Обязан ли фельдшер скорой помощи расшифровывать пленку экг

Обновлено: 30.06.2024

Таким образом вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом — спасать жизни, врачи и фельдшеры скорой помощи вынуждены писать объяснительные и пытаться кому-то что-то доказать.

Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо понять, что должен и что не обязан делать врач или фельдшер скорой медицинской помощи.

Очень часто пациенты, вызывающие скорую медицинскую помощь, не догадываются о различии между экстренной и неотложной помощью. Экстренная медицинская помощь предназначена для оказания помощи при заболеваниях и состояниях, непосредственно угрожающих жизни человека — например, серьезном кровотечении, уже упомянутом инфаркте, отеке легких, шоке любой этиологии и т. д.

Неотложная же помощь, оказывается при внезапных острых заболеваниях или обострении хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, но без явных признаков угрозы жизни. Хотя, возможно, и несущих потенциальную угрозу жизни в будущем. Примером такого заболевания может пневмония — без явлений дыхательной недостаточности и без признаков инфекционно-токсического шока. Да, действительно в будущем состояние пациента может ухудшиться, и угроза жизни может появится. То есть счет идет на сутки, в худшем случае на часы, но не минуты.

Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут. По неотложной медицинской помощи такого ограничения нет и в некоторых случаях время ожидания пациентом оказания скорой помощи в неотложной форме может занять и несколько часов — в этом нет нарушения законодательства.

Следует отметить, что согласно пункту 12 Порядка оказания скорой медицинской помощи в случае поступления вызова скорой помощи в неотложной форме, ближайшая свободная бригада отправляется на вызов только при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

Ну, предположим врач скрой все же добрался до пациента. И от него тут же требуют надеть бахилы. Ох уж эти пресловутые бахилы! Несмотря на то, что некоторые региональные власти (в том числе — Москвы) поторопились ввести акты, предписывающие сотрудникам бригад скорой помощи одевать на выезде бахилы, процедура принятия и согласования этих приказов продолжает вызывать сомнения — и это тема для отдельной беседы. Что же касается федерального уровня — то на нем не существует ни одного законодательного акта, обязывающего врача носить бахилы. Общероссийское законодательство не содержит требований к состоянию обуви врача при оказании медицинской помощи вне медицинской организации. Да и странно было бы ожидать другого — представим себе, что на врач скорой прибывает к моменту остановки сердца. И тут вместо того, чтобы немедленно начать реанимационные мероприятия, он начинает неторопливо и обстоятельно одевать бахилы…. После приказов об обязательном использовании бахил на выезде, создается впечатление, что в некоторых региональных Минздравах подобную ситуацию считают вполне нормальной и допустимой.

Отмечу также, что врач или фельдшер скорой не имеют права консультировать пациентов по медицинским или другим вопросам, не имеющим отношения к оказанию им скорой медицинской помощи. Например, советовать хорошие таблетки от кашля, рекомендовать диету для похудения и тому подобное. Да, конечно, врач должен быть доброжелателен с пациентом. Однако это не означает проведения психотерапевтических сеансов или же консультаций по сферам медицины, в которых врач не специализируется. Если пациент неправильно поймет такие советы и в результате его состояние ухудшится — виноватым окажется именно врач, давший совет.

Итак, врач определился с диагнозом и принял решение о госпитализации пациента. Однако даже после этого возможны определенные конфликтные ситуации, связанные с неправильным пониманием родственниками пациента обязанностей врача скорой помощи.

Однако все они забывают о том, что в реальности выездные бригады скорой медицинской помощи нередко вынуждены работать в составе одного медицинского работника. Я категорически не согласен с тем, что врач (а врачом может быть и хрупкая девушка, и пожилой мужчина) должен будет самостоятельно выполнять тяжелую физическую работу по перемещению пациента в автомобиль скорой медицинской помощи . При этом пациент может весить и 100, и 120 килограмм.

И мое мнение находит свое прямое подтверждение в нормах закона. Даже если приравнять транспортировку пациента к погрузочно-разгрузочным работам (что само по себе абсурдно в отношении профессиональных обязанностей врача, имеющего высшее медицинское образование), возложение таких обязанностей на врача противоречит трудовому законодательству .

Конечно же вес взрослого пациента превышает указанную норму. Врач или фельдшер скорой помощи — это квалифицированный специалист с медицинским образованием, а не грузчик. Но тот вес, который пытаются заставить переносить врача скорой…он несколько раз превышает допустимые нормы даже для профессиональных грузчиков. Поэтому перенести пациента до автомобиля скорой — это обязанность его родственников. Если родственники не могут сами, например в силу преклонного возраста, то можно попросить помочь соседей. Но врач скорой, согласно законам, этого делать не обязан. Хотя, конечно же, он может и должен помочь с организацией такой переноски — подсказать как уложить больного на носилки, объяснить как эти носилки нести, сопроводить больного во время его переноса на носилках.


Методические рекомендации "Общие принципы приема обращений от населения, поступающих на станции (отделения) скорой медицинской помощи, и определения повода для вызова скорой медицинской помощи"

- обеспечение круглосуточного централизованного приема вызовов скорой медицинской помощи;
- сортировка обоснованности вызовов скорой медицинской помощи по поводам вызова, срочности и профильности направления выездных бригад скорой медицинской помощи;
- незамедлительная передача вызовов выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, все обращения (вызовы), поступающие на станции (отделения) скорой медицинской помощи, должны пройти сортировку, по результатам которой будет выявлено наличие или отсутствие в поступившем обращении повода для вызова скорой медицинской помощи.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:
а) нарушения сознания;
б) нарушения дыхания;
в) нарушения системы кровообращения;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) болевой синдром;
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги;
з) кровотечения любой этиологии;
и) роды, угроза прерывания беременности.
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
а) внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, требующие срочного медицинского вмешательства, без явных признаков угрозы жизни;
б) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Каждый из перечисленных поводов для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме включает группу заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи. В этой связи поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть детализированы с учетом предполагаемых заболеваний (состояний), при которых требуется оказание скорой медицинской помощи, а также с учетом факта происшествия (например, теракт, ДТП, пожар, и т.п.), предполагающего наличие пострадавших, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи, на месте происшествия. Детализированные поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме могут быть утверждены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или локальными нормативными актами медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
С целью определения повода для вызова скорой медицинской помощи при поступлении обращения на станцию (отделение) скорой медицинской помощи сначала целесообразно определить первичный повод обращения, исходя из которого можно сразу выявить наличие повода для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме или начать проведение дополнительного опроса вызывающего абонента для уточнения нуждаемости пациента в оказании скорой медицинской помощи.
В таблице 1 в качестве примера приведен перечень первичных поводов обращения, используемый в работе одной из станций скорой медицинской помощи Российской Федерации.

Первичный повод Открытые вопросы (не информативные) Закрытые или альтернативные вопросы
Боль в ноге Что у вас с ногой? Нога не стала бледной или посиневшей?
Кашель Какой у ребенка кашель? Лающего кашля, осиплости голоса нет?
Рвота Чем рвота? Рвота кровью или пищей?

При необходимости диспетчер может передать обращение (переключить разговор с вызывающим абонентом) соответствующему специалисту станции (отделения) скорой медицинской помощи в целях предоставления следующих рекомендаций:
- выполнение мероприятий по оказанию первой помощи до прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи;
- организация встречи выездной бригады скорой медицинской помощи и обеспечение работникам выездной бригады скорой медицинской помощи беспрепятственный доступ к пациенту, а также содействие созданию безопасных условий для оказания пациенту скорой медицинской помощи, включая принятие мер к изоляции домашних животных;
- обращение пациента в соответствующую медицинскую организацию с предоставлением её адреса и телефона (при отсутствии повода к вызову скорой медицинской помощи или повода для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме), если пациент изъявляет желание самостоятельно обратиться в данную медицинскую организацию.
Диспетчер при наличии возможности может самостоятельно предоставить вызывающему абоненту перечисленные рекомендации.

Дополнительные рекомендации диспетчеру при разговоре с вызывающим
абонентом:

Рекомендуемые требования к информационной системе станции
(отделения) скорой медицинской помощи, осуществляющей в электронном
виде прием и сортировку поступающих обращений

3. Скорая медицинская помощь вызывается взрослому и детскому населению при несчастных случаях, при угрожающих жизни состояниях и внезапных заболеваниях, вне зависимости от места их возникновения (дом, улица, общественные места, учреждения и т.д.). Выезд бригады скорой медицинской помощи в общественное место осуществляется в первую очередь.

К несчастным случаям относятся: автомобильные и другие транспортные, уличные, производственные и бытовые травмы (ранения, переломы, вывихи, ожоги, отморожения, поражения электротоком или молнией), утопление, удушение, инородные тела дыхательных путей, кровотечения, полученные в результате травмы, суицидальные попытки, острое отравление непищевого характера, психические расстройства,когда больной представляет опасность для себя и окружающих.

К угрожающим жизни состояниям относятся: потеря сознания, расстройство дыхания, судороги, внезапные острые боли в области сердца, нарушение сердечного ритма, расстройство мозгового кровообращения.

К внезапным заболеваниям относятся: остро возникающие боли в животе сопровождающиеся рвотой, приступ бронхиальной астмы, острые отравления (пищевые).

  • причину вызова;
  • фамилию, имя, отчество(если известно
  • возраст(можно примерно) больного;
  • точный адрес местонахождения больного (улица, дом, номер квартиры, подъезд, этаж, домашний телефон, код двери подъезда) и его ориентиры, наиболее удобный подъезд к дому;
  • основные жалобы больного;
  • страдает ли больной хроническими заболеваниями, имеет ли осложнения(если известно)
  • сообщить кто вызывает;
  • точно отвечать на поставленные вопросы;
  • обеспечить встречу бригады скорой медпомощи на улице, возле дома;
  • подготовить имеющиеся медицинские документы, паспорт.

Чёткие и точные ответы на вопросы диспетчера значительно ускорят прием вызова и своевременное прибытие скорой помощи.

6. Лица, виновные в преднамеренном необоснованном вызове скорой медицинской помощи или сообщившие ложные данные из озорных или хулиганских побуждений, а также допустившие антиобщественные поступки по отношению к персоналу выездных бригад, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

7. В ситуациях, угрожающих жизни и здоровью медперсонала при обслуживании вызова (присутствие в помещении злобных животных, агрессивно настроенных окружающих, группы лиц, находящихся в состоянии алкогольного, токсического, либо наркотического опьянения и других антисоциальных элементов и т.д.) бригада скорой медицинской помощи имеет право привлечь сотрудников милиции для обслуживания вызова.

8. В ситуациях, угрожающих жизни и здоровью пациентов, при отказе их от оказания медицинской помощи и госпитализации, бригада имеет право привлечь сотрудников милиции для обеспечения оказания экстренной медицинской помощи и при необходимости госпитализации.

9. Вызова скорой медицинской помощи подразделяются на следующие группы в зависимости от повода к вызову:

1 группа:
экстренные вызова – передаются диспетчером для обслуживания бригаде скорой (неотложной) медицинской помощи, в соответствии с ее специализацией не позднее 4 минут с момента его регистрации.

К ним относятся:

  • чрезвычайные ситуации;
  • авария, ДТП с пострадавшими;
  • потеря пациентом сознания;
  • сыпь с высокой температурой у детей;
  • отравление пациента химическими веществами или лекарственными средствами;
  • повешение;
  • пожар;
  • обширный ожог;
  • глубокие и обширные раны;
  • судороги;
  • острые нарушения дыхания;
  • умирает;
  • падение с высоты выше собственного роста;
  • утопление;
  • электротравма.

2 группа:
срочные вызова – передаются диспетчером для обслуживания бригаде скорой (неотложной) медицинской помощи, в соответствии с ее специализацией не позднее 15 минут с момента его регистрации.

К ним относятся:

  • аритмия;
  • сердечный приступ;
  • приступ астмы;
  • травма;
  • инородное тело;
  • кровотечение (желудочно-кишечное, маточное, носовое);
  • отморожение;
  • роды;
  • внезапные нарушения двигательной активности;
  • вызов бригады СНМП, связанный с резким ухудшением состояния здоровья пациента при невозможности уточнения причины обращения.

К ним относятся:

  • значительное изменение артериального давления;
  • aллергия;
  • головная боль;
  • боль в животе, спине, грудной клетке;
  • гемофилия;
  • неадекватное поведение;
  • почечная колика;
  • рвота;
  • сыпь;
  • высокая температура тела (если температура не снижается пероральными лекарственными средствами);
  • острая задержка мочи;
  • пищевые отравления;
  • обезболивание;
  • транспортировка пациента по вызову, принятому от медицинского работника.

10. Сопровождение больного или пострадавшего в больницу допускается одному человеку и только с разрешения врача бригады СМП.

При транспортировке детей до 18 лет, сопровождение родителей, родственников обязательно!

11. Вызов скорой помощи по поводу доставки больных в стационар обязан сделать врач поликлиники. Бригады СМП производят транспортировку только больных, требующих транспортировки на носилках (инфаркты, инсульты, кровотечение, комы, тяжелые повреждения опорно-двигательного аппарата). Доставка в иных случаях производится транспортом поликлиники, либо самостоятельно.

12. Медицинский персонал скорой медицинской помощи оказывает скорую и неотложную медицинскую помощь, но не назначает лечение больным, не корректирует лечение назначенное АПУ, не осуществляет оказание медицинской помощи пациентам по назначению врачей –специалистов других организаций здравоохранения ,кроме введения обезболивающих средств пациентам с онкологическими заболеваниями в нерабочее время амбулаторно-поликлинических организаций ,не имеет права выдачи листов нетрудоспособности и льготных рецептов, судебно-медицинских и экспертных заключений, медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств , письменных справок больным и родственникам.



Скорую нельзя выпускать на линию без кардиографа

— На прошлой неделе в Москве умерла от инфаркта женщина. К ней приехала бригада скорой помощи с неработающим кардиографом. Может ли врач скорой обойтись без ЭКГ при оказании медпомощи человеку с подозрением на инфаркт?

— Если в стандарте оснащения машины скорой помощи прописан какой-то препарат, медицинский прибор, изделие, то он должен там быть и должен быть исправен. ЭКГ (электрокардиограф мобильный) входит в стандарт оснащения машины скорой медицинской помощи. Ответственность за оборудование машины, соответственно, и за исправность техники несет главный врач подстанции СМП.

Если кардиограф вышел из строя по ходу работы, то тут вопросы к поставщику этого оборудования.

— Приехала скорая, а кардиограф не работает. Как должна действовать бригада в таком случае?

— Кардиограф не должен не работать. На линию не имеют права выпускать машину с неисправным оборудованием — без газа, с неработающим кардиографом, без препаратов в укладке. Такая машина не должна выходить со станции скорой помощи.

Если выяснилось, что в машине есть неисправное оборудование, то старший бригады должен об этом докладывать и все недочеты должны оперативно устранить.

Чтобы начать транспортировку, нужен предварительный диагноз

— Скорая не должна госпитализировать больного человека как можно скорее?

— Врач скорой помощи должен понять состояние пациента. При боли в груди нужно выяснить, есть у него поднятие ST-сегмента или нет. Это довольно простая диагностика, но без кардиографа доктор это сделать не может.

Подробная интерпретация ЭКГ и постановка окончательного диагноза — это не задача фельдшера. Он должен включить кардиограф, посмотреть, оценить ситуацию.


Во-первых, это нужно, чтобы понять, куда везти пациента. Возможно, ему нужна срочная операция, например, шунтирование, которое делают не в каждой больнице.

Во-вторых, больного надо туда довезти. То есть без предварительного диагноза нельзя начинать транспортировку.

Задача скорой — поставить предварительный диагноз и стабилизировать пациента. Иначе скорую помощь можно заменить грузовиками с носилками, куда будут грузить пациентов, а дальше — как получится. Если скорая начнет просто возить пациентов, до больницы не доберется и половина из них.

— Как принимают решение, какая бригада едет на вызов?

— На скорую вызовы бывают двух категорий — экстренный и неотложный.

Экстренный вызов — это прямое жизнеугрожающее состояние: острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), инфаркт — боль в груди, острые и жизнеугрожающие состояния, связанные с тяжелыми травмами, боевые ранения, тупые травмы живота, груди, асфиксия — когда человек задыхается. Это все экстренные вызовы, по ним норматив прибытия — 20 минут.

Остальные вызовы, по самым разным поводам — высокая температура, рвота, режущие боли в животе и так далее — неотложные. По нормативу они обслуживаются в течение двух часов.

А какую бригаду назначать — решают уже по ходу. То есть у нас даже нет алгоритма назначения бригады. Иногда случается так, что реанимобиль ездит на обычные вызовы.

У человека инфаркт, а в стационаре нет мест

— То, что случилось с пациенткой — это частный случай или системная проблема?

— У нас в стране очень плохо организована служба скорой медицинской помощи. Даже в Москве, где Депздрав очень гордится своими скорыми, ситуация с организацией не самая радостная. Данный случай наглядно это показал. На скорой в ДЗМ нет раций, есть только планшеты, зачастую неработающие, и основной инструмент для связи врача скорой помощи — это мобильный телефон. Людей в больницу госпитализируют в ручном режиме.

Например, у человека инфаркт. Доктор видит элевацию ST-сегмента, сообщает на подстанцию: инфаркт, нужна госпитализация, куда везти пациента?


Сначала созваниваются со старшим врачом скорой, тот уточняет диагноз, начинает расспрашивать фельдшера — что произошло, какие симптомы: есть ли поднятие ST-сегмента, шумы, какая сатурация. После этого он начинает решать вопрос о том, в какую больницу везти. Звонит в ближайшую по маршрутизации. Там могут сказать, что мест нет. Звонит в следующую, там тоже может не быть мест. Звонит в другую больницу, и если там согласны принять, то больного с инфарктом госпитализируют.

То есть скорая, с одной стороны, приезжает быстро, может забрать пациента и оперативно доставить в госпиталь, но когда доходит до дела, все очень тормозится.

— Как должна быть выстроена система, чтобы она работала эффективно?

— В европейских странах выезд скорой происходит только на особо угрожающие состояния. Там есть такое понятие — алгоритм опроса вызывающего. Диспетчер задает довольно много вопросов звонящему, которые его могут раздражать, даже бесить, ему может казаться, что помощь нужна немедленно.

Но эти вопросы нужны для того, чтобы понять состояние больного.

Диспетчер скорой, действуя по строгому алгоритму, умеет не только определить степень тяжести больного, но и объяснить звонящему, как правильно начать оказывать первую доврачебную помощь.

Их там специально этому учат. У нас такого обучения нет.

В России диспетчер скорой помощи — это в лучшем случае фельдшер на пенсии, у которого фактически нет эффективного алгоритма действий, в худшем случае — это просто диспетчер службы 112, который перераспределил вызов на скорую помощь в автоматическом режиме, а подстанция зачастую отправляет бригаду, даже не созваниваясь.

Читайте также: