Общественное воздействие как средство исправления осужденных курсовая

Обновлено: 02.07.2024


2. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. – Рязань: Академия права и управления Минюста России. 2003. – 320 с.

5. Юридический энциклопедический словарь /под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Советская энциклопедия, Изд. 2-е доп. 1987. – 528 с.

Исправительная деятельность отличается комплексным характером, элементами которой выступают воспитание, образование, обучение, формирование, развитие и т.д. Пенитенциарная педагогика воспитание определяет как социальное целенаправленное создание условий (материальных духовных, организационных) для развития человека. Важное значение имеет совместная деятельность, взаимодействие воспитателя и воспитуемых, результатом чего должно быть изменение, формирование, развитие личности с учётом её способностей, интересов, направленности. А обучение как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества [2, с. 8–9]. Пенитенциарная педагогика тесно связана с уголовно-исполнительным правом, поскольку, с одной стороны, педагогические факты, механизмы и закономерности проявляются в правовом пространстве. С другой стороны, уголовно-исполнительное право не может не учитывать педагогические и психологические особенности лиц, отбывающих уголовные наказания, а также педагогическое и психологическое воздействие правовых норм на человека. Отсюда закрепление норм, связанных с воспитательным и исправительным процессом в уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативно-правовых актах.

Исправительный процесс основывается на общих началах общей, социальной, возрастной педагогики, а также других отраслями педагогической науки.

Реализация процесса гуманизации процесса исполнения наказаний и всё большее обращение в работе с осуждёнными к педагогическим методам воздействия на них как решающего условия достижения главной цели – их исправления – тесно связывает уголовно-исполнительное право и пенитенциарную педагогику.

Следовательно, пенитенциарная педагогика имеет двухсторонние связи с большинством пенитенциарных наук, таких как криминология, психология, андрология и т.д., она обогащается за счёт сведений, полученных от них, и, вместе с тем, сама поставляет им научные сведения, воздействует на нормы уголовно-исполнительного, других отраслей права, а также на практические результаты работы с осуждёнными.

Наиболее тесно взаимодействие исправительной педагогики и общественного воздействия проявляется в педагогическом принципе связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества.

В связи с тем, что исправление осуждённого является одной из трёх целей уголовного наказания, а социальным заказчиком этого результата выступает государство и общество, то кто же, как ни они больше всего заинтересованы в его достижении. Необходимо понимать, что только усилий со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего уголовное наказание недостаточно. Поэтому привлечение к участию в этой работе общественности и институтов гражданского общества очень важно.

Содержание рассматриваемого нами принципа предусматривает обеспечение непрерывности процесса получения образования, обучения и применения его в практической деятельности (например, трудоустройства) осуждённого в период отбытия наказания и после освобождения, формирование правопослушного поведения и обеспечение условий для самостоятельного принятия решения осуждённым и понимания ответственности за его результаты. Следовательно, процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания на практике, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные подходы и взгляды. Реализация данного принципа предполагает связь обучения с перспективами развития экономики, культуры, территорий своего города, села, области, государства, воспитание у осуждённых сознательного и положительного отношения к труду, государственной, коллективной и частной собственности, особенно важно, когда в основу воспитания положен личный пример. Такие возможности могут широко использовать общественные организации, объединения, реализующие социальные программы и взаимодействующие с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания по вопросам профессионального обучения осуждённых, трудоустройства, восстановления и укрепления социальных связей, профилактики и предупреждения алкоголизма, наркомании и т.д.

Процесс исправления осуждённых имеет составные части: трудовое, нравственное, правовое, эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое воспитание. Анализ практики общественных организаций и граждан, участвующих в процессе исправления осуждённых, показывает, что все эти направления широко представлены в их деятельности.

1) профориентация различных групп и категорий молодежи в направлениях агро-бизнеса;

Итак, на приведённом примере видно, что при реализации педагогического принципа связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества выстраивается следующая технологическая цепочка: обучение (образование, воспитание) – практика (трудоустройство, поступки (поведение)) – результат внутренний (осуждённый) (материальное обеспечение, изменение поведения (полное, частичное) на правопослушное) – результат внешний (экономический, социальный: создание новых рабочих мест, расширение производства, строительство жилья, воспитание личности). А всё это в совокупности оказывает преобразующее воздействие не только на осуждённого, а также на общество и государство. Большой труд? Безусловно. Нужный? Бесспорно. Сложно? Конечно.

Пример такой деятельности со стороны региональных организаций не единичный. В настоящее время налажено конструктивное взаимодействие с общественными и религиозными организациями, центрами социальной реабилитации по оказанию помощи освободившимся из мест лишения свободы. Функционирует порядка 90 таких центров, но этого катастрофически недостаточно. За последние годы пенитенциарная система России уделяет всё большее внимание взаимодействию с общественными организациями, становится всё более открытой для институтов гражданского общества, где осуществляется политика по выстраиванию чёткой и планомерной работы, направленной на обеспечение прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы.

Итак, анализ деятельности общественных организаций, частных фермеров свидетельствует, что это направление работы находит активное развитие и администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, высказывает большую заинтересованность в сотрудничестве и привлечении их к работе с осуждёнными. Исправительный процесс, основанный на применении педагогического принципа связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества становится одним из важных принципов, реализуемых в современных сложных экономических условиях развития государства и обеспечивающих достаточный адаптационный потенциал личности после освобождения.

Рецензенты:

Иванцов С.В., д.ю.н., профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва;

Борисов С.В., д.ю.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.

Общественное воздействие в структуре средств исправления осуждённых - тема научной статьи по биологии из журнала В мире научных открытий

общественное воздействие в структуре средств исправления осуждённых

Международный юридический институт, Москва, Россия

В статье рассматриваются общественное воздействие как средство исправления осуждённых и его взаимосвязь с другими средствами исправления. Выделяются элементы структуры общественно полезного труда осуждённых, как средства исправления, прослеживается их взаимосвязь с институтом общественного воздействия. Приводится анализ деятельности общественных организаций и образований в исправительной работе с осуждёнными.

Ключевые слова: исправление, осуждённый, общественное воздействие, средства исправления, уголовное наказание, воспитание, социальная адаптация.

public pressure within the means of correction prisoners

Popova E.E. International Law Institute, Moscow, Russia

The article deals with the public impact as a means of correcting convicted and its relationship to other remedies. Are elements of the structure of community work condemned as correction tools, is their relationship with the Institute ofpublic exposure. An analysis of the activities ofpublic organizations and entities in correctional work with convicted persons.

Keywords: fix, convicted, public impact, means of correction, penalties, upbringing, social adaptation.

Вопрос о месте общественного воздействия в структуре средств исправления осуждённых имеет исключительно важное значение для решения многих вопросов теории и практики современного уголов-

но-исполнительного права. Исследование данной проблемы позволяет раскрыть внутреннюю сторону механизма правового регулирования общественного воздействия, показать, как общественное воздействие включается в структуру средств исправления осуждённых и каким образом средства исправления взаимодействуют друг с другом в процессе исполнения уголовного наказания.

Целью применения уголовного наказания является не только предупреждение преступлений, но и исправление осуждённых, поэтому процесс исполнения наказания должен сопровождаться применением средств исправительного воздействия, образуя тем самым единый не только карательный, но и исправительно-воспитательный процесс. Не будем оспаривать тот факт, что в конечном результате исправительного воздействия заинтересованы абсолютно все: и государство, и общество, и каждый человек в отдельности. Данный процесс является неотъемлемой частью общегосударственной политики борьбы с преступностью и оказывает непосредственное влияние на содержание и форму уголовно-правовых средств противодействия преступности, стратегию и тактику применения этих средств. С учётом изменяющихся реалий и подходов к процессу исполнения уголовных наказаний и достижения целей, определяемых уголовным законодательством, необходимо создание комплексного механизма применения средств исправительного воздействия, поиска новых форм и методов работы с осуждёнными. Успешная реализация деятельности государства в этом направлении будет обеспечивать защиту и безопасность общества в целом и каждого человека в отдельности.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 9 закрепляет следующие средства исправления осуждённых: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональное обучение; общественное воздействие

Общественное воздействие подразумевает (буквально): воздействие общества, общественности и т.д. на осуждённого, их участие в процессе исправления последнего. Вопросы участия общественности и применения мер исправительного воздействия к осуждённым, не остаются без внимания учёных-пенитенциаристов, пенитенциарных психологов, которые отмечают, что адаптация осуждённых к процессу отбывания уголовного наказания, психологическая подготовка их к освобожде-

Рассмотрим, как средства исправления взаимодействуют друг с другом и с институтом общественного воздействия. Например, общественно полезный труд как средство исправления осуждённых может являться: 1) как обязательный элемент конкретного вида уголовного наказания (обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы); 2) как средство обеспечения режима при исполнении и отбывании уголовного наказания (ст. 103 УИК РФ регламентирует порядок привлечения осуждённых к лишению свободы к труду и устанавливает, что отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могу повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность); 3) как условие получения образования, повышения квалификации (в соответствии с ч. 1 ст. 108 УИК РФ, в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Получение образования для осуждённых к уголовным наказаниям не связанных с изоляцией от общества ничем не ограничивается); 4) как направление деятельности общественных образований и представителей общественности; 5) как элемент социальной адаптации осуждённого после освобождения и его ресоциализции и т.д. Помочь решить эти же, и многие другие вопросы, может институт общественного воздействия. При помощи привлечения сил общественности можно решать вопросы обучения, трудоустройства, социальной адаптации, организации досуга осуждённых и т.д.

Из анализа сведений, предоставленных Научно-исследовательским институтом ФСИН России, в настоящее время с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют более 198 общественных и религи-

озных организаций, а также 69 реабилитационных центров, из которых 16 работают на общественных началах.

По организационно-правовой форме распределение произошло следующим образом: попечительские советы - 20%, общественные объединения - 6,6%, религиозные объединения (организации, союзы) - 32,9%, общественные организации (учреждения) - 17,2%, общественные комитеты, центры - 8,6%, казачьи общества - 0,5%, некоммерческие партнерства (учреждения) - 2%, ассоциации, союзы, фонды - 22%, общественное движение - 1%, общественные советы - 15,2%, общественные палаты - 0,5%, комиссии по делам несовершеннолетних - 2,6%

В настоящее время практика взаимодействия учреждений, исполняющих уголовные наказания, и представителей общественности показывает, что сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: целевые программы - 7,5%, улучшение материально-технической базы исправительного учреждения - 8%, благотворительная (гуманитарная) помощь - 24,3%, подготовка к освобождению (социальная помощь освобождающимся) - 25,3%, оказание адресной помощи детям-сиротам - 3,5%, правовая поддержка (юридическая помощь) - 9%, психологическая помощь - 4%, патриотическое воспитание - 3%, духовно-нравственное воспитание - 15,6%, медико-социальные услуги -4,5%, трудоустройство - 6,6%, религиозная деятельность (религиозное просвещение) - 19,2%, контроль - 3,54%, организация досуга, культурные и спортивные мероприятия - 34,4%, учебно-воспитательный процесс (образование) - 8,6%. Кроме того, с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют 79 общественных наблюдательных комиссий (ОНК), в которых состоят 724 члена ОНК [2].

Вполне очевидно, что общественное воздействие логично встраивается в структуру отношений, связанных с применением к осуждённому средств исправления, может являться не только составляющим элементом фактически любого средства исправления осуждённых, но и сам имеет в своей структуре средства исправления, как необходимые составные элементы. Возможности по определению форм, средств, видов участия и направлений деятельности представителей общественности в исправительной работе с осуждёнными, подготовки их к освобождению и дальнейшему социальному сопровождению не исчерпаны и могут найти своё новое развитие в будущем.

1. Попов В.В. Актуальные вопросы научного и научно-методического обеспечения воспитательной работы с осуждёнными // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осуждёнными: Материалы науч.-практ. конф. Вологда: Вологод. ин-т права и экономики Минюста России, 2001.

3. Попова Е.Э. Общественное мнение как средство формирования уважительного отношения к обществу в процессе исправления осуждённых // Уголовная и уголовно-исполнительная политика на современном этапе развития общества и государства: отечественный и зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф., Владимир 29-30 нояб. 2012 г. / Федер. служба исполн.наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний; [редкол.: С.Н. Емельянов (пред.) и др.]. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013.

5. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарёва. Рязань: Узорочье, 2002.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Общественное воздействие в структуре средств исправления осуждённых - тема научной статьи по биологии из журнала В мире научных открытий

общественное воздействие в структуре средств исправления осуждённых

Международный юридический институт, Москва, Россия

В статье рассматриваются общественное воздействие как средство исправления осуждённых и его взаимосвязь с другими средствами исправления. Выделяются элементы структуры общественно полезного труда осуждённых, как средства исправления, прослеживается их взаимосвязь с институтом общественного воздействия. Приводится анализ деятельности общественных организаций и образований в исправительной работе с осуждёнными.

Ключевые слова: исправление, осуждённый, общественное воздействие, средства исправления, уголовное наказание, воспитание, социальная адаптация.

public pressure within the means of correction prisoners

Popova E.E. International Law Institute, Moscow, Russia

The article deals with the public impact as a means of correcting convicted and its relationship to other remedies. Are elements of the structure of community work condemned as correction tools, is their relationship with the Institute ofpublic exposure. An analysis of the activities ofpublic organizations and entities in correctional work with convicted persons.

Keywords: fix, convicted, public impact, means of correction, penalties, upbringing, social adaptation.

Вопрос о месте общественного воздействия в структуре средств исправления осуждённых имеет исключительно важное значение для решения многих вопросов теории и практики современного уголов-

но-исполнительного права. Исследование данной проблемы позволяет раскрыть внутреннюю сторону механизма правового регулирования общественного воздействия, показать, как общественное воздействие включается в структуру средств исправления осуждённых и каким образом средства исправления взаимодействуют друг с другом в процессе исполнения уголовного наказания.

Целью применения уголовного наказания является не только предупреждение преступлений, но и исправление осуждённых, поэтому процесс исполнения наказания должен сопровождаться применением средств исправительного воздействия, образуя тем самым единый не только карательный, но и исправительно-воспитательный процесс. Не будем оспаривать тот факт, что в конечном результате исправительного воздействия заинтересованы абсолютно все: и государство, и общество, и каждый человек в отдельности. Данный процесс является неотъемлемой частью общегосударственной политики борьбы с преступностью и оказывает непосредственное влияние на содержание и форму уголовно-правовых средств противодействия преступности, стратегию и тактику применения этих средств. С учётом изменяющихся реалий и подходов к процессу исполнения уголовных наказаний и достижения целей, определяемых уголовным законодательством, необходимо создание комплексного механизма применения средств исправительного воздействия, поиска новых форм и методов работы с осуждёнными. Успешная реализация деятельности государства в этом направлении будет обеспечивать защиту и безопасность общества в целом и каждого человека в отдельности.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 9 закрепляет следующие средства исправления осуждённых: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональное обучение; общественное воздействие

Общественное воздействие подразумевает (буквально): воздействие общества, общественности и т.д. на осуждённого, их участие в процессе исправления последнего. Вопросы участия общественности и применения мер исправительного воздействия к осуждённым, не остаются без внимания учёных-пенитенциаристов, пенитенциарных психологов, которые отмечают, что адаптация осуждённых к процессу отбывания уголовного наказания, психологическая подготовка их к освобожде-

Рассмотрим, как средства исправления взаимодействуют друг с другом и с институтом общественного воздействия. Например, общественно полезный труд как средство исправления осуждённых может являться: 1) как обязательный элемент конкретного вида уголовного наказания (обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы); 2) как средство обеспечения режима при исполнении и отбывании уголовного наказания (ст. 103 УИК РФ регламентирует порядок привлечения осуждённых к лишению свободы к труду и устанавливает, что отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могу повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность); 3) как условие получения образования, повышения квалификации (в соответствии с ч. 1 ст. 108 УИК РФ, в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Получение образования для осуждённых к уголовным наказаниям не связанных с изоляцией от общества ничем не ограничивается); 4) как направление деятельности общественных образований и представителей общественности; 5) как элемент социальной адаптации осуждённого после освобождения и его ресоциализции и т.д. Помочь решить эти же, и многие другие вопросы, может институт общественного воздействия. При помощи привлечения сил общественности можно решать вопросы обучения, трудоустройства, социальной адаптации, организации досуга осуждённых и т.д.

Из анализа сведений, предоставленных Научно-исследовательским институтом ФСИН России, в настоящее время с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют более 198 общественных и религи-

озных организаций, а также 69 реабилитационных центров, из которых 16 работают на общественных началах.

По организационно-правовой форме распределение произошло следующим образом: попечительские советы - 20%, общественные объединения - 6,6%, религиозные объединения (организации, союзы) - 32,9%, общественные организации (учреждения) - 17,2%, общественные комитеты, центры - 8,6%, казачьи общества - 0,5%, некоммерческие партнерства (учреждения) - 2%, ассоциации, союзы, фонды - 22%, общественное движение - 1%, общественные советы - 15,2%, общественные палаты - 0,5%, комиссии по делам несовершеннолетних - 2,6%

В настоящее время практика взаимодействия учреждений, исполняющих уголовные наказания, и представителей общественности показывает, что сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: целевые программы - 7,5%, улучшение материально-технической базы исправительного учреждения - 8%, благотворительная (гуманитарная) помощь - 24,3%, подготовка к освобождению (социальная помощь освобождающимся) - 25,3%, оказание адресной помощи детям-сиротам - 3,5%, правовая поддержка (юридическая помощь) - 9%, психологическая помощь - 4%, патриотическое воспитание - 3%, духовно-нравственное воспитание - 15,6%, медико-социальные услуги -4,5%, трудоустройство - 6,6%, религиозная деятельность (религиозное просвещение) - 19,2%, контроль - 3,54%, организация досуга, культурные и спортивные мероприятия - 34,4%, учебно-воспитательный процесс (образование) - 8,6%. Кроме того, с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют 79 общественных наблюдательных комиссий (ОНК), в которых состоят 724 члена ОНК [2].

Вполне очевидно, что общественное воздействие логично встраивается в структуру отношений, связанных с применением к осуждённому средств исправления, может являться не только составляющим элементом фактически любого средства исправления осуждённых, но и сам имеет в своей структуре средства исправления, как необходимые составные элементы. Возможности по определению форм, средств, видов участия и направлений деятельности представителей общественности в исправительной работе с осуждёнными, подготовки их к освобождению и дальнейшему социальному сопровождению не исчерпаны и могут найти своё новое развитие в будущем.

1. Попов В.В. Актуальные вопросы научного и научно-методического обеспечения воспитательной работы с осуждёнными // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осуждёнными: Материалы науч.-практ. конф. Вологда: Вологод. ин-т права и экономики Минюста России, 2001.

3. Попова Е.Э. Общественное мнение как средство формирования уважительного отношения к обществу в процессе исправления осуждённых // Уголовная и уголовно-исполнительная политика на современном этапе развития общества и государства: отечественный и зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф., Владимир 29-30 нояб. 2012 г. / Федер. служба исполн.наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний; [редкол.: С.Н. Емельянов (пред.) и др.]. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013.

5. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С.Н. Пономарёва. Рязань: Узорочье, 2002.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


2. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. – Рязань: Академия права и управления Минюста России. 2003. – 320 с.

5. Юридический энциклопедический словарь /под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Советская энциклопедия, Изд. 2-е доп. 1987. – 528 с.

Исправительная деятельность отличается комплексным характером, элементами которой выступают воспитание, образование, обучение, формирование, развитие и т.д. Пенитенциарная педагогика воспитание определяет как социальное целенаправленное создание условий (материальных духовных, организационных) для развития человека. Важное значение имеет совместная деятельность, взаимодействие воспитателя и воспитуемых, результатом чего должно быть изменение, формирование, развитие личности с учётом её способностей, интересов, направленности. А обучение как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества [2, с. 8–9]. Пенитенциарная педагогика тесно связана с уголовно-исполнительным правом, поскольку, с одной стороны, педагогические факты, механизмы и закономерности проявляются в правовом пространстве. С другой стороны, уголовно-исполнительное право не может не учитывать педагогические и психологические особенности лиц, отбывающих уголовные наказания, а также педагогическое и психологическое воздействие правовых норм на человека. Отсюда закрепление норм, связанных с воспитательным и исправительным процессом в уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативно-правовых актах.

Исправительный процесс основывается на общих началах общей, социальной, возрастной педагогики, а также других отраслями педагогической науки.

Реализация процесса гуманизации процесса исполнения наказаний и всё большее обращение в работе с осуждёнными к педагогическим методам воздействия на них как решающего условия достижения главной цели – их исправления – тесно связывает уголовно-исполнительное право и пенитенциарную педагогику.

Следовательно, пенитенциарная педагогика имеет двухсторонние связи с большинством пенитенциарных наук, таких как криминология, психология, андрология и т.д., она обогащается за счёт сведений, полученных от них, и, вместе с тем, сама поставляет им научные сведения, воздействует на нормы уголовно-исполнительного, других отраслей права, а также на практические результаты работы с осуждёнными.

Наиболее тесно взаимодействие исправительной педагогики и общественного воздействия проявляется в педагогическом принципе связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества.

В связи с тем, что исправление осуждённого является одной из трёх целей уголовного наказания, а социальным заказчиком этого результата выступает государство и общество, то кто же, как ни они больше всего заинтересованы в его достижении. Необходимо понимать, что только усилий со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего уголовное наказание недостаточно. Поэтому привлечение к участию в этой работе общественности и институтов гражданского общества очень важно.

Содержание рассматриваемого нами принципа предусматривает обеспечение непрерывности процесса получения образования, обучения и применения его в практической деятельности (например, трудоустройства) осуждённого в период отбытия наказания и после освобождения, формирование правопослушного поведения и обеспечение условий для самостоятельного принятия решения осуждённым и понимания ответственности за его результаты. Следовательно, процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания на практике, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные подходы и взгляды. Реализация данного принципа предполагает связь обучения с перспективами развития экономики, культуры, территорий своего города, села, области, государства, воспитание у осуждённых сознательного и положительного отношения к труду, государственной, коллективной и частной собственности, особенно важно, когда в основу воспитания положен личный пример. Такие возможности могут широко использовать общественные организации, объединения, реализующие социальные программы и взаимодействующие с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания по вопросам профессионального обучения осуждённых, трудоустройства, восстановления и укрепления социальных связей, профилактики и предупреждения алкоголизма, наркомании и т.д.

Процесс исправления осуждённых имеет составные части: трудовое, нравственное, правовое, эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое воспитание. Анализ практики общественных организаций и граждан, участвующих в процессе исправления осуждённых, показывает, что все эти направления широко представлены в их деятельности.

1) профориентация различных групп и категорий молодежи в направлениях агро-бизнеса;

Итак, на приведённом примере видно, что при реализации педагогического принципа связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества выстраивается следующая технологическая цепочка: обучение (образование, воспитание) – практика (трудоустройство, поступки (поведение)) – результат внутренний (осуждённый) (материальное обеспечение, изменение поведения (полное, частичное) на правопослушное) – результат внешний (экономический, социальный: создание новых рабочих мест, расширение производства, строительство жилья, воспитание личности). А всё это в совокупности оказывает преобразующее воздействие не только на осуждённого, а также на общество и государство. Большой труд? Безусловно. Нужный? Бесспорно. Сложно? Конечно.

Пример такой деятельности со стороны региональных организаций не единичный. В настоящее время налажено конструктивное взаимодействие с общественными и религиозными организациями, центрами социальной реабилитации по оказанию помощи освободившимся из мест лишения свободы. Функционирует порядка 90 таких центров, но этого катастрофически недостаточно. За последние годы пенитенциарная система России уделяет всё большее внимание взаимодействию с общественными организациями, становится всё более открытой для институтов гражданского общества, где осуществляется политика по выстраиванию чёткой и планомерной работы, направленной на обеспечение прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы.

Итак, анализ деятельности общественных организаций, частных фермеров свидетельствует, что это направление работы находит активное развитие и администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, высказывает большую заинтересованность в сотрудничестве и привлечении их к работе с осуждёнными. Исправительный процесс, основанный на применении педагогического принципа связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества становится одним из важных принципов, реализуемых в современных сложных экономических условиях развития государства и обеспечивающих достаточный адаптационный потенциал личности после освобождения.

Рецензенты:

Иванцов С.В., д.ю.н., профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва;

Борисов С.В., д.ю.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.

Читайте также: