Обязан ли платить за общедомовой счетчик электроэнергии

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность предложенного материала продиктована диаметрально противоположным (прим. – на первый взгляд) правовым подходам судей Верховного Суда РФ к данному вопросу, которые изложены определениях об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам:

Пример №1. Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2020 №307-ЭС20-12115 по делу №А05-6861/2019:

Оценив правовое регулирование соответствующих отношений, обстоятельства споров по приведенным спорам и иную судебную практику, эксперты Lex Energética дали рекомендации субъектам розничного рынка электрической энергии (мощности) по вопросу определения обязательств ресурсоснабжающей организации перед сетевой организацией (в части оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии), а также владельца электрических сетей перед гарантирующим поставщиком (в части компенсации стоимости фактических потерь энергоресурса).

- Вправе ли сетевая организация использовать показания ОДПУ, установленных в ветхих (аварийных) домах для целей определения объема полезного отпуска электрической энергии, поставленной в МКД?

- Да вправе, но величина таких начислений ограничена нормативом потребления.

Правовое обоснование ответа (на основании вопроса №3 Обзора судебной практики №2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета, обязанность по установке которых возложена на собственников помещений в МКД (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Вместе с тем, требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие (аварийные) объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления которых составляет менее чем 5 кВт (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).

NB! В приведенной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

налогичная судебная практика.

Раздел 1. Обязанность гарантирующего поставщика предоставить в адрес сетевой организации сведения по индивидуальным приборам учета

Для того, чтобы определить, превышает ли объем коммунальной услуги (рассчитанный исходя из нормативов потребления) величину (установленную исходя из показаний приборов учета) необходимо установить: превышает ли разность расхода (определенного по ОДПУ) над объемом потребления (зафиксированным по индивидуальным приборам учета электроэнергии) и объемом (определенным по нормативу).

В соответствии с пунктом 162 Основных положений гарантирующий поставщик передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии, реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в отношении жилых домов, МКД (с распределением по каждому дому).

При этом, в отношении МКД, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, реестр должен содержать данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких МКД – то есть сведения, которые рассчитаны исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Неисполнение гарантирующим поставщиком обязанности, предусмотренной пунктом 162 Основных положений может привести к возникновению неблагоприятных последствий в ходе рассмотрения разногласий по определению объема полезного отпуска электрической энергии и величины фактических потерь энергоресурса.

Так, согласно позиции, отраженной в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.06.2020 по делу №А05-6861/2019:

Справочно! Гарантирующий поставщик предоставил только сведения об общем объеме расхода потребителей по каждому спорному МКД, не представил сведения о показаниях ИПУ.

Таким образом, в целях минимизации рисков возникновения неблагоприятных последствий в спорах по определению объема поставленной электрической энергии в МКД, которые признаны в установленном порядке ветхими (аварийными) объектами (в том числе рассмотрение разногласий с сетевыми организациями по полезному отпуску и величине фактических потерь) необходимо обеспечить предоставление в адрес сетевой организации сведений, предусмотренных пунктом 162 Основных положений, а именно:

  • реестров, содержащих данные об объеме потребления электрической энергии в отношении жилых домов, МКД (с распределением по каждому дому). При этом, реестр должен содержать данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких МКД – то есть сведения, которые рассчитаны исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Раздел 2. Право сетевой организации запросить у гарантирующего поставщика сведения об объемах потребления энергоресурса в жилых домах и помещениях МКД

Реестр, предоставленный в адрес сетевой организации должен содержать информацию об адресе каждого МКД, жилого дома и номерах помещений в МКД.

NB! В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в МКД сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии (возникших в расчетный период в объектах электросетевого хозяйства), а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких объектов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг, для случаев непредставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета.

Согласно абз. 3 пункта 162 Основных положений по письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней представляет ей копии документов (в том числе в виде электронных документов), подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях многоквартирных домов, указанные гарантирующим поставщиком в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.

Следовательно, в случае, если гарантирующим поставщиком были предоставлены сведения об объемах потребления энергоресурса в жилых домах и помещениях МКД (в том числе в форме реестра, в котором содержится информации об адресе каждого МКД, жилого дома и номерах помещений в МКД) основания для принятия показаний приборов учета, установленных в объектах, которые признаны в установленном порядке ветхими (аварийными) – отсутствуют.

Раздел 3. Определение обязательств ресурсоснабжающей организации перед сетевой организацией (в части оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии) и (или) владельца электрических сетей перед гарантирующим поставщиком (в части компенсации стоимости фактических потерь энергоресурса)

Определение обязательств гарантирующего поставщика, действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, по оплате им услуг по передаче энергоресурса осуществляется в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей (абз. 11 пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа).

Аналогичные требования сформулированы в пункте 50 Правил недискриминационного доступа, которым регламентирован порядок оплаты стоимости фактических потерь, то есть исполнения обязательств владельцев электрических сетей (в том числе сетевых организаций) перед гарантирующим поставщиком.

Так, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (абз. 1 пункта 50 Правил недискриминационного доступа).

NB! Объем электрической энергии (Используемый как для определения объема оказанных услуг по передаче, так и для расчета фактических потерь электрической энергии), поставленной в МКД, которые признаны в установленном порядке ветхими (аварийными) объектами, не может превышать величину энергоресурса, выставленного гарантирующим поставщиком конечному потребителю.

Таким образом, возражения сетевой организации, направленные на необходимость использования показаний приборов учета, установленных в ветхих (аварийных) МКД, подлежат отклонению, поскольку, противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок определения обязательств ресурсоснабжающих организаций перед сетевыми организациями (в части оплаты услуг по передаче), а также владельцев электрических сетей перед гарантирующим поставщиком (в части компенсации стоимости фактических потерь).

Раздел 4. Способы компенсации недополученных доходов (экономически обоснованных расходов) сетевых организаций посредством тарифного регулирования

Цены (тарифы), а также их предельные (минимальный и максимальный) уровни на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) сетевым организациям, подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках (абз. 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет (абз. 11 пункта 7 Основ ценообразования №1178).

В соответствии с позицией, отраженной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.05.2016 №1-АПГ16-3:

Следовательно, выпадающие доходы, которые не были получены сетевой организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности в этот период регулирования (например, исполнение услуг по передаче электрической энергии в МКД, которые признаны в установленном порядке ветхими (аварийными) объектами) могут быть включены в состав НВВ в последующих периодах регулирования.

Резюме основных выводов:

  1. Исходя из принципов расчета объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка электрической энергии, установленных п. 15(1), 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, сетевая организация вправе требовать от гарантирующего поставщика электрической энергии оплату услуг по передаче электрической энергии в объеме, не превышающем объем обязательств потребителей электрической энергии по ее оплате;
  2. Нормы законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности ограничивают нормативом предельный объем поставки электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов, признанных ветхими (аварийными), но допускают возможность расчета данного объема электроэнергии исходя из показаний ОДПУ в случае, если данный объем не будет превышать нормативных значений;
  3. Учитывая вышеизложенное, позиция сетевых организаций о возможности включения сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН в ветхих (аварийных) домах в объем полезного отпуска электрической энергии для целей расчета объема оказанных гарантирующему поставщику услуг по ее передаче и объема потерь электроэнергии в сетях, противоречит закону, а непредоставление гарантирующим поставщиком сведений об объеме потребления электроэнергии в помещениях МКД, признанных ветхими (аварийными) само по себе не служит основанием для расчета объема отпуска электроэнергии в такие МКД исключительно по показаниям ОДПУ;
  4. В случае неисполнения гарантирующим поставщиком обязанности по предоставлению сведений об индивидуальном потреблении электроэнергии в многоквартирном жилом доме, сетевая организация вправе требовать предоставления копий документов (в том числе в виде электронных документов), подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях МКД, указанные гарантирующим поставщиком в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре, в порядке, установленном п. 162 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии;
  5. Кроме того, сетевая организация не лишена возможности применить расчетные способы определения объема индивидуального потребления электроэнергии в многоквартирном доме при отсутствии сведений о показаниях прибора учета, предоставленных гарантирующим поставщиком.

Ознакомиться с другим материалом Вы можете в нашем телеграм-канале: Lex Energética, а также обсудить различные профессиональные вопросы в чате группы экспертов отрасли: Lex Energética Chat.

Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики. Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.). и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Общедомовой счетчик электроэнергии

Приборы этого вида могут быть одно — двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

О составе общего имущества

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Замена общедомового счетчика электроэнергии

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Правила съема показаний и обслуживания счетчика

  1. Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
  2. Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
  3. Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.

Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39). Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.

Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе

В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Состав общего имущества включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования: лифтовые шахты и кабины, коридоры и лестничные площадки, технические этажи, чердаки, крыши и подвалы, земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Нормативно-правовая база:
- ст. 30, ст. 39, ст. 154 и ст. 158 Жилищного кодекса РФ;
- ст. 249 Гражданского кодекса РФ;
- п. 2 и 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность пользователя (нанимателя) или собственника жилого помещения вносить плату за коммунальные услуги указана в Жилищном кодексе РФ.
По сути, ОДН это разница между общим количеством электроэнергии, потреблённой многоквартирным домом, и объемом электроэнергии, потребленной непосредственно в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общедомовым имуществом.
Распространенное утверждение о том, что ОДН это только освещение подъездов и электроэнергия, используемая для работы лифта, является не совсем верным. ОДН это так же электроэнергия потреблённая внутридомовым оборудованием: антенными усилителями, домофонами, подкачивающими насосами, камерами видеонаблюдения и д.р. Кроме того в величину ОДН входят потери электроэнергии во внутридомовых сетях - объем электроэнергии, связанный с физическими процессами передачи электрической энергии по проводам и кабелям.
Величина ОДН потребителям начисляется исходя из его доли в общем имуществе многоквартирного дома, которая в свою очередь определяется отношением общей площади квартиры к площади общего имущества. Чем больше площадь жилого помещения, тем соответственно больше и плата за ОДН. В платёжных документах ежемесячно направляемых потребителю, объём потребления на ОДН всегда указывается отдельно от его индивидуального потребления.

В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации, а также в Правила предоставления коммунальных услуг* с 01.01.2017 года, плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, включена в состав платы за содержание жилья
Изменения коснулись жителей тех многоквартирных домов, которые находятся под управлением управляющих организаций (УК, ТСЖ, ЖСК, ТСН и др.). Если в многоквартирном доме выбрана управляющая организация, то расходы на электроэнергию, потребленную на содержание общего имущества многоквартирного дома, будут предъявлены этими организациями в составе жилищной услуги на содержание жилья.
Для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, которые выбрали непосредственную форму управления, либо форма управления которыми не выбрана или не реализована, плата за электроэнергию на ОДН будет по-прежнему выставляться в квитанции гарантирующего поставщика.

Существуют два способа определения величины ОДН в многоквартирном доме: по общедомовому прибору учёта и по нормативу. Ниже приведены примеры расчёта для каждого случая:

1. В случае наличия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета

Объем электроэнергии, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, в этом случае определяется как разница объемов электрической энергии, поступающей в многоквартирный дом и потребленной собственниками (пользователями) жилых и нежилых помещений, которая распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме.
Расчет размера платы электроэнергии, за расчетный период на ОДН, производится следующим образом (например):
1. Определяется объем потребления по общедомовому прибору учета многоквартирного дома. Допустим, объем электроэнергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, составил 4120 кВт*ч;
2. Определяется объем электроэнергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома. Предположим, что суммарный объем потребления электроэнергии (по счётчикам и по нормативу) в жилых и нежилых помещениях дома составил 3280 кВт*ч. Тогда объем электрической энергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома составит: 4120-3280 = 840 кВт*ч;
3. Определяется объем электроэнергии на ОДН, приходящийся на квартиру: допустим площадь Вашей квартиры 44 кв.м/2766 кв.м (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) * 840 кВт*ч= 13 кВт*ч;
4. Рассчитывается размер платы за ОДН: 13 кВт/ч*4.32 руб./кВт*ч = 56,16 руб.
При этом 4.32 руб./кВт*ч - одноставочный тариф для жилого помещения в газифицированном многоквартирном доме, актуальный на I полугодие 2020 г. (Приказ КТР Волгоградской области от 20.12.2019г. №44/2).
Таким образом, в связи с тем, что объем потребления электроэнергии в помещениях многоквартирного дома каждый месяц различен, размер платы за ОДН, приходящийся на жилое/нежилое помещение, каждый месяц также будет различаться.

2. В случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета

Объем электроэнергии, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, в этом случае определяется как произведение норматива на общедомовые нужды на площадь общедомового имущества с последующим распределением между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме.
Расчет размера платы электроэнергии, за расчетный период на ОДН, производится следующим образом (например):
1. Определяем величину норматива на ОДН для многоквартирного дома. Допустим дом оборудован лифтом и не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками горячего энергоснабжения, тогда норматив будет равен 2.6 кВт*ч в мес. на кв.м (Постановление Минтопэнерготариф Волгоградской области от 30.07.2012г. №5);
2. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме = 320 кв.м;
3. Определяется объем электроэнергии на ОДН, приходящийся на квартиру: 2.6 кВт*ч в мес. на кв.м * 526 кв.м *44 кв.м (общая площадь квартиры)/2766 кв.м (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) = 22 кВт*ч;
4. Рассчитывается размер платы за ОДН: 22 кВт/ч*4.32 руб./кВт*ч = 95,04 руб.
При этом 4.32 руб./кВт*ч - одноставочный тариф для жилого помещения в газифицированном многоквартирном доме, актуальный на I полугодие 2020 г. (Приказ КТР Волгоградской области от 20.12.2019 г. №44/2).
При расчёте ОДН в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учёта, показания приборов учета электроэнергии потребителей, а так же потребление жилых и нежилых помещений, определенное расчётными способами, не участвуют.

В расчетах используются сведения о площадях многоквартирного дома, согласно техническим паспортам (экспликациям), изготовленным БТИ, информация о площадях квартир - согласно техническим паспортам жилых помещений. В случае если информация о площадях, используемая в расчётах, является некорректной, сообщите об этом гарантирующему поставщику. Ежемесячный расчет Вашего объёма ОДН и его расшифровка указаны в направленном платёжном документе за соответствующий расчётный период.

Плата за потреблённую электроэнергию на ОДН начисляется пропорционально площади жилого/нежилого помещения вне зависимости от того, проживает человек в жилом помещении или нет. При этом объём ОДН не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя.

Объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, распределяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия/отсутствия задолженности граждан по оплате электрической энергии.

Да. Обязанность по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома возлагается на всех жителей многоквартирного дома. Собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества в доме, не являющегося частью квартиры и предназначенного для обслуживания более одного помещения независимо от того пользуется он лифтом, камерой видеонаблюдения, антенной или нет.

Нормативно - правовая база:
- ст. 30, ст. 39, ст. 154 и ст. 158 Жилищного кодекса РФ;
- п. 2 и 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

Нет. В вопросе оплаты за коммунальные услуги собственники и наниматели жилого помещения имеют равные права и обязанности, поскольку и те, и другие являются потребителями коммунальных услуг. Обязанность пользователя (нанимателя) жилого помещения в части оплаты ОДН равноценна собственникам таких помещений.

За отказ от оплаты ОДН, законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты электроэнергии, потреблённой в жилом помещении.

В расчёте ОДН участвуют общие площади многоквартирных домов, и площади жилых (нежилых) помещений у двух соседних домов могут отличаться. Различается также состав электрооборудования, входящего в состав общедомового имущество многоквартирного дома. Кроме того, расчёт по этим домам может производиться по-разному. В одном многоквартирном доме может быть установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), а в другом он отсутствует. Помимо этого существует ряд факторов, наличие которых влечёт за собой увеличение суммы ОДН.

- снятие показаний ПУ и ОДПУ в разное время;
- ошибки потребителей при снятии и передаче показаний ПУ;
- несанкционированные подключения к внутридомовым электрическим сетям;
- несанкционированное вмешательство в работу приборов учета электроэнергии;
- устаревшие и вышедшие из строя приборы учета электроэнергии;
- ветхие электрические сети многоквартирного дома;
- неиспользование энергосберегающих технологий (энергосберегающие лампы, датчики движения и т.д.);
- недостоверность сведений об общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, о количестве граждан, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии.

Устранение выше перечисленных факторов может сократить величину начисляемого ОДН.

Показания общедомового прибора учета могут ежемесячно снимать представители гарантирующего поставщика, сетевой, управляющей, либо другой специализирующейся организацией в период с 23-го по 25-е числа каждого месяца.
Для удобства потребителей показания общедомового прибора учета отражаются в платежных документах. Также показания общедомового прибора учета могут предоставляться ответственными собственниками многоквартирных домов (старшими по дому), выбранными на общем собрании собственником многоквартирного дома. Кроме того, старшие по дому могут снимать показания ПУ собственников (пользователей) жилых помещений в тот же период что и ОДПУ, с 23-го по 25-е числа каждого месяца.
Одномоментное снятие показаний ОДПУ и ПУ позволит сократить величину начисленного ОДН и при этом исключить ошибки при его начислении.

Да, должны. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме электроэнергии обязан вносить плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН.
Таким образом, для юридических или физических лиц, являющихся собственниками (пользователями) нежилых помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, начисляется так же, как и для собственников (пользователей) жилых помещений в данном многоквартирном доме.

Нет. Виды возможных средств измерений электроэнергии, которые могут применяться при расчётах с потребителями коммунальной услуги, определёны законом. Это следующие приборы учёта:
- коллективный (общедомовый);
- индивидуальный;
- общий (квартирный);
- комнатный.
Применение других видов средств измерения (этажных, площадочных, секционных, на места общего пользования) для определения объёмов потребления электроэнергии не предусматривается.

ОДН оплачивают собственники (пользователи) жилых помещений в многоквартирных домах.
Многоквартирным домом является дом, в котором:
а) находятся 2 и более квартиры;
б) есть общее имущество, к числу которого относится в том числе: общий земельный участок, внутридомовые электрические сети и т.п.;
в) общий почтовый адрес (город, улица, дом);
г) гражданам, проживающим в таком доме, выдан документ на право собственности квартиры.

У нас поставили общедомовой счетчик учета электроэнергии. Тепер с нас кроме оплаты по своему счетчику берут оплату и за общедомовой. Законноли это я электроэнергию не ворую и могули я не платить за эти дополнительные начисления?

Изначально наш дом являлся общежитием. В настоящее время статус нашего дома определен как жилой дом. Один подъезд. Заключен договор социального найма жилого помещения. В нашей квартире установлен счётчик учета электроэнергии. Счётчики установлены лишь в 3 квартирах, на остальные квартиры стоит общедомовой счетчик. Мы производим оплату по показаниям своего квартирного счетчика, а также нам приходит оплата за общедомовой счетчик. Энергоснабжающая компания обяъсняет что показания общедомового счетика делятся на всех жильцов независимо установлен ли квартирный счетчик. Хотя у нас заключен договор в котором указано что оплату за электроэнергию мы должны производить только по своему счетчику. Мы платим не за места общего пользования, а за энергию потребляемую нашими соседями в своих квартирах. У нас получается двойная оплата-за свою квартиру и за остальные квартиры. Законно ли это? Как можно доказать что мы не должны платить за соседей?

В многоквартирном доме электроснабжающая организация установила общедомовой счетчик на электроэнергию в ноябре 2014 года. Через год в декабре 2015 года всем жильцам выдали договора и квитанции к оплате за установку счетчика, расходы разбиты в соответствии с площадями квартир. Насколько правомерно взимание оплаты за установку счетчика?

В доме установлен общедомовой счетчик электроэнергии. У меня в квартире тоже устанолвлен счетчик. В доме счетчики установлены не у всех. Законно ли применение к оплате ОДН 354 постановления, если по закону счетчики должны были установить все до 2013 года?

В нашем доме не стоит общедомовой счетчик учета электроэнергии. На приходят счета за оплату электроэнергии ОДН по тарифу суммы более 140 руб. в месяц. Как правильно написать заявление в УК, что бы установили счетчики?

В оплату коммунальных услуг за благоустроенную квартиру входила оплата 7 киловатт электроэнергии с члена семьи. Сейчас установили общедомовой электросчетчик. Все платежи за электроэнергию (подвальные помещения, подъезды и пр.) теперь будут по счетчику разделены на всех пропорционально. Коммунальные службы все равно в оплату за квартиру включили эти 7 киловатт с человека. Правильно ли это?

В нашем доме имеется общедомовой электрический счетчик. Оплата за электроэнергию мест общего пользования производилась по фактическим затратам. Однако с лета этого года оплата за электроэнергию МОП стала поизводиться по нормативам потребления - 7 кВт/ч на человека (что приблизительно в 2 раза больше, чем по фактическим затратам). Правомерно ли требование УК об оплате МОП по нормативам при наличии общедомового электрического счетчика?

Меня зовут Мария. У меня возникли разногласия по поводу оплаты по общедомовому счетчику за электроэнергию. Т.К. наш дом раньше был общежитием и все комнаты и общие коридоры были на этом счетчике, а сейчас общежитию присвоен статус жилого дома и многие жители установили электросчетчики в квартирах, а остальные так и остались на этом общедомовом счетчике. Скажите пожалуйста имеет ли право управляющая компания выставлять счет за общедомовой свет по старому счетчику.

У нас поставщик электроэнергии собрался ставить общедомовой электросчетчик. В доме 15 квартир, дом одноэтажный, перепланированный из бывшего здания школы в квартиры. В доме нет общих площадей. Нужен ли счетчик и как будет производиться оплата за установку счетчика и не оплаченной электоэнергии? Заранее спасибо за ответ.

В общежитии коридорного типа в приватизированной комнате установлен индивидуальный счётчик электроэнергии. Собственник этой комнаты (1 чел.) в ней не проживает. В квитанции на оплату ЖКУ числится 1 человек. В комнате проживают квартиранты - 4 человека. В общем санузле этажа эти квартиранты установили электророзетку для подключения стиральной машины. Кроме этого, к этой розетке они подключают электробритву, фен, заряжают телефон. В итоге это потребление электроэнергии отражается на общедомовом счётчике электроэнергии и распределяется на всех жильцов общежития. А собственник указанной комнаты оплачивает электроэнергию согласно показаниям своего счётчика. Куда обратиться по этому поводу? Законно ли это?

В восьмиквартирном доме нет освещения подьезда, установлен общедомовой счетчик потребления электроэнергии, и нам в квитанциях выставляют оплату за потребление электроэнергии на общедомовые нужды. Хотелось бы знать законно ли это? И почему мы должны платить за того, кто уклоняется от оплаты?

В декабре 2015 в доме установили общедомовой счётчик электоэнергии,. В феврале 2019 года стали требовать оплату за счётчик и установку. До этого молчали. Что нам делать?

Наш дом раньше был общежитием. Сейчас он МКД. В доме отсутствуют индивидуальные счетчики. Есть только общедомовой. Как производится оплата электроэнергии?

Два года назад установили общедомовой счетчик, я даже и не знала об этом. Через три месяца в моей квинтации об оплате появилась задолженность 1220 руб. за электроэнергию, не смотря на то, что я регулярно оплачиваю по квитанции по счетчику за потребление электроэнергии. Несколько дней назад пришло извещение о возмещении суммы в размере 1668 р в течении 10 дней иначе отключат электроэнергию в случае не уплаты? Является ли это законным если да, то почему?

Помогите пожалуйста разобраться. В квитанции единого расчетного центра объединили все счета - за электричество, воду, ТБО, квартплату и проч. ОДН идет отдельной строкой, но не в графе "обслуживание жилого фонда", а в части предоставленных услуг, сразу за графой "электроэнергия", но при оплате через сбербанк-онлайн окошка для оплаты этой услуги нет, только общее - электроэнергия. Поскольку новшество по объединению квитанций только-только ввели, возникла путаница. Управляющая компания, сумму внесенную для оплаты электроэнергии, полностью списала за услугу ОДН, как будто оплата за электроэнергию и не поступала. При этом, ОДН получается просто грабительским.

В доме установлен общедомовой счетчик, в УК говорят, что начисления за ОДН разделили в равных долях на всех жильцов. Но начисления у всех разные, подробности расчета в УК отказались предоставить. В доме нет лифта, всего 16 квартир, лампочки горят не на всех лестничных площадках.

Такой вопрос. Правильно ли я понимаю ситуацию. Даже при наличии общедомового электрического счетчика, оплата за ОДН не должна превышать нормативы, утвержденные в регионе, а существующую разницу должна оплачивать УК? Если меньше, оплата по счетчику, если нагорело больше, то сумма не должна превышать норматив?

И вторая часть вопроса. Можно ли в УК обратиться с заявлением, о начислении ОДН по нормативу, для отдельно взятой квартиры, без привязки по расходам на общедомовой счетчик? Чтобы сумма была фиксированной и не возникало недоразумений, подобных происходящему, когда УК перекидывает средства, куда ей вздумается. На какой нормативный акт можно ссылаться?

Правомерно ли поступает УК, включая в квитанцию на оплату отдельной строкой стоимость электроэнергии на ОДН? (МКД имеет и общедомовой счетчик, и индивидуальные. Общим собранием собственников этот вопрос не рассматривался). Если нет, то как "грамотно" отказаться от оплаты?

Получила повестку в суд за долги по оплате электроэнергии. С июня 2014 г. обслуживание с ОАО Бурятэнерго (объявлено банкротом) перешло в ОАО Читаэнергосбыт. Иск пришел от №Читаэнергосбыт. Задолженность за потребляемую электроэнергию (3531,28 руб) и за услуги ОДН (3451,72 руб.) почти в равных долях. При этом платежи по счетчику квартиры ежемесячные по показаниям счетчика. В июне 2014 года был установлен общедомовой счетчик Управляющей компанией, имеется квитанция о оплате за установку. По показаниям управляющей компании оплата ОДН производилась мной ежемесячно. Читаэнерго к оплате за ОДН выставила свои расчеты. Как мне доказать и чем, что я не злосный неплательщик? Как правильно составить ответ на исковое заявление? Знаю, что Читаэнерго отказало Управляющей компании в регистрации ОД электросчетчика.

В доме есть общедомовой счетчик электроэнергии. За январь 2017 оплату за ОДН УК начислили по нормативу, на основании постановления№1498 от 26 дек 2016 г. По счетчику МКД должен заплатить за 93 квт, а сейчас по нормативу за 2486 квт. Правильно ли это?

Установили общедомовой счетчик электроэнергии. Теперь пришли квитанции на оплату установки этого счетчика на сумму 500 рублей, 10 коп.. Законно ли требование этой оплаты? И обязаны ли жильцы устанавливать общедомовые счетчики на газ, воду, тепло электричество за свой счет? В нашем доме 6 подъездов. В двух по 20 квартир, в остальных по 16. Вот и получается, что с нашего дома требуют сумму в размере 52 010 рублей и 4 копейки. Хотелось бы узнать ответ на этот вопрос сейчас.

Обьясните вроде бы есть постановление об отмене оплаты показаний с общедомовых счетчиков. У нас в доме общедомовой счетчик электроэнергии, платим за всех кто не платит.

Получила квитанцию на оплату электроэнергии. Начислено за общедомовой сумма, выше той, которая насчитана по индивидуальному счетчику. Что делать? Имеют ли на это право.

Я живу в коммунальной квартире, у нас в доме установлен общедомовой счетчик по электроэнергии. Соответсвенно оплату за эл-во рассчитывают на количество прописанных в доме (хотя во многих комнатах проживают много больше прописанных), При установке счетчика (общедомового) никого из собственников не предупредили. На данный момент бьюсь с жск, чтобы они установили счетчики по квартирам. Просвета не видно. как быть? Стоит ли идти с такой проблемой в суд? Заранее благодарю за ответ.

Местные энергосети установили в многоквартирном доме общедомовой счётчик электроэнергии и выставили счёт на оплату жильцам этого дома. Стоит ли оплачивать этот счёт? И что лучше сделать в этом случае?

БАШКОРТОСТАН. Имеют ли право отключать электроэнергию за неуплату ОДН (общедомовые нужды). По счетчику оплата производится ежемесячно. Сама проживаю и работаю в другом регионе. В июне 2015 г. былы в отпуске, ходила в Гор. Эл.Сеть: ОДН они объяснили так: установлен в нашем доме общедомовой счетчик, каждый месяц снимают показания, минусуют кто передал показания счетчиков квартир, а остаток делится на всех. С какого периода н объяснили, никаких подтверждающих документов не показали. Теперь систематически присылают предупреждение об отключении электроэнергии. БЛАГОДАРЮ заранее.

Вправе ли энергоснабжающая организация использовать повышающий коэффициент при оплате за потреблённую электроэнергию, если в доме установлен общедомовой прибор учёта и есть счётчики во всех крартирах, Спасибо.

возникает огромная дельта между показаниями общедомового счетчика и суммарными показаниями квартирных (порядка 20 тыс. квт/ч).

1. это как нибудь регламентируется существующими законами, должна ли УК или кто-то еще обязать жильцов или сама установить счетчики в целях справедливого распределения платы по ОДН? Ведь сейчас получается, что я (собственник квартиры в доме имеющий сметчик) оплачиваю пользование общедомовой электроэнергией прочих жильцов, которые платят исходя из средних нормативов?

3. Имеет ли законное право Управляющая компания требовать с меня погашение задолженности по общедомовой электроэнергии? Если имеет, то на основании каких документов? (могут ли существующие законы являться основанием требования платежей?)

4. Есть ли какие-либо законные рычаги воздействия на данную ситуацию в целях выравнивания платежей между жильцами?

Читайте также: