добро на представленный проект или же бумага прошла через повторное рассмотрение Думой и затем попала на стол Президента в обход СФ, следующий этап – получение подписи главного лица страны. На это по закону выделяется 14 дней, в течение которых депутат и политик вправе как принять и подписать проект, так и отложить его, то есть воспользоваться правом вето.

вето президента на закон

Повторное голосование помогает преодолеть вето. Для этого выразить свое мнение в пользу текста текущей версии должны большинство СФ либо участников Думы. Если СФ либо Дума повела себя таким образом, выбора не остается: придется подписать документ в срок до семи дней, опубликовать его, то есть ввести в законную силу. В некоторых случаях формируют согласительную комиссию, чтобы выработать такой текст закона, который в равной степени удовлетворит Президента и законотворческие органы государства.

На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложения об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это предложение было принято на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы простым большинством голосов депутатов Федерального Собрания. Какие статьи Конституции РФ нарушены в данном случае?

Ответ: гл.9, ст. 134-137, 100, 135
Задача 2

Президент Российской Федерации вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон “О запрете научных исследований в области генной инженерии” в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума преодолела вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.

1)Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности?

2)Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если Федеральное собрание направляет его после повторного принятия квалифицированным большинством голосов?

Ответ: 1ст. 90, 104, 107- подписывает и обнародует президент. Право вето в отнош ФЗ ч3., облад зак ин, сам принимает решения в виде указов и распоряжений

2в прежней редакции ГД и СФ не согласились с президентом и вернули ему снова на подпись – такого быть не может право вето оспаривается только квалифицир большинством(2/3 от общего числа членов СФ деп ГД), тогда презид подпис , обнародует, но все же ему не нравится ФЗ, тогда он :

Ст. 125 – президент имеет право обратиться в КС РФ о проверки законности принятого закона.КС может отменить закон или его отдельные положения, если он против констит.

КС РФ в своем постановлении от 06.04.98 г. подтвердил обязанность президента в соотв. с ч.3 ст. 107 подписывать и обнародовать ФЗ, что не препятствует ему обратиться в КС РФ с запросом о проверке на соответствие конституции.
Задача 3
Председатель Правительства РФ, временно замещающий Президента РФ, находящегося на лечении, назначил референдум о внесении в Конституцию поправки, в которой вводился пост вице-президента.

Конституционно ли в данном случае решение Председателя Правительства?

Ответ: ч. 3. ст. 92 КРФ
Задача 4

Через две недели после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила. Президент РФ вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуры. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент РФ распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу.

Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации?

Ответ: ч. 2 ст. 99, ст. 111. Формирование правительства начинается с назнач его председ. Предст правит назнач ГД по предст президентом в теч недели. Ч 3 ст 111.

Гос дума отклоняет 3р и през распускает ГД – нарушение 2 р

Постановление правительства ”О толковании ч.4 ст. 111” от 11 декабря 1998 года – президент вправе предлагать одну и ту же кандидатуру.
Задача 5

Гражданин Сколов А.И. не смог поставить галочку напротив фамилии симпатичного ему кандидата в депутаты, поскольку в кабине для голосования он обнаружил только два карандаша без грифелей, а шариковой ручки у него не было. Кроме того, в кабине для голосования было так темно, что четко рассмотреть содержание бюллетеня и поставить галочку для 70-летнего пенсионера представлялось сложным. Соколов попросил стоящего в зале наблюдателя помочь ему. Поинтересовавшись за кого хочет голосовать пенсионер, наблюдатель что-то отметил в бюллетене и бросил его в избирательную урну.

Какие нарушения закона были допущены в данном случае?

Ответ: ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав” ч2 ст. 61, ч. 10,12 ст. 64
Задача 6

Группа граждан РФ решила добиваться вынесения на референдум Российской Федерации вопроса о продлении срока полномочий Государственной Думы РФ.

Может ли быть вынесен на референдум РФ данный вопрос?

Ответ: ФКЗ “О референдуме” п. 2. ч. 5 ст. 6 – не могут выносится на референдум.
Задача 7

В период пребывания в США обоих родителей - граждан России Поповых родился ребенок. Родители получи­ли американские документы, удостоверяющие принадлежность ребенка к гражданству США.

Чье гражданство получает этот ребенок по законодательству РФ?

Ответ: ФЗ о Гражданстве п. а ч.1 ст. 12
Задача 8

Гражданка РФ Петрова вышла замуж за гражданина Италии и уехала к нему на родину. Согласно законодательству этого государства супруга гражданина Итальянской Республики автоматически приобретает итальянское гражданство, при этом отказавшись от российского гражданства. Но вскоре она свой брак расторгла и решила вернуться в Россию и вернуть гражданство.

Как в соответствии с российским законодательством может быть разрешен данный вопрос?

Ответ: ФЗ о гражданстве ч 1ст. 13 требов, 3 года должна прожить(5 лет срок сокращ)15
Задача 9

Иностранный гражданин И. хотел приобрести российское гражданство по тому основанию, что он уже более трех лет состоит в браке с гражданкой РФ. Однако ему отказали в приеме документов, поскольку супруги проживают за границей.

Правомерен ли отказ? Как следует поступать, если супруги проживают в РФ?

Ответ: приобретение гр по рождению, прием гражд: упрощ и общ порядок.

Упрощенный порядок: при услов что состоит более 3 лет в браке. ФЗ о гражданстве п. б ч. 2 ст. 14. Отказ правомерен
Задача 10

Какова юридическая сила решения, принятого на референдуме?

Может ли суд отменить такое решение? По каким основаниям?

1Ответ: ФКЗ о референдуме, Фз об избирательных правах ст. 73

Ч1 ст, ч4, ч6

2Ст73 ч7
Задача 11

Автономная часть иностранного государства, на территорию которого не распространяется контроль центральной власти этого иностранного государства, имеющею общую границу с РФ, направила ходатайство в высшие органы государственной власти РФ о вхождении в состав РФ.

Возможно ли положительное решение этого вопроса?

Ответ: принятие возможно как в “порядке принятие нового субъекта в состав РФ”

Читайте также: