Обязан ли кандидат представлять в избирательную комиссию копии агитационных материалов

Обновлено: 04.07.2024

ПАМЯТКА по организации приема в Территориальной избирательной комиссии города Глазова предвыборных агитационных материалов и представляемых одновременно с ними документов в период избирательных кампаний по выборам депутатов Глазовской городской Думы седьмого созыва.

В Территориальную избирательную комиссию города Глазова (далее – ТИК) агитационные материалы могут быть представлены кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата.

а) печатные агитационные материалы – материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе, а также на ином носителе, сходном до степени смешения при визуальном восприятии (например, листовка, брошюра, билборд, буклет, бюллетень, календарь, плакат, транспорант и т.п.);

в) иной агитационный материал – билборд, значок, флаг, транспорант, баннер и т.п.

Билборды и транспоранты могут быть отнесены как к печатным агитационным материалам, так и к иным агитационным материалам – на усмотрение лица, представившего данный агитационный материал.

  1. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать:
  • наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы (фамилию, имя, отчество лица, изготовившего данные материалы, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства);
  • фамилию, имя, отчество кандидата, заказавшего агитационные материалы;
  • информацию о тираже агитационного материала;
  • информацию о дате выпуска агитационного материала;
  • указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
  1. Иные агитационные материалы (билборд, значок, флаг, баннер) должны представляться в ТИК в виде фотографии. Значок или флаг могут быть также представлены в виде образца.
  2. Печатные агитационные материалы могут быть изготовлены:

– в полиграфической организации, у индивидуального предпринимателя, уведомивших ТИК о публикации расценок в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона УР. № 33 РЗ, пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ (приложение № 2).

– избирательным объединением на находящемся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов оборудовании (пункт 6 статьи 59 Федерального закона) (с указанием оплаты из средств избирательного фонда избирательного объединения);

– кандидатами – на собственном оборудовании (с указанием оплаты из средств избирательного фонда кандидата).

  1. Аудиовизуальные и иные агитационные материалы могут быть изготовлены в любой организации, любым лицом.
  2. В день голосования на прежних местах сохраняются только печатные агитационные материалы, ранее размещенные в установленном законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания.
  3. В случае использования в агитационном материале изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, также представляется документ, подтверждающий согласие физического лица на такое использование, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1-3 пункта 11 статьи 39 Закона УР № 33- РЗ:

а) использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов;

б) использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы.

Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ права проводить предвыборную агитацию (см. пункт 20), допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;

3) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространённых в соответствии с Законом УР № 33- РЗ.

  1. Вместе с агитационными материалами кандидат, избирательное объединение сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. Вместе с указанными материалами в избирательную комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (на СD-диске или флешке).
  2. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (пункт 5.1 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ, пункт 7 статьи 46 Закона УР № 33- РЗ).
  3. Прием предвыборных агитационных материалов.

При представлении в ТИК агитационных материалов (их копий, изображений) и соответствующих документов, необходимо убедиться:

– в правомочности лица, представляющего предвыборные агитационные материалы (п.1);

– в наличии сопроводительного письма к агитационным материалам (п.4);

– в наличии согласий на использование изображений, высказываний физических лиц (п.12);

– в отсутствии в агитационном материале изображений и высказываний несовершеннолетних лиц;

– в отсутствии коммерческой рекламы (п.14).

  1. В случае выявления несоответствия представленных материалов и (или) документов требованиям федерального законодательства необходимо проинформировать об этом факте уполномоченное лицо и рекомендовать представить эти материалы и документы в избирательную комиссию после устранения указанного несоответствия.
  2. В случае несоответствия сопроводительного письма прилагаемым к нему документам и (или) материалам и неустранения этого несоответствия кандидатом, выявления факта несоответствия представленного агитационного материала требованиям законодательства, председатель территориальной избирательной комиссии направляет в адрес кандидата письмо с предупреждением о недопустимости распространения такого агитационного материала. Копия письма приобщается к представленным предвыборным агитационным материалам. В случае необходимости в правоохранительные органы может быть направлено представление об изъятии незаконного агитационного материала.
  3. Учет предвыборных агитационных материалов и представляемых одновременно с ними документов осуществляется в ТИК отдельно по каждой избирательной кампании.
  4. Для проведения проверки оплаты агитационного материала из средств соответствующего избирательного фонда в Контрольно-ревизионную службу при ТИК (далее – КРС) могут быть переданы необходимые сведения, в том числе – копии представленных предвыборных агитационных материалов и иных документов.
  5. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (пункт 7 статьи 48 Федерального закона №67-ФЗ):

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ.

Приложение № 1

к Памятке по организации приема в Территориальной избирательной комиссии города Глазова предвыборных агитационных материалов и представляемых одновременно с ними документов в период избирательных кампаний по выборам депутатов Глазовской городской Думы седьмого созыва

В территориальную избирательную комиссию города Глазова

УВЕДОМЛЕНИЕ

о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) предвыборные агитационные материалы

(Ф.И.О. кандидата, наименование избирательного объединения)

(листовка, бюллетень, брошюра, баннер, буклет, плакат, календарь, аудиоролик, видеоролик и др.) и наименование

физического лица (согласия

Кандидат (уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата,

уполномоченный представитель по финансовым вопросам, избирательного объединения) _______/ Расшифровка подписи

Приложение № 2

к Памятке по организации приема в Территориальной избирательной комиссии города Глазова предвыборных агитационных материалов и представляемых одновременно с ними документов в период избирательных кампаний по выборам депутатов Глазовской городской Думы седьмого созыва

Перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов (далее – ПАМ), представивших в территориальную избирательную комиссию города Глазова уведомления о размере и других условиях оплаты работ или услуг по изготовлению печатных агитационных материалов в период подготовки и проведения выборов депутатов Глазовской городской Думы седьмого созыва



Важные ссылки

Сайт полномочного представителя Президента РФ в ЦФО

Высший исполнительный орган государственной власти

Министерства Рязанской области

  • Министерство финансов Рязанской области
  • Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области
  • Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
  • Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
  • Министерство строительного комплекса Рязанской области
  • Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области
  • Министерство природопользования Рязанской области
  • Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области
  • Министерство здравоохранения Рязанской области
  • Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
  • Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области
  • Министерство культуры и туризма Рязанской области
  • Министерство физической культуры и спорта Рязанской области
  • Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области

Представительства Рязанской области

Главные управления Рязанской области

Государственные инспекции Рязанской области

Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области

Уполномоченный по защите правам предпринимателей

ГСПИ

Правовой портал Минюст



Информация об участковых уполномоченных полиции

 Общенациональная ассоциация ТОС

Программное обеспечение по 50% для малого и среднего бизнеса!

Форум древних городов-2019

Солотча

Старосты

Российский инвестиционный форум

Линия прямой связи для предпринимателей и инвесторов

Оказание бесплатной юридической помощи

Прием сведений о запрещенном контенте на Интернет-резурсах

Формирование комфортной городской среды

Год добровольца

Управленческие кадры Рязанской области

производительность.рф

ФАДН России

Фонд РЖС

ФГБУ ФКП Росреестра

Единый портал государственных услуг

Прокуратура разъясняет

Финансовая культура

Региональный портал госуслуг

Инвестиционный портал

Портал малого и среднего предпринимательства

Бизнес-портал Рязанской области

Центр государственной кадастровой оценки Рязанской области

Бизнес-навигатор МСП

Корпорация МСП

Жилье для российской семьи

Персональные данные.дети

Работа в России

1. Документы, предоставляемые уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования для заверения списка кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам:

1.1. Список кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (Приложение №1).

1.2. Решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения (Приложение №2), а при назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам - также нотариально удостоверенная доверенность.

1.3. Копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения. Если избирательное объединение не является юридическим лицом, представляется также решение о его создании.

1.4. Для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

1.5. Решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (Приложение №3).

1.6. Документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

1.7. Заявления каждого из кандидатов в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности. (Приложение №4).

1.8. Сведения о наименовании избирательного объединения.

1.9. Избирательное объединение вправе представить в избирательную комиссию муниципального образования свою эмблему, описание которой содержится в уставе соответствующей политической партии, иного общественного объединения.

1.10. Список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения (Приложение №5).

1.11 Письменное согласие каждого уполномоченного представителя избирательного объединения на осуществление соответствующей деятельности (Приложение №6).

2. Документы, предоставляемые кандидатом в депутаты, выдвинутым избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и находящимся в заверенном территориальной избирательной комиссией списке кандидатов:

2.1. Копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом.

2.2. Заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

2.3. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат обязан представить копии соответствующих документов.

2.4. Документ, подтверждающий сведения принадлежности к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения, если кандидат указал такие сведения в заявлении.

2.5. Кандидат вправе представить в окружную избирательную комиссию также заверенную избирательной комиссией муниципального образования копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

3. Документы, предоставляемые кандидатом в депутаты, выдвинутым в порядке самовыдвижения:

3.1. Заявление кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности. (Приложение №7).

3.2. Копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы).

3.3. Заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

3.4. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат обязан представить копии соответствующих документов.

3.5. Документ, подтверждающий сведения принадлежности к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, официально заверенный уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения, если кандидат указал такие сведения в заявлении.

Примечание: Документы, указанные в пунктах 3.1.-3.5. кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в в пунктах 3.1.-3.5 могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).

Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:

1) подписные листы с подписями избирателей (Приложение №8) , собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей (Приложение №9) на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

2) копия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, которая изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии лица, представившего документ, заверяется подписью лица, принявшего документы, указанные в настоящей части, и прилагается к этим документам;

3) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях (Приложение №10);

4) уведомление о реквизитах специального избирательного счета кандидата и иные документы, предусмотренные законом (Приложение №11).

Для регистрации доверенных лиц:

1) письменное заявление кандидата (представление избирательного объединения) о назначении доверенных лиц Приложения №№11-14);

2) заявления самих граждан о согласии быть доверенными лицами (Приложение №15);

3) приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска) в случае, если доверенное лицо, является государственным или муниципальным служащим.

Для регистрации уполномоченных по финансовым вопросам:

1) письменное заявление кандидата о назначении доверенных лиц (Приложение №11);

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Тришиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шайхутдинова Р.Г. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 августа 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Шайхутдинова Р.Г. об оспаривании решения "Об агитационных материалах кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Башкортостан - Нефтекамский одномандатный избирательный округ N 6" Шайхутдинова Р.Г. в части признания отдельных текстов агитационными материалами и о применении запрета на использование изображений физических лиц в таких материалах.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Решением Комиссии от 12 августа 2016 г. N 26/02 Шайхутдинов Р.Г. предупрежден о недопустимости нарушения норм избирательного законодательства, регламентирующих условия выпуска и распространения печатных агитационных материалов.

Шайхутдинов Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным данного решения ТИК в части, касающейся признания отдельных текстов агитационными материалами, и применении запрета на использование изображений физических лиц в таких материалах.

По мнению административного истца, в абзацах десятом, одиннадцатом на странице 5, абзацах девятом - тринадцатом на странице 6 оспариваемого решения (листы 3, 4) Комиссия пришла к неправильному выводу о наличии признаков предвыборной агитации в высказываниях Милицкого С.В., Бигнова Р.И., Теппера Ю., Рабкина Д., Перелыгина Ю.А., Александрова Ф., Постоленко И., Валитова И.С., Вышегорцева М.М., Куликова Д.Е., Хазина М.Л. о кандидате. Этот вывод сделан без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2003 г. N 15-П, согласно которой критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. Запрет на использование изображений физических лиц, содержащийся в пункте 9.1 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", противоречит Конституции Российской Федерации, нарушает баланс прав и обязанностей кандидатов, с одной стороны, и избирателей, находящихся под воздействием агитации, с другой, и не подлежит применению.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Шайхутдинов Р.Г. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ для целей применения названного Закона термины и понятия означают:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (пункт 1 статьи 2);

агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию (пункт 2 статьи 2);

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию в том числе за кандидата, кандидатов или против него (них) (пункт 4 статьи 2).

Согласно пункту 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата, будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), в том числе в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

В статье 45 Федерального закона N 67-ФЗ отмечено, что информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с Законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах (пункт 1). Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов (пункт 2).

В соответствии с разъяснением, данным в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них).

В силу требований части 8.1 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с данным Законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 8.1 этой же статьи, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона N 20-ФЗ. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

1) использования политической партией высказываний кандидатов, включенных ею в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам;

2) использования обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) цитирования высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах), обнародованных иными политическими партиями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ).

Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц (часть 9.1 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ).

Аналогичные требования, касающиеся ограничений к использованию в агитационных материалах высказываний и изображений физических лиц, предусмотрены пунктами 8.2, 9 и 9.1 статьи 48 Федерального закона N 67.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Шайхутдиновым Р.Г. в ходе избирательной кампании в целях агитации за счет средств избирательного фонда кандидата изготовлен и распространен агитационный печатный материал с заголовком "Государственник", содержащий высказывания о кандидате и фотографии Милицкого С.В., Бигнова Р.И., Теппера Ю., Рабкина Д., Перелыгина Ю.А., Александрова Ф., Постоленко И., Валитова И.С., Вышегородцева М.М., Куликова Д.Е, Хазина М.Л.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный материал является агитационным, поскольку в высказываниях названных выше лиц даны комментарии о Шайхутдинове Р.Г., направленные на создание положительного образа о нем как о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, имеющие целью склонить избирателей голосовать за данного кандидата.

Указанным агитационным материалам судом первой инстанции дана всесторонняя оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении и с которой Судебная коллегия согласна.

Следует также признать правильным суждение суда о том, что все фотографии, размещенные в агитационных печатных материалах "Государственник", представляют собой изображения конкретных физических лиц, сами изображения позволяют произвести идентификацию изображенных лиц, рядом с каждым изображением имеются сведения о фамилии и имени лица, а также о занимаемой им должности (роде занятий), каждое изображение является основным объектом использования на фото.

Наличие в агитационных печатных материалах "Государственник" изображений физических лиц является нарушением требований части 9.1 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ и пункта 9.1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ.

Использование изображения физического лица в агитационном материале после обработки оригинального изображения с помощью компьютерных программ (изменение размера, тона, цвета фотографии и т.п.), но при котором возможна идентификация изображаемого лица, не свидетельствует об отсутствии нарушения требований закона.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения Комиссии.

Представленное в обоснование доводов административного иска внесудебное лингвистическое исследование, проведенное специалистом Шайхинуровой Р.Ф. 28 августа 2016 г., изучено и оценено судом по правилам статей 59, 60, 61 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно не принято во внимание. Оснований сомневаться в правильности вывода суда не имеется.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в жалобе Шайхутдинова Р.Г.

Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайхутдинова Р.Г. - без удовлетворения.

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.2 настоящей статьи, о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

а) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

б) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

в) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

9.1. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

9.2. В случаях, указанных в пункте 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

9.3. При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.

9.4. Агитационный материал кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах кандидата (в том числе в составе списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что избирательным объединением выдвинут (в том числе в составе списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Избирательные кампании и референдумы на территории района

Обеспечение избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами


Объявления

Если Вы - член избирательной комиссии

Ответьте на вопросы, после этого вы увидите результаты и правильные варианты

Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о политической партии возможно…

Чтобы выдвинуть кандидата на должность Президента, нужно собрать не менее:

В выдаче копий каких из перечисленных документов комиссия вправе отказать члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса?

Государственная Дума избирается сроком на…

Когда начинается агитационный период?

  • со дня выдвижения кандидата;
  • со дня регистрации кандидата;
  • за 28 дней до дня голосования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Государственной Думы назначает?

Выберите верное утверждение

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей:

Наблюдатель не вправе:

Кто не вправе осуществлять предвыборную агитацию?

Не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме…?

Вправе ли политическая партия выдвигать кандидатами граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий?

  • не вправе;
  • вправе;
  • вправе, при наличии согласия иной политической партии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации не является?

Допускается ли действующим законодательством установление максимального возраста для кандидата?

По достижении какого возраста гражданин Российской Федерации приобретает активное избирательное право?

Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

Выберите неверное утверждение.

Избирательная кампания кандидата может финансироваться за счет…

  • собственных средств;
  • средств федерального, регионального или местного бюджета (в зависимости от уровня выборов);
  • средств, выделенных избирательной комиссии на проведение соответствующей избирательной кампании.

Каких представителей власти мы выбираем?

  • депутатов Государственной Думы.
  • генерального прокурора РФ;
  • министров;

На выборах Президента Российской Федерации единым избирательным округом считается:?

  • избирательный округ, включающий в себя всю территорию Российской Федерации;
  • избирательный округ, включающий в себя всю территорию субъекта Российской Федерации;
  • избирательный округ, включающий в себя всю территорию муниципального.

Возможно ли назначение избирательным объединением в одну участковую избирательную комиссию и члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя?

  • да;
  • нет;
  • возможно в случае, если одновременно в помещении для голосования будет находиться только один из них.

Имеют ли иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления?

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

Где запрещено размещать агитационный материал кандидата?

В случае, если у кандидата имеется неснятая и непогашенная судимость, обязан ли кандидат в заявлении о согласии баллотироваться указать сведения о судимости?

  • обязан;
  • не обязан;
  • на усмотрение кандидата.

Каким образом граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую помощь кандидату?

  • только через избирательный фонд;
  • оплачивая за кандидата изготовления агитационных материалов;
  • передавая наличные денежные средства кандидату или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам.

Членом избирательной комиссии с правом решающего голоса могут быть…

Возможно ли назначение избирательным объединением одного наблюдателя в разные участковые избирательные комиссии?

  • возможно;
  • нет;
  • возможно в случае предварительного уведомления соответствующих участковых избирательных комиссий.

Чем является опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами?

  • разновидностью информирования избирателей, участников референдума;
  • разновидностью предвыборной агитации кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
  • разновидностью деятельности средств массовой информации, осуществляемой в рамках бесплатной агитации.

Когда запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами?

  • в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования;
  • такое опубликование (обнародование) допустимо в любое время;
  • за день до дня голосования, а также в день голосования.

Президент Российской Федерации избирается сроком на…

Обязан ли кандидат представлять в избирательную комиссию копии агитационных материалов, которые он намерен распространять в средствах массовой информации?

Кандидаты на пост Президента РФ не могут быть выдвинуты…

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства:

Быть избранным в представительный орган городского (районного) или сельского поселения гражданин имеет право по достижении:

Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?

Может ли одно и то же лицо может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

Какие документы, из перечисленных ниже, необходимо представить для получения избирателем бюллетеня для голосования?

Какое утверждение является верным?

  • допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для кандидата в ходе избирательной кампании;
  • не допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для кандидата в ходе избирательной кампании;

Каких представителей власти мы не выбираем?

Должен ли наблюдатель, назначенный избирательным объединением оказать помощь избирателю-инвалиду при голосовании?

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации состоит из …

Какие сведения должны указываться в заявлении (обращении) избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования?

При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетене в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), списку кандидатов:

В избирательную комиссию поступило заявление гражданина о нарушениях законодательства о выборах. В каком виде комиссия должна дать ответ?

При получении избирательного бюллетеня на избирательном участке, а также в случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням, избиратель проставляет в списке избирателей:

  • Серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, расписывается за каждый бюллетень.
  • Серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, дату рождения.
  • Фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения.

В какое время может быть подано в участковую избирательную комиссию заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования?

  • В любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.
  • Только в день голосования до окончания времени голосования.
  • В любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования.
  • Этот вопрос законодательством о выборах не урегулирован.

Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т.е. быть ее гражданином, не менее:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает?

В случае если Вашей фамилии нет в списках избирателей…

В какие сроки должен быть составлен список избирателей в случае образования избирательного участка в труднодоступной или отдаленной местности?

В какие сроки избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие вахтовым методом могут быть включены в список избирателей, на основании личного заявления?

О проведении досрочного голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны известить избирателей

  • не позднее чем за 10 дней до дня голосования
  • оповещение не обязательно
  • не позднее чем за 5 дней до дня голосования







Читайте также: