Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обеспечения национальной безопасности россии

Обновлено: 04.07.2024

2. Основная литература. 1. Мазаева Е. С. Основы теории национальной безопасности [Текст] : крат. курс лекций / Е. С. Мазаева ; МВД России, НА. - Н. Нов

Основная литература.
1. Мазаева Е. С. Основы теории национальной безопасности
[Текст] : крат. курс лекций / Е. С. Мазаева ; МВД России, НА. - Н.
Новгород : НА МВД России, 2013. - 95 с.
2. Савицкий А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире:
учебник / А.Г. Савицкий. – М.: Юнити-Дана. 2012. 464 с.
[Электронный ресурс]. (ЭБС «Университетская библиотека).
3. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ
/ А.А. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; под ред.А.В.
Опалев. – М.: Юнити-Дана. 2012. 514 с. [Электронный ресурс].
(ЭБС «Университетская библиотека).
4. Основы теории национальной безопасности : учебное
пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2014. – 288 с.

4. Тема 1-2 Теоретико-методологические основы национальной безопасности. Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обе

Тема 1-2
Теоретико-методологические
основы национальной
безопасности. Общепризнанные
принципы и нормы
международного права как основа
обеспечения национальной
безопасности России

План
1. Понятие общей теории национальной безопасности. Ее
место в системе наук.
2. Национальные интересы как фундамент национальной
безопасности.
3. Национальная безопасность: история и современное
содержание понятия.
4. Роль права в обеспечении национальной безопасности.
5. Система коллективной безопасности, как основа
национальной безопасности России.
6. Обеспечение национальной безопасности в вооруженных
конфликтах.
7. Правовое регулирование борьбы с преступлениями
международного характера, представляющими наибольшую
угрозу национальной безопасности РФ.

6. 1. Понятие общей теории национальной безопасности. Ее место в системе наук

Отдельные компоненты национальной
безопасности являются предметом
специального рассмотрения ряда
отдельных дисциплин: экономика,
экология, медицина, демография,
политология, юриспруденция, военная
теория, теория международных отношений, информатика, культурология,
конфликтология, специальные
оперативные дисциплины и т. д.

Основные задачи общей теории безопасности государства:
- обзор научных знаний, обращенных к проблемам безопасности
государства, их классификация, выявление мировоззренческой и
правовой основы, уровня развития, особенностей различных
специальных теорий безопасности, а также обоснование
возможности и необходимости общей теории безопасности
государства, важности решаемых ею задач;
-- решение методологических проблем общей и специальных
теорий безопасности;
-- анализ и определение наиболее фундаментальных понятий
- философская, политэкономическая, социологическая,
культурологическая, правовая и политологическая характеристика
природы и сущности опасностей, порождаемых социальными
процессами и явлениями;
- разработка концептуальных, обобщающих идей, сравнительный
анализ систем безопасности различных стран, методов обеспечения
их национальной безопасности.

Основные цели разработки общей теории безопасности
государства и ее реализации на практике:
- соблюдение законности при осуществлении
деятельности по обеспечению безопасности страны;
- оперативное взаимное информирование и
согласованность действий сил обеспечения безопасности
государства;
- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов
безопасности государства;
- взаимная ответственность личности, общества и
государства;
- контроль за реализацией всей совокупности действий по
защите безопасности государства.

12. 2. Национальные интересы как фундамент национальной безопасности

Уровни субъективного восприятия
национальной безопасности:
1. Потребности отдельной личности;
2. Потребности общества
3. Потребности государства.

Основные национальные интересы
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу:
- Развитие демократии и гражданского
общества;
- Повышение конкурентоспособности
национальной экономики;
- Обеспечение незыблемости
конституционного строя, территориальной
целостности и суверенитета Российской
Федерации.

Основные функции:
1) Регулятивная функция ;
2) Формирующая функция ;
3) Интегративная функция ;
4) Оценочная функция

Оценочная функция позволяет
грамотно расставить приоритеты в
деятельности государства и социума.
Основные стратегические
национальные приоритеты:
- национальная оборона;
- государственная и общественная
безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности
Российская Федерация, сосредоточивает свои
усилия и ресурсы на следующих приоритетах
устойчивого развития:
- повышение качества жизни российских
граждан;
- экономический рост;
- наука, технологии, образование,
здравоохранение и культура;
- экология живых систем и рациональное
природопользование;
- стратегическая стабильность и равноправное
стратегическое партнерство.

Национальные интересы подразделяются на
главные (стратегические) и второстепенные
(тактические).
Главные связаны с обеспечением безопасности и
целостности государства как социальноэкономической, политической, национальноисторической и культурной общности, с защитой
экономического и политического суверенитета
государства.
Второстепенные интересы производны от
главных и имеют частный характер.

После Второй мировой войны в 1945 г.
была создана Организация
объединенных наций (ООН),
основанная на единстве сил и
уважении к правам человека.

Обеспечение национальной безопасности
предполагает: - защиту государственного строя;
- защиту общественного строя;
- обеспечение территориальной целостности и
суверенитета;
- обеспечение экономической независимости;
- поддержание общественного порядка и
эффективное противодействие преступности;
- обеспечение здоровья нации, рост
продолжительности жизни, недопущение
депопуляции;
- противодействие техногенным угрозам и стихийным
бедствиям.

национальная безопасность делится
на внутреннюю (источник угрозы –
внутри социума) и внешнюю (источник
угрозы – другие государства или
международные организации).

По широте охватываемой территории
безопасность может быть
общепланетарной, региональной
(например, европейской или арктической),
национальной, субнациональной
(например, безопасность
Северокавказского региона РФ,
Волгоградской области и т. п.).
В зависимости от характера угрозы
выделяют безопасность от угроз
природного происхождения и от
социальных угроз.

В зависимости от того, в какой области человеческой
жизнедеятельности возникает угроза и происходит
ее отражение, безопасность подразделяется на:
- экономическую;
- промышленную;
- технологическую;
- военную;
- информационную;
- экологическую;
- политическую;
- демографическую;
- продовольственную и т. д.

Среди источников реальной угрозы для
большинства современных государств можно
назвать терроризм, распространение оружия
массового поражения (ОМУ),
межнациональные и межконфессиональные
конфликты, деградацию окружающей среды,
замедление, а то и остановку
экономического роста, демографические
проблемы (в промышленно развитых странах
- депопуляция, в странах развивающихся –
неконтролируемый рост населения) и т .д.

Выделяется 6 блоков угроз:
1) экономические и социальные угрозы,
включая нищету, инфекционные болезни и
экологическую деградацию;
2) межгосударственные конфликты;
3) внутренние конфликты, включая гражданскую
войну, геноцид и другие массовые
преступления;
4) ядерное, радиологическое, химическое и
биологическое оружие;
5) терроризм;
6) транснациональная организованная
преступность.

Коллективная безопасность - система
совместных мероприятий государств,
предпринимаемых для
предотвращения и устранения угрозы
миру и подавления актов агрессии или
других нарушений мира.

Совет Безопасности ООН является
единственным органом ООН, который
обладает правом оперативно принимать:
- превентивные действия по
предупреждению и ограничению
конфликтов;
- принудительные меры безопасности без
использования вооруженных сил;
- принудительные меры безопасности с
применением вооруженных сил.

Общими задачами большинства операций ООН являются:
- наблюдение за ситуацией;
- расследование инцидентов и проведение переговоров
со сторонами в конфликте с целью избежать
возобновления военных действий;
- контроль за буферными зонами, за передвижением
вооруженного персонала и оружия в районах
напряженности;
- проверка соблюдения договоренности о прекращении
огня, выводе войск, разоружении военных группировок
или других соглашений;
- содействие поддержанию законности и порядка;
- оказание помощи местному правительству в
восстановлении нормальных условий в районе, где были
военные действия;

- предоставление гуманитарной помощи местному населению.
Можно выделить следующие характерные черты для
операций ООН по поддержанию мира:
- согласие сторон в конфликте на проведение операции;
- принятие Советом Безопасности решения о проведении
операции, определение ее мандата и осуществление общего
руководства;
- добровольность предоставления воинских контингентов
государствами-членами;
- командование Генерального секретаря, полномочия которого
вытекают из мандата, предоставленного Советом
Безопасности;
- беспристрастность сил (они не должны вмешиваться
внутренние дела страны, в которой развернуты, не должны
использоваться в интересах одной стороны в ущерб другой);
- сведение к минимуму применения силы - только для
самообороны;
- финансирование международным сообществом.

2) Региональная безопасность. Она
представлена соглашениями и
организациями, обеспечивающими
безопасность на отдельных континентах и в
регионах.

В настоящее время известны следующие
региональные системы безопасности: в
Африке – Организация африканского
единства, на Ближнем и Среднем
Востоке – Лига арабских государств, в
Америке – Организация американских
государств.

42. Организация американских государств

Организациями, поддерживающими
коллективную безопасность в том числе и
на Европейском континенте, являются:
Организация Североатлантического
договора (НАТО) с 1949 г.; Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ) с 1995 г.; Организация Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) с 2002
г.; с 1955 по 1991 гг. действовала
Организация стран Варшавского Договора
(ОСВД).

Региональная коллективная
безопасность в рамках НАТО. НАТО
(организация Североатлантического
договора) образована 4 апреля 1949 г.
Цель - обеспечение свободы и
безопасности всех членов
политическими и военными
средствами в соответствии с целями и
принципами Устава ООН. Штабквартира НАТО расположена в г.
Брюсселе (Бельгия).

Основные принципы сотрудничества
России с НАТО закреплены в
основополагающем акте о взаимных
отношениях, сотрудничестве и
безопасности между РФ и НАТО от 27
мая 1997г.

Принципы этих отношений:
- развитие партнерства и сотрудничества;
- отказ от применения силы или угрозы силой;
- уважение суверенитета, независимости и
территориальной целостности всех государств и их права
выбора путей обеспечения собственной безопасности,
нерушимости границ и права народа на
самоопределение;
- предотвращение конфликтов и урегулирование споров
мирными средствами;
- поддержка в каждом конкретном случае
миротворческих операций, осуществляемых под
руководством Совета Безопасности ООН или под
ответственность ОБСЕ.

Коллективная безопасность в рамках СНГ.
В соответствии с Договором о коллективной
безопасности, подписанным в Ташкенте 15
мая 1992 г., предусмотрены обязательства
воздерживания от применения силы или
угрозы силой в межгосударственных
отношениях; решать все разногласия
мирными средствами; не вступать в
военные союзы и не принимать участия в
коллективных группировках государств и
др.

51. Члены Совета коллективной безопасности ОДКБ

Меры по локализации и урегулированию
вооруженных конфликтов:
Политические;
Дипломатические;
Правовые;
Информационно-психологических
(идеологические меры)

Политические меры:
- встречи (официальные, неофициальные) глав
государств и правительств, политических делегаций;
- переговоры и консультации по активизации
межгосударственных отношений;
- проведение совещаний, конференций руководства
военно-политических союзов по оценке угрозы и
выработке рекомендаций для совместных действий;
- объявление ультимативных требований
государствам-агрессорам;
- использование международных институтов (ООН,
ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к
государствам, дестабилизирующим международную
обстановку.

Дипломатические меры:
- активизация переговоров по вопросам, вызвавшим
напряженность во взаимоотношениях государств;
- укрепление мер доверия;
- организация (перенос, отмена) визитов политических
лидеров, государственных делегаций;
- передача руководству государств, дипломатическим
службам нот, требований, меморандумов,
разъяснений в связи с создавшейся ситуацией;
- сокращение численности персонала посольств,
консульств и представительств, вывоз членов семей
дипломатов;
- разрыв дипломатических отношений.

Правовые меры:
- требования соблюдения норм международного
права, положений договоров и соглашений;
- подписание двусторонних и многосторонних
договоров и соглашений по урегулированию правовых
взаимоотношений;
- использование юридических средств (переговоры,
посредничество, примирение, судебные
разбирательства, обращения к региональным
органам, заключение соглашений);
- использование международных правовых институтов
(например, суд ООН и др.).

Военные меры: - демонстрация перевода регулярных вооруженных сил
на штаты военного времени;
- демонстрация перевода резерва на военное положение;
- формирование новых соединений и частей;
- перебазирование и рассредоточение вооруженных сил;
- демонстрация оперативного развертывания соединений и частей вдоль
границы;
- вывод войск из пунктов постоянной дислокации и развертывание войск
прикрытия вдоль государственной границы;
- официальное заявление о повышении степени боевой готовности войск
(сил);
- наращивание состава дежурных сил и средств;
- организация целенаправленного сбора разведданных в приграничных
районах;
- приведение стратегических ядерных сил в высшую степень боевой
готовности;
- подача ядерных боеприпасов к средствам доставки.

Информационное воздействие:
- активизация пропаганды о необходимости соблюдения
международных договоров и соглашений;
- информационно-психологическое воздействие на
государства с целью удержания их от оказания помощи
странам, готовящим конфликт (участвующим в
конфликте);
- осуществление идеологического, пропагандистского и
психологического воздействия на конфликтующие
стороны;
- информирование населения и войска (силы) о причинах
и истинных целях конфликта;
- противодействие информационному воздействию со
стороны других участников конфликта.

6. Правовое регулирование борьбы с
преступлениями международного
характера, представляющими
наибольшую угрозу национальной
безопасности РФ

Сотрудничество государств в борьбе с
международной преступностью развивается на
трех уровнях: 1. Двустороннее сотрудничество.
Здесь наибольшее распространение получили
двусторонние соглашения по таким вопросам, как
оказание правовой помощи по уголовным делам,
выдача преступников, передача осужденных лиц
для отбывания наказания в стране, гражданами
которой они являются. Межгосударственные и
межправительственные соглашения, как правило,
сопровождаются межведомственными, в которых
конкретизируется сотрудничество отдельных
ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне
обусловлено совпадением интересов и характеров
отношений стран определенного региона. Так,
например, в 1971 г. 14 государств-членов
Организации Американских Государств подписали в
Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов
терроризма и наказании за их совершение. В рамках
СНГ такое сотрудничество развивается весьма
быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали
Конвенцию о правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам.

Многосторонние универсальные договоры (конвенции) в
области международного уголовного права:
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и
наказании за него 1948 г.;
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с
эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;
- Дополнительная конвенция об упразднении рабства,
работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством
1956 г.;
- Международная конвенция о пресечении преступления
апартеида и наказании за него 1973 г.;
- Токийская конвенция о преступлениях и некоторых
других актах, совершаемых на борту воздушных судов
1963 г.; и т.д.

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Читайте также: