Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры социализации и развития личности

Обновлено: 28.06.2024

Образование как способ обеспечения наследования культуры, включения человека в общество возникло вместе с его появлением и развивалось по мере изменения общества, культуры и самого человека. Однако с того времени, когда в первобытном обществе процесс передачи знаний, ценностей, норм, социокультурного опыта выделился из других видов жизнедеятельности социума и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, образование заняло особую нишу в жизни общества.

Система (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение) — это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Элементы системы находятся в неразрывной связи между со­бой' с изменением одного элемента изменяются и другие. Один

них выступает в качестве системообразующего; именно он объе­диняет ее в единое целое, от него зависит функционирование системы.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. Су­ществуют разные подходы к пониманию структуры образователь­ной системы. По мнению И.П.Подласого, рассматривающего си­стему образования с внешней стороны, она включает об­разовательные учреждения; органы управления образованием; до­кументы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (образовательные стандарты, учебные планы и програм­мы, учебники и учебные пособия).

Образовательная система современной России включает дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимна­зия, детский развивающий центр и др.), которые создаются для воспи­тания детей от одного года до шести лет, развивая их способности и при необходимости корректируя недостатки развития; общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы — в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи); профессиональные образовательные учреждения (техникумы, училища, колледжи, вузы); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с от­клонениями в развитии; учреждения дополнительного образования (повы­шения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, Дома детского творчества и др.); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Все они могут быть как государственными, так и частными. Многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обуче­ния в них делает особенно острой проблему взаимопонимания в обще­стве, взаимодействия людей с разным мировосприятием, разными по­зициями и точками зрения.

По мнению В.П.Беспалько, система образования, рассматри­ваемая с внутренней стороны, состоит из следующих эле­ментов: цель, содержание образования, организационные формы образования (например, урок), образовательные процессы, педа­гоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего эле­мента выступает цель образования. Несистемный, локальный, изо­лированный подход к преобразованию элементов системы обра­зования ведет к неудачам в применении нововведений либо к раз­рушению всей системы.

На характер и содержание образования оказывает влияние ряд Факторов.

Насущные требования общественного производства, развития эко­номики, научно-технического прогресса. Принципиальные изменения в образовании совпадают (иногда несколько запаздывав иногда немного опережая их) с коренными преобразованиями в сфере экономики, сменой этапов научно-технического развития Такие перемены происходили, например, при переходе от Средневековья к Новому времени, когда вместе с возникновения промышленности и развитием торговли образование стало массовым и коренным образом изменило свое содержание; при переходе к современному постиндустриальному обществу, экономика которого неразрывно связана с технологической революцией.

Духовно-нравственная жизнь общества. Представления об образовании восходят к образу культуры этнической группы, народа или нации. У каждого народа своеобразная иерархия духовных ценностей, которая находит воплощение в национальной культуре — в религии, литературе и искусстве, обычаях, традициями отношении к труду, нормах и формах поведения в обществе и пр. Все это так или иначе отражается в особенностях образовательной системы страны и обеспечивает ее устойчивость.

В России на протяжении многих столетий особенности образования определялись господством православной религии как государственной. Православие определяло миропонимание людей, особенности национального менталитета, специфику поведения и отношений между людьми. Это отражалось не только в содержании образования (обязательное изучение религии в учебных заведениях), но и в характере тех ценнос­тей которые лежали в основе этого содержания (милосердие, сострада­ние, чувство долга).

Уровень развития самого школьного дела и педагогической науки. Любые преобразования в этой сфере готовятся всем предшеству­ющим развитием педагогической науки и практики, без чего их реализация вряд ли станет возможна, несмотря на потребность общества в таких переменах.

Особенности влияния на образование перечисленных факто­ров нуждаются в настоящее время в глубоком исследовании и переосмыслении с учетом современных социокультурных усло­вий.

Вот что предполагает концепция гуманитарного образования.

Развитие способности человека к адаптации и интеграции: развитие интеллекта как средства адаптации; готовность к неожиданной мысли; самоопределение как определение пределов для самого себя; идентификацию как критическое соотнесение своей позиции с групповыми; принятие и присвоение ценностей; гибкость в поведении, деятельности и отношениях; мировоззренческое отношение к знанию, в основе которого — морально-этический критерий; предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыслию, тактичности, взвешенности, критичности; устойчивость к стрессу.

Установку на осознанность поведения, деятельности и отноше­ний: признание прав человека; осмысленное применение соци­альных норм; осознание границ между признанием множествен­ности, с одной стороны, и индифферентностью, конформизмом и равнодушием — с другой; социальную ответственность за свои убеждения и поступки; подавление чувства неприятия; осознан­ность мотивации; способность к продуманному выбору между аль­тернативными мнениями.

Признание автономности индивида: осознание и принятие соб­ственной самобытности; развитое самосознание, уверенность (на­дежность) своих позиций; внешнюю и внутреннюю свободу, от­носительную независимость от внешних условий, от ситуаций; способность к сопротивлению, отстаиванию своей точки зрения и при этом сосуществование с другими; устойчивость индивиду­альности человека, позволяющей ему не поступаться собствен­ными принципами; саморегуляцию.

Установку на становление субъектности и способность субъекта к саморазвитию: альтруизм; солидарность и сопричастность; ус­пех; свободный выбор субъекта, самоутверждение; субъектную ак­тивность: обретение себя в профессиональной и личностной сфе­ре; развитие волевых качеств: выдержки, самообладания, саморе­гуляции; развитие критического и творческого компонентов мыш­ления, стимулирующих гуманитарное отношение как целесооб­разное; формирование гуманитарных ценностных ориентации и интересов субъекта, противостояние технократизму и бесчеловеч­ности.

Образование как общественное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, научно-технический и экономи­ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от Уровня развития образования. Главной же ценностью образова­ния, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.

Образование может быть рассмотрено не только как обществен­ное явление, но и как процесс. Процесс (от лат. processus — про­движение) понимается как закономерная последовательная сме­на состояний, стадий развития какого-либо феномена.

Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движении, выявляем и анализируем его динамические ха­рактеристики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организу ющих этот процесс и включенных в него (в данном случае — для педагогов и учащихся, воспитанников).

Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающего в обществе (в том числе и педагогического), является закономерная логика. Она определяет направление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению которым служат в конечном итоге все изменения, происходящие в его рамках. Она же обеспечивает закономерный, неслучайный характер происходящих в нем изменений.

Поскольку образование как процесс представляет собой разворачивающуюся во времени последовательность состояний, важной характеристикой образовательного (педагогического) процесса выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, период, этап в развитии) отличается качественно новым состоянием образования.

В развитии образования выделяют следующие стадии (этапы): обра­зование в первобытном обществе, когда оно еще не выделено в особую сферу социальной жизни, а передача опыта осуществляется в процесса повседневной жизни и деятельности; образование в древнем мире, когда с усложнением знаний возникают образовательные учреждения, а педагогическая деятельность становится профессиональной; образование в средневековом обществе, где в содержании образования преобладает ре­лигиозный компонент, а система образования носит сословный характер; образование в период Нового времени, когда содержание образования становится преимущественно естественно-научным, а школа — массо­вой; образование на современном этапе развития общества, когда его особенности обусловлены технологической революцией.

Кризис знаменует собой резкий перелом, переход от одного качественного состояния к другому. Развитие образовательных систем представляет собой чередование относительно спокойных периодов с резкими скачками, которые отделяют одну стадию процесса от другой. Такие скачки происходили в развитии отече­ственной системы образования в связи с отменой крепостного права в 1861 г., после революции 1917 г. ив другие периоды социальной нестабильности. Таким образом, одной из важнейших характеристик образовательного процесса является нелинейность.

Понимание образования как общественного явления и педагогического процесса основано на признании множественности и разнообразия охватываемых этим понятием явлений.

Методология педагогики

Важнейшей составляющей педагогической науки является ме­тодологическое знание. Одна из задач методологии педагогики — помощь педагогу в организации научного исследования, форми­рование у него специальных умений в области исследовательской работы. В качестве другой ее задачи выступает помощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-личностной пози­ции.

Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.

В понимании методологии педагогики можно выделить два аспекта:

- во-первых, методология педагогики понимается как систем­ное изложение ведущих идей (философских, психологических, пе­дагогических и др.), которые выступают как руководящие, веду­щие принципы в научной и практической педагогической дея­тельности и в формировании содержания исследования. Именно такое понимание методологии педагогики имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или о методологических основаниях профессиональной позиции пе­дагога;

- во-вторых, методология педагогики понимается как норма­тивное знание о способах организации научно-педагогического иссле­дования, его программе, логике, основных характеристиках, ме­тодах оценки качества исследовательской работы.

Методология педагогики — это наука о самой педагогике, закономерностях ее развития, категориальном аппарате, основани­ях и структуре педагогической теории, принципах подхода и спо­собах добывания педагогических знаний.

Методология педагогики выполняет различные функции.

Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний (о путях и способах повышения эффективности и качества педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития педагогической науки в ее связи с практикой, о методах оценки качества исследовательской работы, правилах осуществ­ления научной деятельности, способах построения и обоснова­ния научно-педагогических теорий и концепций).

Рефлексивная функция позволяет методологии педагогики как бы подняться над педагогической наукой и посмотреть на нее сверху; при этом исследуется не педагогическая практика, а то как ученые видят педагогическую действительность, — идет своеобразный процесс самопознания. Важнейшее методологическое умение педагога — это умение осмысливать свою деятельность (рефлексировать по ее поводу) в терминах педагогической науки.

Выделяют следующие четыре уровня методологии педагогики.

Философский уровень. На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика; при этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Этот уровень методологии педагогики определяет также общие принципы ее познания и категориальный строй педагогики.

Общие представления исследователя о природе, обществе, человеке, его месте в мире оказывают непосредственное влияние на построение педагогических концепций. Эти представления определяются, в свою очередь, тем, каких философских взглядов придерживается исследователь, какое направление в философии ему наиболее близко. Чаще всего педагоги-исследователи обращаются к таким направлениям.

жит развитию способностей человека и приносит ему пользу тогда, когда оно получено в процессе практической деятельности. Школа же должна не столько давать знания, сколько готовить ребенка к жизни в обществе. Поэтому в образовании надо использовать не отвлеченные те­оретические рассуждения, а практические методы, дающие возможность ребенку проявить свою активность. Еще одна важная установка прагма­тизма — идея об уникальности каждого человека. На основе этой идеи делается вывод о том, что в задачи образования входит всемерное разви­тие его способностей. В развитии способностей главную роль играют не систематические знания, а всевозможные упражнения, позволяющие ребенку проявить и усовершенствовать свои способности. Идея об уни­кальности каждого человека позволила сторонникам прагматизма обо­сновать учение, известное в педагогике под названием педоцентризма. Согласно этому учению в центре образовательного процесса находится ребенок с его интересами и потребностями. По словам одного из самых ярких представителей прагматизма, американского философа и педагога Дж. Дьюи, ребенок — это солнце, вокруг которого вращаются все пла­неты — содержание и средства образования, сами педагоги. Философия прагматизма особенно популярна сегодня в странах Западной Европы и США.

Общенаучный уровень. Этот уровень представляет со­бой систему подходов к пониманию реальности, применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин. На этом уровне определяются Также типы научно-педагогических исследований, их этапы и элементы (объект, предмет, проблема, тема и др.).

Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значе­ние, то на общенаучном уровне исследователем избираются об­щие способы изучения педагогических феноменов.

К общенаучному уровню в методологии педагогики относят в первую очередь системный и деятельностный подходы.

Конкретно-научный уровень. Этот уровень представ­ляет собой систему методов, принципов исследования и иссле­довательских процедур, специфичных для педагогики и приме­няемых только в этой отрасли научного знания. Он включает как проблемы, специфичные для научно-педагогического познания, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях мето­дологии, но имеющие в педагогике ярко выраженные особенно­сти.

Так, метод моделирования является общенаучным, следовательно, логично было бы отнести его к общенаучному уровню методологии пе­дагогики. Однако применение этого метода в педагогике существенно отличается от его применения в других науках (например, в естествен­ных). Поэтому в педагогике данный метод рассматривается как специ­фически педагогический.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики объеди­няет в себе множество подходов к пониманию и исследованию педагогической практики. В качестве примеров можно привести культурологический подход, основанный на понимании содер­жания образования как культурного опыта человечества; аксио­логический подход, рассматривающий образование как процесс, направленный на присвоение системы ценностей; средовый под­ход, в основе которого лежит понимание образования как систе­мы условий, необходимых для становления человека.

Множественность подходов необходима прежде всего для того, чтобы получить достоверное педагогическое знание, для выявле­ния наиболее значимых педагогических проблем, для моделиро­вания многообразных педагогических явлений и процессов, для проектирования воспитательных систем и регулирования на на­учной основе образовательной деятельности.

Технологический уровень (уровень методов и техни­ки исследования). Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первич­ную обработку, после которой он может включаться в массив на­учного знания. На этом уровне методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер, выступая как система Рекомендаций по организации и проведению педагогического ис­следования.

В каждом отдельном педагогическом исследовании должно соблюдаться требование целостности, непротиворечивости уровне методологии. Это означает, что философские взгляды автора исследования должны соответствовать принципам анализа исследуемого им феномена на общенаучном и конкретно-научном уровнях, его исследовательскому инструментарию, а также характера исследуемого педагогического объекта, явления, процесса.

Внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общенаучных установок, принципов, методов и приемов исследования выступает в качестве важнейшей закономерности методологии педагогики.

Гуманитаризация — одно из наиболее сложных явлений современной социокультурной и педагогической реальности. Методологические подходы к ее пониманию раскрывают всю неоднозначность этого явления, множественность заключенных Л нем смыслов. Знание этих подходов поможет будущему педагогу определиться в собственном понимании педагогической действительности, выбрать (или выработать) научные основания своей деятельности по формированию гуманитарных установок у воспитанников.

Изложенные подходы могут служить основой для разработки различных программ — как программ практической деятельности, так и исследовательских и диагностических.

Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство

1. Образование как социальное явление

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

2. Образование как социокультурный феномен

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

3. Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образовательной системы являются:

цели и содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и объекты образовательного процесса; система управления образовательным процессом; образовательная среда; результаты образования (уровень, качество).

Система образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

• эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

• она всегда ориентирована на будущее;

• система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

При отборе содержания образования педагоги ориентируются на следующие принципы:

• соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

• единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

• гуманизация и фундаментализация содержания образования.

4. Современное мировое образовательное пространство

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Современное развитие российского общества требует развития инновационного обучения, ориентированного на будущее. Инновации[38] в системе образования главным образом связаны с изменениями, относящимися к цели, содержанию, методам, технологиям, учебно-методическому обеспечению, системе управления, системе финансирования, учебным программам.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО[39].

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:

американская, французская, немецкая, английская и российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура).

19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В настоящее время абсолютным лидером по части предоставления международньгх образовательных услуг являются США. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:

¦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);

¦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;

¦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

5. Свойства современного образования

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими свойствами, как гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, а это означает изменение задач, стоящих перед педагогами, методов и приемов работы учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, что в свою очередь ведет к пересмотру целей, содержания и технологий образования.

Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.

Дифференциация[40] – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например группированием учащихся по признаку их успеваемости, разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии, составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д. В 1980—90 гг. была разработана концепция дифференциации образования в средней общеобразовательной школе.

Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также через дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования.

Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой использования разных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Непрерывность образования – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Непрерывность образования в Советском Союзе с 1970 г. была провозглашена как общий подход к развитию системы образования в стране. В 1986 г. была поставлена задача создания единой системы непрерывного образования. В настоящее время в Российской Федерации разработка проблем непрерывного образования обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью развития более гибкой системы образовательных услуг, интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным пространством.

6. Образовательная система России

Одной из функций любого государства вне зависимости от его государственного устройства является функция обеспечения образования населения.

В настоящий момент в Российской Федерации действует Закон об образовании (1992 г., изменения и дополнения – 1996 г.), который регламентирует функционирование российской образовательной системы.

Российская образовательная система – это, прежде всего, сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования (рис. 20). По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

• негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций). Российская модель образования зарекомендовала себя в мире как одна из самых лучших. Для нее характерной чертой является неразрывная связь с глубокой фундаментальной наукой.

1. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен

2. Вопросы для рассмотрения

3. Образование как общечеловеческая ценность

4. Образование как общечеловеческая ценность

Общечеловеческие ценности - нравственные
ориентиры, которые давали бы возможность
цивилизации развиваться в позитивном
направлении
Эти ориентиры принимаются людьми вне
зависимости от их классовой принадлежности,
места жительства, религиозных, философских и
иных взглядов
Общечеловеческие ценности не конструируются
искусственно в историческом процессе, но
открываются в нем, встраиваясь в культуру

5. Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве
общечеловеческой ценности сегодня
ни у кого не вызывает сомнения
Это подтверждается
конституционально
закрепленным правом человека
на образование в большинстве
стран

6. Культурно-гуманистические функции образования

1) развитие духовных сил, способностей и
умений, позволяющих человеку
преодолевать жизненные препятствия;
2) формирование характера и моральной
ответственности в ситуациях
адаптирования к социальной и природной
сферам;
3) обеспечение возможностей для
личностного и профессионального роста и
для осуществления самореализации;

7. Культурно-гуманистические функции образования

4) овладение средствами,
необходимыми для достижения
интеллектуально-нравственной
свободы, личной автономии и
счастья;
5) создание условий для
саморазвития творческой
индивидуальности и раскрытия
духовных потенций

8. Образование как общечеловеческая ценность

Одним из наиболее значимых
выводов, вытекающих из осмысления
культурно-гуманистических функций
образований, является его общая
направленность на гармоничное
развитие личности (цель-идеал)

9. Образование как культурный феномен

Образование выступает средством
трансляции культуры, овладевая
которой человек не только адаптируется к
условиям постоянно изменяющегося
социума, но и становится способным к
неадаптивной активности, позволяющей
выходить за пределы заданного, развивать
собственную субъектность и приумножать
потенциал мировой цивилизации

10. Образование как общественное явление

11. Образование как общественное явление

В таком понимании образование
выступает как неотъемлемая сторона
жизни всех обществ и всех без
исключения индивидов. Поэтому оно
есть прежде всего социальное (т.е.
общественное) явление

12. Образование как общественное явление

Образование как социальный способ
обеспечения наследования культуры,
социализации и развития личности возникло
вместе с появлением общества и развивалось
вместе с развитием трудовой деятельности,
мышления, языка
Образование стало особой сферой
социальной жизни с того времени, когда
процесс передачи знаний и социального опыта
выделился из других видов жизнедеятельности
общества и стал делом лиц, специально
занимающихся обучением и воспитанием

13. Образование как общественное явление

Выделение образования в специфическую
отрасль духовного производства отвечало
историческим условиям и имело прогрессивное
значение
Образование как социальное явление — это
прежде всего объективная общественная
ценность
Однако образование, имея общественную
природу и исторический характер, в свою
очередь, обусловлено историческим типом
общества, которое реализует эту социальную
функцию

14. Образование как общественное явление

Итак, образование как социальное явление —
это относительно самостоятельная система,
функцией которой является обучение и
воспитание членов общества, ориентированные
на овладение определенными знаниями
(прежде всего научными), идейнонравственными ценностями, умениями,
навыками, нормами поведения, содержание
которых в конечном счете определяется
социально-экономическим и политическим
строем данного общества и уровнем его
материально-технического развития

2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.

3. Основы управления образовательными системами.

ВложениеРазмер
obrazovanie_kak_sociokulturnyy_fenomen.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образование как социокультурный феномен

1. Образование как феномен.

2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.

3. Основы управления образовательными системами.

Содержание лекционного материала

1. Образование как феномен

Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.).

Таким образом взаимосвязаны образование и общество. Образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:

  1. передача знаний от старшего поколения младшим;
  2. распространение культуры и культурных ценностей;
  3. социализация личности, интеграция молодежи в общество;
  4. социальный отбор и дифференциация членов общества, связанная с разделением общественного труда и воспроизводством специалистов (кадров);
  5. создание условий для профессионального и личностного самоопределения;
  6. социокультурные инновации, генерирование новых идей, создание открытий и изобретений;
  7. социальный контроль.

Образование как результат предполагает овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Главный результат образования - это образованность личности как характеристика, показатель уровня усвоения личностью знаний, опыта деятельности, норм и ценностей.

Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование как отрасль (сфера) представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников для общества (страны).

Свойства (принципы) образования:

1. Гуманность образования.

2. Демократичность образования.

3. Целенаправленность образования.

4. Историчность образования.

5. Целостность образовательного процесса.

6. Системность образования.

7. Процессуальность образования.

8. Непрерывность образования.

3.2. Система образования в России.

ОБРАЗОВАНИЕ (как система) – представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [Закон об образовании]

Система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей (по Пидкасистому П.И.).

Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Охарактеризуем каждый из этих компонентов системы образования.

  1. Государственные образовательные стандарты (ГОС) и программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования по достижению этого идеала. ГОС закрепляет цели образования, содержание образования, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся.

  1. сохранение единого государственного пространства;
  2. обеспечение качества образования;
  3. обеспечения социальной защиты граждан (право на образование);
  4. основа для оценки уровня образования и квалификации выпускников, а также оценки деятельности ОУ;
  5. основа для установления нормативов и расчетов финансирования в системе образования.

Структура ГОС: минимум содержания обучения по основным образовательным программам, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Уровни ГОС : федеральный компонент, региональный (национальный) компонент, школьный компонент (для ГОС общего образования).

Образовательные программы

Общеобразовательные

Направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

  1. дошкольного образования
  2. начального общего образования
  3. основного общего образования
  4. среднего (полного) общего образования

Профессиональные образовательные

Направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательных уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

  1. Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  1. ОУ является юридическим лицом (т.е. имеет имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, имеет самостоятельный баланс или смету, имеет устав, прошло государственную регистрацию)
  2. Деятельность ОУ регламентируются Законом об образовании (как образов. учреждения), Бюджетным кодексом (как бюджетной организации), Гражданским кодексом (как некоммерческой организации, созданной как учреждением), Трудовым кодексом, Типовыми положениями и др.
  3. Статус ОУ устанавливается при его государственной аккредитации.
  4. Устав ОУ.
  1. дошкольные,
  2. общеобразовательные,
  3. НПО, СПО, ВПО, ППО,
  4. учреждения дополнительного образования взрослых,
  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
  6. учреждения дополнительного образования,
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей,
  8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Выделяются следующие виды образования по разным основаниям:

  1. по типу и качеству научных знаний – математическое, экономическое, биологическое, физическое, географическое образование и т.д.;
  2. по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное, и т.д.;
  3. по видам человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, военное, педагогическое, медицинское образование;
  4. по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и т.д.;
  5. по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
  6. по сословному признаку – элитное и массовое образование;
  7. по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее полное, среднее профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное образование;
  8. по форме получения образования – очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (дистантное) образование, экстернат.

3.3. Основы управления образовательными системами

Менеджмент как теория и практика управления в социальных организациях (системах) сегодня считается достаточно универсальной областью знаний, и даже искусством, связанным с организацией совместной деятельности людей по достижению конкретных, заранее запланированных целей. Его универсальность позволяет говорить об общих принципах, закономерностях, методах и формах управления людьми и процессами, имеющими некоторую специфику в отдельных сферах деятельности. Именно эти специфические особенности важно рассмотреть для сферы образования.

Педагогический менеджмент – совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими (образовательными) системами, направленная на повышение эффективности их функционирования и развития. Специфика педагогического менеджмента заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда управленца (менеджера) образования.

Предметом труда является учебная деятельность обучающихся и педагогическая деятельность специалистов сферы образования. Продуктом служат образовательные услуги, оказываемые гражданам и в конечном итоге стране и обществу в целом. Орудиями труда являются средства педагогической деятельности, в первую очередь, это вербальные средства (слово, речь, вместе с невербальными сигналами), а также различного рода материальные средства учебного и вспомогательного назначения. Конечным результатом труда является уровень образованности, грамотности, воспитанности, компетентности субъектов образовательного процесса – обучающихся, воспитанников и даже самих педагогов.

Основными принципами управления образовательными (педагогическими) системами являются:

  1. демократизация и гуманизация управления;
  2. системность и целостность в управлении образовательными системами;
  3. сочетание централизации и децентрализации;
  4. взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
  5. научная обоснованность (научность) управления;
  6. объективность, полнота и регулярность предоставления информации;
  7. комплексность;
  8. систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.

Методы управления – это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

  1. объекту управления (федеральные, региональные, внутришкольные или внутривузовские);
  2. по целям (стратегические, тактические, оператичные;
  3. по механизму влияния (социально-политические, организационно-управленческие, организационно-педагогические);
  4. по стилю управления (демократические, авторитарные, либеральные);
  5. по субъекту управления (административные, хозяйственные, финансовые и др.).

Формы управления могут иметь различную структуру и направления. Для школы это педагогические советы, попечительские советы, родительские собрания, методические объединения, методические и теоретические семинары, школьные конференции, педагогические чтения, ученическое самоуправление. Для вуза можно выделить ректорат, Ученый совет, учебно-методический совет, научно-методический совет, совет факультета, кафедры и заседания кафедры, студенческий совет, научно-практические конференции, круглые столы и т.д.

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное и формализованное выражение воли многонационального народа России, направленное на удовлетворение потребностей личности, общества, государства, семьи.

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государственное регулирование в сфере образования:

  1. необходимость государственного бюджетного финансирования сферы образования, в том числе дополнительно для отдельных категорий обучаемых;
  2. необходимость прогнозирования развития сферы образования, ее масштабов и структуры, в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде и в самой системе образования;
  3. развитие рынка образовательных услуг, в т.ч. негосударственного и дополнительных платных образовательных услуг;
  4. неспособность индивидуального потребителя оценивать качество ОУ предполагает государственную систему контроля за ними;
  5. учет и решение вопросов локализации рынка ОУ (разграничение компетенций, источников финансирования, содержания образования и т.д. на региональных рынках);
  6. организация обратной связи (мониторинга) в системах управления образованием;
  7. возможность субсидирования как потребителей ОУ, так и производителей ОУ на целевой основе.

Функции государства в сфере образования (мировые тенденции):

  1. обеспечение равного доступа к образованию;
  2. поддержка справедливого и качественного обучения в школе;
  3. предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование;
  4. распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить.

2. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.

3. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

4. Зорин И.В. Методологические основы профессионального туристского образования. – М., 2004.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. – М., 1999.

6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. – М., 2001.

Читайте также: