Обязан ли фармацевт оказывать первую помощь

Обновлено: 30.06.2024

В условиях так называемой пациентоориентированности медицинская помощь воспринимается как услуга. А в сфере услуг, как известно, клиент всегда прав. Обилие прав пациентов и одновременно обязанностей врачей в наше время уже данность. Эта асимметричность вызывает вопрос: есть ли у врачей права, а у пациентов — обязанности? Попробуем разобраться.

Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!

- необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;

- проходить медицинские осмотры;

Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).

Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).

Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст. 21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.

Права врачей: мал золотник, да дорог!

Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.

Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.

Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).

Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.

На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.

У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.

Что из всего этого следует?

Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.

Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.

От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.


Аптечка для оказания первой помощи должна быть в наличии на каждом предприятии. Какие санкции ждут организацию, если аптечка отсутствует? Что должна содержать аптечка, а что хранить в ней категорически нельзя? Все нюансы, связанные с наличием аптечки на предприятии, мы рассмотрим в нашем обзоре.

Обязан ли работодатель иметь аптечку?

Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.

Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 223 ТК РФ. Что входит в эти понятия:


Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.

Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.

Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.

Изменения в требованиях к аптечкам

С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.

Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.

Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.

Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.

Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.

Состав аптечки по новому приказу

Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.

Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.

Итак, что должно находиться в аптечке:



Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.

Аналогично можно использовать для аптечки разные:


По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:

  • блокнот,
  • авторучку,
  • английские булавки.

Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.

ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.

Итоги

Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:

1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).

2. Обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.

3. Оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).

Участники оказания первой помощи могут иметь различные подготовку к ее оказанию и оснащение. Также они могут быть обязанными оказывать первую помощь, либо иметь право ее оказывать.

В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия – обычные люди, имеющие право ее оказывать. В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут выполнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.

Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или работники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой помощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам, которые можно использовать для более эффективных действий.

Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи.

В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей пострадавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, продолжая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.

Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.

Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи

3. Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими:

- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;

- сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны;

- спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

- военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии;

- работники ведомственной охраны, частные охранники, должностные лица таможенных органов;

- военнослужащие органов федеральной службы безопасности, судебные приставы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, внештатные сотрудники полиции и народные дружинники и другие лица.

Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи прописываются в должностных инструкциях работников (в том числе, педагогических работников).

5. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает пострадавшему человеку шанс на выживание.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или в виде лишения права управления транспортным средством. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того, оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соответственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.

В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.

ПЕРЕЧЕНЬ СОСТОЯНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ ОКАЗАНИЮ

1. Отсутствие сознания.

2. Остановка дыхания и кровообращения.

3. Наружные кровотечения.

4. Инородные тела верхних дыхательных путей.

5. Травмы различных областей тела.

6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ:

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;

2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

5) оценка количества пострадавших;

6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

7) перемещение пострадавшего.

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

2) выдвижение нижней челюсти;

3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

1) давление руками на грудину пострадавшего;

2) искусственное дыхание "Рот ко рту";

3) искусственное дыхание "Рот к носу";

4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

1) придание устойчивого бокового положения;

2) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

3) выдвижение нижней челюсти.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

2) пальцевое прижатие артерии;

3) наложение жгута;

4) максимальное сгибание конечности в суставе;

5) прямое давление на рану;

6) наложение давящей повязки.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

1) проведение осмотра головы;

2) проведение осмотра шеи;

3) проведение осмотра груди;

4) проведение осмотра спины;

5) проведение осмотра живота и таза;

6) проведение осмотра конечностей;

7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения ;

9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения ;

10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);

11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Описание проблемы

Обязан ли медицинский работник оказывать медицинскую помощь вне рабочего места, во внерабочее время и вне пределов медицинской организации?

Этот вопрос является одним из дискуссионных как для медицинского, так и для юридического сообщества. Причем, безусловно, представители этих сообществ совершенно по-разному смотрят на данную проблему, которая должным образом – законодательно – не урегулирована.

Нормативно-правовое регулирование

Сразу необходимо заметить, что медицинская помощь, согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, оказывается исключительно медицинскими организациями, а фактически – силами медицинских работников, находящихся на своих рабочих местах. То есть, говоря об обязанности медицинского работника оказывать помощь вне рабочего места и вне рабочего времени, речь можно вести лишь о так называемой первой помощи, которая согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Как видно, о медицинских работниках в данной статье нет ни слова, хотя Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ содержит в понятийном аппарате определение медицинского работника, и законодатель вполне мог конкретизировать обязанность медицинского работника по оказанию первой помощи, однако почему-то этого не сделал. И получилось, что в настоящее время закон не устанавливает для медицинских работников обязанность по оказанию первой помощи, равно как аналогичную обязанность не устанавливает какое-либо специальное правило (такового попросту нет). Вместе с тем ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ говорит нам о том, что водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Безусловно, медицинские работники обладают соответствующей подготовкой и навыками.

Поэтому, исходя из вышеперечисленного, можно сделать основополагающий вывод: оказание первой помощи есть право, но не обязанность медицинского работника.

Тут стоит обратить внимание на один очень важный момент. По определению федерального закона медицинским работником является лицо, состоящее в трудовых отношениях с медицинской организацией, а медицинская помощь, в свою очередь, являясь частью профессиональной медицинской деятельности, входит в трудовые обязанности работника. При этом законодательством не устанавливается, что оказание медицинской помощи, а также какой-либо иной помощи входит в какие-либо иные обязанности того же лица. Таким образом, можно сделать вывод, что в силу закона медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь исключительно при исполнении своих трудовых обязанностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время законодательство не содержит норм, обязывающих медицинских работников оказывать первую помощь за пределами медицинской организации и во вне рабочего времени, однако вправе это делать в силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Вместе с тем, безусловно, стоит отметить, что случай, когда медицинский работник пройдет мимо человека, нуждающегося в помощи, представляется маловероятным, поскольку подобное поведение, по нашему мнению, несовместимо с высоким званием медицинского работника.

Алгоритм действий

Рекомендуем алгоритм действий, которого, на наш взгляд, должен придерживаться медицинский работник, оказавшийся в ситуации, когда он находится в общественном месте и кому-то из присутствующих стало плохо.

1. Попытаться понять, что именно произошло.

2. Оценить свои возможности для предотвращения возникшей ситуации, исходя из оценки риска возможного причинения вреда здоровью гражданина, которому стало плохо, вашими действиями.

3. Вызвать скорую медицинскую помощь (или проконтролировать ее вызов) и дождаться ее приезда.

4. Ничего не предпринимать самостоятельно до приезда СМП, поскольку велика вероятность, что в случае ошибочных действий вас могут обвинить в причинении вреда здоровью.

5. Подробно рассказать прибывшим на место медицинским работникам, что именно произошло на ваших глазах и что вы делали (если с вашей стороны были предприняты какие-либо действия).

Читайте также: